Что значит недействующее юридическое лицо

Основания исключения из ЕГРЮЛ

Согласно федеральному закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговая служба имеет право на исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Для признания ООО недействующим оно должно одновременно отвечать двум признакам, указанным в ст. 21.1 указанного закона:

  • Непредставление отчетности в течение 12 и более месяцев;

  • Отсутствие операций по расчетному счету (хотя бы по одному) за тот же период.

Читайте также: Как приостановить деятельность ООО

Кроме того, исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ возможно в случае:

  • Отсутствия средств на процедуру ликвидации, в том числе при невозможности возложения данных расходов на учредителей;

  • Внесения в реестр записи о недостоверности сведений об юридическом лице – после полугода с момента ее внесения.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, а также тех, в отношении которых внесена запись о недостоверности сведений не допускается в случае возбуждения в отношении такого юридического лица дела о банкротстве.

Порядок процедуры

Налоговые органы периодически проводят проверку реестра юридических лиц на наличие организаций, подлежащих исключению. При выявлении такой организации выносится решение об исключении из ЕГРЮЛ. В трехдневный срок информация о данном решении публикуется в «Вестнике госрегистрации», одновременно с этим публикуется информация о способе и месте направления возражений относительно такого исключения. Такие возражения может направить само юридическое лицо, которому предстоит исключение из ЕГРЮЛ, а также его кредиторы и иные заинтересованные лица. Возражение должно носить мотивированный характер и доводы, изложенные в нем, должны быть расценены налоговыми органами как достаточные для прекращения процедуры исключения. Отметим, что нормативного определения критериев обоснованности возражений в настоящее время нет, поэтому каждый случай рассматривается налоговиками индивидуально. Срок заявления возражений составляет три месяца со дня выхода публикации об исключении из госреестра. Заявление должно быть направлено по утвержденной форме Р38001.

Читайте также: Приостановка деятельности по решению суда

Практика показывает, что в большинстве случаев своевременное направление возражения позволяет остановить процесс исключения. Однако, вместе с прекращением процедуры исключения в отношении юридического лица могут быть подготовлены акты о налоговых правонарушениях, прежде всего, за непредоставление в установленные сроки налоговой и иной отчетности.

Читайте также: Штраф за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности в 2019 году

Если возражения в указанные сроки не заявлены, то ФНС осуществляет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ – в реестр вносится запись о прекращении регистрации организации на основании решения уполномоченного органа.

Законодательство предусматривает возможность обжаловать такое исключение и после внесения записи в ЕГРЮЛ. В таком случае у заинтересованного лица есть три месяца с момента, как оно узнало об исключении, на обращение в вышестоящий налоговый орган и один год для судебной защиты. При этом в обоих случаях необходимо доказать, что исключение ООО из ЕГРЮЛ существенно нарушает его права, а также тот факт, что ранее о предстоящем исключении заинтересованное лицо информацией не располагало.

Решения по таким спорам носят неоднозначный характер, поэтому наиболее правильный вариант – осуществлять постоянный мониторинг сведений в ЕГРЮЛ в отношении нужных юридических лиц. Только в этом случае можно своевременно узнать о возможном исключении и предотвратить его без лишнего противостояния с налоговиками.

Читайте также: Форма Р16001 – уведомление о ликвидации юридического лица

Последствия исключения из ЕГРЮЛ

Для многих исключение компании из реестра юридических лиц – желаемый сценарий избавления от фирмы, которая давно не нужна, без лишних хлопот. Компания прекращает свое существование, вместе с этим с нее списываются все долговые обязательства, в том числе по налогам. Но, в некоторых случаях принудительное исключение из ЕГРЮЛ не освобождает от субсидиарной ответственности. Согласно п. 3.1. ст. 3 закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», участники или руководитель организации могут нести данную ответственность в случае наличия у кредитора доказательств их недобросовестного или неразумного поведения при руководстве деятельностью организации.

К негативным последствиям такого прекращения деятельности юрлица можно отнести и ограничение на возможность участия в других организациях в течение последующих трех лет с момента исключения. Такая санкция применяется в отношении руководителя и участников обществ, чья доля составляет пятьдесят и более процентов. Обязательное условие при этом – наличие задолженности по налогам и сборам на момент исключения, либо признание задолженности безнадежной к взысканию (пп. «ф» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

Исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Юридическое лицо, которое

  1. в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и
  2. не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету,

признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).

Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Решение регистрирующего органа о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

  • справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
  • справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от 4,5 до 5,5 месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Проблемы практики

Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд РФ, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.

Понятие и признаки недействующего юридического лица

На основании п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Однако в случае, если юридическое лицо в течение двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, такое юридическое лицо признается недействующим (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также — Закон о государственной регистрации), п. 1 ст. 64.2 ГК РФ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина», такое правовое регулирование направлено в том числе на обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, со стороны третьих лиц и на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом условием для принятия регистрирующим (налоговым) органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является наличие обоих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации).

Вместе с тем при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, а именно сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, указанное решение не принимается (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации), и в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридическое лицо из ЕГРЮЛ не исключается (п. 7 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

Законодательство не содержит положений, исключающих применение критериев признания юридических лиц недействующими в отношении какого-то определенного вида юридического лица (например, в форме потребительского кооператива и т.п.) (Письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-12-13/61439 по вопросу об исключении из ЕГРЮЛ недействующего потребительского кооператива).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

На основании п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Отношения, возникающие в связи с процедурой исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, регулируются ст. 21.1 Закона о государственной регистрации, которая содержит указание на основания для исключения недействующего юридического лица. Перечень конкретных мероприятий, проводимых в рамках данной процедуры, содержится в Методических рекомендациях.

Согласно п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

— невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

— наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Кроме того, следует учитывать, что:

— п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»);

— соответствующая процедура применяется с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 808-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волошина Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации вышеуказанные заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации (почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет). В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается;

— сроки, регламентирующие принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, следовательно, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не является нарушением законодательства (Письмо ФНС России от 27.11.2013 N СА-4-14/21159 «Об исключении компании из ЕГРЮЛ»).

На основании п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

В заключение обращаем внимание на то, что ФНС России считает, что исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ является правом, а не обязанностью регистрирующих органов (Письмо ФНС России от 28.06.2016 N ГД-19-14/108@ по вопросу об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, если имеются судебные решения о взыскании с него задолженности, пени и судебных расходов).

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  1. Признаки недействующего юридического лица

  2. Порядок признания организации недействующей

  3. Изменения с 01.07.2017

  4. Кто такие управляющие лица

  5. Какие действия признаются недобросовестными

  6. Неразумность действий (бездействия) директора

  7. Прекращение недействующего юридического лица (статья 642 ГК)

Если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, оно должно принять решение о добровольной ликвидации. Однако, часто встречаются случаи, когда фактически организация прекратила свою деятельность, документы отчетности никто не сдаёт, нет открытых счетов и никакие действия по ликвидации не принимаются (т.к. большинство из этих организаций представляют собой фирмы-однодневки и просто брошены). К 2014 году в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) накопилолсь очень много таких организаций и никто не знал — что с ними делать, т.к. законодательно этот вопрос не был урегулирован.

По этим причинам 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено понятие «недействующее юридическое лицо» (статья 642 Гражданского кодекса РФ) и введен порядок прекращения деятельности такой организации, который преставляет собой специальную административную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Хотя это процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица, она (как и ликвидация) завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Т.о. с 01.09.2014 налоговые органы могут использовать упрощенный – административный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 642 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

  • организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 642 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Порядок признания организации недействующей

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен следующий порядок признания организации недействующей:

  • при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения;

  • одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

  • указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

  • если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

  • если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В разделе сервиса «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» через пункт меню «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации. При этом Вы увидите информацию о дате и номере журнала, в котором опубликовано решение, а также о наименовании и адресе регистрирующего органа, опубликовавшего решение.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и интернет-сервисами сайта ФНС России.

Изменения с 01.07.2017

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ. Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 531 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Кто такие управляющие лица

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.

Какие действия признаются недобросовестными

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента). Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.). Директор не может быть признан действовавшим в интересах юридического лица, если он действовал в интересах одного или нескольких его участников, но в ущерб юридическому лицу.

Неразумность действий (бездействия) директора

Согласно пункту 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

  • до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

  • совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

Арбитражным судам следует давать оценку тому, насколько совершение того или иного действия входило или должно было, учитывая обычные условия делового оборота, входить в круг обязанностей директора, в том числе с учетом масштабов деятельности юридического лица, характера соответствующего действия и т.п.

Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 641. Защита прав кредиторов ликвидируемого юр. лица
Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица →
  1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

  2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

  3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 531 настоящего Кодекса.

Статья написана и размещена 30 июня 2017 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

Зачистка ЕГРЮЛ 2.0

Изабелла Атласкирова

Генеральный директор ООО «СааС проект», юрист, член Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, консультант по государственной поддержке в Кабардино-Балкарии, член и координатор экспертной группы АСИ по внедрению стандартов

специально для ГАРАНТ.РУ

Планомерная борьба налоговиков с недобросовестными компаниями продолжается. В январе 2018 года ФНС России отчиталась о том, что в 2017 году из ЕГРЮЛ были исключены 500 тыс. недействующих компаний. По итогам года в реестр внесено 550 тыс. записей о недостоверности данных о юридических лицах. Также служба отчиталась о том, что за год доля компаний с признаками фиктивности снизилась на 45%. И мы можем с уверенностью заявить, что это лишь начало пути.

В марте началась массовая зачистка ЕГРЮЛ – ФНС России исключает из реестра компании, сведения о которых, на взгляд налоговиков, являются недостоверными. Все дело в том, что с 1 сентября 2017 года налоговые органы получили право самостоятельно исключить компанию из ЕГРЮЛ в случае, если запись о недостоверности сведений числится в реестре более шести месяцев. Ранее для исключения компании из ЕГРЮЛ требовалось обращаться в арбитражный суд.

Существовавший порядок, который не позволял ФНС России оперативно реагировать на выявление в реестре недобросовестных компаний, был изменен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ). Подп. «г» п. 2 ст. 2 Закона № 488-ФЗ внес дополнения в ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Статью об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа дополнил п. 5 следующего содержания: «Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
  • наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи».

П. 2 ст. 4 Закона № 488-ФЗ предусматривает, что эта норма вступила в силу с 1 сентября 2017 года. Если прибавить указанный в законе шестимесячный срок к 1 сентября 2017 года, то и получится 1 марта 2018 года. Именно поэтому массовая зачистка стартовала в марте.

Анализируя нововведения, поговорим также о проблемах, с которыми может столкнуться малый и средний бизнес в связи с описанными изменениями.

Нормативная база

Полноценная борьба с «юридическими лицами, имеющими признаки недостоверности» началась в 2016 году, когда вышли письмо ФНС России от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» и письмо ФНС России от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности». Управлениям ФНС России в субъектах РФ было поручено тщательно проверить юридические лица, зарегистрированные до 1 августа 2016 года на предмет недостоверности сведений о них в ЕГРЮЛ.

Немаловажно отметить, что в указанных письмах ФНС России сформулировала несколько различные признаки недостоверности. В общем виде к ним, в частности, отнесли следующие сведения:

1

лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;

2

участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

3

адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;

4

лицом, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, а также назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

5

в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

Однако разнится информация о «значительном» количестве юридических лиц. Ситуация выглядит следующим образом (таблица):

Таблица. «Основные признаки недостоверности компаний в зависимости от даты регистрации»

№ признака

Для компаний, зарегистрированных:

до 1 августа 2016 года

после 1 августа 2016 года

Признак № 1

> 50

> 5

Признак № 2

> 50

> 10

Признак № 3

> 50

> 10. А также введен дополнительный признак недостоверности сведений в ЕГРЮЛ: управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.

Порядок действий

Запись о недостоверности сведений вносится налоговым органом в ЕГРЮЛ по двум основаниям: по результатам проведенной проверки или по заявлению физического лица о недостоверности сведений о нем. При этом по второму основанию направление юридическому лицу, его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не предусмотрено (п. 3 Письма УФНС России по г. Москве от 27 июня 2016 г. №13-11/069445).

Уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений отправляется лишь в случае, если запись о недостоверности сделана в результате собственной проверки налогового органа. На наш взгляд, решение не уведомлять юридические лица о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ по какому-либо из оснований необоснованно и может привести к значительным проблемам для самих компаний.

При этом немаловажно, что запись вносится в реестр, а значит, становится доступной для лиц, запросивших выписку по конкретному юридическому лицу, лишь тогда, когда срок получения ответа от компании истек или представленные ею документы не свидетельствуют о достоверности спорных сведений. С момента внесения соответствующей записи ФНС в разделе «Дополнительные сведения» будет прямое указание на недостоверность сведений о юрлице. При этом решение территориального налогового органа может быть оспорено в административном порядке.

Некоторые сомнения вызывает тот факт, что никто не застрахован от ошибок, а доказать достоверность отдельных данных в 30-дневный срок иногда крайне затруднительно. В таком случае из-за неправомерно внесенной в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о себе компания может понести значительные репутационные и, как следствие, финансовые издержки. Будем надеяться, что практика покажет необоснованность данных предположений, и подобные случаи, если и будут присутствовать, будут единичными.

Что делать?

Учитывая массовый характер внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о юридических лицах (так, например, пресс-служба УФНС России по Челябинской области предупреждает, что по данному основанию ликвидация грозит 11 тыс. компаний региона), предприниматели должны вплотную заняться этим вопросом уже сейчас.

В данной ситуации лучший вариант – проверить себя и контрагентов по договорам через запросы выписок из ЕГРЮЛ. Если вы обнаружите запись о недостоверности сведений о контрагенте, немедленно свяжитесь с ним и проясните ситуацию, посоветовав предоставить достоверную информацию в налоговую службу.

Порядок действий УФНС России при обнаружении подобных обстоятельств, а также сроки исключения юридического лица из реестра позволяют предпринимателям оперативно среагировать. Как я указывала ранее, запись появляется в ЕГРЮЛ только по истечению предоставленного законом для ответа компании срока (30 дней) и отсутствии такого ответа или его недостаточности.

При появлении отметки у компаний есть еще полгода до сообщения о предстоящем исключении из реестра в «Вестнике государственной регистрации». И даже после этого сообщения оспорить решение можно в течение 3 месяцев (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Однако истечение данных сроков (в сумме 10 месяцев) – также пока не приговор. Сейчас в ЕГРЮЛ есть компании, запись о недостоверности сведений для которых была внесена еще год назад. Инспекторы объясняют это тем, что ждут инструкций от ФНС России, а также специального программного обеспечения для исключения таких компаний.

Таким образом, если вы получили от УФНС России уведомление о том, что налоговики считают сведения о вашем юридическом лице недостоверными, или увидели запись о недостоверности непосредственно в ЕГРЮЛ, свяжитесь с вашим налоговым управлением для прояснения ситуации и предоставьте необходимые сведения. Если налоговую службу не удовлетворят ваши ответы, и запись в реестре сохранится, вы можете оспорить это решение в надлежащем порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *