Что писать в трудовой квалификацию или специальность?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Стеллы (г. Тольятти)

Как записывать в трудовую в строку «образование» и строку «профессия, специальность», если предоставили диплом «магистра» по направлению подготовки «прикладная информатика»? Какая специальность у этого работника будет в трудовой? Не должность при приеме на работу согласно штатному расписанию, а специальность при оформлении новой трудовой книжки.

В строке «образование» у магистра нужно указать «высшее». Следует использовать следующие формулировки записи об образовании в зависимости от уровня образования гражданина:

  1. основное общее (9 классов средней школы);
  2. среднее общее (11 классов средней школы);
  3. среднее профессиональное (техникум, училище, колледж);
  4. высшее (университет, институт, академия по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета, а также послевузовская подготовка – аспирантура, ординатура);
  5. незаконченное (с указанием соответствующего уровня – например, «незаконченное высшее») (ч. 4-5 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., п. 1.1, 2.1-2.2 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда России № 69 от 10 октября 2003 г.)

Строку «Профессия, специальность» титульного листа трудовой книжки необходимо заполнять на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) или других надлежащим образом оформленных документов. Например, эта строка заполняется на основании диплома, в котором указана квалификация работника. 📌 Реклама

Если у работника нет профессии (специальности) или он не предъявил соответствующий документ, данную строку нужно оставлять пустой (незаполненной). Указание в строке «Профессия, специальность» должности работника, на которую он принят к работодателю, а не его профессии или специальности является нарушением требований трудового законодательства (ст. 60, ч. 13 ст. 107 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г., п. 2.1 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда России № 69 от 10 октября 2003 г.).

Таким образом, в вашем случае в строке «профессия, специальность» нужно указать: «прикладная информатика». Если в представленном дипломе указана и профессия, то профессию и специальность следует записать в трудовой книжке через запятую, например, «инженер, прикладная информатика».

Решено объединиться

Заявленное на V съезде Союза директоров ссузов России намерение представителей систем НПО и СПО объединиться в завершение форума получило еще большую значимость

Почти 800 участников собрал 5 мая в Москве V съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России – самой многочисленной общественной организации в системе российского образования.

«Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва, от которого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».

Дмитрий Медведев, Президент РФ.

Беспокойство без причины

Перед началом съезда президенту Союза директоров ссузов России Виктору Дёмину пришлось отвечать на непростой вопрос, который, к сожалению, весьма символично отражает мнение общественности относительно стремления старшеклассников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Его спросили: «Правда ли, что система начального и среднего профессионального образования в России умирает?» Профессор Дёмин без сомнения ответил: «Это выдумки!»

Безусловно, проблемы у систем НПО и СПО есть, но среди них нет нерешаемых. Собственно, для того и собрались руководители образовательных учреждений со всей страны, чтобы сообща найти выход и поделиться опытом.

В последнее время все чаще высказывается намерение помочь начальному и среднему профобразованию со стороны Правительства России. Более того, возрождение профессионального образования в нашей стране возведено в ранг задачи государственной важности, от грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. Как никогда наглядно потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена показал кризис, обнаживший острый дефицит не столько выпускников вузов, сколько кадров, которые готовят учреждения начального и среднего профессионального образования. Посудите сами: сейчас в России в структуре различных отраслей их доля составляет от 60 до 80 процентов, а в сфере услуг и того больше – до 90 процентов! И уровень профессиональной подготовки большинства (кроме тех, которые проходят обучение непосредственно на производстве) напрямую зависит от качества образования, которое они получили в учреждениях НПО или СПО.

Возвращаясь к вопросу, адресованному Виктору Дёмину, задумаемся о том, какие последствия в стране может повлечь за собой гибель системы, фактически являющейся кузницей кадров для самых разных отраслей промышленности, производства и сферы обслуживания?

Признаться, нынешнее положение во многих учреждениях начального и среднего профессионального образования России благоприятным для интенсивного развития не назовешь. Но Правительство РФ, разрабатывая меры по выходу из сложившейся экономической ситуации, в обеспечении отраслей экономики кадрами – так же, как и на вузы, – делает ставку на училища, техникумы и колледжи. Промышленности, находящейся в сложившихся условиях если не в упадке, то в стагнации, точно необходимы квалифицированные рабочие и специалисты, которые будут много работать и соответственно много зарабатывать. Поэтому подготовке кадров в учреждениях образования самых разных уровней уделяется самое пристальное внимание.

Об этом свидетельствовали и приветствия, направленные участникам съезда Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Главой Правительства России Владимиром Путиным. Это было не просто знаком внимания, а скорее выражением большой надежды на то, что результатом масштабного общероссийского мероприятия станут конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию систем НПО и СПО нашего государства. Власть выразила готовность решать проблемы, а педагогическому сообществу было предложено сформулировать их.

V съезд Союза директоров ссузов собрал не только представителей образовательного сообщества, но и чиновников самых высоких уровней, депутатов Государственной Думы РФ, ученых и работодателей. Участниками форума стали министр образования и науки России Андрей Фурсенко, руководитель Федерального агентства РФ по образованию Николай Булаев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, вице-президент Российского союза предпринимателей и промышленников Федор Прокопов и многие другие. Поэтому основная тема столь глобального мероприятия – а она звучала как «Приоритеты развития СПО и НПО: от качественного профессионального образования к высокой производительности труда в отраслях экономики» – была рассмотрена с самых разных точек зрения. Ведь, в итоге, проблемы системы образования, так или иначе, касаются практически всех направлений экономики государства. Именно в этой системе не только закладываются профессиональные знания будущих и настоящих работников, но и выполняется немаловажная воспитательная функция, благодаря которой молодому поколению учащихся и студентов прививаются патриотические и духовно-нравственные идеалы.

«Мы в ответе за будущее страны!»

– Считаю, что система образования едина, и нельзя делить ее на начальное, среднее и высшее профессиональное образование, – заявил в своем выступлении президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. – Мы отвечаем за одно и то же великое дело – подготовку молодых людей, от которых зависит будущее страны.

По мнению Виктора Садовничего, сложно предсказать, кого из молодых людей ожидает лучшее будущее: того, кто закончил среднее специальное учебное заведение, или того, кто получил диплом вуза? Это зависит от многих факторов, но, прежде всего, – от самого выпускника. Потому что даже с дипломом престижного вуза можно не найти себе применение и отправиться выполнять низкооплачиваемую работу. От такого работника мало проку, тем более, если государство вложило в его обучение средства, а они фактически не оправдывают себя.

«В условиях развития инновационной экономики, изменения параметров рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов будет неуклонно возрастать, повысится их роль и в деле переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников различных отраслей».

Владимир Путин, Председатель Правительства Российской Федерации

Будущее страны строится людьми, и на самых разных уровнях. Большая роль отводится в этом процессе и так называемым «синим воротничкам». Например, в Европе и США эту категорию работников бережно взращивают и воспитывают, потому что именно они дают технологическую основу всему укладу. В России, заметил ректор МГУ, роль среднего профессионального образования недооценивается и даже принижается, что, безусловно, является ошибкой, требующей немедленного исправления.

Как признался президент Союза директоров ссузов России Виктор Дёмин, угроза ликвидации системы профессионального образования в России, по сути, действительно существовала. В конце прошлого столетия учреждения профобразования – впрочем, как и многие другие российские учреждения – находились в положении изгоев. Приходилось выживать в условиях неопределенности в управлении и, конечно же, при хроническом недофинансировании. Среднее профессиональное образование выдержало испытание временем.

В результате взаимодействия различных ветвей власти появился межведомственный комплекс мер по формированию современного российского профобразования. Виктор Дёмин охарактеризовал его новыми содержанием и технологиями, мощными информационными ресурсами обучения и управления, широкой академической свободой, новой экономикой и правовой базой, социальным партнерством, ориентированным на качество обучения и внешнюю среду. Означает ли это, что у профобразования есть большой потенциал для развития? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.

В последние годы начальное и среднее профобразование не в фаворитах у выпускников школ, потому что их львиная доля не задумывается о получении рабочей специальности. Во многих школах старшеклассников настраивают только на поступление в вуз, в лучшем случае умалчивая о возможности обучения в образовательных учреждениях НПО и СПО. Формируется негативное отношение школьников к училищам, колледжам и техникумам. Выпускники нередко получают аттестат с твердой уверенностью в том, что если не поступил в вуз, то «жизнь не удалась». По данным опросов, проведенных среди выпускников 11 классов, только 3 процента изъявили желание обучиться рабочим профессиям.

Серьезные коррективы в вопрос набора обучающихся в учреждения НПО и СПО внесла так называемая «демографическая яма». Спад числа поступающих будет продолжаться, что неминуемо повлечет за собой кадровые проблемы. И в первую очередь, в промышленности, которая и без того испытывает острую нехватку квалифицированных кадров среднего звена.

Образованию – качество

– Современное качество подготовки кадров напрямую связано с проблемой экономики профессионального образования, – высказал свою точку зрения Виктор Дёмин. – Несмотря на значительный рост государственного финансирования, нынешний ресурс начального и среднего профобразования нуждается в серьезных дополнительных инвестициях на всех уровнях управления образованием, а также от частно-государственного и социального партнерства.

Директор Чебоксарского электромеханического колледжа, председатель Союза директоров учреждений начального профессионального образования России Алексей Судленков выделил фактор, обостряющий требования к учебным заведениям по подготовке рабочих и специалистов со стороны работодателя. Ведь молодые специалисты должны не только качественно выполнять свои трудовые функции, но также быстро и качественно реагировать на изменения в технологии и быстро осваивать новые виды производства. Предприятие, которое динамично совершенствует производство, постоянно сталкивается с отсутствием на рынке труда специалистов, умеющих обращаться с новым оборудованием.

«В системе НПО и СПО России функционирует около 6 тысяч техникумов, колледжей и училищ, в которых обучается более 6 миллионов студентов и учащихся, работает более 500 тысяч преподавателей и сотрудников. Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена ведется по 250
специальностям».

Последние два года в России работает программа поддержки учреждений НПО и СПО, которые все больше интегрируют свои ресурсы с работодателями. Учебные заведения, победившие в конкурсах национального проекта «Образование», получают средства и создают ресурсные центры профессионального образования и многоуровневые учебно-производственные комплексы. В последних каждый учащийся имеет право выбрать свою собственную образовательную траекторию, а работодатель, видя, как он работает, – отобрать наиболее работоспособного. Это мотивирует молодых людей сначала к получению образования, а в дальнейшем – хорошо оплачиваемой работы и общественного статуса.

Конечно, усилить мотивацию овладения профессией должна и соответствующая социальная поддержка обучающихся: качественное питание, достойная стипендия да даже обеспечение спецодеждой и обувью! Сегодня учреждениям НПО и СПО даже проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий приходится финансировать за счет внебюджетных средств. А их недостаточно.

Качественная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена немыслима и без укомплектованности учебных заведений НПО и СПО педагогическими кадрами. Особенно ощущается недостаток в мастерах производственного обучения и преподавателях специальных дисциплин.

О вариантах решения кадровых проблем в образовательных учреждениях рассказал участникам съезда губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. И не зря – педагогическое сообщество удостоило его звания «Лидера среднего образования» в 2009 году в номинации «Глава региона».

– На этапе становления экономики инновационного типа, а такую задачу мы себе поставили, – рассказал глава Нижегородской области, – значительно возрастает потребность современного производства в квалифицированных рабочих и специалистах нового поколения.

Система профессионального образования Нижегородской области – одна из крупнейших в РФ. Она состоит из 144 учреждений, реализующих программы НПО и СПО. В них обучается 70 тысяч человек, работает 15 тысяч преподавателей, мастеров производственного обучения и обслуживающего персонала. Техникумы, колледжи и лицеи региона, по признаниям губернатора, нуждаются в молодых, энергичных и грамотных учителях и наставниках. И для этого в области создана программа социально-экономической поддержки начинающих педагогов. На бюджетные средства строятся дома, выделяются квартиры, приобретаются автомобили, выплачивается добавка к заработной плате.

С 2006 года участниками такой программы стали более 1200 молодых специалистов в области образования, здравоохранения, спорта и культуры. Область с ними заключает договор сроком на десять лет, по истечении которых специалист и жилье, и автомобиль получает в собственность. Разумеется, если он со своей стороны тоже будет соблюдать условия договора. И главное, что требуется от него, – качественно работать в регионе.

Кадры решают…

Вопроса кадрового обеспечения коснулась в своем выступлении и директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Елена Сартакова:

– Нам необходимы совершенно новые подходы к работе с кадрами и персоналом. Нужно уже сегодня начинать работу по переподготовке преподавателей и коллективов наших образовательных учреждений. Новые условия предъявят совершенно новые требования к компетенции преподавателей.

Такая потребность, несомненно, возникнет в условиях, когда начнут действовать федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Они обеспечат образовательные учреждения свободой в выборе технологий обучения, экономической эффективностью государственных вложений, позволят разрабатывать и реализовывать программы опережающего обучения, подготовки и переподготовки кадров. Работа по разработке и внедрению новых образовательных стандартов ведется, но на съезде неоднократно было отмечено, что нужно ускорить этот процесс.

Председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий Балыхин отметил, что новая структура федерального государственного образовательного стандарта уже разработана. Он может стать предпосылкой для решительного шага в создании непрерывного и качественного образования, доступного для всех. Такая цель в результате преобразований должна быть достигнута усилиями педагогического сообщества, работодателей, законодателей и власти.

По мнению директора Липецкого металлургического колледжа Сергея Петухова, качество профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов становится важнейшим стратегическим фактором развития экономики, бизнеса и конкурентоспособности. На современном рынке труда профессии и специальности, непосредственно связанные с реальным сектором экономики, становятся все более дефицитными. Соответственно, возрастает значимость начального и среднего профобразования.

В Липецке проблему непрестижности рабочих профессий и специальностей, а также комплектации учреждений начального и среднего профобразования решили во взаимосвязи с работодателями. Например, упомянутый колледж стал базовым учебным заведением для Новолипецкого металлургического комбината, испытывавшего кадровый голод. В результате, учебное заведение готовит специалистов для конкретного производства, а комбинат оплачивает все направления их подготовки от начала до завершения образовательного процесса. Вариант для колледжа, а впрочем, и для предприятия, нуждающегося в квалифицированных кадрах, беспроигрышный.

Со школами Липецкой области, начиная с пятого класса, комбинат ведет профориентационную работу. У школьников формируется осознанное отношение к выбору профессии и специальности, в данном случае, металлургического профиля. В глазах детей и их родителей повышается престиж комбината как перспективного работодателя, стимулируется поступление школьников в лицей и колледж с перспективой последующего трудоустройства.

Интеграция усилий

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поддержал идею обеспечения статуса и престижности рабочих профессий:

– Мы должны создать условия, при которых люди, получившие образование в лицеях и колледжах, были бы востребованы на рынке труда, обеспечивающем высокие зарплату и статус. Мне известен ряд колледжей и ресурсных центров, в которых существует конкурс среди поступающих. Но их немного. Поэтому в первую очередь мы должны делать ставку на лидеров, которые способны обеспечить необходимое движение начального и среднего профессионального образования вперед.

По замечанию министра, в образовании есть негативный опыт создания университетских комплексов, в которые входят учреждения НПО и СПО. Поэтому Минобразования России намерено к каждому объединению образовательных учреждений подходить индивидуально. В ряде случаев объединение происходит только для захвата собственности и дальнейшего ее использования далеко не в образовательных целях.

«Союз директоров средних специальных учебных заведений России создан 23 июня 1998 года. Сейчас он объединяет почти 75 процентов директоров учреждений НПО и СПО России (около 5 тысяч руководителей учебных заведений) и является самой многочисленной общественной организацией в системе российского образования.

Отделения союза созданы в 7 федеральных округах и 78 субъектах РФ. С 2003 года он является полноправным членом Европейской ассоциации профессионального образования (IFVET), а многие колледжи – коллективными членами Международной ассоциации профессионального образования (IVETA)».

О примере интеграции образования с производством рассказал президент Ассоциации предприятий радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга, генеральный директор ОАО «Авангард» Валерий Шубарев. В возглавляемую им ассоциацию вошли не только 80 предприятий радиоэлектронного комплекса, но и все университеты, лицеи и колледжи, ведущие подготовку по профильным специальностям. Учебный процесс в лицеях и колледжах построен так, чтобы выпускник с первого дня смог выполнять производственные задачи. Для получения профильного высшего образования в университете можно устроиться работать на производство на полную ставку, заключить контракт с предприятием и за его деньги продолжить обучение. В ряде университетов и колледжей, по словам Валерия Шубарева, сближены учебные программы, что позволяет сократить цикл обучения на целый год. Но главное в том, что студенты учатся с 17 часов – фактически на дневном отделении, но при этом выполняя все производственные задачи.

В Петербурге, как и в Нижегородской области, к решению вопроса о кадровом обеспечении предприятий подключены региональные власти, которые практически полностью финансируют за счет местного бюджета разработанные мероприятия.

Идею о «равнении» образования на производство озвучил и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов:

– На наш взгляд, до 60 процентов учебных заведений конкурируют между собой за абитуриента. Такая конкуренция не ориентируется на реальный спрос экономики.

Среди учебных заведений должна существовать конкуренция за будущее рабочее место для своего выпускника. Если в борьбе за абитуриента и за рабочее место будет некий баланс, произойдет переориентация системы НПО и СПО. До сих пор в России не делается прогноз потребности или прогноз спроса и предложения в разрезе профессий и профессиональных групп, который послужил бы ориентиром для образовательных учреждений. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы послужат рыночным сигналом системам НПО и СПО – чтобы они ориентировались в объективных потребностях по приему и выпуску из учебных заведений.

От лица работодателей Федор Прокопов заявил и о необходимости построения национальной системы квалификации. Любой будущий работник должен обладать не только дипломом об окончании учреждения НПО, СПО или ВПО, аспирантуры или докторантуры, но и сертификатом о том, что он конкретно умеет в результате обучения делать. При этом сертификат должно подтверждать сообщество профессионалов, работодателей. По мнению Федора Прокопова, центры сертификации, создаваемые в качестве пилотных проектов, локализованы в определенной географической точке, и результаты аттестации в них работников не имеют хождения по всей территории России.

Популяризация образования

Опытом популяризации начального и среднего профессионального образования поделился председатель комитета по науке и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов. Вообще, система СПО Петербурга состоит из 84 учебных заведений, при этом в городе сейчас идет строительство нового колледжа – «с нуля». И это, прежде всего, говорит о востребованности учебных заведений такого типа.

В прошлом году правительство СанктПетербурга выделило 12 млн. рублей только на популяризацию системы СПО. На эти деньги о системе были показаны 74 телесюжета и опубликовано более 40 статей директоров и преподавателей ведущих колледжей, созданы телефонная служба и Интернет-портал среднего профессионального образования.

«Рабочие и специалисты среднего звена в структуре производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов, дефицит кадров достигает 30 процентов. В условиях развития инновационной экономики, основанной на знаниях, объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена».

Заинтересовалась опытом Санкт-Петербурга министр образования Мордовии Наталья Юткина. Она развила идею и предложила делать телевизионные ролики не только об учреждениях НПО и СПО, но и о заводах, профессиях. И в словах регионального министра был большой резон. Действительно, молодой человек должен, прежде всего, сам захотеть стать токарем или автомехаником, а после этого и заинтересуется, где сможет понравившейся профессии обучиться? Выпускники школ часто не представляют, чем занимается, например, токарь, и понятия не имеют о станках с числовым программным управлением. Наталья Юткина предложила привлекать работодателей к созданию имиджевых фильмов и вообще к профориентации, ведь кадры будут готовить именно для них.

Проблема престижа перестала волновать 17 колледжей и техникумов, вошедших в состав Московского государственного университета путей сообщения, – железнодорожная отрасль всегда привлекала внимание выпускников не только романтикой, но и стабильностью. И сегодня специалисты со средним профессиональным образованием востребованы российскими железными дорогами. Ректор университета Борис Лёвин завел разговор о другой проблеме – выпускников техникумов сразу призывают служить в армию.

– Это сводит на нет всю работу ссуза, который готовит кадры и старается передать их железной дороге, – объяснил свою точку зрения ректор. – Наши выпускники, которые не успели поработать на производстве, после армии все чаще не возвращаются на железную дорогу. Мне кажется, что после техникума выпускнику нужно давать два года отработать на производстве. Несмотря на то, что предложение Бориса Левина было встречено аплодисментами, исполняющий обязанности начальника призывной подготовки граждан к военной службе Генерального штаба ВС РФ Алексей Князев аргументированно апеллировал к педагогическому сообществу:

– Выделять отдельную категорию призывников и давать ей льготы, будет, на мой взгляд, антиконституционно, потому что по закону все имеют равные права и обязанности, в том числе и по защите Отечества. Не забывайте о том, что нужно учитывать потребности Вооруженных Сил. Если не будет призывного контингента, некому будет и служить в армии.

Наибольшую эмоциональную реакцию участников вызвало выступление заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олега Смолина. Он предложил антикризисные меры для среднего профессионального образования на 2009 год, часть их уже реализована в виде законопроектов. Назовем лишь некоторые.

  1. Ввести минимальный федеральный норматив расходов на одного студента ссуза, а если в региональном бюджете средств на эти цели не хватает, добавлять субвенции специальным целевым назначением из федерального бюджета.
  2. Восстановить льготы для учебных заведений, в частности, по налогам на землю и прибыль.
  3. Поднимать зарплату мастерам производственного обучения до уровня зарплат работников соответствующей квалификации на производстве, а педагогов по зарплате и социальным гарантиям приравнять к государственным чиновникам.
  4. В период кризиса ввести беспроцентные возвратные субсидии для внебюджетных студентов государственных и негосударственных учебных заведений ВПО и СПО.
  5. Создать в Госдуме рабочую группу по выработке стратегии начального и среднего профессионального образования.

Проблемы в отраслевых ссузах

Перспектива многократного увеличения востребованности специалистов среднего звена ожидает медицинскую отрасль, в которой СПО ныне представлено 453 колледжами и училищами, а также 29 университетскими комплексами с включенными в их структуру колледжами. В соответствии со стратегией развития здравоохранения в России до 2020 года, ключевой фигурой в нем станет специалист со средним медицинским образованием. И если в прошлом году в системе здравоохранения соотношение между специалистами с высшим и средним медицинским образованием составляло 1 к 2,2, то к 2020 году его планируется довести до уровня 1 к 8!

Развиваться же медицинским образовательным учреждениям приходится только за государственный счет, ведь бизнеспартнеров им не привлечь по определению. Даже работодателей, которых можно было бы вовлечь в образовательный процесс, училищам и колледжам приходится искать в своей сфере. За счет их ресурсов удается решать вопрос с проведением практики. Как прозвучало на съезде, в должностные обязанности руководителей лечебных учреждений будут внесены пункты, которые закрепляют за ними ответственность за практическую подготовку специалистов на их базе. В образовательной отрасли планируется провести регламентирование лечебных учреждений и отобрать лучшие по качеству клинические базы для создания лечебно-производственных комплексов. Крупные региональные лечебные учреждения будут работать с местными медицинскими образовательными заведениями.

У ссузов художественного образования своя «головная боль», о которой рассказала директор Государственного училища имени Гнесиных Татьяна Петрова. Музыкальные колледжи страны, по ее словам, озабочены ситуацией, которая больше напоминает правовую коллизию:

– Стандарты 2002 года для наших специальностей противоречат нормативной базе, принятой после 2004 года. Наши студенты по действующим стандартам получают 37 процентов учебных часов по математике от минимального количества инвариантной части базисного учебного плана. Как они будут сдавать ЕГЭ по математике? Кроме того, последними документами Минздравсоцразвития, связанными с новой системой оплаты труда, две «наши» квалификации – «артист» и «преподаватель» – отнесены к третьему квалификационному уровню, требующему наличия высшего, а не среднего профессионального образования. Получается, что выпускники музыкальных колледжей, составляющие более половины преподавателей всех музыкальных школ России, не имеют права занимать свои должности. Теперь со средним образованием им можно только петь на танцплощадке, а в школе работать диспетчерами или пионервожатыми?

Этим вопросом заинтересовался заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Для детального изучения названной проблемы он попросил у директора «Гнесинки» текст ее доклада. Кстати, в конце рабочего дня он по собственной инициативе собрал доклады нескольких директоров ссузов. И это может говорить только о том, что выступления не остались без внимания руководства профильного министерства.

На съезде звучало много разных предложений. Среди них особенно злободневными для представителей систем НПО и СПО России были два – поднять материально-техническую базу училищ, колледжей и лицеев на необходимый уровень, а также повысить педагогам и мастерам производственного обучения заработную плату, чтобы привлечь в образовательные учреждения для работы самую успешную молодежь.

Важным стало решение Ассоциации российских учреждений начального профессионального образования войти в Союз директоров ссузов России. И хотя это пожелание было заявлено в самом начале съезда, перед его завершением намерение представителей систем НПО и СПО объединиться получило еще большую значимость. Вместе у них будет гораздо больше возможностей повысить статус учреждений начального и среднего профессионального образования не только в условиях регулирования ситуации на рынке труда, но и в посткризисный период.

– Вместе мы станем сильнее. Вместе мы станем единой организацией, деятельность которой будет направлена на качественное обучение молодежи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а значит, сможем более качественно решать те задачи, которые ставят перед нами государство, бизнес и общественность, – прозвучало в завершение съезда с трибуны.

Между училищем и техникумом. Удачно подобрав учебные заведения, можно «сэкономить» пару лет учебы и получить диплом получше

Многие украинцы не до конца понимают, кем будет вчерашний школьник после окончания того или иного учебного заведения и какие перспективы у него есть после окончания. Многие не знают, чем отличаются ПТУ от лицея, техникум от коллежда, а институт — от университета, кто может несколько раз учиться на бюджетной основе и кто может поступить в зарубежное учебное заведение. Газета «Сегодня» и специалисты Министерства образования и науки помогут читателям разобраться с этой информацией.

Профтех и младшие специалисты

Реклама

Первый шаг к получению профессии, который может остаться и единственным, — учеба в профтехучилище (ПТУ). Сегодня названий у них много: лицей, высшее профессиональное училище, центр профтехобразования и т. д. Все эти учебные заведения принимают на учебу от 1 (после 11 класса) до 3—4 лет (после 9 класса или если специальность предполагает работу с людьми и колюще-режущими предметами, например парикмахер). Отбор ведется по собеседованию, среднему баллу свидетельства о базовом общем образовании или среднему баллу аттестата о полном общем среднем образовании. Но если училища и профлицеи относятся ко II аттестационному уровню, то ВПУ и Центры профессионально-технического образования — к III аттестационному уровню: они готовят высококвалифицированных рабочих и младших специалистов.

«После окончания учащийся получает профессию и образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории), — поясняет начальник управления по вопросам информационной политики и коммуникаций МОН Татьяна Голубова. — Первичная профподготовка финансируется из государственного или местного бюджета, а продолжение учебы оплачивает учащийся».

После ПТУ можно продолжить обучение в колледже/техникуме или вузе.

  • «Главная тема». Новая школа: обучение или издевательство?

Техникум и колледж

Согласно ЗУ «О высшем образовании», колледж определяется как учреждение высшего образования или структурное подразделение университета, академии или института, а выпускники получают степени бакалавра и/или младшего бакалавра. Там можно получить профильное среднее или профессиональное (профессионально-техническое) образование. Чтобы стать студентом колледжа, нужен аттестат об окончании 9 или 11 классов и сданное ГИА или ВНО. Баллы нужны не такие высокие, как для поступления в вузы, но конкурс баллов по профильным предметам может быть, как и внутреннее собеседование или экзамены. Учеба обычно длится 3—4 года. В техникумах бюджетных мест, как правило, мало, а стоимость контрактной учебы — в среднем 4—7 тыс. грн/год. Кстати, с этого учебного года выпускники ПТУ и колледжей будут сдавать ВНО: об этом сообщил директор Центра оценивания качества образования Вадим Карандий. По его словам, это позволит сравнить уровень подготовки выпускников школ, ПТУ и колледжей.

Высшее образование

Поступать в вузы могут вчерашние школьники и уже взрослые абитуриенты. Но и тем, и другим необходимо успешно сдать ВНО и набрать нужный балл по дисциплинам, которые требует учебное заведение. Поступающий может подавать до семи заявлений на места бюджетного и регионального заказов, но не более чем на четыре разные специальности.

Реклама

Выпускающийся студент института получает уровень бакалавра — теперь это полное высшее образование. Дипломы специалистов, полученные выпускниками ранее, по новому закону приравниваются к дипломам магистра. В основном в вузах учатся 5—6 лет. Уже после 4-го курса студент может завершить свою учебу, выпустившись бакалавром, но в любое время поступить в институт или университет снова и доучиться до магистра. О наличии и количестве бюджетных мест в разных вузах можно узнать на сайте МОН.

  • Точка боли: как помочь подростку определиться с профессией

На докторскую

Выпускники с полным высшим образованием могут продолжить обучение, повысив свою степень до доктора философии (PhD) и доктора наук (высшая научная ступень). Учеба в аспирантуре длится 4 года (для заочников не предусмотрен государственный заказ), а защита диссертации обязательна. «С иерархии ученых степеней убрали «кандидата наук». Теперь для продолжения научной деятельности в любой специальности нужно будет приобретать звание доктора философии. Все, кто защищает диссертации, даже по техническим специальностям, становятся докторами философии. Тем, кто идет на доктора наук, нужно учиться в докторантуре (2 года). Это связано с переходом от советской классификации к евростандартам», — говорят эксперты по вопросам образования.

За границу

Еще один вариант получить образование — поступить в заграничный вуз. Но вернувшись на родину, нужно будет подтвердить диплом в МОН. Если со страной, где вы учились, у нас заключено соглашение о взаимном признании дипломов, сделать это просто. Если нет, придется попотеть: понадобится перевод выданного документа на украинский язык, нотариальное заверение перевода, а иногда — сдача экзаменов в украинском вузе по той же или смежной специальности.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

В условиях перехода к всеобщему среднему образованию обучение в В. ш. в определённой степени утрачивает завершённый характер, меняется в структурном отношении, являясь составной частью содержания образования 10-летней средней общеобразовательной школы (См. Средняя общеобразовательная школа). В соответствии с этим изучение элементарных курсов литературы, физики, химии заканчивается в 7-м классе, с 8-го класса по этим предметам начинаются систематические курсы. Курс математики включает: арифметику и начала алгебры и геометрии — в 4—5-х классах, алгебру и геометрию — в 6—8-х классах (алгебра, начала анализа и геометрия изучаются в 9—10-х классах); курс русского языка — фонетику и часть морфологии — в 4—5-х классах, морфологию и синтаксис — в 6—8-х классах. Курсы географии, биологии и истории построены линейно (например, по географии учебный материал распределяется по классам следующим образом: начальный курс физической географии — 5-й класс, география материков — 6-й, физическая география СССР — 7-й, экономическая география СССР — 8-й класс (экономическая география зарубежных стран изучается в 9-м классе). В В. ш. проводятся занятия по иностранному языку, изобразительному искусству, музыке и пению, трудовому обучению и физической культуре. В целях углублённого изучения отдельных учебных предметов и развития разносторонних интересов и способностей учащихся в 7—8-х классах введены факультативные занятия. Максимальное количество часов (уроков) обязательных занятий, включая занятия по труду, физической культуре и искусству, установлено: для 1—4-х классов — 24 часа в неделю, для 5—8-х — 30 часов в неделю. В национальных школах РСФСР и школах других союзных республик допускается увеличение учебной нагрузки на 2—3 часа в неделю в каждом классе. Окончившие В. ш. продолжают образование в старших классах средних школ, в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *