Дактилоскопическая регистрация

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ
РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации (далее — государственная дактилоскопическая регистрация), а также устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации.

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 5. Перечень лиц, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация
  • Статья 6. Использование дактилоскопической информации
  • Статья 7. Виды государственной дактилоскопической регистрации и методы получения дактилоскопической информации
  • Статья 8. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация
  • Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
  • Глава II. Проведение государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 11. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации
  • Глава III. Хранение, использование и уничтожение дактилоскопической информации
  • Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации
  • Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации
  • Статья 14. Право на использование и получение дактилоскопической информации
  • Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации
  • Глава IV. Надзор и контроль за исполнением настоящего федерального закона
  • Статья 16. Прокурорский надзор
  • Статья 17. Ведомственный контроль
  • Статья 18. Судебный контроль
  • Глава V. Заключительные положения
  • Статья 19. Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации
  • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Главная Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества Специальный отдел Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

С 2000 года в Вооруженных Силах Российской Федерации организовано проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих (ОГДР) и граждан, призываемых на военную службу в Вооруженные Силы.

ОГДР – это деятельность, осуществляемая Министерством обороны Российской Федерации по получению информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук военнослужащего и о его личности. Дактилоскопическая регистрация проводится в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности.

Задачу организации деятельности по проведению ОГДР в Вооруженных Силах Российской Федерации выполняет специальный отдел Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны Российской Федерации по организации и проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации в Вооруженных Силах Российской Федерации

  1. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1543 «Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 386 «Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации».
  4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663».
  5. Приказ МВД России, МЧС России, Министра обороны Российской Федерации, Минфина России, Минюста России, Минтранса России, СВР России, ФТС России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФМС России от 27 сентября 2010 г. № 688/472/1214/110н/235/205/36/1785/456/468/402/299 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации».
  6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 205 «Об организации проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  7. Указания заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Д.В.Булгакова от 7 мая 2014 г. № 157/846 «Требования нормативных правовых документов по организации и проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Цели ОДГР

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

  • розыска пропавших без вести военнослужащих и уволенных с военной службы граждан Российской Федерации;
  • установления личности военнослужащих и уволенных с военной службы граждан Российской Федерации, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
  • подтверждения личности военнослужащих и уволенных с военной службы граждан Российской Федерации.

Место проведения

Ответственность за организацию и проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации граждан, призываемых на военную службу в Вооруженные Силы, а также за проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих, не прошедших ее ранее, возложена на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

Перед отправкой граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы, к местам прохождения военной службы на сборных пунктах военных комиссариатов специалисты по дактилоскопической регистрации проводят дактилоскопирование.

Дактилоскопическая регистрация проводится в выделенном помещении на специальном оборудовании для дактилоскопирования.

Категории лиц, подлежащих дактилоскопированию

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации в Вооруженных Силах Российской Федерации подлежат:

  • граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу в Вооруженные Силы;
  • военнослужащие, в том числе курсанты военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России.

Материальные носители

При проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих в качестве материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, используются дактилоскопические карты, содержащие следующие данные о лице, прошедшем обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию:

  • фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту пребывания;
  • наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию;
  • основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопическая регистрация осуществляется методом краскового дактилоскопирования.

Учет

Учет граждан, прошедших дактилоскопирование в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется по журналам учета военнослужащих, прошедших обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Место и сроки хранения дактилоскопических карт

Оформленные дактилоскопические карты направляются военным комиссариатом на учет и хранение в информационный центр органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцирован военный комиссариат.

Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о гражданах Российской Федерации, призываемых на военную службу, и военнослужащих до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти.

Перспективы

Одним из направлений совершенствования проведения дактилоскопической регистрации в Вооруженных Силах Российской Федерации является переход к методу электронного дактилоскопирования.

Использование электронных сканеров позволит повысить качество получаемых отпечатков и сократить время, необходимое для проведения дактилоскопической регистрации.

Правовая основа дактилоскопической регистрации в РФ

25 июля 1998 года Президентом РФ был подписан Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» N 128-ФЗ.

В соответствии с этим законом, дактилоскопической регистрации подлежат как лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, так и другие категории граждан, в том числе занимающиеся опасными для жизни видами деятельности (статья 9): военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, противопожарных и аварийно-спасательных служб, экипажи воздушных судов и т. д. Также возможно добровольное прохождение регистрации.

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, может быть использована для розыска пропавших без вести, установления личности живых лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе, и трупов, подтверждения личности, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Осуществление таких проектов полномасштабной дактилоскопической регистрации с перспективой возможного перехода на всеобщую дактилоскопическую регистрацию, с обеспечением быстрого (в несколько минут) поиска по десяткам и сотням миллионов подучётных единиц (дактилокарт с отпечатками пальцев рук), возможно лишь с использованием автоматизированных дактилоскопических систем.

История дактилоскопического учёта

Оборудование для дактилоскопической регистрации времён СССР

Дактилоскопия, как одна из отраслей криминалистики, стала развиваться в конце XIX века, причём сразу и параллельно определились, решались и развивались два основных её направления:

  • Дактилоскопическая идентификация — использование дактилоскопии для получения криминалистических улик и доказательств. Дактилоскопическая идентификация позволяет установить и доказать факт того, что след пальца или ладони руки оставлен именно конкретным лицом.
  • Дактилоскопическая регистрация — система организации картотечного учёта дактилоскопических карт (дактилокарт), как правило содержащих отпечатки пальцев лиц, имеющих конфликты с законом. Она обеспечивала возможность установления личности человека, скрывающего свои паспортные данные или факт привлечения к уголовной ответственности, или неопознанного трупа.

Во второй половине XIX века и в начале XX века регистрационно-картотечным направлением прикладной науки дактилоскопии занималось много специалистов и самодеятельных исследователей. Чаще всего это были врачи, судебные медики, а также инициативные сотрудники полицейских служб и ведомств.

Основоположники дактилоскопической регистрации

В основу практического применения дактилоскопической идентификации легли работы Вильяма Гершеля, служащего британской администрации в г. Хугли, Индия, и Генри Фулдса, шотландского врача в больнице Дзукийн, Япония. И Хершель, и Фулдс, ограничивались, по сути дела, первой задачей — идентификационной. Но именно их успехи в этом направлении и стали, в основном, причиной интереса к дактилоскопии их последователей в дальнейшем развитии этой науки.

Одним из первых, кто заложил основы в систему дактилоскопической регистрации, был Фрэнсис Гальтон. Он был человек богатый, материально независимый, но любознательный и увлекающийся. Будучи родственником Чарльза Дарвина, сначала заинтересовался антропометрическим методом Альфонса Бертильона. Гальтон, узнав о работах Гершеля, увлёкся дактилоскопией, увидев её преимущества перед антропометрией. Именно он выделил в папиллярных узорах пальцев рук типы, виды, разновидности.

Независимо от него пришёл к делению узоров на группы Хуан Вучетич, служащий полицейского управления Буэнос-Айрес, Аргентина, который узнал о дактилоскопии, прочитав случайно в газете сообщение о работе Гальтона.

Классификацией папиллярных узоров пальцев рук занимался также Эдвард Генри, генеральный инспектор полиции Бенгалии, который бывал в Лондоне и встречался с Гальтоном.

Именно Гальтон, Генри и Вучетич внесли наибольший вклад в создание системы дактилоскопической регистрации, организованной по картотечному принципу на основе деления папиллярных узоров на типы, виды и разновидности.

Дактилоскопическая регистрация в России

К 30 декабря 1906 года во всех крупных российских тюрьмах были оборудованы дактилоскопические кабинеты. При министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге был создан центр дактилоскопической картотеки, а в октябре 1912 года столичный суд присяжных осудил первого убийцу, выявленного при помощи следов пальцев рук, которые он оставил на куске дерева.

По ряду причин (первая мировая война, революция, гражданская война, какие-то другие причины) развитие регистрационного направления использования дактилоскопии в России несколько отстало от ряда ведущих стран. Только в 1923 году была издана монография судебного медика П. С. Семеновского «Дактилоскопия как метод регистрации», в которой были изложены принципы системы дактилоскопической регистрации, основанной на системе Гальтона-Генри, несколько видоизменённой.

Недостатки картотечной регистрации

Картотечная регистрация, применяющаяся с конца XIX века, относительно неплохо решает задачи установления личности человека или неопознанного трупа, если имеются отпечатки всех десяти пальцев рук. Дактилокарты в картотеке раскладываются по 1024 разделам в соответствии с основной дактилоскопической формулой, выводящейся на основе данных о всех десяти пальцах. Если отпечатков каких-либо пальцев нет, идентификация осуществляется с использованием вероятных формул. При отсутствии отпечатка одного пальца необходимо проверить два раздела картотеки, при отсутствии двух отпечатков — четыре раздела, трёх — восемь, четырёх — шестнадцать, и так далее в геометрической прогрессии.

Участок ввода дактилокарт и следов рук в базу данных автоматизированной дактилоскопической системы

Следы одиночных пальцев рук практически невозможно идентифицировать с использованием картотечной системы регистрации. Объём работы, необходимый для этого, можно представить, обратившись к истории расследования взрыва, произошедшего в Челябинске 24 декабря 1981 года в трамвае маршрута № 3. Раскрытие этого преступления стояло на контроле у Председателя КГБ СССР. Одним из вещественных доказательств по этому делу был единственный отпечаток пальца руки. Решение о проверке было принято спустя три с лишним года после совершения преступления, в связи с тем, что другие методы расследования не дали результатов.

На момент проверки (1985 год) картотека Информационного центра УВД Челябинской области составляла около 350000 дактилокарт, 3,5 миллиона отпечатков пальцев рук. Проверка заняла два месяца. Основная группа экспертов состояла из трёх человек (двое из них — прикомандированные в Челябинск сотрудники КГБ из Москвы), кроме того периодически привлекались несколько человек для усиления группы. Работа осуществлялась практически без выходных.

Десятипальцевая дактилоскопическая картотека практически не используется для проверки следов рук с мест преступлений (которые обычно являются одиночными). Имеются также сложности при установлении личности трупов, когда по каким-то причинам (например, вследствие гнилостных изменений) не удаётся получить отпечатки нескольких пальцев рук.

Переход к автоматизированным системам (АДИС)

Просмотр рекомендательных списков

Описанные проблемы может решить только монодактилоскопическая картотека, в которой отпечаток каждого отдельного пальца является отдельным объектом картотеки. Создание такой картотеки возможно с использованием средств вычислительной техники и при условии, что папиллярный узор каждого пальца будет описан с очень высокой степенью информативности, поскольку нужный узор должен быть с высокой степенью надёжности найден в массивах в сотни миллионов объектов (современные объёмы баз данных). Система также должна по возможности обеспечивать поиск не только полного папиллярного узора, но и его фрагмента (при идентификации по следам рук, изъятым с мест преступлений, или трупов со значительными гнилостными изменениями).

Нужные параметры вычислительной техники (быстродействие и объём памяти) были достигнуты в 1970-80-х годах. В середине и конце 1980-х годов начали появляться первые автоматизированные дактилоскопические информационные системы: «Morpho» (Франция), «NEC» (Япония), «Printrak» (США). В России из этих систем использовалась только «Morpho» (УВД г. Сургут Ханты-Мансийского автономного округа, начало эксплуатации — 1994 год). Впоследствии она была заменена на отечественную АДИС.

АДИС в России

В России (город Миасс Челябинской области) также была разработана автоматизированная дактилоскопическая информационная система. В её основу лёг разработанный в 1987 году экспертом-криминалистом ГУВД Челябинской области В. Л. Шмаковым метод математического описания папиллярных узоров. Система получила название ПАПИЛОН. За дату начала работы по её созданию можно считать 20 июня 1989 года. С 1992 года она стала использоваться в ГУВД Челябинской области, после чего география её применения расширялась, вплоть до зарубежных установок (Албания, Казахстан, Монголия, Нигерия и др.).

В 2002 году начато выполнение федеральной программы автоматизации дактилоскопических учётов. АДИС ПАПИЛОН используется во всех регионах России. Весь массив дактилокарт Главного информационно-аналитического центра МВД РФ (более 20-ти миллионов дактилокарт) переведён на автоматизированный режим работы. В настоящее время проверка одного следа по этому массиву занимает всего несколько десятков минут, что экономит тысячи человеко-часов рабочего времени. В 2007 году в базе данных системы «Папилон» содержалось около 32 миллионов дактилокарт.

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2007 N 89-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов;

таможенных органах;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2017 N 148-ФЗ;

абзац исключен. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

абзацы четырнадцатый — пятнадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *