5473 1 об учреждениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ статья 30 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 30. Применение специальных средств

Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;

2) для пресечения преступлений;

3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;

4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;

5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;

6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;

10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;

11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;

12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;

Часть первая дополнена пунктом 13 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

13) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, в целях, предусмотренных частью шестой статьи 12 настоящего Закона.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 12 части первой настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

3) наручники и иные средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 6 и 8 — 11 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;

4) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 4 (если применение палки специальной невозможно), 5 — 7, 9 — 11 части первой настоящей статьи;

5) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

6) служебных собак — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 5 и 7 — 12 части первой настоящей статьи;

7) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

8) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 12 части первой настоящей статьи;

9) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 — 7 части первой настоящей статьи;

10) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7, 9 и 12 части первой настоящей статьи;

11) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7 части первой настоящей статьи;

Часть вторая дополнена пунктом 12 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

12) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 13 части первой настоящей статьи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.

ГАРАНТ:

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 февраля 2019 г. и с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. 61-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) исключен. — Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ;

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

УДК 343.83

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: Minrs@yandex.ru;

ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ КАЛУЦКИЙ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: chipa_67@mail.ru;

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЕВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ognpod@yandex.ru;

СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СТРОИЛОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ognpod@yandex.ru

НОВЕЛЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат: предметом исследования являются юридические аспекты, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Результатом стал собственный научный комментарий к главе 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Впервые сформулированы многие элементы, направленные на совершенствование мер принуждения (физической силы, специальных средств и оружия). В частности, предложены основания для правильного применения мер принуждения: соразмерность применения мер принуждения (физической силы, специальных средств, оружия; при применении мер принуждения угроза жизни и здоровью обязана быть реальной, а не мнимой (абстрактной). Определяются ситуации (обстоятельства), связанные с реальной угрозой жизни и здоровью сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний. Отмечены отрицательные и положительные стороны, связанные с применением мер принуждения сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Дается авторский комментарий конкретных статей указанного выше Закона. Обосновывается принцип территориальности по применению сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия, а также комментируются иные случаи, зафиксированные в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ключевые слова: юридические аспекты, новеллы закона, правоохранительная деятельность, физическая сила, специальные средства, оружие, основания применения мер принуждения, сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

VLADIMIR ANATOL YEVICH PONIKARO V,

Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: Minrs@yandex.ru;

IGOR NIKOLAEVICH KAL UTSKY, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: chipa_67@mail.ru;

SERGEY MIKHA YLOVICH SMOLEV, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: ognpod@yandex.ru;

SERGEY VALERYEVICH STROILOV, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: ognpod@yandex.ru

© Поникаров В. А., Калуцкий И. Н., Смолев С. М., Строилов С. В., 2017 © Ponikarov V. A., Kalutsky I. N., Smolev S. M., Stroilov S. V., 2017

Некоторые вопросы, связанные с применением мер принуждения в правоохранительной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), были исследованы ранее . Тем не менее на сегодняшний день отсутствуют конкретные публикации, связанные с новеллами применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками УИС в их правоохранительной деятельности. Исключение составляют отдельные аспекты по применению оружия сотрудниками УИС .

В конце декабря 2016 г. в гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» были внесены существенные изменения в части применения физической силы, специальных средств и оружия. Ранее, например, сотрудники УИС имели право применять физическую силу, специальные средства и оружие исключительно на территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах. Однако специфика их службы не ограничивается пределами исправительного учреждения. Например, сотрудники УИС участвуют в поиске лиц, бежавших из исправительного учреждения. Разыскивая бежавших преступников (осужденных), сотрудники пенитенциарных подразделений не вправе были применять оружие, специальные средства и даже физическую силу за пределами (границами) исправительного учреждения. Следовательно, необходимо было юридически разрешить сотрудникам УИС применять физическую силу, специальные средства и оружие не только на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, но и за их пределами. В связи с этим необходимо было изменить ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». С этой целью в гл. 5 Закона РФ были внесены существенные изменения.

В соответствии со ст. 28 («Общие требования к применению физической силы, специальных

средств и огнестрельного оружия») указанного Закона сотрудники УИС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в следующих местах: 1) на территориях учреждений, исполняющих наказания, а также прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования; 2) на территориях следственных изоляторов и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования; 3) на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы; 4) при исполнении обязанностей по конвоированию (это новое дополнение).

Как мы видим, законодатель положил в основу принцип территориальности, то есть в каких местах сотрудники УИС имеют право применять меры принуждения (физическую силу, специальные средства и оружия).

Возникает вопрос: а может ли сотрудник УИС применять данные меры принуждения (физическую силу, специальные средства и оружия) в иных местах? На этот вопрос дает ответ ч. 2 ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Дело в том, что в указанной выше правовой норме после слов, связанных с конвоированием, законодатель зафиксировал предложение следующего характера: «…и в иных случаях, установленных настоящим Законом», то есть эта часть рассматриваемой статьи (ч. 2 ст. 28) является отсылочной, так как она отправляет (командирует) к другим статьям данного Закона, например, к ст. 29 «Применение физической силы», в которой говорится, что сотрудник УИС имеет право применять физическую силу в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;

3) пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника УИС. Отметим, что сотрудник УИС имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо-

ды» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Кроме того, ч. 2 ст. 28 Закона отсылает к ст. 30 «Применение специальных средств» данного Закона.

Так, сотрудник УИС имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников УИС, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц; 2) для пресечения преступлений; 3) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе и др. Более того, ч. 2 ст. 28 Закона отсылает к ст. 31.2 «Применение огнестрельного оружия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник УИС имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством; 3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 4) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения и др.

Таким образом, сотрудники УИС, помимо территорий (учреждений, исполняющих наказания, СИЗО, охраняемых объектов), вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие и в иных (указанных выше) случаях, установленных ст. 29, 30 и 31.2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следует отметить, что анализируемый Закон запрещает ношение специальных средств сотрудниками УИС на территориях учреждений без использования соответствующего снаряжения.

Рассмотрим порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками. Он зафиксирован в ст. 28.1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Так, при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник УИС обязан: 1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований (исключение составляет случаи, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных

лиц); 2) обеспечить наименьшее причинение вреда и других повреждений; 3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения УИС в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.

Сотрудник УИС, который применяет указанные выше меры принуждения, должен помнить о доказательной базе, для того чтобы обезопасить себя. Например, сотрудник УИС после применения оружия говорит одно (ранил нападавшего), а пострадавший (то есть нападавший на сотрудника) утверждает совсем другое. Однако это все слова, а на деле нужны доказательства, что сотрудник УИС применил оружие законно. Вследствие этого сотрудник при наличии возможности фиксирует переносным видеорегистратором применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.

Сотрудник УИС обязан соразмерно применять рассматриваемые меры принуждения с учетом характера и силы оказываемого ему сопротивления. Что это значит? Например, невооруженный осужденный или иное лицо нападает на сотрудника УИС. В этом случае сотрудник УИС не имеет права применять оружие (это будет несоразмерно), а имеет право применить только специальные средства. Или, например, осужденный, иное лицо с ножом, со стамеской, с топором нападает на сотрудника УИС. В этом случае сотрудник УИС имеет право применить оружие, но при условии, что угроза жизни и здоровью должна быть реальной, а не мнимой, то есть нападавший должен ножом, стамеской задеть (хотя бы немного) сотрудника УИС. Это объясняется тем, что если не будет такой угрозы, то сотрудник УИС может проиграть дело, например, адвокат научит нападавшего: «Скажи, что ты хотел подать нож, стамеску сотруднику, а не ударить его».

Как показывает практика, суды охотно верят этим лицам (нападавшим), а не сотруднику УИС. Следовательно, сотрудник УИС при применении специальных средств или оружия обязан помнить две основные заповеди: 1) соразмерность применения мер принуждения (физической силы, специальных средств, оружия; 2) угроза жизни и здоровью обязана быть реальной, а не мнимой (абстрактной). Кроме того, необходимо собрать доказательную базу, связанную с применением мер принуждения. Если сотрудник УИС в результате применения мер принуждения (физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия) причинил телесные повреждения или насту-

пила смерть, то он обязан уведомить прокурора в течение 24 часов.

Законность и обоснованность применения мер принуждения (то есть физической силы, специальных средств, оружия) проверяет прокуратура в лице своих должностных лиц (прокуроров по надзору). На практике прокурор почему-то сразу требует от сотрудника УИС, который применил, например, оружие, рассказать порядок применения данной меры принуждения.

Как нам представляется, сотрудник, применивший оружие, должен не сразу представлять соответствующий рапорт, а в течение суток, так как этот порядок закреплен в ст. 28.1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Сотруднику УИС, применившему оружие на законных основаниях, не надо опасаться давления со стороны прокурора. Если прокурор сразу будет требовать от сотрудника объяснение по поводу причинения телесных повреждений, то последнему необходимо заявить, что у него, например, психологический стресс. Кроме того, надо посоветоваться с руководством колонии, тюрьмы, СИЗО (авторитетный, грамотный начальник учреждения УИС подскажет, как правильно написать рапорт). Необходимо обдумать все детали, мелочи, тонкости, так как от них зависит судьба сотрудника, применившего оружие. Получается два варианта: 1) против него могут возбудить уголовное дело (если посчитают, что он незаконно применил оружие); 2) его могут поощрить за правомерное применение данной меры. Третьего не дано.

Таким образом, сотрудник УИС должен компетентно обдумать свой вариант поведения (например, по возможности «подвязать» институты необходимой обороны, крайней необходимости). Это очень важно для него, так как он не будет нести ответственность за причиненный вред, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следует отметить, что ст. 31.1 указанного Закона фиксирует запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств. Так, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца (ранее все это закреплялось в ведомственных приказах, инструкциях). Однако из каждого правила есть исключения. Рассматриваемая статья допускает отступление от запретов и ограничений, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 31.2 Закона РФ

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Впервые ст. 31.4 рассматриваемого Закона определяет особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Данные сотрудники имеют право применять указанные меры принуждения при осуществлении ими полномочий по исполнению уголовных наказаний в виде обязательных работ; исправительных работ и др. (раньше такого не было). Для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций это очень хорошо. Теперь они на законных основаниях имеют право применять подобные меры.

И наконец, новеллы Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяют гарантии личной безопасности сотрудника УИС.

Так, ч. 2 ст. 31.3 данного Закона закрепляет положение о том, что при попытке: осужденного; лица, заключенного под стражу (причем с огнестрельным оружием), приблизиться к сотруднику УИС, сократив при этом указанное им расстояние, сотрудник имеет право применить свое табельное оружие в соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 31.2 анализируемого Закона.

На наш взгляд, Закон ограничивает сотрудника в применении оружия, то есть это не гарантия, так как рассматриваемая статья абсолютно ничего не обеспечивает (не гарантирует). Прокомментируем ее.

Данная норма устанавливает только два конкретных лица (осужденного и лица, заключенного под стражу), а как быть с иными лицами, которые были застигнуты при совершении преступлений. Подобное ограничение (в субъектах) уже не гарантирует личной безопасности сотрудника УИС.

Кроме того, для того чтобы сотруднику УИС применить на практике эту норму, осужденный и заключенный под стражу должны нападать на него исключительно с огнестрельным оружием, что бывает крайне редко. В основном перечисленные лица нападают на сотрудника УИС с заточкой, ножом, стамеской, ломом, лопатой и другими средствами. Следовательно, законодателю стоило бы прописать не огнестрельное оружие, а холодное. Например, осужденный приближается к сотруднику УИС с холодным оружием, а тот определяет указанное расстояние и говорит осужденному: «Еще сделаешь шаг, применяю оружие». Вот именно это действительно и было бы гарантией безопасности.

В принципе похожая норма зафиксирована в Федеральном законе «О полиции», только круг лиц в ней расширен. Так, при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнажен-

ным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие (ст. 24 Закона «О полиции»). Как видим, в указанной статье зафиксировано любое лицо, задерживаемое сотрудником полиции.

Большинство сотрудников полиции тоже думают (истолковывают), что эта норма закрепляет гарантию их личной безопасности, и применяют ее на практике, а потом отбывают наказания в местах лишения свободы якобы за неправомерное применение оружия (например, они не смогли доказать, что им реально угрожала опасность их жизни и здоровью). Вследствие этого сотрудники УИС при применении ч. 2 ст. 31.3 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» должны учитывать, что угроза нападения со стороны осужденного и лица, заключенного под стражу, должна быть реальной, а не мнимой или надуманной (абстрактной).

Что значит реальной? Это означает (наша субъективная точка зрения), что осужденный в сторону сотрудника направляет огнестрельное оружие, словесно угрожает ему, что выстрелит в него. В свою очередь, сотрудник должен определить, что это действительно огнестрельное оружие, а не

какой-нибудь игрушечный пистолет или револьвер. Более того, сотруднику следовало бы позаботиться и о доказательной базе: снять все происходящее на видео. Или, например, осужденный со спины подошел к сотруднику УИС и тычет ему в спину каким-то предметом, устно заявляя, что у него огнестрельное оружие, требуя при этом выполнить его условие. Такие ситуации фактически не регламентированы указанным выше Законом.

Таким образом, новеллы, изложенные в гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», содержат как негативные, так и позитивные моменты.

К отрицательной стороне следует отнести то, что не совсем четко прописаны некоторые случаи, связанные с применением мер принуждения. Кроме того, в Законе фактически не определены конкретно охраняемые объекты, например, являются ли таковыми образовательные и научные организации.

К положительной стороне необходимо отнести то, что сотрудники УИС, помимо территории учреждения, имеют право применять физическую силу, специальные средства, а также оружие и в иных случаях, установленных Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Поникаров В. А. Теоретическое и практическое исследование мер административного принуждения в деятельности УИС // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 131-134.

2. Поникаров В. А. Соотношение административно-правового и уголовно-правового регулирования применения оружия сотрудниками УИС и другими работниками правоохранительных органов // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 119-121.

Литература

Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 328-504

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Поникаров Владимир Анатольевич — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: Minrs@yandex.ru;

Калуцкий Игорь Николаевич — начальник службы вооружения Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: chipa_67@mail.ru;

Смолев Сергей Михайлович — начальник кафедры огневой подготовки Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ognpod@ yandex.ru;

Строилов Сергей Валерьевич — заместитель начальника кафедры огневой подготовки Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ognpod@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

INFORMATION ABOUT AUTHORS

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *