Административный территориальный округ

Выбор варианта пенсионного обеспечения

До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе необходимо выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения – оставить только страховую часть пенсии и отказаться от накопительной, либо сохранить обе части своей будущей пенсии.

Варианты пенсионного обеспечения

Страховая часть + Накопительная часть

Страховая часть

Страховая часть является базовой формой государственного пенсионного обеспечения. Пенсия гарантирована, но ее размер зависит от ситуации, которая будет в стране на начало выплат, прежде всего – от соотношения числа работающих граждан и пенсионеров и от ситуации с госбюджетом.

Накопительная часть – это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.

Сочетание накопительной и страховой части позволяет сформировать наиболее надежный вариант пенсионного обеспечения. Такая «комбинированная» пенсия состоит как минимум из двух элементов – бюджетного и рыночного, что помогает защитить потенциальные выплаты от различных по характеру рисков.

Составляющие будущей пенсии россиян

?

Накопительная

Страховая

Как формируется

В денежном выражении

В индивидуальных пенсионных коэффициентах, стоимость которых может меняться в соответствии с числом работающих граждан и пенсионеров

Откуда берется

В результате инвестирования пенсионных средств профессиональными управляющими

Из взносов активных на момент выплаты работников

Что собой представляет

Средства, учтенные на индивидуальном счете пенсионера в рублях

Обязательство государства по распределению средств будущих работников

Как индексируется

Зависит от доходности портфеля

С учетом текущей демографической и экономической ситуации. В 2016 году по решению правительства страховая пенсия будет индексирована на 4%, в то время как на 2015 год инфляция, по предварительным оценкам, составит 12%

Право наследования

Можно наследовать до назначения пенсии

Не наследуется ни при каких условиях

Варианты размещения накопительной части пенсии

Пенсионный фонд России

Негосударственные пенсионные фонды

Пенсионер вправе выбрать управляющую компанию, которой доверить свои средства

После заключения договора НПФ сам выбирает, какой управляющей компании передавать средства пенсионера

Государственная УК (Внешэкономбанк)

Многочисленные негосударственные УК

Как разместить свои средства?

В управляющей компании, в том числе государственной УК (Внешэкономбанке)

В негосударственном пенсионном фонде

Подать заявление в любом отделении ПФР (лично или через доверенное лицо, по почте или с курьером)

1. Подать заявление в ПФР 2. Заключить договор непосредственно с НПФ (для выбора УК данного договора не требуется)

Особенности расчета средств пенсионных накоплений,

подлежащих передаче по заявлениям о досрочном переходе

по заявлениям, поданным застрахованными лицами в 2016 году

Инвестировать средства пенсионных накоплений может как Пенсионный фонд России, так и негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании, одну из которых гражданин может выбрать самостоятельно.

Смена страховщика происходит только при переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а также из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России. При переводе пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России.

Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Однако, инвестиционный доход сохраняется только при условии передачи средств не чаще, чем раз в пять лет.

Сменить страховщика можно и путем досрочного перехода, однако в случае отрицательного результата инвестирования это может повлечь уменьшение средств пенсионных накоплений (номинала страховых взносов) на сумму инвестиционного убытка. Исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком.

Потери средств пенсионных накоплений гражданина при подаче заявления о досрочном переходе в 2016 году

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

у текущего страховщика?

Положительный результат

инвестирования

Отрицательный результат

инвестирования

С 2011 года и ранее

Потеря инвестиционного дохода

за 2016 год

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

С 2012 года

Нет потери средств пенсионных накоплений

В период с 2013 по 2015 год

Потеря инвестиционного дохода

за 2015–2016 годы

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за

2015–2016 годы

С 2016 года

Потеря инвестиционного дохода

за 2016 год

Потеря пенсионных накоплений

на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

Необходимые документы для подачи заявления

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ)Заявление о выборе управляющей компании

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ?

И страховая, и накопительная части пенсии формируются за счет страховых взносов, которые начисляет работодатель за своих работников.

В то же время, взносы на страховую часть фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде в виде пенсионных прав, гарантированных государством, регулярно индексируются государством. Но сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Взносы на накопительную часть пенсии живут другой, более сложной финансовой жизнью. Это реальные средства, которые можно передать в управление компании, эта компания будет вкладывать средства в инвестиционные проекты и тем самым увеличивать суммы с течением времени. Можно вместо управляющей компании выбрать негосударственный пенсионный фонд, который работает с несколькими управляющими компаниями, отслеживает состояние счета гражданина, снижает риски потерь.

КУДА ДЕНУТСЯ СРЕДСТВА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ ПРИ ВЫБОРЕ ТАРИФА 0%

Все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачиваться в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Изменения коснутся будущих отчислений. Речь идет лишь о перераспределении взносов в пользу страховой части.

КАКОЙ ТАРИФ ВЫБРАТЬ: НОЛЬ ИЛИ ШЕСТЬ ПРОЦЕНТОВ?

Если говорить о преимуществах выбора 0 или 6 процентов, то необходимо пояснить:

Страховая часть пенсии – более консервативна, более гарантированная государством, так как средства страховой части пенсии ежегодно индексируются в зависимости от уровня инфляции и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера.

Накопительная часть – более гибкая, но менее защищена со стороны государства. На накопительную часть пенсии начисляется инвестиционный доход, который получен в результате размещения Ваших средств в негосударственных пенсионных фондах либо в управляющих компаниях. Тариф 6% более интересен для застрахованных лиц, которые стремятся участвовать в формировании своих пенсионных накоплений.

В накопительной части при этом есть еще один плюс: эти средства могут наследоваться. В солидарной же системе, где находятся страховые взносы, они не наследуемы.

Каким будет размер тарифа страховых взносов на формирование накопительной части будущей пенсии, каждый должен решить самостоятельно. Не хотите задумываться о судьбе пенсионных накоплений — ничего не делайте. Тогда с нового года все 16% уйдут в страховую часть, и этими деньгами будет распоряжаться государство. Хотите сами распоряжаться частью пенсионных денег, уверены, что сумеете сделать это лучше — напишите заявление в Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, которому вы готовы доверить свои накопления.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ 6% НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ?

Если Вы никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании или о переходе в негосударственный пенсионный фонд, то для того, чтобы сохранить 6-процентный тариф, Вам следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд Вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Для тех, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющей компании либо о переходе в НПФ, и оно было удовлетворено, с 2014 года на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа.

ЧАСТО СЛЫШУ В НОВОСТЯХ, ЧТО НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ, А НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ ЛЮДЯМ НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТ… ИЛИ ВСЁ-ТАКИ УБЫТКИ ВОЗМЕЩАЮТСЯ?

В случае банкротства негосударственных пенсионных фондов они обязаны передать все имеющиеся пенсионные накопления и реестры клиентов обратно в ПФР в течение месяца. Если средств нет, а НПФ не вошел в систему гарантирования — за них деньги возмещает Банк России, но всего лишь по номиналу страховых взносов (без инвестиционного дохода).

ЕСЛИ АГЕНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ПРИХОДЯТ ДОМОЙ И ПРОСЯТ ПОДПИСАТЬ ДОКУМЕНТЫ О ПЕРЕВОДЕ ПЕНСИИ, СТОИТ ЛИ ИМ ДОВЕРЯТЬ?

Прежде чем подписывать какие-либо бумаги, хорошо бы выяснить, кто в самом деле к Вам пришел и что за документы Вас просят подписать. Если в Ваш дом без предупреждения пришел человек и представился работником Пенсионного фонда, попросите его предъявить служебное удостоверение и Вы выясните, что перед вами представитель негосударственного пенсионного фонда.

Если же Вы все-таки подписали документ, а только потом прочитали, то соответственно Ваши пенсионные накопления Вы и будете искать в том негосударственном пенсионном фонде, с которым не глядя подписали договор.

Хочу еще раз напомнить — сотрудники государственного Пенсионного фонда по домам не ходят, не проводят никаких сверок и агитаций, не подписывают никаких документов.

НАКОПИТЕЛЬНУЮ ПЕНСИЮ ОПЯТЬ ЗАМОРОЗИЛИ, ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Говорить о замораживании пенсии вообще неправильно. Речь идет о том, что в течение 2016 года вся сумма страховых взносов идет на формирование страховой пенсии, а накопительная пенсия не финансируется. Такой порядок формирования будущей пенсии продлен и на следующий 2017 год. При этом все средства пенсионных накоплений, которые уже были сформированы на конец 2013 года, никуда не исчезают и не пропадают. Они инвестируются и будут выплачиваться гражданам при достижении ими пенсионного возраста.

КАК УЗНАТЬ В КАКОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ НАХОДЯТСЯ НАКОПЛЕНИЯ?.

Узнать, где находятся Ваши пенсионные накопления, можно, через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР. Кроме того, получить такую информацию можно, обратившись лично в клиентскую службу управления Пенсионного фонда по месту жительства.

КАК ПРАВОПРЕЕМНИК, Я УНАСЛЕДОВАЛА ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ МОЕГО ОТЦА. ЧЕРЕЗ КАКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ ЭТУ ВЫПЛАТУ?

Как пояснила Наталья Карножицкая, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Белгородской области, начиная с 2008 года, правопреемники умершего застрахованного лица имеют право получить его пенсионные накопления.

Согласно «Правилам выплаты ПФР правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений» существуют 2 способа их получения:

– через почтовое отделение связи;

– путем перечисления средств на банковский счет.

При выборе правопреемником способа получения средств через Почту России из сумм, подлежащих выплате, будут произведены удержания в счет почтового сбора за осуществление почтового перевода (по установленным тарифам). Размер этого удержания составляет 2% от суммы выплаты.

Если способ выплаты выбран «путем перечисления средств на банковский счет», то правопреемнику необходимо представить в территориальный орган ПФР вместе со всеми документами копию сберегательной книжки или информацию о наличии счета с реквизитами банка. При выплате через кредитное учреждение средства пенсионных накоплений выплачиваются правопреемнику полностью (без удержания расходов на доставку).

Отмечу, что до истечения 6 месяцев с даты смерти застрахованного лица правопреемники имеют право изменить способ получения средств пенсионных накоплений. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган ПФР.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Карта (план) объекта землеустройства формируется в соответствии с требованиями к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 30 июля 2009 г. Карта (план) объекта землеустройства готовится в текстовом и электронном виде.

В текстовом виде карта (план) объекта землеустройства в составе землеустроительного дела сдается в Государственный фонд данных (ГФД), полученных в результате проведения землеустройства. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В виде электронного документа карта (план) объекта землеустройства включается в состав пакета для постановки на кадастровый учет сведений о границах муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.

Процедура подготовки землеустроительной документации для постановки на кадастровый учет сведений об объекте землеустройства средствами ГИС «Панорама» состоит из следующих этапов:

  • Получение исходных данных из органа ГКН, загрузка содержимого XML-файла и создание кадастрового плана территории;
  • Обработка геодезических измерений и нанесение их на кадастровую карту;
  • Ввод атрибутивных сведений оформление карты и формирование изображений для графической части отчета;
  • Формирование отчета карта (план) объекта землеустройства и передача его в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
  • Согласование и утверждение землеустроительной документации и получение сведений об учете в ГФД карты (план) объекта землеустройства;
  • Формирование электронного документа карта (план) объекта землеустройства в формате XML по XML-схеме MapPlan_V01;
  • Передача материалов землеустройства в администрацию органа местного самоуправления (ОМСУ) для принятия решения о выдаче постановления границ муниципальных образований или территориальных зон;
  • Ввод атрибутивных сведений для подготовки электронного документа;
  • Формирование электронного документа в формате XML-файла для следующих объектов землеустройства:
    • границы субъекта РФ, границы муниципальных образований и населенных пунктов по XML-схеме BoundToGKN_v03;
    • территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий по XML-схеме ZoneToGKN_v03.
  • Формирование электронной цифровой подписи для XML-файлов и приложенных PDF документов;
  • Формирование ZIP-пакета для отправки в орган ГКН.

Карта (план) представляет из себя всегда один XML-файл, содержащий семантические сведения карты (плана), а также один или несколько файлов с расширением PDF, содержащих графическую часть карты (плана) и Приложения.
Имя XML-файла карты (плана) должно иметь следующий вид:
MapPlan_*.xml, где

  • MapPlan – префикс, обозначающий файл со сведениями карты (плана);
  • – уникальный набор символов, соответствующий GUID, указанный в файле данных (MapPlan/@GUID).

Электронный документ при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP — архив (далее – Пакет). Один документ соответствует одному пакету.

Имя Пакета должно иметь следующий вид:

1) в части сведений об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населённых пунктов
BoundToGKN_*.zip, где

  • BoundToGKN – префикс, обозначающий файл со сведениями Документа;
  • – уникальный набор символов, соответствующий GUID, указанный в файле данных BoundToGKN/@GUID.

2) в части сведений об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон
ZoneToGKN_*.zip, где

  • ZoneToGKN – префикс, обозначающий файл со сведениями Документа;
  • * – уникальный набор символов, соответствующий GUID, указанный в XML-файле Документа (ZoneToGKN/@GUID)

Каждый файл XML и PDF должен быть подписан собственной электронной подписью.

Файл электронной подписи должен размещаться в том же каталоге, что и подписываемый файл.

Об Административно-территориальном делении РФ

Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
Каждый из субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Республика, согласно Конституции Российской Федерации, является государством. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство.
Края, области, федеральные города являются не государствами, а государственными образованиями, созданными по территориальному принципу.
В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип, они являются национально-территориальными государственными образованиями.
Система органов государственной власти субъектами Российской Федерации устанавливается самостоятельно. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов Российской Федерации не вправе препятствовать его законному применению на своей территории.
Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города, они подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; краевого, областного, окружного значения; районного значения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы. К городским поселениям, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей.

Федера́льные округа́ Российской Федерации

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы в соответствии с Указом президента России № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года ()
Федеральные округа созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадают с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).

Система управления

Система управления в РФ строится по принципу комплементарности — последовательного разделения территории государства на зоны административной ответственности с учетом административно-территориального деления страны.
По Конституции РФ субъект федерации выступает как территориальная единица, наделенная широкими экономическими и политическими правами. Субъект федерации имеет широкую правовую автономию, подтвержденную конституционными актами. Республики имеют право на собственную конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ — на собственные уставы.
В результате проведенных в период с 1991 по 1997 г. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов приобрели территориальные образования (поселения). Территориальные образования формируются в пределах административно-территориального деления страны. Среди наиболее характерных можно выделить 5 типов территориальных образований.
Район — административно-территориальная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического управления территорией. Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, селом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Предполагает обязательное наличие районного центра — территориального поселения, осуществляющего функции административного центра территории района. Районный центр ответственен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.
Город — территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Исторически складывался как орган местного самоуправления на территории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности и располагающих особым статусом члена единой социальной общности. Выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференциация городов на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и пр.
Округ — выделяемая внутри городской системы управления административно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В г. Москва управление округом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.
Внутригородской район — территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разделение городской власти по административным районам. К примеру, в г. Москва уровню городских районов соответствует звено управ, обретающих в городе федерального значения статус низового муниципального образования. Выделение субгородского районного уровня способствует приближению населения к власти в крупных городах и рационализации системы управления на территории.
Село (деревня, хутор, станица) — поселение, расположенное в не-урбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общности ее жителей, непременным присутствием в подавляющем большинстве дворов натурального хозяйства, а также господством сельскохозяйственных видов занятости. Особенностью не-урбанизированной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерговодоснабжения, канализации, уборки мусора, специализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных селах больший процент занятости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслуживание и др.
В каждой из представленных выше административно-территориальных единиц реализуется один из возможных вариантов государственного или муниципального управления, закрепляющий за каждой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий.
Реальные полномочия субъекта федерации задаются, прежде всего, через предметы ведения, подкрепленные утвержденными за субъектом правами собственности и источниками доходов. Субъект федерации вправе на своей территории определять административно-территориальное устройство, параметры регионального и муниципальных бюджетов, а также сферы дминистративного контроля.
Территориальное образование располагает рядом признаков, обусловливающих его способность к автономному функционированию и исполнению структурообразующих функций, формирующих его целостность и способность к самовоспроизводству. Перечень этих признаков включает, но меньшей мере пять элементов: границы, собственность, органы легитимной власти, бюджет и население.
Полномочия территориальных образований регулирует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ ()

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Е.А. Подгорная,

старший преподаватель кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,

В статье рассматриваются тенденции устройства и развития России, особенности изменения е, административно-территориального устройства. Показано, что современное административное деление учитывает сложившееся экономическое районирование при сформировавшейся в экономике асимметрии в типологизации регионов. Предложено в качестве основного критерия типологизации регионов рассматривать механизм создания инновационной экономики.

Ключевые слова: региональная политика, экономическое районирование, административно-территориальное устройство, типология регионов.

УДК: 332; ББК: У65

В экономической литературе периодически обсуждается вопрос об укрупнении регионов. Тема типологии регионов в условиях реформирования в последние годы приобретает всё большую актуальность. В этом прослеживается необходимость совершенствования государственного управления, решения комплекса социальных, экономических, геополитических и других задач.

Среди комплекса мер, способствующих повышению эффективности региональной политики, особого внимания требует рассмотрение двух вопросов — экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Одной из ранних работ в области экономического районирования был труд X. Чеботарёва «Географическое методическое описание Российской империи» (1776). Он выделял южные, северные, западные и восточные губернии Российской империи, заложив в его основу географию.

Продолжавшееся в XIX в. районирование России вызывалось потребностями зарождающегося капитализма. Этот процесс сопровождался развитием теории экономического районирования. Свой вклад в нее внесли представления русских революционеров-демократов, которые считали, что для революционного переустройства страны необходимо познание её экономических особенностей. А. Радищев отмечал изменения административно-территориального устройства России, приближающие его к экономическим особенностям страны и потребностям населения. Он уделял внимание вопросу удовлетворения национальных требований народов, которые населяли страну. О необходимости разрушения старого территориального деления писали А. Герцен и Н. Огарев. В работе Н. Огарева «Опыт статистического распределения Российской империи» (1847), раскрыты методологические вопросы экономического районирования. В его основе были заложены: географическое положение, природные особенности, транспортные связи, население и особенности социальных отношений. Политическую экономику, которой подчинена статистика, Н. Огарев использовал в качестве теоретической основы экономического районирования. Заслуживают внимания работы русского химика Д. Менделеева, который в 1893 г. разделил Россию на 14 краёв. В основе этого районирования наряду с природными факторами был положен уровень развития промышленности с учётом сы-

рьевых и топливных ресурсов. Огромное значение имел труд П. Семенова-Тян-Шанского (соавтор Н. Штрупп) «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (1911), в нём выделялось 1065 торгово-промышленных микрорайонов, которые были объединены в 12 полос.

В 1921 г. были разработаны основные принципы экономического районирования страны: экономический, национальный и административный. В их основе лежало то, что экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства .

Территория современной России разделена на 11 экономических районов, каждый из них включает в себя субъекты РФ по принципу смежности (исключение составляет Калининградская область). В экономических исследованиях часто используются укрупнённые экономические районы, а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение «европейского ядра» или «восточные регионы» .

Под административно-территориальным устройством государства обычно понимается разделение территории страны на определенные части, в соответствии с которыми строится структура и осуществляется деятельность территориальных органов власти и управления. В США, например, оно построено по географическим меридианам и параллелям и сохраняется неизменным в течение длительного срока. Но это зарождает необходимость введения специального деления территории для реализации функций различных ведомств. Административное деление отражает демографические, экономические и политические изменения в стране.

Вся история Российского государства связана с изменениями её территории и административно-территориального устройства. Громадная территория России требовала исследования её региональных особенностей, природно-ресурсного потенциала и создания органов для сбора налогов и управления социально-экономическими процессами.

На первых этапах становления Российского государства возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. При этом необходимо помнить о том,

что административное деление, территориальное устройство и экономические районы это не одно и то же.

С начала XVIII в. и до октябрьской революции 1917 г. основной единицей административно-территориального деления была губерния. Во времена Петра I Россия была разделена на восемь губерний. К ним относились: Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Административным центром был губернский город, который имел свой район — уезд. В 1719-1775 гг. существовало и среднее звено: провинция. Её образование объяснялось слишком большим числом уездов в губерниях. Управляли провинциями воеводы. Ещё провинции делились на дистрикты, которые управлялись земскими комиссарами. В 1727 г. в России было 14 губерний, которые включали в себя 47 провинций и более 250 уездов. В основу губернского деления при Екатерине II было заложено количество населения (от 300 до 400 тысяч душ). В 1775 г. провинции были упразднены. К 1796 г. (конец царствования Екатерины II) насчитывалось 50 губерний. Такое деление продержалось до Октябрьской революции. Главой каждой губернии был губернатор. Под его руководством образовывался административно-бюрократический аппарат, который выполнял фискальные функции — поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.

Местное самоуправление в России возникло в середине XVI века, после земской реформы Ивана IV, которая отменила наместническое управление. Анализ местного самоуправления в дореволюционной России позволяет сделать вывод, что оно не являлось управлением, обособленным от государственного. Его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Выборные представительные органы никак не были связаны между собой. Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти, приоритетом чиновничьей в решении вопросов повседневной жизни. Демократичность местного самоуправления соотносилась с дворянством, как с господствующим в обществе сословием. Из дворян назначались земские начальники. Они же преобладали в земских собраниях.

Дореволюционное административно-территориальное деление сдерживало развитие рыночной экономики и свободу капиталистического оборота. С 1924 по 1929 гг. происходила ликвидация губернского деления. Повсеместно стали создаваться сельские Советы, начали формироваться автономные национальные образования. Высший совет Народного Хозяйства, Академия наук активнее стали изучать проблемы экономического районирования как новую основу административно-территориального устройства государства. К концу 1930 г. губернско-уездно-волостное деление заменяется в пределах РСФСР на новую систему, содержащую три звена: край, область — район — сельские и поселковые советы.

В Конституции СССР (1977) административно-территориальные единицы различались по национальному признаку и статусу возглавлявших их органов власти. Впервые этой Конституцией на местные советы народных депутатов была возложена задача — обеспечивать на их территориях «комплексное экономическое и социальное развитие». Районирование в советский период проводилось в соответствии с поставленными целями и всегда являлось целевым или проблемно ориентированным. Сформировавшееся политико-административное деление СССР, просуществовало вплоть до 1991 года.

В России, пришедший на смену СССР, изменения административно-территориального устройства нашли отражение в Конституции РФ (1993) и Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 и 2003 гг.).

Новой Конституцией были определены 89 субъектов Российской Федерации. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов.

Суть осуществлённых изменений в административно-территориальном устройстве России заключается в повышении юридического статуса бывших автономных областей, ставших республиками (кроме Еврейской автономной области) и всех автономных округов. Почти в каждой республике, которая входит в состав Российской Федерации, относительная доля русских в общей численности населения уменьшилась.

С 1 марта 2008 г. и по настоящее время Российская Федерация включает 83 региона — субъекта Российской Федерации . Современное административное деление учитывает сложившееся экономическое районирование. Регионы резко отличаются по территории, численности населения, природному и экономическому потенциалам. Правовой статус каждого субъекта Российской Федерации у всех одинаков.

Новыми региональными образованиями в России считаются федеральные округа. Анализируя исторический опыт России, федеральные округа напоминают генерал-губернаторства, которых к началу XX века в Российской империи было 10: Варшавское, Виленское, Иркутское, Кавказское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Финляндское, Туркестанское. Федеральный округ можно определить как новое интегрированное целое, состоящее из определённых частей старого.

Федеральные округа современной России вобрали в себя все существующие административно-территориальные образования: республики, области, края. Появление федеральных округов объясняется сложностью государственного управления социальными и экономическими процессами из единого федерального центра.

Федеральные округа по занимаемой территории и численности проживающего населения разнородны. По данным Росстата на 2009 г. они охватывают от 3,5% (Южный) до 36,1% (Дальневосточный) территории при численности населения от 4,5% (Дальневосточный) до 26,2% (Центральный) численности всех граждан Российской Федерации. Так же можно отметить общие социально-экономические показатели, дающие представление о доле каждого федерального круга в общероссийских величинах. Так, доля валового регионального продукта (ВРП) по округам колеблется от 4,6% в Дальневосточном до 36,4% в Центральном (разница почти девятикратная). По объёму инвестиций в основной капитал от 6,4% в Дальневосточном до 24,6% в Центральном. Также впечатляющие различия между округами по обороту розничной торговли от 3,8% до 33,4% . Москва, например, по ВРП догнала среднеразвитую по европейским меркам Португалию. В то же время по подсчётам специалистов, чтобы вывести, например, Дагестан на уровень среднего по России показателя ВРП на душу населения в течение 10 лет, понадобится темп его прироста в республике 20% в год, а если в течение 20 лет — 11% в год. Такие темпы вряд ли достижимы каким-либо, а тем более, дотационным регионом в ближайшие десятилетия.

В 2003 году вышла в свет монография коллектива известных учёных регионалистов Гранберга А., Кистанова В., Адамеску А., Семенова П., Тихомирова Ю., Штульберга Б. «Государственнотерриториальное устройство России: экономические и правовые основы». Авторы указывают на сложившуюся федеральную асимметрию в типологизации регионов, правовое неравноправие областей и республик. По мнению авторов, абсолютизация национального фактора, сыгравшего большую положительную роль в экономическом и культурном подъёме национальных территорий, исторически устарела, поскольку всё большее значение приобретают гражданские свободы людей и экономическая интеграция регионов, независимо от национальности местного населения. Утверждается: большой разброс экономических и социальных параметров между регионами обусловлен чрезмерной раздробленностью самой региональной системы управления, разнородностью самих регионов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типологизация регионов может проводиться по разным основаниям и для разных целей, но чаще всего — это совершенствование управления региональным развитием или решение каких-либо стратегических задач.

В настоящее время в нашей стране вышло в свет несколько изданий, в которых вопросы типологизации рассматриваются подробно. Описано более сотни типологий, дифференцированных по группам: теоретические и практические (эмпирические и прикладные), простые и сложные, страны и геоэкономические зоны, города и субъекты РФ. К прикладным относятся типологизация регионов для выявления динамики и специфики производства, уровня и качества жизни населения; оценки инвестиционного предпринимательского климата; формирования региональной политики. Особый интерес представляет многомерная классификация регионов РФ, а также кластерный подход.

Первые типологии регионов в 50-70 гг. XX в. были сделаны в отношении отдельных государств и касались систематизации стран мира как объектов страноведческих исследований. Уста-

навливались взаимосвязи и взаимозависимости между странами как частями мировой экономики. В этот же период начались сравнительные исследования стран по уровню, а затем и качеству жизни населения. Все типологии регионов строятся на основе количественных характеристик и качественных показателей с применением статистики, экспертных оценок и заключений. В основе любых типологий регионов для формирования региональной политики берётся объективная социально-экономическая ситуация. В разных странах с этой целью проводится классификация регионов с последующим отбором кризисных территорий для оказания им экономической помощи в рамках региональной политики. Типология районов Европейского Союза содержится в работах Д. Юилл «Основные характеристики региональной политики. Европейский опыт» и К. Тепл «Организационная структура региональной политики европейского союза». Авторы отмечают, что основная цель европейской региональной политики заключается в усилении экономической и социальной интеграции. Типология внутристрановых регионов по уровню социально-экономического развития составлена исходя из различных критериев, выбранных в соответствии с решаемыми теоретическими задачами.

Типология регионов РФ, построенная по методике ООН, на предмет оценки индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) представлена в работе А. Натензон. Типология регионов России по комплексу показателей здоровья населения и формирующих его факторов представлена в работе А. Мартынова и В. Виноградова. Представляет огромный интерес типология городов, дифференцированных по уровню социально-экономического развития. Она включает в себя типологии, выявляющие разнообразие функциональной структуры городов. Типология «сильные» и «слабые» города России» представлена Т. Нефедовой и А. Трейвишем на основании комплексного исследования состояния городов РФ. В монографии И.В. Бойко и В.А. Черненко «Технологическая модернизация экономики российских регионов» предлагается типологизация регионов с учётом их дифференциации по признаку специфики их настоящего и перспективного технологически-ориентированного развития. В соответствии с предлагаемой в этой работе типологией наиболее высокий потенциал роста имеют те регионы, которые обладают технологическими ресурсами и могут их максимально ввести в процесс осознанного перехода к технологически-ориентированной модели экономического развития. Именно с такими регионами связаны благоприятные перспективы инновационного развития страны и повышения её устойчивости в нестабильном мире. Особое значение имеет не дифференциация регионов, а определение причин, по которым регионы попадают в определённые группы.

По инвестиционной привлекательности в России проведено очень много статистических исследований. Наиболее полным и комплексным исследованием, учитывающим отечественный и зарубежный опыт, стали анализы инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно публикуемые в журнале «Эксперт». Они являются результатом анализов, составлены по методике Г. Марченко и О. Мачульской. В итоговой типологии используется экспертный подход. Из исследований инвестиционного климата регионов России можно сделать следующие выводы:

• оценка показателей инвестиционного потенциала и риска отразила высокую дифференциацию инвестиционных условий регионов;

• вне конкуренции для инвесторов находится Москва и Санкт-Петербург, обладающие максимальным потенциалом и минимальным риском;

• в первой десятке находятся почти все регионы-доноры;

• последние места занимают слаборазвитые республики, автономные округа и области;

• заметно повышается рейтинг экспортоориентированных, сырьевых регионов.

Интерес представляет типология российско-канадского проекта Серга, основанная на распределении регионов Российской Федерации в соответствии с трёхмерной классификацией по показателям уровня жизни, экономического потенциала и инвестиционной привлекательности.

В последние годы российское общество двигается от дисгармонии к сбалансированности и качественному многообразию. Региональная политика в этом противоречивом и длительном процессе играет важную роль. Основным средством региональной политики является государственное управление, включая стратегическое планирование и долгосрочное прогнозирование. Типологизация региональных систем даёт возможность корректировать региональную политику на местах, совершенствовать административно-территориальное устройство страны, её экономическое районирование.

Анализ многочисленных типологий регионов Российской Федерации показал их недостаточную проработанность относительно выравнивания территориальных социально-экономических различий, анализа конкурентных преимуществ субъектов РФ и федеральных округов.

Таким образом, в соответствии с новыми задачами по формированию условий для устойчивого экономического развития Российской Федерации необходима разработка новой типологии регионов. Это позволит определить основные контуры региональной политики, избежать серьёзных ошибок, которые присутствуют в настоящее время при формировании, распределении и перераспределении средств федерального бюджета. Дифференцирование регионов в отношении их однородности позволяет сгруппировывать регионы, обладающие набором «сравнительных преимуществ» и «сравнительных недостатков» и, следовательно, разработать различные варианты экономического развития для отдельных групп регионов. Главным и основным требованием, которое должно предъявляться к типо-логизации всех регионов Российской Федерации, должна быть её направленность на обеспечение достижения одной из целей экономического развития современной России — создание инновационной экономики. Учитывая вышесказанное, высоким потенциалом для экономического роста обладают:

регионы, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти и газа (Тюменская область, Xанты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область и другие);

регионы с высокой концентрацией финансовых ресурсов (к ним относятся, прежде всего, Москва и Санкт-Петербург);

регионы, осуществляющие переход к инновационному развитию (например, Томская область, Белгородская область и другие).

В соответствии с учётом всех дополнений к типологизации, наиболее высокий потенциал роста имеют те регионы, которые обладают технологическими ресурсами и максимально способны для перехода к технологически-ориентированной модели экономического развития (например, Томская область). Именно такие регионы могут дать благоприятные результаты инновационного развития страны и повышения её устойчивости в период мирового кризиса.

В условиях российской действительности особое внимание необходимо уделять определению причин, по которым регионы попадают в соответствующие группы. Например, «депрессивными» могут быть регионы, обладающие потенциалом для промышленного развития, но причины их попадания в эту группу могут быть разными.

Предлагаемые дополнения к имеющейся типологизации регионов, могут способствовать реализации более эффективной федеральной политики в отношении регионов, которая будет формироваться по принципу «поддержки динамичных, инновационно-перспективных» регионов. Это соответствовало бы достижению одной из основных целей реформирования российской экономики — её переходу к инновационному развитию.

Литература

1. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М., 2000.

Сделано это «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти»

Вид на Ласточкино гнездо в поселке Гаспра Фото: ТАСС, Владимир Смирнов

Москва. 28 июля. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин включил Крымский федеральный округ в состав Южного федерального округа, сообщает в четверг пресс-служба Кремля.

Как отмечается в документе, это сделано «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти».

Согласно указу, полпредом президента в ЮФО остался Владимир Устинов.

Теперь в состав Южного федерального округа входят: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город Севастополь.

В России28 июля 2016

Кроме того, Путин поручил правительству принять необходимые меры по реализации настоящего указа; привести свои акты в соответствие с настоящим указом; представить предложения по приведению актов президента Российской Федерации в соответствие с настоящим указом. Также руководителю администрации президента Российской Федерации поручено утвердить структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе и провести необходимые организационно-штатные мероприятия.

Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

Ранее в четверг Путин также подписал указ «О досрочном прекращении полномочий губернатора города Севастополя» Сергея Меняйло. Меняйло назначен полномочным представителем главы государства в Сибирском федеральном округе.

Путин также назначил Дмитрия Овсянникова временно исполняющим обязанности губернатора Севастополя до вступления в должность лица, избранного губернатором города.

С декабря 2015 года Овсянников (родился 21 февраля 1977 года) был назначен заместителем министра промышленности и торговли РФ. До этого он возглавлял департамент региональной промышленной политики Минпромторга РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *