Ассортимент реализуемых товаров в аптеке устанавливается

Разумеется, правильно сформированный ассортимент аптеки положительно отражается на уровне прибыли, влияет на развитие точки, позволяет сформировать круг постоянных покупателей, повышает лояльность с их стороны. Более того, он также является частью маркетинговой стратегии, способствуя увеличению уровня продаж и предоставляя возможность противостоять высокой конкуренции в фармацевтической сфере. Следовательно, если вы планируете войти в этот бизнес, вопрос товарного ассортимента – это первое, что вам необходимо изучить. В данной статье описаны пять этапов формирования ассортимента для разных видов аптек, основные правила выкладки товара в аптеке и минимальный асортимент для аптек, аптечных пунктов и киосков.

Как сформировать ассортимент аптеки?

Разумеется, существует определенные категории товаров, которые представлены во всех без исключения аптеках. Но перед новичками все же стоит сложная задача. Если крупные аптечные сети могут позволить себе экспериментировать с ассортиментом, добавлять новые виды препаратов, отслеживать статистику реализации, формировать новые ассортиментные матрицы для новых точек, то начинающие предприниматели должны выбрать оптимальный ассортимент, который позволит им выстоять на рынке и продолжать развивать свою точку. Для того чтобы не ошибиться в самом важном выборе, предпринимателям стоит внимательно ознакомиться с информацией, представленной ниже, и постараться следовать представленным рекомендациям, сохраняя правильную последовательность, действуя четко и поэтапно.

Ассортимент любой аптеки включает от 2000 различных наименований товаров. Следует подчеркнуть и то, что за последние годы в фармацевтике появились новые группы продукции, к примеру, БАД, медицинская косметика и т.д., что и повлекло за собой расширение номенклатуры. Следовательно, перед каждым владельцем аптеки стоит сложная задача – вам нужно будет выбрать несколько тысяч самых ходовых позиций и исключить огромное множество не нужных для вас препаратов.

В целом, сегодня существует несколько стратегий формирования ассортимента аптеки, однако универсальной, подходящей для всех точек концепции попросту не существует. Разумеется, лучший помощник при таком выборе – это опыт. Вы можете нанять опытного провизора, который сразу же выделит самые ходовые товары, однако после этого вам все равно придется корректировать ассортиментную матрицу, учитывать запросы ваших покупателей, добавлять новые позиции и избавляться от невостребованного товара. Казалось бы, что перспектива не является столь уж пугающей, однако если вы изначально сформируете неправильный ассортимент, вам придется корректировать его постоянно, а это, в свою очередь, означает что, вы будете терять клиентов, время и нести убытки.

Чтобы избежать подобных ошибок, прежде всего, необходимо четко определить этапы работ. Соблюдая четкую последовательность, действуя продуманно, вы сможете сформировать действительно правильный ассортимент. Итак, вам необходимо:

  1. Типизировать свою аптеку по ряду параметров.
  2. Определить своего целевого покупателя в соответствии с типом точки.
  3. Классифицировать товары
  4. Определить сумму товарного запаса.
  5. Выбрать нужные наименования и заполнить ассортиментную матрицу.

Типизация аптек

Прежде всего, предпринимателям необходимо четко определить тип аптеки. Только после этого вы сможете действительно правильно сформировать ассортимент. Количество параметров, которые влияют на тип аптеки, может колебаться от пяти до двадцати. Ниже вы сможете ознакомиться с самыми важными из них.

1. Факторы, определяющие тип аптеки и влияющие на ее ассортимент

Направление деятельности

Готовых препаратов

Реализуют продукцию, закупаемую у производителей

Производственная аптека

Производят лекарства по рецептам и реализуют их

Готовых препаратов + производство

Закупают готовую продукцию у производителей и реализуют лекарства собственного производства

Виды организаций

Аптека

Вид организации является фактором, определяющим ассортимент (каждый вид организации имеет право на продажу определенных препаратов)

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Аптечный магазин

Типы аптек

Сетевая

Существует внутри сети

Одиночная

Частная аптека

Месторасположение аптеки

ТЦ

Аптека в торговом центре

Улица

На первом линии домов в местах с высокой пешеходной проходимостью и неподалеку от транспортных развязок

Жилой район

В спальном районе

Сельская местность

В селе, деревне, поселке

При больнице

При или в городской больнице

Вид выкладки товара

Закрытая

Все товары размещаются в витринах, на полках, и т.д., покупатели не имеют возможность взять товар самостоятельно

Открытая

Покупатель может взять товар и пройти на кассу, или же в аптеке есть как закрытые, так и открытые зоны

Вид аптеки с учетом ее товарооборота

Большая

Выручка от 5 миллионов рублей в месяц

Средняя

Выручка от 2 до 5 миллионов рублей в месяц

Мелкая

Выручка до 2 миллионов рублей в месяц

Определение целевого покупателя

Предпочтения тех покупателей, которые будут приходить в вашу аптеку чаще всего и будут основным фактором, влияющим на ассортимент. Как правило, портрет целевого покупателя во многом зависит от месторасположения точки. Специалисты выделяют несколько основных локаций аптек:

  • Аптеки в ТЦ;
  • Аптеки на оживленных улицах города;
  • Аптеки в жилых районах.

Особенности ассортимента аптек в торговых центрах

Чаще всего аптеку в ТЦ посещают люди от 25 до 45 лет с доходом выше среднего. В подобных аптеках гораздо лучше реализуются следующие категории товаров:

  • Препараты от ОРВИ, гриппа;
  • Противозачаточные средства;
  • Антидепрессанты;
  • Витамины;
  • Средства для похудения;
  • Косметические средства;
  • Препараты против аллергии;
  • Успокоительные;
  • Растворы для линз;
  • Препараты для потенции.

Разумеется, в таких аптеках есть и другие категории товаров, однако именно эти группы являются особенными, ведь их популярность среди посетителей ТЦ объясняется так называемым «качеством жизни». Иными словами, люди, покупающие лекарства в подобных центрах, имеют достаточно высокий доход, и могут позволить себе приобрести дорогие товары, однако в силу своего возраста еще не страдают от тяжелых или хронических болезней. Следует подчеркнуть и то, что особой популярностью в таких аптеках пользуются именно парафармацевтические товары. Это объясняется тем, что нередко точки в ТЦ посещают не с целью приобрести определенный препарат, а просто заходят в один из разделов ТЦ.

Особенности ассортимента аптеки на улице города

Подобные точки обычно размещаются на самых проходных улицах, где есть много магазинов, офисов, транспортная развязка. В такие аптеки обычно заходят разные люди, но основу покупательской базы составляют покупатели в возрасте от 20 до 50 лет. Разумеется, в них появляются и пенсионеры, однако это случается гораздо реже. Такой портрет накладывает свой отпечаток на спрос: так, чаще всего в подобных аптеках покупают рецептурные препараты, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что в этих точках совершаются целевые покупки.

Особенности ассортимента аптеки в жилом районе

Если аптека размещена в спальном, жилом районе, то в сравнении с другими точками, в ассортименте основной упор должен делаться на следующие категории товаров:

  • Лекарства от хронических болезней;
  • Недорогие препараты (как правило, аналоги), средства от простуды и обезболивающие;
  • Детские товары.

Подобная тенденция объясняется просто – в жилых районах проживают люди со средним достатком, пенсионеры и дети (исключением являются дорогие, элитные районы). Разумеется, присутствие в ассортименте значительной доли препаратов от хронических болезней объясняется большим количеством пожилых посетителей, тогда как спрос на детские товары объясняется тем, что немало мам посещают аптеку во время прогулки с детьми.

Классификация товаров

Для того чтобы сформировать ассортимент, вам необходимо классифицировать товары. Следует отметить, что в специализированной литературе описано множество вариантов классификаций по разным признакам, тогда как единого, эталонного принципа группирования попросту не существует. Однако одной из лучших классификаций является Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ), согласно которой ассортимент препаратов разделяется на следующие группы:

  • Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (А);
  • Препараты, влияющие на кроветворение и кровь (В);
  • Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (С);
  • Препараты для лечения заболеваний кожи (D);
  • Препараты для лечения заболеваний мочеполовой системы и половые гормоны (G);
  • Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) (H);
  • Противомикробные препараты для системного использования (J);
  • Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (L);
  • Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы (M);
  • Препараты для лечения заболеваний нервной системы (N);
  • Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты (P);
  • Ветеринарные препараты (Q);
  • Препараты для лечения заболеваний респираторной системы (R);
  • Препараты для лечения заболеваний органов чувств (S);
  • Прочие лекарственные препараты (V).

Помимо вышеперечисленных ассортиментных групп, товарный ряд может также включать некоторые дополнительные категории, к примеру, изделия медицинского назначения, биодобавки, детские товары; медицинскую косметику, воды, медицинскую оптику и технику. Только после определения классификации и структуры ассортимента вы сможете начать создавать ассортиментную матрицу, которая будет учитывать специфику вашей аптеки.

Наполнение ассортиментной матрицы

Существует немало различных способов создания ассортимента для аптеки. Несомненно, одним из наиболее популярных из них является корректировка эталонного, универсального аптечного ассортимента. Иными словами, владелец новой аптеки берет за основу сбалансированный ассортимент и адаптирует его под месторасположение точки, своего покупателя, концепцию своей аптеки, добавляя позиции, на которые существует высокий спрос. Впрочем, подобный метод имеет и свои минусы. Так, к примеру, тот факт, что ассортимент аптеки формируется просто из перечня стандартных товаров, а не с учетом различных категорий, может сыграть с бизнесом злую шутку. Более того, нельзя отрицать и то, что определенный товар может пользоваться спросом именно в эталонной аптеке, тогда как в конкретной, специфичной точке, он может попросту остаться лежать на полках.

Традиционно считается, что самым правильным и универсальным способом формирования ассортимента является «заполнение ящика». Он позволяет не только создать новый, продуманный ассортимент, но и улучшить старый. Чтобы использовать данный метод, вам необходимо представить вашу точку как большой шкаф, который состоит из большого количества ящиков, которые и являются категориями товара.

Каждая из них имеет свои характеристики, начиная от ширины и глубины и заканчивая согласованностью. Ящик не является безграничным – он может включить только определенное количество наименований, которое должно быть определено в соответствии с характеристиками самой аптеки: еще площадью, месторасположением, портретом покупателя и т.д., а также бюджетом.

В целом, каждый такой ящик должен вмещать следующие товары:

  • Товары обязательного ассортимента;
  • Товары, лучше всего реализующиеся в данной конктретной аптеке;
  • Брендовую продукцию;
  • Сезонные товары.

Более того, в таком ящике должны присутствовать препараты из разных ценовых категорий – это позволит привлекать людей с разным уровнем дохода. При этом каждый товар должен пройти своеобразную проверку – вы должны ответить на вопрос: «А почему именно он был включен в аптечный шкаф?»

Правила выкладки товара в аптеке

Принимая в расчет огромную конкуренцию, владельцы аптек стремятся следовать правилам мерчендайзинга, чтобы привлечь покупателей и повысить спрос на представленные товары. Многое в правилах выкладки товаров аптек было позаимствовано у универсальных магазинов, однако они все же имеют свою, ярко выраженную специфику. Чтобы выкладка и оформление аптеки действительно приносили пользу бизнесу, предпринимателям необходимо следовать достаточно простым, но эффективным рекомендациям, каждая из которых подробно описана ниже.

  1. Разделяйте пространство аптеки на четкие зоны, среди которых:

1) зона сезонных товаров и промо-материалов;
2) здорового образа жизни (витамины, спортивное и здоровое питание);
3) безрецептурных препаратов (внутри этой площади они группируются по применению);
4) зона народной медицины;
5) зона материнства;
6) зона для деловых людей (препараты для зрения, массажные приборы, успокоительные, антистрессовые средства, препараты для повышения работоспособности);
7) зона косметических средств;
8) прикассовая зона.

  1. Старайтесь вызывать положительные эмоции еще на входе в аптеку. Мерчендайзеры отмечают, что в настоящее время в обществе прослеживается следующая тенденция: люди начали активно стремиться к здоровому образу жизни, следить за состоянием своего организма и, конечно, внешности. Это значительно повышает интерес к оздоровительным препаратам, отпускаемым без рецепта и медицинской косметике. Именно поэтому подобные товары можно размещать на самых видных местах – полках и стеллажах. Это позволит поддерживать иллюзию о том, что и здоровье, и красота, достигается не путем тяжелого труда, а лишь при помощи правильно подобранного комплекса витаминов и косметических средств.
  2. Уделите внимание цветовому оформлению аптеки. В аптеках нередко можно увидеть светлые стеллажи золотистых оттенков, зеленые и голубые цветовые акценты, которые призваны вызвать самую прямую ассоциацию со здоровьем и благополучием.
  3. Старайтесь закупать легкое оборудование, так зал будет выглядеть просторнее. Так, вы можете приобрести полукруглые секции, которые создадут впечатление свободного передвижения. Если же вы не планируете оформлять торговый зал таким образом, помните о том, что несколько подобных секций может использоваться для сезонной продукции.
  4. Разместите отделы аптеки и товарные группы так, чтобы вызывать приятные эмоции. На первом плане стоит выложить продукцию, которая обещает потребителю мгновенные, заметные и яркие улучшения. Препараты, отпускаемые по рецепту, напротив, можно размещать в самых незаметных местах. То же касается и товаров пассивного спроса, напоминание о которых может испортить настроение посетителю, среди которых, к примеру, лекарства от серьезных болезней, средства по уходу за тяжелобольными людьми и т.д.
  5. Старайтесь сделать навигацию максимально понятной, а зонирование – очевидным.
  6. Размещайте броские указатели над каждой зоной зала и над каждой группой товара.
  7. Если вашу аптеку часто посещают работающие люди, приобретающие безрецептурные препараты, стоит выделить секцию с антистрессовыми и успокоительными средствами. Более того, если ваша точка находится в деловом районе города, имеет смысл создать особую, офисную зону, где будут реализоваться средства от утомляемости, от простуды, восстановления голоса и т.д.
  8. Средства по уходу можно размещать по-разному, в зависимости от их цены. Дорогую продукцию лучше размещать блоками, в одном, четко определенном месте (желательно, чтобы оно находилось подальше от основных групп товаров). Дешевые товары и средства средней ценовой категории лучше выкладывать по предназначению, чтобы посетитель хорошо видел весь товарный ряд: шампуни, бальзамы и маски, средства по уходу за кожей и т.д.
  9. В аптеке не следует слепо следовать правилу выкладки по цене: дорогая продукция выше уровня глаз, дешевая – ниже. Несмотря на то, что в целом это правило действительно для всех торговых точек, следует помнить и о том, что в основном товар в аптеке имеет небольшие размеры. Следовательно, на верхних полках некоторые лекарства будут не видны. В данном случае разумнее руководствоваться спросом на товар, его прибыльностью. Если товар стоит дорого, но отлично распродается, его следует разместить на уровне глаз. Если вы открываете аптеку прилавочного типа, ходовые товары следует размещать неподалеку от первостольника. Однако важно и не перестараться – если вы будете выставлять много дорогих товаров именно на уровне глаз, посетители будут воспринимать вашу точку как дорогую аптеку.
  10. Если вы открываете фарм-маркет, на нижних полках лучше размещать крупные, дешевые товары, например, шампуни, пасты, прокладки. Даже если в вашем ассортименте нет подобных товаров, не выкладывайте дорогой товар снизу – в таком случае там лучше хранить запас.
  11. При открытой выкладке ценники не стоит закреплять на упаковке – они должны находиться на полосе ценникодержателя, так же как и в супермаркете;
  12. В аптеках с открытой выкладкой также не стоит выкладывать товары одной фирмы в один ряд.
  13. Если вам позволяет площадь, используйте классическое правило дублирования – размещения нескольких единиц одного и того же товара рядом. Если же площадь вашей аптеке невелика, это правило можно опустить.
  14. Если у вас продаются косметические средства, упаковки которых содержат надписи только на иностранном языке, позаботьтесь о том, чтобы покупателю было понятно, на какую именно продукцию он смотрит.
  15. Сезонную выкладку должно быть видно еще со входа. Подобная продукция покупается импульсивно, а значит, необходимо сделать все возможное, чтобы каждый посетитель обратил на нее внимание.

Минимальный ассортимент аптеки

Существует перечень препаратов, которые должны быть в каждой аптеке, а также в каждом аптечном киоске и пункте – «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). Следует подчеркнуть, что этот список обновляется ежегодно, что, впрочем, не означает, что правительство обязательно внесет в него изменения. Так, к примеру, перечень препаратов 2017 повторяет список, утвержденный в 2016 году.

Ассортимент любой аптеки (готовых лекарственных форм и производственных) в этом году обязательно должен включать следующие препараты:

  • Ранитидин;
  • Фамотодин;
  • Омепразол;
  • Висмута трикалия дицитрат;
  • Дротаверин;
  • Бисакодил;
  • Сеннозиды А и В;
  • Лоперамид;
  • Бифидобактерии бифидум;
  • Панкреатин;
  • Аскорбиновая кислота;
  • Изосорбида динитрат;
  • Изосорбида мононитрат;
  • Нитроглицерин;
  • Гидрохлоротиазид;
  • Фуросемид;
  • Спиронолактон;
  • Атенолол;
  • Нифедипин;
  • Верапамил;
  • Каптоприл;
  • Эналаприл;
  • Лозартан;
  • Аторвастатин;
  • Клотримазол;
  • Гидрокортизон;
  • Дексаметазон;
  • Доксициклин;
  • Хлорамфеникол;
  • Амоксициллин;
  • Ко-тримоксазол;
  • Ципрофлоксацин;
  • Ацикловир;
  • Осельтамивир;
  • Кагоцел;
  • Умифеновир;
  • Диклофенак;
  • Ибупрофен;
  • Ацетилсалициловая кислота;
  • Парацетамол;
  • Сальбутамол;
  • Беклометазон;
  • Аминофиллин;
  • Ацетилцистеин;
  • Хлоропирамин;
  • Лоратадин;
  • Тетрациклин;
  • Пилокарпин;
  • Тимолол.

Ассортимент аптечных пунктов, киосков ИП, имеющих лицензию должен включать:

  • Висмута трикалия дицитрат;
  • Дротаверин;
  • Бисакодил;
  • Сеннозиды А и В;
  • Лоперамид;
  • Бифидобактерии бифидум;
  • Панкреатин;
  • Аскорбиновая кислота;
  • Нитроглицерин;
  • Клотримазол;
  • Гидрокортизон;
  • Кагоцел;
  • Умифеновир;
  • Диклофенак;
  • Ибупрофен;
  • Ацетилсалициловая кислота;
  • Парацетамол;
  • Ацетилцистеин;
  • Лоратадин;
  • Тетрациклин.

В соответствии с частью 21 статьи 38 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей. Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1309 ПРАВИЛА формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей 1. Настоящие Правила определяют порядок формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей (далее — перечень). 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление об установлении в отношении медицинского изделия предельного размера отпускной цены производителя, предельного размера оптовой надбавки и предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя (далее — заявление). 3. Заявление должно содержать следующие сведения: а) наименование медицинского изделия, код вида в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; б) предлагаемые к установлению предельный размер отпускной цены производителя на медицинское изделие, предельный размер оптовой надбавки и предельный размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на медицинское изделие; в) обоснование представленного заявления. 4. К заявлению могут прилагаться дополнительные документы. 5. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения заявления, формирует проект перечня, а также предложения с указанием по каждому наименованию медицинского изделия предельного размера отпускной цены производителя, предельного размера оптовой надбавки и предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя и направляет их в Министерство здравоохранения Российской Федерации либо в случае недостаточности сведений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информирует об этом орган власти, направивший заявление, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. 6. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения проекта перечня и предложений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, вносит в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об установлении предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на медицинские изделия и об утверждении перечня. 7. В отсутствие чрезвычайной ситуации и (или) угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Министерство здравоохранения Российской Федерации после получения проекта перечня и предложений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, вносит в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации о проведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения мониторинга розничных цен на медицинские изделия. 8. В случае если в течение 30 календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в пункте 7 настоящих Правил, выявлен рост розничных цен на медицинские изделия на 30 процентов и более, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня завершения мероприятий по мониторингу таких цен, формирует проект перечня, а также предложения с указанием по каждому наименованию медицинского изделия предельного размера отпускной цены производителя, предельного размера оптовой надбавки и предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя, направляет их в Министерство здравоохранения Российской Федерации и информирует об этом организацию — заявителя медицинского изделия. 9. Министерство здравоохранения Российской Федерации после получения проекта перечня и предложений, указанных в пункте 8 настоящих Правил, вносит в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации об установлении предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на медицинские изделия и об утверждении перечня. 10. Предельный размер оптовой надбавки и предельный размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на медицинское изделие устанавливаются в отношении каждого субъекта Российской Федерации.

Сегодня обсудим:
— Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1309 «Об утверждении Правил формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей»
— Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1310 «Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей»
— Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1344 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»
— Приказ Росздравнадзора от 29.06.2020 N 5527 «Об утверждении Критериев оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1309 «Об утверждении Правил формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей»
Начало действия документа — 15.09.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» Правительство РФ постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня ЛП, не включенных в перечень ЖНВЛП, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей.
Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
Статья 60. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения
Правительство РФ вправе установить предельные отпускные цены производителей на указанные ЛП, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные ЛП. Перечень ЛП, не включенных в перечень ЖНВЛП, и порядок его формирования определяются Правительством РФ.
— В условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,
— В случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством РФ решения о проведении мониторинга розничных цен на ЛП, не включенные в перечень ЖНВЛП, на территориях субъектов РФ выявлен рост розничных цен на указанные ЛП на тридцать процентов и более.
Формирование перечня:

В ЗАЯВЛЕНИИ указывается:
— торговое наименование ЛП, международное непатентованное, или химическое, или группировочное наименование ЛП, ЛФ, дозировка;
— дата и номер регистрационного удостоверения
— наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения;
— предлагаемые к установлению предельный размер отпускной цены производителя на ЛП, предельный размер оптовой надбавки и предельный размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЛП;
— обоснование представленного заявления
Заявление направляется в Росздравнадзор.
МОНИТОРИНГ
— выявлен рост розничных цен на лекарственные препараты на 30 процентов и более
— не выявлен рост розничных цен на лекарственные препараты на 30 процентов и более
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1344 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»
Основание для разработки проекта акта:
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
Статья 9. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств
4. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, установлению производителями лекарственных препаратов цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — обязательные требования).
Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении ЛС
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении ЛС относятся:
3) осуществление регионального государственного контроля за применением цен на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли ЛС, АО, ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, МО, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют АО;
Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»
Региональный государственный контроль на территории субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ



Приказ Росздравнадзора от 29.06.2020 N 5527 «Об утверждении Критериев оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Начало действия документа — 18.09.2020.
— Для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решения, являющегося основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в «Интернет», а также сетевых адресов в единую АИС «Единый реестр доменных имен …., содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле ЛП, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении ЛС, информация, размещенная на сайтах в сети «Интернет», должна соответствовать одному или нескольким критериям:
1) наличие предложения о розничной торговле фальсифицированными, недоброкачественными, контрафактными ЛС;
2) наличие предложения о розничной торговле незарегистрированными ЛС;
3) наличие предложения о розничной торговле дистанционным способом ЛП, отпускаемыми по рецепту на ЛП;
4) наличие предложения о розничной торговле дистанционным способом НЛП и ПЛП;
5) наличие предложения о розничной торговле дистанционным способом спиртосодержащими ЛП с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов;
6) наличие предложения о розничной торговле ЛП дистанционным способом с использованием доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указанных в разрешении на осуществление розничной торговли ЛП дистанционным способом;
7) информация, направленная на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих розничную торговлю ЛП, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении ЛС (за исключением художественных произведений, в которых описывается информация, оправданная их жанром).
— Для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решения, являющегося основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единую АИС «Единый реестр доменных имен … содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле ЛП, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении ЛС, информация, размещенная на сайтах в сети «Интернет», должна соответствовать одному или нескольким критериям:
1) наличие предложения о розничной торговле ЛП, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении ЛС;
2) информация, направленная на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих розничную торговлю ЛП, в том числе дистанционным способом, не имеющих лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности (за исключением художественных произведений, в которых описывается информация, оправданная их жанром).

Акценты этой статьи:
· приведен образец приказа о ценообразовании;
· указано, что должен содержать приказ и почему он необходим предприятию.

Для чего нужен приказ
Цена товара (услуги) – это показатель, характеризующий ценность продукта, и от правильности ее установления зависит не только уровень доходности, но и успешное ведение бизнеса. Для обоснования цены составляется плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат, которые включаются в себестоимость товара (услуги).
При этом цена одного и того же товара (услуги) может быть разной в зависимости от условий поставки. Чтобы у контролирующих органов не возникали вопросы по формированию цены товаров (услуги) в том или ином случае, в приказе о ценообразовании рекомендуем отразить условия предоставления постоянно действующих скидок/надбавок.
Также на уровень цен товаров (услуг) могут влиять рекламные акции, проводимые предприятием путем предоставления скидок всем покупателям на определенный период. Решение о проведении рекламных акций оформляется отдельным приказом по предприятию.
Приказ о ценообразовании издает и подписывает директор предприятия, также нужны подписи лиц, ознакомленных с приказом (бухгалтера, экономиста, менеджера и т. п.).

Что учитывать при расчете це
Основным нормативным документом, регулирующим политику ценообразования в Украине, является Закон от 21.06.12 г. № 5007-VI (далее – Закон № 5007). Действие этого Закона распространяется не только на госорганы, которые устанавливают и контролируют цены, но и на субъектов хозяйствования (далее – СХ), осуществляющих деятельность на территории Украины.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 5007 цены в Украине могут быть:
· cвободными – устанавливаются предприятиями самостоятельно по согласованию сторон на все товары, кроме тех, цены на которые регулируются государством;
· государственными регулируемыми – вводятся на товары, которые оказывают определенное влияние на уровень и динамику цен, имеют существенную социальную значимость, а также на товары, производимые СХ, которые занимают монопольное положение на рынке.

Что должен содержать приказ
Приказ о ценообразовании составляется в произвольной форме и должен, в частности, содержать:
· перечень статей расходов, которые включаются в плановую калькуляцию цены товара (услуги). Перечень расходов зависит от специфики деятельности предприятия. Так, в перечень калькуляционных статей себестоимости товара (услуги) помимо прямых расходов могут входить административные расходы, расходы на сбыт, другие расходы. Отметим, что, согласно разъяснениям ГФС (ОИР, категория 101.06), налоговые обязательства по НДС на основании п. 188.1 Налогового кодекса не начисляются при бесплатных раздачах товаров в рекламных целях, при условии, что стоимость таких товаров включается в стоимость налогооблагаемых операций поставки (реализации) товаров, для продажи которых и проводилась рекламная акция, и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу обложения НДС. То есть товары, бесплатно розданные в рекламных целях, признаются облагаемыми НДС в составе той операции, в стоимость которой они были включены. Таким образом, включение в перечень калькуляционных статей себестоимости товара расходов на сбыт доказывает, что стоимость бесплатно розданных в рекламных целях товаров была включена в продажную стоимость рекламируемых товаров;
· порядок расчета базовой цены товара (услуги). Отметим, что методов ценообразования, используемых в экономике, множество. Самыми распространенными из них являются:
– метод «затраты плюс». Его можно разделить на несколько видов: метод полных затрат, метод средних затрат и метод предельных затрат. Наиболее популярным является метод полных затрат. Его суть в том, что цена продажи товара рассчитывается путем прибавления к закупочной цене этого товара (или к его себестоимости) определенной суммы рентабельности;
– директ костинг. В основу этого метода положен принцип деления затрат на постоянные и переменные. Согласно данному методу себестоимость продукции формируется только с учетом переменных затрат, постоянные в состав себестоимости не включаются, являются расходами периода и относятся на финансовый результат;
– метод сопоставимости конкурентных цен. Суть метода: при определении цены продукции компания ориентируется на цены конкурентов. То есть знание цены конкурентов позволяет выгодно использовать эту информацию. Например, если необходимо нарастить производство, цену на продукцию можно установить ниже цены конкурентов;
· условия предоставления постоянно действующих скидок/надбавок. Например: «В случае приобретения партии товара в количестве 500 единиц предоставляется скидка 5 %, в количестве 700 единиц – скидка 7 %», «В случае заключения договора аренды на срок более года – скидка 3 %»; «При выполнении заказа за 5 дней (при стандартном сроке 10 дней) надбавка к цене составляет 5 %» и т. п.;
· порядок предоставления скидок/надбавок. Здесь можно привести условия применения скидок, например, комплексно или нет, их максимальный размер, размер надбавок и возможность их применения вместе со скидками.

Пример

ООО «Матрица» осуществляет оптовую и розничную (через собственные фирменные магазины) торговлю электротоварами.

Покажем, как можно оформить приказ о ценообразовании (см. образец).

ОБРАЗЕЦ

ООО «Матрица»

Приказ № 11

01.11.17 г. г. Днепр

О ценообразовании

Для обоснования цен на товары, а также с целью расширения рынка сбыта, формирования положительного имиджа и получения прибыли ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить следующие правила расчета базовой продажной цены товаров:

1.1. Для оптовой торговли продажная цена товара (ПЦ) определяется с помощью метода полных затрат по формуле

ПЦ = ПС + ПП + ТН + КН,

где ПС – первоначальная стоимость товара;

ПП – плановая прибыль;

ТН – торговая наценка;

КН – косвенные налоги (НДС и акцизный налог).

Торговая наценка включает в себя расходы (Р), которые не попали в первоначальную себестоимость товара: административные (Дт 92), сбытовые (Дт 93), прочие операционные расходы предприятия (Дт 94). Размер торговой наценки исчисляется по формуле

ТН = Р : ПС х 100.

Плановая прибыль предприятия (ПП) определяется исходя из принятого на предприятии уровня рентабельности (Рент) по формуле

ПП = ПС х Рент : 100.

1.2. Для розничной торговли цена формируется по ценам продажи, то есть с учетом торговой наценки. Для определения продажной цены используется формула

ПЦ = (ПС + ПС х Н) х Нналог,

где ПС – первоначальная стоимость товара, которая определяется так же, как и для оптовой торговли;

Н – наценка к первоначальной стоимости товара. Ее размер устанавливается на уровне, позволяющем покрыть все расходы предприятия, в т. ч. административные (Дт 92), сбытовые (Дт 93), прочие операционные расходы предприятия (Дт 94), и получить запланированную прибыль. Также при расчете наценки следует ориентироваться на уровень рыночных цен;

Нналог – наценка, которая позволяет покрыть расходы на уплату НДС и составляет 1,2 (из расчета ставки НДС 20 %).

2. Ответственными за расчет продажных базовых цен назначить финансового директора Маленко Е. И. и экономиста Величко И. А.

3. Утвердить следующие условия предоставления постоянно действующих скидок к продажной цене:

3.1. В случае приобретения партии товара оптовыми покупателями в количестве от 500 единиц предоставляется скидка в размере 5 %.

3.2. В случае получения 100%-ной предоплаты от оптовых покупателей за партию товара в количестве от 300 единиц предоставляется скидка в размере 3 %.

3.3. Скидки предоставляются отдельно друг от друга и не суммируются.

3.4. В случае предоставления скидок в розничной торговле в рамках проведения рекламных акций фирменными магазинами № 1, № 2 условия предоставления скидок оформляются отдельным приказом по предприятию.

3.5. Ответственным за организацию и соблюдение порядка предоставления скидок и проведение рекламных акций назначить менеджера Ревина Е. И.

Контроль за соблюдением приказа оставляю за собой.

Директор ООО «Матрица» (подпись) С. С. Клименко

С приказом ознакомлены:

финансовый директор (подпись) Е. И. Маленко

Экономист (подпись) И. А. Величко

менеджер (подпись) Е. И. Ревин

Выводы
При формировании продажной цены товаров/услуг с учетом скидок субъект хозяйствования должен быть готов в случае необходимости обосновать эту цену. Приказ о ценообразовании как раз и является документом, который обоснует порядок причину формирования конкретной продажной цены в определенных экономических условиях.

Источник: «Баланс» № 94-95, который выходит из печати 27.11.17 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *