Бухгалтерский учет интернет магазина

Особенности расходов интернет-магазина

При дистанционной торговле перечень расходов отличается от розничных магазинов. Например, отсутствуют расходы на аренду торговых площадей для обслуживания покупателей, но могут арендоваться складские помещения. В штате могут отсутствовать продавцы, но много работников, занимающихся доставкой товаров. Транспорт может быть как собственный, так и арендованный, в том числе у работников. Значительную долю расходов занимает реклама, расходы на маркетинговые исследования, доставку, поддержание работы сайта, содержание службы, принимающей заказы (в том числе call-центра) и др.

Такие расходы, как заработная плата, стоимость основных средств, аренды и пр., не требуют отдельного рассмотрения. Остановимся на характерных.

Расходы на создание интернет-магазина

Основа любого интернет-магазина — программное обеспечение. Его можно разрабатывать самостоятельно, или заказать разработку «под ключ» в специализированной компании (см., например, программный продукт «1С-Битрикс: Управление сайтом» — универсальный инструмент для создания и управления современным интернет-проектом — подробнее см. http://www.1c-bitrix.ru/).

Что касается расходов на создание интернет-сайта, то Минфин России предлагает учитывать их в составе расходов на рекламу при размещении на нем рекламной информации или как нематериальный актив, если организации принадлежат исключительные права на него (см. письма от 12.03.2006 № 03-03-04/2/54 и от 22.10.2004 № 07-05-14/280).

Но если организация осуществляет торговлю через интернет-магазин, расходы по его созданию и обслуживанию (круглосуточная поддержка работоспособности, аренда дискового пространства на сервере партнера и т. п. расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и рекламными не являются (см. письмо УМНС России по г. Москве от 17.11.2003 № 23-10/4/65062 со ссылкой на письма МНС России от 24.03.2003 № 02-5-11/73-К342 и от 27.03.2003 № 02-5-11/90-Л035).

Рекламные расходы

Большую долю затрат занимают рекламные расходы: стоимость рекламы ежегодно растет, в том числе и в Интернете. А «дистанционщику» приходится пользоваться специфическими видами рекламы и услугами посредников.

Многие проблемы в работе интернет-магазинов возникают не на стадии разработки, а на этапе эксплуатации. Ведь чем больше посещаемость сайта, тем больше потенциальных клиентов.

Соответственно, необходимо заставить сайт работать по максимуму, то есть «раскрутить» его. Для этого производят регистрацию сайта в поисковых системах и каталогах и оптимизируют его под эти системы.

Например, владельцы поисковых систем при поиске конкретного товара могут выдать ссылку на сайт в числе первых 10 или, скажем, сотой позицией. Пользователь чаще всего обращается к первым, потом просто устает искать более выгодный вариант. Соответственно, помещение ссылки в начале стоит существенно дороже. Реальные переходы отслеживаются системными администраторами, и поисковые системы выставят счет за него, независимо от того, купил ли пришедший на сайт потенциальный покупатель товар или нет. Ведь главная задача посредника — привести клиента, а остальное уже ваше дело.

Придется размещать рекламу и на «дружественных» сайтах, платить за осуществленный переход с этого сайта партнеру, обмениваться баннерами, меняться ссылками.

Расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, в том числе Интернет (п. 4 ст. 264 НК РФ) не нормируются, то есть учитываются для налога на прибыль в полном объеме.

Конечно, аудиторы проверят не только договоры и акты, подписанные с контрагентами, но и попросят предъявить расшифровки сумм, например, распечатки таких «электронных переходов» или другие отчеты системных администраторов. Не забудут они поинтересоваться и взаиморасчетами за рекламные услуги. Иногда посреднику выплачиваются не деньги, а предоставляется скидка на товар магазина или начисляются баллы, бонусы, на которые он может осуществить закупку для себя. Эти операции, конечно, нужно правильно квалифицировать и отразить в учете.

Маркетинговые исследования

Чтобы удержать посетителей на сайте, необходимо очень тщательно работать с его содержанием. Поэтому для обеспечения эффективной работы магазинов некоторые фирмы проводят маркетинговые исследования, благодаря которым можно выяснить, насколько качественно сайт решает поставленные задачи, каким образом увеличить отдачу от интернет-магазина, как привлечь на сайт наибольшее количество потенциальных клиентов. Кроме того, анализируется удобство использования сайта как посетителями, так и администраторами, оценивается маркетинговая эффективность сайта, составляются рекомендации по продвижению и развитию интернет-ресурса.

В целях исчисления налога на прибыль расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка и сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Неплохо было бы дословно повторить эту формулировку в договоре на исследования.

Если предприятие решит исследовать перспективы развития рынка, например, на ближайшие несколько лет, лучше воспользоваться при учете данных затрат для исчисления налога на прибыль подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ — другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, при условии, если эти расходы будут соответствовать критериям, указанным в статье 252 НК РФ. Маркетинговые расходы стратегического (долгосрочного) характера лучше списывать равномерно в течение срока, установленного руководством (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если же исследуется рынок не с целью сбыта продукции, а для наиболее выгодного приобретения активов, то результаты оптимально квалифицировать как информационно-консультационные услуги, и включать их стоимость в первоначальную стоимость приобретаемого актива (п. 6 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 2 ст. 254 и п. 1 ст. 257 НК РФ).

Маркетинговые исследования достаточно дороги, некоторые компании заключают фиктивные договоры на такие работы с фирмами-«однодневками». В дальнейшем сами составляют приблизительный отчет (или берут из Интернета готовый) и списывают такие траты в расходы. Отсюда и настороженность налоговых инспекторов по отношению к данному виду затрат при проверках.

Некоторые фирмы заказывают исследования зарубежным компаниям. Поскольку в этом случае местом реализации является Россия, российские организации выполняют функции налогового агента (абз. 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 и ст. 161 НК РФ). Если маркетинговые услуги оказываются за рубежом, НДС не взимается. Но налоговые инспекторы обращают внимание и на такие контракты, поскольку вывод денег за рубеж, особенно в оффшорные зоны, имеет место.

Хотелось бы обратить внимание читателей на достаточно большое число арбитражных судов по данному вопросу. И судьи часто поддерживают налоговиков, если организация не может доказать, как исследования связаны с ее деятельностью и использованы в дальнейшем, как изменились показатели работы организации (состав поставщиков, покупателей, объем выручки), какой экономический эффект принесли исследования, какая новая эксклюзивная информация была представлена в отчете заказчику, недоступная широкому круг лиц. См., например, Постановления ФАС Московского округа от 24.04.2007 № КА-А40/1940-07 и Восточно-Сибирского округа от 06.04.2006 № А33-9867/05-Ф02-1356/06-С1.

Однако есть судебная практика и в пользу налогоплательщиков. Например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2005 № А05-12199/03-10 и ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2006 № А79-6184/2005 говорится, что пункт 1 статьи 252 НК РФ прямо не устанавливает, каким должно быть соотношение расходов и финансовых результатов для признания расходов экономически обоснованными.

Проверяют налоговые органы и цены на данный вид услуг.

Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 06.04.2006 № А33-9867/05-Ф02-1356/06-С1 встал на сторону налогового органа, приняв во внимание обстоятельство, что стоимость услуг намного превышала расценки на аналогичные услуги в соответствующем регионе.

Расходы по доставке товаров

Если продавец и покупатель товара расположены в разных регионах, то покупка зачастую доставляется по почте. Обычно трудностей с учетом издержек на пересылку товаров почтой не возникает. Самая распространенная практика — включить стоимость доставки в цену товара. Тогда затраты на оплату почтовых услуг включаются в расходы на продажу.

Если же почтовая отправка не включена в стоимость покупки, а оплачивается покупателем отдельно от товара, зачастую с покупателя взимается усредненная стоимость доставки. В этой ситуации нужно отразить и выручку от оказания услуг по доставке, и расходы по пересылке в составе расходов, связанных с признанием данных услуг.

Регулярно следует сверять тарифы почты с суммами, взимаемыми с клиента, чтобы по данной операции не уйти в убыток.

Иногда интернет-магазины пользуются почтовыми отправлениями с наложенным платежом. Таким образом, покупатель платит деньги за товар в почтовом отделении, а затем сумма наложенного платежа перечисляется отправителю. Ведь именно это входит в обязанности Управления федеральной почтовой связи при таком способе отправления (постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи»).

Особенностью данной услуги являются проблемы отчетности, которую представляет почта. Зачастую и отчет, и деньги от нее поступают со значительным опозданием ввиду разветвленности почтовой сети и неповоротливости ее служащих. По данным же представленного отчета часто сложно идентифицировать физическое лицо и заказ, по которому получены деньги. В связи с этим возможно искажение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности продавца. Со временем инвентаризация расчетов становится большой проблемой, если она проводится только раз в год.

Доставка курьером используется, если продавец и покупатель находятся недалеко друг от друга, например, в одном городе.

В зависимости от масштаба бизнеса и вида продукции требуется и штат курьеров, и их оснащение. Например, пиццу можно доставить в сумках-рефрижераторах или на небольших автомашинах, принадлежащих либо физическому лицу (курьеру), либо организации. Если требуется сборка доставляемого сложного товара, могут понадобиться работники соответствующей квалификации, а иногда и физической силы, если, к примеру, они доставляют холодильники. Курьерам может понадобиться переносная ККТ, сотовый телефон, проездные билеты.

Системы заработной платы курьеров могут также быть различными. Обычно, их заинтересовывают в быстроте выполнения заказов, и помимо фиксированного оклада, выплачивают процент от выработки (например, сданной выручки). Чаевые клиентов, обычно, в счет не включают, это доход курьера. Конечно, расходы на доставку автотранспортом оформляются и учитываются, как и в любой другой организации, требуется учет ГСМ.

Возврат товара

Как мы уже говорили в начале статьи, при дистанционной торговле расширены возможности покупателя по возврату товара. Возврат товара надлежащего качества при дистанционной торговле возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, что дает возможность продавать его повторно, если только в процессе транспортировки от покупателя товар не претерпел изменения и не истек его срок годности.

Правилами дистанционной торговли установлено, что покупатель должен предъявить документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара, что не всегда обязательно. При этом продавец составляет накладную или акт о возврате, в которой (-ом) указываются все данные, позволяющие идентифицировать дату продажи и покупателя. По этой причине уже не стоит вопрос, по какой цене приходовать возвращенный товар — по прошлой себестоимости.

Вопросы бухгалтерского и налогового учета возврата товаров мы рассматривали в статье Л.П. Фомичевой «Возврат товаров: учет и оформление». Там же мы рассматривали вопросы учета возвращенного бракованного товара.

Еще раз напомним, что Минфин России в письме от 07.03.2007 № 03-07-15/29 указал, как продавец должен действовать при возврате товаров, реализованных в режиме розничной торговли с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей физическому лицу чека (без выдачи покупателю счета-фактуры). В книге покупок продавца рекомендуется регистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю, при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров. При этом регистрация документов в книге покупок продавца производится на дату принятия на учет возвращенных товаров. Если денежные средства возвращаются безналичным путем, вероятно, следует регистрировать эти платежные документы по отправке денежных средств покупателю.

Покупатель может вернуть и товар, имеющий недостатки. Потери от брака для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако торговые организации, пользуясь статьями 475 и 518 ГК РФ, выставляют претензию поставщику бракованного товара. В претензии выставляются все убытки покупателя, в том числе уплаченный поставщику НДС, убытки по возврату продукции и транспортные расходы по его доставке (п. 7 Временной методики определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, сообщенной письмом Госарбитража СССР от 28.12.1990 № С-12/НА-225).

На практике ситуации потерь при возвратах шире. Например, доставляя еду клиенту, владельцы пиццерии сталкиваются с ситуацией, когда при доставке по указанному покупателем адресу товар невозможно продать — никто не открывает дверь и не отвечает по телефону.

Повторно продать такой товар не всегда возможно, и расходы владельцы списывают на убытки. Но налоговые инспекторы вряд ли посчитают такие убытки экономически обоснованными.

И еще один вариант потерь можно назвать для организаций, которые занимаются почтовой торговлей. Эти «дистанционщики» берут на себя риск повреждения товара как при доставке его к покупателю, так и при его возврате. Почтовое ведомство в случае утраты или порчи (повреждения) отправления с объявленной ценностью отвечает в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность.

И если объявление ценности при доставке до покупателя зависит от продавца, то, как покупатель вышлет назад товар — его дело. По этой причине не всегда возвращенный качественный товар продавец может пустить в повторный оборот и взыскать убытки с почты при повреждении товара.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *