304 04 счет

Расчеты бюджетного учреждения с вышестоящим распорядителем бюджетных средств (счет 304 04). новый учет — старые проблемы

Внутренние расчеты по финансированию из бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000.

Согласно Приложению N 2 к Приказу Минфина России от 24.02.2005 N 26н у счета 304 04 для учета расходов бюджета в качестве кодов бюджетной классификации (1 — 17-й разряды счета) используется функциональная классификация расходов (ФКР), а для КОСГУ (24 — 26-й разряды счета) используется экономическая классификация расходов бюджета.

Согласно Инструкции на счете 304 04 получатели бюджетных средств учитывают:

Виды расчетов

ПБС, у которых

открыты

лицевые счета

в органах

Федерального

казначейства

(далее — ОФК)

ПБС, у

которых

открыты

счета в

учреждениях

банка

Примечание

1. Учет объемов

финансирования

(переведенных

бюджетных

средств)

На балансовых

счетах не

учитываются

Статья 200

Инструкции

Единый счет бюджета

предполагает

отражение остатков

бюджетных средств

на балансовом счете

ОФК

2. Учет операций

по

централизованному

снабжению

Статья 244 Инструкции

По мнению автора,

к этим операциям

также можно отнести

операции по

передаче НФА от

одного ПБС другому

ПБС в соответствии

с указаниями РБС

(перераспределение

НФА)

3. Учет передачи

задолженности из

одного бюджетного

учреждения в

другое

Инструкцией по бюджетному

учету не определен

Далее по тексту

приведено описание

возможных ситуаций

передачи

задолженности

1. Учет перечисленных средств бюджета (объемов финансирования расходов)

Внутренние расчеты по перечислению средств бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000. Далее по тексту введем соответствующие сокращения: для распорядителей — РБС и для получателей — ПБС.

Ниже в таблице приведены операции по перечислению средств бюджета:

операции

РБС

ПБС

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Лицевой счет в ОФК

Перечисление

объемов

средств

бюджета

1 304 04 ХХХ

1 304 05 ХХХ

В бюджетном учете не

отражается

Отзыв

средств

бюджета

1 304 05 ХХХ

1 304 04 ХХХ

В бюджетном учете не

отражается

Счет в учреждении банка

Перечисление

объемов

финансирова-

ния

1 304 04 ХХХ

1 201 01 610

1 201 01 510

1 304 04 ХХХ

Отзыв

средств

бюджета

1 201 01 510

1 304 04 ХХХ

1 304 04 ХХХ

1 201 01 610

В связи с изменением идеологии учета у сотрудников бюджетных учреждений зачастую возникает вопрос в отношении учета поступивших бюджетных средств в ОФК.

Сложность возникает в том, что в соответствии с Инструкцией остаток «живых» бюджетных средств учреждением не учитывается. В некоторых министерствах поступившие от РБС бюджетные средства (переведенные объемы финансирования) рекомендовано учитывать на забалансовом счете. Конечно, в бюджетном учете этой суммой можно проконтролировать только показатель общих кассовых расходов, причем без их расшифровки.

2. Учет операций по централизованному снабжению

Как и в предыдущей Инструкции, учету операций по централизованному снабжению в Инструкции по бюджетному учету посвящен отдельный раздел.

В Приложении N 1 приведены примеры операций по централизованному снабжению и порядок их отражения на счетах бюджетного учета.

Ниже в таблице даны типовые операции по централизованному снабжению, осуществляемому за счет средств бюджета, применительно для получателей бюджетных средств.

————————T———————-T——————¬
¦ Содержание операции ¦ Получатель бюджетных ¦ Примечание ¦
¦ ¦ средств ¦ ¦
¦ +————T———-+ ¦
¦ ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ ¦
+———————-+————+———-+——————+
¦На сумму НФА: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отправленных ¦107 01 310 ¦304 04 310¦Пункты 2 — 3 ст. ¦
¦поставщиком, но не ¦107 02 320 ¦304 04 320¦246 Инструкции. ¦
¦поступивших к моменту ¦107 03 340 ¦304 04 340¦Пункт 4 ст. 246 ¦
¦получения Извещения ¦ ¦ ¦Инструкции. ¦
¦(ф. 0504805) ¦ ¦ ¦По всей ¦
¦ ¦ ¦ ¦видимости, в этом ¦
¦- при поступлении НФА,¦106 01 310 ¦107 01 410¦разделе пропущен ¦
¦находившихся в пути к ¦106 04 340 ¦107 03 440¦счет 106 02 ¦
¦моменту получения ¦ ¦ ¦ ¦
¦Извещения ¦ ¦ ¦ ¦
+———————-+————+———-+——————+
¦- поступивших к ¦106 01 310 ¦304 04 310¦ ¦
¦моменту получения ¦106 04 340 ¦304 04 340¦ ¦
¦Извещения (ф. 0504805)¦ ¦ ¦ ¦
L———————-+————+———-+——————-

Таким образом, кредитовый остаток счета 304 04 в бюджетных учреждениях показывает сумму материальных ценностей (нефинансовых активов), полученных в порядке централизованного снабжения.

Применительно к распорядителям и получателям бюджетных средств порядок отражения в учете операций по централизованному снабжению в Инструкции описан подробно и вопросов почти не вызывает.

Исключением служит учет этих операций на базах, складах снабжения, которые являются получателями средств бюджета, но при этом выполняют функции снабжения и тем самым принимают непосредственное участие в расчетах между распорядителями средств бюджета и бюджетными учреждениями — получателями материальных ценностей.

Деятельность баз и складов снабжения можно разделить на две составляющие:

  • операционная деятельность (связана с обеспечением снабжения ведомственных бюджетных учреждений);
  • текущая деятельность (обеспечение собственных потребностей).

Базами и складами материально-технического обеспечения (далее по тексту — базами МТО) операции по получению материальных ценностей, оплаченных вышестоящими РБС, отражаются в учете так же, как и бюджетными учреждениями.

Неясность в вопросах учета возникает при отражении в учете операций по выдаче материальных ценностей базами МТО непосредственно бюджетным учреждениям, то есть конечным потребителям.

Следует отметить, что во многих министерствах и ведомствах существуют бюджетные базы МТО, которые в соответствии с утвержденными планами материально-технического обеспечения снабжают ведомственные бюджетные учреждения материальными ценностями. Многие системы ведомственного централизованного снабжения осуществляются по схеме:

——————————————¬
¦ Главное (центральное) управление ¦
¦(осуществляет централизованную оплату МЦ)¦
L———————T———————
¦/
———————-+——————-¬
¦ Региональная база (склад) ¦
¦ материально-технического снабжения ¦
¦ (получение от поставщиков МЦ, оплаченных¦
¦ в централизованном порядке, и выдача МЦ ¦
¦ бюджетным учреждениям) ¦
L———————T———————
¦/
———————-+——————-¬
¦ Бюджетное учреждение ¦
¦ (получает с территориальных баз МТО ¦
¦ материальные ценности) ¦
L——————————————

Если порядок отражения в учете операций, связанных с получением централизованно оплаченных материальных ценностей, вопросов не вызывает, то порядок отражения операций по их выдаче с баз МТО Инструкцией не определен. Это в свою очередь порождает необходимость издания ведомственных указаний о порядке учета операций по централизованному снабжению. Если учесть, что согласно ст. 2 Инструкции корреспонденции счетов бюджетного учета являются составной частью государственной учетной политики, то нет оснований для формирования отраслевых учетов. На практике это означает, что согласованный с Минфином России ведомственный порядок учета тех или иных операций целесообразно доводить в виде указаний Минфина России до всех главных распорядителей бюджетных средств. Это позволит на практике реализовать государственную учетную политику и ликвидирует отраслевые учеты.

Предложения по учету операций централизованного снабжения на базах МТО:

п/п

операции

(Инструкцией

не

определено)

Дебет

(уменьшение

кредиторской

задолженности

перед

вышестоящим

распорядителем)

Кредит

(уменьшение

капитальных

вложений)

Документальное

оформление

операции

Отгрузка

(выдача) с

базы МТО

оборудования

и других

основных

средств

бюджетному

учреждению

304 04 310

106 01 410

Извещение

(ф. 0504805)

оформляется в 4

экземплярах:

  • 1-й и 2-й

экземпляры

передаются

бюджетному

учреждению —

получателю

материальных

ценностей;

  • 3-й экземпляр

направляется своему

вышестоящему

распорядителю.

Если бюджетное

учреждение и база

МТО финансируются

различными

распорядителями, то

выписывается

дополнительный

экземпляр Извещения

(ф. 0504805),

который

направляется

распорядителю

бюджетных средств,

финансирующему

бюджетное

учреждение —

получателя

материальных

ценностей

Отгрузка

(выдача) с

базы МТО

материальных

запасов

бюджетному

учреждению

304 04 340

106 04 440

При том что распорядитель, централизованно оплативший материальные ценности, в соответствии с требованиями ст. 241 Инструкции ведет их учет на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению», на базах МТО ст. 71 Инструкции предусмотрено ведение аналитического учета на счете 106.

Также хотелось бы обратить внимание на необходимость определения порядка учета операций при передаче материальных ценностей из одного учреждения в другое.

На практике достаточно часто в соответствии с указаниями главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств производится перераспределение материальных ценностей между бюджетными учреждениями. Эти вопросы, несомненно, находятся в компетенции распорядителей бюджетных средств и являются неотъемлемой частью их функций.

Определяя порядок учета этих операций, наверное, следует их классифицировать. Очевидно, что эти операции можно отнести к централизованному снабжению и, соответственно, распространить на них действующий порядок учета аналогичных операций.

В связи с тем что передаваемые основные средства могли быть ранее приняты к бухгалтерскому учету и, соответственно, на них ранее была начислена амортизация, порядок учета этих операций бюджетным учреждением — грузоотправителем можно реализовать двумя способами:

  1. в Извещении (ф. 0504805) указывается только остаточная стоимость основных средств;
  2. в Извещении (ф. 0504805) отражаются первоначальная (балансовая) стоимость основных средств и сумма начисленной амортизации на дату передачи основного средства.

Проводки по отражению этих операций (п. 2) в бюджетном учреждении, передающем основное средство, могли быть следующими:

п/п

операции

(Инструкцией

не

определено)

Дебет

Кредит

Примечание

Списана с

учета

балансовая

стоимость

переданного

основного

средства

304 04 310

101 01 410 —

101 10 410

Кредиторская

задолженность перед

вышестоящим

распорядителем

бюджетных средств

(счет 304 04 310)

уменьшится на сумму

остаточной стоимости

основного средства

(первоначальная

(балансовая)

стоимость минус сумма

амортизации)

Списана с

учета сумма

начисленной

амортизации

104 01 410 —

104 06 410

304 04 310

Соответственно, в учете распорядителя бюджетных средств операцию по передаче основного средства предлагается отражать записью:

  • по дебету счета 304 04 310 (на сумму остаточной стоимости основного средства — увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам с бюджетным учреждением — получателем);
  • по кредиту счета 304 04 310 (на сумму остаточной стоимости основного средства — уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам с бюджетным учреждением, передавшим основное средство).

Передачу материальных запасов в бюджетном учреждении, осуществившем их отгрузку, предлагается отражать в учете:

Дебет 304 04 340 (уменьшение задолженности)

Кредит 105 ХХ 440 (уменьшение материальных запасов).

3. Учет передачи остатков задолженности (средств в расчетах)

В министерствах и ведомствах, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрена военная служба, военнослужащих в порядке перевода зачастую направляют к новому месту службы, то есть в другое военное учреждение.

При этом у военнослужащих к моменту убытия могут быть непогашенными остатки задолженности, в том числе по ранее полученным беспроцентным ссудам или невзысканным остаткам начетов.

Передача сумм задолженности из одного бюджетного учреждения в другое, наверное, должна осуществляться через счета расчетов с вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

Пример. Передана сумма задолженности по беспроцентной ссуде, числящейся за военнослужащим, убывшим к новому месту службы:

Дебет 1 304 04 540 Кредит 1 207 01 640 (Инструкцией не определено).

Вышестоящим РБС возможна запись по счету 1 304 04 540:

Дебет 1 304 04 540 (аналитический учет ПБС — места назначения)

Кредит 1 304 04 540 (аналитический учет ПБС — места убытия).

Военным учреждением, куда прибыл военнослужащий для дальнейшего прохождения службы, на основании соответствующих документов (Инструкцией данный порядок не определен) принята сумма задолженности ссудозаемщика. В учете производится запись:

Дебет 1 207 01 540 Кредит 1 304 04 540 (Инструкцией не определено).

Энциклопедия решений. Внутриведомственные расчеты госучреждения. Счет 304 04

Внутриведомственные расчеты госучреждения. Счет 304 04

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Учет внутриведомственных расчетов госучреждения, согласно п. 276 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), осуществляется на счете 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

Счет 304 04 применяется госучреждениями всех типов в целях учета расчетов между головными учреждениями и их обособленными структурными подразделениями.

Кроме того, казенными учреждениями (органами власти, местного самоуправления) данный счет применяется в целях учета расчетов между:

— главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, в том числе в рамках централизованного снабжения;

— главными администраторами и администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

— главными администраторами и администраторами доходов бюджета.

Группировка внутриведомственных расчетов осуществляется:

— по доходам (поступлениям);

— по расходам (выплатам).

Остаток по завершенным расчетам, числящийся на счете 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», в конце года должен быть учтен при формировании финансового результата учреждения на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Согласно п. 277 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 304 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе участников расчетов.

Специального регистра учета для ведения синтетического учета внутриведомственных расчетов не предусмотрено. Синтетический учет операций по счету 304 04 согласно п. 278 Инструкции N 157н ведется в соответствии с содержанием конкретных операций в следующих регистрах:

— Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071);

— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами (ф. 0504071);

— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071);

— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071);

— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071);

— Журнал по прочим операциям (ф. 0504071).

Записи в вышеуказанных регистрах учета осуществляются на основании соответствующих первичных документов. В частности, для оформления внутриведомственных расчетов по операциям приемки-передачи имущества, обязательств используется Извещение (ф. 0504805) (форма приведена в Приложении N 2 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).

К Извещению (ф. 0504805) прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета: акты о приеме-передаче, описи, реестры, документы поставщиков по централизованному снабжению, акты на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т.п.

Порядок взаимодействия передающей и принимающей сторон по оформлению первичных документов, подтверждающих переход имущественных прав между ними, должен обеспечивать формирование взаимосвязанных консолидированных показателей в бухгалтерской отчетности каждой из сторон. При этом передача соответствующих первичных документов, служащих основанием для отражения операций в бухгалтерском учете, между сторонами внутриведомственных расчетов может занимать определенное (порой длительное) время.

В целях обеспечения своевременного отражения операций с государственным (муниципальным) имуществом в бухгалтерском учете и обеспечения консолидации взаимосвязанных показателей в бухгалтерской отчетности целесообразно при организации документооборота между участниками взаимоотношений предусматривать возможность передачи первичных документов с использованием современных способов обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи, в том числе в виде электронных документов (письмо Минфина России от 12.10.2009 N 02-06-07/4765).

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета внутриведомственных расчетов, смотрите в путеводителях:

— для казенных учреждений;

— для бюджетных и автономных учреждений.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ЗАИМСТВОВАНИЮ

Возможность использования операций по внутреннему заимствованию денежных средств прямо предусмотрена пп. 146 и 147 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), применяющейся в учете бюджетных учреждений, и пп. 174 и 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), применяющейся в учете автономных учреждений.

Операции по внутреннему заимствованию могут осуществляться с любого источника финансового обеспечения.

Так, например, в Письме Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 приведен пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения «4». В письме также указано, что в случае оплаты кредиторской задолженности в пределах остатка денежных средств на отдельном лицевом счете 21 «Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения», бухгалтерские записи учреждением отражаются в аналогичном порядке. То есть заимствование денежных средств также может производиться и за счет целевых средств.

ОТРАЖЕНИЕ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

Согласно пп. 365 и 367 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» открываются забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» для аналитического учета выбытий и поступлений денежных средств на лицевом счете и в кассе учреждения.

Вместе с тем, Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н в данные пункты Инструкции № 157н были внесены изменения, согласно которым забалансовые счета 17 и 18 применяются также и к счету 304 06 (в части денежных расчетов).

В Письме Минфина России от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведен пример по применению забалансовых счетов к счету 304 06. Из данного письма следует, что к счету 304 06 применяются аналогичные забалансовые счета 17 и 18, как и в корреспондирующем с ним 201 счете.

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Операции по привлечению денежных средств за счет соответствующего источника финансового обеспечения для погашения кредиторской задолженности, принятой за счет иного источника финансового обеспечения, не относятся к доходам (расходам) учреждения. Поэтому, согласно Указаниям, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), в таком случае применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Операции по внутреннему заимствованию осуществляются с применение счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

На основании положений Инструкций № 157н, 174н, 183н, Указаний № 65н, Письма Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 и от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 операции по внутреннему заимствованию денежных средств отражаются (для этого рассмотрим пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения «2» для погашения кредиторской задолженности по коду финансового обеспечения «4»):

1. Привлечение денежных средств для оплаты кредиторской задолженности

  • Дебет 2.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 2.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 4.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 4.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

2. Возмещение привлеченных ранее денежных средств

  • Дебет 4.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 4.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 2.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 2.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ОРГАНАХ КАЗНАЧЕЙСТВА

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений регулируется приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок № 11н), со средствами автономных учреждений – приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н).

Если заимствование денежных средств производится в пределах разных лицевых счетов (например, 21 и 20), то согласно п. 9 Порядка № 11н и п. 5 Порядка № 15н для проведения кассовых выплат учреждению необходимо предоставить в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) (Заявку на возврат).

Таким образом, использование операций по внутреннему заимствованию денежных средств является отличным инструментом для своевременного погашения кредиторской задолженности. Благодаря этим операциям учреждение может избежать пеней и штрафов от поставщика за просрочку платежа и вести хозяйственную деятельность непрерывно, не дожидаясь соответствующего финансирования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *