Честь в современном мире

Честь и достоинство

Категории «честь» и «достоинство» отражают Моральную Ценность Личности и представляют собой общественную и индивидуальную Оценку нравственных качеств и поступков человека. Честь и Достоинство – Категории Комплементарные, Т. е. они Взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, И отличаются Друг от друга.

ЧЕСТЬ ¹ ДОСТОИНСТВО

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, Внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, прежде всего, Внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, Проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в Общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; Честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому Честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие Чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит.

Механизм функционирования Достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие Достоинства Более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает Достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство – это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).

Итак, Честь – это оценка с позиции социальной группы, Конкретного исторического сообщества; Достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Корреляция чести и достоинства

Кроме Различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная Согласованность – Корреляция.

1. Потребность в Чести, Т. е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое Достоинство. Человек С достоинством (достойный человек) должен быть Честолюбивым – «любить честь».

2. Однако не обязательно, что чем выше у человека Чувство собственного достоинства, тем больше у него развито Честолюбие. Человек Гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько Скромным, что внешнее признание – почет, честь – его не только не волнует, но даже отталкивает.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании Смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как Лжедостоинство и Псевдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода Корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и Относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному:

Вариант 1. Человек в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т. е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести.

Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)

Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)
Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Над этим вопросом задумывается автор данного текста Д. Гранин. Он затрагивает очень важную проблему — проблему сохранения в современном мире понятия «честь».
Д Гранин считает, что чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Понятие чести нельзя заменить никакими другими словами. Честь дается человеку однажды. Вместе с именем. Ее нельзя ни возместить, ни исправить, ее можно только беречь.
Я полностью согласна с точкой зрения автора. Человек создан не только для того, продолжить свой род или построить дом , а для того , чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра и благодеяния. В этом и заключается смысл слов «достоинство» и «честь». Великий мыслитель Аристотель говорил «Честь- это награда , присуждаемая за добродетель».
Доказательством моей точки зрения служит пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов, узнав о мерзком поступке Лужина, разоблачает его. Он считает делом чести раскрыть глаза всем присутствующим на то, что Сонечка Мармеладова не воровка, и что опозорить ее не удастся.
В качестве второго доказательства можно привести эпизод, связанный со Второй Мировой войной. Немцы подговорили уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру с арестованным подпольщиком, дав ему задание выведать секретные сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, поняв, что они патриоты, отказался от жалкой роли доносчика, за что и был расстрелян.
Таким образом, данная проблема актуальна во все времена и это счастье для нас, если есть такие люди, которые не равнодушны к ней. Понятие чести нельзя считать устаревшим, несовременным, так как каждый человек должен обладать определенными принципами, убеждениями, быть верен долгу. Если нас будут окружать честные принципиальные люди, то жизнь вокруг нас станет намного лучше.

Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»

  • •Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
  • •Проблема прав и обязанностей человека
  • •Проблема ответственности.
  • •Проблема совести
  • •Проблема духовности
  • •Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»
  • •Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе)
  • •Проблема противостояния злу, агрессии
  • •Проблема нравственной деградации личности
  • •Проблема христианской нравственности
  • •Проблема добра и зла
  • •Проблема человеческой скупости
  • •Нравственно-этическая проблема отношения человека к тому, что называется «иметь больше других», «жить напоказ».
  • •Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
  • •Влияние искусства, культуры на человека
  • •Проблема истинности искусства
  • •Проблема этических аспектов клонирования человека
  • •Проблема наследственности
  • •Проблема истинной и ложной образованности
  • •Проблема своевременного получения образования
  • •Проблема отношения к учёбе
  • •Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека
  • •Важность гуманитарных наук
  • •Проблема взаимоотношения науки и религии
  • •Проблема восприятия окружающего мира человеком
  • •Роль природы в жизни человека
  • •Проблема экологической катастрофы
  • •Проблема видеть прекрасное в обыденном
  • •Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся
  • •Проблема лицемерия, низкопоклонничества
  • •Проблема взятничества, казнокрадства, беззакония чиновников
  • •Проблема безответственности чиновников
  • •Проблема мещанства
  • •Проблема русской деревни
  • •Проблема героической борьбы народа за свою независимость
  • •Проблема свободолюбия
  • •Проблема взаимоотношений народа и власти
  • •Проблема мужества и героизма в мирное время
  • •Проблема самоотверженного труда
  • •Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны
  • •Проблема героизма людей мирных профессий в годы Великой Отечественной войны
  • •Проблема национального единства в годы Великой Отечественной войны
  • •Роль личности в истории
  • •Проблема сохранения исторической памяти, своих корней
  • •Проблема нравственных уроков истории
  • •Проблема предательства в годы войны
  • •Проблема материнства
  • •Проблема преобразующей силы родительской любви
  • •Проблема роли интеллигенции в обществе
  • •Проблема одинокой старости
  • •Проблема отношения к родному языку
  • •Проблема вдохновения
  • •Проблема противостояния гениев окружающему миру
  • •Проблема реализации человеком сверхспособностей
  • •Психологическая проблема комплекса неполноценности
  • •Проблема человеческой ограниченности
  • •Проблема нравственного здоровья нации
  • •Проблема отцов и детей
  • •Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей
  • •Проблема детской преступности
  • •Проблема единства народов и культур
  • •Проблема преступности на почве межнациональной неприязни ( или национализма)
  • •Проблема восприятия мира животных человеком
  • •Проблема отношения человека к животным
  • •Проблема отношения к учёбе
  • •Проблема будущего книги
  • •Роль книги в жизни человека
  • •Роль печатных изданий в современной России
  • •Роль телевидения в жизни человека
  • •Проблема развития науки и техники
  • •Проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной
  • •Проблема воспитания истинных мастеров исполнительского искусства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *