Бензин будет ли резкий рост цен

Стоимость литра бензина в России за период с 25 ноября по 2 декабря в среднем не изменилась и уже третью неделю сохраняется на уровне 44,67 рубля за литр, сообщает Росстат.

Средняя цена на дизельное топливо тем временем продолжила расти и увеличилась ещё на 10 копеек — до 47,47 за литр.

Динамику цен на рынке, как сообщает Газета.ру, объяснил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев: «Во-первых, сезон закончился. Во-вторых, достаточное количество бензина продаётся сегодня на бирже. В то же время вертикально интегрированные нефтяные компании обеспечивают достаточный объём предложения. То есть, резюмируя: сниженный спрос, достаточный уровень предложения – эти факторы обусловили отсутствие роста цен на бензин. Плюс к тому, у нас цены на заправках ограничены, а оптовый рынок так или иначе подстраивается под розничный.
Скачок цен может быть в конце декабря. Но если это все будет компенсировано избыточным предложением – а компании в конце декабря продают топливо фактически на 1,5 месяца вперед – то и тогда произойдёт торможение роста цен».

Что касается данных Росстата по росту на 10 копеек цен на дизель, то здесь, по мнению эксперта, играет роль специфика производства: производство дизельного топлива затратнее, чем летнего. Дополнительное давление на цены оказывает вычищение с рынка суррогата: количество бодяжного топлива уменьшается, поэтому растет спрос на топливо ВИНКов. Такая ситуация характерна, отмечает Гусев, в частности, для Дальнего Востока. При этом, по его словам, «там наблюдается некоторый дисбаланс биржевых цен и текущих оптовых цен на нефтебазах нефтяных компаний, где топливо обходится дешевле, чем на бирже. Поэтому на нефтебазах формируется значительный стихийный спрос, покрыть который компании одномоментно не могу чисто технически. Это тоже может сказываться на ценах. Однако, как и в случае с бензином, к концу декабря компании скорее всего сформируют повышенное предложение, что притормозит цены и стабилизирует рынок».

С повышением акцизов на бензин не удастся избежать подорожания топлива, считают аналитики. Но, по мнению экспертов, взрывного взлета цен не будет

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 ноября. FINMARKET.RU — Повышение акциза на бензин даст существенную прибавку бюджету и приведет к подорожанию топлива в рознице. Правда, аналитики не ожидают резкого роста цен на топливо. При этом эксперты отмечают, что у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) практически не осталось рычагов воздействия на цены.

В следующие три года акцизы на бензин будут расти постоянно — темпами на 1 рубль за литр ежегодно. В ноябре российский парламент принял правительственный закон, устанавливающий ставки акциза на автомобильный бензин в зависимости от класса топлива.

Так, в отношении бензина, не соответствующего классу 3-5 классам, на 2011 год устанавливается ставка акциза в размере 5995 рублей за тонну. В отношении бензина класса 3 устанавливается ставка на 2011 год в размере 5672 рубля за тонну. В отношении бензина класса 4 и 5 размер ставки составит в 2011 году 5143 рубля за тонну.

Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году — 105 млрд рублей, в 2013 году — более 105 млрд рублей.

А что будет с ценами на бензин? Продолжат ли они расти в следующем году?

В Минэкономразвития в целом признавали, что топливо подорожает в рознице в связи повышением акцизов, но затруднялись оценить насколько. Пытаясь успокоить разгоряченное общественное и экспертное мнение, глава ведомства Эльвира Набиуллина убеждала, что «не нужно опасаться» существенного роста цен на бензин. По ее словам, Минэкономразвития не ожидает значительного роста цен на бензин из-за возможного увеличения акцизов на нефтепродукты. Правда, подчеркивала, что » важно не допустить резкого роста цен на бензин».

Роста цен на бензин избежать не удастся, считают аналитики. «До конца года ФАС обещала позаботиться об отсутствии роста. А вот в I полугодии 2011 года роста, конечно, сложно избежать из-за повышения акцизов», — отметил аналитик ИК «Арбат Капитал» Виталий Громадин в ходе конференции, проведенной на сайте компании «Финам».

Но и резкого взлета не будет. «Не думаю, что цены на бензин к середине следующего года вырастут более чем на полтора рубля даже с учетом акцизов. Темпы роста цен на бензин в России стабильно ниже уровня инфляции и существенно отстают от роста тарифов госмонополий», — отметил заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин.

Так, по данным Росстата, которые привел аналитик, за последние 10 лет рублевые цены на бензин выросли в 3 раза, а тарифы за услуги ЖКХ — примерно в 12 раз, общественный транспорт — в 7 раз).

С тем, что не будет резкого роста цен на бензин, согласен и главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ «Кортес» Михаил Турукалов. По его мнению, повышение цен на бензин, скорее всего, будет плавным. «Последние месяцы на оптовом рынке цены на бензин в целом были стабильными, а на мелкооптовом рынке бензин если и подорожал, то незначительно. Поэтому в течение ближайшего месяца резких скачков розничных цен на бензины ждать не стоит», — считает он.

Есть еще один фактор, который мог бы удержать рост цен на приемлемом уровне — ФАС, которая постоянно пытается усмирить аппетиты рынка. Но так ли уж действенен этот инструмент сдерживания цен?

«ФАС ни коим образом не перестала, продолжает точно так же регулировать оптовый и розничный сегмент. Тем более, что рождается новое решение — начислять большой штраф, а потом на основании мирового соглашения получать его часть. Однако ВИНКи (вертикально интегрированные компании) активно и по-прежнему успешно борются в судах, так что памятное решение ВАС в пользу антимонопольщиков, которое, казалось бы, могло стать знаковым и изменить картину, на самом деле баланса сил в целом не поменяло», — отмечает начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ капитал» Дмитрий Александров, принявший участие в конференции.

Как считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, несмотря на многолетние усердия ФАС, победить картельные образования на розничном рынке нефтепродуктов по-прежнему не удается: топливо на АЗС продолжает дорожать. «Сейчас, когда ценовой коридор мировых цен на нефть достиг $80-85 за баррель (с недавних семидесятидолларовых рубежей) — нефтяники апеллируют с этим фактом к ведомству Артемьева, оперируя конъюнктурными соображениями. Однако не стоит забывать, что цены на бензины давно отыграли этот лаг удорожания — они растут постоянно и независимо от биржевых котировок цен на нефть», — отмечает эксперт.

Когда нефть дешевела, было иное объяснение роста ценников на заправках от аналитиков и самих ВИНК — якобы маржа от экспорта сырой нефти упала, и рост цен на розничном рынке — это попытки компенсировать «выпадающие доходы от экспорта «черного золота», поясняет Александр Пасечник. При этом, по его словам, в ФАС понимают, что нефтяники придумывают всевозможные отговорки, лишь бы оправдаться перед надзором. «Теперь есть вновь повод полагать, что недавно объявленная программа «мировой» по оборотным штрафам «большой четверке» вполне может быть свернута», — не исключает он

К тому же, считает А.Пасечник, «новых идей по наведению порядка на рынке нефтепродуктов нет — по-прежнему ФАС будет лишь слабым «сдерживающим» элементом». По его мнению, кардинально изменить ситуацию может лишь создание системы независимой переработки в стране и системное развитие биржевой торговли, а вернее ее механизмов.

В целом за январь-октябрь цены на бензин в России выросли на 4,2% и продолжили повышаться в ноябре. По данным Росстата, на 15 ноября в среднем один литр бензина стоил в России 22,54 руб. Цена литра марки А-76 повысилась до 19,80 руб., марка А-92-93 подорожала до 23,14 руб. Высокооктановый (Аи-95 и выше) стоит уже более 25 руб.

В конце прошлого года литр А-76 стоил 19,16 рубля, бензин марки А-92-93 — 21,84 рубля, высокооктановое топливо — 23,57 рубля за литр. То есть, сильнее всего подорожало качественное топливо, прибавив с начала года более 1,4 рубля.

Но может автолюбителям повезет, и рост цен в топливной рознице смягчит снижение транспортного налога? Совет Федерации внес изменения в Налоговый кодекс, уменьшающие в два раза базовую ставку транспортного налога для всех видов транспортных средств. Кроме этого, регионам предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.

/Финмаркет/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *