Аттестация на профпригодность сотрудников

Дублирование: с кем проводить и как организовать

Екатерина СИТЬКО, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Отдельные категории электротехнического персонала после обучения и проверки знаний обязаны проходить дублирование. Задача специалиста по охране труда — проконтролировать соблюдение этого требования. В статье в формате пошагового алгоритма расскажем, кто такие дублеры и как документально оформить дублирование. Для удобства воспользуйтесь готовыми шаблонами.

Шаг 1. Определите, кто должен проходить дублирование

Дублирование проходят оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный персонал. Дублером называют работника, который проходит дублирование.

Дублер управляет энергоустановкой, что требует определенных знаний и навыков, поэтому перед дублированием работник проходит инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, стажировку, обучение, проверку знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил. Дублирование также проводят после перерыва в работе более шести месяцев или в других случаях по усмотрению руководителя организации или структурного подразделения.

Чтобы организовать дублирование сотрудников, используют Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденные приказом Минэнерго (далее — Правила № 49). Этими правилами могут пользоваться любые организации, у которых в штате есть электротехнический и теплотехнический персонал. В этом случае применение Правил № 49 в организации определяют приказом или распоряжением (п. 1.2 Правил № 49).

Шаг 2. Установите продолжительность дублирования

Продолжительность дублирования конкретного работника устанавливает комиссия по проверке знаний в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы (п. 9.4 Правил № 49). Комиссия делает отметку о продолжительности дублирования в протоколе проверки знаний правил работы в электроустановках (приложение 4 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда н). Минимальную продолжительность дублирования смотрите на схеме 1.

Схема 1. Продолжительность дублирования

Шаг 3. Оформите допуск к дублированию

Допуск к дублированию оформляют приказом руководителя организации или структурного подразделения (п. 9.2 Правил № 49). В приказе указывают срок дублирования и назначают ответственного за подготовку дублера. Ответственным назначают непосредственного руководителя работника или наиболее опытного наставника. Если руководителем назначают наставника, ему устанавливают за это доплату.

Если к дублированию допускают оперативных руководителей, об этом нужно уведомить соответствующие оперативные службы и организации, с которыми ведут оперативные переговоры (п. 9.2 Правил № 49)

Шаг 4. Проведите дублирование

Дублирование проводят по программам, которые утверждает руководитель организации (п. 9.3 Правил № 49). В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках, поэтому в программе подготовки дублера указывают количество и тематику контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок.

Во время дублирования работник самостоятельно управляет энергоустановкой и выполняет все необходимые функции на рабочем месте. За действиями дублера наблюдает назначенный руководитель дублирования. За все действия дублера на рабочем месте в равной мере отвечают как основной работник, так и дублер (п. 9.2 Правил № 49).

Если работник не приобрел необходимых производственных навыков, дублирование продляют, но не более чем на основной срок. Продление дублирования оформляют приказом. Если во время дублирования установят профессиональную непригодность работника, его снимают с подготовки. Вопрос о дальнейшей работе такого сотрудника решает руководитель организации (п. 9.7 Правил № 49).

Шаг 5. Организуйте контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки

Противоаварийные тренировки проводят на рабочих местах или тренажерах, либо используют другие технические средства. Время тренировок включают в рабочее время. Можно совмещать противоаварийные и противопожарные тренировки. Периодичность проведения тренировок смотрите на схеме 2.

Обратите внимание

Число противоаварийных и противопожарных тренировок можно увеличить в зависимости от уровня профессиональной подготовки и навыков персонала по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций (п. 12.3 Правил № 49

Схема 2. Периодичность противоаварийных и противопожарных тренировок

Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносят в специальный журнал. Рекомендуемые формы журналов есть в приложениях 5, 6 к правилам проведения противоаварийных тренировок персонала электрических станций и сетей Минэнерго СССР (РД 34.12.201–88).

Сотрудников, которые без уважительной причины пропустили тренировку, к самостоятельной работе не допускают. Если дублер получил неудовлетворительную оценку за тренировку, он должен пройти повторную. Сроки повторной тренировки определяет руководитель организации или структурного подразделения (п. 12.7 Правил № 49).

Если дублер во второй раз не прошел тренировку, он должен повторно пройти обучение и проверку знаний, объем и сроки определяет руководитель организации или структурного подразделения (п. 12.8 Правил № 49).

Шаг 6. Оформите допуск к самостоятельной работе

Приказ о проведении дублирования

(наименование организации)

ПРИКАЗ

«___» ______________ 20__ года № ______

О проведении дублирования _________________________________

В связи с успешным прохождением __________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

инструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний и во исполнение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России и Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных приказом Минэнерго России ,

ПРИКАЗЫВАЮ

1. Допустить ______________________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

к дублированию с «___» ______________ 20__ г.

2. Установить продолжительность дублирования – 12 рабочих смен.

3. Назначить ответственным за подготовку дублера _____________________________

(фамилия и инициалы)

(должность, фамилия и инициалы)

4. ______________________________ проконтролировать прохождение контрольных

(фамилия и инициалы)

противоаварийных и противопожарных тренировок дублером.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на _____________________________.

(должность, фамилия и инициалы)

Генеральный директор _________________________ __________________________

(подпись) (инициалы

С приказом ознакомлены:

________________ _________________ ______________________ __________________

(должность) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

________________ _________________ ______________________ __________________

(должность) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

(наименование организации)

ПРИКАЗ

«___» ______________ 20__ года № ______

О допуске к самостоятельной работе ___________________________

В связи с успешным прохождением __________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

инструктажей, стажировки, обучения, проверки знаний, дублирования, контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок

ПРИКАЗЫВАЮ

1. Допустить ______________________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

к самостоятельной работе в _____________________________________________________

(место работы)

Презумпция профессиональной пригодности

  • •Глава 1. Основы технологии профконсультирования 11
  • •Глава 2. Принципы и методы профессиографии 29
  • •Глава 3. Традиционные методы психологической экспресс-диагностики 60
  • •Глава 4. Методика цветовых метафор 123
  • •Глава 5. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» 168
  • •Глава 6. Групповые профориентационные игры и упражнения 207
  • •Введение
  • •Глава 1. Основы технологии профконсультирования
  • •1.1. Направления профконсультирования
  • •Информационное направление
  • •Диагностическое направление
  • •Консультационное направление
  • •Тренинговое направление
  • •1.2. Цели профконсультирования
  • •Профориентация
  • •Профотбор
  • •Психологическая поддержка
  • •1.3. Средства профконсультирования
  • •Профессиональное информирование
  • •Психологическая диагностика
  • •Психологическая коррекция
  • •1.4. Формы профконсультирования
  • •Индивидуальное профконсультирование
  • •Групповое профконсультирование
  • •1.5. Этапы профконсультирования
  • •Этапы профориентационного консультирования
  • •Этапы консультирования при профотборе
  • •Этапы консультирования с целью психологической поддержки
  • •1.6. Принципы профконсультирования
  • •Унифицированность методов углубленной диагностики
  • •Ориентация на группы профессий
  • •Приоритетный учет общих способностей
  • •Презумпция профессиональной пригодности
  • •1.7. Критерии эффективности профконсультирования
  • •1.8. Ошибки профконсультирования
  • •Выбор неадекватных диагностических методов
  • •Принятие неправильных диагностических решений
  • •Некорректное сообщение психодиагностических результатов
  • •Глава 2. Принципы и методы профессиографии
  • •2.1. Понятия профессии, специальности и должности
  • •2.2. Классификации профессий
  • •2.3. Профессиограммы
  • •2.4. Методы разработки профессиограмм
  • •2.5. Методика экспертной оценки профессии
  • •2.5. Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность
  • •1. Особенности организации деятельности работников
  • •2. Особенности взаимоотношений между работниками
  • •3. Индивидуальные особенности работников
  • •Глава 3. Традиционные методы психологической экспресс-диагностики
  • •3.1. Наблюдение Общая характеристика наблюдения
  • •Диагностика направленности поведения с помощью наблюдения
  • •3.2. Интервью Общая характеристика интервью
  • •Интервью по выбору профессии
  • •Интервью с претендентом в процессе трудоустройства
  • •Интервью с сотрудником организации
  • •3.3. Интеллектуальные тесты Общая характеристика интеллекта
  • •1. Наследственные особенности.
  • •2. Состояние здоровья.
  • •3. Функциональные возможности центральной нервной системы (цнс).
  • •4. Пол.
  • •5. Возраст.
  • •6. Содержание и уровень образования.
  • •7. Экономические и культурные условия.
  • •8. Образ жизни и характер деятельности.
  • •9. Мотивы интеллектуальной деятельности.
  • •10. Особенности личности.
  • •11. Функциональное состояние человека.
  • •Тест Вандерлика
  • •3.4. Проективные методы Общая характеристика проективных методов
  • •Цветовой тест Люшера
  • •1. Слабые потребности
  • •2. Актуальные потребности
  • •3. Подавленные потребности
  • •1. Что измеряет тест Люшера: эмоциональное состояние или свойства личности?
  • •2. Какова надежность и валидность теста Люшера?
  • •3. Каковы ограничения при использовании теста Люшера?
  • •4. С какого возраста можно использовать тест Люшера?
  • •5. Что такое полный тест Люшера, и чем он отличается от восьмицветного?
  • •6. Можно ли использовать компьютерные версии теста Люшера?
  • •7. Как следует относиться к таблицам интерпретации теста Люшера?
  • •8. Почему тест Люшера так популярен среди психологов?
  • •3.5. Анкеты Анкета Голланда
  • •2. Интеллектуальный (думатель)
  • •Общая характеристика личности
  • •1. Наследственные особенности.
  • •Анкета самооценки состояния здоровья
  • •Глава 4. Методика цветовых метафор
  • •4.1. Введение
  • •4.2. Подготовка к проведению методики
  • •4.3. Процедура проведения методики цветовых метафор Индивидуальная (карточная) форма методики
  • •Групповая (бланковая) форма методики
  • •4.4. Интерпретация результатов методики цветовых метафор
  • •4.5. Примеры использования методики цветовых метафор Консультирование. Марк, 27 лет, сотрудник вневедомственной охраны.
  • •Анализ результатов. Александр, 34 года, менеджер по персоналу.
  • •Исследование. Сравнительный анализ содержания мотивации работающих женщин в зависимости от семейного положения.
  • •Глава 5. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»
  • •5.1. Введение
  • •5.2. Назначение и особенности методики
  • •5.3. Процедура проведения методики
  • •5.4. Интерпретация и обсуждение результатов методики Общие принципы интерпретации результатов
  • •Общие принципы обсуждения результатов
  • •Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента
  • •Интерпретация и обсуждение формальных показателей
  • •Интерпретация и обсуждение содержательных показателей
  • •5.5. Примеры использования методики рисуночных метафор «Жизненный путь» Консультирование. Екатерина, 27 лет, преподаватель английского языка.
  • •Консультирование. Николай, 35 лет, предприниматель.
  • •Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации.
  • •Глава 6. Групповые профориентационные игры и упражнения
  • •6.1. Общая характеристика группового профконсультирования
  • •6.2. Профориентационные игры и упражнения «Поле чудес»
  • •»Да-нет»
  • •»Пиктограммы»
  • •»Нужные люди»
  • •»Сравнительный анализ»
  • •»Профессиональный характер»
  • •»Угадай-ка»
  • •»Выборы»
  • •Литература
  • •Приложение. Примеры рисунков клиентов по методике рисуночных метафор «Жизненный путь».
  • •Сведения об авторе

На практике он часто сталкивается с беспорядочным миром, полным несовместимостей и парадоксов. Не каждый может быть успешным руководителем; существуют ключевые способности для успешного выполнения этой работы.

Когда дело доходит до осуществления и завершения проекта, логика быстро исчезает, и руководитель проекта сталкивается с более беспорядочным миром, полным несовместимостей и парадоксов. Успешный руководитель проекта должен уметь справляться с противоречивым характером своей работы. Важнейшие из таких противоречий приведены ниже.

Производить перемены и поддерживать стабильность.Руководители должны уметь устранить напряженность, восстановить порядок и вернуть проект в прежнее русло. В то же время они должны быть новаторами и развивать новые, лучшие способы работы. Инновация нарушает рутину и вызывает новые проблемы, которые надо решать.

Видеть перспективу во время работы. Руководитель должен уметь видеть перспективу и то, как проект вписывается в стратегию фирмы. Бывают времена, когда руководителю приходится вплотную заняться проектами и технологией. Если он не будет беспокоиться о деталях, то кто тогда будет?

Поощрять отдельных людей, но делать упор на команду. Руководитель должен мотивировать, уговаривать и заинтересовывать отдельных людей и в то же время поддерживать работу в команде. Они должны проявлять осмотрительность и справедливо относиться ко всей команде в целом и в то же время проявлять индивидуальное отношение к каждому.

Отдавать / не отдавать распоряжения. Руководители должны вмешиваться, разрешать тупиковые ситуации, решать технические проблемы и настаивать на различных методах. В то же время они должны понимать, когда следует быть просто пассивным наблюдателем, и предоставить другим принимать решения.

Гибкость, но твердость. Руководители должны уметь приспосабливаться и реагировать на события и результаты. В то же время они должны уметь вовремя взять все в свои руки и действовать твердо, когда остальные готовы все бросить.

Команда против организационной лояльности. Руководители должны создавать единую команду, члены которой будут побуждать друг друга к исключительной деятельности. Но в то же время они должны учитывать прочную связь и сопротивление команды внешним идеям. Они должны культивировать лояльность как команде, так и основной организации.

Управление этими и другими противоречиями требует тонкого подхода и соблюдения равновесия. Тонкость подхода связана с искусным движением вперед и назад между двумя противостоящими моделями поведения. Например, большую часть времени руководитель тратит на вовлечение в работу других, двигаясь шаг за шагом и стремясь достичь консенсуса. Но бывает, когда руководитель должен действовать как автократ и принимать решения в одностороннем порядке. Равновесие связано с пониманием опасности крайностей и того, что слишком много хорошего неизбежно наносит вред. Например, у многих руководителей есть привычка поручать наиболее напряженные и трудные задания лучшим работникам команды. Это часто вызывает у них недовольство («почему мне всегда поручают самые трудные задания?») и не дает возможности другим членам команды развивать свое мастерство.

Нет единого стиля управления или формулы, которые помогли бы стать успешным руководителем. Руководство — слишком сложный процесс для формул. Успешные руководители проекта обладают способностью приспосабливать стиль к конкретным условиям ситуации.

Что же следует делать, чтобы стать успешным руководителем? Многие авторы занимались этим вопросом и составляли целые списки умений, необходимых, для того чтобы стать успешным менеджером. Когда просматриваешь эти списки, то создается впечатление, что стать успешным руководителем можно лишь при наличии сверхчеловеческих способностей. В то же время мы согласны с тем, что не каждый может быть успешным руководителем; существуют ключевые особенности и способности, которые можно развить, чтобы успешно выполнять работу. Девять из этих особенностей перечислены ниже.

1. Способность мыслить комплексно. Руководители проектов должны иметь целостный, а не упрощенный подход к проекту. Вместо того, чтобы разбивать проект на отдельные части (планирование, бюджет) и управлять ими, системщик старается сосредоточить усилия на том, чтобы понять, как соответствующие факторы проекта взаимодействуют в совокупности и обеспечивают результат проекта. Ключом к успеху становится управление взаимодействием между различными частями проекта и проектом в целом.

2. Личная целостность. Прежде чем вы будете руководить и управлять другими, вы должны уметь руководить и управлять собой. Начните с четкого определения, кто вы, за что вы выступаете, как вы должны вести себя. Внутренняя сила дает душевную энергию выдержать взлеты и падения во время осуществления проекта, и доверие к себе необходимо для поддержания доверия других.

3. Предусмотрительность. Хорошие руководители проекта предпринимают действия заранее, когда требуется преодоление незначительных проблем, прежде чем они превратятся в большие. Они проводят большую часть времени, решая проблемы в рамках своих полномочий и не занимаясь тем, что находится не в их компетенции. Руководители проекта не могут быть нытиками.

4. Способность выдерживать стрессы. Руководители проекта должны обладать силой воли. Напряженность, связанная с соблюдением сроков, технические неувязки, общение с разными, трудными, иногда даже упрямыми профессионалами может привести к серьезным стрессам. Люди отличаются по способности переносить стрессы. Физические упражнения, здоровая диета и поддержка семьи необходимы для того, чтобы выдержать трудности управления проектом.

5. Общая бизнес-перспектива. Поскольку основная роль руководителя проекта заключается в объединении различных аспектов бизнеса и технических дисциплин, важно, чтобы у менеджера было общее понимание основ бизнеса и понимание взаимодействия функциональных дисциплин, приводящих к успеху в бизнесе.

6. Умение передавать информацию. Этот пункт входит во все списки, и не без основания. Руководители проекта должны уметь общаться с самыми разными людьми. Они должны уметь не только передать свои идеи наиболее доступным образом, но и быть хорошими слушателями, способными понять, что именно хотят сказать им другие.

7. Эффективное управление временем. Время — самый дефицитный ресурс у менеджера. Руководители проекта должны уметь правильно распределять свое время и быстро корректировать приоритеты. Они должны организовать свою работу так, чтобы никто не был обижен.

8. Опытный политик. Руководители проекта должны уметь успешно работать с разными людьми и добиваться их поддержки и одобрения проекта. Они должны уметь показать достоинства своего проекта, не умаляя правды.

9. Оптимизм. Руководители проекта должны демонстрировать исполнительность и энергичность, отношение «будет сделано». Они должны уметь находить положительные моменты в трудные дни и поддерживать положительное отношение людей к происходящему. Хорошее чувство юмора и веселое настроение часто больше всего помогают менеджеру.

Эти девять особенностей не охватывают всего, но они описывают те особенности, которыми обладают «звезды» в управлении проектом. И если у человека есть стремление к самосовершенствованию, то можно развить понимание и восприятие этих особенностей. У успешных руководителей проекта существует собственная «непрерывная программа совершенствования» всех упомянутых особенностей.

Случай из практики

Мартин Ф. Маркин, исполнительный директор отдела планирования и управления Merck, Sharp, and Dohme Research Laboratories (MSDRL) осуществлял надзор за деятельностью 14 координаторов проекта. В дополнение формального описания работы он составил список особых способностей, которыми должен обладать руководитель проекта. Он должен:

1. Уметь жонглировать несколькими мячами одновременно, но знать, какой мяч можно уронить в случае необходимости.
2. Уметь не только отделять зерна от плевела, но и уметь использовать его.
3. Уметь сохранять разум, объективность и нейтралитет, даже когда вы знаете о скромных возможностях людей, разработавших стратегию.
4. Уметь разговаривать с «королем и капустой» и считаться хорошим собеседником для обоих.
5. Быть дотошным, настойчивым, но эффективным и, главное, корректным.
6. Уметь слышать все и ничему не удивляться.
7. Уметь проявлять осторожность в сложных ситуациях.
8. Уметь выказывать благосклонность к людям, но никогда не играть с ними.
9. Уметь жить без признания, но пережить унижения.
10. Быть надежным, но независимым.
11. Уметь снисходительно относиться к людским глупостям и, в то же время, запоминать их.
12. Быть человеком, заслуживающим доверия, но недоверчивым.

Выводы

Чтобы добиться успеха, руководители должны создавать отношения сотрудничества между различными группами людей. Они начинают с того, что определяют ключевых заинтересованных лиц, затем выясняют характер взаимоотношений и основу для осуществления влияния. Успешные руководители умеют оказывать разнообразное влияние. Они используют это влияние и интерактивный стиль управления для осуществления руководства и соответствующих изменений. Все это они делают таким образом, что вызывают доверие, которое в конечном счете основывается на понимании другими их характера и компетентности. Руководители проекта должны помнить следующее:

  • Строить взаимоотношения до того, как они понадобятся. Определите ключевых людей и то, что вы можете сделать для них, прежде чем обращаться к ним за помощью. Всегда легче получить помощь, если вы уже что-то сделали для человека. Для этого руководитель проекта должен рассматривать проект, как целостную систему, и понимать, как это влияет на другие операции, на деятельность организации внутри и за ее пределами. В этом свете они должны; рассматривать возможности осуществления хороших дел и получения поддержки от других.
  • Относитесь с пониманием к Золотому правилу. Многие менеджеры сводят управление к простой посылке: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы с вами поступали люди». Хотя это и мудрое высказывание, но в нем таится потенциальная опасность. Не все могут хотеть того, что хотите вы, или то, что нужно вам. То, что вам кажется справедливым, не всегда может казаться таким другим людям. Необходимо умение поставить себя на место других и понять их желания и нужды.
  • Доверие поддерживается через личные контакты. Где нет внимания, там нет доверия. Это особенно верно для условий быстрых изменений и неопределенности, которые, естественно, порождают сомнения, подозрения и даже мгновенные приступы паранойи. Руководители проекта должны поддерживать частые контакты с ключевыми заинтересованными лицами, чтобы держать их в курсе, рассеивать их беспокойство, привлекать к проверке и сосредоточивать их внимание на проекте. Частые личные встречи укрепляют взаимное уважение и доверие друг к другу.

В конечном счете, осуществление успешного и этичного воздействия зависит от того, как вы относитесь к другим. Рассматриваете ли вы их как потенциальных партнеров или как препятствие для достижения своих целей? Если как препятствие, то тогда вы должны уметь манипулировать своим влиянием, чтобы добиться согласия и сотрудничества. Если как партнеров — вы используете свое влияние для достижения приверженности и поддержки. Люди, которые рассматривают создание социальной сети, как создание партнерских отношений, видят взаимодействие двух целей; немедленное решение проблем и улучшение рабочих отношений, чтобы они были более успешными. Опытные руководители проектов понимают, что «терпение приносит свои плоды», и стараются избегать привлечения противодействующих игроков.

Перечень утвержденных Правительством профессиональных стандартов

В России существенно изменились требования к квалификации работников. Соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс. Отныне и работодателям, и их сотрудникам придется ориентироваться на профессиональные стандарты. Нововведения затронули не только государственные предприятия и организации.

Скачать документы из статьи:

Обязательные профстандарты распространяются на всех без исключения. С одной стороны, это дополнительные мероприятия, которые необходимо подготовить и провести. С другой, профстандарты становятся основой для составления должностных инструкций, что серьезно облегчает их написание.

Применять профессиональные стандарты с 1 января 2019 года в обязательном порядке необходимо лишь к тем должностям, для которых это прямо предусмотрено Трудовым кодексом или иными законами. В частности, обязательными стали профстандарты в сфере образования, здравоохранения, бухгалтерского учета. Но даже в этих областях они не вводятся непосредственно с 1 января.

Правительством еще в 2016 году установлен переходный период для всех отраслей до начала 2020 г. За это время необходимо принять все необходимые стандарты. Например, в сфере образования уже действует с 2013 г. стандарт «Педагог», но до сих пор не разработан профессиональный стандарт преподавателя высшей школы, в 2019 г. его еще только планируется утвердить.

Что можно тем, кто работает по профстандарту

Это неправда, что ажиотаж по поводу профстандартов спал. Он сменил вектор: обеспокоенность двухлетней давности «нас заставят применять профстандарты» сменилась разумным любопытством «а можно ли…». Профстандарты действуют, это факт. И раз уж они есть, компании задумываются, как их использовать в своих целях. Можно ли — вот в чем вопрос. Ответы на него найдете в статье журнала «Справочник кадровика».

Обязательно использование профстандартов с начала 2019 г. для тех профессий, которые дают право на получение различных льгот, в том числе и льготной пенсии. Трудовой договор с новыми работниками обязательно заключается уже с учетом требований стандартов. Что же до уже работающих в этой должности сотрудников, то для перевода их на профстандарты в организации разрабатывается план специальных мероприятий. О нем речь пойдет ниже.

Для работодателей, которые вопреки требованиям трудового или отраслевого законодательства не применяют профстандарты, предусмотрена ответственность. Им грозит административный штраф. Для всех прочих организаций, особенно коммерческих, внедрение стандартов пока остается добровольным. Но рано или поздно, использование новых правил станет общеобязательным.

Смотрите более подробное объяснение в видео:

>

Какие профстандарты планируется ввести

Профессиональный стандарт проходит определенную процедуру составления и утверждения. По сути — это нормативный правовой акт. Инициатором введения того или иного стандарта выступает не только Минтруд, но и объединения работодателей и даже отдельные граждане. Проект профстандарта направляется в Минтруд, где проходит первичную экспертизу. Затем документ публикуется на сайте Министерства для общественного обсуждения. После рассмотрения всех замечаний и предложений, проект дорабатывается и только после этого утверждается и становится общеобязательным.

В настоящее время обязательные профстандарты с 2019 года в реестре содержатся в количестве 2000 стандартов. Все они разделены на 40 категорий для удобства поиска необходимых. Следует помнить, что в одном стандарте может содержаться несколько наименований должностей, поскольку документ охватывает не конкретную профессию, а целое направление деятельности.

Так, например, профессиональный стандарт педагога в 2019 г. включает в себя требования к квалификации и учителя средней школы, и профессиональный стандарт воспитателя в 2019 г. В то же время, профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» в 2019 г. введен отдельно. Таким образом ведение педагогической деятельности отделяется от ее методического обеспечения и оказания учащимся педагогической и социальной поддержки.

То есть план профессиональных стандартов на 2019 г. предусматривает конкретизацию требований к различным специальностям в рамках одного профессионального направления. Например, профессиональный стандарт библиотекаря в 2019 г. будет включать сразу несколько направлений: «Библиотекарь-педагог», «Специалист в области библиотечного дела», а возможно и ряд других. Посмотреть, какие профстандарты уже включены в реестр, какие обсуждаются, и даже принять участие в общественной экспертизе можно на сайте Минтруда.

► Профессиональные стандарты: инструкция по применению

Список действующих профстандартов

Обязательные профстандарты с 2019 содержатся на официальном сайте Минтруда. Приводим список профстандартов 2019, утвержденный Правительством РФ:

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Организация работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно
  • Авиационный персонал
  • Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые осуществляют руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли
  • Должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля
  • Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала кредитной организации и кандидаты на указанные должности
  • Единоличный исполнительный орган жилищного накопительного кооператива (в т.ч. руководитель управляющей организации или управляющему)
  • Иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории РФ филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств — членов ВТО
  • Командный и рядовой состав судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, несущей ходовую навигационную, машинную вахту
  • Лица и персонал, ответственные за учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
  • Лица, которые занимаются педагогической деятельностью
  • Лица, которые осуществляют государственный портовый контроль
  • Лица, которые оказывают бесплатную юридическую помощь
  • Лица, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственных пенсионных фондов, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) негосударственных пенсионных фондов
  • Лица, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев, и работники этих организаций
  • Лица, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства
  • Лица органов, которые осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны
  • Лица, ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов
  • Лица, ответственные за осуществление международных автомобильных перевозок
  • Лица, которые работают на опасном производственном объекте
  • Лицо, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга
  • Лицо, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала; должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, которое создано для осуществления деятельности по проведению организованных торгов
  • Медицинские и фармацевтические работники
  • Муниципальные служащие
  • Научные работники и иные лица, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность
  • Персонал оператора вертодрома гражданской авиации
  • Персонал (специалисты) в области неразрушающего контроля
  • Работы, профессии, должности, непосредственно связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств
  • Работники, занятые на подземных работах
  • Работники, занятые на работах в горных выработках нефтяной шахты
  • Работники контрактной службы, контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Работники в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции
  • Работники на опасных производственных объектах
  • Работники (не из числа членов экипажей судов), ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов
  • Работники форекс-дилера
  • Работники организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:
  • водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);
  • водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (далее — водитель грузового автомобиля);
  • водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее — водитель автобуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tb» (далее — водитель троллейбуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tm» (далее — водитель трамвая);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
  • диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  • Работники организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службы РФ
  • Работники организаций, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения
  • Работники, ответственные за производство, хранение, применение и распространение взрывчатых материалов промышленного назначения
  • Работники, занятые на работах с химическим оружием
  • Работники организаторов торгов на товарном и (или) финансовом рынках
  • Работники органов управления центрального депозитария (совет директоров (наблюдательный совет); коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган ; временный единоличный исполнительный орган; заместителей лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа)
  • Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий), осуществляющие монтаж, наладку, ремонт,
  • реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектах
  • Работники опасных производственных объектах, которые осуществляют эксплуатацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов
  • Работники специализированной организации, которые непосредственно осуществляют работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением
  • Руководители кредитной организации, руководители службы управления рисками, руководители службы внутреннего аудита, руководители службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок
  • Руководители медицинских организаций, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководители структурного подразделения иной организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности
  • Руководители, специалисты и должностные лица страховых организаций, в т.ч. являющийся субъектом страхового дела индивидуальные предприниматели; внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита
  • Руководители и члены специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров
  • Руководители, члены коллегиального исполнительного органа или главные бухгалтера юридических лиц, которые участвуют в аукционах на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
  • Сотрудники, в функции которых входит ведение внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами
  • Специалисты (должностные лица) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
  • Специалисты финансового рынка
  • Специалисты в области ветеринарии
  • Специалисты и персонал, которые участвуют в выполнении исследований на холеру
  • Специалисты, которые включаются в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений
  • Специалисты по организации инженерных изысканий (главные инженеры проектов), специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования (главные инженеры проектов, главные архитекторы проектов), специалисты по организации строительства (главные инженеры проектов)
  • Специалисты, которые получили разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; лица, которые работают: на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами
  • Силы обеспечения транспортной безопасности
  • Члены органов управления негосударственных пенсионных фондов
  • Члены саморегулируемой организации, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
  • Члены экипажа воздушных судов, специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудники по обеспечению полетов (полетные диспетчеры) гражданской авиации
  • Члены экипажа морских судов
  • Члены экипажа судна внутреннего водного транспорта
  • Адвокат
  • Актуарий и ответственный актуарий
  • Актуарии, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов
  • Арбитр (третейский судья)
  • Арбитражный управляющий
  • Аудитор
  • Водолаз
  • Врачи-психиатры и иные специалисты и медицинские работники, которые участвуют в оказании психиатрической помощи
  • Главный архитектор
  • Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов
  • Главный бухгалтер страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования
  • Главный бухгалтер кредитной организации
  • Главный бухгалтер организатора торговли
  • Главный бухгалтер иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета клиринговой организации
  • Главный бухгалтер негосударственного пенсионного фонда
  • Главный бухгалтер центрального депозитария
  • Главный бухгалтер жилищного накопительного кооператива
  • Диспетчер управления воздушным движением
  • Кадастровый инженер
  • Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг (руководитель службы внутреннего контроля)
  • Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария
  • Контролер-распорядитель
  • Космонавт, космонавт-испытатель, космонавт-исследователь,
  • Лицо, которое имеет право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для планировки территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа, руководитель филиала специализированного депозитария (руководитель отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария)
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа управляющей компании
  • Медиатор
  • Нотариус
  • Оператор по определению относительного содержания сывороточных
  • белков молока
  • Оператор вертодрома гражданской авиации, персонал оператора вертодрома гражданской авиации
  • Оценщик
  • Парашютист-инструктор
  • Патентный поверенный
  • Помощник нотариуса
  • Представитель конкурсного управляющего
  • (ликвидатора) финансовой организацией
  • Ревизор-консультант ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов
  • Регистратор, который проводит государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними
  • Руководитель, кандидат на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
  • Руководитель объединения частных детективных предприятий
  • Руководитель органа, который осуществляет контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве
  • Руководитель органа, который осуществляет контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Руководитель регионального оператора (специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах)
  • Руководитель саморегулируемой организации в сфере финансового рынка
  • Руководитель созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации
  • Руководитель финансового органа субъекта РФ
  • Руководитель финансового органа местной администрации
  • Руководитель частного агентства занятости, если агентство имеет право деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
  • Руководитель частной охранной организации
  • Сварщики и специалисты сварочного производства
  • Спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях
  • Специалист в области экспортного контроля
  • Специалист по независимой оценке пожарного риска
  • Специалист по таможенным операциям
  • Специалист по охране труда
  • Спортивный судья
  • Спортивный агент
  • Стажер нотариуса, помощник нотариуса
  • Судебный пристав (старший судебный пристав, заместитель старшего судебного пристава, судебный пристав-исполнитель)
  • Технический эксперт оператора технического осмотра
  • Частный детектив
  • Частный охранник
  • Эксперт в государственных судебно-экспертных учреждениях
  • Эксперт в области промышленной безопасности
  • Эксперт по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок
  • Эксперт по аккредитации, технический эксперт
  • Эксперт по аккредитации в национальной системе аккредитации
  • Эксперт по аккредитации в области использования атомной энергии
  • Эксперт по аккредитации образовательной деятельности
  • Эксперт по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения
  • Эксперт по проведению аккредитационной экспертизы образовательной деятельности
  • Эксперт федерального государственного бюджетного учреждения при проведении биомедицинской экспертизы биомедицинских клеточных продуктов
  • Эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы
  • Эксперт, которого привлекает МО РФ к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
  • Эксперт, которого привлекаемет Минпромторгом России к проведению мероприятий по лицензионному контролю деятельности
  • Эксперт, которого привлекает МЧС России к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Росздравнадзором (территориальным органом Росздравнадзором) к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Роскомнадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Росприроднадзором к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля
  • Эксперт, которого привлекает Россельхознадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Ростехнадзором к проведению мероприятий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
  • Эксперт, которого привлекает Росаккредитации к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт саморегулируемой организации оценщиков
  • Эксперт совета по этике в сфере обращения медицинских изделий
  • Эксперт совета по этике (совет создан в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования биомедицинского клеточного продукта)
  • Эксперт-техник, который осуществляет независимую техническую экспертизу транспортных средств

► Профстандарт «Специалист по управлению персоналом». Что нельзя пропустить?

Как подготовиться кадровику к принятию профстандартов в 2019 году

Решая ввести у себя на предприятии или в организации профстандарт 2019 года, утвержденный Правительством РФ, руководитель должен учитывать несколько моментов:

  1. Включение требований этих нормативных документов возможно не только во вновь заключаемые трудовые договоры. Для уже принятых сотрудников составляется дополнительное соглашение. Но при этом необходимо соблюсти определенный порядок (ст.72 ТК РФ).
  2. Соответствие или несоответствие работников требованиям стандарта должна подтвердить независимая оценка их квалификации. Система ее проведения в настоящий момент отрабатывается.
  3. Пока механизм внедрения профстандартов на местах, равно как и сроки, законодательно жестко не закреплен. Поэтому каждая организация вправе действовать по собственному графику.

Именно о таком графике и пойдет речь дальше. Минтруд в настоящее время разрабатывает Методические рекомендации для работодателей, но пока они еще на стадии проекта. Следовательно, внедряя профстандарты 2019 года следует ориентироваться на положения Трудового законодательства.

А в них, в частности, сказано, что о предстоящих изменениях необходимо заблаговременно поставить в известность работников. Минимальный срок извещения — 2 месяца. Следовательно, составить и довести до сведения коллектива план мероприятий придется не менее, чем за указанный период. Подготовительную работу же придется провести еще раньше.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Профстандарт и график его введения в организации

Примерный план-график мероприятий будет следующим:

  1. Создание рабочей группы или комиссии, которая будет заниматься разработкой документов и проведением основных мероприятий. В нее целесообразно включить тех сотрудников, в чьи профессиональные обязанности входит разработка и принятие локальных актов: юристов, специалистов кадровой службы, представителей профсоюза.
  2. Выбор из перечня профессиональных стандартов с 2019 года тех, которые отвечают сфере деятельности организации. Одновременно проводится работа со штатным расписанием, где выбираются должности, требования к которым должны быть приведены в соответствие стандартам.
  3. Издать приказ, уведомляющий сотрудников, занимающих выбранные для внедрения стандартов должности, о предстоящих изменениях в их трудовых договорах. Именно этот приказ должен выйти минимум за два месяца до даты внедрения стандарта.
  4. Провести информационно-разъяснительную кампанию среди сотрудников. Для этого удобно использовать стенды с наглядно представленной информацией о том, что такое профстандарты и как их введение отразится на каждом сотруднике. В школе можно провести педсовет «Профессиональный стандарт педагога 2019». Желательно также создать консультативную группу, в которую можно обратиться за разъяснением непонятных моментов.
  5. Подготовить и провести аттестацию для выявления соответствия уровня квалификации сотрудников на определенных должностях требованиям обязательного для них профстандарта. Аттестация может быть внутренней, но тогда потребуется разработка Положения о ней и прочей нормативной базы для ее проведения. Или работодатель может командировать своих сотрудников для сдачи независимого профессионального экзамена. Но только с их согласия.
  6. Подготовить новые должностные инструкции и другие локальные документы, связанные с введением профстандартов. Изменения затронут, в частности, положение об оплате.
  7. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми сотрудниками, кто выразил согласие на изменение их существенных условий в связи с использованием профстандартов. Подписать допсоглашения.
  8. Направить на дополнительное обучение тех сотрудников, чья квалификация, согласно профстандарту, оказалась недостаточной для той должности, которую он занимает в данный момент, если сделать это позволяют финансовые возможности работодателя. Сотрудники могут повысить квалификацию и за свой счет, если об этом с ними достигнута договоренность.

Главная новость Стоп-слова в кадровых документах: найдите и исправьте

Тема номера «Кадровик-2019» проверочные вопросы для тех, кто претендует на сертификат

Также читайте о том, в чем можно отказать беременной сотруднице и какие гарантии предоставить, как по-новому платить аванс и оформлять путевой лист, и как взыскать ущерб с экс-сотрудника.

Роль обязательных профстандартов

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить дополнительное обучение. В таком случае работодателю следует действовать как предписано ст. 74 ТК РФ: предложить сотруднику перевод на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности — уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами аттестации. Впрочем, неудовлетворительный результат должен стать, прежде всего, поводом для направления такого сотрудника на повышение уровня квалификации. И только при невозможности это сделать, работодатель проявляет инициативу и увольняет работника по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям — потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам — потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.

Любая профессия в Российской Федерации должна соответствовать определенным стандартам, требованиям и полномочиям. Соблюдение профессиональной этики и выполнение прямых должностных обязанностей регламентируется законодательством Российской Федерации.

Основные положения закона о профессиональных стандартах 122

Профстандарты в России регламентирует закон о труде № 197 «Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2001 года. В нем указаны:

  • процедура применения профстандартов;
  • условия применения профстандартов;
  • сведение о наличии определенной квалификации у работника;
  • иная информация, касающаяся рабочих отношений.

Федеральный Закон № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обуславливает поправки, внесенные в законодательные акты, касающиеся профессиональной пригодности, профстандартов и так далее. Был принят настоящий 122 закон в Государственной Думе 24 апреля 2015 года. Одобрен документ членами Совета Федерации 29 апреля того же года. В законную силу вступил законодательных акт о профессиональных стандартах 1 июля 2016.

Так же права трудящихся содержит Федеральный закон об охране труда.

Состоит настоящий закон о профстандартах из 5 статей:

  • Ст 1 — описывает внесенные изменения в Трудовой Кодекс;
  • Ст 2 — содержит поправки, внесенные в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Ст 3 — утратила юридическую силу;
  • Ст 4 — содержит нюансы настоящего законодательного акта;
  • Ст 5 — обуславливает дату вступления в силу ФЗ № 122.

Еще есть ФЗ о профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности, который следует изучить.

Новые правила с 1 июля

Федеральный Закон № 122 вступает в силу с 1 июля 2016 года, соответственно и нововведения в ТК России начинают действовать с той же даты. Изменения с 1 июля в законе о профстандартах коснулись некоторых статей ТК РФ (ст 195.1-195.3) и Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст 11 и 73). Новые требования по ФЗ № 122 о профстандартах представлены далее.

Новая редакция статьи 195.1 Трудового Кодекса

Положения настоящей статьи содержат в себе понятия о квалификации сотрудников, а также о профстандартах. Под квалификацией подразумеваются знания, умения и опыт сотрудника. Под профстандартом подразумевается оценка квалификации работника, ее необходимость заключается в правильном выполнении трудовой функции.

Статья 195.2 ТК России от 1 июля 2016 года

Ее текст гласит о порядке разработки и утверждения профстандартов. Правительство России вправе осуществлять данные действия, но совместно с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

ТК РФ: статья 195.3 о профстандартах с внесенными поправками

Положения 195.3 ст указывают на порядок применения профстандартов. Правительство России и специальная трехсторонняя комиссия утверждают процедуру применения профстандартов и указывать требования к:

  • внебюджетным фондам российского государства;
  • государственным организациям;
  • муниципальным учреждениям;
  • государственным корпорациям.

11 статья ФЗ № 273 с последними изменениями и дополнениями

Настоящая статья содержит положения, касающиеся федеральных государственных требований и стандартов, которые необходимы для:

  • единства образовательного пространства на территории российского государства;
  • преемственности образовательных программ;
  • составления образовательных программ разного уровня сложности;
  • установления государственных гарантий на получение качественного образования.

Государственные профстандарты в образовании содержат требования к:

  • составлению и структурированию образовательных программ;
  • конечным результатам освоения программ.

Ст 73 в последней редакции от 2016 года

Текст рассматриваемой статьи содержит положения об организации профессионального обучения:

  • обучение профессии направлено на приобретение компетенции в каком-либо виде деятельности, также на приобретение знаний по пользованию различным оборудованием, технологиям и так далее;
  • обучение предоставляется бесплатно, но только при получении среднего общего образования. (возможно и в других случаях, предусмотренными иными федеральными законами);
  • учреждения, предоставляющие гражданам образование, вправе создаваться в любой организационно-правовой форме, но в соответствии с федеральными законами России;
  • длительность обучения зависит от вида профессии, этот период определяется исходя из профстандартов, установленных законом.

Наказание по ФЗ 122

Необходимость применения профстандартов обуславливается тремя основными законами:

  • ТК России;
  • постановлением Правительства российского государства;
  • нормами закона Минтруда.

По закону, соблюдение профстандартов контролирует инспекция труда. Данное учреждение вправе проводить незапланированные проверки. При обнаружении нарушений законодательных норм, сотрудников проверяемой организации могут привлечь к ответственности.

Наказание виновных лиц заключается в привлечении к административной ответственности — к выплате штрафа. Размер штрафа определяет Закон — КоАП России. Сумма штрафа по статье 5.27 административного кодекса за нарушение профстандартов:

  • для должностных лиц — 1 000 — 5 000 рублей;
  • для юридических — 30 000 — 50 000 рублей.

При повторном нарушении профстандартов, требуется оплатить штраф в размере:

  • для должностных лиц — 10 000 — 20 000 рублей;
  • для юридических — 50 000 — 70 000 рублей

Для поддержания профстандартов в любой сфере деятельности, необходимо периодически повышать квалификацию. Ведь с течением времени меняются многие правила и нюансы при выполнении той или иной работы. Для увеличения квалификационного уровня, работодателю следует провести тестирование среди своих работников. Проанализировав полученные результаты тестов, можно сделать выводы о том, каких знаний и навыков не хватает персоналу и определить действия для достижения профстандартов по закону. Неполное соответствие работника профстандартам можно исправить.

Для достижения, установленных законом профстандартов, нужно:

  • составить проект, по итогам которого будут достигнуты все необходимы стандарты;
  • конкретизировать метод достижения необходимого результата;
  • определить конкретный период времени, который понадобится для достижения результатов;
  • установить метод проверки знаний по окончанию проекта.

Для рабочего персонала важна, в первую очередь, мотивация персонала. Чтобы достигнуть установленных профстандартов, каждый работодатель вправе создавать свою поощрительную систему. Примерами мотивации труда работников могут быть:

  • денежная прибавка в конце месяца к основному окладу, в связи с перевыполнением рабочего плана;
  • премии за успехи в работе;
  • предоставление внеочередного выходного;
  • организация корпоративного мероприятия, если весь коллектив достигнет определенных результатов;
  • другие способы мотивации для достижения уровня профстандартов на усмотрение руководителя.

Для всех работодателей создание такого проекта на рабочем месте выгоднее, чем наем нового персонала и обучение его с нуля.

Изучите так же ФЗ об образовании в последней редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *