Бизнес юнит менеджмент

Бизнес-единица (бизнес юнит, business unit, BU, СХЕ) — это юридически оформленная, организационно выделенная дочерняя, по отношению к головной компании структура, подразделение компании достаточно значимые для бизнеса, чтобы иметь собственную стратегию, выделенную из общей стратегии компании. Бизнес единица полностью или частично экономически обособленна, отвечает за конкретный вид деятельности. Зачастую цели и задачи бизнес еиницы, коррелируют с целями и задачами материнской компании, но могут и отличаться радикально. Бизнес-единицы подотчетны непосредственно высшему руководству компании.

Большие мультибрендовые, холдинговые, диверсифицированные по направлениям компании достигают синергетического эффекта за счет образования сплоченных, занятых одним делом менеджерских команд, поддержки делового энтузиазма и предпринимательства. Этот эффект достигается с помощью работы в стратегических бизнес единицах — SBU (стратегическая бизнес-единица). Управление бизнес единицей осуществляется выделенным менеджментом, во главе с руководителем бизнес единицы. Функционирование в рамках самостоятельного подразделения позволяет руководителю бизнес единицы сконцентрироваться на целях, быстрого и адекватно реагировать на изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке, развивать навыки и опыт персонала. Это является безусловным достоинством сегментирования большого бизнеса головной компании на бизнес единицы.

В общем, управление бизнес-единицами (подразделениями головной компании) представляет собой стиль управления и форму организации бизнеса, направленную на децентрализацию предпринимательства внутри головной компаний. Все это достигается путем наделения бизнес единиц интегральной бизнес-ответственностью за определенные продуктово-рыночной стратегии.

Каждая бизнес единица обладает следующими функциями:

  • бизнес-единица отвечает за выполнение стратегического анализа;
  • бизнес-единица несет ответственность за независимое осуществление политик бизнеса;
  • бизнес-единица осуществляет оперативную деятельность;
  • бизнес единица составляет бизнес-план и отвечает за его осуществление после его одобрения высшим руководством.

Не стоит путать понятие «бизнес единица», обладающую всеми свойствами самостоятельного бизнеса и понятие «подразделение компании» (отдел компании, группа менеджеров занятых отдим делом), которые не имеют самостоятельных целей и задач, не ведут бизнес, отдельно от головной компании. В этом случае, называть, скажем, производство компании или отдел продаж — бизнес единицами — не верно.
33 301 просмотр

Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Редакция «Бизнес-журнала» обратилась к автору с просьбой о комментарии на тему практики применения методики Business Unit Management или управления по бизнес единицам в русском переводе . Результат предлагается вашему вниманию.

Прежде всего отмечу, что я не являюсь методистом и не занимался развитием технологии Business Unit Management. Мне всего лишь довелось внедрять её методы в прошлом, работая действующим топ-менеджером. В настоящее время, работая консультантом, я время от времени использую элементы этой технологии управления по бизнес-единицам, если положение в бизнесе моего клиента этого требует.

Потребности для внедрения Business Unit Management могут возникнуть, если владельцы бизнеса озаботились его эффективностью, а резервы повышения эффективности видят в создании между бизнес-единицами предприятия коммерческих отношений, внутренней конкуренции, заставляющей подразделения самостоятельно позаботиться о снижении собственных издержек и повышении производительности и качества «внутреннего» продукта.

Повышать эффективность хочется всегда, а вот отдавать управление в бизнес-единицы — реже, поэтому технология применяется только в том случае, когда «верхи» не могут или не хотят брать на себя всю полноту власти и ответственности.

Добавлю, что по моему опыту, к технологии Business Unit Management часто прибегают во время экономического кризиса, когда ситуация требует повысить эффективность каждой бизнес-единицы, а риски потери управления не так страшны перед угрозой вынужденного сокращения масштабов бизнеса. Свой первый опыт использования Business Unit Management я получал как раз в период кризиса 1998 года.

Существенными чертами технологии являются

  • организация учёта ресурсов и результата по бизнес-единицам и
  • делегирование части полномочий «на места».

Первое обстоятельство, как правило, ведёт к повышению прозрачности, управляемости бизнеса, что следует, вероятно, отнести к плюсам. Результат передачи полномочий может иметь разную полярность и сопряжён с известного рода рисками, что сдерживает применение методики управления по бизнес-единицам на практике.

В своих крайних формах технология Business Unit Management предполагает конкуренцию подразделений с рыночными соперниками. Конечно, риски такой формы повышения эффективности ещё более высоки.

Думаю, что жизненный цикл технологии Business Unit Management на российском рынке проходит свои естественные этапы. Эйфория первых лет знакомства прошла, получен первый, не всегда удачный опыт управления по бизнес-единицам, лучше стали понятны ограничения технологии и присущие ей риски. Количество энтузиастов «тотального хозрасчёта», который пытались внедрять в наших краях ещё в советские времена, значительно уменьшилось, но отдельные элементы технологии Business Unit Managementиспользуются достаточно широко. Тем более, что успешное распространение аутсорсинга различного функционала как раз в последнее время создаёт благоприятную почву для проверки рынком конкурентоспособности подразделений.

Говоря о сложностях внедрения Business Unit Management, прежде всего я бы отметил сложности делегирования полномочий, без чего метод не работает. Я имею в виду не только психологические сложности передачи прав от верховного руководства, но и профессиональные сложности умелого использования этих прав в бизнес-единицах. Иногда компании сталкиваются с техническими сложностями внедрения ресурсного учёта, если не имеют достаточного опыта во внедрении бюджетирования.

Но самой большой сложностью может оказаться принятие кадровых решений, если выяснится, что какое-либо из подразделений не выдерживает конкуренции, не показывает требуемой эффективности. Лично я до сих пор помню свои объяснения с сотрудниками, которых пришлось увольнять в 1998 году по причине низкой эффективности сегментов бизнеса, в которых они были заняты.

Существует мнение, что управление по принципу бизнес-единиц дробит компанию на конкурирующие и враждующие подразделения. Думаю, что этого риска можно избежать, если руководствоваться общими правилами проведения организационных изменений:

  • тщательно спланировать преобразования,
  • спрогнозировать и оценить все возможные риски,
  • продумать мотивацию персонала в новых условиях работы,
  • объяснить сотрудникам цели и методику изменений,
  • опираться на энтузиастов изменений, экранировать противников, бороться за мнение пассивного большинства и
  • обязательно анализировать результаты, мнения и настроения коллектива, не бояться признаваться в ошибках и подстраивать новую систему управления с учётом этой обратной связи.

Ситуация может оказаться более тяжёлой с теми из сотрудников, ценности которых противоречат целям преобразований. Действительно, если всё что нужно человеку — это покой, мотивировать будущей эффективностью довольно сложно, даже если эта эффективность увеличит его доход. Тут уж придётся руководству выбирать между преобразованиями и лояльностью, эффективностью бизнеса и текучестью кадров.

На нашем сайте можно ознакомиться с примерами наших работ по организационному дизайну, а также узнать, как заказать работу по совершенствованию организационной структуры в нашей компании. Вы можете узнать, как сэкономить при заказе этой услуги в разделе «Стоимость построения организационной структуры».
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.

Главная | Продукты и услуги | Наши клиенты | Наши проекты | Документы | Карта сайта

Business Unit Management

Когда компания находится в высоко конкурентной и динамичной внешней среде, внедрение передовых управленческих технологий необходимо для ее выживания. Одной из таких технология является технология управления по бизнес единицам или Business Unit Management.

Business Unit Management — это управление предприятием путем выделения в его финансовой структуре максимально самостоятельных бизнес — единиц, взаимодействующих друг с другом по принципу «продавец — покупатель».

Для внедрения данной системы управления необходимо создание эффективной финансовой структуры и системы бюджетирования, а так же внедрение принципов самоокупаемости для каждой бизнес-единицы.

Это — один из наиболее важных моментов Так как традиционно руководители департаментов ориентируются на приход/оборот/продажи, не принимая в расчет те затраты, которые сопряжены с получением данных показателей.

Основная суть этой технологии — это перенос конкуренции из внешней среды во внутреннюю, где персонал компании конкурирует за инвестиционные ресурсы и получает вознаграждение в прямой зависимости от личного вклада в бизнес компании. Другими словами, «No pain, no gain».

Внедрение Business Unit Management позволяет повысить эффективности бизнеса компании за счет следующих результатов внедрения данной системы:

— существенного снижения издержек компании,

— рабочей и эффективной системы мотивации, опирающейся на измеримые показатели и стимулирующей творческий процесс,

— создания основы для стимуляции разработки новых продуктов и услуг и совершенствования существующих,

— появления оперативной информации о финансовом состоянии компании и рентабельности отдельных ее частей.

Внедрение системы состоит из следующих этапов:

1. Изменение структуры компании путем внедрения дивизиональной структуры

Бизнес-единицам компании передаются часть управленческих функций, такие как: ценообразование, планирование, персонал, маркетинг и т.д.

Плавное делегирование полномочий руководителям бизнес-единиц является необходимым условием внедрения системы.

При данной технологии руководители бизнес — единиц наделяются не только большим спектром полномочий, но и несут персональную ответственность за результаты работы, в том числе финансовую (отвечают «своим рублем»).

2. Внедрение системы (включая разработку регламентов) бюджетирования и новой финансовой структуры

Основным объектом бюджетирования становятся ЦФУ (центры финансового учета).

Выделяют следующие виды ЦФУ: центры затрат, центры прибыли и инвестиционные центры.

Между всеми видами ЦФУ формируется система коммерческих отношений, предусматривающая поставку товаров и продажу услуг.

Вводятся регламенты и нормативы продажи/покупки услуг и продуктов.

Стоит отметить тот факт, что в компании включаются «свободные рыночные отношения» и бизнес-единицы могут закупать/продавать продукты или услуги не только внутри компании, но и на внешнем рынке, если они дешевле и конкурентноспособнее.

3. Изменение системы мотивации

Профит-центры получают бонус от прибыли, затратные – от снижения затрат, венчурные – в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость.

Бизнес-единица — отдельная организационно и юридически оформленная активная структура бизнеса. Она полностью или частично экономически обособленна, отвечает за конкретный вид деятельности, необходимый для осуществления функций в бизнес-процессе. Функции бизнес-единицы возлагаются на неё в едином комплексе. В зависимости от организационной структуры она может нести ответственность за получение прибыли, за осуществление координационной деятельности или за разработку политики.

В рамках автоматизированного процессного управления workflow или BPMS, бизнес-единица может обладать полномочиями запуска процесса, контроля выполнения процесса, выполнения определенной функции процесса. Для сотрудников бизнес-единицы могут быть созданы отдельные процессы, предназначенные для выполнения только в рамках данной бизнес-единицы, или они могут участвовать в сквозном процессе. Информационная система класса ERPII подразумевает использование второго варианта применения процессов для бизнес-единицы. Т.е. системы класса workflow и BPMS предназначены специально для организации взаимодействия между бизнес-единицами предприятия.

Понятие бизнес-единицы пересекается с понятием роль пользователя, но не тождественна ему. Например, для организации А служба продаж является бизнес-единицей, и в службе продаж есть единственная роль пользователя: «менеджер по продажам». Любой сотрудник бизнес-единицы «Отдел продаж» имеет роль «Менеджер по продажам». При этом в организации А роль «Менеджер по продажам» есть только в бизнес-единице «Отдел продаж». В организации Б выделены несколько отделов продаж (розничный, оптовый и региональный), каждый из которых является отдельной бизнес-единицей, но в информационной системе они пользуются одной ролью «Менеджер по продажам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *