Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет

Ответ и. о. прокурора Фрунзенского района г. Саратова А.В. Баринова

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям данного закона.

При этом в силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств учреждения;

3) за счет средств, получаемых при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, получаемых на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС).

Таким образом, у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» только в случаях, установленных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Во всех остальных случаях, в том числе при проведении закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Читайте новый материал: «Что изменилось в сфере закупок в условиях пандемии»

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

С 01.04.2020 вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 (далее – Постановление № 1279), предусматривающие обязательную детализацию финансового обеспечения позиций плана-графика закупок в разрезе кодов бюджетной классификации (КБК) заказчиками уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня, а также детализацию автономными и бюджетными учреждениями всех уровней позиций плана-графика закупок в разрезе кодов видов расходов (КВР) и в разрезе кодов целевых статьей расходов (КЦСР) в случае осуществления такими учреждениями закупок в рамках реализации национальных и федеральных проектов.

1. С 01.05.2020 в ЕИС будет осуществляться автоматический контроль, не позволяющий разместить извещение об осуществлении закупки в случае отсутствия в плане-графике закупок детализации финансового обеспечения закупок в разрезе КБК, КВР, КЦСР с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением № 1279.

При этом дополнительно будет скорректирован автоматический контроль на соответствие КЦСР, указанного в реестре контрактов, не допускающий размещение информации в реестре контрактов в случае выявленного несоответствия с информацией указанной в извещении и плане-графике закупок.

Важно отметить, что в соответствии со вступившими 01.04.2020 в силу изменениями в п. 16 Приказа Минфина России от 19.07.2019 № 113н детализация информации об источниках финансирования в разрезе КЦСР обязательна также в реестре контрактов на вкладке «за счет бюджетных средств» для бюджетных и автономных учреждений всех уровней в отношении контрактов, заключенных в рамках реализации национальных и федеральных проектов, органам исполнительной власти и казенным учреждениям, как и прежде должна предоставляться детализированная информация об источниках финансирования в разрезе кодов бюджетной классификации. Такая информация подлежит автоматической проверке на соответствие сведениям, указанным в плане-графике закупок.

2. Также просим обратить внимание, что с 01.04.2020 вступили в силу изменения в пп. «е» п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №1084 (далее – Правила №1084), предусматривающие обязательное указание заказчиками информации о стране происхождения товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в сведениях о контракте (сведениях об исполнении контракта), независимо от установления условий, запретов и ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

При этом, согласно Правил № 1084 в редакции постановления Правительства РФ от 16.04.2020 № 523 при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в случае если условиями контракта предусмотрена поставка товара, в реестр контрактов включается информация о таком товаре при условии, что данный товар в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств, с указанием в реестре контрактов информации о наименовании, характеристиках, количестве, единице измерения, стране происхождения и цене за единицу каждого товара.

Ввиду того, что указанные нормы распространяются на контракты, заключенные по результатам закупок, осуществленных после 01.01.2020, заказчикам необходимо внести соответствующие корректирующие изменения в сведения о таких контрактах.

С 1 января 2017 года унитарные предприятия, ранее закупавшие товары, работы и услуги по правилам государственно-корпоративных закупок (223-ФЗ), переходят на закупки по правилам контрактной системы (44-ФЗ).

Перевод УП на 44-ФЗ.pdf

Что надо сделать унитарному предприятию (МУП, ГУП) при переходе на 44-ФЗ

(382.82 KiB) Скачиваний: 1792

Дополнение:

Методичка. Унитарные предприятия и 44-ФЗ.pdf

Методичка. Переход МУП и ГУП с 223-ФЗ на 44-ФЗ

(650.21 KiB) Скачиваний: 1906

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего
Согласно требованиям 44-ФЗ за закупочную деятельность заказчика с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн. руб. отвечает контрактная служба.
Если объемы закупок меньшие, то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо определить контрактного управляющего (одного или нескольких).

Контрактная служба может представлять собой структурное подразделение заказчика, однако возможно ее создание и путем включения в ее состав сотрудников заказчика (без образования структурного подразделения). Во втором случае руководить ей должен заместитель руководителя заказчика.
Закон N 44-ФЗ так же не требует включать в штатное расписание должность контрактного управляющего. Лицо, которое обязано проводить закупки и исполнять контракты, является контрактным управляющим независимо от того, как названа должность в штатном расписании.

В филиале самостоятельная контрактная служба не создается, однако его сотрудники могут входить в общую с головной организацией контрактную службу. При этом передавать руководителю филиала полномочия подписывать контракты необходимо на основании приказа руководителя заказчика или доверенности .
При этом соответствующие изменения следует внести и в должностные инструкции.
1.1. Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631).

1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий.
Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Не смотря на то, что подобное требование весьма расплывчато и допускает разные трактовки (например, что достаточно лишь любого высшего образования), исходя из сложившейся практике, рекомендуем все же провести повышение квалификации в сфере закупок.

Схожие требования и к членам закупочных комиссий , в состав которых заказчик должен включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Вполне легитимное свидетельство о повышении квалификации можно получить за символическую плату у организации, обладающей соответствующей лицензией пройдя программу повышения квалификации продолжительностью от 16 часов. Это не дает знаний, но обеспечивает формальное соответствие требованиям законодательства.

Однако стоит все же не экономить на знаниях и при выборе учебной программы ориентироваться на рекомендации, изложенные в совместном письме письмо Минэкономразвития и Минобрнауки России. В частности, рекомендуется проходить обучение по программам продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей – 40 часов).

Так же целесообразно учесть, насколько учебная программа отвечает требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок».

2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы
Помимо обязательного положения о контрактной службе, для эффективной работы следует так же подготовить

• положение о комиссии;

• шаблонную (типовую) документацию для основных способов выбора поставщика (электронный аукцион, запрос котировок и др.);

• шаблонный проект контракта и др.

Следует так же внести необходимые изменения в Положение о закупке, так как заказчик имеет возможность проводить закупки по закону N 223-ФЗ если:

• предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);

• закупки финансируются за счет грантов.

3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС)
Для проведения закупок по 44-ФЗ необходимо пройти регистрацию в качестве заказчика, а так же получить соответствующую электронную подпись.
К сожалению, они различны для работы в качестве заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график
Следует уделить данному моменту особое внимание, так как с 1 января 2017 года вступают в силу новые правила планирования по 44-ФЗ.
ИЗБЕЖАТЬ НЕИЗБЕЖНОГО ИЛИ ХОТЬ НЕМНОГО ЕГО ОТСРОЧИТЬ…

Унитарное предприятие обязано работать с 1 января 2017 по 44-ФЗ. Однако возможны и такие варианты, как:

• банкротство (при этом имущество передается иному лицу);

• преобразование унитарного предприятия.

Отметим особо, что путь преобразования в автономное учреждение для многих унитарных предприятий закрыт. В соответствии с законодательством , автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:

• науки,

• образования,

• здравоохранения,

• культуры,

• средств массовой информации,

• социальной защиты, занятости населения,

• физической культуры и спорта,

а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Можно так же предположить, что многие унитарные предприятия так же постараются заключить до конца года (а значит – по 223-ФЗ) долгосрочные контракты на обеспечение себя необходимыми товарами, работами и услугами.
КТО ПОМОЖЕТ?

Самый простой вариант – общение в профессиональном сообществе. Среди интернет-форумов, на которых общаются специалисты по закупкам, мы, безусловно, выделяем http://www.tendery.ru/forum .

Если у заказчика достаточно профессиональные специалисты по закупкам, возможно привлечение эксперта для сопровождения процесса подготовки закупок .

Наконец, в соответствии с 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для:

• выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона,

• разработки конкурсной документации, документации об аукционе,

• размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона,

• направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе,

• выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует учесть, что выбор специализированной организации производится в соответствии с 44-ФЗ, который распространяет свое действие на закупки унитарных предприятий только с 1 января 2017 года.

Кирилл Кузнецов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *