Счетная палата установила, как коммунальщики воруют деньги жителей Ставрополья
Две трети жителей Ставрополья ставят ЖКХ на первое место в списке важнейших проблем региона. И поделом: квартплата и тарифы постоянно растут, а качество работы управляющих компаний – все ниже. Оказывается, спустя рукава работает жилищная инспекция Ставрополья, которая не бьет по рукам недобросовестных бизнесменов. Да и Региональная тарифная комиссия пропускает мимо глаз, когда монополисты беззастенчиво включают в свои тарифы «непрофильные» расходы: значит, население вынуждено из своего кармана платить за причуды олигархов. На своем ли месте сидят руководители этих ведомств Сергей Лапчинский и Константин Шишманиди?!
Губернатор был шокирован
В минувший четверг на заседании краевого правительства с отчетом об итогах работы своего ведомства выступал главный жилищный инспектор Ставрополья Сергей Лапчинский. Ситуация в сфере ЖКХ планомерно ухудшается, по крайней мере, если судить по статистике жалоб и нарушений.
В прошлом году инспекторы провели почти 7 тысяч проверок (это 58 млн кв.м общей площади жилищного фонда Ставрополья), а за пять месяцев нынешнего года число проверок увеличилось более чем вдвое. Причем если за прошлый год инспекторы выявили 14,7 тысяч нарушений, составили 480 административных протоколов и наложили штрафов на 8,5 млн рублей, а то лишь за пять месяцев нынешнего года нарушений оказалось 12,2 тысячи, постановлений – 370, а штрафов – на 4,2 миллиона.
Причем, говорит Лапчинский, примерно каждая десятая проверка проводится по жалобам граждан: 60% обращений приходится на Ставрополь, а 27% – на города Кавминвод. Чаще всего жалуются люди на порядок начисления квартплаты и платы за коммунальные услуги. При этом, правда, говорит чиновник, из полутора тысяч жалоб подтвердились якобы лишь 10%.
Эта цифра просто шокировала врио губернатора Владимира Владимирова, который ей просто не поверил и потребовал от Лапчинского ужесточить внутренний контроль в своем ведомстве. Если жилищный инспектор никаких нарушений по жалобам жильцов не выявил, а следом появились повторные обращения граждан на ту же самую управляющую компанию, то такой инспектор работать не должен.
Кто водит за нос горожан?
Постановлением правительства РФ были утверждены стандарты раскрытия информации для предприятий сферы ЖКХ, и это тоже функция жилищной инспекции – проверять их соблюдение. На территории края зарегистрировано 1363 ТСЖ и ЖСК и 233 управляющие и обслуживающие компании, из которых разместили обязательную информацию на портале «Реформа ЖКХ» более 90%. По остальным, заверил Сергей Лапчинский, составляются акты, которые затем передаются в прокуратуру. Но все равно полторы сотни управляющих организаций, которые водят жителей за нос, – это слишком много даже по меркам Ставропольского края.
С сентября вводится обязательное лицензирование управляющих компаний, которым будут заниматься именно жилищные инспекции. Его главная задача – отсечь с рынка недобросовестные компании, которые лишь обирают жильцов, а сами работать не хотят. Например, если в деятельности управляющей компании жилищная инспекция дважды подряд выявляла нарушения, то она автоматически лишается лицензии. Сейчас наибольшее количество жалоб на 16-ю управляющую компанию из Ставрополя, и она лицензирование в сентябре не пройдет, обещал Сергей Лапчинский. Губернатор предложил создать рейтинг управляющих компаний, причем те, которые попадут в «нижнюю» часть списка, также нужно лишать лицензии.
«Вы на острие проблемы, которая интересует 60% наших горожан! Жители требуют сегодня, чтобы государство стало гарантом качественного обслуживания и отсутствия вакханалии в жилищно-коммунальной сфере», – заявил Владимир Владимиров. Как мед в уши льет. Жаль только, что ситуация в сфере ЖКХ, несмотря на заверения чиновников, продолжает планомерно ухудшаться.
Самые секретные расчеты
На заседании правительства зашла речь о коммунальных платежах, точнее, об их сборе. Сейчас на Ставрополье создается Региональный расчетный центр (РРЦ), который объединит почти все города и районы края. Почти, потому что в краевой столице есть самостоятельный Расчетный центр (СГРЦ), который на заседании министр ЖКХ Юрий Корнет (с понедельника уже бывший) нахваливал губернатору на все лады.
А вечером того же дня, когда заседало правительство, в стенах министерства ЖКХ прошло заседание краевого Общественного совета по строительству и коммунальному хозяйству. И заслушивали на нем отчет директора СГРЦ Светланы Фоминой. Она сообщила, что ежемесячно получает порядка 150 обращений граждан (в письменном виде и через Интернет), и подробно рассказывала, на что именно люди жалуются. Например, если управляющая компания самостоятельно (минуя расчетный центр) рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями, и вдруг она меняется на другую. Так произошло в прошлом году с ООО «РУК «Альтернатива», которая собирала деньги с жителей, а вот перечислять их коммунальщикам… забывала. После банкротства компании на ее осколках появилась другая, но одноименная: так вот, договоры с жильцами у нее заключены с 1 января, а с коммунальщиками – с 1 марта. Ну а люди жалуются в ее учреждение, говорит Светлана Фомина.
Впрочем, далеко не все так радужно в отношениях населения и расчетного центра, как пыталась представить его директор. Активист регионального общественного центра «ЖКХ-контроль» Владимир Молчанов обратил внимание на многие сомнительные факты в деятельности СГРЦ. Начать с того, что расчетный центр даже не является муниципальным: доля участия администрации Ставрополя в его уставном капитале составляет лишь 4%. Существовал, впрочем, в городе и муниципальный расчетный центр, но он прекратил деятельность еще в 2004 году, а в прошлом – был окончательно ликвидирован.
Владимир Молчанов рассказал, что внимательно изучил устав СГРЦ и также нашел много интересного. Например, расчетный центр имеет право открывать расчетные счета за границей и валютные счета. К чему это нужно, если деньги он собирает исключительно в рублях, да и то лишь в пределах одного муниципалитета – Ставрополя.
Еще одна странность: СГРЦ является соучредителем аж семи управляющих компаний в Ленинском районе Ставрополя. Тут уж не выдержала сама Светлана Фомина: по ее словам, решение об учреждении самостоятельных компаний принимает совет директоров. Но при этом так и не сказала, кто же именно входит в этот совет. А также, кто вообще является совладельцами СГРЦ (как ни поразительно, но даже в ЕГРЮЛ данных об этом нет).
Удивило Владимира Молчанова и еще одно полномочие СГРЦ, закрепленное в его уставе, – проверять правильность начисления платежей другими учреждениями, которые работают с расчетным центром. Логично, кажется, но это лишь на первый взгляд. Ведь в числе этих учреждений и множество ТСЖ и ЖСК, которые являются, по закону, некоммерческими, общественными организациями. А исчерпывающий список структур, имеющих право проверять финансовую деятельность НКО, закреплен в федеральном законе №82-ФЗ «Об общественных объединениях». И расчетных центров в этом списке нет. Как, кстати, нет о них упоминания (как о субъекте правоотношений в жилищно-коммунальной сфере) и ни в одном другом федеральном законе. Так кому мы платим?!
Ах, какой щедрый гендиректор!
Снова вернемся к заседанию правительства, на котором речь шла о «коммуналке». Отчетный доклад зачитывал и председатель Региональной тарифной комиссии Константин Шишманиди: по его словам, за прошлый год его ведомство рассмотрело почти 2,5 тысяч тарифных заявок от коммунальных предприятий, желающих повысить тарифы на свои услуги.
Но, говорит Шишманиди, все они повышались в строго отведенных правительством РФ рамках – никакого, мол, своеволия: чиновники недрогнувшей рукой отказываются от включения в тариф непрофильных расходов предприятий (в том числе и сверхнормативной прибыли). Экие же молодцы, тем более, что у тарифной комиссии есть еще и контрольная функция, позволяющая проводить проверки законности взимания платы с населения.
А вот результаты проверок краевой Контрольно-счетной палаты края говорят об обратном: нарушения процветают в том числе и в тарифной сфере. С начала года работающие на этом направлении аудиторы Андрей Черняков и Владимир Собко и провели проверки трех коммунальных ГУПов: «Крайтеплоэнерго», «Крайкоммунэлектро» и «Крайводоканал», который в общей сложности обслуживают почти 1,5 млн жителей Ставропольского края. В сумме выявленные нарушения потянули практически на 120 млн рублей, из которых львиная доля приходится на водоснабжающее госпредприятие.
Три четверти стоимости всех заключенных «Крайводоканалом» договоров приходятся на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а значит, по ним не было никакой экономии. Что, естественно, сказывается на повышении тарифа.
Впрочем водниками есть еще куда расти: в «Крайтеплоэнерго» на закупки у единственного поставщика приходится 97% всех заключенных контрактов. Более того, гендиректор предприятия Александр Смагин еще в сентябре 2012 года подписал приказ, которым разрешил сотрудникам заключать договоры с единственным поставщиком (то есть без снижения цены) при покупке автомобилей, спецтехники, деталей…
Более того, зачастую чересчур расторопные сотрудники ГУПа заключали договоры с единственным поставщиком, даже не дожидаясь издания соответствующих приказов гендиректора о совершении закупок. Суммы представляете?! А все это, разумеется, ложится в тариф для населения, которое потом стонет, чего у нас вода, тепло и свет такие дорогие, да еще и постоянно дорожают.
«Перекинем» на население?
Один из важнейших факторов, который «Крайводоканал» закладывает в свой тариф, – это потери воды в разводящих сетях: скажем, в 2012 году эта цифра составила 67 тысяч кубометров, из которых почти 55 тысяч «кубов» пришлись на филиалы предприятия на Кавминводах. Это порядка 2,2 млрд рублей. Правда, реальные потери оказались на 31% выше, чем утверждено федеральными нормативами, и на 10% больше, чем заложено в тарифе (кстати, почему Региональная тарифная комиссия разрешает ГУП закладывать в тариф суммы, больше чем установлено Росстроем, тоже большой вопрос).
Шутка ли: из двух кубических метров забранной и полученной воды потребитель получает менее одного (остальное списывается на потери и расходы на испарение и фильтрацию). Естественно, «Крайводоканал» постоянно жалуется на то, что собираемых в пределах тарифа денег ему не хватает не то что на модернизацию, но даже на текущий ремонт трубопроводов. Скажем, в прошлом году не хватило 4 млн рублей на мероприятия по энергосбережению, которые бы позволили в дальнейшем добиться снижения тарифа (не заменили насосные агрегаты).
Но не стоит забывать, что «Крайводоканал» получает также средства от нерегулируемых видов деятельности (на которые тариф государство не должно утверждать): это, например, технологическое присоединение новых объектов. Но почему-то за счет этих средств ГУП существовать не хочет и спешит «перекинуть» в тарифную составляющую именно непрофильные расходы: например, перечисления в адрес профсоюзного комитета… на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
То же самое, кстати, и у энергетиков – размер одноставочного тарифа на электроэнергию для городского населения на Ставрополье самый высокий на Северном Кавказе. Оказывается, «Крайкоммунэлектро» включало в расчет тарифа (для населения!) в том числе и расходы на модернизацию, которые и так финансировались из краевого бюджета. Так куда же глядит ведомство г-на Шишманиди?!
Читайте также: Новости Новороссии.