Административное наказание это мера

Учимся ответственности

Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних на территории Заводского района г.Минска за 2016 год в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. показал, что произошло снижение уровня подростковой преступности с 58 до 29, то есть на 50%. Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений (с 14 до 4), преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (с 20 до 9), в том числе с целью сбыта (с 11 до 2), преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного (с 7 до 3) и наркотического (с 8 до 1) опьянения, группой лиц (с 14 до 10).

В 2016 году в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. количество участников преступлений сократилось с 43 до 24, то есть на 44,2%. Снизилось с 8 до 4 количество несовершеннолетних, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, с 8 до 4 участников, которые на момент совершения преступления не учились и не работали (ими совершено 8 (17) преступлений). С 13 до 4 сократилось количество несовершеннолетних, совершивших преступление группой лиц.

Несмотря на положительный результат по снижению подростковой преступности в 2016 году по результатам первого квартала 2017 г. в сравнении с аналогичным периодом 2016 г., наблюдается ее значительный рост.

С 7 до 15 возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Заводского района г.Минска, то есть на 114,3%. С 0 до 5 возросло количество преступлений совершенных
в состоянии алкогольного опьянения.

Также с 7 до 12 увеличилось количество участников преступлений с 7 до 12.

Исходя из приведенной выше статистики усматривается, что подростковая преступность остается актуальной проблемой. Подростком стоит помнить, что в подростковом возрасте происходит становление твоей личности, идет активный поиск себя, своего «Я», а параллельно с этим и проверка того , что разрешено , а что находится за пределами дозволенного. Однако даже если границы установлены, по тем либо иным причинам несовершеннолетние совершают необдуманные поступки. Часто они даже не осознают, что эти поступки противоправны и способны в корне изменить их жизнь. Поэтому очень важно знать, какая ответственность предусмотрена для таких, как ты и за что.

Ответственность бывает разная: административная, уголовная, гражданская. У каждой из них свои особенности. Самая серьезная из них, конечно, уголовная. Но и другие ее виды не так уж безобидны.

Уголовная ответственность, ее особенности предусмотрены в Уголовном кодексе Республики Беларусь, административная – в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, гражданская – в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Существует также ряд кодексов (Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь), которые регулируют уже порядок деятельности органов, ведущих уголовный, административный или гражданский процесс, а также права и обязанности их участников и др. Но их мы применяем уже тогда, когда что-то совершено или произошло и поэтому надеемся, что тебе не придется столкнуться с ними.

Теперь необходимо понять, что же такое преступление, а что такое административное правонарушение.

Преступление – это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Административное правонарушение − это противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Отсюда следует, что ответственность за совершение преступлений предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь, а за совершение правонарушений − Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Преступление – это наиболее опасное из всех противоправных деяний, поэтому и ответственность за него самая-самая строгая!

Запомни!

По общему правилу уголовная и административная ответственность наступают с 16 лет.

Но! Существует ряд составов правонарушений и преступлений, предусматривающих ответственность уже с 14-летнего возраста.

Так, с 14 лет наступает уголовная ответственность за:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);
13) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);
14) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);
15) захват заложника (статья 291);
16) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
17) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
18) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
19) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);
20) хулиганство (статья 339);
21) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
22) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
23) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);
24) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

Административная ответственность с 14 лет наступает за:
1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Статистика упорно показывает, что преступность несовершеннолетних существует. Пусть она и не сравнима с преступностью взрослых, но и не изжита. Правонарушений тоже совершается немалое количество.

За 3 месяца 2017 г. на территории города Минска по оконченным расследованием уголовным делам зарегистрировано 54 несовершеннолетних совершивших 75 преступлений. Эта цифра намного меньше, чем за аналогичный период 2016 года, когда было зарегистрировано 151 преступление совершенное 115 несовершеннолетними.

Причины, которые «толкают» несовершеннолетних на совершение преступлений и правонарушений различны: это и неблагополучие в семье, и дурная компания, и негативное влияние посторонних лиц (особенно не всегда правильно выбранной компании), и незанятость во внеучебное время, и недостаточный контроль со стороны родителей, а также ряд других.

Часто противоправные деяния совершаются подростками в группе. Почему так происходит? Это обусловлено тем, что они весьма зависимы от своего окружения, авторитета в коллективе. Неужели тебе ни разу не предлагали сделать что-то «на слабо»? Помни, поддаться на такое один раз, означает в будущем поставить себя в зависимость от таких людей, а там недалеко и до совершения противоправных деяний. Всегда правильно выбирай друзей и компанию, имей свое мнение и не бойся его высказывать. Именно так зарабатывается авторитет! Не поддавайся на уговоры и провокации. Помни, что те, кто толкнул тебя на что-то плохое, не помогут тебе выбраться из последующих за этим последствий.

Кроме этого, я думаю, ты и не знал, что совершение преступления в группе квалифицируется и наказывается более серьезно.

Отдельно стоит сказать о совершении противоправных деяний в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Многие подростки полагают, что это избавляет от ответственности. Такое мнение крайне ошибочно! Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежит уголовной и административной ответственности. Иногда это даже является отягчающим ответственность обстоятельством!

Какие же последствия ожидают тебя после совершения преступления или правонарушения?

В первую очередь, это неизбежность наказания (за преступление) или применения административного взыскания (за правонарушение).

Каким будет наказание за преступление решит суд. Альтернатива для применения видов наказания к несовершеннолетним у суда довольно большая.

К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:
1) общественные работы;
2) штраф;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) арест;
6) ограничение свободы;
7) лишение свободы.

Какое административное взыскание назначить тебе за совершение административного правонарушения, решит комиссия по делам несовершеннолетних. Тебя обязательно вызовут туда с родителями, представителем учреждения образования, в котором ты учишься, и будут разбираться в причинах совершения правонарушения.

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могут налагаться такие административные взыскания, как предупреждение и штраф (при наличии заработка, стипендии и (или) иного собственного дохода). С 16 лет уже могут налагаться административные взыскания в виде предупреждения, штрафа и исправительных работ.

Но есть и другие не менее негативные последствия!

Привлечение к административной или уголовной ответственности является основанием для постановки несовершеннолетнего на учет в Инспекцию по делам несовершеннолетних, занесения информации в общереспубликанскую единую государственную базу данных о преступлениях и правонарушениях, которая содержится там на протяжении всей жизни, что впоследствии может послужить препятствием для получения визы, поступления в специализированный ВУЗ (Академия МВД, Военная академия), прохождения службы в правоохранительных органах, занятия высших должностей и т.п.

Здесь же стоит упомянуть и о гражданской ответственности. Она только кажется такой незначительной, по сравнению с уголовной и административной. На самом деле именно она очень часто идет рядом с ними и довольно больно может ударить «по карману».

Пострадавшая сторона, например, вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги, моральный вред и другое.

Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.

Если ты не достиг 14 лет – это не значит, что никакой ответственности за совершение противоправных действий ты не несешь.

По поступившему заявлению или сообщению, а также при непосредственном обнаружении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, будет проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или о прекращении дела об административном правонарушении по тому же основанию.

Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Более того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Стоить отметить, что в специальные учреждения помещаются несовершеннолетние, достигшие 11 лет и нуждающиеся в особых условиях воспитания, на срок в пределах до двух лет. Только вдумайся в эту цифру и представь, как много различных событий может произойти в жизни за такой большой промежуток времени, а ты будешь вынужден жить вдали от всех и всего, по расписанию и особым правилам, строго соблюдая установленный порядок.

Несмотря на все предостережения, мы уверены, что эта статья станет лишь хорошим помощником в правовых вопросах для тебя и твоих друзей, а твои деяния будут только добрыми и приносящими пользу окружающим!

Постановление Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 58-АД17-6 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения иностранным гражданином вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ основано на данных, подтверждающих необходимость применения к иностранному гражданину этой меры ответственности и ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Оганнисяну С.К. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 305-АД17-1707 по делу N А40-13113/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как при определении размера подлежащего назначению заявителю административного штрафа антимонопольным органом была допущена методологическая ошибка в расчете.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого постановления антимонопольного органа. Вместе с тем, установив, что привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, антимонопольный орган неправильно рассчитал размер назначенного административного штрафа, суд первой инстанции с учетом статьи 3.1, части 1 статьи 14.32 КоАП РФ определил минимальный размер подлежащего применению штрафа, установив его в сумме 100 000 рублей.

Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 69-АД17-5 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Кузнецову А.Е. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 85-АД17-2 Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, а также конкретных обстоятельств дела постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Недзельскому В.В. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 85-АД17-1 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения иностранным гражданином вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.

Назначение Алгамдану С.А.С этого дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 78-АД17-14 Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Фетисову В.О. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 74-АД17-5 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что работники общества, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не были обеспечены смывающими и обезвреживающими средствами, наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено, срок давности и порядок привлечения общества к ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса. Наказание, которому подвергнуто общество, соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 11-АД17-15 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нахождении на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, и уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку иностранный гражданин длительное время незаконно пребывал на территории РФ, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не принял, на миграционном учете не состоял, официально не был трудоустроен, постоянного места работы и источника дохода не имел.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Ибрагимову М.А. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 02.05.2017 N 18-АД17-11 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказан факт отсутствия у иностранного гражданина документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также факт его уклонения от выезда из РФ по истечении срока пребывания, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ основано на данных, подтверждающих необходимость применения к иностранному гражданину этой меры ответственности, является соразмерным целям административного наказания, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Абрамову И.В. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 78-АД17-6 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 12.5 КоАП РФ, за управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных звуковых сигналов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения и вина водителя в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Административное наказание назначено Войтюку А.Р. в пределах санкции части 4 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951

Д.Ф. Абдулин

студент 3 курса Тюменский Государственный Университет, Г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: dima.abdulin@yandex.ru

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются административные наказания как мера административного принуждения. Административные наказания выступают одним из правовых средств, которые направлены на предупреждение правонарушений, восстановление общественных отношений, исходя из этого, они являются и одним из инструментов построения правового государства. Для более успешной борьбы с административными правонарушениями нужно знать, насколько результативны эти наказания и какое воздействие они оказывают на поведение людей.

Таким образом, сущность административного наказания состоит в том, что оно является видом административного принуждения и представляет собой реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Наказания назначаются во всех случаях от лица государства.

Ключевые слова

Административное принуждение, административное право, административное наказание,

административная ответственность

Административное принуждение, является одним из видов государственного принуждения, которая направлена на охрану общественных отношений, формирующихся в сфере государственного управления. Меры административного принуждения обширно используются в процессе исполнительной деятельности компетентными государственными органами и их должностными лицами, которые служат результатом проявления государственно-властных полномочий.

Опираясь на теорию административного права, можно выделить несколько видов мер административного принуждения, что показывает разнообразие и широту объема регулирования общественных отношений, а также не малым количеством субъектов его осуществляющих.

Исходя из выше сказанного можно выделить элементы системы административного принуждения:

1) Административно-предупредительные меры;

2) Меры административного пресечения;

3) Меры административно-процессуального обеспечения;

4) Административные наказания.

Каждая из указанных элементов составляет самостоятельный, отдельный вид административного принуждения, значительно отличающийся от других по содержанию, целям, а также и основаниям применения. Из всех мер мы подробнее рассмотрим такой элемент административного принуждения, как административное наказание.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По мнению А.И. Каплунова, «принуждение — необходимый метод осуществления всякой государственной власти, так как власти без принуждения вообще не бывает. Принуждение свойственно и всякому правовому государству, в условиях которого оно также будет выполнять функции нормального

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

средства борьбы с аномальными проявлениями, правонарушениями и преступностью, функции укрепления дисциплины и законности». Административное принуждение — категория многофункциональная. Его используют при характеристике метода административного права, деятельности органов государственной власти, указывая на закрепленность мер административного принуждения в самих правовых нормах. Большинство норм административного права являются обязывающими или запрещающими, они формируют императивный метод правового регулирования, свойственный административному праву. При этом принудительность норм административного права выражается во всех его структурных элементах: диспозиции, гипотезе и санкции.

В статье 27.1 КоАП закреплены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) Доставление

2) Административное задержание

3) Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов

4) Изъятие вещей и документов

5) Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида

6) Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

8) Задержание транспортного средства

9) Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

10) Привод

11) Временный запрет деятельности

12) Залог за арестованное судно

13) Помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения.

Все указанные меры являются мерами административного принуждения. Они основаны на предположении, что было совершено административное правонарушение, обладают количественными и качественными характеристиками. В них находит свое отражение оценка совершенного деяния (в данном случае основанная на предположении).

При характеристике мер административной ответственности и мер административного принуждения некоторые ученые употребляют термин «насилие», полагая, что так лучше отражается его принудительная природа. Из понятия «принуждение» вытекает, что воля подвластного подчиняется воле властвующего субъекта. Исходя из этого, употребление термина «насилие» не отражает сущность принуждения. Более того, термин «насилие» несет в себе негативный оттенок. С принудительной природой мер административного наказания тесно связан психологический аспект проблемы и принуждение обладает как внешней, так и внутренней стороной. С внутренней — психологической стороны оно связано с восприятием субъектом государственной воли, ее осознанием, выработкой к ней определенного психического отношения. Во вне это выражается в поведении субъекта в процессе исполнения административного наказания, либо непосредственно перед его исполнением. Несмотря на психологическую составляющую, психическое отношение, выраженное в поведении административного правонарушителя, имеет юридическое значение для применения административного наказания. Например, в статье 4.2 КоАП РФ закреплены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В числе таковых законодатель называет: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу

Административные наказания негативно выражает общественно вредное деяние правонарушителя, также содержит в себе профилактическую функцию. Административные наказания могут применятся к лицам за совершения административных правонарушений, а также за нанесение урона другим видам

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

отношения. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Из вышесказанного хотелось бы дать полное определение понятию административное наказание. Административное наказание — это установленная мера государственной ответственности, за совершение административного правонарушения, применяемая лицу, который совершил и был признан виновным в совершении такого правонарушения, носящая личный характер и применяемая должностными лицами, уполномоченными рассматривать административные правонарушения.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что до момента совершения административного правонарушения она выражается в регулировании общественных отношений и предупреждении административных правонарушений. В случае же совершения административных правонарушений она находит свою реализацию в восстановлении общественных отношений и каре административного правонарушителя.

Список использованных источников

1. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2005.С. 44.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.Административное право, 2007.

© Абдулин Д.Ф., 2018

УДК 347.918

С.А. Каа

Магистр юриспруденции, КГУ им. Ш. Уалиханова,

г. Кокшетау, Казахстан E-mail: svetik_kaa@mail.ru М.Н. Мырзаханова канд. мед. наук, и.о. проф., КГУ им. Ш. Уалиханова,

г. Кокшетау, Казахстан E-mail: myrzahanova@mail.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МЕДИАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В современном мире, наша жизнь неизбежно связана со стрессами и спорами. Возрастает число конфликтов в обществе. В связи с этим у Казахстанцев появилась возможность решать споры, не доводя дело до суда. Помогут в этом специально обученные посредники, переговорщики — медиаторы. Все это подписано в законе РК «О медиации», 2011г.

Ключевые слова

Медиация, конфликт, альтернативное урегулирование споров, инновация, менталитет, посредники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медиация является одной из технологий альтернативного урегулирования споров, и медиатор руководствуется кодексом профессиональной этики, принятым генеральной ассамблеей, международными актами, ратифицированными РК и ЗРК «О медиации».

Целью является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА: ОСИПОВА Л.А.

Понятие и признаки административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основные признаки административного правонарушения, следующие из определения:

1. Совершение в форме деяния — действия или бездействия.

2. Противоправность деяния — противоправное действие нарушает правовые запреты, противоправное бездействие выражается в неисполнении юридических обязанностей.

3. Виновное совершение — означает умышленное или неосторожное совершение.

4. Административная ответственность — устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

Общественная опасность административного правонарушения определяет сущность административного правонарушения и выражается в том, что оно, посягая на охраняемые законом общественные отношения, причиняет этим отношениям вред или создаёт угрозу причинения вреда (существует и такая точка зрения, что общественная опасность свойственна лишь преступлениям, а административным правонарушениям — лишь «общественная вредность»). Субъектом административного правонарушения может быть как гражданин, достигший 16 лет (и не находившийся в состоянии невменяемости), так и юридическое лицо (административная ответственность юридических лиц предусматривается новым КоАП РФ). Налоговые и некоторые иные виды правонарушений в принципе производны от административных правонарушений, хотя и рассматриваются законодательством как самостоятельные виды правонарушений.

Согласно статьи 2.1 КоАП ФР административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Законом установлена административная ответственность.

Понятие и основания административной ответственности.

Административная ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение административного правонарушения и реализацию административно-правовых санкций, в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия (административного принуждения). Мерой государственного воздействия на правонарушителя является наложение дисциплинарного взыскания. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения деликтоспособным физическим лицом, а в случаях, предусмотренных законом — также и юридическим лицом. Не подлежит административной ответственности лицо, совершившее действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если при этом не превышены пределы необходимой обороны либо крайней необходимости. Такие действия не считаются общественно опасными (в состоянии крайней необходимости общественная польза превышает общественный вред) и не являются противоправными. Административная ответственность также не наступает, если деяние является преступлением и влечёт наступление уголовной ответственности. Не подлежит уголовной ответственности также лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости (не могло давать себе отчёт в своих действиях вследствие какого-либо болезненного состояния) либо не достигло возраста административной ответственности к этому времени. Для военнослужащих и некоторых других категорий служащих и работников административная ответственность за совершение административного правонарушения заменяется дисциплинарной ответственностью. Налоговая ответственность, предусмотренная Налоговым кодексов РФ и некоторые другие виды юридической ответственности, предусмотренные законодательством РФ, сходны с административной ответственностью (а в некоторых источниках рассматриваются как разновидности административной ответственности).

Сущность и принципы административной ответственности

Виды юридической ответственности, регулируемые административным правом. Понятие административной ответственности. Соотношение административной ответственности и административно-правового принуждения. Основания административной ответственности (нормативное, фактическое, правоприменительное).

Административное право регулирует два вида юридической ответственности: дисциплинарную ответственность государственных служащих и административную ответственность физических и юридических лиц. Первая, как можно было заметить, осуществляется в рамках административных служебных правоотношений, вторая — административных внеслужебных правоотношений.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности и административного принуждения, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, основанный на применении уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, судами административно-правовых санкций (взысканий) к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, а также претерпевание указанными лицами таких санкций. Административно-правовые взыскания выполняют функцию наказания, и лишь их применение влечет за собой наступление административной ответственности. Иные меры административного принуждения не преследуют целей наказания и потому их не относят к административным взысканиям (мерам административной ответственности). Таковыми не являются административно-предупредительные меры, меры пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административно-восстановительные меры.

1. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и административного принуждения. Она имеет ряд существенных отличий от других видов юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, уголовной). Дисциплинарная ответственность регулируется административным и трудовым правом, административная, гражданско-правовая и уголовная — административным, гражданским и уголовным правом соответственно.

У каждого из видов юридической ответственности есть собственное фактическое основание, имеющее форму дисциплинарного (служебно-дисциплинарного), гражданско-правового или административного проступка (правонарушения) либо преступления. Иногда все перечисленные виды проступков и преступление могут совпадать по времени, месту совершения и персоналиям (субъектам). Однако они всегда различаются по объектам посягательства и характеру противоправных деяний.

Административную и уголовную ответственность правонарушители несут перед государством, дисциплинарную и гражданско-правовую — перед субъектами, с которыми они находятся в договорных трудовых, служебных и гражданско-правовых отношениях. Субъектами дисциплинарной и уголовной ответственности являются исключительно физические лица (работник, государственный служащий, гражданин). Субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть физические и юридические лица.

Административную ответственность устанавливает административное законодательство, а точнее — законодательство об административных правонарушениях. Оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Нормы нрава, регулирующие вопросы административной ответственности, определяющие составы административных правонарушений, образуют нормативный правовой институт административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях отнес к ведению Российской Федерации установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

На основе законодательства о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, а с учетом законодательства о защите прав несовершеннолетних — подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов РФ федеральными законами, КоАП РФ определяет подведомственность предусмотренных им дел об административных правонарушениях органам исполнительной власти субъектов РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях и отнес к ним: а) установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. нормативных правовых актов органов местного самоуправления; б) организацию производства и определение подведомственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; в) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; г) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; д) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ . . Административная ответственность наступает в отношении субъектов, совершивших административное правонарушение, предусмотренное в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях .

Субъектами административной ответственности могут быть только лица, совершившие административное правонарушение, предусмотренное в законах об административных правонарушениях. При отсутствии административного правонарушения не должна наступать и административная ответственность.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Существует огромное множество категорий физических лиц, в отношении которых может иметь место административная ответственность. Но в любом случае категория физического лица должна быть точно названа в статье закона, предусматривающего административные взыскания за определенные виды административных правонарушений (гражданин; иностранный гражданин; должностное лицо; водитель транспортного средства; участник дорожного движения; капитан судна и т.д.).

Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность юридических лиц, не дифференцирует их по признакам организационно-правовой формы. В некоторых его статьях применительно к юридическому лицу используются термины «государственная организация» или «муниципальная организация». Однако в санкции статьи взыскание предусматривается все-таки в отношении юридического лица . Легальное определение юридического лица содержится в ГК РФ, а сведения о юридическом лице, предусмотренные законом для юридических лиц, фиксируются в учредительных документах конкретного юридического лица 138. Ст. 48, п. 1; ст. 52, п. 2].

Административная ответственность основана на применении уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, судами административно-правовых санкций (взысканий).

Следует различать установление и применение административной ответственности. Ее устанавливают законы об административных правонарушениях, а применяют административные взыскания к лицам, совершившим административные правонарушения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды. Существует широкий круг органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания на лиц, совершивших административные правонарушения. Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к ним: 1) судей; 2) комиссии по делам несовершеннолетних; 3) федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, иные государственные органы в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, руководителей перечисленных органов и подразделений, их заместителей, иных должностных лиц, осуществляющих надзорные или контрольные функции; 4) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы .

Круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, с указанием конкретных категорий дел установлен в гл. 23 КоАП РФ . Например, в него входят судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи), судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, а также свыше 60 федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают: 1) мировые судьи;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Административная ответственность состоит в отрицательной правовой оценке государством противоправных деяний физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения. На основании такой оценки определенные деяния признаются противоправными, виновными и принимается решение о наложении на совершивших их лиц административно-правовых взысканий. В результате указанные лица вынуждены претерпевать неблагоприятные лишения и ограничения административно-правового характера, предусмотренные в санкциях статей Особенной части КоАП РФ .

Принципы административной ответственности: 1) равенство перед законом; 2) презумпция невиновности; 3) ответственность только на основании закона.

Принцип равенства перед законом

Его сущность состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за тс административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в его пользу. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом и установлена вступившим в законную силу постановлением органов (должностных лиц), рассмотревших дело.

Принцип ответственности только на основании закона

Согласно данному принципу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении только на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 2.3 КоАП РФ Административная ответственность физических лиц



Надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов государственной власти позволяет обеспечить эффективность управленческой деятельности, правомерность действий участников такой деятельности. При этом сложность и разнообразность общественных отношений, складывающихся в сфере управленческой деятельности, определяет разнообразие мер административного принуждения.

В научном сообществе не сложилось единого мнения по поводу классификации мер административного принуждения, более того, любая классификация всегда специфична, в том смысле, что призвана анализировать действительность в плоскости научного интереса исследователя, сообразуясь с поставленными им задачами. В. М. Манохин, например, выделяет меры административной ответственности и различные обеспечительные меры, которые, в свою очередь, включают меры охраны и обеспечения безопасности и порядка и меры, обеспечивающие привлечение правонарушителя к административной ответственности . Классификация, предложенная И. В. Максимовым, выглядит следующим образом: меры карательного, пресекательно-обеспечительного, восстановительного и превентивного назначения . А. Б. Агапов говорит о существовании мер должностного принуждения, административных наказаний, а также административных санкций (которые не связаны с применением мер административной ответственности) . За основу дальнейшего исследования примем классификацию, предложенную Н. М. Кониным, поскольку, по нашему мнению, она наиболее точно отражает различие мер принудительного административного воздействия в зависимости от их задач, способов обеспечения, особенностей их применения. Он предлагает выделять следующие группы: 1) контрольно-предупредительные (превентивные) меры, 2) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд, 3) пресекательно-обеспечительные меры, 4) административно-восстановительные меры, 5) меры административной ответственности (административных наказаний) . Рассмотрим их подробнее.

Контрольно-предупредительные(превентивные)меры

Необходимо сразу отметить, что данные меры применяются при отсутствии правонарушения по отношению к законопослушным, добропорядочным гражданам.

Такие меры применяются для недопущения совершения административного правонарушения с помощью осуществления определенных административных предупредительных процедур. А. И. Алексеев отмечает, что подобные меры позволяют осуществлять профилактическую деятельность .

К таким мерам относится, в частности, обязательная государственная регистрация (юридических лиц, недвижимости, транспортных средств, регистрация граждан РФ по месту пребывания и месту жительства, регистрация иностранных лиц и лиц без гражданства и т. д.). К этой же группе мер административного принуждения относится лицензирование различных видов деятельности, которые в силу своих особенностей могут представлять опасность и требовать специальных познаний в данной области. Все меры «разрешительства» (например, аккредитация, аттестация) тоже являются контрольно-предупредительными. Н. М. Конин относит к превентивным мерам также квотирование импорта и экспорта определенной продукции, досмотр транспортных средств, вещей, личный осмотр и иные .

Поскольку данные меры являются ограничителями прав и свобод, очень важно, чтобы они применялись исключительно в целях их защиты, безопасности государства, соблюдения баланса частных и публичных интересов.

Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд

Данная группа мер схожа с предыдущей в том, что основанием их применения также не является факт административного правонарушения. Однако специфика их состоит в том, что они применяются в условиях экстраординарной ситуации. Так, Ю. М. Козлов отмечает, что данные меры применяются с целью обеспечить безопасность в условиях стихийных бедствий и несчастных случаев . Таким образом, административно-предупредительные меры — это меры, применяемые для преодоления каких-либо экстраординарных, специфических обстоятельств, мешающих нормальному порядку жизнедеятельности общества. Данная группа мер очень обширна, поэтому рассмотрим наиболее яркие примеры. ФКЗ «О чрезвычайном положении» относит к ним, в частности, ограничение на свободу передвижения, перемещения товаров, услуг, финансовых средств; запрещение или ограничение проведения различных массовых мероприятий; осуществление досмотра транспортных средств; приостановление деятельности опасных производств и иные меры . Примером таких мер также является создание различных закрытых зон. Так, Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», на территории ЗАТО ограничивается въезд и постоянное проживание, полеты летательных аппаратов, ограничивается право на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности и т. д. . К административно-предупредительным мерам также можно отнести упомянутую в ст. 242 ГК РФ реквизицию, то есть изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости данного имущества . Данный перечень не является исчерпывающим, его можно продолжать очень долго, однако специфика нашего исследования обуславливает обзорный характер рассмотрения данного вопроса.

Пресекательно-обеспечительные меры

Третья группа, выделенная в рамках административного принуждения, содержит меры, применяемые с целью пресечения административного правонарушения, а также обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они позволяют, с одной стороны, предотвратить вредоносные последствия совершенных правонарушений, а с другой — не допустить превращение мелкого правонарушения в более серьезное. Некоторые исследователи отмечают, что данная разновидность административно-принудительных мер является самой распространенной . Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении содержится в гл. 27 КоАП РФ: это доставление, административное задержание, досмотр, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, арест товаров, вещей, привод, временный запрет деятельности и некоторые другие . Д. Н. Бахрах называет такие обеспечительные меры процессуальными, а собственно пресекательные разделяет на две группы: общие и специальные. К общим (применяемым как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам) он, например, относит принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; запрещение эксплуатации. К специальным (применяемым только к индивидуальным субъектам) — различные виды физического воздействия .

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры применяются с целью восстановления статус-кво, положения, существовавшего до правонарушения, возмещения потерпевшему причиненного ущерба по решению уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц . Н. М. Конин к таким мерам относит взыскание ущерба, причиненного административным правонарушением; снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самоуправно занятых жилых помещений . Представляется, что к административно-восстановительным мерам можно также отнести изъятие незаконно полученного, взыскание пени и недоимки.

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности представляют собой санкции за совершение субъектом административного правонарушения. Перечень таких санкций или, иными словами, административных наказаний закреплен в ст. 3.2. КоАП: 1) предупреждение, 2) административный штраф, 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, 4) лишение специального права, 5) административный арест, 6) административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, 7) дисквалификация, 8) административное приостановление деятельности, 9) обязательные работы, 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения . В отличие от предыдущих четырех групп административно-принудительных мер, данный перечень является закрытым, поскольку административные наказания не могут быть установлены никаким другим нормативным правовым актом кроме КоАПа.

Подводя итог, отметим, что при всей важности института административного принуждения, в научном сообществе не сложилось как однозначного его понимания, так и четкой классификации административно-принудительных мер, что создает определенные трудности. Актуальность дальнейшего исследования данного правового явления обусловлена рядом факторов. Во-первых, это политический фактор, состоящий в необходимости обеспечения на практике провозглашенных прав и свобод, установления режима законности, поддержания правопорядка в условиях современной демократизации общества. Во-вторых, — правовой фактор: необходимость дальнейшего реформирования российского административного законодательства с целью его совершенствования. В-третьих, — это фактор экономический: необходимость определения границ сферы применения государственного принуждения в условиях построения новой экономической системы, основанной на рыночных началах.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *