Агентство по страхованию вкладов является

Правительство изучает, может ли агентство получить статус публично-правовой компании после перехода под контроль ЦБ

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) может сменить статус госкорпорации на публично-правовую компанию — этот вопрос прорабатывается, заявил в четверг замминистра финансов Алексей Моисеев (цитата по «Интерфаксу»).

Публично-правовая компания — некоммерческая организация, созданная государством и работающая в интересах его самого и общества. Такая компания может быть создана для проведения государственной политики <…> и осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий, реализации особо важных проектов и госпрограмм, говорится в законе о публично-правовых компаниях.

Принципиальной разницы между госкорпорацией и публично-правовой компанией нет, единственное отличие в том, что некоторые госкорпорации наделены законом нормотворческими функциями, а в законе о публично-правовых компаниях возможность делегированного нормотворчества прямо не упоминается, говорит партнер Tеrtyсhny Аgаbаlyаn Иван Тертычный.

Публично-правовая компания — более современный формат госкорпорации, пояснил «Ведомостям» Моисеев: «У нас есть прецеденты, когда некоммерческие организации или акционерные общества исполняют функции, свойственные публично-правовым организациям, например, это АИЖК, которое реализует программу помощи ипотечным заемщикам. Есть Российский союз автостраховщиков, который осуществляет схожие с АСВ функции на страховом рынке». Если не будет найдено решение, то статус госкорпорации АСВ сохранит, но это достаточно странная конструкция, когда госкорпорация находится под контролем ЦБ, объясняет Моисеев.

АСВ сохранит все функции, кроме проведения конкурса на санации, сообщил Моисеев, им займется фонд санации при ЦБ: «АСВ будет делать все то же самое в части банкротства банков, управления имущественным комплексом банкротящихся банков — распродажи и выплаты кредиторам этих банков. АСВ дальше будет собирать и выплачивать взносы, страховые возмещения» (цитата по «Интерфаксу»). Большинство в совете директоров АСВ будет у представителей ЦБ. В четверг министр финансов Антон Силуанов выразил надежду, что совет возглавит председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Представители ЦБ и АСВ на вопросы «Ведомостей» не ответили.

3. Публично-правовые и частно-правовые начала в деятельности Агентства по страхованию вкладов

В советскои? правовои? доктрине объектом научных исследовании? были категории общественных, коллективных и личных интересов в праве. Однако в то время значение частных интересов, как и частного права, было сведено до минимума. Например, считалось, что личные, коллективные и общественные интересы существуют в виде системы, в которои? соотносятся как отдельное, особенное и общее. В такои? системе личные интересы подчинялись коллективным, а те, в свою очередь, интересам общенародным.

Смена экономическои? формации повлекла изменение представлении? о соотношении публичного и частного в жизни общества. Можно было услышать различные точки зрения, в том числе выражающие ультралиберальные взгляды, в соответствии с которыми государству в экономических отношениях отводится лишь роль «ночного сторожа», а государственное вмешательство в них допускается в строго ограниченных областях.

Дискуссия о балансе публичного и частного начал ведется и в юридическои? науке. Отдельным ее проявлением стали споры о статусе Государственнои? корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и в целом о судьбе государственных корпорации? Каплин С. Ю. Государственная корпорация как субъект права: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2011. .

Все функции Агентства относятся к банковскои? сфере, т. е. касаются экономическои? деятельности, которая преимущественно лежит в области частных интересов.

В соответствии с указанными выше законами Агентство выполняет три взаимосвязанные функции: 1) управляет системои? обязательного страхования вкладов; 2) осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) банков; 3) участвует в предупреждении банкротства банков.

Управление системои? страхования вкладов исторически стало первои? функциеи?, возложеннои? на Агентство, ради реализации кото- рои? оно и было учреждено. Частно-правовая составляющая в деятельности Агентства в сфере страхова- ния вкладов состоит в том, что эта деятельность имеет целью защиту прав и законных интересов вкладчиков (частных интересов, связанных с размещением гражданами во вклады денежных средств). При этом деятельность Агентства обусловлена и публичными целями — стремлением к укреплению доверия к банковскои? системе России?скои? Федерации и стимулированию привлечения в нее сбережении? населения.

Указанные цели прямо сформулированы в ст. 1 Закона о страховании вкладов. Тем самым уже при создании Агентства закладывалась идея, что оно деи?ствует на границе публичного и частного.

С однои? стороны, страхование в своеи? основе является цивилистическим институтом, а фонд страхования вкладов управляется Агентством на рыночных условиях. С другои? — Агентство в силу Закона о страховании вкладов наделено публично-правовыми функциями (определяет размер и порядок расчета страховых взносов, осуществляет их сбор и контроль за поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в неи? банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков). Кроме того, правовое регулирование отношении? по страхованию вкладов носит императивныи? характер, за нарушение требовании? закона к банкам могут применяться меры ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, взыскиваться неуплаченные суммы страховых взносов с на- численными пенями, которые можно отнести к мерам публично-правовои? (административнои? и финансовои?) ответственности.

Агентством осуществляются полномочия конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организации?. Институт банкротства в целом, как и банкротство банков, не может быть отнесен только к однои? правовои? отрасли. Он является комплексным институтом, сочетающим нормы различных отраслеи? права, и находится на стыке публичного и частного. Например, ст. 50 Закона о банкротстве банков, определяя полномочия конкурсного управляющего, устанавливает, что он обязан деи?ствовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитнои? организации, общества и государства. Тем самым Агентство как конкурсныи? управляющии? должно равным образом деи?ствовать в защиту частных интересов (интересов кредиторов несостоятельных банков) и интересов публичных.

Следует также отметить, что Агентство в силу закона назначается конкурсным управляющим в первую очередь при банкротстве кредитных организации?, имевших лицензию Банка России на привлечение средств физических лиц во вклады, что свидетельствует о заинтересованности государства путем вовлечения Агентства в ликвидационные процедуры предоставить публичные гарантии защиты интересов кредиторов таких кредитных организации?, прежде всего интересов вкладчиков Свердлык Г. А. Гражданско-правовые способы сочетания общественных, коллективных и личных интересов. Свердловск, 1980. .

С начала своеи? деятельности в качестве конкурсного управляющего Агентство осуществляло ликвидационные процедуры в 291 банке, из которых в 174 кредитных организациях процедуры завершены.

Функция участия в предупреждении банкротства банков (санация банков) была возложена на Агентство как инструмент, направленныи? на предотвращение негативных последствии? в банковскои? системе, вызванных недавним мировым финансовым кризисом.

Кризис показал, что зачастую механизмов саморегуляции недостаточно для обеспечения стабильности экономики. Во многих странах отмечается тенденция повышения роли государства в регулировании финансово-экономических отношении?, в том числе путем совершенствования законодательства, принятия превентивных мер, создания программ антикризисного управления.

Закон о санации банков отразил необходимость сочетания частно-правовых и публично-правовых средств регулирования соответствующих отношении?. Он наделил Агентство широким спектром полномочии?: от возможности прямого или опосредованного оказания финансовои? поддержки кредитным организациям до введения в них временнои? администрации по управлению этими организациями и их фактического перехода под контроль Агентства.

Меры по санации банков могут применяться, с однои? стороны, в целях обеспечения защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, и с другои? — поддержания стабильности банковскои? системы (ст. 1 Закона о санации банков). Тем самым при определении целеи? санации подчеркивается необходимость защиты публичных и частных интересов.

В соответствии с Законом о санации банков Агентству было поручено взять на себя решение проблем банков, банкротство которых могло оказать негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом по России или в ее отдельных регионах.

В настоящее время в экспертном сообществе и органах государственнои? власти прорабатываются новые формы участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении соответствующих государственных функции?, рассматривается возможность возложения на Агентство новых задач.

Стратегия развития финансового рынка России?скои? Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. Nо 2043-р, предполагает создание законодательнои? базы для функционирования единого компенсационного фонда для граждан, инвестирующих свои средства на фондовом рынке Турбанов А. В. Агентство по страхованию вкладов как инструмент государства в обеспечении финансовои? стабильности // Банковское право. 2010. Nо 4. .

Другая проблема — это защита средств негосударственных пенсионных фондов. Министерством экономического развития РФ в 2012 г. подготовлен проект федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования России?скои? Федерации при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплении?». Вопрос о том, какие риски пенсионеров и инвесторов может гарантировать Агентство и с помощью каких механизмов, является пока предметом обсуждения и законопроектнои? работы. Однако возникновение таких вопросов свидетельствует о востребованности опыта Агентства.

Государство при решении социально-экономических задач в банковскои? сфере по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, принципиально исходило из того, что необходим такои? институт, которыи? должен деи?ствовать в качестве инструмента государственнои? социально-экономическои? политики и наделяться публичными функциями, реализуемыми в интересах всего общества.

Сообразно названным целям Агентство учреждено в специфическои? форме государственнои? корпорации. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. Nо 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация создается исключительно России?скои? Федерациеи? на основании федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных целеи?. То есть существующии? правовои? статус Агентства как государственнои? корпорации имеет двои?ственную (дуалистическую) природу и совмещает в себе как частноправовые, так и публично- правовые элементы.

С однои? стороны, Агентство — это юридическое лицо частного права, поскольку:

1) является организациеи?, которая имеет обособленное имущество и от- вечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

2) формирует свое имущество за счет имущественного взноса России?скои? Федерации, а также обязательных взносов банков — участников системы страхования вкладов и владеет им на праве собственности;

3) не отвечает по обязательствам России?скои? Федерации, равно как и России?ская Федерация не отвечает по обязательствам государственнои? корпорации, если законом не предусмотрено иное.

С другои? стороны, статус Агентства характеризуется публично-правовыми аспектами, поскольку оно:

1) учреждается России?скои? Федерациеи?;

2) деи?ствует на основании закона (как учредительного акта);

3) осуществляет деятельность публичного характера в интересах всего общества;

4) обладает властными полномочиями;

5) выполняет свои функции под контролем государства и его органов.

Таким образом, Агентство по страхованию вкладов представляет собои? созданное государством юридическое лицо, наделенное особым правовым статусом и общеполезными, характерными для государственных органов (публичными) функциями, которые осуществляются им не только путем использования частно-правовых средств, но и посредством выполнения отдельных публично-правовых функции?.

Заключение

Из сказанного можно сделать вывод, что предпринимательской деятельностью Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли с целью поддержания стабильности банковской системы, обеспечения функционирования системы страхования вкладов и защиты прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов кредитной организации, общества, осуществляемая путем инвестирования временно свободных денежных средств и иных видов деятельности. Предпринимательская деятельность АСВ является примером разумного участия государственной корпорации в экономике. Но существуют определенные и недостатки правового статуса Агентства. Так, предлагается наделить Агентство обязанностями по распространению информации о системе страхования вкладов среди широких масс населения, используя при этом общедоступные СМИ, такие как телевидение, общероссийские газеты, радио. При этом банки будут выполнять свою часть работы, информируя вкладчиков в соответствии с рекомендациями Агентства. Кроме того, открыта и понятна, должна быть деятельность Агентства по страхованию вкладов, что предполагает более масштабное ее освещение в средствах массовой информации, доступным широким слоям населения.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029;

2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145;

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492;

4. Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации?» от 25 февраля 1999 г.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301;

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)// «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2790;

Научная литература:

7. Антонова Е. А. Правовой статус агентства по страхованию вкладов // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 547-549. — URL httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/125/34489;

8. Гармаш А. Инвестор и предприниматель в одной связке // ЭЖ-Юрист. 2012. № 25;

9. Ершова И. В. Проблемы правового статуса государственныхкорпорации?//Государство и право. 2001. Nо 6;

10. Каплин С. Ю. Государственная корпорация как субъект права: дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2011.

11. Свердлык Г. А. Гражданско-правовые способы сочетания общественных, коллективных и личных интересов. Свердловск, 1980.

12. Турбанов А. В. Агентство по страхованию вкладов как инструмент государства в обеспечении финансовои? стабильности // Банковское право. 2010. Nо 4.

Размещено на Allbest.ru

4. Правовой статус Агентства по страхованию вкладов

Агентство по страхованию вкладов создается в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов. Оно является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены Законом о страховании вкладов, Федеральным законом от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом о банках и Законом о банкротстве кредитных организаций.

Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также счет в Банке России.

Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.

Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для осуществления этой цели оно выполняет следующие функции:

1) организует учет банков;

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Закона о страховании вкладов мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России и нормативными актами Банка России;

5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном Законом о страховании вкладов;

6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

7) определяет порядок расчета страховых взносов;

8) осуществляет меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

9) является квалифицированным инвестором;

10) осуществляет функции конкурсного управляющего при банкротстве банков;

11) осуществляет иные полномочия.

Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций – контрагентов Банка России по кредитам.

Выполнение Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Органами управления Агентства являются его совет директоров, правление и генеральный директор.

Высшим органом управления Агентства является совет директоров Агентства . В него входят 13 членов: семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства, который входит в состав совета директоров по должности. Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров по представлению Правительства РФ.

Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины его членов. Решения совета директоров принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего является решающим. Полномочия совета директоров закреплены в ст. 19 Закона о страховании вкладов.

Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления.

Члены правления, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров по предложению генерального директора Агентства и работают в Агентстве на постоянной основе.

Члены правления могут быть освобождены от должности:

1) по истечении срока полномочий генеральным директором Агентства;

2) до истечения указанного срока полномочий советом директоров Агентства по представлению его генерального директора.

Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров регламента правления Агентства, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в установленном законом порядке;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности согласно ст.

74 Закона о Банке России;

4) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора представляется совету директоров Агентства за месяц до истечения (окончания) срока полномочий его генерального директора.

Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:

1) истечения срока своих полномочий;

2) подачи личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;

3) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;

4) нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.

Генеральный директор Агентства:

1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;

4) распределяет обязанности между своими заместителями;

5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;

6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров и правления Агентства.

Агентство по страхованию вкладов обязано составлять ежегодный годовой отчет о своей деятельности не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство РФ и Банк России. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в «Вестнике Банка России» и «Российской газете».

Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства. Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.

Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок. Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано только на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования его имущества.

Агентство по страхованию вкладов

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. Число банков-участников – 792 (данные на 20 июля 2017 г.), страховых случаев — 403 (данные на 29 мая 2017 г.).

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.

Количество ликвидационных процедур в отношении банков — 598, количество завершенных ликвидационных процедур — 280.

27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.

Количество проектов санации банков, в которых Агентство приняло участие — 27.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», вступившим в силу с 1 января 2014 года, создана система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Для обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство ведет реестр негосударственных пенсионных фондов ‒ участников системы гарантирования; формирует и инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений; контролирует полноту и своевременность поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений; при наступлении гарантийного случая будет осуществлять выплату гарантийного возмещения фонду-участнику или Пенсионному фонду Российской Федерации.

В настоящее время 38 НПФ являются участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Словарь основных терминов

  • Агентство по страхованию вкладов (АСВ) – некоммерческая организация, созданная государством для обеспечения работы Системы страхования вкладов и защиты интересов вкладчиков.

АСВ действует на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Организационно-правовая форма АСВ – государственная корпорация.

Именно АСВ организует выплату физическим лицам возмещения по вкладам из средств фонда обязательного страхования вкладов.

  • Банк-агент – банк, выплачивающий от имени и за счет Агентства по страхованию вкладов страховое возмещение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.
  • Банк участник ССВ – кредитная организация, имеющая право привлекать средства населения во вклады.

Должен уплачивать страховые взносы в Фонд обязательного страхования вкладов: информировать вкладчиков о своем участии в ССВ, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам; вести учет обязательств банка перед вкладчиками.

  • Вклад – денежные средства, размещенные вкладчиками в банках – участниках ССВ на основании договора банковского вклада или договора банковского счета.

Понятие «вклад» включает в себя капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Страховой защите подлежат вклады как в рублях, так и в иностранной валюте.

Исключение отдельных видов денежных обязательств из страхования устанавливается законом. В частности, не подлежат страхованию: вклады на предъявителя; средства, переданные банкам в доверительное управление; вклады в филиалах российских банков, находящихся за границей, электронные денежные средства, средства, размещенные на специальных (залоговых, номинальных и эскроу) счетах, за исключением отдельных видов.

Кроме того, не подлежат страхованию вклады, не номинированные в денежных единицах (например, в граммах драгоценных металлов).

  • Вкладчик – гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключивший с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Наделен законом правом на получение страхового возмещения в банке, в отношении которого наступил страховой случай. Для того чтобы воспользоваться этим правом, вкладчику достаточно представить соответствующее заявление и документ, удостоверяющий его личность. Правами вкладчика наделяется наследник вкладчика, третье лицо, в пользу которого открыт счет, бенефициар номинального счета опекуна/попечителя.

  • Встречные требования – денежные обязательства вкладчика перед банком (остаток задолженности по кредиту, овердрафту и т.д.).

Встречные требования уменьшают размер обязательств при расчете страхового возмещения.

Выплата страхового возмещения не влечет автоматического прекращения (зачета) встречных требований.

  • Реестр банков – участников ССВ – перечень банков, вклады в которых застрахованы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Ведение реестра осуществляется АСВ. Доступен для ознакомления на сайте АСВ в сети Интернет.

Если в отношении банка наступил страховой случай, то он подлежит исключению из реестра после завершения Агентством процедур банкротства (ликвидации) банка.

  • Реестр обязательств банка – перечень обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, на основании которых АСВ производит расчет и выплату страхового возмещения.

Содержит сведения: о вкладчиках (фамилия, имя, отчество, место регистрации, адрес для почтовых уведомлений, вид и реквизиты удостоверяющего личность документа); о вкладах (номер и дата заключения договора банковского вклада (счета), сумма и валюта вклада и др. данные) и о встречных требованиях банка к вкладчику.

  • Система страхования вкладов (ССВ) – специальная государственная программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Ее основная задача – защита сбережений населения, размещаемых в российских банках.

ССВ позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в пределах установленного законом максимального размера страхового возмещения. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц в банке-участнике ССВ страхуются «автоматически» с момента размещения средств в банке на основании договора банковского вклада/счета счета.

  • Страховое возмещение (возмещение по вкладу/вкладам) – денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику при наступлении страхового случая.

Устанавливается исходя из суммы обязательств банка перед вкладчиком за вычетом встречных требований банка.

Возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы всех вкладов в банке, но не более максимального размера страхового возмещения. В сумму вклада входит как сумма внесенных вкладчиком денежных средств, так и капитализированные (причисленные) проценты по вкладу.

Страховое возмещение выплачивается в рублях в течение трех рабочих дней после представления вкладчиком заявления и документа, удостоверяющего его личность, но не ранее, чем через 14 рабочих дней после наступления страхового случая.

Вклады в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату наступления страхового случая.

Максимальный размер страхового возмещения – установленное законом ограничение на совокупную сумму возмещения по вкладам, выплачиваемую одному вкладчику в одном банке. Равен 1,4 млн. руб. для страховых случаев, которые могут наступить, начиная с 30 декабря 2014 года.

В предшествующие периоды функционирования ССВ устанавливался равным 100000, 190000, 400000, 700000 руб., в зависимости от даты наступления страхового случая.

  • Страховой случай – отзыв у банка – участника ССВ лицензии Банка России на осуществление банковских операций либо введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

  • Страховые взносы банков – ежеквартальные отчисления банков-участников ССВ в фонд обязательного страхования вкладов.

В настоящее время размер страховых взносов составляет 0,1% расчетной базы – среднего ежедневного остатка вкладов в банке за квартал.

  • Фонд обязательного страхования вкладов – финансовая основа ССВ.

Фонд состоит из имущественного взноса Российской Федерации, страховых взносов банков – участников ССВ и доходов от размещения средств фонда в государственные и корпоративные ценные бумаги.

Средства Фонда используются для выплат страхового возмещения по вкладам и других целей, установленных федеральными законами.

Какие вклады являются застрахованными?

Страхованию подлежат денежные средства физических лиц, независимо от гражданства, находящиеся во вкладах и на счетах в банке, в том числе:

  1. срочные вклады и вклады до востребования, включая валютные вклады;
  2. текущие счета, в том числе используемые для расчетов по банковским (пластиковым) картам, для получения зарплаты, пенсии или стипендии;
  3. средства на счетах индивидуальных предпринимателей (для страховых случаев, наступивших после 01.01.2014 г.);
  4. средства на номинальных счетах опекунов/попечителей, бенефициарами по которым являются подопечные;
  5. средства на счетах эскроу для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости на период их государственной регистрации (для страховых случаев, наступивших после 01.04.2015).

Какие денежные средства в банке не являются застрахованными?

Не страхуются денежные средства:

  • средства на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если счета открыты в связи с профессиональной деятельностью (для страховых случаев, наступивших до 01.01.2014 г.);
  • средства на счетах адвокатов и нотариусов, если счета открыты в связи с профессиональной деятельностью;
  • размещенные в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
  • переданные банкам в доверительное управление;
  • размещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за границей;
  • электронные денежные средства (предназначенные для расчетов исключительно с использованием электронных средств платежа без открытия банковского счета), в том числе средства на предоплаченных банковских картах;
  • размещенные на номинальных счетах (за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные), залоговых счетах и счетах эскроу (данные виды счетов определены статьями 358.10-358.14 и 860.1-860.10 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • размещенные индивидуальными предпринимателями в субординированные депозиты.

Страхуются ли проценты по вкладу?

Суммы процентов по вкладу становятся застрахованными в том случае, если они причислены к основной сумме вклада в соответствии с условиями договора или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций срок исполнения его обязательств перед вкладчиками считается наступившим (ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Таким образом, все причитающиеся проценты по вкладу (начисленные по день, предшествующий дню отзыва лицензии) причисляются к основной сумме вклада и включаются в расчет страхового возмещения.

Например, вкладчик разместил 01.07.2006 сумму в размере 50 000 рублей во вклад на год с ежеквартальной выплатой процентов по ставке 10% годовых путем капитализации к основному счету вклада. Средства со счета не снимались.

Тогда при наступлении страхового случая в связи с отзывом у банка лицензии 02.11.2006 обязательства банка, включаемые в расчет страхового возмещения, составят 51 695,64 руб., в том числе: 50 000,00 руб. – по основной сумме вклада; 1260,27 руб. – по причисленным процентам за полный квартал; 435,36 руб. – по процентам за неполный квартал по день, предшествующий дню отзыва лицензии.

Аналогично, при страховом случае, связанном с мораторием на удовлетворение требований кредиторов, проценты по вкладам (по день, предшествующий дню введения моратория), включаются в состав страхового возмещения.>Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Глава 3. Статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов

Статья 14. Агентство по страхованию вкладов
1. В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов создается Агентство по страхованию вкладов.
2. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
3. Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
4. Агентство имеет счет в Банке России.
5. Местонахождением центральных органов Агентства является город Москва.
Статья 15. Цель деятельности и полномочия Агентства
1. Целью деятельности Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
2. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:
1) организует учет банков (ведет реестр банков);
2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нормативными актами Банка России;
5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона;
8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.
3. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
4. Агентство в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
5. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций — контрагентов Банка России по кредитам.
(часть пятая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
Статья 16. Имущество Агентства
1. Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 настоящего Федерального закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.
2. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
3. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
Статья 17. Органы управления Агентства
Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.
Статья 18. Совет директоров Агентства
1. Высшим органом управления Агентства является совет директоров Агентства. В совет директоров Агентства входят 13 членов — семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.
2. Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.
3. Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4. Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим.
5. Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.
6. Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносится по их требованию в протокол.
Статья 19. Полномочия совета директоров Агентства
Совет директоров Агентства:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
2) устанавливает ставку страховых взносов;
3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;
4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;
6) утверждает порядок расчета страховых взносов;
7) утверждает годовой отчет Агентства;
8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) утверждает смету расходов Агентства и порядок использования прибыли Агентства;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
10) утверждает организационную структуру Агентства;
11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;
13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
14) назначает аудитора Агентства;
15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;
16) утверждает регламент работы правления Агентства;
17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;
17.1) устанавливает порядок проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов;
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 270-ФЗ, от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
Статья 20. Правление Агентства
1. Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.
2. Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства.
3. Члены правления Агентства работают в Агентстве на постоянной основе.
4. Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:
1) по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий генеральным директором Агентства;
2) до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий советом директоров Агентства по представлению генерального директора Агентства.
5. Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров Агентства регламента правления Агентства, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений.
6. На заседании правления Агентства ведется протокол. Протокол заседания правления Агентства представляется членам совета директоров Агентства, внешнему и внутреннему аудиторам по их требованию.
7. Проведение заседаний правления Агентства организует генеральный директор Агентства или лицо, им уполномоченное. Протоколы заседания правления Агентства подписываются председательствовавшим на заседании правления и одним из членов правления Агентства, присутствовавших на заседании.
Статья 21. Полномочия правления Агентства
Правление Агентства:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;
6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона;
7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;
8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;
9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)
Статья 22. Генеральный директор Агентства
1. Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства за месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства.
2. Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:
1) истечения срока своих полномочий;
2) подачи личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;
3) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
4) нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.
Статья 23. Полномочия генерального директора Агентства
Генеральный директор Агентства:
1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
4) распределяет обязанности между своими заместителями;
5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.
Статья 24. Отчетность Агентства
1. Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
2. Годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта.
3. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России.
4. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в «Вестнике Банка России» и «Российской газете».
5. Годовой отчет Агентства включает:
1) отчет о деятельности Агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
2) годовой бухгалтерский баланс Агентства;
3) отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
4) отчет о прибылях и об убытках, в том числе полученных от инвестирования временно свободных средств Агентства;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
5) реестр банков;
6) иную информацию в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
6. Достоверность годового бухгалтерского баланса Агентства, отчета о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, отчета о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, подтверждается независимой аудиторской организацией.
7. Информация о деятельности Агентства размещается на официальном сайте Агентства в сети Интернет в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
(часть 7 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)
Статья 25. Аудит Агентства
1. Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства.
2. Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.
3. Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства.
Статья 26. Реорганизация и ликвидация Агентства
Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства.

< Предыдущая

Агентство по страхованию вкладов: правовое положение, функции,
полномочия

Банковская система » Российский опыт страхования вкладов физических лиц » Агентство по страхованию вкладов: правовое положение, функции, полномочия

Страница 1

Всеобъемлющий контроль над деятельностью кредитных организаций, который осуществляется Банком России, является одной из форм реализации публичного интереса в создании стабильных экономических условий для гражданского оборота. Однако деятельность Банка России — не единственная форма государственного вмешательства в банковский бизнес.

Центральный банк РФ, главным образом, занимается предупреждением банкротства конкретных кредитных организаций и системного кризиса в целом, укрепляя единство и стабильность банковской системы, повышая доверие населения. Однако в условиях рыночной экономики невозможно полностью избежать указанных выше негативных явлений. Поэтому второй, не менее важной задачей любого государства становится минимизация их возможных последствий .

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» для обеспечения гарантий возврата привлекаемых в банках средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов в 2004 г. было создано Агентство по страхованию вкладов, правовой статус, цели, задачи и полномочия которого были определены в гл. 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В соответствии со ст. 14 Закона о страховании вкладов Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является государственной корпорацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Законом о страховании вкладов и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Компетенция Агентства по страхованию вкладов, как и большинства государственных корпораций, является смешанной, так как все они в той или иной степени осуществляют управленческие и хозяйственные функции. Причем степень сочетания указанных функций у всех государственных корпораций абсолютно разная. Деятельность Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» является одним из наиболее очевидных примеров разумного сочетания публично-правовых и частноправовых приемов воздействия на общественные отношения.

АСВ создано для осуществления различных функций, которые определены несколькими законами. Одни функции можно назвать управленческими. Другие носят общеполезный характер как для общества в целом, так и для банковской системы. По действующему законодательству Агентство по страхованию вкладов выполняет две социально значимые функции.

Во-первых, оно является страховщиком и обеспечивает функционирование системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках (ст. ст. 4, 15 Закона о страховании вкладов).

Так, в соответствии со ст. 15 Закона о страховании вкладов целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:

1) организует учет банков (ведет реестр банков);

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России;

5) размещает и/или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;

6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

7) определяет порядок расчета страховых взносов;

8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение задач, поставленных перед Агентством в соответствии с Законом о страховании вкладов .

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Анализ банковского рынка Москвы
Ситуация на фондовом рынке отразилась на динамике прибыли всех банков, некоторые из которых зафиксировали убытки. Так за сентябрь месяц из числа банков входящих в Тор30 балансовый убыток показали ВТБ (-32%), Газпромбанк (-32%), «Петрокоммерц» (-29%), Русь-банк (-13%), Росбанк (-9%), «Зенит» (-8%) и …

Проценты по депозитам и вкладам: виды, начисление и уплата
Уровень банковского процента по пассивным операциям помимо общих факторов, таких как соотношение спроса и предложения, степени инфляции, зависит от срока и размера привлекаемых ресурсов, надежности КБ, прочности взаимоотношений с клиентом. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня сле …

Методика расчета овердрафта для юридических лиц
Виды овердрафта Овердрафт стандартный (классический). Овердрафт авансом — предоставляется (в основном надежным клиентам) с целью привлечения на расчетно-кассовое обслуживание. · Овердрафт под инкассацию — предоставляется клиентам, обороты по кредиту расчетного счета которого не менее чем на 75 % со …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *