Мировая финансовая мафия убедила всех в том, что лагерный порядок, установленный ею почти во всём мире, является самым лучшим. А тех, кто способен усомниться в этом надувательстве, уничтожают без всякого сожаления…
От редакции «РН»: Путин устами Глазьева поставил Украине ультиматум: выступление советника президента России по вопросам экономики Сергея Глазьева 25 июня 2013 года на международной научной конференции «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы», состоявшейся в МГИМО.
Спасибо, Сергей Евгеньевич, спасибо уважаемым украинским коллегам за то, что собрались для обсуждения действительно судьбоносных вопросов, которые звучат сегодня в этом зале. Мы можем следующее заседание действительно провести в другой совсем политико-экономической реальности. И в случае, если Украина всё-таки подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом, то круг вопросов, которые мы будем обсуждать, станет сугубо риторическим. Потому что, согласно этому соглашению (мы его внимательно проанализировали), Украина фактически перестаёт быть самостоятельным сувереном субъектов торгово-экономических отношений.
Это соглашение предполагает одностороннюю зависимость Украины от директив Европейского союза. И хотя Украина действительно не становится полноправным членом Европейского союза, но она обязуется чётко выполнять все директивы, связанные с торговлей: она берёт на себя обязательства беспошлинно пускать европейскую продукцию; она соглашается на сохранение квот и ограничений против неё с другой стороны. Она соглашается на то, что все спорные вопросы будет рассматривать Европейский суд, и европейцы будут мониторить, как Украина выполняет обязательства по соглашению, включая технический регламент, где между прочим, даже записан переход на европейский стандарт железнодорожного транспорта (то есть, на узкую колею) через некоторое время. И если Украина не будет выполнять эти обязательства, то Европа оставляет за собой право ограничивать доступ украинских товаров на свой рынок.
Поэтому нам, собственно говоря, уже не придётся обсуждать любые вопросы в торгово-экономической интеграции, ни вопросы, связанные с техническим регулированием; ни какие другие вопросы, связанные с тем, что, собственно говоря, сегодня решают Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Как вы знаете, всего лишь месяц назад в Астане был подписан меморандум нашими президентами, где ставится вопрос о предоставлении Украине статуса наблюдателя в создаваемом Евразийском экономическом союзе. Мы понимаем этот шаг украинского руководства, как желание вернуться в евразийский интеграционный процесс. С нашей точки зрения, статус наблюдателя может быть предоставлен только тем странам, которые изъявили желание участвовать в Евразийском экономическом союзе, в качестве полноправных членов.
Если Украина делегирует все те вопросы, которые сегодня рассматривает Евразийская экономическая комиссия, Брюсселю, то получается, что у нас наблюдателем может стать Брюссель. Потому что с Брюсселем можно будет вести переговоры по этим вопросам, а с Украиной уже нельзя будет вести переговоры. Поэтому, какой может быть статус наблюдателя, если Украина лишает себя суверенных прав реализовывать самостоятельную торгово-экономическую политику. Остаётся, конечно, единственный шанс для нашей интеграции — это если Россия вдруг возьмёт и подпишет то же соглашение с Европейским союзом аналогичное, — о создание зоны свободной торговли.
Вот Пётр Порошенко говорил про нашу традицию дипломатическую. Я должен сказать, что наша дипломатическая традиция абсолютно исключает подписание неравноправных соглашений. Никогда в российской истории ни в царской, ни в советской, ни в современной вы не найдёте ни одного международного договора, в котором бы Россия делегировала в одностороннем порядке свои полномочия третьей стороне. А вы делегируете.
Я прочитал соглашения, и могу вам процитировать даже длиннющий перечень директив Европейского союза в области технического регулирования; в области санитарных, фитосанитарных мер; в других вопросах торговой политики, где сто страниц текста. И я, читая этот текст, вспомнил договора, которые мы с Украиной, уважаемые коллеги, подписывали. Многие участники этих сложных переговоров многолетних — везде стоят оговорка, в том числе под договором о СНГ, о создании СНГ, что Украина подписывает данный договор в той части, в которой он не противоречит Конституции Украины.
Но мы с Украиной ни одного договора, где бы Украина делегировала суверенитет, не подписывали. А здесь такой оговорки нет — почему-то в данном случае Конституция Украины в расчёт не принимается. Конечно, это суверенное дело украинского руководства. И я думаю, что Конституционный суд Украины тоже наверно скажет своё слово по поводу этого соглашения. Но я должен, как экономист, сказать, что, если оно будет подписано, то ни в каком участии Украины в Таможенном союзе речи уже быть не может. И не может быть никакой реализации формулы «3+1» — просто для этого не остаётся у Украины полномочий.
В заключение два слова всё-таки о выборе: я уверен, что выбор пока ещё не сделан. Во всяком случае, социологические опросы (мы внимательно следим за общественным мнением на Украине) показывают, что 40% граждан, если бы референдум, о котором говорил Симоненко, состоялся — 40% граждан высказались бы за участие Украины в Таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, а 36% — против. Поэтому, если украинское руководство берёт на себя политическую ответственность за такой выбор — это, конечно, право украинского руководства. Мы здесь не претендуем на то, чтобы давить или, так сказать, угрожать чем-то.
Но я должен, как экономист, сказать, что расчёты, которые провели наши учёные, говорят абсолютно однозначно: в случае, если Украина подписывает соглашение с Европейским союзом, — до 2020 года это соглашение будет иметь негативные экономические последствия для украинской экономики. Будет ухудшаться товарооборот, будут ухудшаться условия торговли с Россией, будет сокращаться производство украинских товаров, неконкурентоспособных с европейскими. И для нас уже другой выбор возникнет, который предусмотрен соответствующим предложением о зоне свободной торговли в СНГ.
Если мы столкнёмся с тем, что украинские товары, вытесняемые европейскими конкурентами, будут чрезмерно идти на наш рынок и нарушать сбалансированность торговли, а ещё хуже, если пойдёт реимпорт европейских и турецких товаров через территорию Украины, то у нас, как вы знаете, остаётся возможность выхода из отношений свободной торговли с Украиной, точнее исключения Украины из зоны свободной торговли в СНГ. Этого бы делать, конечно, не хотелось — для Украины это была бы экономическая катастрофа.
Минус 2% ВВП — это то, что Украина получит, если таких вещей не произойдёт. Но если они произойдут, то дальше непонятно, как Украина может удержать макроэкономическую стабильность курса… Я думаю что украинскую экономику ждёт очень тяжёлое, так сказать, испытание. А если будет участвовать в интеграционном процессе евразийском, то по расчётам наших экспертов, мы получаем плюс 7% ВВП к 2030 году каждый год, это плюс 15% ВВП в целом, это 220 миллиардов долларов за этот период, то есть 12 миллиардов долларов каждый год дополнительно Украина будет получать. Условия торговли улучшатся на 10 миллиардов долларов. Это даст Украине возможность стабильного устойчивого развития. Я вас уверяю, что мы вместе с Украиной с Европой договоримся на гораздо лучших условиях, чем каждый будет отдельно пытаться попасть европейский дом, а на самом деле, как бы не «вляпаться» туда. Спасибо.
* * *
Комментарий журналиста Юрия Селиванова: То что российско-украинская конференция проводилась не где-нибудь, а на площадке Московского Государственного института международных отношений, весьма символично. Судя по всему, Россия готова рассматривать Украину, как обычное иностранное государство — со всеми вытекающими из этого факта последствиями для Украины. Причём, Глазьев, тональность выступления которого была весьма однозначной, никому не угрожал. А только обращал внимание на то, что Украина своей ассоциацией с Брюсселем сама перечёркивает собственные евразийские перспективы, и ставит Россию перед суровой необходимостью принятия жёстких защитных мер.
* * *
Украине уже вынесен смертный приговор
Автор — Бобби Кларк
На одной из конференций, посвящённой итогам недавнего саммита «Украина-ЕС», посчастливилось пообщаться с Александром Гороховым — человеком, который от корки до корки прочёл проект соглашения Украины с ЕС о Зоне свободной торговли (ЗСТ), который украинские политики и политологи с тупым упорством именуют «договором об Ассоциации».
Почему «посчастливилось»? Да потому что таких — осиливших девятисот страничный документ — на Украине единицы. Ни для кого не секрет, что основными лоббистами заключения «Соглашения об ассоциации» являются владельцы предприятий металлургической, химической, нефтяной промышленности и по производству электроэнергии. И вот что открывает им Горохов:
«В Приложении к Соглашению говорится о «регулировании предельных значений выбросов для существующих заводов». А существуют они — заводы наши — уж с тех давних лет, когда вопросами экологии мало беспокоились. Но в Европе сегодня эти вопросы стоят настолько остро, что чуть ли не ежегодно требования к загрязнителям окружающей среды ужесточаются. И после подписания Соглашения, когда даже подзаконные акты ЕС станут частью законодательства Украины, Совету Ассоциации останется только «определить расписание по внедрению Украиной этих условий для существующих установок». В указанный Совет войдут 28 представителей Евросоюза и 1 (!) представитель Украины. Ответьте, пожалуйста, после этого, кто будет решать при таком «контрольном пакете», закрывать или не закрывать металлургический завод какого-нибудь Ильича? Как говорится, «за что боролись…».
Ждёт сюрприз и производителей электроэнергии, излишки которой, как и газа собственной добычи, экспортируются в Европу по мировым ценам. После вступления в силу Соглашения с ЕС, Украине запрещено будет экспортировать газ и электроэнергию по ценам, выше внутренних. Следовательно, чтобы экспортировать энергетические товары, придётся повышать их цены для украинского потребителя.
Теперь о мечтах украинских сельхозпроизводителей в связи с неминуемым превращением государства в сырьевой придаток. Если в последние годы Украина экспортировала в Европу 3 млн. т. пшеничного зерна, то теперь поставки пшеницы в ЕС будут ограничены одним миллионом. Из 300 тыс. т. сахара, которые Украина способна продавать Евросоюзу, ей будет позволено поставлять в 10 раз меньше! Подобные ограничения предусмотрены для всех видов сельхозпродукции. Что неудивительно — сельскохозяйственные войны за квоты не затихают даже между полноправными членами ЕС. Кроме того, по 24 группам сельхозтоваров Украина обязуется ежегодно снижать экспортную пошлину на один процент, вплоть до нуля. Кстати, по другим видам сырья, включая продукцию первичной переработки металлов, Украина обязана, сразу же после вступления в силу Соглашения, установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, что ей удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО. А в течение 7-10 лет и вовсе довести до нуля.
И, раз уж вспомнили ВТО — после присоединения к ней, Украина была обязана ввести с 2010 года запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, произведённых в домашних хозяйствах (вступление в силу соответствующего закона уже дважды переносилось, и до президентских выборов, конечно же, не произойдёт). Так вот, Соглашение о ЗТС выметет с наших базарчиков также и квашеную капусту, соления, мочёные яблоки, натуральное масло, телячью вырезку и даже мёд, потому что «Директива по общему каталогу сортов сельскохозяйственных видов растений» строго указывает, что именно, произрастающее на наших чернозёмах, может продаваться. Заметьте, мы пока не считаем, сколько бабушек лишится средств к существованию. Мы говорим только о том, чего не отыщем, придя на рынок.
А в супермаркете можем не отыскать продукты с привычным уже штампом «Без ГМО». Рекомендации Еврокомиссии гарантируют «сосуществование генетически модифицированных зерновых культур с обычным и натуральным сельским хозяйством».
Но вернёмся к сегодняшним экспортёрам. Дышащая на ладан «оборонка», ещё живущая за счёт иностранных заказов, после подписания Соглашения вполне может лишиться внутреннего госзаказа. В тендерах на снабжение силовых структур обязательно участие фирм из ЕС.
Ещё одно неукоснительное требование к Украине — «Директива по развитию железных дорог». Она, в частности, предусматривает ликвидацию государственного статуса «Укрзалізниці» и, таким образом, повышение тарифов на перевозки по причине прекращения дотаций из государственного бюджета. «Развитие железных дорог» предусматривает и выполнение Директивы «О совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества». Напоминаю, ширина железнодорожной колеи у нас — 1520 мм. В Европе — 1435 мм. Общая длина железных дорог Украины — более 30 тысяч км. По ним ездят 139,5 тысяч вагонов и 6,1 тысяч тепловозов, электровозов, дизель-поездов. И у всех далеко не по одной колёсной паре!
Где брать деньги на замену всего этого?
Да — соглашусь с господином Толстовым — в 1990-е годы в будущих членов ЕС действительно вливались огромные средства на структурные изменения экономики. Но времена меняются, и некогда процветающий Евросоюз, по признанию спикера Европарламента Мартина Шульца, уже год как является банкротом, который не в состоянии финансировать свои собственные программы. А Украина, напомню, даже на членство рассчитывать не может.
Спросите, зачем же мы тогда им нужны? Вот один из ответов: «Для поношенной одежды и других подержанных вещей, находящихся в пределах украинского таможенного кода 6309 00 00, Украина устранит таможенные пошлины на импорт». То есть, для того чтобы продавать подержанные вещи, добивая украинскую швейную промышленность. Ведь в условиях массового обнищания многие предпочтут качественную и дешёвую новой и дорогой.
В течение 4-5 лет Украина должна также имплементировать весь корпус европейских стандартов в качестве национальных. Это более 20 тыс. стандартов — от расположения лампочек, розеток, вида дорожных знаков и «зебр» на переходе, до шага резьбы гаек и болтов. Разумеется, Украина должна отказаться не только от национальных стандартов, но и отозвать, как несоответствующие европейским, межгосударственные, действующие в рамках СНГ. Это значит, что ни одно украинское предприятие не сможет поставлять продукцию в Таможенный Союз, где сейчас возрождаются многие советские ГОСТы.
Сложности украинскому бизнесу принесут и, казалось бы, такие безобидные европейские подзаконные акты (которые по Соглашению станут законом на территории Украины), как, к примеру, «Директива по структуре требований дизайна в соответствии с экологическими принципами регулирования энергии при использовании материалов». В соответствии с ней, украинский кирпич ценой в 1 гривну может оказаться несоответствующим европейским нормам экодизайна, и потребуется вести строительство из импортного кирпича, стоимостью 5 евро.
Но, главное — в документе, где в мельчайших подробностях расписаны, скажем, процедуры какого-нибудь фитосанитарного контроля, ни слова о регламенте работы надгосударственных органов и механизме принятия ими решений. Однако сам факт численного превосходства в них представителей ЕС указывает на то, что голос украинской стороны никак не будет влиять на принимаемые решения. Причём оспорить выводы «европейских братьев» Украина не имеет права, ибо, согласно статье 475, «решение, принятое соответствующим установленным органом… не должно оспариваться».
Так называемые украинские патриоты говорят, что вступление в Таможенный Союз это потеря независимости, потому часть полномочий будет передана в надгосударственный орган — в части регуляции таможенных тарифов. Но по соглашению с ЕС, Украина должна гарантировать, что приведёт всё законодательство в соответствие с юридическими актами ЕС. Более того, любой вновь принятый документ Еврокомиссии, Совета Европы и т.д. должен быть немедленно имплементирован в законодательную систему Украины. В Соглашении чётко прописано: «Украина должна гарантировать, что в конце соответствующего периода времени, её законодательство будет полностью совместимо с принятыми юридическими актами ЕС».
Гарантировать! Вопреки Конституции.
И, прошу обратить внимание, если будущие члены ЕС из Восточной Европы исполняли подобное, имея гарантии принятия в Евросоюз, то о приёме Украины речь даже не идёт. Более того, поскольку это добровольное самоистязание рассчитано по Соглашению на десять лет, то, следовательно, раньше данного срока даже вопрос ассоциированного членства ставиться не будет. Причём, из смысла Соглашения вытекает, то эти 10 лет — лишь первая фаза «сближения».
Таким образом, можно утверждать, что переговорная группа во главе с замминистра экономики Валерием Пятницким на переговорах с ЕС добровольно ликвидировала суверенитет Украины. Документ, в котором одна сторона наделяется исключительно правами, а другая — только обязательствами, и под страхом наказания обязуется жить по чужим правилам, не может называться соглашением о сотрудничестве. Это «Акт о признании Украиной колониальной зависимости от Евросоюза».
* * *
Более детальную информацию о том, что сейчас происходит на Украине и чем это ей грозит, можно будет получить на очередной Интернет-Конференции Андрея Орехова из серии «Анализ политических событий в Украине», которая начнётся в 22:00 по московскому времени, в пятницу, 30 июля 2013 года на сайте «Ключи познания». Вход — свободный…
Читайте также: Новости Новороссии.