256 ст

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и другим лицам, перечисленным в ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, осуществляющим уход за ребенком. В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др. (абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, выплата таким лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в минимальном размере, который с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, согласно которому ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в минимальном размере, лицам, указанным в абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, в том числе матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П по делу по жалобе гражданки Сыроегиной М.Н. на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложен вывод Суда о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной. В связи с этим законодателю предписано устранить необоснованные различия в размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерей, уволенных по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, установив для них единые правила исчисления указанного пособия. В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

Правила назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены разд. IV и VI Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные указанным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 17.3 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

4. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» выплачивается денежная компенсация в размере 50 руб.

Условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан», определены Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Такие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

5. Отдельным категориям лиц законодательством установлен более высокий размер пособия по уходу за ребенком. Так, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 20 Закона о Чернобыле). При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Эта льгота распространяется и на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п. 4 ст. 1 и ст. 7 Закона об аварии на ПО «Маяк»).

Порядок назначения и выплаты указанного пособия определен Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, и разъяснен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет».

Коллективными договорами (соглашениями) могут быть установлены более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат работающим женщинам и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

6. По желанию женщины (отца ребенка, бабушки, дедушки, другого родственника или опекуна) во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. О работе на условиях неполного рабочего времени см. коммент. к ст. 93.

Поскольку ч. 3 комментируемой статьи не содержит указания на то, что работа на условиях неполного рабочего времени возможна только по основному месту работы, следует полагать, что на указанных условиях можно работать и по совместительству в другой организации.

За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени или на дому в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на период этого отпуска сохраняется право на получение ежемесячного пособия.

В случае, когда в период отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на оплачиваемый учебный отпуск, она может им воспользоваться, прервав отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск можно получить вновь. При этом за счет учебного отпуска он не продлевается.

7. На период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за лицами, осуществляющими такой уход, сохраняется место работы (должность).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 3 ст. 7.1-1). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в эти органы. Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 23).

Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 64 утверждены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК).

Новая редакция Ст. 256 УК РФ

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Статье 256 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной добычи водных животных и (или) растений заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении ущерба животному и растительному миру.

Части 1 и 2 коммент. статьи определяют альтернативные составы преступлений. Часть 3 коммент. статьи закрепляет квалифицированный состав указанных альтернативных составов преступлений. Все эти составы описывают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, использованием, воспроизводством и обеспечением экологически необходимой численности рыбы, морского зверя, иных водных животных или промысловых растений; экологическая безопасность живых существ, населяющих и использующих водную среду обитания; жизнеспособность водных животных и растений.

3. Предметом посягательства признаются находящиеся в состоянии естественной свободы рыбы, морские звери, иные водные животные, промысловые морские растения.

3.1. О рыбах см. в п. 3.1 коммент. к ст. 257.

3.4. УО за незаконную добычу водоплавающих пушных зверей (речного бобра, выдры, выхухоли, ондатры, нутрии) наступает в соответствии со ст. 258, поскольку данные животные отнесены к категории пушных зверей.

3.5. Промысловые морские растения — это предназначенные для массовой добычи виды растений (в том числе некоторые виды морских водорослей и трав), обладающие потребительской ценностью.

4. Объективная сторона составов преступления отражается в незаконной добыче указанных предметов посягательства, т.е. в промысловом или любительском лове рыбы, добывании водных беспозвоночных и морских млекопитающих, в том числе промысловых морских растений. В любом случае преступление выражается в действии.

При бездействии должностного лица, ответственного за соблюдение, выполнение правил добычи водных животных и растений, но устранившегося от этого вопреки реальной возможности исполнения своих служебных обязанностей, его деяние должно быть квалифицировано в зависимости от формы вины как халатность либо соучастие в незаконной добыче водных животных и (или) растений путем пособничества. В последнем случае виновное лицо устраняет препятствия соучастникам для совершения преступного деяния.

6. Незаконная добыча предметов преступного посягательства предполагает приобретение таковых без надлежащего на то разрешения, вылов их сверх количества, указанного в разрешении, договоре, билете, либо добыча с просроченными документами, не в указанном водоеме (на участке), в запретное время, которое устанавливается органами рыбоохраны отдельно для каждого водоема и предметов вылова. Например, запрещен лов рыбы во время нереста, постоянно (круглый год) запрещены лов рыбы осетровых пород в центральных районах России, промысловый забой морского зверя в стадии зеленца и линного, лов дельфинов, спортивный и любительский лов ракушки-жемчужницы, спортивная и любительская охота на любого морского зверя; добыча крабов, раков и других водных беспозвоночных — во время линьки и вынашивания икры.

7. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления является место его совершения — водная среда (территориальные воды, внутренние моря, озера, реки, пруды, каналы, водохранилища, придаточные воды).

7.1. Недозволенными местами признаются водоемы, их участки, где полностью или частично запрещается вылов либо убой рыб и водных животных (например, участки ближе 500 м от мостов, шлюзов, плотин, других гидротехнических сооружений; вылов некоторых пород рыб в местах их скопления для нереста).

8. Пункты «в» и «г» ч. 1 коммент. статьи конкретизируют место преступления, относя к нему: а) места нереста; б) миграционные пути к местам нереста; в) территорию заповедника; г) территорию заказника; д) зону экологического бедствия; е) зону чрезвычайной экологической ситуации.

8.1. Места нереста — это некоторые участки водной среды (нерестилища), где происходит выметывание рыбами зрелой икры и молок.

8.2. Миграционными путями к местам нереста называют маршруты некоторых видов рыб из мест постоянного обитания к нерестилищу, например, лососевые, осетровые виды рыб на нерест идут из морей в реки, а речной угорь, наоборот, — из рек в моря.

8.3. О заповеднике см. в п. 6 — 6.1 коммент. к ст. 262.

8.4. О заказнике см. в п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 262.

8.5. О зоне экологического бедствия см. в п. 10.2 коммент. к ст. 247.

8.6. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. в п. 10.3 коммент. к ст. 247.

9. Ответственность за преступление, предусмотренное ч. 2, наступает при незаконной добыче котиков и морских бобров или иных морских млекопитающих, если таковая совершена в открытом море или в запретной зоне.

9.1. Об открытом море см. в п. 4.3 коммент. к ст. 252.

9.2. Запретная зона — это часть естественного пространства (суши или акватории), на которой в силу закона в целях сохранения экологического равновесия природной среды запрещена хозяйственная и ограничена иная деятельность человека. Такими зонами объявляются, например, миграционные пути морских зверей, места их линьки.

11. К недозволенным способам можно отнести применение самоходных транспортных плавающих средств, взрывчатых или химических веществ, электротока, иные способы массового истребления водных животных и растений. Любые (в том числе перечисленные) способы, используемые для массового истребления водных животных и растений, являются обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 1 коммент. статьи.

11.1. Самоходные транспортные плавающие средства — это любые сооружения, устройства, конструкции, приводимые в движение двигателем (катамараны, моторные лодки, катера, суда, летательные гидроаппараты и т.д.). Самоходные транспортные средства, использованные для доставления виновных лиц к месту незаконной добычи водных животных (растений), не могут быть признаны средствами совершения преступления, а следовательно, не влекут квалификации преступного деяния по п. «б» ч. 1.

11.2. К взрывчатым веществам относятся динамит, тротил, взрывпакеты и другие приспособления, предназначенные для шумового глушения, выманивания, загона водных животных.

11.3. О химических веществах см. в п. 6.6 коммент. к ст. 247 (в данном случае отравляющие и иные ядовитые вещества).

11.5. Применение взрывчатых, химических веществ, электротока предполагает их использование в процессе непосредственной добычи рыбы, морского зверя, иных водных животных или промысловых морских растений. Причем применение этих средств должно повлечь гибель или создать угрозу гибели значительного количества водных животных (растений).

11.6. Иные способы массового истребления водных животных и растений — перегораживание орудиями лова большей части ширины водоема, забивание по всей ширине течения водоема кольев, багрение (в некоторых случаях) и т.д.

12. При квалификации преступного деяния по ч. 1 коммент. статьи обстоятельства, связанные с недозволенными орудиями и способами, должны быть конкретизированы относительно местных условий (географического расположения места совершения преступления, предметов посягательства и т.д.).

13. Часть 3 коммент. статьи предполагает совершение незаконных действий, указанных в ч. 1 или 2 коммент. статьи, но сопряженных с такими квалифицирующими обстоятельствами, характеризующими способ совершения преступления, как: а) использование виновным своего служебного положения; б) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; в) осуществление преступного деяния организованной группой.

13.1. Под использованием служебного положения понимается осуществление лицом противоречащего интересам службы поведения, в частности, связанного с добычей водных животных и (или) растений, которое в той или иной мере облегчается предоставленными виновному по службе полномочиями, а равно использованием своего профессионального статуса. При этом не имеет значения, в чьих интересах совершается противоправное деяние.

13.2. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие незаконную добычу водных животных (растений), следует квалифицировать по ч. 3 ст. 256 без совокупности со ст. 285 или 201 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

13.3. Предварительный сговор группы лиц предполагает совершение преступления двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном осуществлении данного преступления (см. ч. 2 ст. 35).

13.4. Организованная группа — это устойчивое соединение двух или более лиц, предварительно объединившихся для совершения одного либо нескольких преступлений (см. ч. 3 ст. 35).

14. По законодательной конструкции составы преступления, предусмотренные ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формально-материальными. Преступление окончено (составами) в момент начала незаконной добычи, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные или растения (в формальной части состава). Однако в некоторых случаях формальный состав преступления может перерасти в материальный — при причинении водным животным и (или) промысловым растениям крупного ущерба. В последнем случае содеянное образует оконченное (составом) преступление лишь при наличии реального ущерба (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Законодательная конструкция состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, формальна.

15. Материальный ущерб определяется в соответствии с Таксами, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 724, Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире).

При установлении крупного ущерба нужно учитывать количество добытого, распространенность животных (растений), их отнесение к специальным категориям, например к редким (исчезающим) видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, другие обстоятельства. При этом следует учитывать и причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру. К такому вреду можно отнести, например, уничтожение мест нереста, гибель большого количества молоди, отлов или уничтожение животных (растений), занесенных в Красную книгу РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

16. Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость (см. ст. 56 Закона о животном мире). Орудия и средства преступления, принадлежащие виновному и (или) использованные для непосредственного совершения данного преступления, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании ч. 3 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытых предметов преступного посягательства, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат (см. абз. 6 п. 16, п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

17. Незаконную добычу рыбы, водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, следует квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

18. Уменьшение размера возмещения причиненного вреда допускается лишь в исключительных случаях в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя при условии, что преступление не носило корыстного характера (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС СССР N 1), а в иных случаях — не являлось умышленным (абз. 5 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При выявлении корыстных экологических преступлений органам предварительного расследования и судам для обеспечения возмещения материального ущерба надлежит изымать (накладывать арест на) денежные средства, полученные от реализации незаконно приобретенной продукции, а также собственно незаконно приобретенную продукцию (животного, растительного, иного органического мира).

19. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно добывает предметы посягательства, и желает этого в определенном или неопределенном количестве. В некоторых случаях незаконная добыча водных животных и (или) растений, причинившая крупный ущерб, может быть совершена с косвенным умыслом. Мотивы и цели для квалификации деяния как преступления значения не имеют, но, как правило, учитываются при назначении наказания.

20. Субъектом незаконной добычи водных животных (растений) является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Наряду с частными лицами субъектами могут быть должностные и иные ответственные по службе лица — капитаны рыболовецких и зверобойных судов, инспекторы органов рыбоохраны и т.д. Преступные деяния должностных лиц, осуществленные с использованием своего служебного положения, надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 256 (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

20.1. Деяния лиц, заранее обещающих приобрести добытые заведомо преступным путем предметы экологического преступления либо систематически приобретающих их у одного и того же правонарушителя, должны квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Другой комментарий к Ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Водоплавающие пушные звери и водоплавающие птицы под понятие других водных животных не подпадают, их незаконная добыча квалифицируется по ст. 258 УК РФ.

2. Объективная сторона выражается в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов. Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. На незаконный характер может указывать отсутствие разрешения на добычу водных биологических ресурсов, совершение указанных действий в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 256 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным».

В остальных случаях преступление окончено с момента начала добычи независимо от того, были ли добыты водные биологические ресурсы.

4. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)».

§ 1. Отпуска по уходу за ребенком введены в нашей стране давно, с начала 80-х годов прошлого века. Условия их предоставления и система оплаты менялись.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены пять видов пособий, среди которых и пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Рассмотрим сначала условия предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им этого возраста, а также условия назначения и выплаты пособия за время такого отпуска.

§ 2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставляется по заявлению женщины, к которому прилагается копия свидетельства о рождении ребенка (в соответствующих случаях копия свидетельства об усыновлении ребенка). Основанием для предоставления отпуска является решение работодателя. Оно принимается в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. При этом надо иметь в виду, что работодатель не вправе отказать в таком отпуске. Он может предоставляться по просьбе матери и другим гражданам (отцу ребенка, дедушке, бабушке, другим родственникам или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), подлежащим обязательному социальному страхованию. В этом случае к заявлению прилагается справка о том, что мать ребенка не использует данный отпуск и не получает пособия по месту своей работы. В данном случае происходит как бы делегирование права на получение отпуска матерью ребенка, отказавшейся от использования отпуска, другому лицу со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Отпуск может быть использован полностью, по частям, т.е. с перерывами, причем на период отпуска за работником сохраняется место работы (должность). Получивший отпуск по уходу за ребенком имеет право работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, в том числе в организации, которая предоставила отпуск. Другими словами, такая работа не лишает права получать за время отпуска пособие.

Изложенные выше правила предоставления отпуска по уходу за ребенком не изменились.

§ 3. В ч. 1 ст. 256 назван отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и даже предусмотрено, что порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию (ныне это обязательное социальное страхование, о чем уже говорилось) в период указанного отпуска определяются федеральным законом. Но федерального закона о выплате пособия за трехлетний период указанного отпуска нет; пособие по обязательному социальному страхованию выплачивается лишь за период отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. За период отпуска до трех лет работодателем выплачивается ежемесячная компенсационная выплата, но не за счет средств обязательного социального страхования, а за счет средств фонда труда.

§ 4. Пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет введено, как отмечалось, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этим же Федеральным законом определен и размер пособия. До 1 января 2002 г. он составлял 200 руб. месяц, с 1 января 2002 г. — 500 руб., а с 1 января 2006 г. повышен до 700 руб. (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 181-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Размер пособия не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход матерью или другим лицом. Оно выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Если отпуск предоставляется по частям, то сумма выплачиваемого пособия определяется пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (см. ст. 136 и комментарий к ней).

При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух пособий, выплачиваемых в период соответствующих отпусков.

Особые правила выплаты пособия предусмотрены для тех, кто занят на сезонных работах: выплата пособия в этих случаях производится до окончания сезона, а затем возобновляется при заключении трудового договора о работе в следующем сезоне со дня, назначенного для явки на работу.

При увольнении с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения.

Действующими правилами установлены соответствующий срок обращения за данным пособием, порядок выплаты пособия за прошлое время (см. Положение о порядке назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в ред. Постановления Правительства РФ от 10 июня 2005 г. N 368 (СЗ РФ. 2005. N 25. Ст. 2505)).

§ 5. Право на получение пособия за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют также матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они работали по трудовому договору. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком назначается в этом случае матери, не получающей пособия по безработице.

Отпуск по уходу за ребенком не отмечается в трудовой книжке. Такой отпуск с выплатой за его время пособия за счет средств обязательного социального страхования включается во все виды трудового стажа, в том числе в страховой стаж, с учетом которого устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости (см. п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2872)).

Что касается отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то он засчитывается, как указано в ч. 5 ст. 256 ТК, «в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях)». Эта часть ст. 256 ТК не согласуется с подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в страховой стаж засчитывается лишь «период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности». Другими словами, включение в указанный стаж периода отпуска с выплатой за его время денежной компенсации за счет работодателя не предусмотрено. Следует также иметь в виду, что в ТК ошибочно применен термин «пенсии на льготных условиях». Таких пенсий нет, так именовались пенсии, которые назначались в соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» некоторым гражданам (многодетным матерям, матерям и отцам инвалидов с детства и т.д.) при сокращенном общем стаже и пониженном пенсионном возрасте. За этими гражданами сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости без требования какого-либо стажа по специальности.

§ 6. В соответствии с ч. 1 ст. 256 по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако, как уже отмечалось, федерального закона о выплате за время такого отпуска пособия за счет обязательного социального страхования нет (см. § 3). Порядок предоставления отпуска не отличается от того, который предоставляется по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет ежемесячная компенсация выплачивается со дня окончания отпуска по беременности и родам и до достижения ребенком возраста трех лет. Выплата компенсации осуществляется за счет средств работодателя. Организации, финансируемые из бюджетов, выплачивают такие компенсации за счет соответствующих бюджетов. Размер компенсации — 50 руб. в расчете на месяц.

Компенсационные выплаты выдаются независимо от выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден Правительством РФ 3 ноября 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3035). Он установлен во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 589).

§ 7. Размер пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается за счет средств обязательного социального страхования (700 руб.), а также ежемесячная компенсация, выдаваемая за счет средств оплаты труда (50 руб.), крайне низки, они возмещают лишь незначительную часть утраченного заработка. В связи с этим уровень данных выплат не оказывает существенное влияние на материальный достаток семей, в которых осуществляется уход за ребенком.

Следует иметь в виду, что локальными актами могут устанавливаться более высокие размеры дополнительных выплат за время ухода за детьми, с выплатой их, разумеется, за счет средств работодателя.

§ 8. Досрочными пенсиями по старости считаются трудовые пенсии по старости, которые назначаются ранее достижения мужчинами 60, а женщинами 55 лет (см. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В какой именно день должен закончиться отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Следует ли считать последним днем отпуска день рождения ребенка, когда ему исполнится три года?

1 марта 2012

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Срок отпуска по уходу за ребенком истекает в день, когда ребенку исполняется три года. Этот день является последним днем отпуска при условии отсутствия в заявлении работницы указания на более раннюю дату окончания отпуска по уходу за ребенком.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением места работы (должности).
На наш взгляд, данная норма сформулирована не совсем удачно, так как понять, в какой именно день должен закончиться отпуск по уходу за ребенком, довольно трудно.
По мнению представителя Минздравсоцразвития России Н.З. Ковязиной, последним днем, когда работница может находиться в отпуске по уходу за ребенком, является день исполнения ребенку трех лет (смотрите ее ответ на вопрос, опубликованный в журнале «Зарплата», N 5, май 2010 г.). Официальных разъяснений, а также примеров из судебной практики, которые бы подтверждали противоположную точку зрения, нам обнаружить не удалось.
Считаем, что позиция, высказанная Н.З. Ковязиной, вполне обоснована. Согласно части третьей ст. 14 ТК РФ минимальный период исчисления срока — день. Соответственно, только на следующий день после достижения ребенком возраста трех лет можно определенно утверждать, что гарантии, предусмотренные ст. 256 ТК РФ, не предоставляются. Ведь часть дня рождения еще подпадает под определение «до трех лет». При данных обстоятельствах включение «рубежного момента» в число дней отпуска не ухудшит положение работницы. Таким образом, мы считаем, что последним днем отпуска следует считать день, когда ребенку исполнится три года.
При этом следует учитывать, что дата окончания и продолжительность отпуска по уходу за ребенком определяются самой работницей, но в пределах указанного в ст. 256 ТК РФ срока. То есть работница вправе указать в заявлении и более раннюю дату окончания отпуска по уходу за ребенком.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Отпуск по уходу за ребенком (помимо матери) может быть предоставлен отцу, бабушке, дедушке — думаю про эту норму все знают (256 ТК РФ). Но! есть ряд проблем, которые могут возникнуть при желании отца уйти в отпуск — вернее эти проблемы может создать работодатель, пользуясь тем, что работник не знает своих прав.

Отец в отпуск по уходу, если мать не работает?

Да, такое у него право есть, хотя работодатель может сказать, что если мать ребенка не работает — следовательно она и ухаживает за ребенком. Закон не требует от отца подтверждать факт работы матери.

Исключением является желание отца получать пособие — тогда нужно подтвердить, что мать его не получает (об этом ниже).

При этом значение имеет находится ли мама в отпуске по уходу или нет. Если ДА — то работодатель на законных основаниях имеет право отказать в таком отпуске отцу. Повторюсь, мама может нигде не работать вообще и не быть в отпуске — тогда отец имеет на него право. Если же мама сама в отпуске по уходу — то работодатель может отцу отказать (или бабушке, тёте).

Работать и быть в отпуске?

Лицо, ухаживающее за ребенком. имеет право работать на условиях неполного дня (менее 8 часов). Продолжительность работы определяет работник, а не работодатель. Если отец\мать желают работать 7 часов в день — работодатель обязан предоставить рабочее место и выплачивать заработную плату (наряду с пособием). Данная позиция закреплена в пункте 13, 19 Постановления ПВС РФ от 28.01.2014г.

Как видно, право решать на какое время выйти на работу — предоставлено работнику (кстати, наряду с отпуском перед декретом). У работодателя нет права отказать или сказать — «нет места», «принят другой сотрудник». Конечно, тут можно спорить о справедливости данной нормы — но закон есть закон.

Право на пособие?

Отец имеет право получать пособие по уходу за ребенком, если мать ребенка его не получает. Это именно тот случай, когда для начисления пособия нужно подтвердить, что другой родитель (родственник) его НЕ получает (п. 42 Приказа N 1012н).

Гарантии?

Да, лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, нельзя уволить по инициативе работодателя (по собственному желанию или соглашению сторон — вполне). Пожалуй, это основная причина, по которой отцы оформляют отпуск — когда им грозит увольнение.

Также необходимо понимать, что родитель, находящий в отпуске по уходу и одновременно работающий, не имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Но! даже и в этом случае есть лазейка: ФСС разъясняет, что для ухода в ежегодный отпуск работнику необходимо прервать отпуск по уходу за ребенком, а по окончании ежегодного отпуска — отпуск по уходу продолжится.

Опубликовано 12.06.2017 от Наталья Демина (Обновлено: 05.12.2019)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *