Декларация по плате за землю

Горячая пора представления годовой отчетности по налогу на имущество как раз в разгаре. Напоминаем, что 20 февраля — предельная дата, когда можно своевременно, без нарушения предусмотренного п. 286.2 НКУ срока, представить отчетность по плате за землю за 2020 год.
В текущем году для составления годовой отчетности применяется знакомая плательщикам форма налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — Декларация), утвержденная приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560. Следовательно, плательщикам, которые будут отчитываться не впервые, остается лишь припомнить уже знакомые им правила заполнения Декларации

В первую очередь отметим: отчетность по плате за землю контролеры ждут не только от юридических лиц, но и в отдельных случаях — от физических лиц — предпринимателей.

Так, в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:

«Физическое лицо — предприниматель представляет в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности), если право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка (земельных участков) оформлено на физическое лицо — предпринимателя».

Вместе с тем стоит сделать акцент: в части «права собственности, оформленного на физическое лицо — предпринимателя» приведенное разъяснение противоречит, в частности, письму ГФСУ от 08.09.2015 г. № 8523/В/99-99-17-02-02-14. В последнем фискалы подчеркивали:

«ГКУ отдельно не определяет такой субъект права собственности, как физическое лицо — предприниматель, приобретение данного статуса разрешает только осуществлять хозяйственную деятельность»;

«Независимо от того, какой статус в дальнейшем физическое лицо выберет для себя, в том числе в случае принятия решения об осуществлении какой-либо деятельности (предпринимательской или независимой профессиональной), субъектом права собственности выступает именно физическое лицо, а не предприниматель».

И в действующем нынче разъяснении из категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), отвечая на вопрос о плательщике налога на недвижимость, контролеры подтвердили, что согласно ГКУ субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. В то же время физические лица могут быть собственниками любого имущества, в т.ч. недвижимого имущества коммерческого назначения.

Кроме того, Минюст в свое время в разъяснении от 14.01.2011 «Статус физического лица — предпринимателя: проблемы применения законодательства» акцентировал:

«Следовательно, субъектом права собственности признается именно физическое лицо, которое может быть собственником любого имущества, кроме имущества, которое не может находиться в собственности физического лица. При этом правовой статус физического лица — предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, находящегося в его собственности.

Таким образом, недвижимое имущество необходимо регистрировать за физическим лицом».

Учитывая это, обязанность по представлению отчетности касается прежде всего ФЛП — арендаторов земельных участков государственной или коммунальной формы собственности. Ведь сторонами соответствующих договоров предприниматели на практике выступают зачастую.

Обратите внимание

Обособленные подразделения (филиалы) юридических лиц самостоятельно отчетность по плате за землю не представляют.

Специалисты ГНСУ по этому поводу разъясняют: налоговые декларации по плате за землю в государственные налоговые инспекции по месту нахождения земельных участков представляют плательщики платы за землю — юридические лица (разъяснении из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Что касается иностранных юридических лиц, то плата за землю такими лицами уплачивается через представительство, состоящее на учете в контролирующих органах, в зависимости от выбранного варианта регистрации (представительство иностранной компании, постоянное представительство нерезидента, управляющий имуществом, предприятие с иностранными инвестициями), с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. Соответственно, обязанность по представлению «земельной» отчетности нерезидентов также есть.

Обратите внимание

Нормами НКУ не предусмотрено освобождение от обязанности по представлению налоговых деклараций за земельные участки, с которых земельный налог не взимается ввиду применения налоговых льгот, или земельные участки, не подлежащие налогообложению. Об этом речь идет в разъяснении, размещенном в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

В свою очередь, стоит отметить: плательщик, являющийся одновременно плательщиком земельного налога и арендной платы, обязан представить в орган ГНС по месту нахождения земельного участка отдельно налоговую декларацию по плате за землю относительно земельного налога и отдельно — относительно арендной платы (разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

А сейчас ознакомимся с заполнением формы.

Напомним

В случае незаполнения отдельных строк/граф ввиду отсутствия значения — в них ставятся прочерки (при представлении в бумажном виде) или они не заполняются (при представлении по средствам электронной связи).

Заголовочная часть Декларации

Налоговая декларация по земельному налогу – это документ, содержащий информацию об отчетности по исчислению и уплате земельного налога, которые осуществляются согласно гл. 31 НК РФ. Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/ в редакции от 14.11.2013 года. Когда формы согласно классификатору КНД 1153005. Налогоплательщиками по данному виду налога являются физические лица, и индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками на правах собственности, а также в порядке постоянного или пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения, согласно НК РФ являются земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, на котором введен данный вид налога. Исключением из правила являются площади, выведенные из оборота в соответствии с действующим законодательством РФ. Исходя из информации, изложенной в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса, к вышеуказанным площадям относятся участки под объектами федеральной собственности, а также ограниченные в обороте согласно законодательству. Перечень таких участков изложен в пп. 2-5 п. 3 ст. 389 Налогового кодекса.

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость участка на 1 января года, который является налоговым периодом. Если участок был приобретен налогоплательщиком в течение года, то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет. Если имеет место случай, когда участок находится в пределах нескольких муниципальных образований, то его стоимость определяется по каждому из них. Исчисление налога, в свою очередь, также осуществляется относительно площади каждой части участка отдельно по каждой из территорий. Если участок находится во владении нескольких лиц, порядок исчисления налога определяется ст. 392 Налогового кодекса. Согласно вышеуказанной статье, база налогообложения рассчитывается пропорционально доли каждого собственника.

В случае если право владения участком у налогоплательщика прекращается в течение отчетного периода, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, исчисляемого из отношения числа полных месяцев, в течение которых участок был в собственности налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если налогоплательщик пользуется льготами при уплате налога, он должен предоставить документы, подтверждающие это право.

Ставки налога определяются каждым муниципальным образованием, исходя из правила, изложенного в ст. 394 НК РФ, состоящего в том, что ставки по землям сельскохозяйственного назначения не могут превышать 0,3% и 1,5% по остальным земельным участкам. Организации и предприниматели – плательщики земельного налога, обязаны представлять налоговые декларации по итогам календарного года согласно ст. 398 НК. Налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога на основании льгот, также должны представлять декларацию согласно ст.ст. 387 и 395 НК. Налоговая декларация по земельному налогу состоит из титульного листа и двух разделов. В первом разделе отображается сумма налога, подлежащего уплате, во втором – расчет налоговой базы и суммы налога. В случае, если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, он заполняет раздел 2 по каждому участку отдельно и подает их в составе одной декларации.

Декларация представляется по месту нахождения земельного участка за исключением деклараций, представляемых налогоплательщиками, относящимися к категории крупнейших и являющимися инвесторами по соглашению о разделе продукции. Срок подачи декларации установлен не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Отчетным периодом по земельному налогу является квартал. За непредставление декларации на налогоплательщика будет наложена административная ответственность согласно ст. 119 НК РФ.

Начиная с 1 января 2015 года налоговые органы самостоятельно рассчитывают налог, подлежащий уплате индивидуальными предпринимателями и направляют уведомление до 1 октября года, следующим за отчетным. То есть индивидуальные предприниматели получат расчет земельного налога за 2015 год до 01.10.2016 года. Эти изменения регламентированы ст. 2 ФЗ от 04.11.2014 г. №347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *