Бытовые услуги населению

ЕНВД — специальный налоговый режим. На нем сокращено количество обязательных налогов и уменьшена сумма платежа. ЕНВД можно применять для деятельности по оказанию бытовых услуг. С 2017 года отменили классификатор ОКУН, а ОКВЭД и ОКПД обновили, поэтому в новых кодах легко запутаться. В статье приведем актуальный перечень бытовых услуг для применения ЕНВД в 2020 году.

ЕНВД бытовые услуги

Оказывая бытовые услуги, можно применять ЕНВД. Но возможность перехода на вмененку зависит от того:

  • введен ли на вашей территории режим ЕНВД;
  • относится ли услуга к категории бытовых;
  • введен ли в регионе ЕНВД в отношении вашей деятельности.

С 1 января 2021 года вмененку отменяют. Всем, кто оказывал бытовые услуги и работал на ЕНВД, пора выбирать новый налоговый режим. Подберите для себя самую выгодную систему налогообложения с помощью нашего онлайн-калькулятора. Мы рассказали в статье, как перевести бытовые услуги с ЕНВД на новый режим. Если вы не найдете ответа на свой вопрос — задайте его в комментариях к тексту, мы обязательно ответим.

Местный представительный орган выносит решение о введении ЕНВД. В нем определяются бытовые услуги, которые могут осуществляться на ЕНВД в данной местности. Вмененку могут разрешить применять для отдельных бытовых услуг, их групп и видов. Тогда спецрежим можно применять только в отношении услуг, указанных в акте. Если вы ведете деятельность не по месту жительства, следите за нормативными актами региона, в котором оказываете услуги.

Бытовые услуги на ЕНВД характеризуются тремя признаками:

  • услуга признана бытовой;
  • услуга оказывается физлицам;
  • за оказание услуг взимается плата.

Если ваши услуги соответствуют условиям, вы можете использовать ЕНВД. Теперь подробнее рассмотрим сложности с разделением услуг на бытовые и другие виды.

Платите налог ЕНВД и отчитывайтесь в ФНС и фонды с помощью веб-сервиса для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Считается ли услуга бытовой

C 2017 года классификатор услуг населению (ОКУН) отменен. Раньше именно на его основе определялись виды деятельности, которые относятся к бытовым услугам. Новый правительственный перечень содержит другой список услуг, поэтому использовать ОКУН больше нельзя.

Переходя на вмененку, ориентируйтесь на коды ОКВЭД2 и ОКПД2. Узнав коды ОКВЭД и ОКПД услуги, сопоставьте их с перечнем кодов, включенных в Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р. Этим распоряжением правительство установило виды экономической деятельности, которые относятся к бытовым услугам. Если услуга входит в список, ознакомьтесь с региональным законодательством и убедитесь, что для вашей услуги доступно применение ЕНВД на территории субъекта РФ.

Перечень бытовых услуг 2020

Как рассчитать налог по бытовым услугам

Платите налог ЕНВД и отчитывайтесь в ФНС и фонды с помощью веб-сервиса для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Рассчитывать и платить единый налог нужно ежеквартально по ставке 15%. ЕНВД рассчитывается на основе физического показателя, базовой доходности и корректирующих коэффициентов.

ЕНВД = БД×ФП×К1×К2

ФП для всех видов бытовых услуг — количество работников. По плану каждый работник, включая ИП, должен приносить 7 500 рублей базового дохода в месяц. Как известно, фактический доход вмененщика не имеет значения, расчет проводится на основе вмененного дохода. Если ваш фактический доход превышает вмененный, то вы останетесь в выигрыше, так как заплатите меньший налог.

Коэффициент К1 — это дефлятор, он устанавливается каждый год министерством экономического развития, в 2020 году К1 = 2,005. К2 устанавливается на местном уровне и искать его нужно в региональном законодательстве или на сайте ФНС.

Пример. Салон красоты «Клеопатра» возглавляет ИП. Помимо него, в штате числится еще три сотрудника. К2 примем равным 1. Сумма налога за квартал составит:

7 500 р. × 4 чел. × 2,005 × 1 × 3 мес. × 15% = 27 067,5 рублей.

Кроме того, все плательщики ЕНВД могут уменьшить сумму платежа на страховые взносы за себя и своих работников. ИП с работниками и организации уменьшают налог максимум на 50%, а ИП без сотрудников могут уменьшить налог полностью на страховые взносы за себя.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Платите налог ЕНВД и отчитывайтесь в ФНС и фонды с помощью веб-сервиса для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете совмещать налоговые режимы, легко вести учет, начислять зарплату, отправлять отчеты через интернет и получать консультации наших экспертов.

Попробовать бесплатно

ОКУН – сокращенное название Общероссийского Классификатора Услуг Населению, входящий в Единую систему кодирования и классификации технико-экономической и социальной информации.

ОКУН призван решать такие задачи, как:

  • Изучение предложения и спроса каких-либо услуг;
  • Сопоставление выведенной отечественной классификации с международными стандартами и нормами;
  • Содействие в возможности оказания населению различных услуг предприятиями разнообразных форм собственности, в том числе и индивидуальными предпринимателями;
  • Выявление актуальных услуг, которые требуются населению в условиях изменяющегося рынка;
  • Улучшение эффективности применения компьютерной техники;
  • Обеспечение безопасности потребителей в отношении здоровья и жизни, защита окружающей среды, предотвращение ущерба имуществу и нанесения иного вреда путем проведения сертификации услуг;
  • Учет и прогноз объемов услуг, которые требуются населению;
  • Улучшение и развитие стандартизации в этой области.

ОКУН был призван заменить 2 устаревших советских рубрикатора.

Как классифицируются объекты в ОКУН

Ведение классификатора лежит в области ответственности ВНИИКИ Госстандарта РФ, взаимодействующего тесным образом с остальными министерствами и ведомствами России, предприятиями и организациями разнообразных форм собственности, которые оказывают населению всевозможные услуги.

Объектами общероссийского классификатора услуг населению являются услуги, которые оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями населению. При этом стоит отметить, что не имеет значения ни методы обслуживания населения, ни организационно-правовая форма, только бы они носили законный характер.

Какие разделы кодов ОКУН существуют

Для ОКУН принята иерархическая классификация, все классификационное множество объектов делят на группы. Далее каждая группа делится на подгруппы, в свою очередь которые делят по функциональному целевому назначению на виды деятельности. В классификаторе применена последовательная система кодирования.

В ОКУН включены такие группы как:

  • бытовые услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • услуги учреждений культуры;
  • экскурсионные и туристские услуги;
  • услуги спорта и физической культуры;
  • санаторно-оздоровительные услуги;
  • медицинские услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги правового характера;
  • услуги в системе образования;
  • услуги банков;
  • услуги рынков;
  • услуги общественного питания и торговли;
  • прочие услуги населению.

5.2.1. Бытовые услуги населению

Бытовыми являются те услуги, которые оказаны за плату населению и упомянуты в Общероссийском классификаторе (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, за исключением услуг ломбардов, а также ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспортных средств.

Конкретные виды деятельности, по которым надо платить «вмененный» налог, определяются местными властями. Причем местные чиновники вполне могут перевести на «вмененку» лишь часть бытовых услуг, выбрав их из классификатора по своему усмотрению. Такие изменения в статью 346.26 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 18.06.2005 г. № 63-ФЗ. Согласно ОКУН, группа «Бытовые услуги» имеет код «01». Эта группа делится на подгруппы, вид и отдельные услуги, некоторые из которых приведены в таблице 1. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

Таблица 1

Виды бытовых услуг, оказываемых населению

ПРИМЕР

Организация предоставляет в прокат видеокассеты.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 к бытовым услугам, в частности, относится предпринимательская деятельность в сфере проката бытовой радиоэлектронной аппаратуры и принадлежностей к ней, видеоигровых устройств, видеокассет (код 019402).

Таким образом, действие специального налогового режима в виде ЕНВД распространяется на прокат видеокассет. Но только в том случае, если региональные власти ввели этот налог на своей территории. И если они включили прокат видеокассет в число облагаемых видов деятельности. Указанная организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту ведения такой деятельности. Сделать это надо в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления.

Кстати, реализации и прокату видеокассет посвящено письмо Минфина России от 17 февраля 2005 г. № 03-06-05-05/14. Здесь сказано: если фирма (предприниматель) оказывает услуги по прокату видеопродукции, то применять ЕНВД она обязана. Так же как и при розничной продаже такой продукции населению. Естественно, при соблюдении всех ограничений, которые установлены Налоговым кодексом РФ. При этом платить единый налог нужно с обоих видов деятельности. То есть и с бытовых услуг, и с розничной торговли. Однако при расчете ЕНВД с розничных продаж применяется физический показатель «площадь торгового зала» или «торговое место», а с бытовых услуг – «количество работников». Поэтому необходимо вести раздельный учет этих показателей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

При разработке задания на 2018 год будут применяться новые перечни услуг и работ. Практика показала, что система формирования государственных и муниципальных заданий (далее – госзаданий) в соответствии с ведомственными перечнями нуждается в улучшении. Проблема была не раз озвучена в «верхах», и вот, наконец, корректировки утверждены. Изменения внесены только в ст. 69.2 БК РФ, но они довольно существенные.

Система перечней, на основании которых устанавливаются государственные и муниципальные задания учреждениям, об изменении которой так долго говорили ее пользователи, Законом № 178-ФЗ адаптирована под их запросы.

В чем заключались проблемы?

Напомним, что задание для бюджетных учреждений составлялось согласно ведомственному перечню государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) этими учреждениями в качестве основных видов деятельности. В задание включались, а значит, и финансировались только те работы или услуги, которые были в ведомственном перечне.

Основой для формирования ведомственного перечня служил базовый (отраслевой) перечень (один или несколько), принятый соответствующим федеральным органом исполнительной власти. На 2017 год утверждено более 30 базовых (отраслевых) перечней, в которых содержатся более 560 тыс. реестровых записей.

Практика показала, что действующий порядок формирования базовых (отраслевых) перечней не позволяет:

  • устанавливать минимальные требования к оказанию услуги (выполнению работы) в каждом публично-правовом образовании;
  • учитывать возможности отдельных субъектов РФ (муниципальных образований) оказывать государственную (муниципальную) услугу (выполнять работу) в более расширенном виде, чем это предусмотрено федеральными НПА (федеральными законами, актами Правительства РФ, Президента РФ);
  • включать в заявительном порядке услуги и работы, оказываемые и выполняемые исходя из финансовых возможностей субъекта РФ (муниципального образования) и в соответствии с НПА субъекта РФ (муниципальными правовыми актами).

При определении объема обеспечения выполнения задания учитывались нормативные затраты, которые рассчитываются на единицу показателя, характеризующего объем государственной (муниципальной) услуги (работы). И в случае изменения информации об этой услуге (работе) в базовом перечне возникала необходимость не только приведения ведомственного перечня в соответствие основному, но и пересчета нормативных затрат. Процесс «подстраивания» был трудоемким и долгим.

Варианты решения обозначенных проблем законодатели предлагают с 2016 года. Вначале было предложено адаптировать Постановление № 151 – создать внутри базовых (отраслевых) перечней общероссийский, федеральный и региональный разделы, а также раздел «Работы». Затем планировалось доработать п. 3, 3.1 ст. 69.2 БК РФ, изменив компоненты системы перечней. Что же получилось в итоге?

Новая система перечней.

Ведомственные перечни отменяются – п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ с 01.01.2018 утрачивает силу.

Теперь перечни, по которым формируется госзадание, разделены на общероссийские базовые (отраслевые), федеральные и региональные.

Общероссийские базовые (отраслевые) – основа. Они включают только услуги, причем услуги, оказываемые только физическим лицам. Еще одна особенность – услуги должны оказываться в рамках базовых конституционных гарантий. Иными словами, в общероссийские базовые (отраслевые) перечни включаются только социально значимые услуги для физических лиц.

Появилась возможность формировать задание для федеральных учреждений с применением федерального перечня, для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований – с применением регионального перечня.

А вот территориальную специфику остальных услуг, а также всех выполняемых работ помогут учесть федеральные и региональные перечни. Федеральные перечни предназначены для федеральных учреждений, региональные – для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований. Значит, задания для учреждений на 2018 год уже будут составляться на основе общероссийских базовых (отраслевых) перечней с применением или федеральных (если учреждение федеральное), или региональных (если учреждение региональное или муниципальное) классификаторов.

Название перечней

Что входит в перечень

Исполнители

Получатели

Основание для включения в перечень

Общероссийские базовые (отраслевые)

Услуги государственные и муниципальные, оказываемые в рамках базовых конституционных гарантий

Учреждения всех уровней подчинения

Физические лица

Федеральные законы, НПА РФ, регулирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг физлицам, стандарты оказания услуг, утвержденные федеральными министерствами для «своих» учреждений

Федеральные

1. Услуги государственные (кроме включенных в общероссийские перечни).

2. Работы

Федеральные государственные учреждения

Физические, юридические лица

Федеральные законы, НПА РФ, регулирующие порядки оказания услуг юрлицам и выполнения работ учреждениями, а также оказания услуг физлицам (кроме внесенных в общероссийские перечни)

Региональные

1. Услуги государственные и муниципальные (кроме включенных в общероссийские перечни).

2. Работы

Учреждения субъектов РФ и муниципальных образований

НПА субъекта РФ, муниципальные правовые акты, утвержденные в отношении услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ

У законодателей еще есть время, чтобы создать базу для работы новой системы перечней. Правительство РФ установило порядки формирования, ведения и утверждения общероссийских и федеральных перечней, которые будут действовать взамен Постановления № 151, а разработка аналогичных документов в отношении региональных перечней возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 69.2 БК РФ в редакции Закона № 178-ФЗ).

Госзадание для учреждения субъекта РФ или муниципального округа

Перечень социально значимых услуг, оказываемых физическим лицам

Взяты из общероссийского перечня

+

Перечень дополнительных услуг, оказываемых физическим лицам.

Перечень услуг, оказываемых юридическим лицам.

Перечень работ

Взяты из «своего» регионального перечня

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни.

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни будут включать в себя только государственные и муниципальные услуги, оказываемые физическим лицам. Любая работа или услуга, выполняемая или оказываемая юридическому лицу, в этот перечень не входит.

Отличие услуг от работ разъяснено в Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036.

Услуга – деятельность учреждения, осуществляемая в интересах конкретного потребителя (юридического или физического лица), например предоставление высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек (книговыдача), организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение.

Для услуг, как правило, разрабатывается стандарт или применяются унифицированные требования к их оказанию. Услуга типична и подлежит нормированию (стоимость единицы одной и той же услуги для разных потребителей не меняется).

Работа – получателем является общество в целом (предоставляется так называемая услуга коллективного пользования) либо орган власти, например выполнение прикладного научного исследования, организация автотранспортного обслуживания органа власти.

Единица измерения объема работы не обязательна. Стоимость каждой работы, как правило, рассчитывается индивидуально, поэтому определение нормативных затрат для работ необязательно.

Особенность формирования основного классификатора объяснил Минфин в Письме от 16.06.2017 № 09-07-09/37680: введение общероссийских перечней позволит выделить из общего массива услуг и работ, содержащихся в настоящее время в базовых (отраслевых) перечнях, только те услуги, которые оказываются в рамках базовых конституционных гарантий гражданам определенных категорий (например, нуждающимся в социальной защите).

В письме сообщается, что Минфин совместно с Федеральным казначейством и федеральными министерствами, осуществляющими регулирование в своих сферах, проводит работу по выделению услуг, оказываемых физическим лицам, из существующих базовых (отраслевых) перечней для включения таких услуг в новые общероссийские базовые (отраслевые) перечни по соответствующим видам деятельности.

У нововведения есть перспектива внедрения новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, обеспечивающих вовлечение негосударственных организаций в деятельность по оказанию данных услуг. Сейчас активно формируется нормативная база, определяющая правила работы некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. В Перечень общественно полезных услуг включено достаточное количество государственных (муниципальных) услуг для физических лиц, которые также присутствуют в базовых (отраслевых) перечнях. Например, реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта включена в п. 12 Перечня общественно полезных услуг, и эта же формулировка встречается в Базовом (отраслевом) перечне «Образование и наука». Таким образом, общероссийские перечни в перспективе могут стать основой для «соцзаказа» негосударственным поставщикам услуг.

Федеральные перечни.

Эти перечни применяются только при формировании заданий для федеральных государственных учреждений. Их формируют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в своих сферах деятельности. В федеральные перечни вносятся работы и услуги, не включенные в базовые (общероссийские) перечни. Основанием для внесения в перечень служат соответствующие федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, регулирующие порядки оказания услуг физлицам и юрлицам, а также выполнения работ учреждениями.

Региональные перечни.

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые учреждениями субъекта РФ и муниципальными учреждениями, находящимися на его территории, будут включены в региональные перечни. Еще раз обращаем внимание, что в региональные перечни войдут:

1. Дополнительные услуги физическим лицам, не включенные в общероссийские перечни.

2. Услуги юридическим лицам.

3. Работы.

Все субъекты РФ имеют право формировать и утверждать региональные перечни. Причем услуги и работы, включенные в региональные перечни, должны соотноситься с полномочиями субъекта РФ или муниципального образования. В региональные (как и в общероссийские) перечни запрещено включать положения, приводящие к возникновению расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ст. 69.2 БК РФ в редакции Закона № 178-ФЗ) – это значит, что предоставление (выполнение) услуг (работ) из перечней должно финансироваться только бюджетом соответствующего уровня.

Как это будет работать?

В региональных перечнях указываются реквизиты соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ (муниципальных правовых актов).

Минфин рекомендует использовать при формировании субъектами РФ региональных перечней «модельные» региональные перечни. Эти «модельные» перечни содержат государственные и муниципальные услуги, не включенные в общероссийские перечни, а также работы, оказываемые (выполняемые) государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями) в целях осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления). Ознакомиться с «модельными» перечнями можно на официальном сайте Минфина, меню «Деятельность / Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ». На странице следует найти документ «Проект новой редакции ст. 69.2 БК РФ», опубликованный 06.07.2017, – в этом документе находится ссылка «Модельные перечни». На момент написания статьи на сайте были размещены: «модельный» общероссийский перечень, «модельный» федеральный перечень, «модельный» региональный перечень, а также «модельный» общероссийский перечень «Образование и наука».

К сведению:

Государственные и муниципальные услуги, не включенные в общероссийские перечни, а также работы, оказываемые (выполняемые) государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями) в целях осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), включены Минфином в «модельные» региональные перечни, которые рекомендовано использовать при формировании субъектами РФ региональных перечней, с указанием реквизитов соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ (муниципальных правовых актов).

В «модельный» общероссийский перечень сейчас включены услуги из разных социальных сфер. Например, «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)», «Медицинская помощь в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации», «Предоставление социального обслуживания в форме на дому». Однако в п. 3 ст. 69.2 (в редакции Закона № 178-ФЗ) указано, что задание учреждениям формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. То есть в законе речь идет именно о перечнях. Можно предположить, что по каждой социальной сфере будет сформирован свой классификатор, являющийся базовым, – скорее всего, «модельный» общероссийский перечень, опубликованный на сайте Минфина, «распадется» на несколько более специализированных, являющихся базовыми для определенной социальной сферы, например, общероссийский базовый (отраслевой) перечень услуг, оказываемых физическим лицам в сфере культуры, или общероссийский базовый (отраслевой) перечень услуг, оказываемых физическим лицам в сфере образования.

Региональные перечни, скорее всего, наоборот будут «сборными», поскольку одним из главных признаков включения услуги в перечень является то, что ее оказание и выполнение предусмотрено НПА субъекта РФ или муниципальным правовым актом (принцип: один субъект РФ – один региональный перечень).

Пример содержания регионального перечня.

Вид деятельности

Код базовой услуги или работы

Признак (услуга или работа)

Наименование услуги или работы

Категория потребителей

Архивное дело

Услуга

Оказание информационных услуг на основе архивных документов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления; физлица; юрлица

Строительство и ЖКХ

Услуга

Организация освещения улиц

Физлица; юрлица

Природопользование

Работа

Проведение ухода за лесами

В интересах общества; физлица; юрлица; органы государственной власти или местного самоуправления

Культура

Работа

Создание спектаклей

Физлица

Медицина

Работа

Военно-врачебная экспертиза

Органы государственной власти; физлица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ

Работы или услуги юрлицам, связанные с услугами из общероссийских перечней, включаются в региональные или федеральные перечни. Как это происходит, рассмотрим на примере кукольных спектаклей.

Общероссийский «модельный» перечень

Региональный «модельный» перечень

Наименование базовой услуги или работы

Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)

Создание спектаклей

3.3.2. Бытовые услуги

Одним из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 34626 НК РФ, в отношении которых по решению субъекта РФ может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является оказание бытовых услуг.

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению. При этом не важно, как оплачены услуги – за наличный расчет или в безналичном порядке.

Виды деятельности, которые являются бытовыми услугами, имеют в Общероссийском классификаторе коды 0110005-0197526.

С 1 января 2006 г. конкретные бытовые услуги, по которым надо платить «вмененный» налог, должны определять местные власти. Причем чиновники на местах вправе перевести на уплату единого налога на вмененный доход только часть бытовых услуг, выбрав их из Общероссийского классификатора.

Помимо бытовых услуг субъекты РФ могут перевести на уплату единого налога на вмененный доход автотранспортные, ветеринарные услуги, ремонт, мойку и техническое обслуживание машин, а также услуги платных автостоянок (ст. 34626 Налогового кодекса РФ).

При этом некоторые из указанных видов деятельности (ремонт, мойка, техническое обслуживание машин и платные автостоянки) относятся в соответствии с Общероссийским классификатором к бытовым услугам. Например, ремонту легковых автомобилей присвоен код 0172009. Но так как перечисленные услуги отнесены в гл. 263 НК РФ к отдельным видам «вмененного» бизнеса, то при расчете ЕНВД к бытовым они уже не относятся.

Единый налог на вмененный доход по бытовым услугам исчисляется исходя из физического показателя «Количество работников, включая индивидуального предпринимателя» и величины базовой доходности 7500 руб. в месяц.

Для определения среднесписочной численности работников необходимо руководствоваться постановлением Федеральной службы государственной статистики России от 20 ноября 2006 г. № 69.

Под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 34627 НК РФ).

При этом если фирма занимается только «вмененной» деятельностью, то в расчет надо брать всех работников, включая административно-управленческий персонал. Организациям, которые одновременно ведут два вида деятельности – облагаемую и не облагаемую ЕНВД, – при расчете ЕНВД следует учитывать количество тех работников, которые непосредственно заняты в бизнесе, переведенном на ЕНВД. В этом случае численность административного персонала можно распределить пропорционально доле сотрудников, работающих на специальном налоговом режиме, в общей численности сотрудников.

При расчете единого налога на вмененный доход численность работников нужно брать в расчет на конец каждого месяца. Такой вывод следует из п. 9 ст. 34629 НК РФ.

Пример 3.17. Прачечная находится в г. Долгопрудном Московской области. Клиентами являются физические лица. Поэтому деятельность фирмы считается бытовыми услугами, которые подпадают под ЕНВД (Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. № 150/2004-03). В апреле и мае 2008 г. в прачечной работали 10 человек. Однако в июне фирма наняла трех новых сотрудников, которые устроились работать по 5 часов в день вместо 8. В итоге среднесписочная численность за II квартал составила 11 человек .

Базовая доходность по бытовым услугам – 7500 руб.

К1 равен 1,081.

Рассмотрим различные ситуации, возникающие на практике при расчете численности работников:

• внештатные совместители – учитываются пропорционально отработанному времени (ст. 34627 НК РФ, п. 91 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, принятого постановлением Федеральной службы государственной статистики от 20 ноября 2006 г. № 69);

• сотрудники, находящиеся на больничном, – учитываются полностью (пп. «в» п. 88 Порядка);

• работники, находящиеся в ежегодном оплачиваемом отпуске – учитываются полностью (пп. «о» п. 88 Порядка);

• работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам – не учитываются (п.90.1 Порядка);

• сотрудники, работающие на дому – учитываются полностью (пп. «ж» п. 88 Порядка);

• работники, занятые не полный рабочий день или неделю – учитываются пропорционально отработанному времени (пп. «д» п.88 и п.90.3 Порядка);

• работники, с которыми заключены гражданско-правовые договоры – не учитываются (пп. «б» п. 89 Порядка).

Основной проблемой при обложении деятельности по оказанию бытовых услуг единым налогом на вмененный доход является определение принадлежности того или иного вида деятельности к бытовым услугам.

Напомним, что для целей единого налога на вмененный доход бытовые услуги – это оказываемые физическим лицам платные услуги, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (ст. 34627 НК РФ).

Общероссийский классификатор услуг населению зачастую содержит общие группировки, и бывает трудно определить, включается ли в ту или иную группировку конкретный вид деятельности.

Минфин России в письме от 30 ноября 2005 г. № 03-11-04/3/152 указал, что в соответствии с п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677) определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

В письме Минфина России от 30 ноября 2005 г. № 03-11-04/3/152 рассмотрен порядок налогообложения деятельности по изготовлению и монтажу по заказам населения изделий и конструкций из массива дерева (например, лестниц, дверей, стеновых и потолочных панелей, арок, дверных проемов (облицовка), каминных полок, барных стоек, балок, столов и стульев). Согласно указанному документу изготовление и монтаж для населения указанных выше изделий и конструкций из массива дерева могут быть отнесены к коду 016000 «Ремонт и строительство жилья и других построек» группы «Бытовые услуги» ОКУН и соответственно подпадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Услуги по пошиву швейных изделий относятся к бытовым услугам по коду 012200 группы «Бытовые услуги» ОКУН. Соответственно деятельность по оказанию этих услуг населению подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД. Однако, согласно письму Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-11-05/110, в случае оказания таких услуг не населению, а, например, индивидуальному предпринимателю – заказчику по договору подряда для осуществления последующей предпринимательской деятельности на деятельность подрядчика нормы ст. 34626 НК РФ не распространяются и налогообложение производится в общеустановленном порядке.

Минфин России в письме от 29 ноября 2005 г. № 03-11-05/107, сообщает, что такой вид деятельности, как услуги по «закачиванию» мелодий, картинок, логотипов для сотовых телефонов, не соответствует ни одному из видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 34626 НК РФ, и следовательно, не облагается единым налогом на вмененный доход. В документе отмечено, что этот вид деятельности неотносится к бытовым услугам, так как не указан в разделе «Бытовые услуги» ОКУН, и не подпадает под определение розничной торговли, поскольку реализуемые мелодии, картинки и логотипы в соответствии с гражданским законодательством не являются товаром.

В письме от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/3/464 Минфин России разъяснил, что ремонт оборудования водоснабжения и канализации, диспенсеров нагрева и охлаждения воды (кулер) и ручных пневматических насосов (помпа), а также санитарная обработка данного оборудования относятся к группе жилищно-коммунальных услуг (код 042200 «Услуги водоснабжения и канализации»), а не к бытовым услугам, которые подпадают под ЕНВД. Следовательно доходы, полученные от оказания данного вида услуг, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Организации, оказывающие физическим лицам услуги по ремонту контрольно-кассовых машинне признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (письмо Минфина России от 31 мая 2005 г. № 03-06-05-04/149).

Группа «Бытовые услуги» ОКУН содержит такую подгруппу видов деятельности, как «Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий» (код 013000). До 1 июля 2003 г. в состав данной подгруппы входили услуги по ремонту кассовых аппаратов (код ОКУН 013219). Однако с указанной даты Госстандартом России в ОКУН были внесены изменения, согласно которым ремонт кассовых аппаратов был исключен из перечня бытовых услуг.

Оказание услуг по техобслуживанию принтеров, в частности по заправке картриджей, замене фотобарабанов и термопленки, согласно ОКУН к бытовым услугам (в частности, к услугам, классифицируемым по коду 013300 «Ремонт бытовых приборов») не относится согласно письму Минфина России от 16 августа 2005 г. № 03-11-04/3/52. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, оказание таких услуг может относиться к коду «Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники», включающему деятельность, связанную с сервисным обслуживанием офисных машин и вычислительной техники.

Перечисленные виды услуг организации не подпадают под действие гл. 263 НК РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В группу «Бытовые услуги» Общероссийского классификатора услуг населению входит такая подгруппа видов деятельности, как «Услуги бань и душевых, парикмахерских. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги» (код 019000).

В отношении этой подгруппы Минфин России разъяснил следующее.

К бытовым услугам относятся услуги душевых и саун (при условии, что последние оказываются в душевых). При этом услуги саун классифицируются по коду ОКУН 019200 «Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых» (письмо от 17 мая 2005 г. № 03-06-05-04/130).

Под уплату единого налога на вмененный доход подпадают услуги массажа. Такие услуги относятся к бытовым либо в составе услуг парикмахерских (коды 019326 «Массаж лица и шеи», 019327 «Комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)», 019329 «Гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук»), либо в составе услуг, оказываемых в банях и душевых, по коду ОКУН 019201 «Массаж», но только в том случае, если данный вид услуг предоставляют бани и душевые (письмо Минфина РФ от 17 мая 2007 г. № 03-11-04/3/162).

Услуги по искусственному загару (солярий) могут быть отнесены к бытовым услугам по коду 019200 «Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых», но только в том случае, если данные виды услуг предоставляют бани и душевые. Если услуги по искусственному загару оказывают иные организации, то такие услуги не относятся к бытовым и соответственно подлежат налогообложению в соответствии с иными режимами, поскольку услуги соляриев в ОКУН отсутствуют, а в ОКВЭД поименованы в разделе 93 «Предоставление персональных услуг» (подгруппа 93.04 «Физкультурно-оздоровительная деятельность») наряду с услугами бань, саун, парных и душевых.

В составе бытовых услуг облагаются ЕНВД услуги по предоставлению видеопродукции в прокат физическим лицам. Согласно письму Минфина России от 17 февраля 2005 г. № 03-06-05/14, если наряду с прокатом налогоплательщик осуществляет розничную продажу видеопродукции, единый налог уплачивается по двум основаниям: отдельно – по бытовым услугам, отдельно – по розничной торговле.

Совершение церковных таинств и иных религиозных церемоний (венчание, крещение, отпевание и т. п.), совершаемых в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, не может относиться к обрядовым и ритуальным услугам в составе бытовых услуг, предусмотренных ОКУН (коды 019500 и 019600), – письмо Минфина России от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/3/128.

По ОКУН к бытовым услугам относятся услуги по ремонту и замене оконных рам(код 016108). Минфин России в письме от 17 июля 2007 г. № 03-11-05/160 разъяснил, что предпринимательская деятельность по установке пластиковых окон может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Но изготовление оконных рам к бытовым услугам не относится, поэтому предпринимательская деятельность по изготовлению пластиковых окон должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения.

Деятельность, связанная с оказанием услуг по обучению населения работе с компьютерами, не относится к бытовым услугам. Данный вид деятельности относится к услугам в системе образования, которые классифицируются по коду 115300 «Обучение на других курсах и в кружках», и соответственно не подпадает под действие гл. 263 НК РФ. Следовательно, организации занимающиеся оказанием указанных услуг должны применять общий режим налогообложения или (по желанию налогоплательщика) упрощенная система налогообложения – письмо Минфина России от 1 июня 2005 г. № 03-06-05-04/150.

Следует заметить, что с 1 марта 2007 г. согласно Приказа Ростехрегулирования от 18 декабря 2006 года № 311-ст «О принятии и введении в действие Изменения 10/2006 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93» из перечня бытовых услуг, предусмотренных ОКУН, исключены услуги. Т. о. налогоплательщики, оказывающие услуги газификации уже с 1 июля 2007 г. должны перейти на общий режим налогообложения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *