Для чего проводится квалификационный экзамен?

Приказ ФАС России №965-к «Об утверждении Положения о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной антимонопольной службы»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2009 г. N 15058

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 августа 2009 г. N 965-к

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ И ПОРЯДКЕ СДАЧИ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235), Указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437), от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 438), от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 440; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459) и в целях формирования кадрового состава, обеспечения объективной оценки профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Субботина П.Т.

Руководитель

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ И ПОРЯДКЕ СДАЧИ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235), Указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437), от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 438), от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 440; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459).

2. Положение устанавливает порядок образования аттестационной комиссии (далее — Комиссия), проведения аттестации, принятия решений по результатам аттестации и их реализации, а также порядок сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими (далее — гражданские служащие) Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), замещающими должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в территориальных органах ФАС России (далее — территориальные органы), за исключением руководителей и заместителей руководителей территориальных органов.

II. Образование и порядок работы Комиссии

3. Комиссия формируется Приказом территориального органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

4. В состав Комиссии включаются руководитель территориального органа и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы), а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу руководителя территориального органа в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии.

5. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

6. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

7. Персональный состав Комиссии и изменения в составе Комиссии утверждаются приказом руководителя территориального органа.

8. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

При возникновении у члена Комиссии конфликта интересов, связанного с деятельностью Комиссии и способного повлиять на принимаемое Комиссией решение по кандидатуре гражданского служащего, он обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю территориального органа (лицу, его замещающему).

9. Председатель Комиссии возглавляет Комиссию и проводит ее заседания.

10. На время отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

11. В случае невозможности присутствия на заседании отдельных членов Комиссии, гражданских служащих или приглашенных на заседание лиц, присутствие которых необходимо, указанные лица обязаны заблаговременно сообщить об этом секретарю Комиссии.

12. Секретарь Комиссии:

а) не позднее чем за три дня до заседания Комиссии:

— докладывает председателю Комиссии о документах, поступивших в Комиссию;

— оповещает членов Комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании Комиссии, о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии и документах, поступивших в Комиссию;

б) сообщает председателю Комиссии до начала заседания о невозможности присутствия на заседании Комиссии отдельных членов Комиссии, гражданского служащего или приглашенных лиц, присутствие которых необходимо;

в) ведет протокол заседания Комиссии, в котором фиксирует результаты голосования и принятые Комиссией решения;

г) сообщает гражданскому служащему после подведения итогов голосования членов Комиссии результат аттестации или квалификационного экзамена;

д) передает в течение трех дней после проведения результаты аттестации или квалификационного экзамена сотруднику территориального органа, отвечающему за кадровое делопроизводство.

13. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

III. Проведение аттестации

14. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

15. Основными задачами аттестации являются формирование кадрового состава гражданской службы территориальных органов, повышение профессионального уровня гражданских служащих, выявление необходимости повышения квалификации или переподготовки, решение вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

16. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет;

беременные женщины;

находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

17. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего по решению руководителя территориального органа.

18. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению руководителя территориального органа после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

19. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

20. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению руководителя территориального органа издается приказ с графиком проведения аттестации гражданских служащих.

21. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование подразделений, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в Комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений.

22. График проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

23. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в Комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный руководителем территориального органа.

24. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилию, имя, отчество;

б) замещаемую должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

25. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в Комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

26. Не менее чем за неделю до начала аттестации каждый аттестуемый гражданский служащий должен быть ознакомлен с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период под роспись. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в Комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку.

27. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание Комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной Комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

28. Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период Комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

29. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, наличия поощрений (взысканий) за предшествующий аттестации период.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

30. Решение Комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

31. На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

32. По результатам аттестации гражданского служащего Комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

33. Результаты аттестации сообщаются аттестованному гражданскому служащему непосредственно после подведения итогов голосования.

34. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

35. В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении в аттестационном листе делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем Комиссии.

36. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

37. Материалы аттестации гражданских служащих представляются руководителю территориального органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.

38. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается приказ территориального органа или принимается решение о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

39. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы руководитель территориального органа вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

40. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Проведение квалификационного экзамена

41. Квалификационный экзамен гражданских служащих проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему территориального органа классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации.

42. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя территориального органа, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего.

43. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя территориального органа по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

44. Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца со дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

45. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие территориальных органов, замещающие без ограничения срока полномочий ведущие должности категорий «руководители» (кроме заместителей руководителей территориального органа), «помощники» и «специалисты», а также старшие и младшие должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

46. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

В случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в», квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность.

47. Квалификационный экзамен проводится на основании приказа, в котором указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен, с указанием должности и даты назначения на должность;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

48. Приказ о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

49. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в Комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

50. Гражданский служащий не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена должен быть ознакомлен с отзывом под роспись.

51. Гражданский служащий вправе представить в Комиссию заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

52. Отзыв на гражданского служащего на заседании Комиссии представляет секретарь Комиссии либо непосредственный руководитель гражданского служащего, сдающего квалификационный экзамен.

53. При проведении квалификационного экзамена Комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданского служащего в соответствии с требованиями должностного регламента гражданского служащего, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданским служащим, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

54. К гражданским служащим, в отношении которых проводится квалификационный экзамен, относящимся к одной категории и (или) группе должностей гражданской службы, применяются одинаковые экзаменационные процедуры и критерии оценки их профессионального уровня.

55. Решение о результате квалификационного экзамена выносится Комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

56. По результатам голосования Комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

57. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

58. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

59. Результат квалификационного экзамена сообщается гражданскому служащему непосредственно после подведения итогов голосования.

60. Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под роспись.

В случае отказа гражданского служащего от росписи об ознакомлении в экзаменационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем Комиссии.

61. Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

62. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступать с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

63. В отношении гражданского служащего, не сдавшего квалификационный экзамен, также оформляется экзаменационный лист, который хранится в личном деле, и делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.

64. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

65. Результаты квалификационного экзамена представляются руководителю территориального органа не позднее чем через семь дней после его проведения.

66. На основании результатов квалификационного экзамена руководитель территориального органа принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен.

67. Решение о присвоении гражданскому служащему классного чина оформляется приказом территориального органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

68. Заверенные копии приказа о проведении квалификационного экзамена, протокола заседания Комиссии, приказа о присвоении классных чинов гражданским служащим территориального органа направляются в Управление государственной службы ФАС России в течение десяти дней с даты присвоения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации.

69. Со дня присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином и исчисляется срок гражданской службы в присвоенном классном чине.

70. Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на государственную гражданскую службу вновь.

Порядок проведения квалификационного экзамена

Квалификационный экзамен проводится:
а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому
служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы,
для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.
Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:
а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку. Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.
На экзамен может быть приглашен непосредственный руководитель работника сдающего экзамен.

Квалификационный экзамен ЖКХ – процедура, вызывающая много вопросов у претендентов на получение лицензии. Предлагаем вам ознакомиться с ответами на некоторые из них.

О квалификационном аттестате руководителя управляющей компании в сфере ЖКХ

В ходе проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства на первый план выведена персональная ответственность должностных лиц – руководителей организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Подтверждением их компетентности в вопросах обеспечения соблюдения требований к качеству предоставляемых услуг является квалификационный аттестат, выдаваемый на безвозмездной основе. Чтобы получить этот документ специалист ЖКХ должен сдать специальный квалификационный экзамен.

Как выглядит квалификационный аттестат ЖКХ, какие данные в него вносятся и в течение какого срока он действителен?

  • Бланк квалификационного аттестата имеет зеленый цвет, выполнен в формате А4 (210 на 297 мм), является ценной бумагой, входящей в категорию документов, защищенных от подделки полиграфической продукции на уровне «В», в обязательном порядке заверен подписью руководителя и печатью органа госжилнадзора субъекта Российской Федерации.
  • В квалификационном аттестате ЖКХ должны быть указаны название субъекта Российской Федерации, от имени которого выступает экзаменационная комиссия, личные данные прошедшего аттестацию специалиста (его имя, отчество, фамилия), номер протокола результатов квалификационного экзамена и дата его составления.
  • Срок действия аттестата ограничен 5 годами.

Совет эксперта: Рекомендуем сдать квалификационный экзамен и получить аттестат не только руководителю управляющей компании, но и его заместителю. Такой шаг позволит вашей организации в полной мере отвечать требования к обладателю лицензии ЖКХ и продолжить свою деятельность в случае отстранения первого лица от должности.

Порядок проведения и специфика квалификационного экзамена специалиста ЖКХ

  • Прием заявления претендента на получение квалификационного аттестата ЖКХ и проведение экзамена осуществляется специальной лицензионной комиссией, сформированной субъектом Российской Федерации для обеспечения деятельности госжилнадзора по лицензированию организаций, управляющих многоквартирными домами.
  • Ключевое условие допуска к сдаче квалификационного экзамена в сфере ЖКХ – отсутствие сведений о претенденте (руководителе управляющей компании) в реестре дисквалифицированных лиц.
  • Срок, в течение которого претендент должен быть уведомлен о допуске к экзамену, составляет не более 15 рабочих дней со дня принятия комиссией его заявления.
  • Сам квалификационный экзамен ЖКХ проходит в форме компьютерного тестирования. Максимальное время, отведенное на сдачу тестов – 120 минут. НЕ ЗАБУДЬТЕ взять с собой паспорт. При отсутствии этого документа вас не допустят к экзамену!
  • Минимальное количество вопросов, на которые вам нужно верно ответить для успешной сдачи экзамена – 86. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа. Общее число вопросов индивидуального набора тестов для претендента – 100 (выбираются автоматически из 200 утвержденных).
  • Вопросы для проведения квалификационного экзамена ЖКХ охватывают такие темы, как: различные аспекты управления многоквартирными домами, энергосбережение, трудовое законодательство.
  • На экзамене ЗАПРЕЩАЕТСЯ: использовать справочную литературу, нормативно-правовые и законодательные акты, средства мобильной связи; записывать какую-либо информацию на бумажные носители; вступать в переговоры с другими лицами, проходящими тестирование; покидать экзаменационную аудиторию.

Совет эксперта: Сдать квалификационный экзамен ЖКХ с первого раза достаточно просто, если вы обладаете нужными знаниями и тестирование не представляет для вас стрессовую ситуацию. Рекомендуем пройти предаттестационную подготовку по уникальной программе, разработанной специально для руководителей управляющих компаний.

Вам необходимо срочно пройти лицензирование и получить лицензию ЖКХ? Не можете разобраться с требованиями законодательства или решить проблему подготовки к квалификационному экзамену? Юристы Консалтинговой группы «Гранит-Консалтинг» ответят на все ваши вопросы и помогут быстро справиться с поставленной задачей.

Позвоните нам по номеру телефона 8 (495) 911-00-12 или 8 (495) 664-28-06. Мы оперативно предоставим вам бесплатную первичную консультацию.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

2. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением квалификационных экзаменов федеральных государственных гражданских служащих, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

3. Установить, что расходы, связанные с проведением квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее — гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее — государственный орган), а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.

2. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:

а) должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

б) должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы,

3. Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя).

4. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

5. В случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 4 настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

6. Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего.

7. Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

8. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии (далее — комиссия).

9. В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

10. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

11. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

12. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом, указанным в пункте 11 настоящего Положения, не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена.

Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

13. При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

14. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

15. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

16. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

17. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.

18. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

19. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

20. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вероника Андросова и София Гилева – члены НП «АРМО», сдавшие квалификационный экзамен по направлению «Оценка недвижимости», приехали из Воронежа и сразу после сдачи поделились с нами не только бесценным опытом, который обязательно пригодится оценщикам, все еще находящимся в стадии подготовки, но и эмоциями, которые им пришлось испытать до, во время и после этой процедуры.

О мотивации

София: «Альтернативных вариантов у нас нет. Оценка – наша единственная профессия, единственный источник дохода. Поэтому расчет простой – идти как можно скорее, чтобы использовать возможность пересдачи. Всех агитирую в своем регионе, но кроме Вероники решительных не нашлось. При этом очень многие заполняют предварительные заявки, человек 120 уже точно есть. Все ждут середины сентября, когда ФРЦ обещал опубликовать список регионов. Если этого не случится, начнется массовая подача заявлений на сдачу экзамена в Москве.»

Вероника: «Пройти эту процедуру в первых рядах меня подтолкнула Соня. И за это я ей очень благодарна. После простых расчетов я поняла, что если сдавать сейчас, то шансов на положительный результат – больше. Логика простая: нужно сдать три направления. Если каждое направление можно пересдавать не ранее чем через три месяца, обозначила такой план: выждать совсем немного времени, чтобы оценить обстановку, узнать, как сдают первопроходцы, затем расставить приоритеты. Недвижимость пока самое популярное направление – по нему больше всего информации, значит, сдаю недвижку, вне зависимости от результатов сразу подаю заявление на сдачу движимого имущества, готовлюсь, сдаю движку, вне зависимости от результата подаю на бизнес, сдаю. До апреля всего семь попыток по всем направлениям. Уж одна из них точно будет удачной. Причем каждая следующая попытка при таком подходе повышает шансы на успех.

Программа минимум – остаться в СРО, конечная цель – сдать все направления.

По большому счету этот экзамен – лотерея, можно сдать его или не сдать – вне зависимости от подготовки и опыта практической работы, поэтому смысла откладывать эту процедуру я не вижу. Регистрируйтесь, готовьтесь, сдавайте. Согласна, это неприятно, изматывает морально, но уже в апреле будущего года от этого будет зависеть очень многое. Надо сдавать, а ситуация, когда оценщики ждут чего-то — прихода ФРЦ или предоставления Excel, может говорить о том, что люди не думают о завтрашнем дне.

Удивительно, по закону квалаттестат мы еще не обязаны иметь на руках, а некоторые заказчики уже просят его предоставить.

Всего подразумевается полторы тысячи вопросов, три направления, грубо говоря, по 500 вопросов приходится на каждое направление. Мы пока знаем 167, плюс раз в год на 20% обновляется теория, плюс раз в два года на 50% обновляется практика. Поэтому думать, что нам будут известны все вопросы наивно. И вообще, от них можно ожидать любого подвоха, ну кто им мешает поменять всю базу вопросов и столкнуть сдающих с новыми трудностями. Многие успешно сдают экзамены, поэтому решение усложнить задания вполне ожидаемо.

Деваться нам некуда, сдавать надо. И чем быстрее, тем лучше.»

О процедуре

София: «Для допуска к экзамену при себе необходимо иметь диплом, квитанцию об оплате и паспорт. Наблюдательная комиссия предлагает занимать места в кабинете, ориентируясь на уже разложенные по партам конверты, на которых указаны направления. Рассадка – вперемежку, чтобы невозможно было списать. Кроме конвертов на столах разложены калькуляторы.

Неприятная атмосфера в аудитории – все очень напряжены, полная тишина и только клацанье кнопок калькулятора. Никто даже не пытался переговариваться. Только на апелляции мы попробовали пообщаться, получили три замечания, решили не продолжать, дабы не аннулировали результаты. Все может быть.

Ни заносить, ни выносить ничего нельзя, телефоны и другие вещи не отбирают, но просят сложить их в конце аудитории. Во время экзамена ведется видеозапись, а наблюдатели ходят по рядам. В целом же они доброжелательны.

Отвечая на вопросы, стоит учесть, что если вы допустите ошибку, не достаточно ее просто исправить, важно внести ремарку: «Верным считать такой-то ответ» и зачеркнуть отмеченный ранее неверный вариант.»

Вероника: «Сдавших было около 60-ти процентов, почти половина группы при этом не пришла за своими результатами. Нам это показалось как минимум странным.»

О задачах

София: «После общения с коллегами, сделала вывод, что на протяжении нескольких экзаменационных дней условия задач не меняются, корректируются только числовые данные.

Внимательность в условиях катастрофической нехватки времени пригодится каждому соискателю! Масса времени потрачена на пересчитывание каждой сложной задачи несколько раз, причем ответ одной из задач — про резервуары — не сходился именно потому, что не убраны были знаки после запятой. Если от них не избавиться, ответ не сойдется. Все варианты ответов очень близки. Мне даже пришлось попросить представителя наблюдательной комиссии изменить настройки до двух знаков, она помогла. Тогда, наконец, получилось 117 тыс. Ближайший вариант ответа составлял 116. Но алгоритм действия при этом был составлен правильно с первой минуты. В общем, только на эту задачу я потратила полчаса.

Другая задача, очень простая на первый взгляд, – с квартирами – тоже долго не поддавалась. Конечно, если бы решала в Excel, проблем бы не возникло. Там все привычно и наглядно. Здесь же каждый раз приходилось снова и снова вводить данные и пересчитывать. Была еще пара задач, которые не сошлись с первого раза. Получилось так, что на теоретические вопросы осталось всего 15 минут. Из-за спешки – невнимательность, попалась на каверзном вопросе – не заметила двойного отрицания в условии.

Вывод – ошибки не от незнания, но невнимательности и спешки. Поэтому совет – читая условия каждого вопроса будьте очень внимательны. Такое ощущение, что составители хотят нас подловить на каждом шагу, при этом вопросы по сути своей несложные. Уверена, если бы было чуть больше времени, которое можно потратить на проверку ответов, ошибок вообще можно было избежать.

Выбрала для себя такую тактику – начала с простых задач, теоретические вопросы оставила «на десерт». Возможно, если бы начала с теории, подошла бы к ней с большей внимательностью.

Важно осознавать – это придумали «враги», которые очень хотят тебя «поймать», не оценить твои реальные знания и профессионализм, а именно поймать – в том числе на невнимательности.»

Вероника: «Мне удалось максимально сконцентрироваться, взять себя в руки, благодаря этому смогла избежать ошибок, связанных с невнимательностью. Ошиблась в других случаях – в странном вопросе о дисконтировании денежных потоков и второй раз – в задаче о квартирах. Перерешала несколько раз, но ответ подогнать так и не удалось – варианты ответов составляют очень близкие числа.

Раньше ничего не знала о плавающей ставке. Нужно рассказать об этом всем оценщикам, ведь в практике такого не бывает, а на экзамене встретилось. Мне повезло, я поставила верную галочку. Сработала интуиция.»

О калькуляторе

София: «Главной проблемой, с которой я столкнулась – работа с финансовым калькулятором. Меня он чуть не загубил).

В ситуации, когда нет абсолютно никакой гарантии, что на экзамене когда-нибудь будет предоставлен Excel, оценщикам рекомендую стать настоящими асами в работе на этом калькуляторе.

Мне на нем работать неудобно и непривычно. Общего языка с этим гаджетом я так и не нашла.

Вывод – даже знающий может не сдать этот экзамен – из-за невнимательности, спешки, неумения пользоваться калькулятором. Многие вопросы вводят в заблуждение, введены лишние данные. Такое ощущение, что это тест на внимательность, скорость и стрессоустойчивость.»

Вероника: «Чтобы получить представление о том, как работать на финансовом калькуляторе, вполне достаточно ознакомиться с видеоуроком, опубликованном в специальном разделе сайта НП «АРМО». Лучше знать не только основные клавиши и функции, но и алгоритмы решения задач. Это позволит использовать предоставленный гаджет максимально эффективно, сэкономит отведенное время и лишние нервы. Совершенно очевидно, что для решения сложных задач нужен Excel. Дайте специалистам привычный инструмент для работы – и процент сдавших, безусловно, будет значительно выше. Финансовый калькулятор в обычных условиях мы не используем.

О подготовке

София: «В подготовке к сдаче экзамена, безусловно, очень помогли материалы, подготовленные экспертами и сотрудниками НП «АРМО». Решебники по трем направлениям дают четкое понимание об общем алгоритме решения теоретической и практической частей экзамена.

В процессе подготовки стоит внимательно рассмотреть задачи на дисконтирование с реверсией и капитальными затратами с использованием различных ставок. А также задачи на расчет денежных потоков с усложненными данными.

Подготовка, действительно, заняла огромное количество времени. Я, например, поехала в отпуск и две недели на пляже читала все подряд. Специально поехала одна, чтобы максимально абстрагироваться от всего и сконцентрироваться на подготовке. Полностью была уверена в своих силах. Кажется, весь Гражданский кодекс знаю наизусть. Кстати, в нашем варианте билета вопросов на знание ГК было очень мало.

Вероника: «Безусловно, очень помогла подготовка: благодаря НП «АРМО» получила возможность ознакомиться с вопросами и задачами, алгоритмами их решений, восстановила навыки работы на финансовом калькуляторе.

Готовилась я очень скрупулезно, перечитала все, что только можно было перечитать. Гражданский, Земельный кодексы, выжимки, подготовленные НП «АРМО», очень помог в подготовке сборник задач и решебник.

Единственный плюс всей этой процедуры – никогда не вредно лишний раз обновить свои знания, почитать нормативку. Когда ты подаешь заявление на сдачу, и над тобой висит Дамоклов меч в виде назначенной даты экзамена, ничего не остается как готовиться. Спала в обнимку сначала с Гражданским кодексом, потом с Земельным. Всюду разложила необходимую литературу: на кухне, в спальне, даже в автомобиле. Читала каждую свободную минуту. И даже на работе откладывала дела, занималась подготовкой. Вебинары слушали вместе со мной даже те люди, которые оценкой не занимаются. Много было забавных моментов. Моя жизнь начала мериться количеством прочитанных страниц. Я наметила себе очень жесткий план и выполнила его. В эти две с половиной недели отодвигаешь все дела и устраиваешь себе такую прокачку мозгов, концентрируешь все свои ресурсы, что после успешного завершения испытываешь глубокое удовлетворение. Радует и то, что здесь познакомилась с интересными людьми, нас всех объединяет общая угроза.»

Об апелляции

Вероника: «Соискателям раздают листочки с неправильными ответами. В бланки необходимо вписать ФИО, логин, пароль и заполнить графы с обоснованием своей позиции по тем вопросам, с которыми не согласен. На процедуру отведен всего час. Срок рассмотрение апелляции – 20 дней. Идти на процедуру рекомендую всем – провести работу над ошибками, лишний раз изучить формулировки задач для передачи опыта и помощи коллегам – все это, учитывая ситуацию, очень важно.

Нам, в отличие от первых групп сдающих, был дан доступ в интернет, возможность пользоваться Excel, все ФСО и законы были распечатаны и предоставлены для использования.

Такой момент: организаторы рекомендовали подать заявление на получение квалификационного аттестата позже, чтобы продлить срок его действия. Важно рассчитать так, чтобы на руках он был к 1 апреля 2018 года.

София: «Один из вопросов, по которому писала апелляцию – что нужно учитывать при дисконтировании. Так и не знаю верного ответа, но, наверное, подразумевалось, что нужно учитывать планы покупателя на использование объекта, а это не верно. Не было уточнения, что речь идет о типичном покупателе.»

О впечатлениях

София: «Хочу немного отдохнуть от экзамена — стресса и переживаний хватило. Пока планирую подготовить оценщиков из своей фирмы к успешной сдаче. А в дальнейшем и сама буду готовиться к «Бизнесу».

Если без эмоций – в заданиях нет ничего сложного, просто они запутаны, причем сознательно.»

Вероника: «У меня немного другие впечатления. Во-первых, ответы на большую часть вопросов я знала абсолютно точно, потратила на них минимум времени, перешла к тем, над которыми нужно было подумать. Некоторые из них, действительно, иначе как дурацкими не назовешь.

Огромное спасибо Партнерству – вы делаете большую работу, которая нам помогает в процессе подготовки и сдачи экзаменов. Весомая часть нашего успеха – ваша заслуга.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *