2 экологическое планирование

Экологическое планирование — это расчет по принципу составления межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ.  

В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных благ (природных ресурсов и условий) путем сопоставления природных предпосылок развития хозяйства и его ограничений на данной территории для каждого вида хозяйственной деятельности (промышленный, транспортный, рекреационный, сельскохозяйственный и др.).  
Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем  
Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов  
Приведите примеры, подтверждающие действие принципов экологического планирования.  
Экологическое планирование следует рассматривать так же как обязательную составляющую долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития страны, отдельного региона, отрасли экономики. Экологическая часть данного прогноза должна включать систему основных показателей по охране окружающей среды  
Концептуально экономическое планирование в сфере природопользования основывается на понятии экологического планирования. Таким образом, речь идет об эколого-экономическом планировании.  
Каверин А.В. Экологическое планирование в системе экологической безопасности региона. — Саранск, 1994. С. 4.  
Под экологической оценкой, приводимой в зарубежной научной литературе / 75, 85 /, понимается процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.  
Реальная опасность отказа сложной технической системы оценивается аппаратом теории надежности, в частности, показателем степени опасности эксплуатации технической системы может служить величина риска аварии (далее будем величину риска аварии называть техническим риском). Прогнозирование технического риска трубопровода осуществляется обычно с использованием моделей коррозионного и малоциклового износа. Но критерий технического риска не нецелесообразно применять при оценке экономических и экологических последствий аварий. Не вызывает сомнения тот факт, что аварии на различных участках трубопровода (подводный переход, или переход через овраг, например) приводят к различным экономическим последствиям (потери нефти, экологический ущерб, ресурсы вложенные в ликвидацию последствий аварии и т.п.) Поэтому предлагается при планировании инвестиций в трубопроводный транспорт (ремонт, дополнительные средства контроля технического состояния, реконструкция и замена дефектных участков и т.д.) руководствоваться так называемым критерием техногенного риска , который учитывает не только риск аварии на рассматриваемом участке трубопровода, но и экономические последствия возможных аварий на этом участке.  

Система управления качеством окружающей среды (СУ КОС) рассматривается в МС ИСО серии 14000 как составная часть общей системы административного управления предприятия. СУ КОС включает следующие составные элементы экологическую политику предприятия анализ исходного состояния охраны окружающей среды планирование природоохранной деятельности организацию работ по созданию, внедрению и функционированию системы подготовку кадров документирование системы средства связи и передачи данных надзорные и корректирующие действия (мониторинг и оценка экологичности, управление экологическими рисками СУ КОС и  
Приведен системный анализ эффективного управления комплектно-блочным строительством (КБС). Рассмотрены задачи и принципы формирования механизма экономического управления КБС, экономическое стимулирование участников инвестиционного комплекса, социальные и экологические аспекты. Уделено внимание планированию КБС.  
В соответствии с новым порядком планирования расширяется гласность во всей системе организации планирования, вводится в практику широкое обсуждение наиболее крупных вопросов социально-экономического развития, затрагивающих интересы страны, республики, края, области, города, района, предприятия. Крупномасштабные научно-технические, социальные и экологические проблемы, решение которых требует использования значительных народнохозяйственных ресурсов, будут выносить на всенародное обсуждение.  
В ней рассматриваются важнейшие проблемы управления недвижимостью на основе современных методов государственного и муниципального управления, предпринимательства, бизнес-планирования и теории эффективности с учетом зарубежного и отечественного опыта. На основе методологии системного анализа и теории информационных систем представлены структура и функции системы управления недвижимостью. Особое внимание в главе уделяется развитию современных принципов информатизации, синергетики, маркетинга, предпринимательства, ипотечного кредитования, экономической безопасности, а также механизмам управления в условиях рынка недвижимости с учетом информационных и экологических подходов.  
Вне зависимости от того, как автор назовет существующее явление, это явление все равно будет объективно существовать и развиваться под воздействием реальных факторов. При современном уровне рыночных отношений на Западе неизмеримо усложняется ориентация предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Эта система управляет предприятием, будучи ориентирована на достижение не только оперативных текущих целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т.е. на социальные факторы. В данной системе преобладающим становится не узкое, конкретное, ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем. На наш взгляд, эти объективные тенденции и процессы в США в основном и определяют термином управленческий учет , хотя не исключено, что контроллинг в этой стране впоследствии будет рассматриваться шире, а управленческий учет войдет как составляющая в систему контроллинга.  
Из нескольких десятков пунктов в докладе генерального секретаря ООН отметим здесь только два Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Процессы планирования и принятия решений правительством и частным сектором могут быть эффективными в том случае, если они базируются на точной и самой свежей информации. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда население также хорошо информировано (п. 154). Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двусторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, специальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций  
Выполнение требований экологического законодательства обязательно для всех экономических субъектов, действующих в нашей стране. Экологический анализ в системе планирования на предприятии позволяет выявить те виды продукции и деятельности, а также те подразделения, законодательные требования к которым наиболее жестки.  
Для их оценки разработано множество показателей, которые устанавливаются зачастую на одной информационной основе. Как показал выполненный нами анализ, существующее множество (40-50) показателей следует сократить путем устранения дублирования. Они должны характеризовать основу деятельности НИИ планирование НИР, выполнение исследований, реализацию результатов исследований, коэффициент полезного действия научного потенциала. Иначе говоря, система показателей должна отражать тематику института, научный, экономический, социальный и экологический эффекты, подготовку научных кадров, объем использованных ресурсов. Можно ли усовершенствовать ее Можно. Все показатели, по нашему мнению, нужно объединить в шесть групп, по числу основных направлений деятельности  
Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала на бумаге — на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и т. д.  
Значительный вклад в развитие вероятностно-статистических методов сделал Р. Фишер (1890—1962). Он разработал метод комплексной оценки действия факторов и их возможных комбинаций на результативный признак-метод, основанный на разложении дисперсии, — дисперсионный анализ и доказал, что планирование исследований и обработка их результатов — две неразрывно связанные задачи статистического анализа. Все эти методы нашли широкое применение в экологических исследованиях и сегодня широко используются.  
Проблемы, связанные с традиционным подходом к планированию, начали возникать в 70-е годы, когда электрические нагрузки вначале достигли пика, а затем начали снижаться. В результате замедления роста спроса многие крупные долго-строящиеся станции стали устаревать. Это привело к значительному увеличению тарифов, которые включали соответствующие инвестиционные издержки. Потребители электроэнергии и общественные движения экологической направленности своими активными действиями заставили энергокомпании рассматривать вопросы энергоэффективности с точки зрения потребителя. Немаловажное значение имело и конкурентное давление со стороны крупных потребителей, отказывающихся в этой ситуации от услуг энергокомпаний и сооружающих собственные источники энергоснабжения.  
Частная собственность в качестве важнейшего института рыночной экономики также рассматривается как специфическая форма договора между обществом в целом и индивидуумом индивидуум распоряжается некой собственностью, выполняя определенные обязанности (например, когда платит налог с собственности, обеспечивает рациональное использование ресурсов, соблюдает установленные государством социальные и экологические нормы). Для общества выгода от существования данного института в том, что оно значительно экономит на издержках, связанных с планированием, в том числе сопоставлением альтернативных вариантов, организацией использования ресурсов, наблюдением, анализом результативности. Если бы дело сводилось только к попыткам каких-то социальных групп использовать институт частной собственности в интересах личного обогащения и упрочения своих властных позиций, то он не смог бы существовать исторически длительный период. Хотя общество и не заключает с каждым частным собственником отдельный договор, оно исходит из того, что каждый собственник, во-первых, вносит некий залог (оплачивает имущество при его покупке либо платит налог на наследство) и, во-вторых, испытывает сильное давление стимула прибыли (и не менее сильное давление угрозы убытков). В целом же можно говорить, что институт частной собственности базируется на принципе договорных отношений.  
Непосредственной причиной возникновения данной области исследований явились тревожащие человечество процессы изменений в окружающей среде, связанные с происходящей в мире научно-технической революцией, и соответственно потребность в целенаправленных действиях по сдерживанию этих процессов как в глобальном масштабе, так и в локальных рамках отдельных экономических объектов. Разработка показателей, характеризующих качество окружающей среды, прогнозирование возможных изменений среды в результате принятия тех или иных (главным образом, хозяйственных) решений, прогнозирование обратного влияния экологических факторов на производство и экономические процессы в целом, планирование мероприятий по охране окружающей среды (напр., строительство очистных сооружений, создание безотходных технологий) — таковы основные сферы применения Э.-э.м. Причем следует отметить, что главным принципом здесь должен быть принцип оптимизации во всех случаях использование ре-  

Еще одно существенное отличие прогнозирования от планирования состоит в том, что оно, будучи составной частью планирования, существует самостоятельно. Выражается это, в частности, в том, что в сфере общественного производства происходят экономические процессы, которые не всегда поддаются планированию, » но являются объектами прогнозирования. К ним относятся, например, демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, состав семей и половозрастная структура населения, экологические процессы и т.д.  
При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие Соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается ее поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особому ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиту здоровья человека.  
Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта 2. Бизнес-планирование проекта 3. Анализ проекта 4. Оценка проекта 1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий 2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей 3. Проведение технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков  
Механизм управления экологической безопасностью закреплен Федеральным законом Об охране окружающей среды от 10.01.02 № 7-ФЗ, а также многочисленными подзаконными актами. В этом законе идет речь о природопользовании, т. е. использовании природных ресурсов человеком, которое предполагает охрану объекта использования, т. е. природной среды. Таким образом, в законе речь идет не только об охране окружающей природной среды. Отметим, что содержание норм, связанных с организационно-экономическим механизмом управления экологической безопасностью, шире названия соответствующего раздела закона. В нем приведены элементы не только чисто экономического, но и организационно-административного механизма. К последнему относятся планирование, учет и социально-экономическая оценка ресурсов, регулируемое ценообразование, договоры и лицензии на комплексное природопользование, установление лимитов природопользования. Организационно-административные и экономические методы управления экономикой, ее материальной составляющей (природными ресурсами), а также охраной окружающей среды используются одновременно, и их разделение носит условный характер, как и разделение экономики и менеджмента. Организационно-административные методы — это методы работы менеджеров (управляющих, руководителей), состоящих на службе в государственных структурах и органах местного самоуправления.  
Увязка стимулирования с другими элементами управления природопользованием и охраны природной среды планированием, контролем, регулированием и др. Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экологической безопасности, но применяемое отдельно, в отрыве от других элементов, оно не даст того эффекта и не оправдает тех надежд, которые с ним обычно связываются.  
Учет ресурсов, планирование, лимитирование и лицензирование — составляющие работы механизма управления экологической безопасностью. Рассмотрим эти составляющие подробнее.  
Кадастр — это свод количественных, организационных, качественных экономических и экологических показателей природного ресурса. С точки зрения эконометрики часть данных о каждом ресурсе имеет количественную природу (например, площадь, измеренная в гектарах), часть — качественную (например, перечень пород деревьев в лесу). Кадастр представляет собой специализированную базу данных. В кадастре приводят и организационные сведения (например, какой организации или частному лицу принадлежит лесной массив). Данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по воспроизводству ресурсов и т.д.  
Это будущие кадры управляющих городским хозяйством, специалисты, администраторы, требующиеся для экологически ного планирования развития региона. Вовлечение специалистов региона в ствующие международные программы обеспечения устойчивого предполагает возможность передачи необходимой научно-технической информации, а также создания экономических, технических и управленческих потен-использования и дальнейшего совершенствования полученных тех-L Успешное долгосрочное сотрудничества в рамках этой работы неизменно требует обеспечения непрерывной систематической подготовки кадров и наращивания потенциалов на всех уровнях в течение достаточно долгого времени .  
В последнее время применительно к СЭЭО активно разрабатывается принцип ярусности /83/. Подобно тому, как решения стратегического уровня предопределяют контекст, в котором принимаются проектные решения, задаются для них рамки и условия, ярусный подход предполагает использование и уточнение выводов стратегической экологической оценки на более низких уровнях планирования (рис.Z).  
На этапе планирования необходимо учесть экологические ограничения на сбрасываемые жидкости и шлам. Производится оценка существующего оборудования очистки и типа применяемого раствора с целью определения дополнительных требований к оборудованию и какая модификация циркуляционной системы необходима, чтобы создать условия для безамбарного бурения.  
Для выполнения налагаемых экологических требований необходимо установить способ утилизации сбрасываемых отходов. На стадии планирования принимается решение о накопителе для шлама и избыточных растворов. Он будет либо земляным, либо выполнен из стали или бетона. Предусматривается использование удобных и экономичных способов извлечения шлама из контейнеров. Оборудование, которое обычно при этом используется, — это экскаваторы, канатные скребковые экскаваторы, конвейеры и шламосборники. Устанавливаются требования к хранению растворов. Определяются преимущества от использования системы и, прежде всего, экономическая эффективность. Для изоляции от прилегающей территории буровая площадка по периметру окружается насыпной дамбой или траншеей, которые улавливают дождевую воду, нефть, раствор и другие загрязнители. Территория площадки должна иметь уклон для хорошего стока. Ведется ежедневный контроль и запись количества добавляемой в раствор воды. На водяные линии устанавливаются расходомеры. При использовании раствора на нефтяной основе расходомеры также устанавливаются и на нефтяной линии. Ведется ежедневный контроль и запись количества сбрасываемых жидких и твердых отходов. Для жидких отходов фиксируется и источник происхождения. Проводится ежедневный осмотр буровой для поиска и устранения мест скопления жидкостей. Устанав-  
Другое преимущество, связанное с привлечением членов групп общественных интересов к процессам стратегического планирования, состоит в том, что их участие снижает вероятность появления ошибок на этапе реализации стратегии. Группы, члены которых делегировали своих представителей в корпоративный орган по принятию стратегических решений, вряд ли будут впоследствии протестовать, например, против загрязнения окружающей среды или других неудобств, связанных с реализацией стратегических планов. Альянсы с группами общественных активистов могут также способствовать процессу разработки новой продукции. Например, растущее внимание общественности к проблемам защиты окружающей среды заставило компании разрабатывать и производить экологически чистую продукцию. Примером может служить возвращение M Donald s к бумажной упаковке своей продукции.  
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено — предприятия и их объединения. Даже в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка. И на Западе и на Востоке государства определяют стратегии своего экономического развития, глобальные экологические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.  
Взаимосвязь организационно-административных и экономических мер. Экономический (или организационно-экономический) механизм управления экологической безопасностью можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле экономический механизм управления — это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполне-ние и контроль целевых программ природопользования осуществляют с помощью механизма управления экологической безопасностью. В-них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штра-  

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых в планировании природопользования наибольшее распространение получили директивная и индикативная.

Директивным планирование называется потому, что поставленные в нем цели и задачи подлежат обязательному исполнению конкретными исполнителями. Такие планы разрабатываются государственными учреждениями на основе общегосударственных интересов, утверждаются правительством и носят силу законов.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние развития экономики страны или какой-то ее сферы. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние природопользования и охрану окружающей среды, состояние финансов, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т.д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.

На рисунке 5.1 представлены виды планов и прогнозов в зависимости от критериев их классификаций.

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование отличаются друг от друга по содержанию плановых решений.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических и эколого-экономических показателей и формирование механизма по их реализации по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны на длительную перспективу.

Процесс создания предпосылок для реализации целей и задач, поставленных в стратегическом плане, называется тактическим планированием. Тактические планы позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства и природопользования и разрабатываются в основном на среднесрочный период.

Завершающий этап системы планирования, который конкретизирует показатели тактического плана с целью организации повседневной плановой работы объекта планирования, называется оперативным планированием. Оперативные планы носят краткосрочный характер. В зависимости от срока, на который составляется план или прогноз и степени детализации плановых или прогнозных расчетов различают долгосрочное (от пяти и выше), среднесрочное (от одного года до пяти) и краткосрочное (до одного года) планирование.

Планы и прогнозы

Директивное

Индикативное

Макроэкономическое

Мезоэкономическое

Стратегическое

Тактическое

Микроэкономическое

Долгосрочное

Среднесрочное

Краткосрочное

Оперативное

Рис. 5.1 – Общая классификация форм планирования и видов планов и прогнозов

По масштабу действия выделяют прогнозы и планы международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые и предприятия. По степени охвата прогнозы и планы делятся на частные, охватывающие только определенные области деятельности и комплексные, охватывающие все аспекты развития экономических и эколого-экономических систем. В свою очередь по назначению частные прогнозы и планы можно подразделить на научно-технические, демографические, прогнозы природных ресурсов, экологические, социальные, экономические.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды предусмотрено статьей 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г. в редакции Закона 2002 г.)

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической и экологической политики государства.

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также общий порядок их разработки. В соответствии с законом система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

1) на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;

2) основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

3) на среднесрочную перспективу – программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

4) на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

В области рационального природопользования и охраны окружающей среды разрабатываются также территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ТЕРКСООС).

В соответствии со статьей 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» территориальные комплексные схемы определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по стране, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно-обоснованного сочетания экономических, экологических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, и сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

В БелНИЦ «Экология» разработаны территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды Бреста, Витебска, Полоцка, Новополоцка, Полоцкого района, Гомеля, Речицы, Гомельского, Речицкого и Жлобинского районов, Могилева и Могилевской области, а также схемы размещения полигонов твердых коммунальных отходов для всех областей Республики Беларусь.

ТЕРКСОСС разрабатываются с целью определения комплекса эколого-ориентированных мероприятий, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения и увеличения природно-ресурсного потенциала территории. Данные схемы составляются для территорий, выделяемых по административно-территориальному (область, район, город), природно-географическому (курорт, зона отдыха) и экономическому (территориальный промышленный комплекс, промышленный узел) признакам.

Основные задачи, связанные с рассмотрением наиболее важных проблем в ТЕРКСООС, определяются территориальным уровнем и техническим заданием с учетом предварительной оценки исходной информации по территории.

ТЕРКСООС содержит:

1) характеристику природных ресурсов территории, их использование и социально-экономических факторы;

2) оценку экологического состояния природных сред с учетом хозяйственной деятельности;

3) комплексную оценку экологического состояния территории;

4) предложения и мероприятия по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности, включая экстренные, необходимые, предупредительные;

5) прогноз возможных изменений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

6) предложения по развитию научных исследований и опытно-конструкторских работ для реализации системы природоохранных мероприятий;

7) предложения по совершенствованию системы управления природопользованием и охраны окружающей среды.

Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Минприроды Республики Беларусь. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.

Разработка программы мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административных территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Схема взаимосвязи основных элементов прогнозирования и планирования природопользования и охраны окружающей среды с системой государственных прогнозов и планов социально-экономического развития страны показана на рисунке 5.2.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период 2005 – 2020 гг. (15 лет)

Основное направление социально-экономического развития республики (10 лет)

Программа социально-эко-номического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет)

Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС

Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь

Прогноз социально-эконо-мического развития Республики Беларусь на краткосрочный период (1 год)

Территориальные прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (области, района, территориально-производственных комплексов)

Планы (схе-мы) охраны отдельных природных комплексов и экосистем*

Отраслевые прогнозы (планы, программы, концепции**) природопользования и охраны окружающей среды (отдельных министерств, ведомств, хозяйственных субъектов)

Национальный план действий по гигиене окружающей среды

* Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы.

** Концепция устойчивого развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года.

Рис 5.2 – Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь

В масштабах республики Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в нашей стране впервые была принята в 1995 г. на 1996-2000 годы.

В соответствии с международными требованиями на 2001-2005 годы была разработана не программа, а Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС), который не только логически продолжил реализацию природоохранных мер, предусмотренных предыдущей национальной программой, но и наметил новые, более амбициозные планы. В стране реализована НПДООС, разработанная на 2006-2010 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки – первого из факторов, обеспечивающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения страны, а также приведена последовательная экологизация всех звеньев общественного производства, как неотъемлемой части процесса достижения устойчивого развития и жизнедеятельности общества и защита наиболее уязвимых и ценных экосистем и биологических видов.

В НПДООС дается оценка современного состояния природной среды, определяются приоритеты в использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности, отмечаются первоочередные задачи по обеспечению контроля и управления за выполнением требований и мероприятий, нормативно-правовому и информационному обеспечению, совершенствованию экономического механизма природопользования. Кроме того в плане выделены неотложные природоохранные меры в отдельных отраслях народнохозяйственного комплекса страны: в промышленности, на транспорте, энергетике, сельском и лесном хозяйстве.

Таким образом, прогнозирование и планирование рационального природопользования – это необходимый элемент системы управления процессами взаимодействия общества и природы и обмена веществом и энергией между человеком и природой. Основная форма экологического планирования – разработка территориальной комплексной программы рационального использования природных ресурсов и природоохранной деятельности на перспективный период (республики, области, города, района, территориально-производственного комплекса). Назначение планов и программ – обоснование увязанных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям природоохранных, экономических, технико-технологических и других мероприятий, обеспечивающих достижение необходимого качества окружающей среды, способной во взаимодействии с человеком в течение неограниченно долгого времени выполнять функции:

а) среды обитания и жизнедеятельности;

б) пространственного базиса расселения людей и размещения производительных сил;

в) «поставщика» природных ресурсов;

г) «хранилища» генофонда и растений.

Литература

Планирование экологической деятельности

природа цивилизация экологический потребление

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей организации.

Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников организации к достижению ее общих целей. С этапа планирования начинается процесс управления, и, соответственно, от качества реализации данного этапа зависит успех организации.

По своей сути функция планирования системы управления в области охраны окружающей среды заключается в ответах на следующие вопросы:

· какую позицию организация занимает в настоящий момент, т.е. менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР) относительно деятельности компании в области охраны окружающей среды. Такая «предварительная оценка» необходима для установления направления, в котором организация должна «развиваться» для повышения своей экологической эффективности, а также каких положительных эффектов в действительности можно добиться, принимая те или иные решения и внедряя различные природоохранные мероприятия;

· куда организация хочет двигаться, т.е. менеджеры, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определят, какими должны быть цели и что может помешать их достижению;

· как организация собирается достигать поставленные цели в области охраны окружающей среды, т.е. менеджеры определяют, что должно быть сделано в организации для достижения поставленных целей и кто должен это делать.

Обычно организация формирует единый план для управления общей деятельностью, а отдельными менеджерами применяются различные методы для достижения поставленных целей. Выделяют три уровня планирования (рис. 2):

1) стратегическое планирование — долгосрочная перспектива на основополагающие составляющие развития организации;

2) тактическое планирование: определяются промежуточные цели и пути достижения конечных результатов (стратегические цели и задачи);

3) оперативное планирование: отражается в оперативных планах, в которых создается система, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих целей организации.

Рис. 2. Уровни планирования в системе экологического управления

Основная цель планирования — формирование направления развития предприятия в условиях динамично изменяющейся внутренней и внешней среды и выработке средств по их достижению

Организация внутренней и внешней экологической деятельности

Одним из условий эффективного функционирования любой системы управления является организация различного типа коммуникаций в рамках данной системы. Создание на предприятии СЭМ не является исключением. Коммуникационные процессы в сфере экологического менеджмента подразделяются на внутренние (между сотрудниками предприятия) и внешние (между предприятием и внешней средой).

Внутренняя связь в СЭМ состоит из следующих элементов:

· взаимодействие должностных лиц и подразделений с целью согласования решений по вопросам управления окружающей средой;

· информирование персонала о проблемах окружающей среды и деятельности предприятия в области экологического менеджмента;

· взаимодействие подразделений и должностных лиц при нештатных и аварийных ситуациях;

· внутренняя отчетность и обмен информацией;

· управление жалобами и предложениями персонала, касающимися экологической эффективности предприятия.

Эффективное функционирование СЭМ невозможно без хорошо налаженных связей с внешними заинтересованными сторонами. Зачастую изменения во внешней среде организации достаточно трудно предвидеть, поэтому постоянный контроль и своевременная реакция на изменения позволяет избежать многих ошибок и проблем. Связь с внешними заинтересованными сторонами включает в себя следующие элементы:

· отчетность перед специально уполномоченными органами исполнительной власти;

· взаимодействие со специально уполномоченными органами исполнительной власти при не штатных и аварийных ситуациях;

· информирование внешних заинтересованных сторон о природоохранной деятельности организации;

· управление жалобами и предложениями внешних заинтересованных сторон, касающимися экологической эффективности;

· передача сообщений о процедурах и требованиях СЭМ поставщикам и подрядчикам;

· рассмотрение претензий и исковых заявлений.

Информирование внешних заинтересованных сторон о природоохранной деятельности предприятия проводится согласно разработанным на предприятии подходам и методам по организации связи с общественностью. Характер передаваемой информации определяется в соответствии со стратегией коммуникаций, разработанной в рамках этой политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *