Бюджет расходов

В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять бюджет предприятия на примере.

Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе компании необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров финансовой ответственности — ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить положение и регламент бюджетного процесса. На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного продукта.

Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:

  • Стратегические цели и задачи предприятия;
  • Бюджетная модель;
  • Финансовая структура компании и т. д.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №1.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №2.

На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может содержать следующие разделы:

  • Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
  • Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
  • Порядок согласования и внесения изменений;
  • Контроль и анализ бюджета и т. д.

Регламент бюджетирования на предприятии пример.

Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами являются:

  • Бюджетирование в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

Бюджет компании пример Excel

Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул и макросов. Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности финансового менеджмента в компании.

Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.

Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.

Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.

Составление БДР и БДДС пример в Excel

Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):

Составление прогнозного Баланса на основании БДР и БДДС образец в экселе

Бюджетирование пример в Excel (бюджет организации образец excel)

Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).

Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).

Данный пример максимально упрощен. Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель — процесс довольно трудоемкий, так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить, насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.

Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.

Бюджетирование в программах на платформе 1С

Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.

Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер бюджетов.

Приглашаем на бесплатный вебинар 08 октября в 11:00 (Moskva g.) 1 час

В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов, их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов. Реализованный механизм взаимодействия с внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.

Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.

WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:

  • Моделирование – разработка бюджетной модели;
  • Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов. Корректировка планов и согласование корректировок;
  • Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный случай—обращение к данным системы).
  • Отчеты системы – набор аналитических отчетов.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет». Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом) максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.

Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».

При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.

Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление бюджетированием на предприятии.

Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.

Ключевой задачей финансового менеджмента на предприятии и, в частности, одной из его наиболее распространенных форм – бюджетного управления (бюджетирования), — является параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностью и платежеспособностью, для чего используются, соответственно, два базовых инструмента – Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС). Если на уровне бытового сознания границу между расходами и платежами провести достаточно сложно, то в регулярном менеджменте организации, казалось бы (!), это разграничение очевидно. Ведь есть правила учетной политики, признающие результаты хозяйственной деятельности в тот момент, когда они физически состоялись, а не тогда, когда были осуществлены связанные с ними платежи денежных средств. Испокон веку разделены обороты по счетам «Деньги» и «Финансовый результат». Любой экономист понимает, что взятый кредит – это не доход, а амортизация, увеличивающая себестоимость, не ведет к движению денег, и т.д. и т.п. Список можно продолжать бесконечно.

О разделении доходов-расходов, с одной стороны, и поступлений-выплат, с другой, написаны горы литературы и отечественными специалистами, и давно уже проштудированы классические западные учебники, описывающие роль в управлении финансами таких документов, как Profit & Loss Statement (наш БДР) и Cash- flow Statement (БДДС). Однако практика внедрений на российских предприятиях бюджетирования ярко показывает, что корректно описать структуры обоих бюджетов, разработать методику их ведения и запустить в эксплуатацию чрезвычайно сложно, а многие попытки попросту заканчиваются фиаско. Общих слов, сказанных в учебниках по финменеджменту или правилах МСФО, оказывается недостаточно для реальной работы. Как всегда, проявляется здесь и российская специфика, предъявляющая к «классическим» формам бюджетов свои особенные требования.

Подробнее о построении БДР и БДДС Вы можете прочитать в книге «Бюджетирование: шаг за шагом», которая де-факто является стандартом постановки бюджетного управления в России.

В этой статье мы попробуем рассказать о своем подходе к решению обозначенной выше проблемы, затронув для этого два основных вопроса:

  • Различия в содержании БДР и БДДС
  • Ответственность за финансовые и экономические показатели

Различия в содержании БДР и БДДС

Если отвлечься от общего понятийного различия БДР и БДДС, то имеет смысл, на наш взгляд, выделить следующий моменты:

  • Содержательные различия
  • Структурные различия
  • Объемные различия
  • Временные различия

Причем, если первые два пункта имеют большее значение при построении системы бюджетов, то два последних – при ее использовании. Давайте о каждом из них по порядку.

Итак, под содержательным различием мы будем понимать присутствие в том или ином бюджете определенных показателей. Принципиально можно провести такое сравнение между показателями, относящимися либо к доходам-расходам, либо к движению денежных средств (остановимся только на наиболее распространенных):

Показатель

БДР

БДДС

Амортизация

Х

Переоценка ОС, НМА, ТМЦ

Х

Излишки и недостачи по результатам инвентаризации

Х

Курсовые и суммовые разницы

Х

Получение и выплата кредитов (займов)

Х

Закупка ОС и прочие капитальные вложения

Х

Косвенные налоги (НДС, акцизы и т.п.)

Х

Отдельно дискутируемый вопрос – это НДС: включать его при составлении БДР или нет? Из практики компании «ИНТАЛЕВ» можно вывести, что достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что, на наш взгляд, серьезно искажает информативность данного бюджета. Если использовать «доходно-расходный» бюджет как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он как раз должен быть очищен от различных искажающих его данных, таких, например, как налоги, собираемые государством с конечных потребителей через цепочку промежуточных. Величина НДС (и прочих косвенных налогов) не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового, а, значит, должна быть выведена из расчетов по БДР.

Хотелось бы здесь привести в пример модель бюджетов РАО «ЕЭС России» и ее дочерних обществ, где структура БДР (на языке энергетиков – План Экономических Показателей, ПЭП) практически идентична структуре БДДС, а данные по статьям отличаются лишь на величину косвенных налогов. Очень грамотное, в определенном смысле, построение бюджетов, выпукло иллюстрирующее и экономическую эффективность, и ликвидность организации.

Структурные различия необходимо разделить на две составляющие: детализация статей и принципы их группировки.

Первый аспект отвечает на вопрос: должна ли детализация «экономических» и «финансовых» статей, описывающих с разных сторон одни и те же процессы, быть одинакова либо отличаться (и если второе, то – в какую сторону)? Рабочее (но не догматическое!) утверждение специалистов «ИНТАЛЕВ»: статьи БДР должны быть детальнее, чем статьи БДДС. Причина этого в том, что БДР зачастую описывает более глубокие процессы, чем Cash- flow. Например, представим себе, что предприятию кто-то оказывает подрядные работы и утверждает у него смету (статьи расходов). С точки зрения экономического анализа, интересно понять, каковы у подрядчика материальные расходы, амортизация, зарплата и т.д., но с точки зрения оплаты его услуг – вполне достаточно одной статьи «Выплаты по подрядным работам». Таким образом, по одному и тому же процессу десятку-другому статей в БДР может противостоять одна в БДДС. Или, скажем, заработная плата: алгоритм ее начисления может быть разным у рабочих, специалистов и топ-менеджеров (несколько статей расходов), только переводится она на банковские карточки всем в одно время и сразу (одна статья платежа).

Но не будем скрывать, что в нашей практике встречались и обратные случаи. Например, предприятия с сезонными работами (прежде всего, российские агропромышленные холдинги) устраивает одна статья расходов – «Заработная плата», но для управления своей ликвидностью с учетом массовых отпусков в межсезонье и связанных с ними выплат больших отпускных в БДДС существуют отдельно статьи «Окладная зарплата» и «Отпускные».

Попробуем, обобщая сказанное, определить принцип: уровень детализации должен быть достаточен (но не избыточен) для принятия обоснованных управленческих решений. Для БДР это означает выделение статей до уровня, значимого для проведения качественного анализа и корректировок смет, ведущих к целевой прибыли, а для БДДС – до тех объектов, через которые происходит управление ликвидностью.

Порекомендуем разработчику статей бюджетов встать одновременно на позиции двух людей: топ-менеджер, анализирующий информацию, как правило, интегрально, и оператор внесения первичных данных (плановик, бухгалтер). Детальность статей должна быть такова, чтобы ни первый из них не испытывал затруднений при погружении в более детальные данные (достаточность, но не перегруженность информации), ни второй при проведении конкретных операций – всегда было бы ему очевидно, куда относить ту или иную цифру. Задача чрезвычайно сложна, но, собственно, на ней и строится умение структурировать бюджеты.

Говоря о детализации статей расходов и выплат, следует принимать во внимание, что и те, и другие имеют свои аналитические разрезы. К примеру, для инвестиционных выплат по строительству – это статьи конкретных видов строительных затрат и прочих капитальных вложений. Для статьи расходов «Себестоимость готовой продукции» — это статьи затрат на основное производство, из которых эта самая себестоимость рано или поздно сложится. Вообще, вопрос о соотношении БДР и Бюджета затрат еще окончательно не решен специалистами в области бюджетирования, но это уже тема отдельного обсуждения.

Бюджет доходов и расходов (БДР) — это есть прогнозный отчет о прибылях и убытках за бюджетный период. Отражает финансовый результат работы предприятия. В БДР включаются данные по операциям, влияющим на прибыль компании. Для составления БДР используется принцип начислений, то есть доходы и расходы отражаются в том периоде, к которому они относятся.

Бюджет доходов и расходов должен показать руководителям планируемую эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и компании в целом, определить резервы формирования и увеличения прибыли, увеличения рентабельности, оптимизировать расходы и налоговые отчисления в бюджет, сформировать фонды накопления и потребления.

Бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) – инструмент, который позволит руководству компании и менеджерам на всех уровнях находить ответы на такие вопросы, как:

  • Какова будет прибыль компании? Насколько она изменится по сравнению с прошлым годом, кварталом? Какие факторы определяют именно такое плановое значение прибыли?
  • Какие направления бизнеса и продукты наиболее прибыльны? У каких направлений планируется низкая прибыль? Почему?
  • Как изменится прибыль компании при изменении входных параметров её прогнозирования – цен и скидок на продукцию, объемов продаж, структуры затрат и т.п.?
  • Как повысить эффективность использования оборотных средств и запасов компании?
  • Какие затраты обоснованны, какие – нет? Что нужно для того, чтобы сократить расходы, себестоимость продукции?
  • Почему растут постоянные расходы? Какие лимиты условно-постоянных затрат необходимо установить по отдельным структурным подразделениям или направлениям деятельности?

Бюджет доходов и расходов является только частью общего бюджета, одной из форм контроля деятельности организации. Финансовое прогнозирование на предприятии, позволяющее ответить на приведенные выше вопросы, требует комплексного подхода.

Постановка системы планирования доходов и расходов должна включать следующие этапы :

  • Разработку методики финансово-экономического планирования, определение ключевых показателей.
  • Разработку бюджетного регламента и финансовой структуры компании.
  • Внедрение специализированной информационной системы бюджетирования и управленческой отчетности.

Дополнительная информация:

  • 1С Программы для Управленческого учета
  • 1С Программы для ЖКХ, ЕРЦ, ТСЖ
  • 1С Программы для НКО, СРО.

Алгоритм формирования бюджета движения денежных средств при краткосрочном (оперативном) планировании

Добавил(а) Казанцев К.А., Попов Е.В.

Опубликовано в журнале Экономический анализ: теория и практика. 2004. №12.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность ведения бизнеса для предприятия, является возможность управлять своей платежеспособностью. Основным инструментом управления денежными средствами служит система управленческого учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью Бюджета движения денежных средств. В статье авторы пытаются раскрыть основные подходы к формированию бюджета движения денежных средств и предложить свою методику формирования этого бюджета.

Бюджет движения денежных средств

Под бюджетом движения денежных средств (БДДС) понимают бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия .

Для эффективного ведения бизнеса предприятию в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе бюджетирования. Как отмечает В.Хруцкий «в бизнесе есть только одна непоправимая ошибка остаться без денежных средств на расчетном счете или на том счете, с которого можно финансировать текущие операции и инвестиционные проекты» .

БДДС составляют как с целью обеспечения постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств . Следовательно, в БДДС должны быть предусмотрены меры против так называемых «кассовых разрывов», т.е. ситуаций, связанных с нехваткой наличных денежных средств для текущих выплат (в качестве мер могут быть банковские кредиты, выпуск акций или иное привлечение денежных средств). Временно свободные денежные средства могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и т.д.

Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования:

Конечное сальдо денежных средств = начальное сальдо денежных средств + поступления — выплаты (1)

Состав и этапы формирования БДДС в бюджетировании

Бюджет движения денежных средств обычно составляют на основе бюджета доходов и расходов (БДР) и инвестиционного бюджета . Однако, БДДС не может быть получен расчетным путем из двух упомянутых бюджетов . Это связано с различной методикой формирования БДДС и БДР. Бюджет доходов и расходов формируется по методу «начисления» (т.е. доходы и расходы определяются в тот момент времени, когда они были реально понесены, вне зависимости от оплаты), бюджет движения денежных средств — по «кассовому» методу (т.е. доходы и расходы должны быть не только совершены, но и оплачены). Кроме того, существуют статьи бюджета доходов и расходов, не связанные с движением денежных средств (например, амортизация, брак, недостача), равно как и существуют статьи движения денежных средств, не связанные с текущим оборотом капитала и инвестиционной деятельностью (кредиты и займы).

Специалисты компании Инталев, например, приводят следующие различия в статьях БДР и БДДС (Табл.1) :

Таблица. 1 Различия в статьях БДР и БДДС

Статья БДР БДДС
Амортизация +
Переоценка основных фондов и товарно-материальных ценностей +
Брак в производстве +
Порча и прочие потери +
Недостачи по результатам инвентаризации +
Курсовые разницы +
Получение/погашение кредитов (займы) +
Покупка основных фондов +
Капитальные ремонты +
Косвенные налоги +

Естественно, что БДДС, разрабатываемый на основе упомянутых бюджетов, составляется из частей, функционально связанных с соответствующими частями БДР и инвестиционного бюджета.

Джай К. Шим выделяет 4 основные раздела БДДС :

  • Поступление денежных средств (остаток на начало периода, поступление платежей от покупателей и других дебиторов);
  • Расход денежных средств (выплаты кредиторам);
  • Чистый поток денежных средств (разница между поступлениями и расходами);
  • Финансовый раздел, детализирующий получение и погашение заемных средств.

Отдельные исследователи выделяют дополнительно раздел по инвестиционной деятельности, под которой понимается деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями (приобретения зданий, сооружений, нематериальных активов, а также их продажа; осуществление долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуск облигаций и других ценных бумаг). Последний раздел является отражением инвестиционного бюджета и описывает движение денежных средств по программе инвестиций предприятия.

Процедуру разработки БДДС целесообразно разбить на ряд последовательно выполняемых этапов. Из приведенного в работе В. Хруцкого описания процесса бюджетирования можно выделить следующие этапы формирования БДДС :

  1. Определение необходимого уровня средств для финансирования инвестиционных затрат (на осуществление капитальных вложений, приобретений основных средств, строительства на собственные нужды, т.е. всех затрат, финансируемых за счет прибыли, оставшейся у предприятия после налогообложения);
  2. Определение минимального уровня ежедневного остатка денежных средств на непредвиденные расходы («конечное сальдо» в выражении (1));
  3. Определение доходной части бюджета («поступления» в формуле (1)) — выполняются на основе бюджета продаж с учетом анализа гашения дебиторской задолженности, бюджета по инвестиционной (продажа основных средств и других активов предприятия) и финансовой деятельности (дивиденды, проценты полученные);
  4. Определение расходной части бюджета («выплаты» в формуле (1)) — выполняются на основе бюджетов по прямым затратам (расходы на оплату труда, расходы на сырье и материалы (обычно при определении стоимости сырья и материалов используют учетные (нормативные) цены, которые могут отличаться от рыночных цен)- с учетом движения запасов сырья и материалов), бюджетов накладных расходов (оплата труда АУП, прочие общецеховые и общехозяйственные расходы), бюджетов по инвестиционной (покупка и строительство основных фондов) и финансовой деятельности (возврат кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов);
  5. Формирование бюджета движения денежных средств, контроль и корректировка.

Пример бюджета движения денежных средств приведен в Табл.2.

Таблица. 2 Пример БДДС

Показатель План Факт
Сальдо денежных средств на начало периода
Поступило денежных средств всего
В том числе:
От покупателей за отгруженную продукцию
Кредиты и займы
Дивиденды и полученные проценты
Реализация ОС и прочих активов
Израсходовано денежных средств всего:
В том числе
Оплата сырья, материалов
Оплата труда
Выплата дивидендов и процентов
Расходы на приобретение ОС и прочих активов
Расчеты с бюджетом
Прочие платежи
Чистый денежный поток
Сальдо денежных средств на конец периода

Заявочно-договорная методика формирования БДДС

Возможности эффективного планирования движения денежных средств зависят от периода планирования. Долгосрочные (год и больше) и среднесрочные (квартал, год) БДДС могут практически совпадать с БДР. Чем больше период планирования, тем ближе БДДС к БДР. При переходе к краткосрочному (оперативному) планированию не представляется возможным брать за основу скорректированный на тот же период БДР из-за сильной подверженности процесса движения денежных средств случайным воздействиям, которые почти невозможно предусмотреть на этапе составления БДР, как то: колебания сроков и размеров оплаты, условий и объемов поставок. Кроме того, данные о стоимостном выражении расходов в БДР обычно являются приблизительными, создаются на основе нормативных (учетных) цен на сырье и материалы.

Традиционная методика формирования расходной части Бюджета движения денежных средств, например, описанная в работах К. Щиборща или В. Хруцкого позволяет формировать бюджет движения денежных средств на период от нескольких месяцев до года, однако не всегда подходит для нужд оперативного (краткосрочного) планирования сроком до 1 месяца.
В связи с этим авторами предлагается в дополнении к традиционной методике заявочно-договорная методика, в которой предполагается формирование Бюджета движения денежных средств и платежного календаря (под которым понимается график поступлений средств и платежей предприятия) на основе заявок на расходование денежных средств.

Ключевая особенность предлагаемого алгоритма формирования БДДС на краткосрочный период заключается в том, что, в первую очередь, проводятся анализ текущей потребности подразделений и сложившейся к концу периода структуры платежей по договорным взаимоотношениям. Только после этого сверяются заложенные в БДР и инвестиционный бюджет доходы и расходы с потребностями по текущему движению денежных средств. Результатом такой сверки может быть как корректировка БДДС, так и изменение БДР и инвестиционного бюджета.

Такой подход к планированию движения денежных средств соответствует известному в математической теории оптимального управления принципу оптимальности Р. Беллмана: оптимальный путь движения к достигаемой цели из текущего состояния, в котором находится объект, не зависит от предыстории движения объекта в текущее состояние. «Текущее состояние» объекта в нашем случае — сложившаяся к началу периода планирования ситуация по договорным взаимоотношениям и потребностям предприятия в денежных средствах.
Заявочно-договорная методика формирования БДДС представлена на рис.1:

Рисунок 1 Заявочно-договорная методика формирования БДДС

При планировании поступлений денежных средств (блок 1 на рис.1) проводится расчет предполагаемых поступлений денежных средств на основании имеющихся плановых данных по доходам за данный период и возможным погашением дебиторской задолженности покупателями (Поступления).

Расчет поступлений выполняется с учетом сложившейся практики взаимоотношений с покупателями. Для этого с помощью, например, статистических методов проводится анализ текущей деятельности предприятия и определяются следующие показатели:

  • сроки погашения дебиторской задолженности;
  • процент поступающих авансов от общей суммы, реализуемой продукции (товара);
  • сроки от получения авансов до исполнения предприятием соответствующих обязательств;
  • процент «безнадежных» долгов в общей доле предъявленных покупателям счетов.

Расчет этих показателей производится по каждому виду деятельности в разрезе групп контрагентов. Для этого можно использовать бухгалтерскую базу предприятия.

После расчета общей суммы плановых поступлений определяется максимально возможная сумма выплат за период:

Выплаты = Сальдо нач + Поступления — Сальдо кон — Резерв , где

  • Сальдо нач — фактический (при отсутствии таких данных — плановый) остаток денежных средств на начало периода планирования;
  • Сальдо кон — планируемый остаток денежных средств на конец периода планирования;
  • Резерв — резерв денежных средств на незапланированные, чрезвычайные выплаты.

Планирование выплат денежных средств осуществляется на основе утвержденных заявок и договоров (блок 2 на рис.1). В рамках данной методики предполагается создание базы договоров, в которой регистрируются все заключенные с предприятием финансовые и хозяйственные договора. Для планирования выплат денежных средств на основе разовых взаимоотношений с контрагентами, не оформленных договорами, предназначен документ заявка (Примерный формат табличной части заявки приведен в табл. 3). Заявка составляется подразделением на расходы по текущей деятельности. Обязательное условие заявки — наличие документального подтверждения каждой строки расходов (счет, справка, производственный план).

Таблица 3 Формат заявки

№ п/п Наименование товара, услуги Дата Приоритет Вид деят./ объект строительства Контрагент Договор, счет Количе-ство Сумма

Периодичность составления заявок соответствует периодичности планирования бюджета. При использовании нескольких различных по интервалу планов составление заявок производится по каждому периоду.

При получении заявок по всем структурным подразделениям Предприятия проводится анализ поступивших данных. Составление графика выплат денежных средств проводится в два этапа:

  • определение назначения выплат;
  • определение дат выплат.

На первом этапе после определения максимальной суммы выплат (Выплаты) производится выбор наиболее приоритетных статей оплат. Если максимальной суммы выплат недостаточно, чтобы покрыть свои наиболее приоритетные (обязательные к уплате) статьи, то делается вывод о необходимости получения кредита, займа в размере, необходимом для оплаты этих расходов. Кредиты и займы увеличивают поступления Предприятия за планируемый период, но увеличивают выплаты следующих периодов.

На втором этапе проводится определение дат выплат. Для этого составляется график поступлений денежных средств, на основе которого определяется остаток денежных средств на каждый шаг планирования (минимальный, неделимый период планирования — например, день, неделя и т.д.).

Таблица. 4 Форма плана-календаря движения денежных средств

Дата Остаток на начало Поступление Выплаты Остаток на конец

Изначально определяются сроки наиболее приоритетных статей выплат исходя из требуемых сроков оплаты и возможностей Предприятия по выполнению этих обязательств. Далее сроки оплаты определяются по остальным статьям, начиная с наиболее приоритетных статей, и заканчивая менее приоритетными. При этом проводится контроль кассовых разрывов, т.е. отсутствие периодов с отрицательными остатками на начало, конец периода.

Кроме того, сумма выплат по статьям формируется с учетом лимитов по расходам для каждого подразделения, устанавливаемых на основе планового БДР и инвестиционного бюджета (блок 3 на рис.1). В случае, если выплаты являются целесообразными и необходимыми, принимается решение о внесение корректировок в БДР и инвестиционный бюджет.

После выбора статей и определения сроков оплат, заполняются графы заявок подразделений, подтверждающие оплату выбранных статей в определенные сроки в планируемой сумме и количестве. В табл. 5 приведены графы табличной части заявки, заполняемой лицом, ответственным за определение сроков и статей выплат.

Таблица 5

Утв. кол-во Утв. сумма оплаты Дата оплаты

Заявки с утвержденными сроками и статьями оплат возвращаются руководителям подразделения. При формировании заявок на следующий период руководители подразделений вправе вновь указать в заявке статьи, не прошедшие (не получившие подтверждение об оплате) в предыдущие периоды.
На основе отчета по утвержденным заявкам (графика по выплатам), а также графика поступлений денежных средств формируется платежный календарь, а на основе последнего — БДДС (блок 4 на рис.1).

Важным аспектом предлагаемой методики наряду с технологией составления является организация работ по планированию. Методика формирования БДДС должна входить в состав положения о планировании на предприятии (быть закрепленной во внутренних нормативных документах) и быть обязательной к применению для всех подразделений.

Заявки за период группированные, и выведенные в форме отчета по подразделениям, представляются руководителю, ответственному за расход денежных средств. Отчет анализируется по приоритету заявок, по статьям расходов, по видам деятельности, и по каждой строке заявки проставляются сумма и дата оплаты по заявкам. Не утвержденные заявки должны быть предоставлены в следующий месяц наравне с новыми заявками.

При организации планирования необходимо предусмотреть операции контроля:

  • соответствия статей БДДС лимитам (определяемых БДР и инвестиционным бюджетом);
  • целесообразность производимых расходов и перерасходов (сравнение с производственной программой);
  • лимита остатков денежных средств на конец периода на случай непредвиденных расходов;
  • контроль отсутствия «кассовых» разрывов.

Контроль осуществляется в соответствии с положением о планировании, основными принципами которого являются:

  • соответствие поданных заявок финансовому плану;
  • осуществление платежей на основе письменных заявок служб-инициаторов;
  • перечисление денежных средств производится в соответствии с реестром на оплату, утверждённым Финансовым директором.

Заявки на оплату поданные подразделениями сверх плана оплачиваются только с разрешения Генерального директора (или лицом, его замещающего).

При образовании «кассовых разрывов» (т.е. ситуации, когда расходная часть бюджета превышает доходную, и итоговое сальдо денежных средств на конкретную дату становится отрицательным) предпринимаются меры по их устранению — решение по «урезанию» расходов (или смещение расходов во времени) или получение банковского кредита.

Предложенный алгоритм формирования бюджета движения денежных средств был успешно применен на крупном предприятии поставщике сетевого газа ОАО «Свердловскоблгаз».

Применение методики показало, что методика обладает следующими достоинствами:

  1. Простота. Методика довольно проста в применении и реализации на производстве.
  2. Достоверность. Достоверность достигается за счет того, что данные представляются только о реально необходимых затратах, и все подразделения предприятия участвуют в планировании.
  3. Наглядность. Исполнители оперативно получают отчет об утвержденных и неутвержденных расходах.

Литература

Любая серьезная компания уделяет внимание планированию своей деятельности, в том числе и финансовой стороне – для этой цели служит финансовый бюджет организации. Именно в нем прописываются все виды доходов бюджета и расходов организации в тот или иной период времени, и на его основе определяются необходимые для получения прогнозируемого дохода ресурсы.

Существуют различные понятия и виды бюджетов, нацеленные на решение различных задач, основными являются:

  • Финансовый бюджет;
  • Операционный бюджет.

В условиях современного бизнеса бюджетная классификация также часто выделяет и третий вид – инвестиционный бюджет.

Важно отметить, что финансовый и операционный виды бюджетов составляют единый генеральный (основной или общий) сводный бюджет предприятия. С другой стороны, каждый из них содержит в себе операционные и финансовые бюджеты более низких уровней. В частности, операционный содержит:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР)
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС)

Рисунок 1. БДДС и БДР на примере программного продукта «WA: Финансист».

Финансовый бюджет

В данные виды финансового прогнозирования закладываются все будущие расходы и доходы предприятия в денежном выражении. Он состоит из нескольких основополагающих документов, в том числе: прогноз о прибылях и убытках, прогноз о движении денежных средств, бухгалтерского баланса и движения собственного капитала.

Необходимо заострить внимание на том, что это основной вид бюджета и он направлен именно на планирование движения денежных средств в масштабах всей организации с целью обеспечения платежеспособности компании и регулирования возможного дефицита (профицита) средств. Планирование конкретных доходов и расходов проводится в рамках разработки операционного бюджета предприятия.

Рисунок 2. Планирование денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».

Операционный бюджет

В данный вид бюджета входят различные бюджеты, в которых отражены расходы и доходы предприятия от конкретных видов деятельности, сюда же включаются затраты на косвенные налоги, а также доходы и расходы в виде материальных ценностей. Операционный бюджет предприятия включает в себя различные виды бюджетов предприятия, в том числе бюджет производства, затрат на энергию и материалы, продажи продукции, амортизационных отчислений, расходов на выплату налогов, общехозяйственных расходов и т.д.

То есть, если финансовый бюджет отражает общие движения денежных средств, то в операционном прописаны целевые затраты и доходы каждого подразделения предприятия.

Приглашаем на бесплатный вебинар 08 октября в 11:00 (Moskva g.) 1 час

Планирование – сложная задача, которую помогает решать специальный модуль «Бюджетирование», который предлагает мощный инструментарий для разработки всех видов бюджетов: операционного, финансового, БДР и БДДС и т.д. Он может быть использован для организаций любого уровня с учетом особенности их деятельности. Модуль значительно сокращает затраты времени и сил на процесс планирования бюджета по любым видам деятельности и позволяет добиться высоких результатов с максимальной эффективностью на любых предприятиях с различными масштабами деятельности в Москве или других регионах России.

По содержанию отдельные операционные виды бюджетов на предприятии подлежат классификации, их можно объединить в группы:

  • функциональные;
  • текущих периодов;
  • инвестиционные;
  • ЦФО.

Операционный бюджет в категории функциональный может включать и объединять некоторые самостоятельные виды бюджетного контроля:

  • продаж;
  • производственных запасов;
  • закупок;
  • общепроизводственных расходов;
  • производственный;
  • трудовых затрат;
  • коммерческих расходов;
  • общих и административных расходов.

Рисунок 3. Операционные (функциональные) бюджеты на примере программного продукта «WA: Финансист».

Инвестиционные бюджеты могут включать следующие подвиды:

  • вывода новой продукции;
  • освоения нового рынка сбыта;
  • создания филиала;
  • приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования;
  • строительства новых объектов производственного и хозяйственного назначения.

В рамках взаимосвязи операционных и основных бюджетов, планы центров финансовой ответственности могут также включать совокупность более детализированных видов бюджетов, создаваемых в зависимости от масштабности бизнес-процессов и их значимости для хозяйственной деятельности предприятия в целом. К ним могут относиться бюджет:

  • отдела маркетинга;
  • отдела оптовых продаж;
  • отдела розничных продаж;
  • отдела снабжения;
  • транспортного цеха;
  • клада;
  • филиалов;
  • других структурных подразделений.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Классификация статей доходов и расходов бюджета

Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:

  • долгосрочные или краткосрочные;
  • постатейные;
  • с временным периодом;
  • гибкие и статические;
  • преемственные или с нулевым уровнем;
  • профицитные, дефицитные, сбалансированные.

Классификация является условной. Каждое предприятие может руководствоваться собственными принципами и подходами. Компания может выбрать несколько субъектов для бюджетирования на предприятии или делать общий план без детализации по видам бюджета, осуществлять процесс планирования в обычной таблице Excel или применять средства автоматизации.

Основные виды бюджетирования используются на любом предприятии и, как явление, это планирование с целью повышения результативности хозяйственной деятельности.

Смотрите также «Модуль управления движения денежных средств»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *