3 трудовые споры

Нагрузка на судей

В 2018 году штатная нагрузка в судах общей юрисдикции составила 73,5 дела и материалов в месяц (в 2017 году этот показатель равнялся 73,3), по экономическим судам она составила 76,4 дела и материала (в 2017 году –93,7).

Судимость

В 2018 году в производстве судов республики находилось 43 620 уголовных дел. По результатам судебных разбирательств осуждено 40 612 лиц, что на 2 523 лица или 5,8 % меньше, чем в 2017 году (43 135).

Оправдательные приговоры вынесены в отношении 80 лиц. Основными поводами для оправдания, как и в предыдущие годы, явились отсутствие в деяниях состава преступления либо недоказанность участия обвиняемого в его совершении. При этом наиболее существенен сегмент оправданных по обвинениям в преступлениях против жизни и здоровья человека – 32 (из них двое оправданы по обвинению в убийстве); личной свободы, чести и достоинства – 13; собственности и порядка осуществления экономической деятельности – 10.

Структура судимости в целом по сравнению с 2017 годом не изменилась. Как и прежде основную массу составляют осужденные за менее тяжкие (59,9 %) и не представляющие большой общественной опасности (28,6 %) преступления. Удельный вес осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений составил 11,4 % от общего количества лиц, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры.

Наибольшее количество лиц осуждено за совершение хищений имущества различными способами (15 111 лиц или 37,2 %) и уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении (5 804 лица или 14,3 %). При этом снизилось число осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (до 2 452 лиц), что составило 6,03 % в общей структуре судимости.

За преступления против общественного порядка и общественной нравственности осуждены 3 014 лиц (7,4 %), за уклонение от отбывания различных видов наказаний – 2 831 лицо или 7%.

Из числа осужденных:

  • 2 452 лица осуждены за преступления, связанные с наркотиками – на 16,7 % меньше по сравнению с 2017 годом (2 942 лица);
  • 1 005 лиц осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности – на 44,8 % больше, чем в 2017 году (694 лица);
  • 884 лица осуждены за управление транспортным средством в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) – на 14,4 % меньше, чем в 2018 году (1 033 лица);
  • 15 988 лиц совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что составляет 39,4 % от общего числа осужденных (в 2017 году 16 834 лица или 39 % от общего числа осужденных);
  • 16 812 лиц совершили преступление при неснятой или непогашенной судимости за совершенное ранее преступление, что составляет 41,4 % от общего числа осужденных (в 2017 году 17 323 лица или 40,2 %).

Структура уголовных наказаний:

Вышестоящими судами отменены приговоры районных и городских судов в отношении 232 лиц (в 2017 г. – в отношении 240 лиц), что составляет 0,5 % от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Изменены приговоры в отношении 1 566 лиц – 3,7 % от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности (в 2017 г. – в отношении 1 587 лиц).

Дела об административных правонарушениях
(без учета данных о делах об административных правонарушениях, рассмотренных экономическими судами)

В 2018 году количество рассмотренных районными (городскими) судами республики дел об административных правонарушениях незначительно снизилось. Если в 2017 году рассмотрено 370 109 дел данной категории, то в 2018 году их количество уменьшилось на 1,2 % до 365 549 дел.

В общей структуре административных правонарушений основную массу составили дела о таких правонарушениях, как:

  • распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения (79 144) (ст. 17.3 КоАП);
  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (77 144) (ст. 9.1 КоАП);
  • мелкое хулиганство (34 584) (ст. 17.1 КоАП);
  • мелкое хищение (22 627) (ст. 10.5 КоАП).

Структура налагаемых административных взысканий в отчетном периоде по сравнению с 2017 годом существенных изменений не претерпела. Денежному штрафу подвергнуто 78,5 % или 217 590 привлеченных лиц (в 2017 году 79,6 % или 235 122 лица). Административному аресту подвергнуты – 51 590 привлеченных лиц или 18,6 % (в 2017 году – 52 069 или 17,6 %). При этом из общего количества рассмотренных дел почти по 53 тысячам дел или 14,3 % судами принимались решения о прекращении производства по делу. Суды тщательным образом подходили к оценке соблюдения норм материального и процессуального права при подготовке дел об административных правонарушениях к рассмотрению. Поэтому в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения судами прекращено 6 814 дел об административных правонарушениях, что свидетельствует о необоснованности начала ведения административного процесса, а также сохраняющимся невысоким уровнем качества досудебного производства по таким делам.

Более чем 27 тысяч дел (7,5 %) возвращались судами для исправления недостатков протоколов об административных правонарушениях, препятствующих их рассмотрению по существу. Почти по 6,5 тысячам дел (1,8 %) судьями принимались решения об освобождении от административной ответственности (например, в связи с малозначительностью деяния).

Гражданское правосудие

В прошедшем году объем гражданского правосудия по республике в сравнении с 2017 годом увеличился на 1,8 %. Всего в 2018 году в суды республики поступило 203 563 гражданских дела (в 2017 году – 200 061 дело). Судами с вынесением решения рассмотрено 175 065 гражданских дел (в 2017 году – 171 576). Из них с удовлетворением иска рассмотрено 165 806 дел или 94,7 % (в 2017 году – 161 959 или 94,4 %). Из числа рассмотренных дел в порядке искового производства рассмотрено 123 041 дело, что на 1,9 % больше прошлого года (в 2017 году рассмотрено 120 744 дела). Из числа рассмотренных в исковом производстве гражданских дел наибольшее количество составляют дела о расторжении брака – 24 897 (в 2017 году – 23 414). Удовлетворяемость по данной категории составляет 99,6 % (в 2017 году – 99,7 %). В 2018 году рассмотрено 8 572 жилищных спора (в 2017 году – 8 618). В том числе:

  • о выселении с предоставлением другого помещения 152 (из них с удовлетворением иска 125 или 82,2 %);
  • о выселении без предоставления другого жилого помещения – 3 642 (из них с удовлетворением иска 3 208 или 88,1 %);
  • о расторжении договора найма жилого помещения – 1 614 (из них с удовлетворением иска 1431 или 88,7 %);
  • о признании права собственности на жилые дома и квартиры – 892 (из них с удовлетворением иска 751 или 84,2 %).

Значительное количество также составляют трудовые споры – 6 628 гражданских дел данной категории рассмотрено в 2018 году (в 2017 – 7 763). Удовлетворяемость по данной категории дел высока и составила 82 % (в 2017 году – 81,2 %).

Среди них:

  • 517 гражданских дел — о восстановлении на работе (из них с удовлетворением иска 164 или 31,7 %);
  • о выплате заработной платы – 2 687 (из них с удовлетворением иска 2 390 или 89 %);
  • о возмещении имущественного ущерба, причиненного работником при исполнении служебных (трудовых) обязанностей – 2 155 (из них с удовлетворением иска 2 004 или 93 %);
  • другие трудовые споры – 1 269 (из них с удовлетворением иска 874 или 68,9 %).

Судами республики рассмотрено 8 007 гражданских дел о взыскании алиментов на содержание детей (в 2017 рассмотрено – 7 564 дела). Удовлетворяемость по данной категории как и в 2017 году составляет 95,2%. Также рассмотрено 87 гражданских дел о возмещении вреда здоровью по впервые предъявленным искам (в 2017 году – 108 дел) при этом удовлетворяемость по ним составляет 81,6 % (в 2017 году – 89,8 %); о защите чести и достоинства – 117 дел (в 2017 году – 100 дел) удовлетворяемость по ним 44,4 % (в 2017 году – 37 %).

По делам, возникающих из административно-правовых отношений окончено вынесением решений 1 638, что на 27,7 % больше чем 2017 году – 1 283 дела.

В 2018 году судами рассмотрено 26 645 дел особого производства (в 2017 году – 28 824). Из них: 6 168 дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (в 2017 году – 6 771); 8 614 дел о принудительной госпитализации и лечении граждан (в 2017 году – 8 888), в том числе о помещении в ЛТП – 7 837 (в 2017 году – 7 868).

Увеличилось на 14,6 % количество заявлений, рассмотренных в порядке приказного производства – с 20 725 дел в 2017 году до 23 741 дела в 2018 году. Большинство из рассмотренных в порядке приказного производства заявлений – о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей – 12 618 (в 2017 году – 13 106).

В результате проверки вышестоящими судами подавляющее большинство решений по гражданским делам признаны законными и обоснованными. Вышестоящими судами отменено 1 075 решений (в том числе с вынесением нового решения 568), что составляет 0,6 % от общего числа вынесенных решений. Изменено 541 решение – 0,3 % от общего числа вынесенных решений (в 2017 году отменено 1 282 или 0,7 %, из них с вынесением нового решения 529; изменено – 516, или 0,3 %).

Сведения о работе судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь за 2018 год опубликованы ранее и доступны

Экономическое правосудие

Поступление процессуальных обращений (формы обращения в суд, рассматривающий экономические дела, установленные статьей 7 ХПК) в экономические суды снижается с 2016 года.

В 2018 году уменьшение поступления по сравнению с 2017 годом составило 18 %, в экономические суды поступило порядка 104,9 тысячи обращений (в 2017 – 127,4 тысячи).

Количество рассмотренных экономическими судами дел в порядке искового производства в 2018 году уменьшилось на 18 % и составило порядка 17,5 тысяч, из которых имущественные споры – 76 %, неимущественные – 24 %. Удовлетворяемость исковых заявлений по системе экономических судов составляет порядка 59,4 % от рассмотренных. Отказано в удовлетворении заявленных требований по 12,9 %, производство прекращено по 22,4 % рассмотренных дел, оставлено без рассмотрения – 5,3 %. Начиная с 2016 года, наблюдается ежегодное на 17 – 23 % уменьшение поступления в экономические суды заявлений о выдаче определения о судебном приказе. В 2018 году количество поступивших заявлений уменьшилось на 17 %.

Удовлетворяемость заявлений о выдаче определений о судебном приказе по системе экономических судов составляет 85 % от общего числа рассмотренных, что соответствует предыдущему периоду.

В рамках статьи 226 ХПК вынесено 1 314 определений об отмене определения о судебном приказе, что составляет 2,5 % от количества вынесенных определений о судебном приказе и аналогично 2017 году.

В отчетном периоде сохранилась тенденция к уменьшению (на 9 %) количества поступивших в экономические суды заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве), начавшаяся в 2017.

За истекший год судами завершены производства по 2 941 делу об экономической несостоятельности (банкротстве), что почти на треть больше, чем в 2017 году (2 016 дел).

Количество дел, срок ликвидационного производства по которым превышает 12 месяцев, уменьшилось в судах республики за год в два раза (с 1 097 до 548 дел).

Указанные показатели обусловлены изменением подходов к взысканию субсидиарной ответственности с учетом положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», разъяснения о применении которого были направлены в суды судебной коллегией по экономическим делам.

Оптимизация сроков завершения ликвидационных производств, повышение интенсивности их проведения судами по делам указанной категории обеспечили снижение остатка неоконченных дел об экономической несостоятельности (банкротстве) в производстве судов в сравнении с началом года почти на треть (с 3 115 до 2 183 дел).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В структуре обращений в экономические суды в 2018 году количество поступивших дел об административных правонарушениях снизилось с 5,4 % до 3,8 %. Количественный показатель поступления таких дел снизился на 42 % (с 6,3 тысяч до 3,6 тысячи).

В анализируемом периоде произошли изменения в соотношении результатов рассмотрения экономическими судами дел в производстве об административных правонарушениях. Постановления о наложении административного взыскания вынесены по 91,2 % дел, производства прекращены по 8,8 % дел об административных правонарушениях. В 2017 году данное соотношение составляло 94,3 % и 5,7 % соответственно.

Пересмотр судебных постановлений

В 2018 году количественный показатель обращений, поступивших в экономические суды в порядке обжалования судебных постановлений, снизился на 11 % (с 6 371 в 2017 до 5 677 в отчетном периоде). При этом доля таких обращений увеличилась и составляет 5,4 % от всех поступивших (в 2017 году – 5 %).

От числа рассмотренных экономическими судами дел по первой инстанции (учтены дела, рассмотренные в порядке искового производства и производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)) стадии апелляционного рассмотрения прошло 12,5 % дел (в 2017 – 11,5 %), кассационного рассмотрения – 6,1 % дел (в 2017 – 6,0 %), пересмотра в порядке надзора – порядка 1,3% дел (2017 – 1 %).

Количество судебных постановлений, отмененных (измененных) при пересмотре апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями сократилось на 21,2 % (с 433 в 2017 до 341 (при подсчете количества отмененных судебных постановлений не учитываются судебные постановления, которые отменены с прекращением производство по делу в связи заключением мирового соглашения, соглашения о примирении, отказом истца от иска, в связи с оставлением искового заявления без рассмотрения) отмененного судебного постановления в отчетном периоде).

Общий удельный вес отмененных судебных постановлений к числу рассмотренных по первой инстанции (с учетом искового производства и производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)) снизился незначительно с 1,9 % в 2017 до 1,7 %.

При этом в апелляционном порядке отменено (изменено) 229 судебных постановлений (решений) или 1,1 % от рассмотренных по первой инстанции дел, в кассационном – 101 или 0,5 %.

Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь отменены судебные постановления по 3 делам, из которых 2 дела не проходили стадии апелляционного и кассационного пересмотра, по 1 делу постановление кассационной инстанции, которым ранее отменены судебные постановления нижестоящих инстанций, отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции

Понятие трудовых споров

Исполняя свои трудовые обязанности, работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов. Конституция РФ и трудовое законодательство признают за работником право разрешать индивидуальные и коллективные трудовые споры, используя установленные законодательством способы их разрешения.

Трудовым спором считается разногласие между работодателем и работниками по вопросам регулирования трудовых отношений, которые поступают на разрешение специального юрисдикционного органа.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регламентируется гл. 60 ТК РФ, коллективных – гл. 61 ТК РФ.

Традиционно причиной трудового спора являются трудовые правонарушения.

Динамику возникновения трудового спора можно представить следующим образом:

  • трудовое правонарушение;
  • разногласие субъектов – различная оценка возникшего правонарушения;
  • попытка урегулировать спор самостоятельно с помощью переговоров;
  • обращение в специальный орган по разрешению трудовых споров.

Бывает так, что трудовой спор возникает и без правонарушения. Это происходит в тех случаях, если субъект обратился в юрисдикционный орган с просьбой оспорить отказ другого субъекта в установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Трудовые споры 430 руб.
  • Реферат Трудовые споры 270 руб.
  • Контрольная работа Трудовые споры 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Классификация и виды трудовых споров

Все трудовые споры классифицируются по различным основаниям.

По спорящим субъектам трудовые споры бывают:

  • индивидуальные (если затрагиваются интересы отдельных работников);
  • коллективные (когда затрагиваются интересы всего коллектива).

Трудовые споры по правоотношениям бывают:

  • возникающие в результате нарушения трудовых отношений;
  • возникающие из правонарушения отношений, связанных с трудовыми.

По характеру спора бывают:

  • споры о применении норм трудового законодательства (в т.ч. и о заключении, изменении или выполнении коллективных договоров и соглашений);
  • споры об установлении либо изменении существующих условий труда.

Виды трудовых споров по предмету спора:

  • споры о признании права, которое нарушается другой стороной договора;
  • споры о присуждении выплат и возмещении вреда.

По способу разрешения трудовые споры бывают:

  • исковые;
  • споры неискового характера.

К исковым спорам относят разногласия, которые возникают в связи с применением нормативных актов, договоров и соглашений о труде. Во время их разрешения работник предъявляет иск, которым хочет добиться восстановления его нарушенных прав. Эти споры индивидуальны, рассматриваются комиссией по трудовым спорам, вышестоящими органами и судами.

Определение 1

Споры неискового характера – это разногласия, которые возникают в результате изменения действующих или установленных новых условий труда. Неисковый характер всегда присущ коллективным трудовым спорам, поэтому их разрешают в особой процессуальной форме.

Виды органов, способных разрешить трудовой спор

Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены комиссиями по трудовым спорам либо судом. Решая, где должен быть разрешен возникший индивидуальный трудовой спор – в комиссии по трудовым спорам или в суде, следует исходить из подведомственности возникшего спора.

Подведомственностью трудового спора является распределение компетенции по их разрешению между органами, которые наделены правом рассматривать данные споры и выносить соответствующие решения. Правильное определение подведомственности трудового спора имеет важное значение, потому что разрешение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено.

Говоря о подведомственности трудовых споров, целесообразно делить их на споры, рассматриваемые:

  • в общем порядке комиссией по трудовым спорам;
  • в суде.

Отнесение трудового спора к одной из этих групп говорит о том, что остальные органы некомпетентны и неправомочны рассматривать данный спор, либо могут рассмотреть его только после того, как он будет рассмотрен комиссией по трудовым спорам.

Государство и правоохранительные органы обязаны защищать права работников. Поэтому, если нарушены права работника, то он имеет полное право на квалифицированную юридическую помощь и на защиту нарушенного права в суде.

Коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателем или же его представителями по поводу изменения условий труда, заработной платы, изменения выполнения коллективных договоров и соглашений.

Работодатели обязаны рассмотреть все требования работников.

Этапы разрешения коллективного трудового спора:

  • рассмотрение возникшего коллективного трудового спора примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора при помощи посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.


Рисунок 1. Органы, рассматривающие трудовые споры

Трудовым законодательством, а в частности ст. 407 ТК РФ закреплено урегулирование коллективных трудовых споров специальной службой, создаваемой в системе государственных органов федеральной или муниципальной власти. Функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров следующие:

  • осуществлять регистрацию коллективных трудовых споров;
  • проверять полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, если в этом есть необходимость;
  • формировать список трудовых арбитров и проводить их подготовку;
  • выявлять причины, послужившие возникновению коллективных трудовых споров;
  • оказывать методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения спора;
  • организовывать финансирование примирительных процедур;
  • способствовать взаимодействию представителей работников и работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.

Если между сторонами коллективного трудового спора достигнуто соглашение, оно оформляется в письменной форме и обладает обязательной силой для его сторон.

Если соглашение не достигнуто и коллективный трудовой спор не разрешен, работники, в соответствии с законодательством, имеют право прибегнуть к забастовке.

Право на забастовку, ее порядок, обязанности сторон, гарантии, правовое положение работников и запрет незаконных забастовок регламентируются Трудовым кодексом РФ.

Классификация и порядок разрешения трудовых споров. Коллективные трудовые споры.

Интересы работодателей и наемных работников не всегда совпадают, и естественно, есть возможность столкновения этих интересов на любой стадии трудовых правоотношений. Поэтому, во времена сложной экономической ситуации в Украине, весьма актуальной является проблема решения трудовых споров, которые возникают между собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, с одной стороны, и конкретным работником или трудовым коллективом, с другой стороны.

Этой статьей мы начинаем серию материалов, в которых раскроем понятие трудовых конфликтов и порядок их преодоления. Вы будете иметь возможность узнать о:

— коллективных трудовых спорах и особенностях их решения на производственном уровне,

— организации и проведении забастовок,

— индивидуальных трудовых спорах и др.

Трудовые споры — это неурегулированные, в результате непосредственных переговоров, расхождения между работником (коллективом работников) и работодателем по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения существующих условий труда.

Классифицировать трудовые споры можно по субъектам, содержанию, характеру и порядку рассмотрения (подведомственностью). По субъектам различают индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Сейчас мы рассмотрим с вами коллективные трудовые споры (конфликты).

Основными актами, которыми урегулирован этот вопрос, является Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 года № 137/98-ВР (далее-Закон 137), а также ряд актов, которые выданы Национальной службой посредничества и примирения (далее – НСПП).

Это и есть та самая служба, которая создана для улучшения трудовых отношений и предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, прогнозирования и содействия своевременному разрешению конфликтов, а также осуществления посреднических функций при разрешении конфликтов.

Определение понятия коллективного трудового спора содержится в Законе 137. Итак, коллективный трудовой спор– это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;

б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

Кодексом законов о труде (далее — КЗоТ) определено, что работники имеют право на разрешение коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке (ч.2 ст. 2).

В зависимости от уровня, коллективные трудовые споры делятся на 3 вида:

1. Производственные. Сторонами являются работники/первичная профсоюзная организация/ уполномоченная работниками организация и работодатель (более подробно можно прочитать на странице: «Коллективный трудовой спор на производственном уровне»).

2. Отраслевые/территориальные. Сторонами являются работники одной или нескольких отраслей/административно-территориальных единиц/профсоюзы/ уполномоченные наемными работниками организации и организации работодателей, их объединения/центральные органы исполнительной власти/местные органы исполнительной власти, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

3. Национальные. Сторонами являются работники одной или нескольких отраслей (профессий), или профсоюзы, или их объединения/другие уполномоченные наемными работниками органы и всеукраинские объединения организаций работодателей/Кабинет Министров Украины.

Если наемные работники выбрали уполномоченный орган для осуществления представительства, то этот орган является единым полномочным представителем наемных работников до момента прекращения коллективного трудового спора.

В зависимости от уровня коллективного трудового спора зависит утверждение и формирование требований наемных работников. Например, на производственном уровне, требования утверждаются общим собранием наемных работников и подписываются не менее чем половиной членов трудового коллектива.

Требования на отраслевом/территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются в зависимости от того, кто представляет интересы наемных работников. Например, если интересы представляет профсоюз/объединения профсоюзов, требования утверждаются решением этого органа, если же интересы представляют уполномоченные работниками организации — конференцией представителей предприятий, которые избраны собранием работников.

Сроки рассмотрения требований и принятия решений также зависят от вида коллективного трудового спора и урегулированы ст. 5 Закона 137.

Рассмотрение коллективного трудового спора по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта или заключения или изменения коллективного договора, соглашения осуществляется примирительной комиссией.

Коллективные трудовые споры должны быть рассмотрены в следующие сроки: на производственном уровне – в течение 5 дней, отраслевом и территориальном – 10 дней, национальном – 15 дней со дня создания комиссии и оформляться протоколом, который является обязательным для сторон.

Примирительная комиссия, в случае необходимости, может консультироваться со сторонами коллективного трудового спора, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими заинтересованными органами и привлекать в свой состав независимого посредника – лицо, которое определено общим выбором сторон, которая способствует установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвует в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

Рассмотрение коллективного трудового спора о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, или невыполнение требований законодательства о труде осуществляется трудовым арбитражем. Также трудовым арбитражем рассматриваются споры, если примирительная комиссия не приняла решение в определенный срок.

Трудовой арбитраж рассматривает споры в течение 10 дней (срок может быть продлен до 20 дней) с даты его создания, решения оформляются протоколом, который подписывается всеми его членами. И является обязательным для сторон.

Есть еще один постоянно действующий государственный орган, который создан Президентом Украины – это Национальная служба посредничества и примирения (далее — НСПП), которая:

— способствует взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективного трудового спора;

— изучает и прогнозирует причины возникновения коллективного трудового спора и способствует своевременному его разрешению;

— осуществляет посредничество и примирение во время решения коллективного трудового спора;

— осуществляет регистрацию и анализ выдвинутых работниками требований и коллективного трудового спора;

— формирует списки независимых посредников и арбитров;

— в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает положения, инструкции и другие нормативные акты относительно деятельности НСПП и осуществления примирительных процедур;

— и осуществляет другие функции, возложенные на него Указом Президента «Об образовании Национальной службы посредничества и примирения» от 17 ноября 1998 года № 1258/98.

НСПП в пределах своих полномочий принимает решения, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Крайним средством разрешения коллективного трудового спора (если исчерпаны все возможности для решения конфликта) является забастовка (более подробно на странице: «Порядок организации и проведения забастовки»).

Забастовка – это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия с целью решения коллективного трудового спора. Забастовка может быть применена в случае отказа работодателя или уполномоченного им лица удовлетворить требования наемных работников (более подробно о забастовке мы напишем в наших следующих статьях).

Существуют случаи, когда коллективный трудовой спор рассматривается в судебном порядке:

— по заявлению работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей о признании забастовки незаконной;

— по заявлению НСПП, когда ее рекомендации относительно решения коллективного трудового спора не были учтенные сторонами.

Використання матеріалів, розміщених на сайті, можливо за умови посилання на kievprofenergo.in.ua

Новая редакция Ст. 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарий к Статье 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили письменное соглашение о том, что они берут на себя обязательство выполнить вынесенное им решение.

Трудовой арбитраж создается в течение трех дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. В его формировании принимают участие стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Его участники решают вопросы относительно состава, регламента и полномочий трудового арбитража.

В трудовом арбитраже спор рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его создания. Кодекс наделил этот орган досудебного рассмотрения коллективных споров следующими полномочиями:

рассматривать обращения сторон;

истребовать и получать все необходимые и имеющие отношения к делу документы и сведения;

информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных неблагоприятных социальных последствиях коллективного трудового спора;

принимать решение по существу рассматриваемого спора.

Принятое трудовым арбитражем решение передается его сторонам в письменной форме.

Обратите внимание, что в некоторых случаях рассмотрение коллективного трудового спора требует обязательного участия трудового арбитража. В частности, это установлено статьей 406 Кодекса, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок создание трудового арбитража также является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Другой комментарий к Ст. 404 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных вариантов досудебного развития коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (ad hoc).

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 2 ст. 407, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

2. Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:

— при недостижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

— в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

— в случае сознательного выбора сторонами коллективного трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

— в случае если на первом этапе рассмотрения коллективного трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

— в случае если участие посредника в рассмотрении коллективного трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

— в случае, когда его создание является обязательным, — для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

3. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации и проведению забастовки (см. ст. 406 ТК РФ и комментарий к ней). Представляется, что эта ситуация возможна, когда трудовой арбитраж является второй стадией рассмотрения коллективного трудового спора, т.е. при отказе сторон от посредника. Если же предложение о создании трудового арбитража выдвигается представителями работников после рассмотрения спора с помощью посредника, то работодатель вправе отказаться от рассмотрения этого же спора еще и в арбитраже. Естественно, что право перейти к следующей стадии (забастовке) у работников при этом остается.

4. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), являющаяся государственным органом. Она на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким тройственным органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

5. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум 8 рабочих дней: 3 дня с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и 5 дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.

6. Трудовой кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора.

Поскольку рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже никогда не является его первой стадией (этому предшествует как минимум рассмотрение спора в примирительной комиссии, а возможно, и при участии посредника), то арбитраж не должен рассматривать (и пересматривать) вопросы, по которым стороны пришли к согласию.

Кроме того, теперь трудовой арбитраж принимает не рекомендации, а решение. Данное решение арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается его сторонам в письменной форме.

7. Поскольку стороны сами избирают арбитров, то в случае заключения письменного соглашения об обязательности выполнения его решения стороны обязаны его выполнить.

8. На время разрешения коллективного трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур. Конфиденциальная информация, доверенная им в процессе рассмотрения спора, не должна распространяться и использоваться ими — прямо или косвенно — для личной или иной выгоды.

10. С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

11. Комментируемая статья дополнена важным положением, в соответствии с которым создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда законодательством запрещено проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора (см. ст. 413 ТК РФ и комментарий к ней).

Если же стороны в данном случае не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (Роструд).

12. Необходимо отметить, что законодательство не предусматривает механизма принудительного исполнения решения трудового арбитража. С одной стороны, имеется возможность привлечь работодателя к административной ответственности, с другой — у работников (в случае неисполнения решения трудового арбитража) появляются все основания для перехода к следующей стадии коллективного трудового спора — забастовке.

НА ГЛАВНУЮ
Трудовые споры
тел.: 8(8652) 93-00-55, 99-00-55

В современных экономических условиях в последние годы в нашей стране трудовые споры занимают нишу самых распространенных категорий дел. Кризис вынуждает работодателей предпринимать в отношении своих работников не всегда законные меры воздействия. Соответственно последним не остается ничего другого, как только перенести решение трудовых споров в стены суда.

Разрешение трудовых споров в большинстве случаев требует участия специалистов в этой области. Грамотный юрист знает, какие нормы права применить, какие доказательства необходимо найти и представить суду и как интерпретировать закон в пользу своего клиента.
Очень часто работники предпочитают терпеть до последнего и не «выносить сор из избы». Многие ошибочно полагают, что трудовые споры могут негативно повлиять на их карьеру, помешать дальнейшему продвижению по службе или увеличению зарплаты. В реальности же, если работодатель в принципе допустил трудовые споры, то стоит ли ждать от него чего-то «хорошего»?

Необходимо отметить, что при разрешении трудовых споров по решению суда в пользу работника как правило взыскивается различного рода компенсации, неустойки и естественно понесенные и вынужденные расходы. То есть Вы в любом случае остаетесь в «Выигрыше»

К примеру.
Недобросовестный работодатель решает отправить своих сотрудников на неоплачиваемые каникулы. По трудовому законодательству у него нет такого права. Как правило он собирает работников и предлагает им в добровольно-принудительном порядке написать заявление об отпуске за свой счет. Разумеется, это вовсе не в интересах последних. Однако они считают, что решение трудовых споров все равно ничего хорошего им не сулит, и связываться не стоит.
Однако, один из работников решил передать разрешение трудового спора на рассмотрение суда. Каковы последствия?
Согласно законодательства, если «работы нет», работодатель должен объявить простой и прекратить работу. Но при этом он должен будет выплачивать всем своим сотрудникам не менее двух третей их заработной платы.
Это существенно больше, чем то «ничего», которое сулит им заявление об отпуске за свой счет.
Допустим также, работодателю очень не понравилось, что его работник передал решение трудовых споров в адрес суда и решил уволить нерадивого сотрудника. Однако, если последний не допускает никаких нарушений трудового законодательства, то работодатель может сделать лишь одно: провести мероприятия по сокращению численности штата.
Только в этом случае опять же работник получит зарплату примерно за пять месяцев работы (оплата за два месяца, предшествующих увольнению + выходное пособие + оплата за два месяца, если работник не трудоустроился).
Согласитесь, за это время даже в условиях кризиса можно будет найти работу. В то же время это опять же существенно больше, чем то «ничего», которое получат все остальные – те, кто посчитал решение трудовых споров делом бесперспективным.

Кроме этого, разрешение трудовых споров судебным органом имеет и ряд других существенных преимуществ.

Во-первых, по общему правилу решение трудовых споров судами осуществляется бесплатно.
То есть от необходимости платить государственную пошлину Вы избавлены законодательством.

Во-вторых, трудовые споры вовсе не дают право работодателю избавиться от вас, как от работника.
Следовательно, даже если разрешение трудовых споров будет не в Вашу пользу, Вы все равно ничего не потеряете. Однако специалисты нашей компании, прежде чем обращаться в суд для разрешения спора предварительно изучают сложившуюся ситуацию и с высокой степенью вероятности определяют исход судебного разбирательства.
В-третьих, практика нашей компании свидетельствует о том, что в значительном большинстве случаев суд принимал сторону работника. Следовательно, решение трудовых споров, как правило, выносится в пользу заявителя.
В-четвертых, трудовые споры нередко заканчиваются в пользу работника, «благодаря» работодателю.
Суть в том, что многие руководители считают, что вряд ли кто-то из их сотрудников передаст разрешение трудовых споров на рассмотрение суда. Поэтому нередко допускают существенные нарушения тех или иных законодательных норм.
В-пятых, разрешение трудовых споров нередко сулит работнику и чисто материальные выгоды. Здесь и пени, предусмотренные за задержку в выплате заработной платы, и компенсации работнику за вынужденный прогул в случае незаконного увольнения, и возмещение морального вреда.
Пример из практики.

Работодатель периодически не выплачивал в срок заработную плату в полном объёме ссылаясь на отсутствие дохода компании. В результате по истечении нескольких месяцев вообще предложил всем действующим сотрудникам уволиться по собственному желанию, так как он открывает «новое» ООО и с его открытием все сотрудники будут приняты на новую работу и соответственно все долги перед ними будут погашены в первый же месяц. Однако после того, как работники были приняты на работу в «новую» организацию – ситуация с задолженностью не изменилась. А работнику – клиенту ЮА «Свои Люди» — вовсе отказали в приёме в новую компанию. Задолженность по заработной плате составляла более 208 663 рублей. В результате оперативной работы специалистов ЮА «Свои Люди» — 171 000 рублей задолженности недобросовестный работодатель погасил перед работником в ходе судебного разбирательства. В результате по решению суда в пользу работника взыскано:

37 663 рубля – задолженность по заработной плате

18 692 рубля – компенсация за задержку выплаты

13 500 рублей – судебные расходы

5 000 рублей – компенсация морального вреда.

Исходя из практики, трудовые споры, в решении которых специалисты компании принимают участие это:

♦ Взыскание заработной платы
♦ Взыскание компенсации за неиспользованный отпуск
♦ Взыскание компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени
♦ Взыскание компенсации за работу в ночное время
♦ Взыскание выходного пособия
♦ Взыскание пособия по уходу за ребенком
♦ Взыскание пособия по беременности и родам
♦ Взыскание процентов за задержку заработной платы
♦ Восстановление на работе и взыскание заработной платы за время вынужденного прогула
♦ Установление факта трудовых отношений (доказываем, что Вы работали)
♦ Взыскание компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав
♦ Обжалование бездействия работодателя при выдаче документов

В любом случае, если у вас с работодателем возникли какие-либо трудовые споры, советуем не откладывать дела в долгий ящик и обратиться к квалифицированному специалисту.
Дело в том, что по некоторым категориям трудовых споров имеются сокращенные сроки исковой давности. Упустить время тут нельзя.

Так, согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ — Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если Вы пропустили вышеуказанные сроки обращения в суд и эти причины могут квалифицироваться, как уважительные, то наши специалисты примут все меры по восстановлению указанных сроков в судебном порядке и отстоят Ваше право и Ваши требования в суде. Следовательно, чем раньше Вы доверите решение трудовых споров специалистам, тем лучше для вас

Если Вам необходима консультация или помощь специалиста в разрешении Вашей ситуации – звоните по тел. 8(8652) 93-00-55, 8(8652) 99-00-55 или оставьте заявку.

Юристы нашей компании самостоятельно проведут все необходимые процессуальные действия начиная от заявления в Роструд, Прокуратуру, подачи документов в суд до получения исполнительного листа в органах судебной власти. После чего мы самостоятельно организуем исполнительное производство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *