Договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Особенности

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Во-первых, в качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

Во-вторых, в качестве покупателя выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реал и зовы ват ься товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.

В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

Характеристика договора контрактации

По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  • зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  • в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:

  • последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
  • помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.

Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.

Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).

К сельхозпродукции относится и животноводческая продукция.

Обязанности заготовителя регулируются особо. По общему правилу заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

В случае принятия сельхозпродукции в месте нахождения заготовителя он не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей по качеству и доставленной ему в срок.

По общему правилу заготовитель обязан возвращать производителю отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой этих отходов по согласованной цене.

Ответственность производителя. Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.

Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.

Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее он выделен законодателем в самостоятельный вид договора. являющийся разновидностью договора купли-продажи.

Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю:
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
  • законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

Одним из видов договора купли-продажи является договор контрактации, наиболее часто встречается в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и ее заготовитель (покупатель).

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) сельскохозяйственным производителем и не подвергнутая какой-либо промышленной переработке, т. е. сельскохозяйственная продукция в сыром виде. Контрактуемый товар отличается тем, что это товар будущий, т. е. он еще подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства.

Само выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства, которые иногда не зависят от воли производителя сельскохозяйственной продукции (засуха, дожди и т.п.). Эти обстоятельства обусловливают порядок определения условий в договоре о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции. Так, количество сельскохозяйственной продукции может быть определено не в точных размерах, а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей (от и до).

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Оплата производится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса.

Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте.

Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором

Порядок передачи сельскохозяйственной продукции определяется договором контрактации. Если договором он не определен, то заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

Если принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Вместе с тем особенности сельскохозяйственного производства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям природной среды, обусловливают особенности ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

В соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции отвечает перед заготовителем только за виновное нарушение. Заготовитель же несет ответственность перед производителем по правилам, установленным п. Зет. 401 ГК РФ, независимо от наличия или отсутствия в нарушении его вины.

Животноводство 19 декабря 2018

Текст: Т. Чанышев, адвокат, управляющий партнер; К. Султанова, юрист, партнер, Advocate Premium Law Firm

Повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических потребностей с возможностями покупателя — основная задача договора контрактации. Данный документ необходим для развития и поддержания аграрного сектора российской экономики и призван регулировать отношения, связанные с закупками товара у сельхозпроизводителей.

Контрактация представляет собой специфический вид договора купли-продажи, направленный на установление соответствующих отношений между производителем и заготовителем сельскохозяйственной продукции. Данный документ полностью подчиняется положениям о договоре поставки, при этом у продавца и покупателя возникает комплекс прав и обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с правилами делового оборота. По гражданскому законодательству контрактация предусматривает ряд положений, направленных на поддержку сельскохозяйственных производителей.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зачастую аграрная продукция поставляется по договорам купли-продажи, реже — по соглашениям контрактации, предусматривающим обязательную передачу аграрием выращенной сельхозпродукции лицу, осуществляющему ее закупку для переработки или реализации. Отличием контрактации от прочих видов документов подобного характера является возможность отнесения рисков, связанных с производством аграрных товаров, на заготовителя. Сложность в применении договоров данного типа заключается в том, что их объектом является еще не выращенная продукция — овощи, живой скот, птица, зерно и другое. Известно, что сельскохозяйственное производство не защищено от влияния неблагоприятных факторов, следствием которых может стать смещение сроков поставки готовой продукции, в то время как в договоре контрактации время и объемы ее сдачи жестко фиксируются. Помимо основных положений, присущих договорам купли-продажи, — ассортимент, количество, качество, сроки, условия доставки, место приемки товара и цена, действующим законодательством было предложено включение в соглашение контрактации других критериев — закупка сельскохозяйственной продукции в месте нахождения производителя, ответственность агрария, возмещение убытков заготовителя при наличии вины другой стороны и прочее.

Положения о сроках поставок, их объеме и ассортименте в договоре контрактации являются ключевыми. Покупатель обязуется принять произведенную по его заказу продукцию у изготовителя в месте распределения. Контрактант не имеет права отказаться от получения готового товара в том случае, если тот соответствует условленным качеству и ассортименту, а также был передан в отведенный период. Нарушение порядка и сроков поставки сельскохозяйственной продукции по договору контрактации влечет возмещение убытков контрактанта.

СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Нарушения договоров контрактации нередко рассматриваются в судебном порядке. Так, согласно делу № А03-20581/2012, общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с иском к изготовителю сельскохозяйственной продукции об изъятии у него 91,38 т продовольственных семян льна на общую сумму 639,66 тыс. рублей, переданных истцом по договору контрактации в качестве аванса, а также о взыскании 214,85 тыс. рублей неустойки за просрочку поставки выращенного семенного материала. Данный иск был удовлетворен. Суд указал, что длительность неисполнения договорных обязательств явилась результатом ненадлежащего осуществления должником деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на то, что действующим законодательством был закреплен приоритетный режим для продавца сельскохозяйственной продукции, отсутствие вины должно обязательно им доказываться. В случае подтверждения ее неимения или по причине возникновения непреодолимой силы, препятствующей производству аграрных товаров, к примеру, засухи, града, наводнения и так далее, изготовитель не возмещает ущерб контрактанта. Более того, он не несет ответственности, если в неисполнении или ненадлежащем исполнении имеется вина заготовителя, или невыполнение обязательств стало следствием просрочки осуществления встречной договоренности покупателем. Последний, в свою очередь, несет ответственность в виде штрафа, пеней или неустойки, если нарушит сроки оплаты товара, поэтому условие о внесении авансового платежа является еще одним принципиально важным положением договора контрактации. Как правило, аванс устанавливается соразмерно стоимости выполнения определенных видов работ, необходимых для производства полного объема контрактованной продукции.

УСТАНОВИТЬ ОБЪЕМЫ

Из определения Верховного Суда РФ от 1 сентября 2015 года по делу № А82-12728/2014 неисполнение сельскохозяйственным производителем условий договора контрактации в части объема и срока поставки продукции стало основанием для обращения покупателя с иском о взыскании с него долга в размере 1,556 млн рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в объеме 374,76 тыс. рублей. Рассмотрев представленный материал, суд указал, что, поскольку в течение срока действия договора кооператив не исполнил обязательства по поставке продукции, общество было вправе требовать возврата денежных средств в сумме 1,556 млн рублей, представлявших разницу между произведенной предоплатой и стоимостью полученного товара с момента окончания срока исполнения обязательств, указанных в соглашении.

Важное положение договора контрактации о количестве и ассортименте готовой продукции также определяется предельными объемами. Установление наименьшей и наибольшей величины товара выглядит целесообразным, поскольку в этом случае заготовитель не сможет отказаться от принятия максимального количества, а производитель имеет право сдать минимальный объем продукции. Помимо этого, покупатель не вправе отказаться от включения в соглашение положений о возврате отходов от производства изготовителю в случае приобретения продовольствия для дальнейшей переработки. По закону такая обязанность предусматривается договором по требованию агрария. При необходимости стоимость остатков также может быть согласована в этом документе. Отказ от их возвращения в связи с отсутствием экономической целесообразности может быть обжалован производителем, причем контрактант не вправе ссылаться на убыточность поставки отходов, так как при определении цены продукции в нее включаются соответствующие затраты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Согласно определению Верховного Суда РФ от 23 марта 2015 года по делу № А07-20890/2013, государственным органом был учтен баланс интересов сельхозпроизводителя и заготовителя, а также признаки добросовестности поведения хозяйствующих субъектов. В ходе разбирательства было установлено, что между сторонами был заключен договор контрактации по сахарной свекле, согласно которому аграрий обязался поставить выращенные им корнеплоды. В связи с неисполнением принятых обязательств в установленный договором срок с производителя были взысканы денежные средства — предоплата, не обеспеченная передачей продукции, за минусом стоимости поставленной свеклы в количестве 46,761 т. Всего сумма задолженности составила 5,913 млн рублей, а также 709,5 тыс. рублей неустойки. При этом урожай в соответствии с договором контрактации был застрахован на условиях, предусмотренных Правилами страхования сельскохозяйственных культур. Выплата возмещения в размере 5,709 млн рублей была осуществлена в пользу заготовителя в части гибели урожая на посевной площади 800 га.

Однако при рассмотрении представленных доказательств суд установил, что в соответствии с дополнительным соглашением к договору страхования заготовитель и страховая компания внесли изменения в составляемый документ, определив, что выгодоприобретателем по нему является заготовитель с момента оплаты аванса по договору контрактации. Вместе с тем применительно к обстоятельствам спора в замене выгодоприобретателя, а затем и в получении от производителя возмещения в связи с неисполнением последним обязательств по соглашению контрактации суд усмотрел признаки недобросовестности. Было получено подтверждение, что аграрий не был поставлен в известность относительно замены выгодоприобретателя, чем был лишен возможности своевременно и самостоятельно застраховать свой урожай от гибели в силу обстоятельств непреодолимой силы. В результате разбирательства суд отнес выплаты по договору страхования сельскохозяйственных культур в размере 5,709 млн рублей в пользу производителя.

Различные примеры судебной практики еще раз подтверждают, что не стоит забывать о важных положениях договора контрактации, в том числе об обязанности страхования аграрных культур. При этом следует помнить, что требования, которым должны соответствовать соглашения подобного типа, сформулированы в ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и «О внесении изменений в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства». Кроме того, страхование может послужить надежным инструментом поддержки агрария в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств, а сам договор контрактации — удобным инструментом выгодной реализации выращенной продукции.

Распечатать Поделиться

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Принят Государственной Думой 26 октября 1994 года Одобрен Советом Федерации 17 ноября 1994 года (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167; Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 415-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 27; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596) Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (Часть первая утратила силу на основании Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636) Закупка — форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях. Поставка — форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Статья 2. Обеспечение государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием 1. Закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются в целях: удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов Российской Федерации; выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности. 2. Закупка и ввоз (импорт) тех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями Российской Федерации, не производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закупка и ввоз (импорт) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 3. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителей и реализуются ими по своему усмотрению исходя из экономической выгоды. 4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию продовольственных рынков, стабилизации межотраслевых и межрегиональных связей и стоимостных пропорций, обеспечивают поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики Российской Федерации. Статья 3. Федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 1. В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для: федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды). 2. Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок. Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской Федерации — за ее пределами. 3. Региональные фонды создаются для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и формируются на основе договоров с товаропроизводителями (поставщиками), включая личные подсобные хозяйства, как на собственной территории субъекта Российской Федерации, так и за ее пределами. На всей территории Российской Федерации гарантируется свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 4. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, — собственностью субъектов Российской Федерации. 5. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным государственным контрактам у товаропроизводителей (поставщиков) и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные товаропроизводителем к реализации, закупаются в полном объеме. 6. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поставляемые для государственных нужд, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также особым условиям, установленным государственными контрактами (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596). Статья 4. Государственные заказчики на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд 1. Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. (Абзац третий утратил силу на основании Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636) (Абзац четвертый утратил силу на основании Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636) 2. Государственные заказчики: осуществляют выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент, объемы и сроки поставок им сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые определяются государственными контрактами (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). 3. Государственные заказчики могут передавать выполнение части своих функций по формированию заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Статья 5. Формирование объемов закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд 1. В целях формирования федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года и доводят их до государственных заказчиков. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 2. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно предусматривают в соответствующих бюджетах средства для формирования федерального и региональных фондов. 3. (Пункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636) Статья 6. Расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые и поставляемые для государственных нужд 1. Правительство Российской Федерации ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства. 2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам. Квоты могут быть установлены для товаропроизводителей (поставщиков) на всей территории Российской Федерации или на какой-либо ее части. 3. В целях защиты потребителя (покупателя) Правительство Российской Федерации устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Правом соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 процентов от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25 процентов после заключения государственного контракта и 25 процентов после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). 5. Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственными контрактами (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям и организациям, при инкассовой форме расчетов — десять дней, а по скоропортящимся товарам — до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц. 6. Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную ответственность, является государственный контракт, регулирующий экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя) (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Государственный контракт считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем), и не может быть в последующем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в государственном контракте на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом уровня инфляции (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). (Абзац третий утратил силу на основании Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636) Государственный контракт на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд заключается до начала года (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). Статья 7. Стимулирование закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд 1. В целях экономического стимулирования закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд товаропроизводителям (поставщикам) могут предоставляться: льготы по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях; валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на экспорт; ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются органами законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции до заключения государственных контрактов (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). 2. В государственный контракт могут включаться конкретные льготы для товаропроизводителей (поставщиков), установленные в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, а также другие условия, которые направлены на стимулирование закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636). 3. Государственные заказчики предоставляют товаропроизводителям (поставщикам) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд материальные и финансовые (включая валютные) ресурсы для: закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней; закупки высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных; строительства хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции; приобретения технических средств и технологического оборудования, современных технологий и проведения научно-исследовательских работ, связанных с производством,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *