Дисциплинарность

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена обязанностям и ответственности обучающихся как составным элементам их правового статуса.

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Неисполнение названной обязанности влечет неблагоприятные последствия для обучающегося, а именно дает право организации, осуществляющей образовательную деятельность, например, на одностороннее расторжение договора об оказании платных образовательных услуг (подпункт «б» пункта 21 «Правил оказания платных образовательных услуг» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706). В этом случае договор с обучающимся или его родителями (законными представителями) расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося (пункт 2 части 2 статьи 61, часть 4 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Правил и частью 7 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося. При расторжении договора по этому основанию принятие распорядительного акта об отчислении обучающегося не предусмотрено.

В контексте выполнения указанных обязанностей показательным является обращение одного из обучающихся в суд с исковым заявлением о признании незаконным приказа в части отчисления из университета, восстановлении в числе студентов, обязании предоставить возможность ликвидировать задолженность по предметам в связи с отчислением из числа студентов с формулировкой «за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы». В связи с изложенным в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2015 года по делу № 33-3458/2015 указывается: «<…> Разрешая исковые требования Т., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» от 14.07.2014 № 848 в части отчисления Т. является незаконным.

Принимая такое решение, суд верно исходил из того, что в силу ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на две попытки ликвидации академической задолженности (пересдачи экзамена), при этом образовательное учреждение обязано создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что до даты отчисления Т. из университета ответчиком истцу не были созданы условия для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия человека». Кроме того, как правильно установил суд, промежуточная сессия за 2-й семестр 1 курса не предусматривала сдачу экзамена или зачета по дисциплине «анатомия», что подтверждается расписанием занятий факультета «лечебное дело». Кроме того, из материалов дела следует, что Т. 9, 11, 16, 17, 20 июня 2014 года обращался к декану факультета с заявлением о предоставлении ему допуска для ликвидации академической задолженности, а в случае отказа просил предоставить мотивированный ответ. Однако мотивированного отказа в предоставлении студенту Т. допуска для ликвидации академической задолженности университетом дано не было.

Также правомерно суд указал, что из составленного 16 июня 2014 года руководством университета акта следует, что Т. предупрежден о том, что его документы будут представлены к отчислению, однако не следует, по какому поводу у него отбирались объяснения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказ об отчислении Т. был издан с нарушением положений действующего законодательства и п. 2.17 Положения об организации контроля знаний студентов Университета, поскольку на момент начала промежуточной сессии Т. имел только один «незачет», возможности для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия» Т. не было предоставлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования истца в части».

2) выполнять требования следующих локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность: устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Проектом Федерального закона № 819348-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части повышения уровня патриотизма среди обучающихся» предлагается дополнить комментируемый подпункт нормой о том, что обязанность обучающегося стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, в том числе связана с формированием и развитием в себе чувства патриотизма, участием в патриотических экскурсионных поездках;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится Проект федерального закона № 706899-6 «О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», согласно которому пункт 4 части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить указанием на обязанность обучающегося при уважении чести и достоинства других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, использовать формальное обращение «Вы». В соответствии с Выпиской из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 26 февраля 2015 года № 225 указанный проект Федерального закона включён в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы РФ в период осенней сессии 2015 года (октябрь);

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников, что обуславливает недопущение применения физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. К таким мерам относятся: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Из Письма Минобрнауки России от 14мая 2014 года № ВК-951/09 «О «комендантском часе» в студенческих общежитиях» следует, что существующая практика ограничения прав обучающихся, проживающих в студенческих общежитиях, на вход в общежития и выход из них в ночное время не соответствует действующему законодательству. Таким образом, нарушения обучающимся «комендантского часа» не может рассматриваться как нарушение правил проживания в общежитиях и интернатах, следовательно такой обучающийся не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по данному основанию. Из Письма Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» (вопрос № 11) следует, что наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной комментируемой статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 года № 185.

5. В части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал категории обучающихся, к которым меры дисциплинарного взыскания не применяются. К таким категориям относятся: 1) обучающиеся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; 2) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. В части 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал случаи, когда не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. К таким случаям отнесены:

1) болезнь;

2) каникулы;

3) академический отпуск;

4) отпуск по беременности и родам;

5) отпуск по уходу за ребенком.

Как отмечается в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-37960 факт неинформирования руководства университета об уважительности причин отсутствия на занятиях не может повлечь отказ в удовлетворении иска с учетом длительности и тяжести заболевания истца, приведшего к его госпитализации.

7. В соответствии с частью 7 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентированы обстоятельства, подлежащие установлению организацией, осуществляющая образовательную деятельность, при выборе меры дисциплинарного взыскания. К таким обстоятельствам законодатель отнес:

1) тяжесть дисциплинарного проступка;

2) причины его совершения;

3) обстоятельства его совершения;

4) предыдущее поведение обучающегося;

5) психофизическое состояние обучающегося;

6) эмоциональное состояние обучающегося.

Новеллой законодательства об образовании в этой области является обязательность представления мнения советов обучающихся, советов родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в случае их создания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 8–12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируют порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

8. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающийся достиг возраста 15 лет, неоднократно совершал дисциплинарные проступки, предусмотренные частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то может быть отчислен по решению образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, старое понятие «исключение» как отчисление за систематическое нарушение дисциплины сохраняется в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», однако именуется «отчисление как мера дисциплинарного взыскания».

9. В соответствии с частью 9 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающий достиг возраста 15 лет, но не освоил уровень основного общего образования то решение об его отчислении по общему правилу принимается:

1) с учетом мнения его родителей (законных представителей);

2) с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исключением из правила является решение об отчислении детей-сирот. В этом случае необходимо заручиться согласием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Согласно Письму Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» одинм из часто задаваемых вопросов в рассматриваемой области является: следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних при отчислении несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования? В указанном Письме в ответе на вопрос № 12 приводится следующая позиция Минобрнауки России: «<…> Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по образовательной программе среднего профессионального образования в любом случае уже имеет основное общее образование) <…>».

10. Если отчисление как мера дисциплинарного взыскания все же состоялась, то в части 10 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель обязал организацию, осуществляющую образовательную деятельность, незамедлительно сообщить об этом в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Названный орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Учитывая то, что отчисление обучающегося затрагивает его право на образование, то Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены ряд дополнительных гарантий, которые подробно отражены в статье 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Одной из них является возможность обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Такое право принадлежит самому обучающемуся, его родителям (законным представителям).

12. Часть 12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает ещё одну дополнительную гарантию соблюдения прав и законных интересов обучающихся. Такой гарантией является действующий «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 № 185, согласно пункту 6 которого за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. В соответствии с пунктом 9 названного Порядка мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.

Российская газета. № 187. 2013.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Официальные документы в образовании. № 16. 2014.

Российская газета. № 136. 2013.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

ХАВРОНЮК Н.И.

д. ю. н., профессор

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений — публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений — от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе — все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор — посредник, примиритель), фасилитации (фасилитатор — тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт — самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

— урегулирования и предупреждения;

— разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект — предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него — восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, — т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку — она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу — из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

— преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

— административными проступками;

— дисциплинарными проступками.

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: — уголовных правонарушений — очень широк; — административных проступков — порядок государственного управления, администрация; — дисциплинарных проступков — трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: — предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), — а если последствия не предусмотрены, то:

— созданием опасности наступления тяжких последствий;

— опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины — чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом — общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— вмешательство в законную деятельность представителей работников;

— финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, — в степени общественной опасности (хулиганство — мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью — причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны — разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть — карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах — самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

Именно поэтому:

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичныхадминистративных правонарушений. Это — «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача — обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

— признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

— обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

— взыскать с ответчика средства;

— временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

— принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

— признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Административный суд разрешает конфликт на основе принципа состязательности. При этом по делам о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий: — обязанность доказать правомерность своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика; — суд может собирать доказательства по собственной инициативе, — все это сделано для того, чтобы гражданин не был беззащитным перед государственной машиной, а мог чувствовать себя равным субъектом правоотношений.

Пример — ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него — как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, — а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели — покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности — и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, — напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, — нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка — от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект — на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

— часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

— часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки — административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия — природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП — должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека — в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков — от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

— работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

— военнослужащие;

— лица, находящиеся под стражей и осужденные;

— ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности — и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной — за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины — за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

— для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

— для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

— для учеников, слушателей, студентов — отчисление (ст. 39 Закона «О профессионально-техническом образовании», ст. 45 Закона «О высшем образовании»; ч. 10 ст. 17 Закона «О военной обязанности и воинской службе»).

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

9 октября в Вышке пройдут пятые Полетаевские чтения, организованные Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований. Это событие приурочено к дням памяти основателя ИГИТИ Андрея Полетаева, которому 27 сентября исполнилось бы 63 года. Основная тема этих чтений — научная идентичность. Сам Полетаев был ярким примером ученого, который одинаково уверенно чувствовал себя в нескольких социальных науках. О том, как решали вопросы научной идентичности в прошлом и с какими проблемами и вызовами ученые сталкиваются сегодня, рассказывает директор ИГИТИ им. А. В. Полетаева Ирина Савельева.

Дисциплинарность — прошлое и настоящее

В последние несколько лет мы в ИГИТИ и в проектах по социологии истории науки, и в проектах по университетским исследованиям много занимались вопросами дисциплинарной идентичности. Изучали, как возникают научные дисциплины, как они институционализируются (как образуются факультеты, кафедры, ассоциации), как формируются системы оценивания и критерии принадлежности к той или иной науке, как появляются дисциплинарные барьеры и «обходящая» их междисциплинарность.

Ответы на многие из этих вопросов есть в новой коллективной монографии «Науки о человеке: история дисциплин», презентация которой состоится на чтениях. Книга полностью посвящена проблеме дисциплинарности, тому, как в разные эпохи строились взаимоотношения университетов и научных сообществ, как это влияло на развитие науки, а также тому, что сегодня происходит с дисциплинарностью, явным и теневым практикам закрепления приоритета тех или иных дисциплин и школ. На этот счет существуют различные мнения и позиции. (Кстати, обратите внимание на совершенно милитаристскую метафорику всех дискуссий о междисциплинарности: барьеры, бастионы, границы, вторжения, присвоение).

Мы все знаем, насколько популярна сегодня конвергенция дисциплин, в том числе благодаря политике научных фондов, которые с большой охотой дают гранты на междисциплинарные проекты. В то же время несмотря на бум междисциплинарных исследований, бастионы дисциплин по-прежнему крепки. Посмотрите на структуру университетов, состав редколлегий журналов, состав секций на научных конгрессах. Кроме того, каждая дисциплина и ее сертификаты для своего представителя служат своего рода «верительной грамотой», удостоверяя его принадлежность к определенной науке, его профессию, квалификацию и т.д. Большинство ученых не испытывают сложностей с самоидентификацией по дисциплине, на каких бы междисциплинарных рубежах, пограничьях и территориях они не работали. На индивидуальном уровне переход дисциплинарных границ (не временные союзы на «пограничных территориях») происходит очень редко.

Путь познания и/или поиск идентичности

Научная биография Андрея Полетаева представляет собой как раз пример биографии ученого, научные интересы которого не просто смещались из одной сферы в другую, а возникали в процессе научного исследования, приводя его из одной дисциплины в другую. От теории циклов Кондратьева, предполагающей работу с длинными временными рядами, он естественным образом переключился на проблему исторического времени, а от него и от размышлений о том, чем история как научное знание отличается от других социальных дисциплин, его интерес перешел к проблеме устройства научного знания в социальных и гуманитарных науках.

Нельзя оценивать по одной и той же шкале гуманитариев, математиков, экономистов и химиков, а всякое усреднение оценки и выдвижение единых критериев ведет к ущемлению интересов одних и к протежированию интересов других

Это был путь познания, а не путь поиска собственной научной идентичности, но каждый раз он приводил Андрея в новую дисциплину, с ее особым инструментарием и способом формулировать вопросы. И только во вторую очередь возникали вопросы институциональной принадлежности — с кем я, кто я, могу ли я преподавать на факультете социологии, или могу ли я вернуться на факультет экономики? Для Андрея, уверенно перешедшего когнитивные дисциплинарные барьеры, проблема институциональной идентичности не была простой; могу сказать, что она его волновала.

Дисциплинарность в наши дни

На самих чтениях мы будем говорить как о том, что происходило с научной идентичностью в прошлом (старший научный сотрудник ИГИТИ Павел Соколов выступит с докладом по раннему Новому времени), так и о современных процессах. Вместе с проректором ВШЭ Марией Юдкевич мы посмотрим, как по-разному воспринимается рейтингование представителями разных дисциплин в университете и какие проблемы это создает. Все понимают, что нельзя оценивать по одной и той же шкале гуманитариев, математиков, экономистов и химиков, а всякое усреднение оценки и выдвижение единых критериев ведет к ущемлению интересов одних и к протежированию интересов других. И в любом университете это вызывает конфликты и непонимание.

Значительное количество докладов посвящено прорывам, сложностям, каверзам, связанным с идентификацией не вполне очевидных дисциплинарных направлений. Например, в выступлении профессора ВШЭ Александра Филиппова речь пойдет о непростых взаимоотношениях между социологией и политической философией. Несколько докладов затрагивают тему критериев профессионального оценивания или дисциплинарных ритуалов, которые закрепляют принадлежность учёного к определенной группе (профессор Михаил Соколов из Европейского университета в Санкт-Петербурге расскажет о роли церемониальных аспектов в социологии).

Критерии оценивания каждая дисциплина вырабатывала и развивает самостоятельно, например, что считается хорошей диссертацией по математике, определяют только математики и только они наделены правом судить. Когда сегодня к нам в магистратуру по истории знания со специализацией «история» приходят студенты, окончившие непрофильные факультеты, они уже на старте научной карьеры сталкиваются с проблемой смены своей идентичности. Мы должны за два года не только дать им необходимые знания по истории, но самое важное — мы должны научить их мыслить исторически, работать историческими методами с любыми источниками, будь то рукопись или музыкальный рок-альбом. Это значит научить анализировать материал исторически — задавать правильные вопросы, выстраивать исторический нарратив. Устойчивое дисциплинарное ядро — язык, методологические ресурсы и универсум вопросов — этим и отличаются дисциплины в когнитивном ракурсе.

Беседовала Людмила Мезенцева

и, ж.

без дополнения: политические, административные санкции; внешнеторговые, финансовые санкции; ужесточить санкции

кого/чего: санкция президента; действовать с санкции властей; санкция Совета Безопасности

на что: санкция на вывоз товара; санкция на расходование средств; санкция на арест; санкция на проведение разведывательной деятельности

против кого/чего: экономические санкции против предприятий

1. Утверждение чего-л. высшей инстанцией, разрешение.

Получить санкцию руководства. Дать санкцию на проведение мероприятия.

2. обычно мн. Спец.Мера воздействия, применяемая по отношению к правонарушителю или к стороне, нарушившей договор, влекущая за собой определенные неблагоприятные для них последствия.

Дипломатические санкции. Кредитные санкции. Санкции за уклонение от призыва на военную службу. Снятие санкций. Финансовые санкции применены правомерно. Уголовно-правовые санкции

(лишение свободы, штраф).

Административно-правовые санкции

(административный штраф, административный арест).

Дисциплинарно-правовые санкции

(понижение в должности, увольнение).

Имущественные санкции

(возмещение потерпевшему ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной).

3. обычно мн. Юр.В международном праве: мера воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства.

Антидемпинговые санкции. Ужесточение санкций. Снять режим санкций. Вторжение на чужую территорию повлечет за собой санкции мирового сообщества.

4. Юр.Постановление, разрешающее принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении.

Санкция прокурора на обыск, арест.

Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях РФ. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок), административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и другое.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, Государственная инспекция труда, органы полиции и др.).

Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.

Виды административных взысканий предусмотрены КоАП РФ и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.). В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, в которой работает гражданин, или в другом месте.

Прокурор Кировского района г. Саратова Е.В. Корогодин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *