Амнистия 2018

Налоговая амнистия — это инициатива государства по освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств (исчисления и уплаты налогов по тем или иным основаниям) и ответственности за нарушение этих обязательств. Каждого налогоплательщика, физлица и ИП в данном случае, могут заинтересовать нюансы этого явления. Поэтому рассмотрим, какие средства подпадают под амнистию и как она происходит.

Налоговая амнистия 2020 для физических лиц

Налоговая амнистия введена Федеральным законом от 28.12.2017 № 436 по инициативе Президента РФ. Большинство долгов налоговики успели списать в 2018 году, но то, что не успели, продолжат проводить в 2020-м. Нормы ФЗ № 346 (например, ст. 11, 12) содержат изменения, которые позволяют списать долги по:

  • налогам;
  • страховым взносам;
  • пеням и штрафам за неуплату обязательных платежей.

Указанный ФЗ дополнил ст. 217 НК (список доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ) пунктом 72, благодаря которому в список попали средства налогоплательщиков, обретенные в период с 01.01.2015 по 01.12.2017 при двух условиях:

  1. За них не вычли НДФЛ.
  2. Налоговый агент (то лицо, которое вычитает НДФЛ из выплаченного им дохода и переводит его в бюджет) проинформировал об этом налоговую и налогоплательщика (по п. 5 ст. 226 НК).

Новый пункт одновременно говорит и о средствах, которые освобождение не затрагивает, в их числе следующие:

  • награды за труд, работы, услуги;
  • дивиденды, проценты;
  • материальная выгода, которую определяют по ст. 212 НК;
  • натуральная прибыль, ее определяют по ст. 211 НК, здесь же подарки от организаций, ИП;
  • выигрыши, призы, которые получают по итогу конкурсов, игр и иных мероприятий.

Следовательно, налоговая амнистия, в соответствии с законодательством, например, распространяется на плату за коммунальные услуги или суммы кредитов, которые списали, т. е. «условные поступления».

Соответствующие указания на п. 72 возникли и в ст. 228 НК (п. 6 и 7). Амнистия не применяется, если НДФЛ уплатили или взыскали до начала действия ФЗ от 28.12.2017 № 436 или когда суммы налога за свободные поступления уже взысканы

Прощенные долги и их время

Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые налоговые органы начислили на конкретную недоимку. Они должны значиться к дате списательного решения по таким налогам физических лиц:

  • транспортный;
  • имущественный;
  • земельный.

Вид налога

Кто платит

Транспортный налог

Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Имущественный налог

Платят собственники недвижимости (неважно, будет ли он резидентом, нерезидентом или лицом без гражданства), которая является объектом налогообложения и находящееся на территории РФ (ст. 400 НК РФ).

Земельный налог

Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу – 100 тыс рублей на начало 2015 года. Соответственно были начислены пени на конец 2017 года в размере 10 тыс рублей. Итого сумма недоимки: 110 тыс. рублей. Вся эта сумма будет списана по системе налоговой амнистии.

Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налоговым платежам, которые появились по состоянию до начала 2015 года. Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать. Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».

Решение о списании и порядок применения

Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика. То есть обращаться в ФНС не нужно.

Решение обязательно содержит Ф.И.О.гражданина, его ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. При этом оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия также отсутствуют. Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов. Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.

Амнистирование долгов по страховым взносам

Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, а также вознаграждают подрядчиков. С января 2017 года страховые взносы администрируют налоговики.

По части 3 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не может взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.

Такой норматив используют, если иное не устанавливается новой нормой, которая вступила в силу 29.01.2018. Согласно ей, налоговая по месту жительства физического лица воспринимает взносы (недоимки, задолженности по пеням и штрафам) как безнадежные и списывает их, если время, отведенное для их взыскания, истекло до января 2017 года. Режим списания утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@.

Одним из условий списания является отсутствие на 29.12.2017 судебного решения относительно долгов. В этом случае ФНС утрачивает возможность истребовать задолженности. Также это условие не применяется, когда долги уплачены (взысканы, списаны) до 29 декабря 2017 года.

Фонд социального страхования и Пенсионный обязаны направить налоговикам сведения о величине недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам (страховые обязательства), которые образовались на 01.01.2017. Кроме того, передаются данные о размерах долгов, взыскать которые уже невозможно, поскольку 01.01.2017 истекло время их взыскания, установленное НК.

Если до этого времени невозможно истребовать страховые обязательства в государственные внебюджетные фонды, так как истек установленный срок их взыскания и отсутствует соответствующий судебный акт, включая определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления в суд о взыскании долгов, фонды признают безнадежными и списывают суммы недоимки, согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 12.02.2018 № 49п, Приказу ФСС РФ от 06.02.2018 № 35.

Налоговая амнистия 2020 для ИП

Для ИП в рамках амнистии безнадежными и списанными станут недоимки и пени, а также штрафы, появившиеся на 01.01.2015. Причем такое списание коснется и тех, кто утратил статус ИП до принятия такого решения.

Не будут амнистированы:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • платежи за перемещение товаров за российские границы.

Решение о налоговых списаниях для ИП принимается во многом аналогично списанию для физлиц. ФНС принимает его автоматически по месту регистрации предпринимателя, с указанием тех же данных, что и для физлиц, ИНН должен быть предпринимательским.

Страховые взносы ИП

С 29.01.2018 вступила в силу ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, по которой списываются безнадежные недоимки по страховым взносам в российские государственные внебюджетные фонды за отчетное время до 01.01.2017. Величину недоимки вычисляют по п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212.

Как правило, пассив по пеням и штрафам есть у того, кто занимается частной практикой на законных основаниях ИП (адвокатов, нотариусов и т. д.), а также у тех, кто к моменту списания не имеет такого статуса. Имеются в виду страховые взносы, которые ИП уплатил за себя в Пенсионный фонд и не предоставил отчетность в Декларации, только в размере, определенном по формуле:

8 МРОТ (на начало финансового года, за который уплачиваются взносы) × 26 % × 12.

(Напомним, что в 2014 год МРОТ был равен 5 554 руб., в 2015 году — 5 965 руб., в 2016-м — 6 204 руб.)

Помимо невыполнения обязанности по предоставлению отчетности и расчета размера таких взносов, для списания долгов нужно, чтобы обязательства не были погашены либо взысканы (Пенсионным фондом или налоговиками). В большинстве случаев это будут люди, которые зарегистрировались как ИП, но после этого по факту прекратили заниматься предпринимательской деятельностью. Это касается и тех, чей предпринимательский статус прекращен.

ИП с задолженностью по страховым взносам за себя, которые предоставляли необходимую налоговую отчетность, не могут ее амнистировать.

Решение о безнадежности и списании недоимок и задолженностей Федеральная налоговая служба принимает аналогично вышеизложенным вариантам.

Списание безнадежных долгов 2020

ФНС РФ подготовила проект Приказа «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию»: посмотреть его можно на сайте для размещения проектов нормативной документации.

В проекте перечислены случаи, в которых налоговая задолженность будет признана безнадежной:

  • если физлицо и ИП признают банкротом;
  • если по решению суда срок взыскания недоимки будет признан истекшим;
  • если будет установлено, что налоги со счета плательщика ушли, но на бюджетный счет по каким-то причинам не пришли.

Также долги будут списаны в случае смерти физлица и ликвидации юрлица.

Фото: АР/ТАСС

Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU — Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс (НК), которые позволяют ряду предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) при расчете налога на прибыль не учитывать в нем субсидии, полученные из федерального бюджета. Дополнительные выплаты врачам, которые работают с больными коронавирусом, освобождаются от НДФЛ. Компаниям в базу налога на прибыль разрешат включать расходы на санитарную обработку, спецодежду, лабораторное оборудование.

Законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении 17 апреля, в этот же день его одобрил Совет Федерации.

Врачи и налог на доходы

Подписанный закон позволяет не платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% врачам, работающим с пациентами, у которых выявлен COVID-19, и людям из групп риска заражения этой инфекцией. Речь идет не обо всех доходах, а только о выплатах «стимулирующего характера» из бюджета. «Установить подобные выплаты предложил президент. Причем он обратил внимание, что озвученные суммы персонал должен получить «на руки». Для этого они исключены из налогооблагаемой базы», — говорится в обзоре правовой системы «Консультант плюс». С апреля сроком на три месяца выплата для врачей должна составить 80 тыс. руб. в месяц, для среднего медперсонала — фельдшеров, медсестер — 50 тыс. руб. в месяц, для младшего медперсонала — 25 тыс. руб. в месяц, для врачей скорой помощи — 50 тыс. руб. в месяц, для фельдшеров, медсестер и водителей экипажей машин — 25 тыс. руб. в месяц.

МСП и налог на прибыль

Принятый закон позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса при расчете налога на прибыль не учитывать в нем субсидии, полученные из бюджета в рамках помощи для борьбы с коронавирусом. Нормы касаются не всех предприятий, а только тех, кто по состоянию на 1 марта был включен в реестр предприятий МСП и кто работает в отраслях, пострадавших от COVID. Сейчас к ним отнесена деятельность автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам; деятельность в области искусства и организации развлечений; физкультура и спорт; деятельность санаторно-курортных организаций; туризм; гостиничный бизнес; общественное питание; организация конференций и выставок; работа салонов красоты и парикмахерских; химчисток; ремонт компьютеров; негосударственные образовательные учреждения. В реестр, по данным ФНС, включено почти 6 млн субъектов МСП, это более 15 млн работников (и это без учета ИП, которые не привлекали работников).

Расходы, которые произведены за счет бюджетных субсидий, также не будут учитываться в базе по налогу на прибыль. Кроме того, если покупка оплачена за счет таких средств, налогоплательщик вправе принять НДС к вычету и не восстанавливать. Если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогоопложения, то подобные субсидии также не нужно отражать ни в доходах, ни в расходах.

«Скорее всего, в виде субсидий будет оформлена безвозмездная помощь малому и среднему бизнесу на неотложные нужды, о которой говорил президент. При сохранении уровня занятости работодателю из малого и среднего бизнеса выделят по 12 130 руб. на каждого сотрудника в апреле и мае», — говорится в обзоре «Консультант плюс».

Как сообщалось, 15 апреля президент РФ сообщил, что субъекты МСП получат прямую безвозмездную помощь на неотложные нужды, в том числе на выплату зарплаты и сохранение ее уровня в апреле и мае. Главное и единственное условие — сохранение уровня занятости не менее 90% от штатной численности на 1 апреля. Размер помощи — 12 130 руб. в месяц на каждого сотрудника. Для ее получения нужно будет в течение мая дистанционно подать заявку. Первую выплату (за апрель) работодатели смогут получить 18 мая. За май средства переведут в июне.

Тест-системы и защита

Подписанный закон также позволяет всем компаниям учесть в базе по налогу на прибыль расходы на дезинфекцию помещений, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, либо на покупку лабораторного оборудования для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов власти в связи с распространением COVID-19. Аналогичные положения распространяются на налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения.

Также предлагается включать в расходы покупку медицинских изделий для диагностики (лечения) коронавируса по перечню, утверждаемому правительством РФ, а также расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение медизделий до состояния, в котором они пригодны для использования. Эти медицинские изделия также предлагается не включать в перечень амортизируемого имущества, то есть списать их можно будет единовременно.

Авансовые платежи

Поправки в НК РФ также предоставляют право налогоплательщикам, уплачивающим в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода, право перейти до окончания 2020 года на уплату данных платежей исходя из фактической прибыли (начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года), при этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. «При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, начиная с отчетного периода четыре месяца, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года», — говорится в пояснительных материалах к закону.

Закон также меняет условия, при соответствии которым организации не уплачивают в течение отчетных периодов ежемесячные авансовые платежи. В частности, уплачивают только квартальные авансовые платежи организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за каждый квартал. Закон повышает эту планку до 25 млн рублей за каждый квартал.

Подписанный закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

С 1 ноября 2018 года вступает в действие «миграционная амнистия» — свод законодательных изменений, благодаря которым иностранные граждане, находящиеся в «чёрном списке» из-за неразрешения въезда по причине нарушения ряда статей федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», смогут вновь прибыть в Россию.

Кто может рассчитывать на миграционную амнистию?

Новость о грядущей миграционной амнистии быстро распространилась, и к нам приходит огромное количество вопросов и просьб разъяснить, кто именно может рассчитывать на миграционную амнистию.

Напомним, что в результате встреч глав РФ и Кыргызской Республики российской стороной было принято решение применить «миграционную амнистию» в отношении граждан Кыргызстана в России, находящихся в «чёрном списке», а также в связи с нарушениями миграционного законодательства.

Согласно официальным данным, в России пребывает около 650 000 граждан Кыргызской Республики. При этом более 50 000 граждан Кыргызской Республики были выдворены, а около 70 000 временно неразрешен въезд в РФ. Именно эти две группы мигрантов могут рассчитывать на миграционную амнистию, так как предполагается, что из приведённого количества ограничений в силе останутся только около 20 000.

Иностранные граждане, которым не разрешен въезд на территорию РФ в соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 26 Федерального закона РФ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», могут рассчитывать на пересмотр их дел и отмену запретов. Напоминаем содержание указанных норм закона:

Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

8) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Также граждане Кыргызской Республики, временно пребывающие на территории РФ свыше разрешённого срока, имеющие нарушения режима пребывания, могут беспрепятственно в период с 16 октября до 10 декабря 2018 года выехать за пределы России и въехать обратно, при этом к им не будет вменяться нарушение миграционного законодательства.

Не следует рассчитывать на миграционную амнистию гражданам Кыргызской Республики:

— внесенным в «черный список» решением судебных органов России, в том числе, в отношении которых было принято судебное решение РФ о выдворении путем контролируемого самостоятельного выезда (не исполнившие судебные решения и не выехавшие из РФ);

— лицам, находящимся в розыске;

— гражданам Кыргызской Республики, которым запрет на въезд в Россию наложен в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Одновременно с новостью о миграционной амнистии для граждан Кыргызской Республики появилась информация о послаблениях для жителей некоторых регионов Восточной Украины. Следует разъяснить, что накануне, а именно 26 октября, в Ялте завершилась встреча руководства Донецкой Народной Республики с представителями Российской Федерации, в ходе которой депутат Госдумы Андрей Козенко заявил следующее:

«Законопроект разработан и подан, получены заключения с предложением внести некоторые корректировки. Но самое главное, что более 50 субъектов поддерживают эту инициативу и направили свои отзывы в адрес Госдумы. Думаю, в ближайшее время мы этот вопрос решим. Либо законодательно, либо решениями правительства это будет отрегулировано».

На деле это означает, что в случае принятия законопроекта, граждане ДНР могут рассчитывать на увеличение срока временного пребывания с 90 дней до 180 дней, а также возможность трудоустройства в России без необходимости предварительного оформления трудового патента.

Кроме того, депутат Госдумы Константин Затулин рассказал о принятии в первом чтении поправок к закону «О гражданстве», которые помогут упростить «Государственную программу содействия переселению соотечественников. проживающих за рубежом» для той категории иностранных граждан, которой российское гражданство может быть предоставлено в упрощённом порядке из гуманитарных соображений.

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, согласно которому кредиты на возобновление деятельности компаний, пострадавших от коронавируса и сохранивших не менее 90% числа работников, могут признаваться безнадежными к взысканию. Документ был внесен в качестве поправок ко второму чтению закона о понижении тарифов страховых взносов для участников Свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму.

«Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий: кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости; в отношении кредитного договора кредитной организации в 2020 и/или в 2021 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном правительством РФ», — говорится в документе.

Речь идет о льготном кредите для предпринимателей по ставке 2% на возобновление деятельности.

Согласно постановлению правительства от 16 мая 2020 года, весь долг по кредиту, включая проценты, будет списан полностью, если компания функционирует, в отношении нее не введена процедура банкротства, а к 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90% от штата по состоянию на 1 июня 2020 года. При этом на конец каждого отчетного месяца число работников не должно опускаться ниже 80% от указанного штата.

Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция. Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.

Обратите внимание:

Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).

НДФЛ: о каких доходах можно забыть?

Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72. Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налого­обложения) доходов увеличен.

Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года. Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.

Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под налоговую амнистию 2018 года попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.

К сведению:

Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.

Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.

Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.

Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.

Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?

Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • земельный налог.

Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

К сведению:

Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.

Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно.

На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.

Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.

Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57, от 17.03.2011 № 03‑02‑08/27).

Соответственно, если налогоплательщик при наличии задолженности с истекшим сроком исковой давности и уплаченными текущими налогами и страховыми взносами захочет получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, то в справке будет сделана запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах». При этом в приложении к такой справке будут указаны коды инспекций ФНС, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность (письма Минфина России от 17.06.2016 № 03‑02‑08/35413, от 07.06.2017 № 03‑02‑07/1/35450).

Но нельзя забывать и про Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07: в силу п. 6 ст. 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает. Что означает: если налоговый орган захочет взыскать задолженность с истекшим сроком давности, а налогоплательщик обратится в суд, то суд вынесет решение в пользу налогоплательщика. При этом, конечно, налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность в добровольном порядке.

Из приведенных норм следует, что если налогоплательщик – в нашем случае физическое лицо или индивидуальный предприниматель – не уплатил в срок налоги, а налоговый орган пропустил срок, установленный НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, то обязанность налогоплательщика по уплате налогов не прекращается. НК РФ не установлен срок давности, по истечении которого территориальный орган ФНС должен списать указанные суммы с лицевого счета налогоплательщика.

На основании принятого Федерального закона № 436‑ФЗ указанные выше задолженности по налогам, которые фактически налоговые органы и не могут уже взыскать, и будут списаны физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе бывшим.

Но надо понимать, что в случае, когда физические лица и индивидуальные предприниматели уплатили в добровольном порядке имевшиеся на 1 января 2015 года задолженности по указанным налогам или когда недоимка взыскана по исполнительному листу, возврату из бюджета они не подлежат. Что уплачено, то уплачено.

Тем же физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых возбуждено исполнительное производство по недоимке на 1 января 2015 года, нужно получить в налоговом органе решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам и представить его в службу судебных приставов для прекращения исполнительного производства. Ждать, что это все произойдет автоматически, не стоит. На основании данного решения приставы должны прекратить взыскания по исполнительному листу. Причем исполнительский сбор никто не спишет.

Страховые взносы: как будут списывать задолженность?

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговикам, что делит страховые взносы и недоимку по ним на две части.

Уточнение действующего порядка взаимодействия ПФР и ФСС с налоговыми органами

По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя). Порядок списания будет утвержден ФНС.

Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Указанное правило не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до поименованной даты, а также не применяется к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ, органы контроля – ПФР и ФСС – должны передать налоговикам не только сведения суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, но и сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных НК РФ.

Кроме этого, в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия соответствующего акта суда, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном ПФР и ФСС.

В целом приведенные нормы уточняют порядок списания недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам), образовавшейся на 1 января 2017 года и признанной безнадежной к взысканию.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей.

С 29 января 2018 года вступила в силу ст. 11 Федерального закона № 436‑ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили свой статус.

В данном случае речь идет о страховых взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя в ПФР, но не обо всех, а только о тех, которые были начислены в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) при непредставлении налоговой отчетности.

Будут списаны долги по начисленным в максимальном размере страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли никакой отчетности, если суммы страховых взносов не были уплачены либо взысканы ПФР или налоговыми органами. Как правило, это предприниматели, которые зарегистрировались, но фактически предпринимательскую деятельность не вели.

При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые прекратили свой статус.

Индивидуальные предприниматели, которые представили требуемую НК РФ налоговую отчетность и имеют задолженность по страховым взносам за себя, не освобождаются от обязанности уплатить страховые взносы в полном объеме.

К сведению:

Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8‑кратного МРОТ), составил:

  • в 2014 году – 138 627,84 руб.;
  • в 2015 году – 148 886,40 руб.;
  • в 2016 году – 154 851,84 руб.

Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании будет приниматься налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Данное решение будет составляться в произвольной форме, оно должно будет одержать фамилию, имя, отчество, ИНН плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

* * *

Что же спишут по налоговой амнистии в 2018 году?

Планируется списать задолженность по следующим налогам и страховым взносам:

  • суммы НДФЛ и пени с «условных доходов», полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налог не был удержан;
  • недоимка и задолженность по пеням физических лиц по транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года;
  • недоимка по налогам и задолженность по пеням, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;
  • долги по начисленным в максимальном размере (исходя из 8‑кратного МРОТ) страховым взносам в ПФР индивидуальным предпринимателям, которые не представляли налоговые декларации. При этом данный порядок распространяется и на тех предпринимателей, которые утратили свой статус.

Форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №2, 2018 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *