Акт служебного расследования при ДТП

Каждый субъект предпринимательской деятельности, на балансе которого числится одно или несколько автотранспортных средств, обязан предпринимать все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП.

Важно! Федеральным законодательством 196-ФЗ, действующим на территории России, утвержден порядок проведения мероприятий, направленных на выявление виновных в происшествии. Служебное расследование ДТП позволит определить причины аварии, положение машины в момент столкновения, и установить все нарушенные правила дорожного движения.

С чего начинается проверка

Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником дорожно-транспортного происшествия, то этот факт должен быть оформлен документально. Для этого на предприятии в обязательном порядке начинается служебное расследование, по окончании которого составляется акт (образец размещен ниже). Эти мероприятия предусматривают проведение экспертами осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Нахождение в непосредственной близости от места аварии позволит специалистам понять, кто является ее виновником и какие факторы поспособствовали произошедшему.

​Внимание! Федеральным законодательством России для проведения служебного расследования по ДТП выделяется всего 5 дней. Именно поэтому на предприятии должна быть быстро создана комиссия, которая составит объективный акт (образец находится немного выше).

Комиссия, которая назначается на предприятии директором, в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. В качестве доказательной базы могут выступать:

  • фотографии (пока ведется расследование сотрудниками ДПС, нельзя менять положение автомобиля);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключение экспертов;
  • видеосюжет, снятый на камеру или телефон (может задействоваться любой гаджет);
  • схема ДТП, составлена при помощи компьютерной техники (образец расположен немного ниже);
  • объяснение водителя, который был за рулем автомобильного транспорта, числящегося на предприятии (составляется на бумажном носителе, образец размещен ниже);
  • если работник, ставший участником ДТП, отказывается давать объяснения, то это нужно зафиксировать на бумаге и приложить ко всем собранным документам;
  • протокол, акт и другие документы, составленные представителями ДПС.

Если автотранспортное средство, оформленное на предприятии, сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его в обязательном порядке нужно транспортировать до ближайшей стоянки, или к месту привычной дислокации. Для этих целей обычно задействуется эвакуатор либо буксировка осуществляется посредством другого грузового транспорта.

Как собрать доказательную базу

Сформированная на предприятии комиссия, которая уполномочена провести внутренне служебное расследование, может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и других государственных инстанциях важных документов. Для этого им следует составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором рекомендуется кратко изложить просьбу о получении копий, которые необходимы для проведения внутренней проверки ДТП.

​Важно! Полученный протокол, акт и другие справки члены комиссии могут использовать для проведения профилактических бесед с членами трудового коллектива, особенно это касается водительского состава.

Организационные моменты

Каждый субъект предпринимательской деятельности, в лице директора, своим приказом определяет штатных или сторонних специалистов в состав комиссии. В этом документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:

  • сроки проведения служебного расследования;
  • цели этой проверки;
  • порядок оформления (составляется акт, образец которого находится в нижней части статьи);
  • определяются полномочия членов комиссии и т. д.

Важно! Во время проведения служебного расследования эксперты должны выяснить все детали дорожно-транспортного происшествия. Свои выводы члены комиссии должны отразить в соответствующем документе. По окончании проверки ними составляется акт, который является внутренним документом, но, может быть использован на суде в качестве доказательства невиновности водителя.

Особенности акта

Акт, составляемый после проведения служебного расследования (образец которого находится немного ниже), может иметь форму бланка, а может оформляться на бумажном носителе от руки. В обязательном порядке этот документ должен содержать следующую информацию:

  • номер акта (порядковый);
  • дату оформления;
  • адрес, по которому составляется документ;
  • модификация автотранспортного средства, ее государственный и инвентарный номер, а также вся доступная техническая информация;
  • срок ввода автомобиля в эксплуатацию;
  • сумма начисленного до момента дорожно-транспортного происшествия износа;
  • персональные данные виновника аварии, в данном случае водителя;
  • описывается место происшествия, положение машины;
  • указывается наличие пострадавших в аварии;
  • делается вывод-заключение экспертной группы и т. д.

Правила оформления

При составлении акта члены комиссии должны в обязательном порядке следовать требованиям, действующим на территории Российской Федерации законодательства. Данный документ состоит из пяти частей, в которые необходимо заполнять соответствующие данные:

  1. Первая часть акта содержит информацию относительно членов комиссии. Здесь же указываются полные данные всех участников дорожно-транспортного происшествия. Если во время аварии пострадали люди, то сведения о них также вписываются в первый раздел документа.
  2. Вторая часть акта предназначена для информации, которая касается водителя, который во время аварии управлял автомобильным транспортом, находящимся на балансе организации. Здесь указывается стаж этого работника, характеристика и другая информация.
  3. В третьем разделе документа члены комиссии описывают дорожные и погодные условия на момент аварии, положение автотранспортного средства, наличие дорожной разметки и знаков.
  4. Четвертая часть акта о служебном расследовании содержит сведения о техническом состоянии авто, его исправности на момент происшествия. Обязанность членов комиссии заключается в том, чтобы определить факторы, в частности, и технического характера, которые могли привести к дорожно-транспортному происшествию.
  5. Пятый раздел заполняет комиссия только тогда, когда готова сделать выводы о проведенном служебном расследовании.

действует Редакция от 26.04.1990 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минавтотранс рсфср
Номер документа 49
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 26.04.1990
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Сборник нормативно-правовых материалов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте», Челябинск, 1990
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

— обстоятельства, предшествующие происшествию;

— причины происшествия;

— влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно — транспортного происшествия;

— последствия происшествия;

— лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

— недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно — транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

— руководителем автотранспортного предприятия (организации) — всех дорожно — транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

— руководителем территориального производственного объединения — дорожно — транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

— руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) — дорожно — транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно — транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий министерства в случае участия в дорожно — транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно — транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно — транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно — транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно — эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно — транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно — транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно — транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в отдел по безопасности движения, в Главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства — также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения министерства немедленно информирует о происшествии отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

— дата, время, место и вид происшествия;

— модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

— вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

— обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

— последствия происшествия;

— фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

— дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

— сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

— фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, отдела по безопасности движения, Главного управления по транспортному обслуживанию населения, Главного управления по транспортному обслуживанию народного хозяйства, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно — транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п. 1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно — транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального производственного объединения при поступлении к нему информации о дорожно — транспортном происшествии с участием транспорта министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно — транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» <*> и выявлению очевидцев происшествия.

<*> Под «вторичным происшествием» понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно — транспортного происшествия.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

— осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

— уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

— дату и точное время (местное) происшествия;

— место происшествия:

в городе — улица, район;

на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

— модель и номерной знак транспортного средства;

— число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

— техническое состояние транспортного средства;

— характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

— кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия);

— состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

— на каком часу работы водителя произошло происшествие; — цель поездки;

— вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

— по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

— вид дорожно — транспортного происшествия;

— погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

— освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

— дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

— ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно — транспортного происшествия и снять с них копии;

— зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

— осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно — транспортные документы на перевозимый груз или билетно — учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

— выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

— выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

— оценить:

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно — транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (Приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно — транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно — транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

— как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

— как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

— как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

— соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно — транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

— в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

— в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно — транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

— при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно — транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется).

В четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, — за что), участвовал ли ранее в дорожно — транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно — транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно — транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно — транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно — транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно — транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно — транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в 7-дневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

В соответствии с требованиями российского законодательства, любое предприятие, на котором есть транспортные средства, обязаны периодически проводить аналитику происшествий на дорогах, чтобы иметь возможность своевременно определять и устранять причины появления ДТП на дорогах. Оптимальный вариант такой проверки – проведение служебного расследования.

Служебное расследование позволяет определить причины дорожно-транспортных происшествий, лиц, виновных в аварии, правила, несоблюдение которых и привело к ДТП.

По окончании проведения такого мероприятия уполномоченным лицом составляется акт служебного расследования ДТП.

Что такое акт служебного расследования

Под актом служебного расследования ДТП подразумевается локальный материал, который считается отдельной частью пакета норм, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах.

Перед тем, как приступить к оформлению этого документа, уполномоченное лицо должно своевременно оформить приказ о назначении комиссии, которая будет заниматься расследованием и дальнейшим оформлением служебного следствия по ДТП от имени организации.

Зачем проводится служебное расследование по ДТП

практически в каждом предприятии на балансе есть транспортные средства, которые могут стать участником ДТП. В этом случае руководителю предприятия важно сразу же приступить к служебному расследованию по факту дорожно-транспортного происшествия, чтобы определить причины такой аварии и виновника столкновения.

В соответствии с требованиями российского законодательства, руководство предприятия должно провести данное мероприятие и оформить акт в течение 5 дней с момента аварии. Если дорожно-транспортное происшествие закончилось серьезными последствиями, данные сроки могут быть продлены. К таким последствиям, к примеру, относится большое количество пострадавших в аварии.

Перед тем, как начать служебное расследование, руководство должно:

  1. Оформить приказ о формировании комиссии.
  2. Оговорить сроки, в которые должно быть проведено следствие и подготовлен акт.

Главная цель такого мероприятия заключается в определении причин аварии и виновного лица. На основании акта, виновный автомобилист может быть привлечен к материальной ответственности.

Конечно же, составление такого акта не приравнивается к работе ГИБДД, которые также могут привлечь виновника ДТП к ответственности.

Проведение судебного расследования

Начало служебного расследования по факту ДТП начинается с того, что члены, уполномоченные на это актом, должны прибыть на место происшествия, лично осмотреть обстановку и попробовать установить картину случившегося.

Так как водитель предприятия должен незамедлительно уведомить об аварии своего непосредственного руководителя, в некоторых случаях члены комиссии прибывают на место дорожно-транспортного происшествия раньше сотрудников ГИБДД. В этом случае они должны незамедлительно оказать помощь всем пострадавшим от столкновения лицам.

При необходимости уполномоченные работники должны осуществить съемку места происшествия, чтобы впоследствии приложить фотографии к акту служебного расследования.

После проведения аналитики, участники комиссии должны определить следующие моменты:

  1. Какие факторы могли повлиять на возникновение аварийной ситуации.
  2. Причины дорожно-транспортного происшествия.
  3. Определение состояние водителя в момент аварии, форма и время проведения медицинского осмотра перед тем, как работник вышел в рейс, удостовериться в наличии результатов обязательных периодических осмотров.
  4. Определение должностного лица, которое проводило осмотр транспортного средства перед его выездом.
  5. Анализ личного дела водителя. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в том, принимал ли этот автомобилист участие в авариях раньше.
  6. Определение погодных условий и иных факторов, которые могли поспособствовать дорожно-транспортному происшествию.
  7. Рассмотрение уровня квалификации работника, который проводит инструктаж, качество инструктажа.
  8. Установление личности работника, который проводит медицинское обследование работника, перед его выездом в рейс, уровень квалификации этого лица, его профессиональных навыков.
  9. Определение того, насколько качественна работа специалистов по безопасности дорожного движения в данной организации. При выявлении каких-либо несоответствий нормативным актам, они должны быть незамедлительно устранены.
  10. Рассмотрение последствий дорожно-транспортного происшествия.
  11. Выводы, которые были сделаны по результатам проведения данного расследования.

В соответствии с нормами законодательства. При проведении служебного расследования, члены комиссии имеют право составить требование на имя руководителя ГИБДД о предоставлении всех необходимых данных.

Акт служебного расследования

По окончании служебного расследования, уполномоченными лицами, занимающимися безопасностью дорожного движения в организации, комиссия составляет акт, который состоит из 5 частей.

  1. Первая часть – сведения о лицах, которые входят в состав комиссии. В этой же части должны быть указаны данные об участниках дорожно-транспортного происшествия и пострадавших в результате ДТП.
  2. Вторая часть касается водителя, личной информации о нем, стаже работы в организации и характеристика о непосредственного руководителя.
  3. На следующем этапе уполномоченные лица должны описать дорожные, погодные и прочие обстоятельства, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Здесь же должна быть отражена информация о дорожных знаках, установленных на участке дороги, где произошло ДТП.
    Заполнение этой части акта необходимо для того, чтобы установить все обстоятельства произошедшего.
  4. Четвертый блок – информация о техническом состоянии транспортного средства, сведения о проведении технического осмотра авто и исправность машины на момент выхода автомобиля на рейс.
    В ходе такой проверки определяются неисправности, которые могли стать причиной ДТП.
  5. Заключительная часть документа – выводы относительно виновника дорожно-транспортного происшествия, причин аварийной ситуации.

В форме документа обязательно должны содержаться все вышеперечисленные части акта, схема дорожно-транспортного происшествия, рекомендации для предприятия, которые не позволят допустить такие неприятные ситуации в последующем.

Мнение эксперта Карпова Екатерина Васильевна В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.

При проведении служебного расследования ДТП в организации необходимо руководствоваться следующей нормативной базой:

  • Законом о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 года № 196;
  • Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 года № 19;
  • Правилами учета ДТП, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 года № 647;
  • Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденным Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 года № 49.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, в котором определяет основание расследования, состав комиссии для его проведения и сроки.

Заполнение акта

В соответствии с требованиями российского законодательства, сотрудники дорожной инспекции имеют право запросить у руководителей организации их акт служебного расследования, чтобы уточнить все обстоятельства произошедшего. В некоторых случаях эта информация помогает сотрудникам ГИБДД установить виновника дорожно-транспортного происшествия, обстоятельства аварии.

Контролирующий орган УГАДН регулярно проводит проверки правильности заполнения предприятием всех документов о ДТП, поэтому уполномоченные органы должны внимательно относиться к заполнению акта служебного расследования.

Документ должен заполняться качественно, с учетом каждой незначительной детали. В судебной практике есть множество случаев, когда правильно заполненные акты помогли сотрудникам дорожной инспекции расследования обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *