Акт выездной налоговой проверки составляется не позднее

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?
В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.
Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.
Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?
Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).
Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.
Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?
Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).
При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта. Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?
На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).
Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
До истечения месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).
А если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок…
Следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Каков срок рассмотрения и принятия решения по материалам налоговой проверки?
Срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Кроме того, срок принятия решения может быть продлен на один месяц.
Максимальный срок для принятия решения складывается из суммы следующих сроков:
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки (срок исчисляется после истечения месячного срока на подачу возражений);
— одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля (срок исчисляется со дня истечения срока на представление возражений на материалы дополнительных мероприятий);
— одного месяца, на который может быть продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий возможно, если общий срок продления рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий) не будет превышать один месяц (письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).
Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?
При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Количество указанных дополнительных мероприятий не ограничено (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).
Иные мероприятия, например, осмотр, проводиться не могут.
Мероприятия налогового контроля, выбранные налоговым органом для проведения, перечисляются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
По смыслу положений пункта 6 статьи 101 НК РФ, конкретная форма дополнительных мероприятий предусматривает, что в решении недостаточно просто перечислить допускаемые НК РФ формы их проведения, а следует указывать конкретных лиц, у которых будут истребованы документы, лиц, от которых будут получены свидетельские показания, а также определить наименование (предмет) экспертизы.
Есть ли специфика истребования документов в ходе допмероприятий?
При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо названо в статье 93.1 НК РФ.
Но есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии, что у налогового органа имелись основания для их истребования в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).
Чем оформляются результаты допмероприятий?
НК РФ не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.
Как налогоплательщик знакомится с результатами допмероприятий?
Налогоплательщик вправе подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без такого обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Можно рекомендовать налогоплательщику в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений к акту проверки или к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней (пункт 6 статьи 100, пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).
Форма заявления — произвольная.
Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи указанного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий.
Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым в порядке статьи 99 НК РФ.
Должны ли к акту прилагаться документы, полученные налоговым органом в ходе контрольных мероприятий?
Вместе с актом налогоплательщику должны вручаться приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии. НК РФ содержит оговорку о том, что не прилагаются к акту документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
По мнению ФНС, Налоговый кодекс не предоставляет налогоплательщику права на ознакомление с материалами проверки, которые не отражены в акте проверке (письмо от 16.11.2017 № ЕД-4-2/23295). То есть, с теми материалами, которые хотя и имеются у налогового органа, но не подтверждают факты нарушений.
Представляется, что требование прикладывать к акту документы, подтверждающие нарушения законодательства, является способом реализации права налогоплательщика на представление возражений по указанным документам. Но пункт 3.1 статьи 100 НК РФ не должен рассматриваться как ограничивающий право налогоплательщика на доступ к информации, которая подтверждает его правоту. В этой связи, представление в качестве приложений к акту всех документов по проверке (выписок из документов, содержащих охраняемую законом тайну) более отвечает смыслу норм НК РФ и требованиям объективности и обоснованности, предъявляемым к составлению акта.
Какая продолжительность ознакомления с материалами проверки?
Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена. Но по своему предназначению как процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в пределах срока, отведенного на представление возражений к этим материалам.
В течение какого срока можно подать возражения на результаты допмероприятий?
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока их проведения. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет.
До истечения данного срока решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, не принимается. Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении.
Предположим, допмероприятия завершились 20 марта 2018 года. Налогоплательщик 21 марта 2018 года подал заявление на ознакомление с полученными налоговым органом материалами. Налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 23 марта 2018 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 3 апреля 2018 года.
Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры.
С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).
Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?
Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки (пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Тем самым, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.
Но если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить неуплату налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки).
Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.
Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?
Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной Налоговым кодексом (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.
Обязан ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте подписания решения не предусмотрено — налогоплательщик получит уже подписанное решение.
Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).
Кем должно быть подписано решение?
Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях № 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол — это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе указываются, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.
Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола.
Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, притом, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может влечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС России от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).
Пунктом 1 статьи 101 НК РФ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).
А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?
В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.
Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или неподписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

РАЗРЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).

Какие сроки есть у налогоплательщика для составления возражений на акт налоговой проверки?

Письменные возражения к акту налоговой проверки налогоплательщик должен представить (по акту в целом или по его отдельным положениям):

  • в течение одного месяца со дня получения акта;
  • в течение 30 дней со дня получения акта (по консолидированной группе налогоплательщиков).

Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки

Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.

В письменных возражениях приводится общая часть:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.

После этого приводится содержательная часть:

  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.

Важно! Последний пункт содержательной части возражений является очень важным, поскольку налоговой службе при рассмотрении возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения, рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику по данной тематике (письмо ФНС РФ от 11.05.2007 г. №ШС-6-14/389@).

Вопрос

Как написать возражение в налоговую на акт камеральной проверки 6-НДФЛ, какой срок подачи?

Ответ

Если вы считаете, что данные, включенные в акт проверки декларации 6-НДФЛ, искажены либо выводы налоговиков не соответствуют действительности, необходимо довести свое мнение до инспекции ФНС. С этой целью составляется возражение на акт камеральной налоговой проверки. Образец такого письма должен быть у каждого бухгалтера, желающего избежать доначисления налога, а также уплаты набежавших штрафов и пеней.

Возможность опротестовать результаты налоговой проверки дается компаниям пунктом 6 статьи 100 НК РФ. Исходя из ее норм, налогоплательщик вправе высказать аргументированное несогласие, если он считает, что:

  • в ходе проверочных мероприятий были нарушены его права;
  • допущены существенные процессуальные нарушения;
  • выводы, изложенные в акте, необоснованные.

Предоставление возражений – право, а не обязанность компании. Однако отсутствие возражений на полученный акт не означает автоматического согласия со всеми его положениями. Налогоплательщик вправе обжаловать акт вначале в территориальной инспекции ФНС, проводившую проверку, при отсутствии результата – в вышестоящей организации либо судебном органе.

Камеральная проверка – это сравнение информации, указанной в налоговой декларации, с базой данных ИФНС. Если выявлены расхождения, инспектор, проводивший проверку, обязан составить акт о выявленных недочетах (ошибках, нарушениях). В тех случаях, когда компания не согласна с выводами налоговиков, составляется ответ на акт налоговой проверки по 6-НДФЛ. Образец, который компания возьмет за основу при составлении письма в ИФНС, должен соответствовать сути претензий налоговиков.

Предположим, что необходимо пояснить, почему разность строк 070 и 090 декларации меньше суммы уплаченного НДФЛ за отчетный период. В ответе компания вправе написать, что доходы наемному персоналу выплачивались в последний день отчетного месяца, а налог перечислялся в первый день следующего месяца, относящегося к другому отчетному периоду.

Для обоснования собственной позиции фирме нужно собрать пакет первичных документов, подтверждающих даты выплаты зарплаты и перечисления налога, обосновать правильность расчета НДФЛ. Важно аргументировать свою позицию ссылками на нормативные документы и сложившуюся судебную практику.

Пунктом 5 статьи 88 НК РФ определен крайний срок составления акта проверки: 10 рабочих дней после ее окончания. Налогоплательщику дается месяц на то, чтобы изучить документ и при необходимости написать аргументированное возражение на акт налоговой проверки. Образец по 6-НДФЛ обычно содержит:

  • наименование инспекции ФНС, проводившей проверку;
  • реквизиты компании-налогоплательщика;
  • наименование и период проверяемой отчетности;
  • период прохождения проверки;
  • пояснения по выявленным расхождениям (ошибкам);
  • просьбу к ФНС не применять штрафные санкции ввиду корректного составления отчетности.

Возражения составляются в двух экземплярах. Они могут подаваться в налоговую лично или через представителя (согласно выданной доверенности). Допустимо отсылать документы по почте письмом с уведомлением.

17.03.2011

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Решением ВАС РФ от 24 января 2011 г. № ВАС-16558/10 пункт 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки был признан недействующим в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ ст. 100 НК РФ была дополнена пунктом 3.1, согласно которому к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

В коллизию с новой нормой НК РФ вступили положения пункта 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 25.12.2006 г. Согласно данному пункту все материалы выездной налоговой проверки и документы, приложенные к акту проверки, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования. На практике налоговые органы нередко отказывали в предоставлении копий документов – приложений к акту проверки, ссылаясь на положения пункта 1.15 Требований.
Решением ВАС РФ от 24 января 2011 г. № ВАС-16558/10 пункт 1.15 Требований признан в данной части недействующим.

Комментарий Пепеляев Групп: Решение ВАС РФ подтверждает законность требований налогоплательщика о предоставлении документов, указанных в качестве приложений к акту налоговой проверки и подтверждающих наличие нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выводы и рекомендации

Судебное решение опубликовано на интернет-сайте ФНС России для всеобщего ознакомления. В то же время, в связи с переходным периодом налогоплательщики могут столкнуться с трудностями при получении материалов выездной проверки. При этом следует иметь в виду, что отсутствие у налоговых органов технических возможностей для изготовления копий документов или выписок из них не освобождает налоговые органы от исполнения обязанности представить налогоплательщику все документы, подтверждающие выявленные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Необходимо учитывать, что п. 3.1 ст. 100 НК РФ не обязывает налоговые органы представлять документы, подтверждающие отсутствие фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. В связи с этим рекомендуем активно пользоваться другой новой нормой, согласно которой лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Таким образом, вплоть до момента вынесения решения налогоплательщик вправе знакомиться со всеми материалами дела.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ не содержит прямого указания на то, что налогоплательщик вправе знакомиться с материалами проверки с момента завершения налоговой проверки, подтверждаемого соответствующей справкой налогового органа, Закон не внес ясность в вопрос о праве на изготовление копий (в том числе фотокопий) и выписок при ознакомлении с материалами проверок. Нет ясности и в вопросе о том, следует ли понимать «выписки» буквально или под ними подразумеваются извлечения из документов. Эти и другие вопросы требуют от компаний дополнительной юридической проработки в целях эффективной защиты прав и законных интересов в ходе налоговых проверок.

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

3.4. Приложения: на ______ листах. Сведения о лицах, проводивших налоговую проверку и их подписи:

N Должность Наименование Ф.И.О.(2) Подпись органа _____ ______________ _______________ __________ ____________ _____ ______________ _______________ __________ ____________ _____ ______________ _______________ __________ ____________ _____ ______________ _______________ __________ ____________ Подпись лица, в отношении которого проведена налоговая проверка (его представителя)___________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (дата, подпись, Ф.И.О.(2) лица, подписавшего документ; для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), уклоняется от подписания настоящего Акта путем___________________________ _____________________________________________________________________(7). (обстоятельства уклонения от получения документа (ссылка на прилагаемые документы, содержащие указание на факт уклонения от получения документа)(1) Подпись должностного лица налогового органа _________________________________________________ __________ _________(7) (должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(2)) Акт налоговой проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от __________N_________получил (дата) _____________________________________________________________________(8). (дата, подпись, Ф.И.О.(2) лица, получившего документы, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель) уклоняется от получения настоящего Акта налоговой проверки путем_________ _____________________________________________________________________(9). (обстоятельства уклонения от получения документа (ссылка на прилагаемые документы, содержащие указание на факт уклонения от получения документа)(1) Акт налоговой проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от _________N ______направлены (дата) по почте заказным письмом__________,_________________________________(9). (дата) (номер почтового идентификатора регистрируемого почтового отправления) Подпись должностного лица налогового органа ______________________________________________ __________ ____________(9) (должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(2)) ——————————

(1) Нужное указать.

(2) Отчество указывается при наличии.

(3) КПП указывается для организации.

(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(5) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг, дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».

(6) Заполняется в случае проведения выездной налоговой проверки.

(7) Заполняется в случае уклонения от подписания настоящего акта и подтверждается подписью должностного лица налогового органа.

(8) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

(9) Заполняется в случае уклонения от получения акта и направления документов заказным письмом по почте.

——————————

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *