Акт о срыве погрузки

Под срывом погрузки понимается ситуация, когда грузоотправитель не предъявил груз в сроки, либо транспортное средство не было подано перевозчиком в назначенное время. Ответственным за срыв погрузки могут быть как отправитель груза, так и перевозчик.

Распространенная причина срыва — несвоевременная погрузка и разгрузка товаров, в результате чего партия пришла получателю позже, чем ожидалось. В таком случае отправитель вынужден заплатить условленный процент от суммы фрахта. Вот почему лучше воспользоваться услугами погрузки, которые предоставляют надежные фирмы.

Прежде чем перевезти груз, оформляют заявку и заключают договор с фирмой, которая предоставляет такие услуги.

Для чего нужен договор на погрузку груза?

Типовой договор на оказание услуг погрузки предусматривает срыв погрузки и определяет степень ответственности сторон. Такой договор заключают, чтобы застраховать себя от неприятных сюрпризов, если фирма не выполнит все пункты в договоре. Когда из претезии заказчика ясно, что погрузка вагонов или машины проведена несвоевременно или привела к материальному ущербу, исполнитель обязан устранить все недостатки за свой счет. Для решения проблемы придется составить акт о срыве погрузки.

Акт о срыве погрузки

Акт о срыве погрузки относится к тем документам, которые помогают урегулировать спорные ситуации при нарушениях хода работ. В акте подробно описывается, какие именно обязательства не выполнены стороной, нарушения каких правил погрузки-разгрузки привели к ущербу. Акт составляется при условии, что между сторонами заключен договор погрузки. Ознакомьтесь образцом акта, перейдя по ссылке.

Как видно из образца, фирма не выполнила все пункты в договоре, и это случается в реальности. Приведем пример. При погрузке металлолома применяют специальную технику, но фирма вовремя не предоставила ее. По этой причине автомобиль простоял несколько часов. В таком случае, к фирме предъявляется претензия о срыве погрузки.

Претензия о срыве погрузки

Претензия о срыве погрузки — основной документ, который позволяет урегулировать споры. Они возникают при нарушении порядка работ. К претензии прилагается копия договора, в которой указывают стоимость погрузки и обязательства сторон. Также прилагают акт о срыве погрузки.

Претензия составляется на основании непредоставления исполнителем техники, указанной в договоре, или других нарушений. Например, исполнитель указал в акте приема стоимость вывоза снега с погрузкой, но провел работы ручным способом, и это привело к задержке работ. В таком случае в претензии указывается размер издержек, которые предстоит компенсировать недобросовестному исполнителю. Образец претензии смотрите тут.

«__»_______________________ 20___ г.

Акт составлен ______________________________________________ (указывается наименование организации-клиента).

Место составления акта _________________________________________________.

(выбрать нужное)

— Представитель ___________________________________________ (указывается наименование организации-экспедитора) для составления Акта не явился.

установила следующее:

1. «__» ___________ 20__ г. на основании Договора транспортной экспедиции N ____ от «__» _______ 20__ г., Поручения экспедитору N ____ от «__» _______ 20__ г. (выбрать нужное),

— экспедиторской расписки N ____ от «__» _______ 20__ г.

— складской расписки N ____ от «__» _______ 20__ г.

Клиент ____________________________________ (указывается наименование организации-клиента).

Грузоотправитель _______________________________ (указывается наименование организации-клиента или грузоотправителя, указанного клиентом).

Грузополучатель _______________________________ (указывается наименование организации-клиента или грузополучателя, указанного клиентом).

2. Сопроводительные документы (выбрать нужное):

2.1. Транспортная накладная N _____ от «___» ______________ 20__ г.

2.2. Товарно-транспортная накладная N _____ от «___» ______________ 20__ г.

2.3. Иные сопроводительные документы: ___________________________________.

3. Вид транспорта: ________________, транспортное средство: марка (тип) ________________, регистрационный номер _____________.

4. Описание Груза по сопроводительным документам:

4.1. Количество мест ______ (___________________) штук.

4.2. Вид упаковки ___________________.

4.3. Вес брутто ____________ (____________) кг, нетто ____________ (____________) кг.

4.4. Объем ____________.

4.5. Размер упаковки ________________________________________________________.

(выбрать нужное)

— 4.6. Объявленная ценность Груза согласно экспедиторским документам ________ (_________________________) руб.

4.7. Особые отметки и условия, указанные Клиентом при передаче Груза Экспедитору: _______________________________________________________________________________.

— что подтверждается Уведомлением N ____ от «__» ________ 20__ г., полученным от Экспедитора.

— что подтверждается Уведомлением N ____ от «__» ________ 20__ г., полученным от грузополучателя, указанного Клиентом.

6. Заключение комиссии: признать Груз утраченным (выбрать нужное)

— на основании Уведомления N ____ от «__» ________ 20__ г., полученного от Экспедитора.

— в соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

7. Акт составлен в ______ экземплярах.

Подписи членов комиссии: ____________________ (___________) ____________________ (___________) ____________________ (___________) Представитель Экспедитора ____________________ (___________)

Решение руководителя организации-клиента:

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________ (______________) «____» __________ 20___ г. М.П.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1174/18
Екатеринбург
06 апреля 2018 г.
Дело № А76-12018/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сидоровой А.В., Черемных Л.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шарифуллина Равиля Халитовича (далее – предприниматель Шарифуллин Р.Х., заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2017 по делу № А76-12018/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель Шарифуллин Р.Х. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к индивидуальному предпринимателю Крысову Михаилу Валерьевичу (далее – предприниматель Крысов М.В.) о взыскании штрафа за непредставление информации, предусмотренного п. 3 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в сумме 14 600 руб., а также штрафа за сверхнормативный простой транспорта под погрузкой, предусмотренного п. 12 договора от 02.03.2017 в сумме 2000 руб.
Предприниматель Крысов М.В. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с встречным иском к предпринимателю Шарифуллину Р.Х. о взыскании штрафа за отказ от договора менее чем за 12 ч до погрузки в сумме 14 600 руб. Указанное исковое заявление было принято судом к производству и рассмотрению совместно с первоначальным иском.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Новая торговая компания» (далее – общество «НТК»).
Решением суда от 17.10.2017 (судья Шведко Н.В.) в удовлетворении первоначального иска отказано, встречные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (судьи Фотина О.Б., Лукьянова М.В., Ширяева Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель Шарифуллин Р.Х. обратился с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Ссылаясь на положения п. 2 ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 51, 52 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила № 272), а также ч. 2 ст. 10, ч. 8, 9 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта), заявитель жалобы указывает, что грузоотправитель надлежащим образом не исполнил свою обязанность по погрузке и креплению груза в транспортном средстве (далее – ТС) перевозчика, что привело к повреждению указанного ТС (повреждены коники прицепа) и его возврату на склад грузоотправителя. Доводы предпринимателя Крысова М.В. о неисправности коников прицепа заявитель считает необоснованными и недоказанными.
Кассатор отмечает, что водитель перевозчика в устной форме требовал у грузоотправителя устранить нарушения установленного порядка погрузки и крепления груза в ТС. Указанных действий произведено не было, в связи с чем перевозчик отказался от осуществления перевозки на основании ч. 11 ст. 11 Устава автомобильного транспорта. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 11 названного Устава, грузоотправитель был обязан сделать отметку о времени подачи ТС в определенной документации (путевой лист, транспортная накладная и т.д.), что по мнению заявителя, сделано не было. Так, водителем перевозчика был составлен односторонний акт о срыве погрузки, которым был зафиксирован данный факт. Представитель заказчика от подписи отказался. Более того, представитель предпринимателя Шарифуллина Р.Х., в соответствии с требованиями п. 80 Правил № 272, составил письменное уведомление о предстоящем составлении акта о срыве погрузки и направил предпринимателю Крысову М.В. посредством электронной почты. Ответа на указанное уведомление не последовало, что как утверждает заявитель, послужило основанием для составления акта о срыве погрузки в одностороннем порядке. Составив указанный акт, представитель заявителя жалобы уехал с места погрузки.
Предприниматель Шарифуллин Р.Х. поясняет, что исковые требования предъявлены предпринимателю Крысову М.В., поскольку договорные отношения имелись именно с экспедитором, а не с непосредственным грузоотправителем (обществом «НТК»). Отмечает, что предприниматель Крысов М.В. имеет право в регрессном порядке предъявить соответствующие требования о возмещении штрафа к своему заказчику (обществу «НТК»).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Крысов М.В. с доводами кассационной жалобы не согласен, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
От предпринимателя Шарифуллина Р.Х. в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы по проверке рабочего состояния боковых коников прицепа ТС истца. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено на основании ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по приобщению к материалам дела, исследованию и оценке новых доказательств, по установлению новых обстоятельств или переоценке выводов судов об обстоятельствах дела на основании представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов.
Проверив законность оспариваемых судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между предпринимателем Крысовым М.В. (экспедитор) и предпринимателем Шарифуллиным Р.Х. (перевозчик) заключена заявка-договор от 02.03.2017 (далее – договор), по условиям которого перевозчик должен осуществить перевозку вверенного ему груза по маршруту г. Муслюмово – г. Салым на автотранспортном средстве SCANIA У312МВ116 rus, полуприцеп АУ396216 rus.
Согласно п. 6, 7 договора стоимость перевозки составляет 73 000 руб., предоплата по факту погрузки 30%.
Транспортное средство (полуприцеп), на котором осуществлялась перевозка грузов по выше указанной заявке, принадлежит истцу на праве аренды, что подтверждается договором на аренду полуприцепа от 11.01.2016 (свидетельство о регистрации транспортного средства серии 16 27 № 457443 и паспорт транспортного средства серии 69 ОА 860158).
В соответствии с договором, перевозчик должен был осуществить перевозку груза – трубы, габариты: 720 мм* 12 м* до 20 т.
Перевозчик своевременно (03.03.2017) прибыл на место погрузки, что подтверждается отметкой в путевом листе и фото системы АвтоГраф ГЛОНАСС.
Как следует из искового заявления, груз к 03.03.2017 не готов к перевозке по невыясненным причинам. Перевозчику объяснили, что загрузка груза возможна будет только 06.03.2017. В связи с этим, водитель перевозчика остался на месте погрузки, в ожидании погрузки груза 06.03.2017.
Подтверждением того, что ТС перевозчика находилось на месте погрузки в период с 03.03.2017 по 06.03.2017 могут служить фото системы АвтоГраф ГЛОНАСС.
В соответствии с п. 12 договора, перевозчик имеет право взыскать с экспедитора штраф за сверхнормативный простой автотранспортного средства под погрузкой в сумме 2000 руб. из расчета простоя за 2 дня – 4, 5 марта 2017.
Экспедитор загрузил груз в ТС перевозчика 06.03.2017. О срыве погрузки представитель истца предупредил по телефону представителя ответчика. На что последним был оставлен данный факт без объяснения. Составив односторонний акт о срыве погрузки, водитель истца уехал с места загрузки. Акт о срыве погрузки был направлен ответчику посредством электронной почты и оставлен ответчиком без внимания.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 07.03.2017 с требованием оплатить штраф за непредставление информации (14 600 руб.) и штраф за сверхнормативный простой ТС под погрузкой (2 000 руб.).
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения предпринимателя Шарифуллина Р.Х. с исковыми требованиями в арбитражный суд.
В обоснование встречного искового заявления предприниматель Крысов М.В. указал, что автомобиль был загружен 06.03.2017 без каких-либо замечаний со стороны водителя по погрузке, размещению и креплению груза, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 06.03.2017 № 189, с подписью водителя Дорошева И.Ю. о приемке груза к перевозке.
ТС вернулось к грузоотправителю 06.03.2017 около 20 час. 00 мин. в связи с неисправностью автомобиля. Груз был выгружен 07.03.2017, водитель Дорошев И.Ю. покинул место погрузки.
В связи с тем, что водитель Дорошев И.Ю. самовольно покинул место погрузки, предприниматель Крысов М.В. составил акт о срыве погрузки по вине перевозчика, направленное в адрес предпринмиателя Шарифуллина Р.Х.
В целях досудебного урегулирования спора, предприниматель Крысов М.В. направил в адрес ответчика по встречному иску претензию с требованием в течении 10 календарных дней с момента получения претензии оплатить штраф в сумме 14 600 руб.

В связи с отказом предпринимателя Шарифуллина Р.Х. от осуществления перевозки предприниматель Крысов М.В. обратился с встречными исковыми требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: 04.03.2017 (суббота) и 05.03.2017 (воскресенье), за простой в которые предприниматель Шарифуллин Р.Х. просит взыскать штраф, являются выходными днями и по условиям договора не включаются в расчет нормативного простоя автомобиля под погрузкой и за них не подлежит уплате штраф в сумме 1 000 руб. за каждые полные сутки сверхнормативного простоя; с учетом нормативного времени простоя под погрузкой в 24 часа полных суток сверхнормативного простоя не имеется; а также, что взыскиваемый штраф в сумме 14 600 руб. для экспедитора условиями договора не предусмотрен.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суд установил факт срыва погрузки по вине перевозчика по причине отказа предпринимателя Шарифуллина Р.Х. от погрузки, а также, что штраф за срыв погрузки по вине перевозчика в размере 20% от суммы перевозки предусмотрен условиями договора (п. 14).
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных и других документов, необходимых для перевозки грузов, за исключением перевозок в области почтовой связи.
Правила гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 2 Устава автомобильного транспорта грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В силу ч. 1 ст. 9 Устава автомобильного транспорта и п. 22 Правил № 272 перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, ТС, пригодные для перевозок соответствующего груза.
В соответствии с п. 23 Правил № 272 пригодными для перевозки груза признаются ТС, соответствующие установленным договором перевозки груза назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием. К такому оборудованию относятся в том числе коники (боковые стойки полуприцепа, предназначенные для перевозок труб).
Пунктом 24 Правил № 272 установлено, что подача ТС, непригодного для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза, приравнивается к неподаче ТС.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель Крысов М.В. не является как грузоотправителем в спорной перевозке, так и лицом, ответственным за подобные нарушения и обязанным уплачивать данный штраф. Из товарно-транспортной накладной от 06.03.2017 № 189 усматривается, что грузоотправителем является общество «НТК».
Учитывая, что ни действующее законодательство, ни договор не предусматривают штраф за срыв перевозки по вине экспедитора, суды обоснованно отказали в удовлетворении данного искового требования к предпринимателю Крысову М.В.
В соответствии с п. 26 Правил № 272 перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в п. 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.
Согласно п. 13 договора водитель обязан лично присутствовать при погрузке груза и контролировать ее. При отсутствии соответствующих отметок во всех экземплярах транспортной и/или товарно-транспортной накладной считается, что водитель при приемке груза не имел претензий к количеству, качеству, упаковке и номенклатуре груза, его укладке и креплению.
В товарно-транспортной накладной от 06.03.2017 № 189 с подписью водителя Дорошева И.Ю. о приемке груза к перевозке отсутствуют какие-либо отметки о наличии замечаний, оговорок и возражений по погрузке, укладке и креплению груза. Отсутствуют какие-либо иные документы (в том числе акты), подтверждающие факт наличия возражений со стороны водителя по погрузке, укладке и креплению груза.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что груз был погружен, уложен и закреплен в ТС надлежащим образом в соответствии с приведенными нормами. Причиной срыва перевозки стало некачественное оборудование (коники), установленное на ТС истца, либо нарушение водителем Правил дорожного движения в процессе перевозки труб. Ответчик предоставил истцу полную и достоверную информацию о грузе и перевозке. Использование ложементов для перевозки груза не требовалось.
Согласно ч. 1 ст. 11 Устава автомобильного транспорта и п. 38 Правил № 272 погрузка грузов в ТС должна выполняться в сроки, установленные договором перевозки груза.
В соответствии с п. 11 договора нормативное время простоя автотранспорта под погрузкой (выгрузкой) по 24 часа. В силу п. 12 договора выходные и праздничные дни в простой автомобиля не включаются и не оплачиваются. Указанные пункты согласованы в подписанной обеими сторонами в договоре, возражений при ее заключении не вызывали и соответствуют Уставу автомобильного транспорта, Правилам № 272 и принципу свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами верно установлено, что фактически ТС истца было загружено 06.03.2017 (понедельник), что он подтверждает в своем исковом заявлении. 04.03.2017 (суббота) и 05.03.2017 (воскресенье), за простой в которые ответчик просит взыскать штраф, являются выходными днями и в силу п. 11–12 договора не включаются в расчет нормативного простоя автомобиля под погрузкой и за них не подлежит уплате штраф в сумме 1 000 руб. за каждые полные сутки сверхнормативного простоя (п.12 договора). С учетом нормативного времени простоя под погрузкой в 24 часа полных суток сверхнормативного простоя не имеется.
Таким образом, суды обоснованно установили, что оснований для начисления ответчику и уплаты им штрафа за сверхнормативный простой автотранспорта под погрузкой не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Устава автомобильного транспорта за невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза.
Названной правовой норме корреспондируют положения пункта 14 договора: за отказ от договора менее чем за 12 ч. до погрузки перевозчик обязан выплатить экспедитору штраф в размере 20% от стоимости заявки. В соответствии с п. 6 договора стоимость перевозки составляла 73 000 руб.
В силу ч. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных Уставом. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов (ч. 2 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).
Согласно подп. «а» п. 79 Правил № 272 при невывозе по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, составляется акт. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить его без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (п. 80 Правил № 272).
Таким образом суды верно установили, что поскольку водитель Дорошев И.Ю. самовольно покинул место погрузки, то экспедитор в этот же день уведомил перевозчика о том, что вынужден составить акт о срыве погрузки по вине перевозчика по причине отказа предпринимателя Шарифуллина Р.Х. от погрузки. Факт уведомления подтвержден принтскрином электронной почты представителя экспедитора от 07.03.2017. Указанное уведомление перевозчиком было оставлено без ответа. В связи с этим экспедитором с участием представителя грузоотправителя был составлен акт о срыве погрузки от 07.03.2017.
Суды обоснованно признали верным расчет предпринимателя Крысова М.В., согласно которому сумма штрафа за отказ от договора менее чем за 12 ч до погрузки составила 14 600 руб. (73 000 руб. х 20%). Предпринимателем Шарифуллиным Р.Х. контррасчета представлено не было.
Руководствуясь изложенными нормами, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды, установив отсутствие вины экспедитора и наличие вины перевозчика в срыве перевозки груза, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении первоначальных и удовлетворении встречных исковых требований.
Фактические обстоятельства судами установлены в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дела, доводам и возражениям сторон судами дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанным на правильном применении норм права.
Доводы предпринимателя Шарифуллина Р.Х., изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, представленных в материалы дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению. Также, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя кассационной жалобы проверялись судами первой и апелляционной инстанций и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предпринимателя Шарифуллина Р.Х. – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286–290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2017 по делу № А76-12018/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шарифуллина Равиля Халитовича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.Л. Вербенко
Судьи А.В. Сидорова
Л.Н. Черемных

Суд:

ФАС УО (ФАС Уральского округа)

Истцы:

ИП Шарифуллин Равиль Халитович
Шарифуллин Равиль Халитович

Ответчики:

ИП Крысов Михаил Валерьевич
Крысова Михаил Валерьевич

Иные лица:

ООО «Новая торговая компания»

В соответствии со ст. 38 Устава автомобильного транспорта и п. 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в ряде случаев должен быть составлен акт. К этим случаям относятся:

  • невывоз груза перевозчиком;
  • непредъявление груза к перевозке;
  • простой транспортного средства на погрузке (выгрузке);
  • опоздание транспортного средства на выгрузку;
  • повреждение, утрата, порча груза.

Утвержденных форм актов действующее законодательство не содержит, однако, предусматривает общий порядок заполнения и перечень сведений, которые должны содержаться в актах.

Чтобы помочь перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам юридически грамотно удостоверять факты, которые должны удостоверяться актами, я подготовил шаблоны этих актов и предлагаю вам воспользоваться ими совершенно бесплатно и свободно. Единственное установленное ограничение — запрет на удаление идентификационных сведений об авторе (составителе) актов из документов.

Представленные акты заполняются как рукописно (для этого предусмотрено достаточное расстояние между строками), так и с использованием компьютерной техники — во всех документах предусмотрены поля, доступные для внесения в них изменений. Все чек-боксы (поля для проставления отметки) также можно отметить непосредственно в текстовом редакторе. Основной текст шаблонов, не требующий правок, защищен от изменения в целях защиты пользователей от искажения формы и порядка содержания актов. Все графы, для которых требуются разъяснения о содержании, подписаны.

Обратите внимание, что в соответствии с п. 80 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом при составлении акта в одностороннем порядке требуется предварительное письменное уведомление другой стороны о предстоящем составлении акта. Форму, срок и порядок уведомления можно согласовать договором.

Скачать шаблон акта о невывозе груза перевозчиком

В случае срыва погрузки по вине перевозчика должен быть составлен акт в соответствии с подпунктом «а» п. 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом

Скачать шаблон акта о непредъявлении груза к перевозке

При срыве погрузки по вине грузоотправителя (экспедитора), согласно пп. «г» п. 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, должен быть составлен соответствующий акт

Скачать шаблон акта о повреждении, порче, недостаче груза

В соответствии с подпунктом «в» пункта 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом при повреждении, порче, утрате груза должен быть составлен акт. Пунктом 83 Правил установлено, что к акту необходимо приложить результат проведения экспертизы для определения количества поврежденного (недостающего) груза.

Скачать шаблон акта о просрочке доставки груза перевозчиком

Согласно пп. «е» п. 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в случае опоздания перевозчика на выгрузку должен быть составлен акт. В то же время ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта установлено, что основанием для начисления штрафа за несвоевременную доставку груза служит отметка в транспортной накладной о фактическом времени прибытия транспортного средства на выгрузку.

Скачать шаблон акта о простое транспортного средства на погрузке или выгрузке

Подпунктом «ж» пункта 79 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом предусмотрена обязанность перевозчика составить акт о задержке (простое) транспортных средств на погрузке или (и) выгрузке.

Когда груз доставляется получателю автомобилем, для грузополучателя существует несколько рисков. В их число входит и ситуация, когда требуемое было доставлено в значительно меньшем количестве, чем это подразумевал заказ.

Поэтому, когда обнаружилась недостача груза при перевозке, важно правильно определить её причины и виновника инцидента. В зависимости от этого и будет определена тактика дальнейшего поведения.

Если выявилась недостача при перевозке груза

В первую очередь получателю важно сверить пункты договора, заказа и иных документов по которым была заказана доставка. Прежде всего, это касается количества требуемого груза в каждой партии.

После этого следует сделать пересчёт товара прямо на месте и сделать сверку с товаросопроводительными документами. Бывает так, что груз носит сыпучий характер (пшеница, мука и т. п.). Тогда следует принять меры к его взвешиванию в присутствии перевозчика.

Сложнее ситуация обстоит тогда, когда была выявлена недостача груза при перевозке под пломбу. Тогда необходимо наряду с перевозчиком претензии адресовать и к отправителю груза.

Какие предпринять первые шаги

Прежде всего, следует оформить документально факт недостачи. Без этого будет практически невозможно в дальнейшем отстоять свои права.

Вначале главное правильно составить акт недостачи груза. Он пишется на месте в присутствии водителя и представителя получателя багажа. Желательно к осмотру привлечь ещё и других сотрудников грузополучателя (своего рода комиссию). Тогда содержание акта о недостачи будет более убедительно.

Дальше последует предъявление претензии. Её, в зависимости от ситуации, можно одновременно адресовать как грузоотправителю, так перевозчику.

Как правильно оформить претензию

Шапка документа стандартна для любых других обращений к контрагентам. Однако применительно к перевозке существуют и свои особенности. В частности, необходимо описать суть заказа и данные о доставке груза (дату, номер машины, инициалы водителя).

После этого необходимо указать но то, что груз прибыл в недостаточном количестве. При этом, если выявлена недостача груза, документы к претензии можно приложить следующие:

  • Копию договора поставки
  • Копию заявки на доставку (если таковая была сделана)
  • Копии товаросопроводительных документов на груз
  • Копию акта, подтверждающего недостачу
  • Расчёт суммы недоставленного товара

При этом часто расчёт суммы недопоставленного товара можно сделать с помощью эксперта. Также существует и ещё один интересный момент. Перевозчик может настаивать на том, что претензии к нему должны быть предъявлены за вычетом стоимости доставки.

Транспортные правила говорят о том, что претензию надлежит составлять как минимум в двух экземплярах. Один из них направляется перевозчику, а другой остаётся в распоряжении получателя груза. Однако если есть необходимость адресовать обращение к грузоотправителю, то готовится ещё один пакет документов для него (также со всеми приложениями о факте недостачи).

Направление претензии обязательно как с точки зрения правовых норм, регулирующих отношение перевозки, так и с позиции законодательства по арбитражному процессу. Поэтому, вашему вниманию предлагается примерная претензия перевозчику о недостаче груза, образец которой можно скачать на нашем сайте и взять за основу для своей ситуации.

По существующим ныне правилам претензия рассматривается в течение месяца со дня её получения.

По итогам работы с ней со стороны оппонента возможны такие варианты:

  1. Добровольное удовлетворение заявленных требований
  2. Частичное признание претензии
  3. Отказ или оставление её без ответа

Последние случаи дают право получателю груза на обращение в арбитражный суд о взыскании стоимости товара, а также применении остальных предусмотренных законодательством или договором санкций.

Срок исковой давности предъявления требований

В отношениях, связанных с перевозкой, существуют свои правила по исковой давности. Известно, что по стандартным отношениям она составляет 3 года.

Однако если нужно применить ответственность за недостачу груза, то иск к перевозчику и/или грузоотправителю следует предъявить в течение года с момента обнаружения и документальной фиксации факта недостачи.

В противном случае, есть риск того, что ответчик представит заявление о прекращении производства по делу за истечением сроков исковой давности обращения в суд по спорам связанными с перевозками. При таких обстоятельствах арбитражный суд дело прекратит.

Особенности обращения в арбитраж

Как уже отмечалось выше, право на обращение с иском у грузополучателя возникает только тогда, когда исчерпан до судебный порядок урегулирования спора. При этом, если недостача была выявлена после вскрытия целых пломб, то наряду с перевозчиком в качестве ответчика привлекается и отправитель груза.

Вместе с тем остаётся незыблемым правилом арбитражного процесса относительно того, что иск адресуется в суд по месту нахождения перевозчика.

Теперь несколько слов следует сказать о структуре заявления. Помимо привычной шапки, в нём следует указать вначале данные о заключённом договоре. После этого стоит описать факт выявленной недостачи груза при его получении. В частности, следует описать реквизиты товаросопроводительных документов с указанием номенклатуры и количества изначально предусмотренного груза.

Далее при выявлении недостачи нужно сослаться на реквизиты составленного акта о данном событии. Затем необходимо привести данные о досудебном порядке урегулирования спора. В данной части иска пишутся реквизиты претензии и сведения о её рассмотрении.

Основным же блоком является обоснование суммы нанесённого получателю ущерба. Она может состоять не только из самой стоимости недополученного груза, но также из убытков и штрафных санкций.

Если расчёт состоит из нескольких этапов, то его лучше сделать в качестве отдельного приложения к иску. Так будет внесена ясность, как для суда, так и для ответчика.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *