Аудит кассовых операций

Какие нарушения выявляются при аудите

В ходе аудиторских проверок кассовых операций могут выявляться следующие нарушения:

  • излишки денежных средств в кассе, их недостача;
  • несвоевременное оприходование денег при поступлении их в кассу;
  • выдача денежных средств без требуемой доверенности;
  • выдача денежных средств подотчетным работникам без оформления ими авансовых отчетов;
  • некорректное отображение операций.

Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации, когда это необходимо. А проведение инвентаризации кассы требуется в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене ответственного за финансы лица в организации;
  • при обнаружении факта хищения или порчи материальных ценностей;
  • если передается имущество иному лицу во владение;
  • после возникновения экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
  • в случаях ликвидации или реорганизации компании.

Можно также привести и конкретные примеры нарушений, выявленных при аудите кассовых операций:

  1. Несоблюдение сроков проведения инвентаризации денежной наличности, предусмотренных в учетной политике организации.
  2. В инвентаризационных документах содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
  3. При составлении акта инвентаризации не соблюдались требования законодательства.
  4. Инвентаризационные ведомости подписаны не всеми членами комиссии и материально-ответственными сотрудниками.
  5. Излишки, полученные в результате инвентаризации не оприходованы, а направлены на увеличение дохода.
  6. В кассовой книге содержаться записи о выдаче персоналу зарплаты, но подписей этих сотрудников нет.
  7. В РКО отсутствует информация об удостоверяющих личность документах получателя денежных средств.
  8. Работа с наличностью ведется, однако кассовый аппарат находится в неисправном состоянии.
  9. Книга кассира-операциониста заполняется не надлежащим образом.

Аудит кассовых операций 2018: что подлежит проверке

Что проверяется при аудите кассовых операций Особенности проверки
Первичная документация Первичка должна быть заполнена должным образом, в должны присутствовать необходимые подписи. Наличие исправлений не допускается.
Правильность оприходования денег Сверяются суммы из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какие-либо суммы пропущены – это считается грубым нарушением.
Соблюдение лимитов при расчетах наличными При проведении сделок купли-продажи запрещается принимать наличными деньги в тех суммах, которые превышают установленный лимит. Если такая необходимость есть, то данная операция должна проводиться только через банк.
Инкассация наличных Правом организаций и ИП является сдача денег в банк через службы инкассаторов. В этом случае денежные средства находятся под защитой. При оформлении к каждой сумке составляется денежная ведомость.
Инвентаризация кассы При проведении проверки должны присутствовать и кассир, и главный бухгалтер. Если в организации несколько касс, то опечатать нужно каждую. Это требуется для того, чтобы не было переноса денег или внесение изменений в кассовую книгу.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Метки: аудит, Аудит кассовых операций 2018, инвентаризация кассы, касса

Основные этапы аудита кассовых операций

Данное направление аудита может быть реализовано при проведении как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки, а также может быть предметом отдельного договора, но чаще всего входит составной частью в договор общего аудита.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:

— определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;

— составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;

— проверка организации материальной ответственности кассира;

— документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;

— документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;

— информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является проверка соответствия применяемой в организации методики учета движения наличных денежных средств действующим в проверяемом периоде нормативно-правовым документам Российской Федерации, для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Задачами аудита кассовых операций являются:

— инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

— проверка правильности документального оформления операций;

— проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

— аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

— проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

— проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

— оформление результатов проверки.

Источниками информациипри аудите учета кассовых операций выступают: кассовая книга (ф. № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. № КО-5), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3), журнал регистрации депонентов, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.), чековые денежные книжки, акты инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, акт ревизии наличных денежных средств, акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1), акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3), журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), журнал регистрации суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма № КМ 5), справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ 6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ 7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9) и др., учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др., Главная книга, Положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и др.

Аудитор должен прежде всего определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. При этом необходимо учитывать следующие нормативные документы:

— Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П)

— Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

— Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (с изм. от 15.07.2013),

— Положение о платежной системе Банка России (утв. Банком России 29.06.2012 № 384-П).

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Это связано с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблениям.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет непринятых к учету или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитор выясняет: обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организации; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств и кассовой наличности как их составляющей аудитор сопоставляет остатки денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их карточек счета, далее со счетами в Главной книге и с балансовыми данными. Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В ходе проверки аудитор должен выявить случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информировать руководителя о возможных санкциях.. В соответствии с указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» от 2-.06.07 № 1843-У расчеты наличными деньгами между экономическими субъектами рамках одной сделки могут производиться в размере не превышающем 100 000 руб. Согласно ст. 15.1. КоАП РФ нарушение установленного лимита влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб.

Аудитор проверяет соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Типичными ошибками, выявляемыми при аудите кассовых операций, являются:

— отсутствие первичных кассовых документов;

— оформление кассовых документов с нарушением установленных требований;

— несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

— некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

— арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

— неправильные корреспонденции счетов.

>Аудиторская проверка кассовых операций

Организация проверки кассы

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
  • проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

  • отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
  • наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
  • отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
  • отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  • предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Инвентаризация кассы

Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

  • обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;
  • имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;
  • застрахована ли касса организации;
  • соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа). Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;
  • соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации. Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.1998 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной (п.2.5 Положения).

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера — 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», а именно:

  • за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности;
  • на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм. Согласно действующему законодательству меры ответственности к организациям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования (инструктивное Письмо ЦБ РФ от 16.03.1995 N 14-4/95).

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно — коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами — фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

В ходе проверки полноты и своевременности отражения выручки, сданной в кассу, особое внимание нужно уделить правильности расчета налога с продаж, введенного Законом РФ от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». При этом решения о введении налога с продаж в конкретном субъекте Российской Федерации принимают законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет. В целях взимания этого налога к продаже за наличный расчет приравнивается продажа посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В нормативных документах рекомендуется следующий порядок отражения налога с продаж в бухгалтерском учете (при ставке налога 5%):

Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами

Правила осуществления расчетов в России устанавливает ЦБ РФ (ст.4 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке РФ» (в ред. Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ). Руководствуясь этой нормой, ЦБ РФ устанавливает предельные размеры расчетов наличными деньгами. Так, с 14.10.1998 согласно указанию ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу составляет:

  • между юридическими лицами — 10 тыс. руб.;
  • для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье — 15 тыс. руб.

Указом Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» предусмотрены следующие меры ответственности за несоблюдение расчетной дисциплины:

  • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
  • за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
  • на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Проверка расходования наличных денег из кассы

Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно — платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

Остановимся подробнее на проверке операций по выдаче денег из кассы в подотчет.

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств из кассы на предстоящие командировочные, представительские расходы, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово — телеграфных) расходов, а также расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и других хозяйственных расходов. В бухгалтерском учете подотчетные суммы отражаются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Порядок ведения кассовых операций (п.11) регламентирует, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы. Если проверкой будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившим их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.

Все случаи неполного набора документов по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 «Касса» для определения уровня существенности ошибок.

Проверка соблюдения порядка применения контрольно — кассовых машин

В соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации все организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять контрольно — кассовые машины (ККМ). Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1993 N 745 (с учетом последующих изменений и дополнений).

В этот Перечень, например, включены следующие организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица):

  • оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности;
  • реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно — журнальных киосках;
  • реализующие ценные бумаги;
  • реализующие лотерейные билеты;
  • торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Например, клиент аудиторской фирмы приступил к новому виду деятельности — реализации туристических путевок как туроператор. Он обратился к аудиторской фирме с вопросом: надо ли использовать ККМ при приеме наличных денег за реализованные путевки? Ответ аудиторской фирмы был отрицательным, так как организация реализует туристические путевки ф. ТУР-1, которые являются бланками строгой отчетности. Значит, ККМ можно не применять. Получение денег в этом случае оформляется приходным кассовым ордером.

При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.

Организации, использующие ККМ для учета выручки, ведут книгу кассира — операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира — операциониста.

Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира — операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Законом РФ «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрены следующие санкции за нарушение установленного порядка применения ККМ:

  • предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда <*>;
  • предприятие, использующее неисправную ККМ, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, осуществляющее торговые операции (оказывающее услуги) после приостановления его деятельности, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
  • невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).

<*> Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П это положение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, поэтому штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Н.Г.Иванова

Главный специалист

по налогообложению ЗАО «МКД»

>Аудит кассовых операций

Аудит кассовых операций организации

Цель аудита кассовых операций — установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. К основным задачам аудита относятся:

  • проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;
  • правильное документальное оформление операций с денежными средствами;
  • контроль за сохранностью денежных средств и документов в кассе;
  • своевременное проведение инвентаризации денег в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Основным нормативным документом является Порядок ведения
  • кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением ЦБ РФ №40).

К источникам получения аудиторских доказательств относятся: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, акт инвентаризации наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операцио- ниста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств.

Методика аудита кассовых операций

1. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

2. Проверка организации материальной ответственности, инвентаризация денежной наличности.

3. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

4. Проверка документального оформления движения денежных средств — полноты и своевременности их оприходования и списания.

При аудите кассовых операций последовательно проверяются:

  • правильность документального оформления кассовых операций;
  • сохранность наличных денежных средств и документов в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  • полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением;
  • порядок расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами и с индивидуальными предпринимателями (не более 100 тыс. руб. по одному договору); соответствие оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» с выписками банка.

Основные виды нарушений:

  • недостача или излишек денег в кассе;
  • несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств и денежных документов; подделка подписей в первичных документах; наличие исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах;
  • выдача денег на выплату заработной платы без доверенности; превышение установленного банком кассового лимита; отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  • выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов; несоблюдение предела расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одному договору; продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники; арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков по счетам в учетных регистрах;
  • некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах.


Аудит кассовых операций

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:* инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств:* проверка правильности документального оформления операций;* проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;* аудиторская проверка правильности списания денег в расход;* проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;* проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;* оформление результатов проверки. При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки. Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой, аудитору необходимо выяснить:

* обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка;* имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;* застрахована ли касса организации;* соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа;* соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Деньги могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др. Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг). К основным документам, которые аудитор должен проверить при аудите кассовых операций, относятся следующие: приходные и расходные кассовые ордера; кассовая книга, отчеты кассира; журналы регистрации приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, выданных доверенностей, депонированных сумм; платежные (расчетно-платежные) ведомости; и др. Однако только первичных документов недостаточно для подтверждения отчетности, поэтому целесообразность использования денежных средств и их отражение необходимо сопоставлять со следующими учетными регистрами и отчетностью:

  • · журналом-ордером № 1 и ведомостью № 1 по учету операций по кассе;
  • · Главной книгой;
  • · балансом предприятия (форма № 1), 2-й раздел актива;
  • · движением денежных средств (форма № 4 приложения к балансу)

Проверка регистров и форм отчетности

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета должны сверяться с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о их поступлениях в отчетном периоде по наличному расчету с выделением:

  • — расчетов с юридическими лицами;
  • — расчетов с физическими лицами;
  • — поступлений денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;
  • — сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;
  • — сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются их записи на счетах бухгалтерского учета (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

  • — 50-1 «Касса организации»;
  • — 50-2 «Операционная касса»;
  • — 50-3 «Денежные документы»; и др.

На субсчете 50-1 учитывают денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБР на дату совершения операции. Субсчет 50-2 открывается организациями для учета наличия и движения денежных средств при необходимости. На субсчете 50-3 учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы отражаются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

Проверка оформления первичных документов

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на это лицами. Документы должны быть четко и правильно оформлены: наличие расписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений. Проверяются наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Аудитор может самостоятельно сопоставить подписи на кассовых документах с образцами подписей руководителей организации или запросить образцы в порядке получения подтверждений.

Кроме того, выявляются факты, когда расходные кассовые документы подписаны только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи этих чеков кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете и особенно факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета и приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, определяются как излишки кассы и записываются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления выручки от контрагентов.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть подписан после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному распоряжению руководителя и при условии заключения с ним договора.

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, отпечатана с указанием количества листов. При ручном учете нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги нумерация должна быть сплошной с начала года. Кроме того, необходимо производить проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Следует отметить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Наличие системы компьютерной обработки данных не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. Однако проведение аудитором процедур возможно и по копиям компьютерных файлов, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами.

Инвентаризация кассы

Одним из источников получения аудиторских доказательств являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна осуществляться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября.

При проверке аудитором инвентаризации может выявляться хищение денежных средств. Он может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее осуществляют в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

При выявлении фактов хищения имущества организация на основании п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязана провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации денежных средств оформляются Актом инвентаризации наличных денежных средств, который составляется по унифицированной форме (форма № ИНВ-15).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, выявленная недостача денежных средств отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса».

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленная при инвентаризации недостача имущества, по которому не утверждены нормы естественной убыли, относится на счет виновных лиц (если таковые установлены). В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Сумма выявленной недостачи иностранной валюты на основании п. 2, 12, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн, может быть признана вне реализационным расходом только тогда, когда она не подлежит возмещению виновным лицом, в противном случае в учете отражается дебиторская задолженность виновного лица.

Таким образом, до момента подтверждения отсутствия виновных лиц и соответственно невозможности возмещения суммы выявленной недостачи в учете организации она будет числиться по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Поскольку сумма выявленной недостачи выражена в иностранной валюте, то у организации возникает необходимость ее регулярного пересчета на дату составления бухгалтерской отчетности, т.е. ежемесячно по состоянию на конец месяца, а также на дату списания этой недостачи (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденного приказом Минфина России от 01.01.2000 № 2н, п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Возникающие курсовые разницы будут отражаться в составе вне реализационных доходов или расходов (п. 13 ПБУ 3/2000).

При получении протокола о закрытии уголовного дела на основании подп. 3 п. 1 ст. 24 УПК в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (при отсутствии подозреваемого) в учете организации признается вне реализационный расход, что отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 94. Для исчисления налога на прибыль сумма выявленной недостачи учитывается в составе вне реализационных расходов на основании подп. 5 п. 2 ст. 265 НК.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

В кассе организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих организаций. Лимит остатка наличных денег в кассе определяется учреждениями банков ежегодно для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющих кассу и осуществляющих налично-денежные расчеты.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом для определения лимита остатка наличных денег в кассе. После установления такого лимита в одном из учреждений банка организация направляет уведомление об определенном ей лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ей открыты соответствующие счета.

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. При проверке таких организаций учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а вся не сданная в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

К началу аудиторской проверки должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации.

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе организации, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи его превышения, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг. При этом следует сверить записи в кассовой книге и приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также актами сверки расчетов.

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами являются не оприходование или неполное оприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и банку, а также встречные проверки контрагентов. Однако аудиторы не в состоянии проверить и получить доказательства от всех связанных сторон, он может косвенно проконтролировать расчеты, исходя из сопутствующих документов. Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка.

Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков.

Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявления не оприходования денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях, когда встречается надпись «Получено из банка по чеку__», сверяются суммы, указанные в кассовой книге,

на корешке чековой книжки и в выписке банка. Кроме того, сличаются номера чеков, проставленные в приходном ордере и на корешке чека.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию. Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.

Проверка расходования наличных денег из кассы

Расход средств из кассы производится:

  • — на выдачу средств в подотчет;
  • — выплату заработной платы;
  • — выплату депонированной заработной платы;
  • — оплату контрагентам по договорам.

Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам по подотчетным суммам. Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные денежные средства из кассы на предстоящие командировочные, представительские и хозяйственные расходы. В бухгалтерском учете подотчетные суммы отражаются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, предусмотренных для этих целей. Получение денег подотчетным лицом возможно только при условии его полного отчета по ранее выданному авансу. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

Документами для проведения проверки служат приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Если в кассовом ордере по строке «Основание» будет значиться «Остаток подотчетных сумм», в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Устанавливая, является ли дата составления авансового отчета рабочим днем для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета с номером приходного ордера, указанным в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, и с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером «Расчеты с подотчетными лицами».

При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.

Если задолженность сотрудника или стороннего лица погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работник должен погашать свою задолженность.

Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрываются подотчетные суммы. Если во время проверки будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившими их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Выдача денег возможна по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации. Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы с данными платежных ведомостей и карточек лицевых счетов. Особое внимание обращают на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), а также на период, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.

Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно установить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга, журналы-ордера (по кредиту счетов 70 и 50), журнал регистрации платежных ведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 в корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.

Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей осуществляется с целью выявления таких злоупотреблений.

В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и социально-трудовые льготы, кассир должен:

  • * в платежной или расчетно-платежной ведомости напротив фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки «Депонировано»;
  • * составить реестр депонированных сумм;
  • * в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов в настоящее время учет расчетов с депонентами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонентам». Кредитовый оборот по указанному субсчету за период — невыплаченные в течение периода в установленный срок суммы, дебетовый оборот — погашенная в течение периода задолженность по депонированным суммам. Сальдо по субсчету представляет собой депонированные суммы на конец проверяемого периода. Аналитический учет таких сумм ведется в журнале регистрации депонированных сумм.

Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого ККТ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину (ККМ). Фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно смотреть на записи показателей кассовых счетчиков не только действующих, но и бездействующих машин, а также находящихся в запасе. Пристальное внимание следует обращать на показатели счетчиков, с которыми ККМ поступили после ремонта.

>Аудит кассовых операций

Основные положения аудита кассовых операций

Основной целью аудита кассовых операций является установление законности таких операций, целесообразность их совершения, а также достоверность их отражения в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности предприятия.

Исходя из цели, аудиторская проверка кассовых операций предполагает решение следующих задач:

  • проверяется, правильно ли и в полном ли объеме, кассовые операции отражаются в учетных регистрах;
  • проверяются первичные документы, которые оформляются на каждую кассовую операцию;
  • устанавливается уровень контроля за сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации;
  • проверяется, насколько своевременно производится инвентаризация денежных средств;
  • проверяется соответствие всех аспектов учета кассовых операций нормативному законодательству.

В качестве источников для получения аудиторских доказательств при аудите кассовых операций используются:

  • кассовая книга;
  • отчеты бухгалтера-кассира;
  • ПКО (приходные кассовые ордера) и РКО (расходные кассовые ордера);
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов,
  • акты инвентаризации денежных средств в кассе;
  • журнал кассира-операциониста;
  • данные с показаниями счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке предприятия;
  • учетные регистры бухгалтерского учета (обороты по счету 50 «Касса»);
  • главная книга,
  • оборотно-сальдовая ведомость,
  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о движении денежных средств.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Все указанные документы проверяются аудитором в последовательности исполнения кассовых операций. Проверяются соответствия записей в первичных документах и в учетных регистрах. В случае, если в организации есть несколько касс, то проверка осуществляется сначала по каждой кассе отдельно, а потом проверяются сводные данный бухгалтерского учета по данным кассовых операций.

Типичные нарушения при аудите кассовых операций

В результате аудита кассовых операций, могут быть обнаружены следующие типичные нарушения учета, оформления и контроля кассовых операций в организации:

  • недостача или необоснованный излишек денежных средств в кассе организации;
  • оприходование денежных средств и документов в кассу осуществляется несвоевременно и не в полном объеме;
  • несоответствие подписей должностных лиц на первичных кассовых документах, а именно – главного бухгалтера и кассира;
  • исправления и помарки в ПКО и РКО;
  • при выплате заработной платы из кассы организации не оформляется платежная ведомость, или такая ведомость не подтверждена подписями работников, получающих заработную плату и должностных лиц, ответственных за выплату заработной платы;
  • нет оформленных авансовых отчетов при выплате денежных средств под отчет;
  • нет договора о материальной ответственности кассира;
  • неправильное отражение данных кассовых операций в учетных регистрах;
  • неправильные проводки по счетам бухгалтерского учета;
  • арифметические ошибки при подсчете сумм денежных средств в первичных документах и учетных регистрах;
  • не соответствие данных учетных регистров с данными в оборотно-сальдовой ведомости, кассовой книге, главной книге, бухгалтерском балансе и отчете о движении денежных средств;
  • реализация товаров, работ или услуг без применения контрольно- кассовой техники;
  • незаконное присвоение депонированной заработной платы и денежных средств, которые начислены по иным основаниям;
  • незаконное присвоение сумм, которые принадлежат другим организациям.

Замечание 2

На все выявленные нарушения аудитор может оформить рекомендации по их устранению или недопущению в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *