Дела для бездельников

35 лет назад начались тотальные облавы на прогульщиков.

Начать стоит с того, что правление Юрия Андропова было недолгим. Тем не менее бывший шеф госбезопасности, возглавивший страну после смерти Брежнева, успел многое, а еще больше успеть хотел. Но в памяти народной от андроповских времен остались именно облавы на прогульщиков.

К концу брежневских времен экономика СССР по количеству дыр представляла собой нечто похожее на кусок швейцарского сыра. Целые отрасли находились в упадке, потребительский сектор был пронизан коррупцией как плесенью, а те, кто должен был отвечать за идеологию и поддерживать существование социалистического народного хозяйства, с поставленными задачами откровенно не справлялись. Для Юрия Андропова это состояние советской экономики секретом, разумеется, не было. Именно поэтому он и планировал реформы. Но в первую очередь предполагалось «навести порядок». Поэтому краткий период андроповского руководства начался с посадок.

Посадки гладки

Торговая мафия упала в руки внезапно заинтересовавшихся ее деятельностью чекистов, как спелый вызревший плод. Садились целыми главками, тянули за собой цепочки транспортников, руководителей предприятий, директоров складов и рядовых продавцов. То, на что ОБХСС годами смотрел сквозь пальцы, стало внезапно и неминуемо наказуемым. Народ изумлялся: дела творились небывалые. И радовался. Потому что внезапно на прилавках магазинов стали появляться товары, которые раньше можно было только достать — по большому знакомству или не меньшему везению. Пожалуй, тем, кто всю жизнь живет в атмосфере товарного изобилия, просто не понять, что это было за время! Кстати, первые отечественные диски с записями западной музыки — рока, диско, синти–попа — появились в продаже тоже тогда. Их выпуск стал ударом по спекулянтам грампластинками.

Но, с точки зрения Юрия Владимировича — человека глубоко советского и, мало того, прошедшего Отечественную войну, видевшего, как страна восстанавливалась из руин и хаоса руками ее граждан, — с народом тоже нужно было что–то делать. Потому что реализация задуманной реформы предусматривала опору на собственные трудовые ресурсы страны, а их качество к концу брежневского периода оставляло желать лучшего. Трудовая дисциплина была откровенно ни к черту, пьянство на рабочем месте стало едва ли не трендом эпохи, процент брака при выпуске продукции зашкаливал, а способы мотивирования, доступные в рамках советской идеологии и экономики, себя исчерпали. Весь жизненный опыт лидера государства подтверждал правильность единственно возможного для него решения — необходимости завинчивания гаек. Поэтому 7 августа 1983 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины».

С этим народом надо что–то делать

Постановление предусматривало наказание за выпуск брака, прогулы и опоздания на работу, пьянство на рабочем месте. Мало того, в его тексте утверждалось, что «нарушения трудовой дисциплины должны рассматриваться как уклонение от выполнения установленной Конституцией СССР обязанности добросовестно трудиться». И вот это уже было серьезно: нарушение Конституции — это не просто так, в рабочее время «малыша» раздавить.

Реклама

Впрочем, меры борьбы предлагались не уголовные и даже не административные, а дисциплинарные: выговоры, лишение премий, сокращение отпуска, перевод на нижеоплачиваемую должность и пр. Но и это было весьма неприятно. В первую же очередь за недостаточный уровень трудовой дисциплины должно было доставаться руководителям предприятий, которые не способны его обеспечить.

В общем, мера была, конечно, не популярная, но по задумке — действенная. Однако, как это бывает у нас очень часто, исполнение превратило идею в фарс. Стремясь выполнить указание как можно более тщательно, партийные органы на местах стали формировать группы из сотрудников милиции, дружинников и комсомольцев и устраивать те самые облавы на прогульщиков — прочесывая магазины, парикмахерские и кинотеатры. Под раздачу попадались даже школьники, прогуливавшие уроки.

Есть мнение, что это было совсем не то, что подразумевал Андропов. Но сам он уже вряд ли был в курсе того, что происходит. Генеральный секретарь ЦК КПСС был тяжело болен, и руководить страной ему оставалось всего несколько месяцев.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В компании появился сотрудник, который постоянно находится в расслабленном состоянии, умело перекладывает свои обязанности на других и больше всего озадачен тем, как бы не перетрудиться. В общем действует по принципу: «Работа — не волк, в лес не убежит!» Такой сотрудник создает нерабочую обстановку в коллективе. Хуже всего, если это — руководитель подразделения: весь отдел «пропитывается» подобной атмосферой. Что делать директору? Можно ли изменить ситуацию?

Компания Salary.com провела опрос средио фисных работников США: на что они тратят рабочее время. Выяснилось, что из восьмичасового трудового дня впустую уходит в среднем 2,09 часа. Если посчитать «эффект» в масштабах всей экономики, то для работодателей оплата отдыха на рабочем месте обходится в 759 млрд долларов в год.
Самый популярный способ убить время — серфинг в Интернете: 44,7% респондентов признались, что именно так они отлынивают от работы чаще всего. На втором месте — общение с коллегами (23,4%), на третьем — решение собственных дел (6,8%).
Главной причиной безделья работников является отнюдь не леность, а банальное отсутствие работы (33,2%) и слишком скромная оплата труда (23,4%). Работники также жалуются, что их отвлекают коллеги (14,7%), а после работы не хватает времени на личные дела (12%).

Легкие игры или жесткие принципы?
Чего только не придумывали работодатели для того, чтобы заставить трудиться ленивых сотрудников. Кое-кто даже пытается отменить запрет на компьютерные игры во время рабочего дня, который действует во многих крупных корпорациях. И не без основания. Как свидетельствуют результаты исследований голландских ученых, это действительно может повысить производительность труда — спокойные простые игры в умеренном количестве так же безобидны, как перерывы на кофе, и могут даже помочь в работе (многим позволяют расслабиться и отдохнуть).
В некоторых случаях действенными бывают и уколы блокатора допамина, — шутят специалисты по управлению персоналом: стоит вколоть этот чудо-препарат — и сотрудник трудится до следующей дозы, как заведенный.
Почему менеджеры Hi-tachi и Matsushita работают эффективнее всех прочих? Оказалось, что все, кто устраиваются на работу в эти известные японские компании, присягают «Главным принципам фирмы». Среди них важнейший — «Прекращение работы на минуту — позор для сотрудника!».

Владимир КУСАКИН, генеральный директор компании «Business Forward»: «Наблюдали вы когда-нибудь картину, как человек, который только что играл в футбол и бегал быстрее лошади, смотрит телевизор и ленится вынести мусор? Все дело в том, что вынос мусора — не игра. Еще пример: некто Вася должен вымыть 17 унитазов. Это может быть тяжелой и оскорбительной работой и в то же время легким и простым действием. Но только в том случае, если Вася играет с Петей на щелбаны — кто вымоет быстрее и лучше. В компаниях, где развит дух игры, атмосфера настолько захватывающая и заразительная, что в ней хочется находиться и действовать. При этом аморфные и неспособные работники «отваливаются» сами. Но как прогнать лень из офиса и создать творческую, оптимистично-рабочую атмосферу? Необходимо ввести систему правил, по которым идет данная игра. Эти правила должны быть простыми и понятными. В большинстве успешных компаний, таких, например, как «МакДональдс», МИЭЛЬ, «Фольксваген», эти правила существуют. Их создают владельцы бизнеса.
На мой взгляд, проблема ленивого сотрудника часто упирается в ленивого, необученного руководителя, зависшего в Интернете и не знающего основ управления персоналом. Около 80% сотрудников — нормальные и желающие производить люди».

Кирилл ГУЛЕНКОВ, тренер-консультант, руководитель тренингового агентства «Топ-кадр»:»В хорошей японской корпорации директор не реже чем раз в неделю проводит беседы с подчиненными и общие собрания сотрудников. Забота руководителя дает дополнительный стимул работникам. Общеизвестно, что если есть возможность не делать, работник и не станет делать. А если повысить меру ответственности, контролировать и процесс, и, особенно, результат, то никаких ленивых сотрудников не будет. В компаниях с развитым менеджментом нет ленивых сотрудников. В то же время никто не может работать восемь часов без перерыва. Человек будет отдыхать в курилке или в Интернете, и ни один руководитель не в состоянии проследить за этим.
Принципы эффективного менеджмента — контроль, личный пример и корпоративная культура — сделают невозможным ничегонеделание на работе».

Валентина БАРАБАНЩИКОВА, руководитель направления кадрового консалтинга КЦ «Персонал-Гарант»: «Что такое ленивый сотрудник? Это сотрудник либо немотивированный, либо мотивированный неправильно. Выстраивая тактику поведения в отношении такого сотрудника, руководитель задает себе вопрос: заинтересован ли я в этом человеке, нужен ли он моей организации? Если ответ отрицательный, служба персонала просто ищет замену — приглашает человека более ориентированного на организацию и, как следствие, менее ленивого.
Если руководитель заинтересован в дальнейшей продуктивной работе этого ныне ленивого сотрудника, следует определить мотив, который является для него ведущим. Специалист по работе с персоналом легко сможет сделать это и подсказать руководителю, как грамотно воздействовать на доминирующий мотив человека, превращая его из ленивого сотрудника в инициативного и трудолюбивого. Если таким мотивом являются деньги, а человек «сидит на окладе», нужно хотя бы раз в квартал выплачивать небольшую премию, если зарплата сотрудника завязана на проценты, — увеличить долю процентных выплат. Но увеличение зарплаты должно связываться с конкретными результатами.
Также можно воздействовать на ленивого сотрудника угрозой его увольнения. Хорошо работаешь — остаешься, плохо — уходишь. Это уместно, если работник — человек достаточно устойчивый психологически и у него превалирует мотив безопасности».

Пользователь «Пикабу» рассказал о коллеге, которой уже неделю начальство не даёт никаких заданий. В ответ девушка распечатала и повесила на стену картинку со Ждуном. Оказалось, что с работой, где работать не нужно, сталкиваются многие люди в самых разных сферах.

Пользователь «Пикабу» 6 февраля рассказал на портале о своей коллеге, которую недавно наняли на работу, но не сказали, что нужно делать. Неделю спустя девушка повесила над своим рабочим столом картинку с мемом «Ждун».

Устроилась к нам в офис новая сотрудница. И как раз в то время начальство умотало куда-то, не выставив девочке фронт работ. Просидев почти неделю, девочка занималась ничегонеделаньем и лезла на стену от скуки, не зная, чем себя занять. И вот я захожу в офис и вижу это над её рабочим местом. Было смешно.

В комментариях люди из самых разных сфер начали признаваться, что у них тоже был опыт работы, где можно бездельничать, и они получали от этого удовольствие.

— У меня так было на первой работе. Сидела ни фига не делала. Первые недели две переживала страшно, так как после института, хочу знания на практике применять и всё такое, даже стыдно было, всё ждала, что уволят)) А потом сотрудница отвела меня в сторонку и объяснила, что не хрен тут сидеть переживать. Ты на работу ходишь? Ходишь. Тебе деньги капают? Капают. Сиди читай книжку, играй в шарики.

— Открыли когда-то давно в нашем маленьком городе магазин канцелярских товаров, не взяв в расчёт то, что такой же магазин, этой же сети, стоит через дорогу и люди по привычке идут в старый магазин, обходя новый стороной. Это была моя первая официальная работа, и она была идеальной. На улице лето, жара, ты сидишь в прохладном тихом помещении, можешь позволить себе чай попить и даже подремать немножко, а тебе за это платят. Самое плохое в этой работе было то, что дремать приходилось, сидя на табуретке, да и пару раз за день всё-таки заходили покупатели.

Я на предыдущей работе так же сидел, почти год, когда фирма разваливалась. Работу раз в месяц привозили, а делать её от силы часа 4. Сейчас на сделке — если нет работы, то как в задницу ужаленный пытаешься её найти или где ещё подработать.

Некоторые рассказывают, что работать всё же приходится, но своё начальство они не видят практически никогда.

— 1,5 года работаю на телевидении, 2 раза видела начальство, нормально делаешь свою работу, и к тебе вообще никто не заходит. Скука смертная, но платят норм.

— Я устроился в августе 2016-го, там увидел начальство в первый и последний раз, с января всех уволили и заменили на новых, я это только на той неделе узнал.

Но многим такой подход не по душе, люди вспоминают, как уходили из компаний, где начальники не ставили перед ними задач.

У меня однажды такое же было: назначили креативным директором, дали кабинет большой и уехали. Сотрудников не предупредили и меня ни с кем не познакомили. Сидел, копался в документах, составил им план и свалил, сказав, что «могло бы что-нибудь получиться, виделись бы мы почаще».

Некоторые просто не хотят бездельничать на работе.

По молодости работал мастером по изготовлению наружной рекламы, оплата была сдельная, но решил сменить контору (платить вовремя вечно не торопились). В новой конторе оплата была уже не сделка, а оклад. Восемь человек в цехе, рабочий день с 9 до 6. Выглядело это примерно так: к 10 все только подходили, далее чайку попить часов до 11, до часу — весьма неспешная работа с пятью перекурами. Далее обед часа на полтора, к пяти вечера все инструменты собраны и все на низком старте. До половины шестого — снова чай… Проработал в таком режиме два месяца и ушёл. Так и не смог влиться в такой коллектив. По объёму выполненных работ таких восемь можно было смело заменить двумя нормально работающими.

Я так месяц назад на работу устроилась. Пришла на менеджера по продажам, посидела пару дней с начальством в кабинете — ни одного задания. На третий день подошёл начальник и говорит, мол, оказалось, не нужен менеджер по продажам, а нужен HR-менеджер. Посидела я ещё два дня. Начальник подошёл и сказал, что у них штат сократили и поэтому меня переназначили разливать кофе.

В конце года на «Пикабу» пользователи делились забавными историями о самых коротких собеседованиях в своей жизни, которые закончились из-за неудачных приветствий, отсутствия ответов на основные вопросы или неприхотливости работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *