Аудит финансовых результатов

Тесты групп однотипных операций

Тесты групп однотипных операций направлены на выявление ответов на следующие вопросы:

  • на бухгалтерских счетах корректно и в полном объеме отражены факты хозяйственной жизни предприятия, относящиеся к формированию финансового результата, и это осуществлено в соответствии с учетной политикой предприятия и действующим законодательством (тест на существование, возникновение и полноту);
  • реализация продукции и прочих активов осуществляется на основании прав владения, аудируемое предприятие имеет право на получение сумм по погашению дебиторской задолженности, деятельность осуществляется на основании лицензий, если это требуется законодательством, прибыль используется в соответствии с распоряжениями собственников (соблюдение прав и обязанностей);
  • оценка доходов и расходов является корректной, стоимостная оценка ОНА/ОНО, налога на прибыль, сумм начислений резервного капитала выполнена корректно (корректность стоимостной оценки);
  • отчетность не содержит арифметических ошибок, доходы и расходы приняты к учету в верном отчетном периоде (точное измерение);
  • доходы и расходы отнесены на правильные счета, события после отчетной даты отражены в раскрытиях, предоставлены данные по распределению прибыли (представление и раскрытие).

Планирование аудиторской проверки финансовых результатов

До начала проведения аудита аудиторская организация должна в полной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта.

Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется в соответствии с положениями ФПСАД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Факторы определяющие необходимость понимания деятельности аудируемого лица:

  • -экономическая политика аудируемого лица в отчетный период, ее стратегия и тактика;
  • -проводимая аудируемым лицом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;
  • -идентификация хозяйственных операций, осуществляемых аудируемым лицом;
  • -возможность качественного проведения аудита;
  • -правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих операции, проводимые аудируемым лицом;
  • -обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Приобретение знаний о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным динамичным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита. Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путем выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, выполняя процедуры оценки рисков, аудитор может получить аудиторские доказательства в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытия информации и связанных с ними предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об операционной эффективности средств контроля, даже если такие аудиторские процедуры не были специально запланированы в качестве процедур проверки по существу или тестов средств контроля. Аудитор имеет право также запланировать выполнение процедур проверки по существу или тестов средств контроля параллельно с процедурами оценки рисков, если посчитает такой подход эффективным.

Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля:

  • -запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица;
  • -аналитические процедуры;
  • -наблюдение и инспектирование.

Аудитор не обязан выполнять все указанные процедуры оценки рисков в отношении каждой проблемы, указанной в пункте 19 настоящего правила (стандарта). Однако все процедуры оценки рисков выполняются аудитором в ходе достижения необходимого объема знаний о деятельности аудируемого лица.

Несмотря на то, что большая часть информации, которую аудитор получает путем запросов, может быть получена от руководства аудируемого лица и тех, кто отвечает за составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, запросы, направленные сотрудникам аудируемого лица, в частности производственному персоналу, внутренним аудиторам и другим сотрудникам с различными административными функциями, могут быть полезными в обеспечении аудитора различными точками зрения при выявлении рисков существенного искажения информации.

Для того, чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

  • а) официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
  • б) статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
  • в) нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
  • д) разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта.
  • е) запросы третьим лицам;
  • ж) консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;
  • з) учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;
  • м) результаты работы с привлеченными специалистами — экспертами;
  • о) использование знаний, накопленных из предыдущего опыта аудитора;
  • п) материалы налоговых проверок и судебных процессов

Определяя сотрудников аудируемого лица, которым могут быть направлены запросы, а также количество таких запросов, аудитор учитывает, какого рода информация может быть получена, чтобы помочь аудитору выявить риски существенного искажения информации.

Далее, на этапе планирования аудитор должен оценить систему внутреннего учета и внутреннего контроля аудируемого лица, а также аудиторский риск, состоящий из трех составляющих: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Также аудитор должен рассчитать уровень существенности с целью определить предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности и связать уровень существенности с риском для того, чтобы спланировать необходимые процедуры контроля.

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Под системой внутреннего контроля при проведении обзорного аудита будем понимать совокупность следующих элементов:

  • 1) контрольной среды;
  • 2) системы бухгалтерского учета;
  • 3) средств контроля в системе бухгалтерского учета.

Оценка СВК производится в 3 этапа:

  • -на первом производится исследование контрольной среды, которое осуществляется исходя из необходимости во внутреннем аудите, фактическом существовании специальных подразделений, осуществляющих внутренний контроль, а также из показателей уровня корпоративной культуры;
  • -оценка системы бухгалтерского учета основана на оценке адекватности учетной политики и ее соответствия показателям бухгалтерской финансовой отчетности;
  • -оценка процедур контроля основана на исследовании порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и может быть скорректирована посредством сбора аудиторских доказательств о проведении дополнительных процедур (например — ревизии, внутреннего аудита).

При оценке контрольной среды целесообразно исследовать необходимость коммерческой организации во внутреннем аудите.

Так как аудируемая организация является малой организацией, с низким уровнем «неотъемлемого» риска, а также не имеет ценных бумаг и структурных подразделений, то производить оценку необходимости во внутреннем аудите объекта исследования и оценку необходимости организации в аудите согласно Закона «Об аудиторской деятельности» будет нецелесообразно.

Проведем оценку контрольной среды в ООО «Милано», результаты оформим в таблице 1.

Таблица 1 — Оценка среды контроля условной организации

Факторы

Ответ (1/0)

Аудиторское доказательство

1. Наличие службы безопасности

Ссылка на документ, (раздел документа)

2. Наличие инвентаризационной комиссии

Приказ № 9 «О составе инвентаризационной комиссии»

3. Наличие отдела кадров (кадровой службы)

Ссылка на документ, (раздел документа)

4. Наличие Кодекса корпоративного поведения (деловой этики)

Ссылка на документ, (раздел документа)

5. Публикация бухгалтерской финансовой отчетности в СМИ

Ссылка на документ, (раздел документа)

6. Обязательная сертификация и лицензирование (если этого требует вид деятельности)

Ссылка на документ, (раздел документа)

7. Соответствие вида деятельности в Уставе и отчетности организации

Устав п.5

8. Передача годовой бухгалтерской отчетности органам Гос. статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям

Ссылка на документ, (раздел документа)

9. Наличие утвержденной стратегии компании

Ссылка на документ, (раздел документа)

10. Наличие плана финансово — хозяйственной деятельности

Ссылка на документ, (раздел документа)

Оценка контрольной среды

х

Итак, в результате оценки контрольной среды можно сделать выводы о том, что качественная оценка состояния контроля очень низкая, а именно 18%

На следующем этапе оценки СВК исследуется наиболее важная часть — система бухгалтерского учета (СБУ) аудируемого лица. Результаты оценки системы бухгалтерского учета организации (экспертиза учетной политики) представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Рабочий документ аудитора. Оценка системы бухгалтерского учета организации (экспертиза учетной политики)

Факторы

Ответ (1/0)

Аудиторское доказательство

1 Наличие графика документооборота

График документооборота

2. Оценка основных средств

П.1 учетной политики

3. Оценка нематериальных активов

П.2учетной политики

4. Способ начисления амортизации ОС и НМА

П. 1.2 и 2.7 учетной политики

5. Минимальная первоначальная стоимость ОС

П. 1.3 У. П.

6. Затраты по достройке, дооборудованию ОС

П. 1.5 У. П.

7. Ежегодная переоценка ОС

П. 1.6 У. П.

8. Учет расходов на ремонт ОС

П. 1.7. У. П.

9. Оценка приобретаемых материалов

П. 3.1. У. П.

10. Способ списания МПЗ со склада

П. 3.2. У. П.

11. Оценка товаров

П. 3.3 У. П.

12. Способ списания товаров

П. 3.4. У. П.

13. Оценка готовой продукции

П. 3.6. У. П.

14. Формирование стоимости продукции

П. 5.2 У. П.

15. Списание расходов будущих периодов

П. 8.2 У. П.

16. Списание дебиторской задолженности

П. 9.1 У. П.

17. Критерии признания расходов отчетного периода

18. Определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается

19. Порядок определения выручки

20. Условия представления отчетности

Итого оценка системы бухгалтерского учета

О

х

В результате оценки СБУ можно сделать вывод о том, что качественная оценка состояния системы бухгалтерского учета организации находится на среднем уровне (80%).

Далее оценивается последний элемент СВК — процедуры контроля.

Оценку процедур контроля систематизируют в рабочем документе аудита, макет которого представлен в таблице 3. В качестве аудиторских доказательств здесь выступают материалы инвентаризации.

Таблица 3 — Оценка процедур контроля организации

Процедуры контроля

Ответ (1/0)

Аудиторское доказательство

1. Проведение плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств

Учетная политика

2. Внезапные (внеплановые) инвентаризации имущества организации и обязательств

Приказ №10 от 01.09.09 года

3. Проведение обязательной ежегодной (полной) инвентаризации перед составлением годового баланса (не ранее 1 октября текущего года)

Учетная политика

4. Наличие материалов инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организации:

4.1. Основных средств

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

4.2. Товарно-материальных ценностей

Приказ №10 от 01.09.09 года

4.3. Денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и др. счетах

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

4.4. Дебиторской задолженности

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

4.5. Кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетным фондами

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

4.5. Кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

4.6 Кредиторской задолженности перед контрагентами

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

5. Дополнительные процедуры контроля (подлежит раскрытию)

Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

Оценка процедур контроля

х

Результаты оценки процедур контроля в системе бухгалтерского учета ООО «Милано» оцениваются как средние. При этом негативно сказывается отсутствие в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации материалов, свидетельствующих о проведении инвентаризации основных средств, денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и др. счетах, Кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда, перед контрагентами, расчетов перед бюджетом и внебюджетным фондами. При этом отсутствие материалов инвентаризации расчетов перед бюджетом и внебюджетным фондами отчасти компенсировано проведенной налоговыми органами выездной налоговой проверкой с несущественными для отчетности нарушениями в части применения налогового законодательства.

Таким образом, в результате тестирования СВК аудируемого лица аудитор получает условно объективные данные, необходимые для дальнейшей оценки аудиторского риска, что систематизируется в отчетном документе аудитора:

Таблица 4 — Отчетный документ аудитора по процедуре: Оценка системы внутреннего контроля ООО «Милано»

Элемент СВК

Количественная оценка элемента по результатам тестирования

Качественная оценка

Оценка среды контроля (О ск)

18%

Низкая

Оценка системы бухгалтерского учета (Осбу)

80%

Средняя

Оценка средств контроля в системе бухгалтерского учета (Ок)

80%

Средняя

Агрегировав показатели оценки компонентов системы внутреннего контроля ООО «Милано» можно оценить принимаемый риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под аудиторским риском понимается вероятность выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Мультипликативная модель аудиторского риска будет рассчитана по формуле:

АР = НР х РСК х РН,

где: АР -аудиторский риск, НР — неотъемлемый риск, РСК — риск средств контроля, РН — риск необнаружения.

Оценка принимаемого риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Милано» приведена в таблице 5.

Таблица 5 — Отчетный документ аудитора по процедуре: Оценка аудиторского риска

Компонеты аудиторского риска

Оценка элемента СВК

Оценка компонентов аудиторского риска

3 = (100% — )

неотъемлемый риск

18%

82%

риск необнаружения

80%

20%

риск средств контроля

80%

20%

Итого аудиторский риск

АР = НР х РСК х РН

3,28

Данные таблицы 2 свидетельствуют о нормальном значении принимаемого риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Милано», составившего 3,28%. Таким образом, по результатам оценок СВК и АР следует, что достоверность данных бухгалтерской (финансовой), отчетности исследуемой организации составляет более чем 96%, что позволяет дать довольно высокую оценку качеству информационной базы последующих аналитических выводов.

Вместе с тем, проведенное исследование выявило ряд направлений совершенствования системы внутреннего контроля ООО «Милано».

В учетной политике необходимо определить критерии определения выручки и критерии признания расходов отчетного периода, а также условия предоставления отчетности. Кроме того, в качестве приложения к учетной политике необходимо разработать график документооборота.

Результаты оценки процедур контроля в системе бухгалтерского учета ООО «Милано» оцениваются как средние. При этом негативно сказывается отсутствие в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации материалов, свидетельствующих о проведении инвентаризации основных средств, денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и др. счетах, кредиторской задолженности перед персоналом по оплате труда, перед контрагентами, расчетов перед бюджетом и внебюджетным фондами.

Далее аудитору следует сделать расчет уровня существенности.

В практике аудита применяются различные способы расчета приемлемого уровня существенности. Но данные способы носят лишь рекомендательный характер и аудиторским организации необходимо разрабатывать собственный порядок нахождения уровня существенности ориентируясь на специфику исследуемого предприятия.

Первые рекомендации расчета существенности были даны в российском правиле (стандарте) «Существенность и аудиторский риск». Основные рекомендации этого стандарта используются, развиваются, актуальны в настоящее время. При написании данной курсовой работы уровень существенности рассчитывался на основе данного метода.

Для нахождения уровня существенности в стандарте приведена таблица базовых показателей и их доли используемой в расчете. Отбор показателей был произведен в увязке с отраслью деятельности ООО «Милано».

В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.

Таблица 6 — Показатели расчета уровня существенности по ООО «Милано»

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта

Доля (%)

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (т.р.)

Чистая прибыль (убыток) организации

5%

Выручка от продажи продукции, работ услуг

2%

Валюта баланса

2%

Собственный капитал

10%

Общие затраты предприятия

2%

(516+389+71+25+178)/5 = 239

Наибольшее значение отличается от среднего на

(516 -239)/ 239*100%=116%

Наименьшее значение отличается от среднего на

(25- 239)/ 239*100%= 89%

Чистая прибыль и выручка от продажи сильно отклоняются от других показателей, поэтому уровень существенности находится из остальных показателей

Среднее арифметическое составит

(71+25+178)/3 =91

Полученную величину допустимо округлить до 100 тыс.руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(100 — 91) / 91*100% = 10%, что находится в пределах 20% Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе. Далее аудитор будет руководствоваться рассчитанными уровнями существенности для оценки существенности обнаруженных ошибок и искажений на конкретном участке.

Т.к. у аудитора в результате изучения бухгалтерской отчетности, различных тестов и бесед с персоналом организации сложилась средняя степень уверенности в том, что отчетность составлена, верно, на основе правильных и достоверных исходных данных, ему необходимо применять выборочные методы контроля. Единственным нормативным документом Российской Федерации, регламентирующим вопросы, связанные с выборочным аудитом, является правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка». Данный стандарт устанавливает единые требования к выборочным проверкам в аудите, а также к методам отбора элементов, подлежащих проверке в целях сбора аудиторских доказательств.

Метод выборочной проверки основан на принципах теории вероятности, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.

Проводя отбор элементов из совокупности, целью аудитора является получение представительной выборки (характерные особенности которой такие же, как и у генеральной совокупности). Отбор элементов из генеральной совокупности решено осуществлять в виде вероятностного отбора систематическим методом.

Систематический случайный отбор заключается в следующем:

1. Объем генеральной совокупности делят на объем выборки для получения частного k, так называемого «шага выборки»;

В генеральной совокупности выбирают случайный исходный элемент;

Отбирают каждый k-й элемент.

Т.е. формирование выборки объемом 10 элементов из генеральной совокупности в 1000 элементов производится по следующему алгоритму: шаг k определяется как 1000/10=100, а значит из всей картотеки документов, выложенных в хронологическом порядке, будет проверяться каждый сотый документ.

После проведения и документирования всех необходимых процедур аудиторской организацией составляется общий план и программа аудиторской проверки.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация (аудитор) должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных выше аналитических процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита может меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.

В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • -реальные трудозатраты;
  • -расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • -уровень существенности;
  • -проведенные оценки рисков аудита.

Аудиторская организация определяет в общем плане (Таблица 7) роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА

ООО «Милано»

с 01.10.2009 по 18.10.2009

Данилова А.А.

АлексееваА.А., Григорьева В. В.

3%

10%

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской фирмы

Состав аудиторской фирмы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Таблица 7 — План Аудита Финансовых Результатов

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности

01.10 -09.10

Алексеева А. А.

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

Аудит правильности

учета прочих доходов и расходов

10.10 -12.10

Григорьева В. В.

Аудит правильности налогообложения прибыли

Данилова А.А.

Руководитель аудиторской организации Данилова А.А.

Руководитель аудиторской группы Алексеева А. А.

На основании плана проверки составляется программа. Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.

Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторской проверки ООО «Милано» представлена в Таблице 8.

ПРОГРАММА АУДИТА ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

ООО «Милано»

с 01.10.2009 по 18.10.2009

Данилова А.А.

АлексееваА.А., Григорьева В. В.

3%

10%

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской фирмы

Состав аудиторской фирмы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Таблица 8 — Программа Аудита Финансовых Результатов

№п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Источники инфомации

Процедуры

Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности

1.10 -09.10

Алексеева А. А.

Проверка оформления первичных документов по учету доходов и расходов

01.10 -02.10

Алексеева А. А.

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

Пересчет, контроль документов, учетных записей

Проверка достоверности отражения сумм от продажи продукции

Алексеева А. А..

Хозяйственные договоры,

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

Пересчет, проверка учетных записей

Проверка соответствия списания материалов в производство по данным складского и бухгалтерского учета

Алексеева А. А.

Главная книга, Требование-Накладная, отчет производства за смену

Пересчет, проверка учетных записей

Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по формированию доходов и расходов

05.10 -06.10

Алексеева А. А.

Учетная политика, рабочий план счетов

Проверка учетных записей, арифметический контроль сумм

Проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета доходов и расходов от продажи продукции

07.10 -08.10

Алексеева А. А.

Регистры по счетам 90,91,99

Отчет о прибылях и убытках ф. №2

Пересчет, проверка учетных записей

Проверка правильности отражения доходов и расходов

от продажи продукции в Отчете о прибылях и убытках ф. № 2

Алексеева А. А.

Оборотно-сальдовая ведомость, Отчет о прибылях и убытках №2

арифметический контроль сумм

Аудит правильности учета прочих доходов и расходов

10.10 -12.10

Григорьева В. В.

Проверка правильности отражения финансовых результатов от прочих видов деятельности на счетах бухгалтерского учета

Григорьева В. В.

Хозяйственные договоры, первичные документы, регистры бухгалтерского учета

Пересчет, подтверждение, наблюдение, проверка учетных записей

Проверка правильности отражения финансовых результатов ООО «Милано» от прочих видов деятельности в Отчете о прибылях и убытках ф.№2

Григорьева В. В.

Оборотно-сальдовая ведомость, Отчет о прибылях и убытках №2 первичные документы, регистры бухгалтерского учета

Пересчет, подтверждение, наблюдение, проверка учетных записей

Проверка правильности используемой классификации для целей бухгалтерского и налогового учета

Григорьева В. В..

Хозяйственные договоры, первичные документы, регистры бухгалтерского учета

Пересчет, подтверждение, наблюдение, проверка учетных записей

Аудит правильности налогообложения прибыли

13.10 -15.10

Григорьева В. В.

Проверка правильности заполнения книги учета доходов и расходов

Григорьева В. В.

Формы регистров налогового учета, Налоговое законодательство

Анализ соответствия налогового учета Налоговому законодательству положения приказа по учетной политике для целей налогообложения

Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета доходов и Главной книги

Григорьева В. В.

Регистры налогового учета, Книга доходов и расходов

Анализ регистров налогового учета

Проверка правильности исчисления сумм по единому налогу

Григорьева В. В.

Регистры налогового учета

Пересчет, проверка регистров налогового учета, проверка учетных записей

Руководитель аудиторской организации Данилова А.А.

Руководитель аудиторской группы Алексеева А. А.

Кем проводится аудит финансово-хозяйственной деятельности

Зачастую, компании, которые заинтересованы в проведении финансового аудита возлагают такую проверку на штатных сотрудников.

Как правило, такая проверка осуществляется «обычными» бухгалтерами либо экономистами компании без отрыва от производства. Но, такая проверка изначально не может быть эффективной по ряду причин.

Во-первых, бухгалтеру либо экономисту, не обладающему специальными навыками выявления «узких» мест в бухгалтерской, управленческой отчетности будет трудно дать оценку финансового состояния.

Внешнему аудитору, имеющему за плечами опыт проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности компании, гораздо легче выявить искажения в бухгалтерской отчетности, налоговые риски, слабые стороны в управленческом учете, которые впоследствии могут сказаться на развитии бизнеса компании.


Во-вторых, штатный бухгалтер, экономист либо внутренний аудитор компании – заинтересованное лицо, поскольку ему приходится анализировать работу «своих» специалистов и зачастую выявлять собственные ошибки (непринятие важных управленческих решений вследствие которых снизилась платежеспособность компании, отсутствие действенной системы внутреннего финансового контроля компании).

В-третьих, финансово-хозяйственный аудит, как правило, выполняется наряду с каждодневной рутинной бухгалтерской работой, что не может обеспечить непрерывность и качество проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому такая проверка может растянуться во времени. Аудит финансово-хозяйственной деятельности – это та область, в которой важны компетентность, опыт, профессионализм.

ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

Аудит формирования финансовых результатов, и распределение прибыли аудируемого лица

Целью аудита является выражение мнения о степени достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков аудируемого лица, а также законность распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении клиента после налогообложения.

Задачами аудита являются:

  1. установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, работ, услуг;

  2. анализ правильности учета прочих расходов и доходов, а также правильности и обоснованности распределения чистой прибыли.

Основные документы:

    1. Закон «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 21.11.96г;

    2. ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

    3. ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

    4. Приказ Минфина РФ № 67Н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Проверяются и анализируются следующие первичные документы:

  • Учредительные (устав организации и учредительные документы);

  • Протоколы собраний учредителей или совета директоров;

  • Приказы, распоряжения, накладные (акты выполненных работ), договора, отчеты кассира, материальные отчеты;

  • Ученые регистры по счетам БУ 50, 51, 68, 76, 60 ,62 ,84, 90, 91, 96, 99

  • Главная книга или оборотная ведомость по всем счетам;

  • Форма №2 квартальных и годового отчетов;

При этом проверяется:

  1. Правильность оформления реформации баланса по состоянию на 31.12. текущего года.

При реформации закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» заключительными бухгалтерскими записями в Кт 99. Затем проверяется закрытие 99счета «Прибыли и убытки», когда сальдо 99 счета равно чистой прибыли, оно должно быть перенесено на 84 счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

  1. Выявленные отклонения по следующим показателям формы №2:

  • выручка,

  • себестоимость,

  • валовая прибыль,

  • коммерческие и управленческие расходы,

  • прибыль (убыток) от продаж;

  1. Первичные документы по расходам на содержание законсервированных производственных мощностей на основании приказа руководителя аудируемого лица, с обоснованием причин консервации, а также счета затрат на содержание консервированных мощностей;

  1. Обоснованность списания потерь от стихийных бедствий, аварий, хищений и других чрезвычайных происшествий на основании подтверждающих документов, удостоверяющих эти события актов, подписанных незаинтересованными 3-ми лицами (пожарные, ГИБДД и пр.);

  2. Затраты по аннулированным производственным заказам, не давшим результата на основании договоров купли-продажи, поставки продукции, накладных на отгрузку продукции, протоколов и соглашений о расторжении договоров;

  3. Правильность и обоснованность списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности на основании договоров купли-продажи, поставки продукции, банковских документов, подтверждающих перечисление денежных средств поставщику, счетов-фактуры, накладных на отгруженную продукцию;

  4. Обоснованность создания резерва сомнительных долгов на основании накладных на отгрузку товаров, актов сдачи-приемки выполненных работ, актов инвентаризации дебиторской задолженности, актов сверки расчетов между кредитором и дебитором, выписок из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия дебитора или решения суда об отказе в иске дебитору;

  5. Правильность расчетов понесенных судебных издержек и арбитражных расходов на основании решения суда и платежных поручений;

  6. При проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых клиентом (организацией), изучаются положения об этом в учредительных документах, в решениях собраний учредителей или совета директоров, а также в положении об учетной политике.

Выявленные ошибки и нарушения должны быть зарегистрированы в рабочих документах аудитора, и должны быть выданы рекомендации по их устранению.

Типичными ошибками могут быть:

  • неправильное составление формы№2 с указанием завышенных (заниженных) основных показателей;

  • неверное отнесение доходов и расходов в состав прочих доходов и расходов;

  • ошибочная корреспонденция счетов при реформации баланса;

  • ошибочная корреспонденция счетов при отнесении расходов за счет чистой прибыли, остающейся на счете 84.

При проверке создания резервного каптала в соответствии со ст. 35 закона «Об АО» минимальный размер должен составлять 5% от УК.

Резервный капитал нужен для покрытия убытков, для погашения облигаций АО и выкупа акций АО в случае отсутствия иных средств, и не может быть использован на другие цели. Это должно быть предусмотрено в уставе АО.

Проверяется:

  • обобщенная информация о состоянии и движении резервного каптала на счете 82 «Резервный капитал», т.е. отчисления в резервный капитал формируются по Дт 82, а используются по Кт 82 (пассивный счет).

Резервный каптал образуется только за счет чистой прибыли.

  • Правильность принятия решения о выплате дивидендов. АО не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов меньше его УК и резервного фонда, либо эта стоимость уменьшится в результате выплаты дивидендов.

  • Решение учредителей или собственников об увеличении УК за счет его имущества на основании данных годового отчета за предшествующий год.

Запрещено увеличивать УК в первом финансовом году деятельности АО. Это связано с тем, что подтвердить факт полной оплаты УК и установить стоимость чистых активов можно только по данным годовой отчетности.

  • Обоснованность решения об увеличении УК за счет чистой прибыли прошлых лет путем увеличения номинальной стоимости акций.

  • Государственная регистрация проекта эмиссии ц/б (акций).

  • Аудитор проверяет и проводит анализ, используемый аудируемым лицом дивидендной политики, в которой должны быть определены сроки, размер и порядок выплаты дивидендов.

  • Соблюдение этой политики, когда дивиденды могут выплачиваться поквартально или по окончании года в зафиксированном процентном отношении (от 5% до 20% чистой прибыли).

  • Обоснованность дивидендов не только деньгами, но и имуществом или собственными акциями, что должно быть предусмотрено в дивидендной и учетной политике.

  • Правильность применения ставок налогообложения выплаченных дивидендов физическим лицам.

По результатам проверки аудитор составляет аудиторское заключение.

Аудит формирования финансовых результатов

Целью аудита формирования финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования чистой прибыли.

В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудитор должен решить следующие задачи :

  • — установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
  • — проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;
  • — выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Так при проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 16, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:

  • — аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
  • — аудит налогооблагаемой прибыли;
  • — аудит чистой прибыли.

Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли, являющейся объектом налогообложения.

А.Д. Шеремет , выделяет 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:

  • — искажение прибыли, принимаемое для определения размера платежей в бюджет вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков НЗП и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач ТМЦ, РБП и расходов с дебиторами по претензиям;
  • — включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
  • — искажение финансового результата, принимаемого для определения платежей в бюджет за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
  • — сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.

Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

  • — приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;
  • — формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;
  • — Главная книга;
  • — журналы — ордера №№1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год.

Второй этап проверки — проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований положения о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов с учетом последних изменений и дополнений, установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата:

  • — от реализации продукции;
  • — от продажи ОС и иного имущества;
  • — от внереализационной деятельности.

В ходе проверки реализации продукции особое внимание уделяется проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек.

Наоборот, когда по пропускам обнаруживается количество вывезенной продукции больше, чем в отгрузочной накладной, при внезапных проверках на складе — недостача продукции (а иногда эту недостачу т.о. выявить невозможно и это говорит о том, что была вывезена неучтенная продукция, что свидетельствует о прямом хищении продукции с предприятия). Такой вывод можно сделать только после тщательного исследования причин расхождений в отгрузочных документах и пропусках.

При обнаружении такого рода нарушений аудитор должен потребовать представления объяснить соответствующими должностными лицами и предложить внести изменения в учет и отчетные показатели по реализации продукции и финансовым показателям.

Аудитор должен тщательно проверить реализацию продукции, в состав которой входят комплектующие изделия и детали и при установлении нарушений предлагать внесение изменений в показатели по реализации и прибыли.

Также при проведении аудиторской проверки должно быть правильно оформлены документы и законность списания дебиторской задолженности, потерь от стихийных бедствий, некомпенсируемых потерь в результате пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, штрафов за нарушение, не относящихся к выполнению условий по хозяйственным договорам, сумма сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями.

Практика проведения аудиторских проверок таких описаний свидетельствует, что надлежащего качества документы не составляются и нередки случаи, когда решения на списание принимаются главным бухгалтером и руководителем предприятия, при этом расследование причин образования таких задолженностей не проводится, задолженность предприятий актами сверки не подтверждается, а углубленная проверка таких списаний иногда выявляет случаи злоупотреблений, а порой и хищений МЦ, как отдельными должностными лицами, так и группами лиц.

Нередко уплаченные штрафы, не относящиеся к хозяйственным договорам или положенные на конкретных должностных лиц, относятся на финансовые результаты организации, а не на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия или виновных лиц.

При списании потерь от стихийных бедствий или др. экстремальных случаях не проводится инвентаризация испорченного имущества, а убытки списываются по установленным актам, причем, как правило, при таких списаниях в качестве обоснования не прикладываются документы соответствующих местных органов, подтверждающие факт происшедшего в данной местности стихийного бедствия.

При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов.

Кроме проверки начисления и уплаты налога на прибыль осуществляется проверка соблюдения сроков его начисления и уплаты .

Таким образом, главным в работе аудитора является определение достоверности исчисления налогооблагаемой базы, подтверждение правильности расчета налога на прибыль и производимых расходов за счет прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *