321 п

2.6. Некредитная финансовая организация, за исключением страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России уведомление о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, микрофинансовая организация, осуществляющая свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Банк России уведомление о назначении (освобождении) ответственного сотрудника (о назначении (освобождении) сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком) в порядке, установленном Указанием Банка России от 25 декабря 2017 года N 4662-У «О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года N 50341.Пункт 2.6 Положения Банка России N 445-П

Правила внутреннего контроля 2019: редакции со всеми изменениями

Чек-лист ПВК по ПОД/ФТ: сколько было редакций правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в 2019 году?

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 08.11.2019)

Считать количество изменений в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ — дело неблагодарное. У многих текст правил разный, поэтому достоверно судить о том, касались ли изменения в законодательстве конкретные правил — порой нелегко. Но есть общие тенденции или изменения, которые касаются поголовно всех субъектов 115 закона. Их мы сегодня и попробуем посчитать.

Если же Вы не хотите ничего считать, а хотите заказать разработку или обновление правил внутреннего контроля, то Вам СЮДА.

Заказать ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ

2019 год в отличие от 2018 года был не так богат на количество изменений в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ. В среднем у многих за 2019 год должно было получиться порядка 3-4 редакций правил. Для сравнения: в 2018 году количество измененных ПВК в отдельных организациях достигало 9-10 редакций.

Хотя, конечно, изменения надо мерить не количеством, а масштабами. Поэтому справедливо отметить, что внесенные в 2019 году изменения в ПВК были весьма важны. Их пропуск или игнорирование чревато 100% штрафами.

Также стоит обязательно учесть, что обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ – то не только работа над внесением изменений по законодательству. Это большой и непрерывный процесс, учитывающий практику проверки правил со стороны надзора, редакторскую работу над текстом, выявление недостатков в правилах и собственное критическое отношение к ранее написанному документу. Внеплановые обновления правил необходимо делать в целях превентивных изменений для минимизации риска придирок проверяющих к пунктам правил.

Первая категорий организаций: некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России (ломбарды, микрофинансовые организации, страховые брокеры, кредитные потребительские кооперативы, управляющие компании, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного страхования, профессиональные участники рынка ценных бумаг, иные НФО) должны были поменять ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2019 году по меньшей мере 3 раза:

Редакция №1.

29.12.2018 г. Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо «Об использовании результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма» и порекомендовал организациям и предпринимателям изменить свои Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Впоследствии эта рекомендация была нормативно закреплена Банком России в новой редакции 445 Положения о требованиях к ПВК.

Многие НФО внесли соответствующие изменения в свои правила в январе-феврале 2019 года.

Одновременно многие учли в ПВК Методические рекомендации по работе с отдельными категориями клиентов (утв. Банком России 27.12.2018 №33-МР) и некоторые иные документы в сфере ПОД/ФТ.

Указанные изменения были не обязательными, но имели стойкую тенденцию к внесению со стороны НФО.

Редакция №2.

Весной 2019 года вступило в силу сразу 3 важнейших документа для НФО, которые должны были учесть все 100% организаций:

— 23 марта 2019 года вступило в силу Указание Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

05 апреля 2019 года вступили в силу: Указание Банка России от 22.02.2019 №5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» и Указание Банка России от 27.02.2019 №5084-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если предусмотреть в одной редакции ПВК все указанные изменения, то сделать новые правила надо было не позднее 22.06.2019. Без вышеуказанных изменений ПВК в настоящее время никаких проверок не пройдут. Таким образом, можно с уверенностью считать, что вне зависимости от текста ПВК, вида деятельности компании и прочих факторов у всех НФО должны быть разработаны правила, учитывающие перечисленные нормативные акты Банка России.

Отдельные НФО при доработке своих ПВК одновременно учитывали также Письмо Банка России «О применении подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ», Федеральный закон от 18.03.2019 №32-ФЗ и иные нормативные документы (это зависело от вида деятельности организации и текста конкретных ПВК).

Редакция №3.

27.06.2019 г. вступил в силу 565-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 27.12.2018. Указанные закон изменил перечень операций подлежащих обязательному контролю, понятие «Личный кабинет» и иные положения 115 закона.

Отразить изменения в ПВК надо было не позднее 26.09.2019 г.

Одновременно с вышеуказанными изменениями отдельные компании обновляли свои ПВК по Федеральным законам от 03.07.2019 №173-ФЗ, от 03.07.2019 №169-ФЗ, от 03.07.2019 №169-ФЗ и иным нормативным актам (это зависело от вида деятельности организации и текста конкретных ПВК).

В 2019 году отдельные НФО могли обновить ПВК и не только по перечисленным нормативным документам, но и по иным: все зависело от конкретной ситуации и содержания правил внутреннего контроля.

Заказать разработку редакций №1-3 правил внутреннего контроля можно у нас.

Вторая категорий организаций: ювелирные организации, агентства недвижимости, факторинговые организации, лизинговые компании, операторы по приему платежей, юристы, бухгалтеры, организации игорного секторадолжны были поменять ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2019 году по меньшей мере 3-4 раза.

Редакция №1.

1. 29.12.2018 г. Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо «Об использовании результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма» и порекомендовал организациям и предпринимателям изменить свои Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Многие внесли соответствующие изменения в свои правила до 29.01.2019 г. и разметили их в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

Указанные изменения были не обязательными, но имели стойкую тенденцию к внесению со стороны компаний, ведь их рекомендовал учесть Росфинмониторинг.

Редакция №2.

23 февраля 2019 г. вступил в силу новый важнейший нормативный акт Росфинмониторинга: Приказ от 22.11.2018 №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Все 100% организаций и предпринимателей в срок до 25.03.2019 г. были обязаны обновить свои ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и загрузить их на сайт Росфинмониторинга.

Одновременно с 366 приказом Росфинмониторинга при разработке новых ПВК организации учли письма Росфинмониторинга №59 и №60.

Кто не учел указанные изменения в правилах — наверняка получит штраф при первой же их проверке.

Редакция №3.

3. В срок до 18.04.2019 года адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг были обязаны утвердить новые ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, прописав в них ряд новых положений и программ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.03.2019 №33-ФЗ.

Редакция №4.

27.06.2019 г. вступил в силу 565-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 27.12.2018. Указанные закон изменил перечень операций подлежащих обязательному контролю, понятие «Личный кабинет» и иные положения 115 закона.

Отразить изменения в ПВК надо было не позднее 26.07.2019 г.

Одновременно с вышеуказанными изменениями отдельные компании обновляли свои ПВК по Федеральным законам от 03.07.2019 №173-ФЗ, от 03.07.2019 №169-ФЗ, от 03.07.2019 №169-ФЗ и иным нормативным актам (это зависело от вида деятельности организации и текста конкретных ПВК).

В 2019 году отдельные организации и предприниматели могли обновить ПВК и не только по перечисленным нормативным документам, но и по иным: все зависело от конкретной ситуации и содержания правил внутреннего контроля.

Заказать разработку редакций №1-4 правил внутреннего контроля можно у нас.

Нас часто спрашивают, что нам делать если мы пропустили обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок? Отвечаем: сделать нужно это тогда прямо сейчас! А мы готовы Вам в этом помочь.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

  • Приложение. Изменения, вносимые в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В соответствии с пунктом 8 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1304; 2015, N 16, ст. 2381; 2016, N 39, ст. 5655), приказываю:

Внести в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37436), изменения согласно приложению.

Росфинмониторинг подготовил проект приказа о Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Соответствующий документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/p/53381

Согласно документу, комиссия создается для «организации взаимодействия и координации деятельности заинтересованных органов государственной власти, Счетной палаты Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, повышения эффективности международного сотрудничества в этой области».

В состав межведомственной комиссии, помимо представителей Счетной палаты, СК РФ, ЦИК РФ и ЦБ РФ, планируется включить представителей МВД, МИД, Минкомсвязи, Минобороны, Минпромторга, Минфина, Минюста, Службы внешней разведки, ФНС, ФСБ, ФСИН, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФТС, Роскомнадзора, Россвязи и Росфинмониторинга. Отмечается, что в состав комиссии могут входить и представители Федерального Собрания РФ, подразделений Администрации президента РФ и аппарата правительства РФ.

Комиссия будет заниматься подготовкой и рассмотрением проектов правовых актов, вырабатывать позиции по вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму, а также готовить предложения по предупреждению финансирования терроризма, распространения оружия массового уничтожения и легализации полученных преступным путем доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *