Бюджетные расходы

Расходы бюджета (ст.6 БК РФ)- выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству РФ, международным и иным договором и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходное обязательство — это обязанность публичного образования по предоставлению средств бюджетов субъектам, имеющим право на их получение.

Виды расходных обязательств:

  • Расходные обязательства Российской Федерации

  • Расходные обязательства субъектов РФ

  • Расходные обязательства муниципальных образований

Ст. 84 БК РФ – расходные обязательства РФ

Ст. 85 БК РФ – расходные обязательства субъекта РФ

Ст. 86 БК РФ – расходные обязательства МО РФ

Расходные обязательства преимущественно исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита. Исключение составляют расходные обязательства, возникающие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления переданных им полномочий.

С целью учета существующих расходных обязательств органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Классификация расходов (ст. 21 БК РФ) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

БК РФ Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Т.А.Фролова
Финансы и кредит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

Общие принципы построения государственного бюджета

Принципы:

  1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
  2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
  4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
  5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
  6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
  7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  8. Гласность.
  9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Бюджетные расходы на борьбу с COVID-19 с 1 марта по 29 апреля 2020 года составили 1,8 млрд грн, большая часть этих средств потрачена из местных бюджетов — 1,35 млрд грн, сообщило Министерство финансов в среду.

«По данным Госказначейства, с 1 марта по 29 апреля 2020 года включительно за счет бюджетов всех уровней совершены платежи (на закупку товаров для борьбы с коронавирусом — ИФ) на сумму 1,8 млрд грн, в том числе 455 млн грн — средства госбюджета, 1,349 млрд грн — средства местных бюджетов», — указал Минфин в сообщении.

При этом наибольшая сумма (640,8 млн грн) направлена на закупку медикаментов и расходных материалов (в том числе 495 млн грн из местных бюджетов), еще 552,8 млн грн — на закупку оборудования (483,2 млн грн из местных бюджетов), 462,5 млн грн — на маски, антисептики и дезинфекторы (231,6 млн грн из местных бюджетов), отметил Минфин.

«Общая сумма зарегистрированных бюджетных обязательств по всем закупкам товаров и услуг для борьбы с COVID-19 составляет 2,398 млрд грн (512 млн грн — госбюджет и 1,886 млрд грн — местные бюджеты», — сообщило министерство.

Теги: #бюджет #коронавирус #минфин

Общие сведения о причинах возникновения

дефицита (профицита) окружного бюджета

Разница между доходами и расходами Ямало-Ненецкого автономного округа составляет сальдо (состояние) окружного бюджета. Окружной бюджет может находиться в трех различных состояниях:

— когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) окружного бюджета;

— когда доходы бюджета равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

— когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит окружного бюджета.

На состояние окружного бюджета оказывают влияние различные фазы экономического цикла. При спаде экономики доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается. При экономическом подъеме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

— рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

— сокращение доходов окружного бюджета в период экономического кризиса;

— чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете предусматриваются источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения Правительства Ямало-ненецкого автономного округа осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *