Актриса умерла на 92 году жизни после долгой болезни [аудио, видео]
Для миллионов поклонников творчества Элины Быстрицкой известие о ее кончине стало страшным ударом. Тем более, что сразу для нескольких поколений она человек-легенда: та самая горделивая, бойкая и умеющая любить по-настоящему Аксинья из шолоховского «Тихого Дона». О том, какой Быстрицкая осталась в его памяти, корреспонденту газеты «Комсомольская правда-Ростов-на-Дону рассказал внук писателя Александр Шолохов.
«ГЛУПЕНЬКАЯ, Я ЖЕ ВСЕ ЭТО ПРИДУМАЛ!»
— С Элиной Авраамовной доводилось встречаться неоднократно, — начал разговор с корреспондентом газеты «Комсомольская правда-Ростов-на-Дону» Александр Михайлович. — Я ее хорошо знал и всегда восхищался ей как женщиной, как человеком, потому что такого образца достоинства, по-моему, трудно найти, особенно в актерской среде. Она никогда не опустилась ниже той планки, которую изначально взяла и в кино, и в театральном искусстве. Она никогда не позволила себе никаких фальшивых нот и всегда была образцом достоинства — человеческого и женского. Ну, и конечно, это одна из первых красавиц Советского Союза — женщина, которой восхищались несколько поколений.
— Чем она вам больше всего запомнилась?
— Безусловно, первое, что приходит в голову, это ее разговор с дедушкой, когда она еще совсем девчонкой начинала свою кинокарьеру и готовилась к исполнению роли Аксиньи в «Тихом Доне». Она всегда наивно у него спрашивала и всегда сама со смехом вспоминала этот эпизод. Так, разговаривая с дедушкой, она с замиранием сердца спросила: «Михаил Александрович, ну покажите же мне эту Аксинью, чтобы я знала как она выглядит и как мне ее играть?» На что он в ответ рассмеялся и сказал: «Глупенькая, я же все это придумал!». Вот такой и наивный, и трогательный разговор. И в значительной степени он показывает и ее саму, и ее отношение к жизни. Я имею ввиду то, что она с самого начала и самым серьезным образом подходила к этой профессии, к этому замечательному искусству, и хотела достичь безусловного соответствия тех образов, которые исполняла.
«НА ДОН ПРИЕЗЖАЛА НЕЧАСТО»
— Последнюю вашу встречу помните?
— Она была давно, лет пять-шесть назад. Мы как раз встречались по поводу возможного ее участия в рамках деятельности музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенской. Но, к сожалению тогда у нас не получилось. Хотя на Дон она, конечно, приезжала. Другое дело, что не многократно. С той же Кириенко или Хитяевой были более частые встречи. Несколько раз мы пытались организовать сольные программы Быстрицкой и участие в наших больших празднествах. Но у нее был очень плотный график и часто из-за ее занятости в спектаклях она не могла приехать.
АКСИНЬЮ ОБУЧАЛА СТАРАЯ КАЗАЧКА
— В беседах с Быстрицкой Аксинью вспоминали?
— Эта тема была центральной. Вокруг нее все крутилось. Она для многих из нас этой самой Аксиньей и осталась на всю жизнь. Элина Авраамовна всегда с особой теплотой вспоминала эту роль и эту работу.
Вспоминала детали того, как они в хуторе Диченском в Каменском районе на реке Северский Донец, куда их Сергей Апполинарьевич Герасимов привез практически на полгода, постигали тонкости казачьего быта и диалект буквально глубоким погружением. Там много было всяких эпизодов. И она всегда где-то со смехом, где-то с грустью рассказывала о них.
Один из таких — когда она училась носить воду в ведрах на коромысле, а старая казачка долго ее обучала. Причем понятно, что Быстрицкая была девчонкой городской, физически не сильно закаленной и образ казачки, которая должна быть такой крепкой, для начала был для нее весьма сложен, в том числе и для исполнения. И вот старая казачка ее долго учила, показывая как держать спину правильно, а в конце концов сказала: «Ты должна нести так, чтобы Гришка в тебя влюбился!». Вот это и послужило определяющим: тут задача не просто ведра отнести и не расплескать. Тут надо было это еще сделать так красиво, чтобы одновременно показать и свою женскую красоту.
«ЕЕ УХОД — ПОТРЯСЕНИЕ»
— Безусловно, ее уход для всех нас — потрясение, — сказал в завершение разговора внук писателя легендарного «Тихого Дона». — Совершенно очевидно, что это человек, который символизирует эпоху, огромный пласт российского советского киноискусстсва, искусства и культуры. Она — человек знаковый, который являлся определенным символом. И, конечно, уход каждого такого символа является тяжелой утратой для страны в целом и для тех людей, которые ее любили и знали прежде всего.
Огорчительно, но в последний год уходят такие столпы как Говорухин, Кобзон, Быстрицкая. Конечно, очень тяжело и символизирует такую смену поколений, поколение это уходит.
Источник: www.kp.ru