120 закон об образовании

Статья 108 закона об образовании 273 фз

Ссылка на файл: >>>>>> http://file-portal.ru/Статья 108 закона об образовании 273 фз/

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 108
Заключительные положения
Статья 108. Заключительные положения

Российское Законодательство — в режиме Online Актуальность: Образовательные уровни образовательные цензы , установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре , до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября года N ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября года. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля года с учетом следующего:. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ , выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января года. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады должностные оклады по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады должностные оклады педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря года. Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До 1 января года предусмотренное статьей 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января года N 5-ФЗ «О ветеранах». Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Начало Консультация Публикации Поиск Сервис Контакты Помощь. Начало Законы Закон об Образовании в РФ Глава Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N ФЗ ст Заключительные положения . Образовательные уровни образовательные цензы , установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля года с учетом следующего: До 1 января года: Судебная практика по статье Закона об Образовании в РФ: Решение N АКПИ, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция При установленных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца и иных лиц в указанных им аспектах. Кроме того, вопреки утверждениям административного истца, частью 2 статьи Федерального закона от 29 декабря г. АПК РФ ГК РФ ГПК РФ КАС РФ ЖК РФ ЗК РФ КоАП РФ НК РФ СК РФ ТК РФ УИК РФ УК РФ УПК РФ Бюджетный кодекс Градостроительный кодекс Лесной кодекс Таможенный кодекс Водный кодекс Кодекс внутр. Анализ текста Вставьте текст, ссылающийся на статьи законов Правовой навигационный сервис по законодательству РФ с составлением подборок правовых норм Кодексы и Законы Российской Федерации

Лак для лечения грибка
В каких структурах на дисках хранятся программы
Яичная диета на 7 дней результаты
An error occurred.
Solaris 2017 тест драйв
Психосоматические причины псориаза
Пирог с грибами с песочным тестом
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (действующая редакция)
Сколько нужноесть собаке
Карта гор меловое
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 108
Сонник платье маленькое
Измеритель мощности своими руками рации
Доводчик дипломат инструкция
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 108
Где нужны история и обществознание

Комментарий к статье 29

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона).

Гарантией реализации этого принципа является возложенная на образовательную организацию обязанность по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности (ч. 1 комментируемой статьи). В свою очередь, открытость и общедоступных таких информационных ресурсов обеспечиваются путем их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, и прежде всего на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В ч. 2 комментируемой статьи конкретизируется состав информационных ресурсов, открытость и доступность которых обязуется обеспечить образовательная организация.

В состав открытых и доступных информационных ресурсов, прежде всего, должна входить основная информация о самой образовательной организации, исчерпывающим образом характеризующая ее как субъекта образовательного права.

Размещается информация о дате создания образовательной организации, ее учредителях, месте нахождения самой образовательной организации и ее филиалов, о структуре организации и органах управления. Информация об образовательной организации обязательно дополняется необходимой контактной информацией (график работы, почтовый адрес, телефоны и т.д.).

Размещаемая в Интернете информация об образовательной организации должна стать информационной гарантией реализации права каждого на образование и помочь абитуриентам, ученикам, их родителям и иным заинтересованным лицам выбрать свою образовательную программу, свою образовательную организацию. Для этого им потребуется, очевидно, информация об организации образовательного процесса в данной образовательной организации: о языках образования; сведения о реализуемых образовательных программах, о федеральных государственных образовательных стандартах (образовательных стандартах), о персональном составе педагогических работников, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности. Для лиц, поступающих в образовательную организацию высшего образования или организацию дополнительного профессионального образования, может потребоваться информация о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления.

Сделать правильный выбор образовательной программы и образовательной организации поможет также информация о трудоустройстве выпускников.

Многое об образовательной организации скажет информация о ее финансах и финансовом обеспечении образовательной деятельности: о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и юридических лиц.

Важную роль при принятии решения абитуриентом играет информация о социальных гарантиях обучающимся, которые представляет данная образовательная организация. Вот почему на ее сайте в Интернете обязательно должна присутствовать информация о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.

Особо востребованной среди абитуриентов является информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки и т.д. Образовательная организация не только обеспечивает свободный доступ к такой информации, но и оперативно ее обновляет, особенно в период приемной кампании.

Свободный доступ к информационным ресурсам о конкретной образовательной организации предполагает также доступность копий основных документов, подтверждающих правосубъектность образовательной организации, характеристики ее правового статуса и финансового состояния. В этой связи на образовательную организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц к копиям следующих документов: устава образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности.

На сайте образовательной организации должны быть размещены также копии основных локальных актов, принимаемых образовательной организации в рамках своей компетенции по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона).

В свободном доступе должны находиться результаты самообследования организации.

Минобрнауки России устанавливает:

— показатели самообследования (Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» <366>);

<366> Российская газета. 19.02.2014. N 38.

— порядок проведения самообследования (Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» <367>).

<367> Российская газета. 12.07.2013. N 151.

Цели проведения самообследования — обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации, подготовка отчета о результатах самообследования.

В процессе ежегодно организуемого самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых Минобрнауки России.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года.

Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте организации в Интернете) и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — не позднее 1 сентября текущего года.

Законодатель отдельно упоминает в качестве составных частей информационных ресурсов, свободный доступ к которым должна обеспечить образовательная организация:

— копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг (включая образец договора об оказании платных образовательных услуг) и документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

— копию документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, за содержание детей в образовательной организации, за проживание в интернате и т.д.;

— копию предписаний Рособрнадзора и иных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере образования, и копии отчетов об исполнении таких предписаний.

Отметим, что перечень составных частей информационных ресурсов, к которым организация обеспечивает свободный доступ, является открытым: организация по своему усмотрению может размещать на своем сайте любую иную информацию.

Перечисленные выше информацию и документы образовательная организация размещает в открытом доступе при условии, что они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну — тайну усыновления, коммерческую, банковскую тайну, конфиденциальность персональных данных (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных») и т.д.

В соответствии с комментируемой статьей Правительство РФ утвердило Правила размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления такой информации (Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» <368>). Действие этих Правил распространяются на все образовательные организации, кроме организаций, находящихся в ведении Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, СВР России, ФСБ России, Минобороны России, МВД России и т.д.

<368> СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3964.

В Правилах уточняется состав информационных ресурсов, свободный доступ к которым должна обеспечить образовательная организация, определяется, что размещение информации на официальном сайте происходит в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Рособрнадзором (Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» <369>).

<369> Российская газета. 21.08.2014. N 188.

В Правилах устанавливается также ряд требований:

— по обновлению размещенной информации: не позднее 10 рабочих дней после изменения сведений об образовательной информации;

— по соблюдению законодательства о персональных данных при размещении и обновлении информации;

— требований к технологическим и программным средствам, которые используются для функционирования официального сайта образовательной организации.

Такие технологические и программные средства должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

г) защиту от копирования авторских материалов.

В Правилах установлена возможность размещения соответствующей информации не только на русском языке, но и на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

Надлежащим образом исполнить обязанность образовательной организации по обеспечению свободного доступа к ресурсам, содержащим информацию о ее деятельности, помогают разъяснения Рособрнадзора.

Так, например, в письме Рособрнадзора от 25 марта 2015 г. N 07-675 «О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)» <370> разъясняются специфика размещения информации об условиях предоставления жилого помещения в общежитии обучающимся (в том числе в части размеров оплаты за проживание) и вопросы создания версии официального сайта для слабовидящих, раскрываются технические особенности размещения информации об образовательной организации в открытых источниках и т.д.

<370> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФЗ-120 описывает основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная задача законодательного акта — защита прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия. Основной принцип Федерального закона — демократия.

Описание закона

120 закон о профилактике безнадзорности был принят 21 мая 1999 года Госдумой РФ. Совет Федерации одобрил ФЗ-120 9 июня того же года. Вступил в силу закон 24 июня 1999 года. Последние поправки в закон были внесены 7 июня 2017 года.

Законодательным актом регламентируются общие положения относительно системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Федеральный закон 120 регламентирует задачи по профилактической деятельности в отношении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • выявление и устранение мотивов, побуждающих к появлению безнадзорности;
  • предоставление несовершеннолетним защиту прав и интересов на законных основаниях;
  • помощь в реабилитации социально-нестабильным детям, не достигшим совершеннолетнего возраста;
  • предотвращение суицидальных действий несовершеннолетними;
  • пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные действия.

Законодательством предусмотрены принципы работы с лицами, не достигшими совершеннолетия:

  • законность;
  • демократичность;
  • гуманное обращение;
  • содействие в сохранении семьи и общение с ней;
  • гарантия конфиденциальности полученной информации от несовершеннолетнего;
  • индивидуальный подход к трудным детям;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободу несовершеннолетних.

ФЗ-120 основывается на принципах:

  • Конституции РФ;
  • Международного права, принятого во всем мире;
  • Федеральных законов РФ;
  • правовых актов субъектов России.

Законом предусмотрено проведение в индивидуальном порядке профилактических работ с трудными детьми.

Основания для проведения профилактических действий:

  • на основании постановления суда, приговора;
  • заявление от лица родителей или представителя ребенка, не достигшего совершеннолетия. В заявлении должна быть указана просьба в оказании помощи в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Скачать

ФЗ-120 включает в себя 4 главы и 33 статьи. В каждой из глав закона рассматривается определенный аспект положений об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законом предусмотрены центры специального размещения для лиц, не достигших совершеннолетия и нарушения которых не подлежат уголовной ответственности.

Чтобы ознакомится с последней редакцией ФЗ-120 скачайте его по ссылке.

Последние изменения, внесенные в Федеральный закон №120

Последние поправки в законодательный акт были внесены 7 июня 2017 года. В статью 2 ФЗ-120 были добавлены слова «суицидальные действия».

Из статьи 4 пункта 1 ФЗ-120 была убрана информация об органах, контролирующих оборот веществ наркотического и психотропного характера.

В статью 9 пункт 5 ФЗ-120 были добавлены изменения в описание деятельности органов внутренних дел. После последней редакции закона, в обязанности органов внутренних дел входит выявление родителей или иных лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям.

Статья 5

В статье 5 ФЗ-120 перечисляются категории детей, с которыми необходимо проводить профилактические работы.

Несовершеннолетние, в отношении которых проводят работы в индивидуальном порядке:

  • беспризорные и безнадзорные;
  • ведущие бродячий образ жизни и занимающиеся попрошайничеством;
  • находящиеся в центрах по социальной реабилитации, приютах, центрах помощи сиротам;
  • находящиеся в алкогольной или наркотической зависимости;
  • нарушившие закон, что повлекло за собой применение административных мер;
  • нарушившие закон до достижения возраста привлечения к административной ответственности;
  • выполнивших действие, подвергшее опасности окружающих;
  • подозреваемых и обвиняемых в совершении преступных действий;
  • осужденных условно;
  • отбывающих в колонии наказание за совершенное преступление.

Профилактические работы для вышеперечисленных категорий несовершеннолетних граждан проводятся для предотвращения нарушений закона или для реабилитации, к примеру, после смерти родителей.

Статья 14

Статья 14 ФЗ-120 регламентирует действия контролирующих органов в сфере образования:

  • контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере образования детей;
  • реализация мер по развитию специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства мамы и папы;
  • образование учреждений, оказывающих медицинскую и психологическую помощь сиротам;
  • организация летнего досуга, отдыха и занятий для детей;
  • ведение учета не посещаемости ребенком занятий по уважительной и неуважительной причине;
  • внедрений мероприятий по предотвращению ранней наркотической и алкогольной зависимости.

После последний редакции ФЗ-120 изменения в статью 14 не вносились.

Статья 21

Статья 21 ФЗ-120 регламентирует действия подразделений относительно несовершеннолетних.

В обязанности подразделений входит:

  • проводить профилактическую работу с детьми и их родителями;
  • поиск лиц, находящихся в розыске;
  • рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях закона, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия;
  • информировать о всех правонарушениях.

Статья 21 пункт 1 ФЗ-120 был дополнен информацией относительно действий, склоняющих несовершеннолетних к суициду. Пункт 2 ФЗ-120 был дополнен сведениями о категории детей, которых следует доставлять в отделы органов внутренних дел. В их число входят: безнадзорные и беспризорные.

Статья 22

Статья 22 ФЗ-120 регламентирует обязанности центров временного размещения.

Основанием для помещения ребенка в центр временного размещения является приговор или постановление судьи. На основании решения несовершеннолетний помещается в центр сроком, не более 48 часов.

После последней редакции закона в пункт 4 статьи 22 ФЗ-120 было добавлено слово «перечень».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В комментируемом законе впервые в истории российского законодательства об образовании появляется отдельная статья, объединяющая основные понятия образовательного права и дающие этим понятиям исчерпывающие определения. До этого ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не содержалось статей – глоссариев основной терминологии, используемой при правовом регулировании отношений в сфере образования.

Комментируемая статья объединяет 34 термина, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и законодательстве об образовании, и дает им определение, позволяя тем самым упорядочить на терминологическом уровне процессы правотворчества и правоприменения в сфере образования.

Появление в Законе об образовании статьи-глоссария с точки зрения юридической техники представляет собой несомненный шаг вперед. Унификация терминологического аппарата законодательства об образовании позволяет в правотворчестве добиться единообразия нормативно-правового лексикона на всех трех уровнях законодательства об образовании —федеральном, региональном (акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации) и муниципальном (муниципальные акты, регулирующие отношения в области образования). В правоприменении такая унификация позволяет избежать так называемых скрытых коллизий, то есть таких столкновений правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, которые происходят из-за различного понимания одних и тех же терминов. Комментируемая статья Федерального закона об образовании сразу же стала особо востребованной в правоприменительной деятельности. На определения понятий, используемых в Федеральном законе об образовании, стали часто ссылаться суды в мотивировочной части своих решений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. № 56-АПГ15-17 < Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 29.12.2014, которым было частично удовлетворено заявление о признании недействующими в части приложений 1 и 2 к Закону Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края»>, Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2 < О ликвидации некоммерческой местной религиозной организации> и т. д.).

Иные термины законодательства об образовании, не упомянутые в ст. 2 Федерального закона об образовании, используются в тех значениях, которые определены в других источниках образовательного права (международных договорах Российской Федерации, российских законодательных и подзаконных актах).

Развитию глоссария современного образовательного права активно способствует Министерство науки и образования РФ. В его правовых актах появляются новые определения терминов и понятий, используемых для правового регулирования отношений в сфере образования (см., например, письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»).

Термины административного, гражданского, бюджетного и других отраслей российского законодательства, используемые в законодательстве об образовании, применяются в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства. Например, используемые в ст. 99 Федерального закона об образовании («Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования») термины «бюджетные ассигнования» и «государственные (муниципальные) услуги» понимаются так, как они определены в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Следует также отметить, что Федеральный закон об образовании содержит ряд терминологических новелл: вводятся новые понятия, ранее не использовавшиеся в законодательстве об образовании, а отдельные понятия используются в новом или измененном смысле (например, «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность»; «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования» и т. д.

Документы опубликованы не были. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Официальные документы в образовании. № 29, октябрь, 2014.

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *