Бюджетирование в 1С:УПП в первую очередь необходимо для планирования и анализа деятельности предприятия. Оно позволяет строить практически любые отчёты, как плановые, так и фактические.
Бюджетирование в 1С:УПП – относительно замкнутая и обособленная от других подсистема в «1С:Управление Производственным Предприятием», живет своей отдельной жизнью:
- Имеет свои собственные документы и регистры учета, собственный план счетов;
- Имеет свою собственную методику отражения хозяйственных операций;
- Имеет свои собственные отчеты.
Бюджетирование в 1С:УПП находится как бы в стороне от общего учета. Эта подсистема позволяет с помощью описанных правил «затягивать» в себя информацию. Это может быть фактическая учетная информация или информация, влияющая на плановые данные. На самом деле факт и план в бюджетировании отличаются только одним – факт хранится с ПУСТЫМ сценарием. Затянуть фактические данные можно легко и просто документом «Учет фактических данных по бюджетам», а плановые «Расчётом по модели бюджетирования». Но для этого надо разобраться с «правилами», которые в 1С:УПП называются «источники данных для расчётов бюджетирования».
Они позволяют обратиться к любой подсистеме 1С:УПП, причём можно написать произвольный запрос.
Бюджетирование в 1С:УПП связано с другими подсистемами только через:
- Механизм подключения источников данных
- Несколько общих справочников (Например, для подсистем бюджетирования и объемно-календарного планирования используется единый справочник сценариев)
Специфика подсистемы бюджетирования в 1С:УПП отчасти определяется тем, что сам метод бюджетирования представляет собой симбиоз двух существенно различных методов: многовариантного планирования на будущее, и метода двойной записи, используемого в «посмертном» бухгалтерском учете.
Назначение подсистемы бюджетирование в 1С:УПП
- Планирование на любой период движения средств и финансового состояния компании в целом:
*В разрезе оборотов по статьям бюджетов
*В разрезе остатков по плану счетов бюджетирования
- Составление бюджетов компании:
*Бюджет доходов и расходов,
*Бюджет движения денежных средств,
*Прогнозный баланс,
*Другие оборотные бюджеты
- Контроль плановых и фактических данных:
*Анализ отклонений плановых и фактических данных
*На соответствие установленным целевым показателям
- Контроль расходования средств
* Соответствие текущих планов рабочему плану на период
* Анализ исполнения бюджетных заявок
- Составление сводной отчетности
Основные принципы организации хранения данных в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Для планирования деятельности есть три базовых сущности учета и анализа:
- Статьи оборотов
*Нужны для обозначения тех или иных финансовых операций, которые регистрируются при бюджетировании
- Центры финансовой ответственности (ЦФО)
*Определяют подразделения или иные бизнес-единицы, отвечающие за исполнение перечня бюджетных показателей
- План счетов бюджетирования
*Определяет структуру ресурсов предприятия, значимых для бюджетирования
Планирование в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Планирование ведется для предприятия в целом, без учета деления на организации
Объектом планирования подсистемы бюджетирования в 1С:УПП является бюджетная операция. Для каждой операции может быть указана своя валюта.
Для каждого вида операции есть объект, который её описывает — статья оборотов по бюджетам.
Операции точно так же, как и в БУ изменяют состояние счетов. Только в подсистеме бюджетирование 1С:УПП это свой план счетов, который пользователь может настроить по своему усмотрению и проводки тоже настраивает пользователь для каждой статьи оборотов.
А уже из статей оборотов и счетов, расположенных в нужном порядке, формируются бюджеты, например, БДДС или БДР. Это позволяет, ввести один раз оборот по статье (Например, «Поступление оплаты от покупателей») и эта цифра попадёт сразу в несколько бюджетов.
Статьи оборотов могут быть зависимыми друг от друга. Например, если мы купили товар, то должны сделать оплату поставщику.
Планирование может быть детализировано по следующим аналитическим разрезам:
*В подсистеме бюджетирование в 1С:УПП организована поддержка сценариев планирования. Это дает:
· Возможность хранения вариантов и версий планов
· Возможность планирования с различной временной детализацией (день, неделя, месяц, квартал, год)
· Для каждого сценария есть возможность использования отдельной валюты и/или независимо редактируемой линейки курсов валют
*Для хранения информации о статьях оборотов используется справочник Статьи оборотов по бюджетам
При установке соответствующих флажков в статье оборотов настраивается ведение учета по количеству, сумме, контрагентам и номенклатуре. Дополнительно могут быть выбраны значения, которые будут использоваться системой в качестве значений по умолчанию: для количественного учета можно выбрать единицу измерения, для суммового учета – валюту, для учета по контрагентам – основного контрагента, для учета по номенклатуре — номенклатуру.
На закладке Проводки указывается способ отражения оборотов по статье на плане счетов бюджетирования. Вводятся счета и коэффициенты для получения значений суммы и количества в проводке на основании суммы и количества бюджетной операции. По этим данным формируются проводки при проведении бюджетной транзакции.
Одновременно может быть указано несколько проводок.
*Справочник Центры финансовой ответственности (ЦФО) предназначен для хранения информации о центрах финансовой ответственности – структурных подразделениях организации.
Для ЦФО можно указать его вид в справочнике Виды ЦФО.
*Ведение аналитики по Проектам позволяет увеличить степень детализации бюджетирования, сопоставлять в этом разрезе данные бюджетирования, объемно-календарного планирования и фактического учета.
Управление проектами в программе 1С:УПП устанавливается в настройках параметров учета.
*Ведение бюджетных операций по Контрагенту позволяет более точно указывать плановые обороты. Например, плановые обороты расходов денежных средств можно вести в разрезе поставщиков.
*В качестве разрезов аналитики Номенклатура используются элементы справочников Номенклатура и Номенклатурные группы, в зависимости от детализации сценария планирования. В бюджетировании в 1С:УПП не используется аналитика по характеристикам или сериям номенклатуры.
Спасибо!
Область применения:
Используется для распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Режим предполагает однократное введение первоначально утвержденной росписи в начале года по каждому лицевому счету (получателю). Для учета последующих изменений росписи используется режим «Справка об изменении бюджетной росписи (форма 2)».
Назначение:
Ввод, редактирование, приём из электронного файла, передача в файл и печать бюджетной росписи.
Документ «Бюджетная роспись (расходы)» может вводиться как самостоятельный документ, либо формироваться на основании данных следующих документов:
— Сводная бюджетная роспись;
— | Справка об изменении сводной бюджетной росписи. |
Режим ввода/редактирования:
Суммы бюджетных назначений по кодам бюджетной классификации вводятся в поле «Сумма за год» (при учете бюджетной росписи за год) или распределяются по периодам (кварталам или месяцам в зависимости от значения настройки «Период ведения росписи»).
Бюджетная классификация вводится в каждую графу индивидуально.
Режим списка:
Панель инструментов
Печать — печать отчета уточненной росписи, открывается форма для настроек и формирования отчета. Подпункты:
o | Печать списка документов — печать таблицы списка как есть. |
o | Печать в виде уведомления о бюджетных ассигнованиях — печать документа росписи как отдельного документа. |
o | Печать пакета отчетов — печать сразу нескольких отчетов согласно параметров выделенных документов росписи (т.е. отчеты формируются только по л/с получателей и по КБК отобранных документов). Набор формируемых отчетов задается в настройке документа «Запросы и варианты для формирования пакета отчетов». |
Формирование уведомлений о межбюджетных трансфертах (МБТ)
См. описание для документа «Справка об изменении росписи (форма 2)».
Особенности
1. Настройка прав доступа к полю «Дата проводки» задает доступ ко всему документу. Пользователь, у которого нет права «Изменение» на это поле, не сможет ввести или отредактировать документ, независимо от прав на сам документ.
Настройки
Автоматическая простановка даты проводки — при создании нового документа поле «Дата проводки» заполняется автоматически первым рабочим днем года (значение «Да»), либо остается пустым (значение «Нет»). Рекомендуемое значение – «Да».
Аналитический признак, проставляемый автоматически — аналитический признак на документ при сохранении будет проставляться автоматически в соответствии с этой настройкой
Используемые типы счетов получателей — определяет типы счетов, которые допустимы в счете получателя.
Используемые типы корреспондентов-получателей — определяет типы корреспондентов, которые разрешено указывать в получателе.
Запросы и варианты для формирования пакета отчетов — задает набор отчетов, формируемых согласно отобранных документов росписи по кнопке «Печать — Печать пакета отчетов».
Выгрузка реквизитов — определяет виды БК, которые будут выгружаться при передаче всех типов документов росписи расходов (в т.ч. для сводной, справок об изменении).