Бюджет Пермского края на 2018 год

Сегодня, 26 октября, на заседании Законодательного Собрания Пермского края губернатор региона Максим Решетников выступил с посланием краевому Парламенту. Глава региона отметил, что бюджет на следующий год социально ориентированный. Доля социальных расходов составляет около 75%. При этом важно, что все заявленные перед населением обязательства обеспечены финансово, все стратегически значимые направления работ учтены. Проект бюджета призван обеспечить рост качества социальных услуг, рост качества жителей региона.

«С моей точки зрения, нам нужно помимо глобальных целей, на следующем этапе уделить большее время, операционным показателям: сколько надо построить и отремонтировать дорог, скольким людям помочь. Это те вещи, которые понятны людям, которые жители озвучивали на наших встречах», — подчеркнул губернатор Пермского края Максим Решетников.

Наибольший рост финансирования запланировано на программу «Комфортное здравоохранение» (+13,5% по сравнению с 2017 годом). Эти деньги будут направлены на развитие и укрепление материальной базы поликлинического звена; повышение доступности узких специалистовразвитие новой системы оказания медицинской помощи в сложных территориях; развитие информационных технологий, в том числе телемедицины (дистанционных консультаций врачей из краевого центра со специалистами в районах).

Как отметил губернатор, предполагается увеличить финансирование и стационарного звена: в два раза увеличится число летных часов нашей санавиации, будет проведена модернизация системы скорой помощи: создание Единого диспетчерского центра, а также активнее начнут работать выездные бригады в отдаленных территориях.

Бюджет 2018 года предполагает направление на программу «Образование и молодежная политика» 34,3 млрд. рублей. Это на 10,1% больше, чем в 2017 году.

Программа включает в себя увеличение расходов на воспитание и обучение детей, будет проведена индексация расходов на питание в школах и стипендиальный фонд. Более 120 млн. рублей заложены на стипендии выпускников с результатом ЕГЭ 225 баллов. Отдельно предлагается удвоить стипендии тем студентам, которые поступают на приоритетные для края специальности и которые имеют контракты с предприятиями.

Кроме того, на ближайшие три года запланирована модернизация образовательной инфраструктуры: строительство новых детских садов и школ, развитие информационных технологий в учебных заведениях.

«Бюджет социально ориентирован, это действительно так. Его отличие от бюджетов прошлых лет – это его перспективная направленность. Предусмотрены большие вложения в развитие инфраструктуры социальной отрасли. Если говорить и финансировании каждого направления, бюджет остается программно-целевым. Это 13 программ, по 12 из них предполагается увеличение финансирования», — прокомментировала проект бюджета региона депутат Законодательного Собрания Пермского края Дарья Эйсфельд.

Депутат краевого Парламента, руководитель фракции ЛДПР в Пермском крае Олег Постников пояснил подход фракции к процессу принятия бюджета: «Мы смотрим исполнение социально-экономических обязательств, а не только новых, но индексация старых обязательств и обязательное их выполнение. На общественных слушаниях мы обратили внимание, что некоторые программы не работают в той мере, в которой должны. В частности, не предусмотрена индексация именных стипендий. Мне понравилось, как быстро отреагировало Правительство. Вот уже сегодня внесены изменения в законопроект и индексация учтена».

Напомним, на 2018 год бюджет предполагает наличие доходов в размере 115,6 млрд. рублей, расходы – 119,2 млрд рублей.

На заседании депутаты Законодательного Собрания Пермского края большинством голосов поддержали законопроект в первом чтении. Второе чтение законопроекта состоится в ноябре.

Из-за пандемии и мер господдержки малого и среднего бизнеса органы МСУ могут столкнуться с существенным падением поступлений в местные бюджеты. Сократятся налоговые и неналоговые доходы. Для разных типов муниципальных образований снижение будет неодинаковым. Из статьи вы узнаете, какие из муниципалитетов пострадают больше остальных.

Содержание

Как меры налоговой поддержки бизнеса отразятся на доходах местных бюджетов

Основной источник налоговых поступлений в местные бюджеты — НДФЛ. В 2019 году на него пришлось 65 процентов всех налоговых доходов. В 2020 году многие муниципалитеты получат меньше НДФЛ, чем рассчитывали. Причинами станут приостановка работы значительного количества предприятий и других организаций, рост безработицы и снижение зарплат в сфере услуг и непродовольственной торговле.

В первую очередь негативный эффект почувствуют в муниципальных образованиях с развитой сферой услуг. Особенно сильно пострадают туристические центры. Но поступления в бюджеты снизятся не только в результате замедления экономической активности. Меры по поддержке экономики также отразятся на доходах.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, которые работают в наиболее пострадавших отраслях, предоставили полугодовую отсрочку уплаты налогов. Она будет касаться всех налогов, за исключением НДС.

На заметку: Правительство дополнило перечень наиболее пострадавших отраслей постановлением от 18.04.2020 № 540.

Местные бюджеты недополучат доходы в виде налога на совокупный доход. Его платят субъекты малого и среднего предпринимательства. В 2019 году поступления из этого источника составили 15,5 процента от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.

Значительно уменьшатся доходы от налогоплательщиков, которые работают на специальных режимах. При этом наиболее быстрыми темпами будут снижаться поступления от предприятий малого и среднего бизнеса — ЕНВД, налога с компаний на УСН, платы за патент.

В 12 регионах муниципалитетам переданы доходы от налога на имущество юридических лиц, в 4 регионах — от налога на прибыль, в 6 регионах — от транспортного налога. Бюджеты муниципальных образований этих регионов также недополучат налоговые доходы в результате мер поддержки экономики.

Отрасли, наиболее пострадавшие от распространения коронавируса

Как ослабление контроля отразится на доходах бюджетов

До 1 мая органы государственного надзора и муниципального контроля не будут назначать и проводить:

  • проверки по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • выездные налоговые проверки.

Исключение — проверки в целях оформления разрешительных документов, а также внеплановые проверки, вызванные ЧС либо причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Документ: ФНС приостановила проверки приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@

ФНС до 1 мая приостановила текущие выездные проверки и прекратила назначать новые, а также ввела ограничения на мероприятия налогового контроля. До этой же даты инспекторы не будут применять санкции за налоговые правонарушения. Из-за этого местные бюджеты тоже лишатся части налоговых доходов.

Отсутствие возможности назначать и проводить проверки приведет к снижению поступлений в местные бюджеты от штрафов. В 2019 году на эту статью пришлось 10 процентов неналоговых поступлений. Кроме того, существует риск, что юрлица и индивидуальные предприниматели будут чаще нарушать требования, в том числе установленные в муниципальных правовых актах. Это может вызвать проблемы с качеством муниципальных услуг.

Как повлияет на доходы поддержка арендаторов

Органы МСУ, которые сдали в аренду муниципальное недвижимое имущество, должны предоставить арендаторам право вносить платежи с отсрочкой. Это предусмотрено статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ.

Рекомендация: Чтобы предоставить арендные каникулы малому и среднему бизнесу, воспользуйтесь образцами из статьи. В ней же мы подробно рассказали, на каких условиях предоставить отсрочку

Арендаторам надо дать отсрочку до 1 октября 2020 года. С момента, когда в регионе начал действовать режим повышенной готовности или режим ЧС, у арендаторов возникает право временно полностью остановить оплату. После того как этот режим прекратит действовать, они будут вправе вносить с отсрочкой 50 процентов платы вплоть до 1 октября 2020 года.

Использование муниципального имущества приносит местным бюджетам более половины их неналоговых доходов. Степень снижения поступлений от аренды будет зависеть от того, на сколько месяцев муниципалитет отсрочит внесение платы, и от предложений арендаторов. Но уже сейчас ясно, что в 2020 году неналоговые доходы местных бюджетов могут снизиться более чем в два раза.

Бюджеты каких муниципальных образований пострадают сильнее всего

На степень снижения доходов повлияет тип муниципального образования, его размер и уровень экономического развития.

Структура доходов местных бюджетов у муниципальных образований различных типов неоднородна. Так, поступления от НДФЛ составляют 60 процентов налоговых доходов бюджетов городских округов и более 70 процентов в бюджетах муниципальных районов. От налогов, уплачиваемых по спецрежимам, в большей степени зависят бюджеты городских округов. Доходы бюджетов городских поселений формируются на 55 процентов за счет НДФЛ и на 30 процентов за счет земельного налога. В сельских поселениях ситуация обратная. Их бюджеты формируются в основном за счет земельного налога: на него приходится половина налоговых поступлений. В связи с неплатежами приток доходов из этого источника сократится. Но темпы снижения будут более медленными, чем по другим налогам, поступающим в местные бюджеты. Отчисления НДФЛ в бюджеты сельских поселений существенно ниже, чем в бюджеты муниципальных образований других типов. Поэтому рост безработицы и сокращение расходов на оплату труда повлияют на бюджеты сельских поселений в меньшей степени, чем на иные местные бюджеты.

Важная деталь: В условиях пандемии в тех поселениях, где вводились платежи в рамках самообложения граждан, эти средства не получится собрать в полном объеме

От антикризисных мер сильнее других пострадают бюджеты городских округов и городских поселений. Наиболее ощутимое падение доходов ждет крупные экономически развитые города и региональные столицы. По специфике экономического развития более уязвимыми окажутся муниципальные образования с развитым туризмом. Более устойчивы будут территории, на которых сосредоточены пищевые производства.

Снижение поступлений в бюджеты в виде налогов с малого и среднего бизнеса и штрафов в большей степени затронет городские округа и муниципальные районы.

Доходы от сдачи муниципального имущества в аренду в бюджетах городских округов составляют около 60 процентов, городских поселений — 67 процентов. Именно для этих муниципальных образований финансовые последствия поддержки арендаторов станут наиболее ощутимыми. Сельским поселениям эта мера не навредит: они получают от аренды менее 3 процентов всех неналоговых доходов.

Как ситуация может развиваться дальше

Учтите, что принятый Правительством перечень мер по поддержке предпринимателей неокончательный. Федеральные власти могут его дополнить. Часть предложений вносят сами субъекты МСП. Например, бизнес продолжает настаивать на отмене налогов вместо отсрочки для пострадавших от COVID-19 отраслей, на расширении льгот по другим налоговым платежам, а также на снижении ставки НДФЛ вдвое. Для поддержки занятости предприниматели предлагают отправлять сотрудников в отпуска с выплатой пособия за счет государства и освободить работодателей от ответственности за задержку зарплат.

Свои инициативы в Правительство также направила Торгово-промышленная палата. Она настаивает на отмене налогов для пострадавших от распространения коронавируса отраслей и предлагает отсрочку по уплате НДС для товаров первой необходимости. Кроме того, ТПП предлагает ввести мораторий на уплату транспортного налога для компаний, занятых в международных перевозках, и рост тарифов на ЖКУ для всего бизнеса. Если государство одобрит хотя бы часть данных мер, это приведет к еще большему снижению доходов местных бюджетов.

Основу большинства местных бюджетов составляют трансферты. Более 30 процентов бюджетов сельских поселений и 50 процентов бюджетов муниципальных районов формируются за счет дотаций. В период преодоления кризиса межбюджетные трансферты, вероятнее всего, пересмотрят. Но пока такие предложения озвучены не были. В этих условиях местные власти будут вынуждены уменьшить расходную часть бюджетов на 2020 год. Муниципалитетам придется финансировать только первоочередные расходы и адаптироваться к сложившейся ситуации.

экономические науки

Астахова Екатерина Викторовна, Корень Андрей Владимирович, Алексеева Наталья Владимировна ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …

УДК 336

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ СНИЖЕНИЯ

© 2018

Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики» Корень Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: Andrey.Koren2@vvsu.ru) Алексеева Наталья Владимировна, практикант ООО «Априори-консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: nata_alekseeva94@mail.ru)

Аннотация. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивают органы местного самоуправления, они исполняют бюджетные и долговые обязательства муниципальных образований. Расходование бюджетных средств направлено на решение назревших вопросов, стоящих перед органами исполнительной власти муниципального образования, а именно решение социально-экономических задач, обеспечения достаточного уровня жизни населения и повышение социально-экономического развития. В большинстве случаев муниципальные образования Российской Федерации имеют дефицит бюджета. Предметом исследования является бюджет муниципального образования Владивостокского городского округа за период 2014-2016 года. Целью написания статьи является выявление результатов исполнения бюджета города Владивостока, изучение источников покрытия дефицита и разработка дополнительных мер по сокращению дефицита местного бюджета. Оценка эффективности управления муниципальными финансами помогает определить результат исполнения бюджета, полученный муниципальным образованием в отчетном году вследствие исполнения своих обязательств органами власти. В статье ведется анализ динамики результатов исполнения бюджета Владивостокского городского округа за период 2014-2016 года. Во время проведения анализа бюджета Владивостокского городского округа раскрывается присутствие дефицита бюджета. Также устанавливается использование, каких источников покрытия дефицита бюджета применяется администрацией города Владивостока в установленные периоды. Проводится исследование методов снижения бюджетного дефицита, которые чаще всего используются для покрытия дефицита муниципальными образованиями, и именно приоритетных методов снижения бюджетного дефицита, применяемых во Владивостокском городском округе. Вследствие изучения дефицита бюджета и источников покрытия бюджетного дефицита города Владивостока предложены дополнительные меры по урегулированию проблемы снижения дефицита.

Ключевые слова: эффективность управления, борьба с дефицитом, источники покрытия дефицита, государственные займы, бюджетные кредиты.

BUDGET DEFICIT OF THE MUNICIPALITY AND METODS OF COMBATING WITH HIM

© 2018

Keywords: management efficiency, deficit control, sources of deficit financing, government loans, budget loans.

На сегодняшний день нет единого мнения по поводу исполнения бюджета. По мнению многих экономистов, эффективность использования бюджетных средств, представляет собой наилучшие результаты, достигающиеся при использовании объёма средств в наименьшем виде .

На данный период времени принцип эффективности использования бюджетных средств приобретает особую актуальность, вследствие повышения роли бюджетов муниципальных образований в решении социально- экономических задач и обеспечения достаточного уровня жизни населения.

Жесткие требования предъявляются к получателям

бюджетных средств, они подразумевают экономическую обоснованность использования бюджета. В связи с этим при оценке соблюдения данного принципа, нужно учитывать, что участники бюджетного процесса самостоятельно определяют целесообразность и обоснованность совершения расходов на реализацию задач в виде выделенных бюджетных средств, поставленных перед ними .

При проведении оценки эффективности управления муниципальными финансами исходят из целей и задач, стоящих перед органами самоуправления. Основой оценки эффективности социально-экономического развития муниципального образования является методика

economic sceinces

матричного подхода, рассматривающая интегральные показатели качества жизни населения в виде индикаторов показателей бюджетных расходов и целей развития.

Длительный период сохраняет свою актуальность проблема дефицита местных бюджетов Российской Федерации . Присуща ли Владивостокскому городскому округу данная проблема было установлено.

Динамика результатов исполнения бюджета Владивостокского городского округа представлена на рисунке 1.

600000 000,00 400000 000,00 200 ООО 000,00 0,00 -200000000,00

2014ГОД

2015 год

2016 год

Рисунок 1 — Сведения о результатах исполнения бюджета за 2014-2016 год

Как видно из рисунка 1, проблема дефицита бюджета Владивостокского городского округа была острой в период 2014 и 2015 года .

Однако в 2016 году Владивостокскому бюджету удалось достигнуть профицита. В результате исполнения бюджета Владивостокскому городскому округу удалось вырваться из дефицита бюджета, вследствие превышения доходов бюджета, увеличившихся в объеме, над расходами, которые наоборот были снижены .

Зависимость муниципального бюджета от вышестоящих бюджетов, обеспеченность собственными доходами, структура расходов и степень привлечения средств для их финансирования на возвратной основе относились к основным факторам дефицита бюджета муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень дефицита зависит от различных факторов, которые влияют на экономику, однако размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % утвержденного годового объема доходов без учета поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и безвозмездным поступлениям .

В зависимости от уровня дефицита бюджета муниципальные образования используют различные источники финансирования дефицита.

Учитывая то, что бюджету Владивостокского городского округа удалось избавиться от дефицита бюджета в 2016 году, бюджетная политика города оказалась достаточно эффективной. Какие же источники покрытия дефицита бюджета использовал Владивосток представлено на рисунке 2, 3.

Рисунок 2 — Сведения о внутренних источниках финансирования дефицита за 2014-2016 год

В 2014 году не было израсходовано средств из источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов. В 2015 году из них выделили 200 млн рублей, а в следующем году сумма, направленная на покрытие дефицита, снизилась до 2,4 млн.

Рисунок 3 — Сведения о внешних источниках финансирования дефицита за 2014-2016 год

В 2014 году из источников внешнего финансирования дефицита бюджетов направленно на погашение 166, 6 млн. рублей, в 2015 году данная сумма увеличилась в 2,8 раз. В связи с этим больший объем внешних источников был использован в 2015 году.

Таким образом, в 2015 году были использованы большие за три года объемы средств из источников финансирования дефицита бюджета. Это касается как внутренних, так и внешних источников . Во Владивостокском городском округе использовались источники финансирования дефицита бюджета в размере, который на 613,6 млн рублей превысил объемы средств, использованные в 2014 году. Этому послужило увеличение затраченных средств из источников внешнего финансирования на 313,6 млн Задействованные внутренние источники были увеличены на 300 млн рублей.

Для снижения бюджетного дефицита муниципальные образования чаще всего используют государственные заимствования средств .

Также одним из основных источников финансирования дефицита муниципальных образований являются бюджетные и банковские кредиты в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, неразвитостью рынка ценных бумаг, а главное с простотой их привлечения.

Также использование муниципальных ценных бумаг имеет ряд преимуществ перед заемными средствами кредитных организаций по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

К источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования относится также регулирование налоговых ставок, которое может привести к серьезному спаду финансовой активности и увеличению дефицита, осуществление государственных внутренних заимствований, в результате может произойти увеличение долговой нагрузки и повышение расходов.

Оптимизация бюджетных расходов может быть наиболее приоритетной, так как она позволяет сокращать нерациональные расходы и повышает эффективность существующих расходов.

В общем, сокращение дефицита местного бюджета можно добиться путем разумного увеличения налогов или с помощью эффективного распределения финансовых средств по основным затратным статьям бюджета.

Муниципальные займы играют особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования.

Рост дефицита требует привлечение дополнительных источников заемных средств на свое погашение. Погашение дефицита муниципального бюджета обеспечивается привлечением бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и остатками средств на счетах .

Однако кроме установленных способов по сокращению дефицита местного бюджета, необходима разработка дополнительных мер. В качестве таких мер для снижения дефицитов бюджетов муниципальных образований предлагаются меры организационно-управленческого характера, административно-директивного характера и меры контроля.

В качестве мер организационно-управленческого характера по сокращению дефицита, необходимо чтобы органы исполнительной власти и органы местного

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

экономические науки

Астахова Екатерина Викторовна, Корень Андрей Владимирович, Алексеева Наталья Владимировна ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …

самоуправления были во взаимодействии по предмету рассмотрения вопросов исполнения бюджетов. В этом случае предлагается провести корректировку планов повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, рассмотреть возможности выявления имеющихся внутренних резервов и дополнительных источников доходов. При этом дополнительные источники должны относиться к инвентаризации земельных участков, муниципального имущества, усилению работы комиссии по налоговой базе и недоимке, погашению задолженности по зачисляемым в местные бюджеты налогам.

В качестве административно-директивных мер предлагается разработка мероприятий, которые помогут сократить кредиторскую задолженность местных бюджетов, и проведение работ по оптимизации расходов и реализации мер, которые направленны на повышение эффективности бюджетных расходов .

К мерам контроля относится усиление контроля муниципальных образований по недопущению принятия органами местного самоуправления бюджетных обязательств.

Также имеется необходимость реализации дополнительных мер, которые обеспечат сокращение дефицита в ходе оказания дополнительной финансовой помощи из областного бюджета. Рекомендуется включать пункты по сокращению дефицитов местных бюджетов в соглашения, которые заключаются между ними и областным бюджетом, а также органам местного самоуправления представлять в органы исполнительной власти на согласование решений о внесении изменений бюджетов округов .

Предложенные меры по управлению бюджетным дефицитом муниципального образования должны позволить обеспечить умеренную долговой нагрузку для достижения бездефицитных бюджетов и сбалансированности местных бюджетов.

В результате анализа источников покрытия дефицита выявлено, что наиболее применимыми источниками финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований являлись кредиты от кредитных организаций и кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы. Результаты же проведенного исследования позволили предложить дополнительные меры по снижению дефицита бюджета муниципального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прудников С.П., Прудникова И.Н., Прудникова Е.П. О мерах по сокращению дефицита местных бюджетов в условиях необходимости финансовой стабилизации территорий // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 370-373.

4. Grishanova O.A., Prokopova G.A. Зависимость финансовой устойчивости муниципального образования от источников финансирования дефицита местного бюджета // Наука и экономика. 2011. № 2. С. 12-19.

6. О бюджете Владивостокского городского округа на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // Муниципальный правовой акт.

7. О бюджете Владивостокского городского округа на 2016 год // Информационный портал Приморского края.

9. Дюбин В.В. Проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований Псковской области // Региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития экономики и образования региона», посвященная 850-летию со дня первого упоминания в летописи г. Великие Луки Материалы конференции. Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки Псковской области. 2016. С. 25-28.

10. Меняйло Ю.С., Марков С.Н. Дефицит бюджета как проблема современности // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 41-45.

11. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Владивостокского городского округа на плановый период 2014 и 2015 годов // Приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока.

12. Муниципальный правовой акт города Владивостока от 11.12.2013 № 76-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // Региональное законодательство.

13. Чуб Н.В., Шумских А.А. О некоторых проблемах формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований России // Эволюция государства и права: история и современность Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Ответственный редактор С.Г. Емельянов. 2017. С. 105109.

14. Волков И.А., Шалаева Н.И. Методические аспекты оценки эффективности использования бюджетов муниципальных образований // Инновационное развитие территориальных кластеров и технологических платформ. Международной научно-практической конференции. 2017. С. 21-23.

15. Кузьминых Ю.В. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. В 2-х томах. Редакционная коллегия. 2013. С. 29-31.

18. Новикова И.В., Пасько Н.А. Анализ исполнения бюджета города Ставрополья // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Сборник докладов и тезисов IV (IX) международной научно-практической конференции. Под общей ред. Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф. 2015. С. 149-152.

19. Тумасова О.И. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 10 (38). С. 65-66.

20. Проказин И.Л. Анализ доходов и расходов муниципального образования на примере «город Орел» // Сборник по материалам Гайдаровских чтений. В 2-х томах. Под редакцией С.В. Приходько. 2017. С. 154-157.

%

(N

тН

О

(N

УДК 336.14:352 ББК 65.261.783

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рассмотрены основные подходы к определению сущности финансовых ресурсов. Определена роль местных бюджетов в реализации функций органов местного самоуправления. Обозначены проблемы формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова: финансовые ресурсы; местный бюджет; собственные доходы бюджетов муниципальных образований; налоговые доходы бюджетов.

S.E. Gritsenko

ON MUNICIPALITIES’ BUDGET INCOMES AND THEIR ECONOMIC SUBSTANCE

Д s =

g|p

НА

Ой»

%<s ^ 1

5s 1

^ П £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яц

МО I £й4

«

н

н

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

со

н

Финансовые ресурсы субъектов местного самоуправления составляют экономическую базу бюджетов всех видов муниципальных образований и основу стабильности функционирования бюджетной системы любого современного государства.

Можно выделить два основных подхода к определению сущности финансовых ресурсов. Первая, более распространенная, точка зрения заключается в том, что в обобщенном варианте под финансовыми ресурсами понимают денежные доходы, часть национального дохода и совокупного общественного продукта .

Второй подход основан на том, что финансовые ресурсы — это система отношений по поводу формирования и использования материальных носителей финансовых ресурсов .

Эти подходы, несмотря на отличия, с разных сторон определяют один и тот же экономический феномен — финансы, как систему, включающую в себя и сам материальный носитель, и механизм его формирования.

В России сложилось примерно равное распределение финансовых ресурсов между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами (включающими бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты). Однако существенным образом различаются задачи, стоящие перед бюджетами разного уровня. Если за счет средств федерального бюджета России финансируются, в основном, общегосударственные мероприятия, такие как оборона страны, правоохранительная деятельность, судебная система и т.п., то средства территориальных бюджетов являются основным источником, за счет которого общественные блага, непосредственно, предоставляются населению. Из региональных и местных бюджетов финансируются конкретные государственные и муниципальные услуги .

При этом, третий уровень бюджетной системы — местные бюджеты — исключительно важен с точки зрения формирования доходов и на-

© С.Е. Гриценко, 2012

%

СО правления средств на финансирование расходов, связанных с вопросами

местного значения. Именно органы местного самоуправления напрямую взаимодействуют с населением, и от полноты и эффективности выполем! нения местными бюджетами своих функций зависит качество жизни

^ населения, социальная стабильность и, в конечном итоге, устойчивый

5^ экономический рост национальной экономики.

В функции местных бюджетов входит: содержание социальной инфраструктуры, охватывающей систему образования и подготовки кадров; розничная торговля и общественное питание; бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство; финансирование культуры и искусства; здравоохранения, физической культуры и спорта; охраны окружающей среды. Осуществление данных функций невозможно без материальной базы, т.е. доходов.

Тесное переплетение экономических и правовых аспектов определения доходов местных бюджетов обусловливает необходимость краткой характеристики законодательной основы их формирования.

Правовую базу формирования доходов местных бюджетов составляют:

— бюджетное законодательство РФ;

— законодательство о налогах и сборах.

Доходная часть бюджетов состоит из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Бюджеты муниципальных образований наполняются :

— местными налогами, сборами и штрафами;

— отчислениями от федеральных налогов и налогов муниципального образования как субъекта РФ, закрепленными на долговременной основе;

— финансовыми средствами, переданными органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;

— доходы от приватизации и сдачи в аренду муниципального иму-

; щества;

— поступлениями от местных займов и лотерей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ой § — отчислениями от прибыли муниципальных предприятий;

^1 — дотациями, субвенциями, субсидиями, т.е. трансфертными плате-

^ | жами и иными поступлениями в соответствии с законом и решениями

1 органов местного самоуправления.

вЗаконом разрешается пополнять местные бюджеты дополнитель-§к§ ными заработанными средствами, которые образуются в результате дев ятельности органов местного самоуправления.

йоэ Доходы бюджетов органов местного самоуправления могут быть

к®Э классифицированы по следующим критериям:

— по видам доходов: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления;

23 — по степени закрепления: закрепленные и перераспределяемые;

— по праву собственности: собственные доходы и заемные средства. Для обеспечения устойчивости бюджетов муниципальных образований и эффективного выполнения функций органами местного самоуправления важнейшее значение имеют собственные доходы.

Собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закреп-СО ленные за местными бюджетами полностью или частично на посто-

Нянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты .

со

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

» цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

На сегодняшний день вопрос увеличения удельного веса собственных доходов в бюджете муниципальных образований стоит особенно актуально, так как большинство местных бюджетов дотационны и постоянно сталкиваются с острой нехваткой финансовых ресурсов для проведения экономической и социальной политики. Это отмечают в своих трудах ведущие российские ученые.

Так, в научной статье А.П. Киреенко и Т.В. Сорокина отмечают, что необходимо повышение эффективности функционирования налоговой системы. Изменения в виде замены одних налогов на другие, ликвидации или введения льгот, изменения ставок налогов не повлияют на ситуацию, если не произойдет коренной перестройки налогово-бюджетных отношений. Одна из основных проблем, которую выделяют авторы — отсутствие реальных налоговых полномочий на региональном и местном уровнях. Действительно, налоговые полномочия на региональном и местном уровнях минимальны .

Д.Ю. Федотов констатирует, что распределение налоговых платежей между федеральными и территориальными бюджетами достаточно неоднородно по регионам России. На территории целого ряда российских регионов налоговые поступления в федеральный бюджет значительно превосходят поступления в региональный и местный бюджеты .

А.В. Сербулов и В.В. Гладун справедливо отмечают, что на сегодняшний день на практике нарушается один из основополагающих принципов устройства бюджетной системы РФ — принцип самостоятельности бюджетов. Для обеспечения самостоятельности местных бюджетов явно недостаточно просто провозгласить тезис о наличии собственных источников их доходов, более важно установить конкретный перечень, размер и уровень собственных доходов в доходах соответствующего бюджета. Однако Бюджетный кодекс не гарантирует необходимого уровня собственных доходов, требующегося муниципальным образованиям для обеспечения их даже минимальных потребностей .

Абсолютно все авторы выделяют проблему крайне недостаточного уровня собственных реальных доходов, закрепленных за местными бюджетами. В среднем их доля составляет всего 5-6% от общей величины доходов местных бюджетов в РФ, что обусловливает необходимость исследования и теоретического обоснования реформирования состава и структуры доходной части бюджетов муниципальных образований.

Список использованной литературы

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 12 авг.

3. Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / И.Е. Данилина. — М.: ТК Велби: Проспект, 2004. — 240 с.

6. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 25 сент. 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета. — 1997. — 30 сент.

со

%

(N

тН

О

(N

2нё ЯЧ г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Зі

Ен^ І

ой-

%<s ^ 1

5s 1

^ Л £ g§!

» V I

8s! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

МО I £И4

Н®Є

К

н

н

о

н

со

Н

8. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь . — 2-е изд., стереотип. — Минск: Выш. шк., 1998. — 368 с.

9. Федотов Д.Ю. Особенности исполнения бюджетов российских регионов / Д.Ю. Федотов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 364 с.

10. Федотов Д.Ю. Распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы России / Д.Ю. Федотов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4. — С. 15-20.

11. Финансовый менеджмент: учеб. / под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.

12. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко , под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.

13. Финансы: учеб. / под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.

14. Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 July 1998 g. № 145-FZ // Rossiiskaya gazeta. — 1998. — 12 Aug.

3. Danilina I.E. Munitsipal’noe pravo v voprosakh i otvetakh: ucheb. posobie / I.E. Danilina. — M.: TK Velbi: Prospekt, 2004. — 240 s.

8. Teoriya finansov: ucheb. posobie / N.E. Zayats, M.K. Fisenko, T.E. Bondar’ . — 2-e izd., stereotip. — Minsk: Vysh. shk., 1998. — 368 s.

9. Fedotov D.Yu. Osobennosti ispolneniya byudzhetov rossiiskikh regionov / D.Yu. Fedotov. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2011. — 364 s.

11. Finansovyi menedzhment: ucheb. / pod red. G.B. Polyaka. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: YuNITI-DANA, 2008. — 527 s.

12. Finansy / V.M. Rodionova, Yu.Ya. Vavilov, L.I. Goncharenko , pod red. V.M. Rodionovoi. — M.: Finansy i statistika, 1995. — 432 s.

13. Finansy: ucheb. / pod red. L.A. Drobozinoi. — M.: Finansy, YuNITI, 1999. — 527s.

14. Finansy: ucheb. posobie / pod red. A.M. Kovalevoi. — M.: Finansy i statistika, 1997. — 336 s.

Информация об авторе

Гриценко Софья Евгеньевна — аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: greecs@rambler.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *