24 18

Как известно, кадастровая стоимость объектов недвижимости имеет значение для целей налогообложения, а также для целей определения арендной платы, или цены выкупа, и определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки. Такая оценка проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет, и сведения о ней вносятся в государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Законодательством закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Оспаривание осуществляется путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в:
Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – «Комиссия») или
суд.
Следует обратить внимание на следующие разъяснения относительно оспаривания, содержащиеся в Постановлении:
1. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а с 15 сентября 2015 года – по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 года N 21-ФЗ.
2. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, по решению которых была произведена государственная кадастровая оценка.
3. Результаты определения кадастровой стоимости оспариваются путем предъявления одного из следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
4. Правом обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обладают лица, чьи права и обязанности затронуты результатами определения кадастровой стоимости, в том числе:
юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
органы государственной власти, органы местного самоуправления – в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
бывший собственник — если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление;
участник долевой собственности — независимо от согласия других сособственников;
арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, — когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
арендатор недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, — при наличии письменного согласия собственника;
лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, — если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
5. Постановление определяет круг надлежащих ответчиков по спорам в отношении кадастровой стоимости. В зависимости от обстоятельств дела, надлежащим ответчиком может являться:
по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной — государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости – органы, указанные в абзаце выше, а также орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки;
о пересмотре кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости или объектов недвижимости, претерпевших изменения качественных и (или) количественных характеристик — орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;
по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии — Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, включает:
кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости;
нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.
Дополнительно заявитель должен предоставить в суд следующие документы:
при подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости — документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки;
при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости — отчет оценщика на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение.
Несмотря на данные разъяснения, следует обратить внимание, что некоторые перечисленные документы, могут быть получены судами самостоятельно по их запросам посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (пункты 12 и 12.1. статья 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
7. Досудебный порядок урегулирования спора — обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию — является обязательным для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей досудебный порядок обращения в Комиссию не является обязательным.
8. Суду принадлежит право устанавливать рыночную стоимость в ином размере, чем в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе и при наличии возражений заявителя.
9. Установленная судом кадастровая стоимость применяется в следующих периодах:
для целей налогообложения – используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу нормативно-правового акта, утверждающего результаты очередной кадастровой оценки;
для целей, не связанных с налогообложением – применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, следует отметить, что Постановлением было подтверждено право арендаторов на оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также уточнена возможность перерасчета налоговой базы с момента установления кадастровой стоимости.

Ошибки в документах кадастрового учета – явление довольно распространенное. Характер ошибок может быть различным, начиная от банальных опечаток, и заканчивая кадастровыми спорами из-за несоответствия кадастровых границ фактической территории участка.

Некомпетентность участников процесса

Все ошибки и последующие кадастровые споры можно разделить на два больших типа. Первый тип – кадастровая ошибка (с последующими кадастровыми спорами)возникает из-за некомпетентности инженера, муниципальных органов власти, либо судей, принявших решение о ЗУ с неверными данными. Ошибка может касаться неточностей при выполнении кадастровых работ на участке – неправильно обозначены границы, угол поворота, площадь и т. д. При этом инженер может опираться на изначально неверные данные в документации, например, в схеме расположения, выданной местными органами самоуправления. Исправление кадастровой ошибки производится на основании данных, поданных кадастровым инженером.

Техническая ошибка

Второй тип ошибки – техническая – это недочет в работе специалистов кадастрового учета. К данной категории относят ошибки, связанные с неверно выполненными математическими подсчетами, опечатками, искажениями грамматики, неправильным расчетом удельной и полной стоимости ЗУ.

Наличие кадастровых и технических ошибок в кадастровом документе является существенным препятствием для совершения сделок с ним. Ошибки могут послужить причиной кадастровых споров между владельцем участка и соседями о границах, неправильно определенной базе для подсчета налога и так далее. В соответствии с тем, к какой категории ошибка будет отнесена, станет понятна и процедура исправления.

Исправление ошибок

При исправлении технических кадастровых ошибок заявление об ошибке поступает в органы Росреестра, оно рассматривается с целью сверить данные в период не более пяти рабочих дней. После этого либо вносятся изменения в кадастровый паспорт, либо выносится решение отказать в исправлении ошибки. В случае наличия судебного решения, данные вносятся в исполнительном порядке.

Исправление ошибок в кадастровом учете можно инициировать, обратившись непосредственно к кадастровому инженеру, который производил работы. Если этот вариант не дал результатов, можно составить исковое заявление и решить кадастровые споры в судебном порядке. Рассмотрим каждый из этих вариантов:

  1. Внесудебный способ разрешения кадастрового спора предполагает повторное обращение к инженеру для исправления ошибки. При кажущейся простоте, на деле возникает множество нюансов. Одна из проблем может касаться соседних участков земли, ведь при неверных размерах Вашего участка, смежные участки, скорее всего, тоже были поставлены на кадастр с ошибкой. И здесь есть два варианта. Если владельцы соседней земли оформляли кадастровый паспорт до 1 марта 2008, то кадастровый инженер может автоматически изменить неверно определенные границы и на соседних ЗУ. Если соседи обращались в органы кадастра после этой даты, необходимо письменное их согласие на изменение границ. После подписания акта согласования и исправления ошибки инженером, данные об этом подаются в Росреестр.
  2. Судебный способ разрешения кадастрового спора – подготовка заявления в суд для исправления ошибки – практика, которая встречается часто и требует знаний и профессионального подхода. Ответчиком может выступать инженер, которым и была допущена ошибка, либо кадастровая палата, либо владелец соседнего участка, интересы которого пересекаются с Вашими.

Исправление ошибок через суд

Есть ряд оснований, которые могут послужить вескими и достаточными условиями для разрешения кадастровых споров в судебном порядке:

  • Из-за ошибки орган кадастрового учета отказывается вносить данные об участке в реестр;
  • Кадастровая палата отказалась принять заявление правообладателя ЗУ с требованием об устранении неверных данных в кадастре;
  • Заключение кадастрового инженера, обнаружившего ошибку при проведении работы по межеванию.

Как правило, кадастровые споры, разрешаемые в суде,требуют доказательства наличия кадастровой или технической ошибки, а также выбор способа устранения ошибки по согласованию со всеми сторонами. В ходе суда часто требуется представить межевой план ЗУ истца и смежных с ним участков соседей, генеральный план местности и другие документы. Проводится судебная землеустроительная экспертиза, которая показывает несовпадения реальных границ земли с указанными в кадастровом плане.

Услуги земельных юристов КГ ЭТАЛОН

Кадастровые споры – одно из основных направлений работы компании. Мы оказываем полный спектр юридических услуг по этому направлению:

Услуги Стоимость
Консультация юриста бесплатно
Внесудебное разрешение кадастрового спора от 45 000 руб.
Судебное разрешение кадастрового спора от 60 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *