Ассоциации и объединения гражданского общества создаются добровольно

УДК 342 ББК 67.301

институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с полицией

ИННА ВИКТОРОВНА ФЕДОРОВА,

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-mail: karnavalinna@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук Зырянов С.М.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются институты гражданского общества. Ключевые слова: общество, институты, саморегулирование

Annotation. In article institutes of civil society are considered. Keywords: society, institutes, self-regulation

Основоположником современных теорий гражданского общества считают А. де Токвиля, который определил, что основой гражданского общества гражданские ассоциации, решающие задачи, которые не подвластны государственным институтам1. Определения понятия гражданского общества пытались сформулировать известные ученые: связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации (Г.В. Гегель)2; союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества (Т. Гоббс); общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы (Джон Локк); общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство (Шарль Монтескье) и др.

В современном российском обществоведении, по мнению В.Е. Чиркина, отмечаются крайние позиции: 1) под гражданским обществом понимается нечто совершенно отдельное от государства, оно возникает, когда появляется средний класс, партии, структурированность каналов общественного влияния; 2) гражданское общество существует всегда, в том числе в тоталитарных системах и т.п., т.е. отождествляется с понятием общества в целом3. Анализ существующих точек зрения позволяет определить гражданское общество как сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимую от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной

власти. То есть, гражданское общество не тождественно какой-то части общества как совокупности людей, его необходимо рассматривать, скорее, как общественные отношения, проявления социальной активности, даже потенциальные возможности общественной реакции на значимые события. В соответствии с этим и применительно к проблемам взаимодействия имеет смысл говорить не о гражданском обществе, а о более конкретных его составляющих — об институтах гражданского общества.

В отечественной специальной литературе иногда высказывается мнение о том, что в России гражданское общество не сформировано в полной мере4. И.Н. Бар-циц даже утверждает, что неразвитость гражданского общества является серьезным препятствием созданию эффективной управленческой системы5. Данное утверждение спорно по ряду обстоятельств: во-первых, никто не может сказать, где находится граница, после которой гражданское общество может считаться сформировавшимся. Не известно, как далеко российское общество находится от этой границы, движется ли оно к ней или в ином направлении. Можно ли утверждать, что в каких-то странах гражданское общество уже сформировалось; во-вторых, термин «гражданское общество» содержит ключевое слово «гражданское», что означает отделение его от государства, как цивильное от публичного в праве. Гражданское общество надо рассматривать как нечто неслужебное, не связанное с государственной властной деятельностью6. С этой точки зрения гражданское общество есть всегда

и во всех странах, даже в концлагере формируются институты гражданского общества, регулирующие отношения между заключенными без участия администрации. Другое дело, каков объем сферы, регулируемой самим гражданским обществом. Он, безусловно, в разных странах и в разные исторические периоды может существенно различаться. Симон Кордонский, анализируя идеи Гегеля, говорит, что не может быть современного общества без семьи и государства. Если есть государство и семья, т.е. и гражданское общество, хотя оно и принципиально отличается от общепринятых моделей. Российское гражданское общество не организовано, но всепроникающе и обладает богатыми возможностями для решения многих проблем7. Например, можно вспомнить спонтанно организованный по всей стране сбор предметов первой необходимости, денежных средств и даже людских ресурсов (отряды волонтеров) в помощь пострадавшим от наводнения в Крымске.

Гражданское общество всегда было неоднородным. В нем принято выделять институты, элементы системы или сектора. В состав элементов гражданского общества включают личность, семью, церковь, школу, общественные объединения, политические партии, профсоюзы, независимые СМИ, институты представительной и непосредственной демократии, системы воспитания и образования, социальные группы, слои, средний класс, все негосударственные (неправительственные) структуры, учреждения, связи, отношения8.

Ю.А. Тихомиров отмечает, что правовое опосредование институциональных форм, обеспечивающих стабильное и широкое участие граждан и их объединений в решении частных и публичных вопросов, служит гарантией эффективности функционирования. Уважаемый профессор делает вывод о том, что институты гражданского общества порождены природой общественного и конституционного строя и призваны непосредственно выражать интересы, мнения и позиции граждан и их объединений. При этом объединения не только отражают общие взгляды социальных слоев, групп, но выступают как организационно-юридические структуры, создающиеся для реализации тех или иных интересов9. Ю.А. Тихомиров предложил характеристику институтов гражданского общества через ряд признаков: юридическое основание, самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоответственность. Кроме того, он предпринял попытку «условной» классификации институтов гражданского общества: местное самоуправление; объединение на основе членства — партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы; институты непо-

средственного принятия решений — выборы, референдум, публичные обсуждения и слушания, народное собрание (сельские сходы); ситуационные институты гражданской инициативы; ассоциации — профессиональные, по интересам; средства массовой информации; митинги, шествия, демонстрации; общественные движения; фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты — общественная палата, общественные советы, саморегулируемые организации, некоммерческие организации; семья10. Из перечисленных видов в отношения взаимодействия с полицией могут вступать общественные движения и организации.

Эти организации имеют правовую основу. В законодательстве Российской Федерации называются ассоциации, которые могут быть причислены к институтам гражданского общества. Прежде всего, необходимо вспомнить статью 15 Конституции РФ, которая гарантирует многопартийность и равенство перед законом общественных объединений, запрещая, в то же время, создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В ст. 14 Конституции РФ названы религиозные объединения, которые должны быть отделены от государства и равны перед законом. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование — в ст. 31.

В законодательных актах устанавливается правовой статус общественных объединений ветеранов11, инвалидов12, общероссийских, местных и региональных спортивных федераций13, общественных наблюдательных комиссий14, общественных объединениях по защите прав граждан в сфере охраны здоровья15, общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов)16 и др.

Общие положения об общественных объединениях, приобретающих статус юридического лица, содержатся в Гражданском кодексе РФ (часть 1). Установлению особенностей статусов общественных объединений, регулированию отношений, возникающих в связи с их образованием, реорганизацией, деятельностью, ликвидацией, посвящены специальные федеральные законы: от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»17, от 28 июня 1995 г.

№ 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»18, от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»19, от 12 января 1996 г. № З-ФЗ «О некоммерческих организациях»20, от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»21, от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»22, от 4 апреля 2005 г № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Фе-

дерации»23.

Анализ перечисленных законодательных актов позволяет утверждать, что возможные ассоциации граждан, составляющие материальную часть гражданского общества24, в основном охватываются понятием «общественное объединение», под которым в одноименном Федеральном законе понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» они могут создаваться в нескольких организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Кроме того, общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений, т.е. объединяться с другими общественными объединениями.

Допускается также создание международных общественных объединений, международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации, создание организаций, отделений или филиалов и представительств международных общественных объединений.

Понятие политической партии раскрывается Федеральным законом «О политических партиях», в соответствии со ст. 3 которого это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В отличие от прочих общественных объединения, политические партии подлежат государственной регистрации. Остальные общественные объединения могут быть зарегистрированы, в этом случае они приобретает статус юридического лица.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» кроме организационно-правовых форм классифицирует их по другим основаниям:

• по территории действия: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные;

• по статусу участников: объединения граждан, юридических лиц и смешанные;

• по возрасту участников: выделяются детские, молодежные объединения, во все остальные могут входить только совершеннолетние граждане.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» такими организациями (далее — НКО) признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться в форме общественных объединений или религиозных организаций, общин малочисленных народов, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, в иных предусмотренных федеральными законами формах. Допускается существование иностранных некоммерческих неправительственных организаций, основное отличие которых от отечественных заключается в том, что они созданы за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, а их учредителями не могут быть государственные органы (иностранных государств).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»25 в числе НКО были выделены НКО, «выполняющие функции иностранного агента».

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» выделяет социально ориентированные НКО, а также создаваемые для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; НКО, участвующие в политической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О про-

фессиональных союзах» данные организации также являются добровольными общественными объединениями граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членами профсоюзов могут быть граждане, достигшие 14-летнего возраста. Профсоюзы могут объединяться по отраслевому, территориальному или иному признаку в общероссийские, межрегиональные, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов.

Особое положение занимают организации, создаваемые по принципу «сверху», но претендующие на место в структуре гражданского общества. Это Общественная палата Российской Федерации, общественные советы и общественные наблюдательные комиссии.

Общественная палата РФ, образованная в 2005 г. в соответствии с одноименным Федеральным законом, стала новым явлением в отечественной истории и обратила на себя внимание исследователей26. Интересно, что А.В. Тиховодова в своей работе, предполагающей рассмотрение Общественной палаты РФ как элемента (института) гражданского общества, приходит к выводу о том, что гражданское общество не может быть сформировано по инициативе власти, тем более по плану представителей власти. А Общественная палата должна служить органом взаимодействия общества и государства27.

В отличие от А.В. Тиховодовой, С.В. Федосов рассматривает Общественную палату РФ как один из институтов гражданского общества, главной функцией которого он считает общественный контроль. Вместе с тем, автор отмечает, что статус Общественной палаты РФ как государственного учреждения не соответствует ее функциям28.

В свою очередь В.В. Гриб занимает более взвешенную позицию. Он считает, что Общественная палата РФ имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, она имеет общие черты с общественными объединениями, с другой стороны, в ее статусе явно присутствуют черты государственного института. На этом основании ученый определяет ее статус как постоянно действующий независимый орган публичного права, реализующий миссию функционального представительства с целью обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти и местного самоуправления29.

По нашему мнению, Общественную палату РФ и общественные советы нельзя рассматривать в числе институтов гражданского общества. Это, действительно, органы публичного права, созданные для обеспе-

чения взаимодействия институтов государственной власти с институтами гражданского общества30.

Представляют интерес с точки зрения отношения к институтам гражданского общества общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В отличие от общественных советов, данные организации создаются из представителей общественных объединений, что дает основания считать их институтами гражданского общества.

В последнее время в специальной литературе можно встретить деление общественных организаций на неправительственные31 и правительственные или «государственные-негосударственные», псевдо-обще-ственные (в английском — GONGO, Governmental Non-Governmental Organizations)32. К ГОНГО относят организации, финансируемые и контролируемые институтами государственной власти, но представляющие себя как независимые, подменяя собой реальные институты гражданского общества, выступающие как бы от имени гражданского общества. К таким организациям относят «Лигу безопасности интернета», «Гражданский контроль», «Сопротивление» и др.

Представляется, что организация взаимодействия органов внутренних дел с подобными объединениями граждан утрачивает смысл, поскольку сами эти организации создают лишь видимость гражданской активности, взаимодействие с ними также будет продолжением видимости без содержания.

В.А. Субочева, подходя к вопросу с позиций возможной организации взаимодействия с органами государственной власти, определяет неправительственные организации как не являющиеся государственными или муниципальными (и не имеющие в составе учредителей органов государственной власти или органов местного самоуправления, государственных или муниципальных органов и учреждений) некоммерческие организации, добровольно создаваемые гражданами для достижения и реализации социальных, культурных или (и) правозащитных целей, не связанных с извлечением и распределением прибыли между членами организации33. С таким определением можно было бы согласиться, но, во-первых, излишним представляется указание на то, что цели неправительственных организаций не должны быть связаны с извлечением и распределением прибыли. Это обстоятельство уже заложено в понятии НКО, используемом в определении. Получается повторение. Во-вторых, мы бы дополнили

это определение указанием на отсутствие представителей государства или местного самоуправления в попечительских советах неправительственных организаций.

По нашему мнению, перечень институтов гражданского общества должен быть расширен за счет новых, образующихся с использованием современных технических и информационных возможностей, форм. Например, в сети Интернет получают широкое распространение форумы различной направленности, а также порталы, сайты, страницы, на которых обсуждаются актуальные политические, экономические, социальные проблемы. Это, например, форум сотрудников МВД http://www.police-russia.ru/, неофициальный форум сотрудников МВД http://forummvd.ru/, объединение сторонников концепции общественной безопасности «Осознание» http://kob.su/forum/, Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» (http://www.alrf.ru/), Комитет гражданских инициатив, созданный А. Кудриным (http://komitetgi. ru/), Общероссийский гражданский форум, портал «Открытая полиция» (http://openpolice.ru/) и др.

В последнее время наибольшую активность проявляют Поисково-спасательный отряд ЛизаАлерт (http:// lizaalert.org/), который занимается поиском пропавших людей, в первую очередь, потерявшихся детей, созданный в Екатеринбурге Е.В. Ройзманом фонд «Город без наркотиков» (http://www.silavpravde.ru/), действуют центры социальной реабилитации и адаптации «Страна живых» в Переславле, Туле, Подольске, в Москве («Возрождение»), «Стоп-хам», объединения автомобилистов, Архнадзор, экологические объединения35 и др.

В итоге представляется возможным выделить основные направления деятельности общественных организаций:

• охрана окружающей природной среды;

• социальная помощь, адаптация безработных;

• защита прав лиц, находящихся в местах лишения свободы;

• охрана общественного порядка;

• обеспечение безопасности дорожного движения;

• борьба с наркоманией;

Анализ материалов, представленных МВД России, свидетельствует о том, что органы внутренних дел вза-

имодействуют с обществами охотников и рыболовов с волонтерами при поиске пропавших, с казачьими обществами при охране общественного порядка, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с общественными организациями также в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков36. Отмечено подписание соглашения между УМВД России по Ярославской области с региональным отделением Ассамблеи народов России о взаимодействии в области профилактики межнациональных конфликтов в современном обществе37. Сообщается о взаимодействии с поисковыми волонтерскими объединениями «ЛизаАлерт», «Ты не один», «Поиск пропавших детей» Налаживаются контакты с национально-культурными общественными организациями («Крунк», «Иверия», «Алан», «Славяне», «Иристон», «Патрида», Абазашта», «Дагестан», «Адыге-Хасэ» и др.)38. На региональном уровне осуществляется взаимодействие с участниками Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество — детям России»39.

Таким образом, в структуре гражданского общества выделяются различные институты: общественные организации, институты непосредственного принятия решений, институты гражданской инициативы, ассоциации, смешанные институты. Они различаются по своим организационно-правовым формам, по целям и задачам, а также в зависимости от того, кем они созданы и из каких источников финансируются. С точки зрения возможности взаимодействия с полицией выделяются общественные объединения правоохранительной и правозащитной направленности, в том числе волонтерские поисковые отряды, которые во многих случаях не имеют статуса юридического лица. По целям и задачам общественные объединения, представляющие интерес как объекты взаимодействия с полицией, можно разбить на группы:

• участвующие в охране общественного порядка;

• участвующие в обеспечении безопасности дорожного движения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• участвующие в борьбе с наркоманией;

• занимающиеся поиском потерявшихся детей и взрослых.

1 См., напр.: Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992. С. 381.

2 См.: Гегель Г.В. Соч., в 14 т. — М., 1929 — 1956. Т. 7. С. 211.

4 См., напр.: Бессонова В.В. Гражданское общество: к во-

просу об историко-философском созревании дефиниции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3. С. 6 и др.

5 См.: Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект — М., 2008. С. 398.

6 Гегель писал, что гражданское общество — это дифференциация, которая выступает между семьей и государством. См.: Гегель Г.Ф. Философия права — М.: Юрид. литература, 1990. С. 308.

8 См.: Матузов Н.И. Указ. соч. С. 395.

9 См.: Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 35 — 45. СПС Консультант Плюс.

10 См.: Тихомиров Ю.А. Там же.

11 См.: Ст. 25 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ в редакции от 2 июля 2013 г. «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

12 См.: Глава 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. в редакции от 2 июля 2013 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

13 См.: Статьи 13 — 17 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. в редакции от 2 июля 2013 г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. №. 50. Ст. 6242.

14 См.: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. в редакции от 2 ноября 2013 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

15 См.: Статья 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. в редакции от 27 сентября 2013 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

17 Федеральный закон в редакции от 20 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

18 Федеральный закон в редакции от 5 апреля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

19 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

20 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

21 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

22 Федеральный закон в редакции от 7 мая 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

23 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

24 Ранее мы уже отмечали, что к институтам гражданского общества относятся не только ассоциации разного рода, но и институты принятия решений, что позволяет делить их условно на материальные и нематериальные.

25 См.: СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4172.

27 См.: Тиховодова А.В. Указ. соч. с. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: Федосов С.В. Указ. соч. С. 10 — 11.

29 См.: Гриб В.В. Указ. соч. С. 9.

33 См.: Субочева В.А. Указ. соч. С. 8.

34 Возникновение народных дружин в России относят к 1881 г., когда в Москве накануне коронации Александра III образовалась добровольная народная охрана, наситывавшая 20 тысяч человек. К 1894 г. ее численность доходила до 80 тысяч человек. См.: Невский С.А., Сычев Е.А. Участие населения в охране правопорядка в Российской империи // Историческая и социальная образовательная мысль. 2011. №. 1 — 2 (7). С. 84 — 91.

35 Есть примеры стихийного объединения граждан, активизации различных общественных объединений, провоцируемого действиями, причиняющими ущерб окружающей природной среде, такие как вырубка лесных массивов в районе городов Химки, Жуковский, разработкой месторождения никеля в Хопре и др.

36 Так, налажено взаимодействие ГУ МВД России по Воронежской области с общественной организацией «Родители против наркотиков». Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/ йет/932378/. Вхождение 24.11.2013.

37 Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/item/687956/. Вхождение 24.11.2013.

38 См.: Савельев В.Ю., Зверева И.А. Миротворческий вектор взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества // Профилактика экстремизма, терроризма, национальной и религиозной вражды в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Материалы научно-практического семинара. Кисловодск, 27 — 28 мая 2011 г. — М., 2012. С. 56.

39 Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/item/146863/. Вхождение 24.11.2013.

Главная

Наши телефоны (495) 713-90-65, 713-90-66

Наш адрес: 109029, Москва, ул. Нижегородская, д.32, кор.15, офис 302. e-mail: sro_003@mail.ru

ОГРН 1027709028160, ИНН 7709395841, КПП 770901001

Банковские реквизиты

Получатель СРО «СМиАУ»

ИНН 7709395841

КПП 770901001

Р/с 40703810201100000169 в АО «АЛЬФА-БАНК» г. Москва

Корр. счет: 30101810200000000593 в ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО

БИК 044525593

Уважаемые коллеги!

Обращаем ваше внимание на то, что у нас сменился офисный номер телефона.

Теперь с нами можно связаться по телефонам (495) 713-90-65, 713-90-66

Звоните, Ваш звонок действительно важен для нас!

Уважаемые арбитражные управляющие!

Напоминаем, что Федеральным стандартом предусмотрено ЕЖЕГОДНОЕ повышение уровня профессиональной подготовки арбитражного управляющего.

Институт профессионального роста приглашает на обучение по программе: «Повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих». (в объеме 26 академических часов).

Стоимость обучения – 2 350 руб.

Обучение проходит в форме вебинара в режиме онлайн – с использованием дистанционных технологий.

Высокопрофессиональный преподавательский состав. Лекторы: государственные советники юстиции 1-го класса, судьи Высшего Арбитражного суда РФ (в отставке), члены рабочей группы при Верховном суде РФ по подготовке постановлений и изменений, касающихся закона о банкротстве, эксперты-практики в сфере торгов, реализации имущества банкрота.

Слушателям предоставляется возможность задавать вопросы преподавателю в процессе обучения (и в дальнейшем), с разбором практических ситуаций.

Для участников обучения предоставляется запись вебинара (ссылка доступна в течение 10 дней) и учебно-методический материал, который разработан с учетом последних изменений в законодательстве РФ о банкротстве.

Участники обучения в форме вебинара имеют право в течение учебного года принимать участие во всех последующих вебинарах без оплаты и пользоваться методическим материалом.

Саморегулируемая организация «Союз менеджеров и арбитражных управляющих» (далее Союз) объявляет набор в члены Союза – арбитражные управляющие граждан Российской Федерации, проживающих на территориях: Республики Бурятии, Республики Коми, Удмуртской Республики, Пермского края, Астраханской обл., Белгородской обл., Брянской обл., Вологодской обл., Ивановской обл., Иркутской обл., Кировской обл., Курганской обл., Ленинградской обл., Мурманской обл., Новгородской обл., Новосибирской обл., Орловской обл., Оренбургской обл., Псковской обл., Саратовской обл., Тамбовской обл., Томской обл., Тюменской обл., Челябинской обл., г. Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа.

С информацией о порядке и условиях приема, а также о Союзе и его внутренних документах можно ознакомиться в разделах сайта: «Главная», «Информация для вступления в организацию», «Об организации» и т.д. и по телефону: (495) 713-90-65

Принятие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127-ФЗ внесло серьезные поправки в действующее законодательство о несостоятельности. Закон впервые ввел понятие саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, объединивших профессионалов антикризисного управления, жесткую систему материальной ответственности перед должниками и кредиторами, законодательно установил функции, права и обязанности, правила и стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация «Союз менеджеров и арбитражных управляющих» создана 06.12.02 г. и является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами Российской Федерации для содействия ее членам в осуществлении деятельности арбитражных управляющих.

18.04.03 г. Союз получил статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих и внесен Министерством юстиции Российской Федерации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за № 0003.

Союз является межрегиональной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, имеющей Представителей на территории 62 субъектов Российской Федерации.

Роль арбитражного управляющего в экономике определена федеральным законом № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу в декабре 2002 года. Появление этого закона стало важным этапом в развитии в России цивилизованных механизмов рыночного регулирования и позволило саморегулируемым организациям арбитражных управляющих полноценно выполнять возложенную на них законом и обществом миссию – содействовать оздоровлению российской экономики.

Практика арбитражного управления, накопленная Союзом, показывает, что процедура банкротства – это, прежде всего, механизм оздоровления и выход из кризисного состояния, а не полное фиаско предприятия. Грамотное применение инструментов банкротства позволяет привлечь новый капитал, у организации появляется возможность вывода производства на иной более высокий уровень. Входе процедуры банкротства определяются и оцениваются финансовое состояние предприятия, причины кризиса, ведется поиск неиспользованных внутренних и внешних ресурсов и возможности привлечения инвестиций, осуществляется переход от неэффективного управления к более эффективному. Для предприятий, прежде всего региональных, которые находятся в поисках новой оптимальной модели хозяйствования, процедура банкротства становится выходом из положения, который позволяет учесть интересы региона, работников и произвести «перезагрузку» деятельности предприятия. В то же время, институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

С учетом законодательных нововведений в сфере несостоятельности, деятельность Союза направлена на достижение трех взаимосвязанных целей:

  • сохранение предприятия как субъекта региональной экономики, сохранение основного производства, сохранение и приумножение рабочих мест;
  • максимально полное удовлетворение требований кредиторов и привлечение кредиторов к оздоровлению предприятия;
  • сохранение налогооблагаемой базы региона.

Союз оказывает профессиональные услуги арбитражного управления и обеспечивает соблюдение арбитражными управляющими – членами Союза законодательства РФ, правил профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих. Внутренние Правила и стандарты деятельности членов Союза и гибкая система контроля позволяет предоставить должнику, кредиторам и обществу наиболее профессиональную и качественную услугу арбитражного управления.

При достижении целей члены Союза придерживаются основных принципов деятельности Союза:

  • профессионализм и компетентность членов Союза;
  • индивидуальный подход, накопление и использование опыта ведения процедур в типовых ситуациях и процедурах;
  • сочетание в работе открытости и конфиденциальности;
  • привлечение к сопровождению процедур банкротства профессиональных и авторитетных организаций;
  • тесное взаимодействие Союза с администрациями регионов, министерствами и ведомствами с целью выработки оптимальных решений, принимаемых при банкротстве.

С 1 января 2010 г. Общим собранием членов Союза утверждены следующие размеры взносов. Решением Президиума Союза от 29 марта 2013 г. отменен вступительный взнос в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей с 1 апреля 2013 г.

  • ежегодный членский взнос – 60 000 руб.;
  • взнос в компенсационный фонд Союза – 200 000 руб.

Обязательным условием членства в Союзе является наличие действующего договора страхование ответственности арбитражного управляющего. При исполнении обязанностей на предприятиях-должниках с балансовой стоимостью 100 и более млн. руб. обязательно наличие договора дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего.

С целью возмещения возможных убытков, причиненных должнику и кредиторам в результате неправомерных действий недобросовестных арбитражных управляющих – членов Союза, в соответствии с законом сформирован компенсационный фонд.

Союз в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации работ (услуг).

Порядок обеспечения выплат из компенсационного фонда Союза установлен ст.25.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Положением о компенсационном фонде Саморегулируемой организации «Союз менеджеров и арбитражных управляющих».
Об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов Союза можно узнать

Организационная структура Союза разработана в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом Союза.

Высшим органом управления Союза является Общее собрание его членов.

Общим Собранием членов Союза избираются члены постоянно действующего коллегиального органа управления – Президиума Союза и единоличный орган управления Союза – Директор.

Президиум Союза руководит деятельностью Союза в период между собраниями.

Директор руководит текущей деятельностью Союза.

Президиум Союза возглавляет Председатель Президиума – Дорохин Владимир Васильевич.

Директором Союза назначен Коптев Вячеслав Григорьевич.

Для обеспечения деятельности Союза Президиумом сформированы

  • Комитет Контроля — подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих;
  • Административный Комитет Союза — орган по рассмотрению дел о наложении на членов Союза мер ответственности;
  • Экспертный Совет Союза — орган по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

При Союзе аккредитованы страховые, оценочные, аудиторские и другие компании, оказывающие квалифицированную помощь членам организации.

Члены Союза являются опытными специалистами в сфере несостоятельности (банкротства) и антикризисного управления. Более 58% членов Союза имеют 2 и более высших образования.

18 — допуск на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2 члена Союза соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 19 сентября 2003 года № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации».

Союз не принимал участие в экспертизах проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Приоритетные направления деятельности Союза:

  1. Повышение персональной ответственности членов Союза за выполнение требований Устава, Правил профессиональной деятельности и деловой этики и действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве), руководителей органов Союза, Представительств и Представителей за выполнение обязанностей на порученных участках.
  2. Совершенствование системы контроля за деятельностью членов организации в процедурах, с целью недопущения нанесения ущерба компенсационному фонду Союза.
  3. Расширение присутствия членов организации в субъектах РФ Сибирского и Уральского федеральных округов, повышение имиджа Союза.
  4. Обязательное получение всеми членами Союза экономического и юридического образования. Повышение требований к кандидатам, вступающим в члены Союза.

Процедура банкротства — это, как правило, последняя возможность сохранить неплатежеспособное предприятие от окончательного развала и исчезновения как производственной единицы на основе оценки финансового состояния, использования внутренних ресурсов должника и привлечения внешних финансовых источников, а так же за счет смены неэффективного управления на эффективное. Проблемы предприятий разрешаются при этом профессионалами: арбитражными управляющими.

Арбитражный суд назначает управляющего из числа кандидатур, представленных саморегулируемой организацией и от выбора той или иной организации зависит зачастую судьба тысяч людей.

Союз призывает всех заинтересованных в восстановлении платежеспособности предприятий к сотрудничеству.

Дата создания документа 13.01.2004

Дата изменения документа 27.03.2020 11:54:58

Что дает Ассоциация

Вступление в крупнейшее и наиболее активное профобъединение отрасли взыскания дает существенные бизнес-преимущества для профессиональных коллекторских компаний.

Возможность влиять на развитие отрасли

Благодаря контактам Ассоциации с такими органами власти, как Министерство экономического развития, Федеральная служба судебных приставов, Совет Федерации и Государственная дума, члены НАПКА имеют возможность своевременно предложить идеи и аргументацию, исходя из своего опыта работы и видения развития отрасли.

Кроме того, НАПКА ведет самостоятельную нормотворческую деятельность — разработку профессиональных стандартов взыскания и подготовки специалистов, внутренних требований к компаниям, которые могут стать основной отраслевых нормативов. Компании Ассоциации имеют прямой доступ к этим инициативам с помощью участия в комитетах Ассоциации — юридическом, контрольном, дисциплинарном, PR- и др.

Член Совета НАПКА Илья Фомин о преимуществах, которые дает Ассоциация взыскателям

Подтверждение профессионализма компании для кредиторов и органов власти

Членство в НАПКА — существенный аргумент для многих крупных кредиторов, выбирающих партнеров для взыскания. Например, Сбербанк уже выдвинул соответствующее требование для коллекторских агентств, участвующих в его тендерах.

Крупнейшее объединение микрофинансовых организаций — СРО «МиР» также подписало соглашение с НАПКА о том, что рекомендует своим членам работать только с членами Ассоциации.

Несомненно, этот процесс будет продолжаться. Все больше кредиторов будут пытаться снизить свои репутационные риски, за счет подтверждения репутации партнеров по взысканию. А таким подтверждением на рынке взыскания на сегодняшний момент может быть только членство в НАПКА.

Повышение профессиональной квалификации

Приобщение к опыту крупнейших агентств, занимающихся взысканием не только в России, но и на европейских и азиатских рынках, выводит руководителей и специалистов компании на новый профессиональный уровень. Бесплатные обучающие семинары для членов НАПКА, на которые приглашаются руководители отдельных направлений — например, юридических служб, дают уникальную возможность обменяться опытом с лидерами рынка.

Неформальное бизнес-общение и полезные контакты

НАПКА регулярно организует конференции, встречи участников рынка, семинары, которые всегда предполагают не только информационную и образовательную составляющую, но и неформальное общение. Например, Клуб покупателей и продавцов, где происходят встречи взыскателей с крупнейшими кредиторами с неофициальной обстановке.

Также НАПКА активно способствует общению членов Ассоциации с другими полезными контактами из смежных отраслей — ЖКХ, энергетики, кредитными бюро, юристами, представителями арбитража, IT-разработчиками и т.д., которые расширяют возможности бизнеса по взысканию задолженности.

Самая актуальная информация для быстрой реакции

Рынок взыскания переживает время перемен в связи с введением закона о банкротстве, подготовкой закона о взыскательской деятельности, проведением масштабных проверок, большим вниманием со стороны общественности и СМИ. Кроме того, быстро меняется рыночная ситуация в связи с резким сокращением объемов кредитования, снижением контактности должников, внедрением новых технических средств.

Получение «из первых рук» наиболее оперативной и полной информации о разработке законодательства и нормативных актов в сфере взыскания, общение с ведущими экспертами и обмен опытом с коллегами позволяют членам НАПКА своевременно готовиться к переменам и минимизировать риски для бизнеса.

Еще одна грядущая перемена — с принятием закона о деятельности по взысканию, членство в отраслевом СРО, возможно, станет обязательным для ведения бизнеса по взысканию. В настоящее время НАПКА проходит процедуру получения статуса СРО.

Дополнительная PR- и юридическая поддержка со стороны Ассоциации

Ассоциация помогает своим компаниям получать информационную поддержку и оперативные консультации с помощью общения на закрытом форуме членов НАПКА и участия в работе комитетов.

Члены НАПКА получают помощь в продвижении своих новостей и аналитики в СМИ, перенаправленные запросы от прессы, скидки при участии в различных отраслевых конференциях и мероприятиях, дополнительные спонсорские и рекламные возможности на мероприятиях Ассоциации.

Европейская ассоциация социальной психологии ( EASP ), бывший член Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии ( EAESP ) является научной профессиональной организацией из социальных психологов . EASP в настоящее время насчитывает более 1200 членов по всему миру и стремится продвигать передовые европейские исследования в области социальной психологии. С этой целью он организует различные исследовательские мероприятия и отвечает за ряд журналов, которые сообщают о значительном исследовательском вкладе. Благодаря этой деятельности он поощряет научное общение между европейскими социальными психологами и соединяет европейских ученых с сообществом социальных психологов всего мира.

История

Организация была основана в 1966 году с целью продвижения социальной психологии в Европе.

Встречи

EASP организует ряд встреч для продвижения и распространения исследований и стипендий:

  • Общее собрание . Он проводится каждые три года и длится четыре дня. Это отличная возможность для участников собраться вместе, чтобы представить и обсудить свои исследования.
  • Летняя школа . Он проводится каждые два года и длится две недели. Это возможность для молодых ученых интенсивно работать со старшими исследователями в среде совместного обучения.
  • Встречи в малых и средних группах . Каждый год проводится до 6 собраний малых групп и 2 собраний среднего размера. Это возможность для ученых (по крайней мере, 50% из которых должны быть членами EASP) собраться вместе, чтобы представить исследования и продвигать стипендии в определенной области исследований.

Журналы

Ассоциация отвечает за следующие журналы *

  • Европейский журнал социальной психологии . Это издается Wiley-Blackwell каждые два месяца.
  • Европейский обзор социальной психологии . Он издается раз в год Psychology Press .
  • Социально-психологическая наука и наука о личности . Он публикуется раз в два месяца SAGE Publications и был соучредителем EASP (вместе с SPSP, SESP и ARP).
  • Европейский бюллетень социальной психологии . Это официальный информационный бюллетень ассоциации.
  • Европейские монографии по социальной психологии . Они публикуются на специальной основе, чтобы представить передовые исследования по заданной теме.

Награды

Ассоциация отмечает выдающиеся достижения в социальной психологии следующими наградами *

  • Медаль Анри Тайфеля . Это признание вклада всей жизни в европейскую социальную психологию.
  • Медаль Курта Левина . Это награда в середине карьеры за научные достижения.
  • Медаль Джоса Джаспарса . Это награда за успехи в исследованиях в начале карьеры.
  • Медаль Жан-Поля Кодоля. Это признание выдающейся заслуги перед европейской социальной психологией.
  • Премия EJSP за лучшую рукопись в начале карьеры . Это лучшая статья EJSP, опубликованная исследователем за 3 года после получения докторской степени.

Управление

EASP управляется Исполнительным комитетом из семи человек. Члены избираются на шестилетний срок, и на каждом общем собрании избираются три или четыре новых члена. Ключевые должностные лица — президент, казначей и секретарь.

внешние ссылки

  • Официальный сайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *