Д 04 к 60

Имущество в бухгалтерском учете — это объекты материального и нематериального характера, используемые организацией в хозяйственной деятельности. Разберемся, что следует относить в состав имущественных объектов компании и как правильно вести учет имущества и источников финансирования.

Имущество компании и его виды

Законодательство четко определяет, что следует относить к имущественным объектам компании. Ключевые определения и классификация предусмотрены не только Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухучете». Также нормативное регулирование вопроса закреплено в Гражданском и Налоговом кодексах и в ПБУ.

Нормативно установлено, что имущество организации учитывается по принципу имущественной обособленности. Это означает, что активы компании должны учитываться отдельно от собственности ее учредителей и сторонних субъектов.

Виды имущества в бухгалтерском учете

Категория имущества

Понятие и пример

НПА, регламентирующий правила ведения бухучета

На каком счете учитывается имущество (Приказ Минфина 94н)

Основные средства

Это объекты компании, используемые в основной деятельности компании. Срок использования — более года. Не предназначено для продажи.

Здания и сооружения, офисы, транспортные средства оборудования.

ПБУ 06/01.

Методические указания по ведению учета ОС.

Нематериальные активы

Объект, не имеющий физической оболочки или характеристик. Но используется компанией в деятельности для извлечения прибыли. Срок использования — более 1 года.

Изобретения, программное обеспечение, торговые марки.

ПБУ 14/2007.

Материально-производственные запасы

Объекты, используемые в хозяйственной деятельности организации. Срок использования — менее года либо один производственный цикл. Товары и продукция для перепродажи также относят в состав МПЗ.

Сырье, материалы, товары.

ПБУ 05/01.

Методические рекомендации по учету МЗ.

Деньги

Это все денежные средства компании, хранящиеся наличными в кассе или на расчетных счетах. Причем учитываются не только рублевые суммы, но и деньги в иностранной валюте.

ПБУ 3/2006.

Указания ЦБ РФ № 3210-У.

Закон № 54-ФЗ.

Финансовые вложения

Вложения в ценные бумаги, акции, уставные капиталы других фирм. Классифицируются на краткосрочные (до 12 месяцев) и долгосрочные (более года).

ПБУ 19/02.

Дебиторская задолженность

Суммы, перечисленные контрагентам в счет будущих поставок или оказания услуг. То есть те средства, которые контрагенты должны организации.

ПБУ 21/2008.

Эти категории объектов подлежат обязательной инвентаризации. Правила проведения проверки фактического наличия имущества и собственности определены Приказом Минфина № 49.

Источники формирования имущественных активов

Собственность фирмы формируется за счет конкретных источников. Это могут быть как собственные средства предпринимателя или компании, так и заимствованные активы. Среди всех источников формирования выделяют три основные категории:

  1. Собственный капитал компании. Это не только уставный капитал фирмы, который был сформирован при создании экономического субъекта. В собственные активы можно отнести и добавочный капитал, а также резервные фонды. Это средства, накапливаемые в течение деятельности учреждения. Также в состав собственных капиталов можно отнести и прибыль компании, и целевое финансирование.
  2. Заемный капитал. Формируется за счет кредитов и займов, полученных от сторонних организаций. Например, кредитное финансирование может быть получено только от лицензированной компании (банка). А вот заем можно получить и у контрагента, и у учредителя.
  3. Кредиторские обязательства — это сумма задолженности компании перед сторонними организациями, поставщиками и контрагентами.

Инвентаризация источников формирования имущества — это важный этап финансовой деятельности компании. Процедура позволяет выявить неиспользуемые ресурсы и сократить неэффективные траты субъекта.

Особенности бухучета

Бухгалтерские проводки по учету источников имущества формируются исключительно по методу двойной записи. Это означает, что изменение показателя собственности не может не отразиться на показателях источников.

Например, поступление материалов отражается по дебету счета 10. Но с одновременным увеличением счета 60 по кредиту. То есть отражается увеличение суммы кредиторской задолженности. Даже безвозмездное поступление затрагивает пассивную сторону баланса. Отражается кредитовый оборот по счету 98 «Доходы будущих периодов».

Значения денежной оценки собственности и источников всегда равны — это основное правило равенства актива и пассива бухгалтерского баланса. Причем пассив отражает значение источников, а активная сторона бухгалтерского баланса — та, где отражается имущество организации.

База, на которой происходит ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, — отчет, отражающий:

  • увеличение источников формирования собственности по кредиту счетов 60, 76, 66, 67 и счетов капитала и резервов;
  • уменьшение (расходование) источников отражается по дебету перечисленных счетов.

Оформление и бухгалтерский учет операций с имуществом

Мы определили, на каких счетах учитывается имущество предприятия. Все зависит от категории собственности предприятия. Теперь обозначим проводки по учету источников имущества организации.

Операция

Дебет

Кредит

Имущество получено в собственность компании, в качестве вклада в уставный капитал

08 «Вложения во внеоборотные активы»
10 «Материалы»
41 «Товары»
43 «Готовая продукция»
50 «Касса»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
58 «Финансовые вложения» и др.

75 «Расчеты с учредителями» по соответствующему субсчету

Отражено поступление объектов за плату (покупка у сторонних организаций)

60 «Расчеты с поставщиками»

Отражено безвозмездное поступление в собственность компании

98 «Доход будущих периодов»

Это основные проводки по поступлению активов в собственность.

Особенности учета при аренде

Получая основные средства в аренду, компания не приобретает эти активы в собственность. Следовательно, арендованные объекты не отражаются на балансовых счетах. Такие активы следует учитывать на забалансовом счете 001 «Арендованные ОС». Например, получение оборудования по договору аренды отразите в учете односторонней записью по дебету счета 001.

Но могут быть исключения. Правила учета арендованного имущества определяются условиями соглашения. Если активы закреплены за балансодержателем, то оборудование, полученное в лизинг или аренду, отражается на забалансовом счете 001. Если имущество передано на баланс получателя, то отражайте активы на балансе.

Реализация имущественных активов

Предприятие вправе самостоятельно распоряжаться своими активами. Использовать в деятельности либо продать собственность — частное дело субъекта или предпринимателя.

Операции по реализации собственности должны быть отражены в учете в следующем порядке:

Операция

Дебет

Кредит

Отражена реализация готовой продукции и товаров

91 субсчет «Себестоимость продаж»

Отражена реализация иных активов фирмы

91 субсчет «Прочие расходы»

Отражена выручка от реализации

62 «Расчеты с покупателями»

90 — при продаже товаров

91 — при продаже иного актива

23 мая 2016 Счета

Счет 02 Амортизация основных средств нужен, чтобы предельно точно обобщить информационные показатели в сфере амортизационной составляющей, которая накапливается за временной промежуток функционального эксплуатирования элементов, относящихся к средствам основного типа.

Суммарное значение амортизационной составляющей отображается по кредиту счета 02 в корреспонденции с набором счетов, относящихся к затратному учету в отношении производства или расходных средств, возникающих вследствие продажи определенной продукции или товаров:

  • производственные предприятия списывают амортизацию в дебет счетов 20, 23, 25;
  • торговые — в дебет счета 44.

В случае выбытия объектов, относящихся к основным средствам, суммарный показатель накопленной амортизации на дату выбытия списывается с дебета счета 02 в кредит счета 01 «Основные средства».

Такая же запись осуществляется в момент списания амортизации, которая относится к абсолютно поврежденным или испорченным основным средствам или ОС, по которым была выявлена недостача.

Списание амортизации в кредита счета 01 позволяет определить на нем остаточную стоимости объекта.

Что касается аналитического учета, то он проводится по каждому объекту, имеющего номерное значение, полученное по итогам инвентаризации.

После процедуры приобретения ОС начинает начисляться амортизация, в связи с чем, 02 счет бухгалтерского учета начинает приобретать оборот по кредиту.

Бухгалтерские проводки по счету 02

Что касается проводок, то в рамках 02 счета к таковым следует отнести:

  1. Списание суммарного показателя начисленной амортизации по выбывшим ОС (Д02 К01);
  2. Списание суммы износа определенного имущества, которое необходимо сдать в процедуру аренды;
  3. Списание суммарного показателя амортизации по основным средствам, которые были переданы в структурное подразделение предприятия — внутренние перемещение (Д02 К01);
  4. Изменение суммарного показателя амортизационной составляющей вследствие переоценки стоимости основных средств (Д83 К02 при дооценки стоимости или Д02 К91/1 при уценке);
  5. Осуществлено начисление суммы амортизации по тем объектам, которые были применены в основном производстве (Д20 К02);
  6. Осуществлено начисление суммы амортизации по объектам вспомогательного производства (Д23 К02);
  7. Осуществлено начисление амортизации по объектам ОС административного характера (Д26 К02);
  8. Осуществлено начисление амортизации за имущественные объекты, которое предназначается на общепроизводственные нужды (Д25 К02);
  9. Отражено начисление амортизации торговыми предприятиями (Д44 К02);
  10. Увеличение начисленной амортизации из-за возрастания ценового эквивалента основных средств по информационным данным проведенной переоценки (Д83 К02);
  11. Уменьшение начисленной амортизации из-за уменьшения ценового показателя основных средств по данные переоценки (Д02 К91/1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *