Договор о теплоснабжении

Публичный договор теплоснабжения и горячего водоснабжения

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

С ГРАЖДАНАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНЫХ, СЕМЕЙНЫХ, ДОМАШНИХ И ИНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Договор

теплоснабжения и горячего водоснабжения.

п. Рамешки «______»_____________201 __г

Муниципальное унитарное предприятие ПКФ «МУПАРР», именуемое в дальнейшем: «ИСПОЛНИТЕЛЬ» , действующего на основании Устава, с одной стороны и гражданин _______________________________________________________________ , а также совместно проживающие с ним (и/или зарегистрированные) члены его семьи, использующие тепловую энергию и горячее водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд, именуемые в дальнейшем: «ПОТРЕБИТЕЛЬ», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора:

1.1. ИСПОЛНИТЕЛЬ предоставляет, а ПОТРЕБИТЕЛЬ использует и оплачивает коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению с соблюдением следующих условий:

— По теплоснабжению – обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ , при условии соблюдения всех теплоэкономических мероприятий.

— По горячему водоснабжению — качество воды горячего водоснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ , действующими на период договорных отношений

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются Главным управлением РЭК Тверской области, с определением норматива потребления и размером оплаты за тепловую энергию, решением органов совета местного самоуправления. Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение, и нормативы их потребления, подаваемые в соответствии с настоящим Договором, применяются с даты, указанной в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

1.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ начинает и заканчивает отопительный период на основании распоряжений уполномоченных органов субъекта Российской Федерации.

1.3. При отсутствии общедомового прибора учета расчет платы за тепловую энергию производится Теплоснабжающей организации исходя из норматива потребления тепловой энергии: 0,0202 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц при условии оплаты с разбивкой на 12 месяцев календарного года.

1.4. Границей эксплуатационной ответственности инженерных сетей Теплоснабжающей организации и Потребителя является: для многоквартирных домов — внешняя граница стены многоквартирного дома.

2. Обязанности сторон:

2.1. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется:

2.1.1. Предоставлять ППОТРЕБИТЕЛЮ тепловую энергию надлежащего качества и в необходи­мых объемах до внешней границы стены многоквартирного дома в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

2.1.2. Соблюдать условия оказания услуг п.1.1. настоящего Договора;

2.1.3. Обеспечить подготовку инженерной инфраструктуры к сезонной эксплуатации внешних тепловых сетей согласно границам балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, принимать незамедлительные меры в случае возникновения на них аварийных ситуаций.

2.1.4. Поддерживать температуру горячего водоснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ (п.5, раздела II, приложения №1)и не допускать ее отклонения более чем на 3°С, при этом температура учитывается как среднесуточная.

2.1.5. Нести ответственность за конфиденциальность персональных данных ПОТРЕБИТЕЛЯ согласно Федеральному Закону -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона 27.07.2006 «О персональных данных».

2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬ обязуется:

2.2.1. Производить оплату за потребленное тепло и горячее водоснабжение ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца следующего за истекшим месяцем;

2.2.2. Извещать ИСПОЛНИТЕЛЯ о количестве граждан, проживающих в жилом помещении для расчетов платежей за услуги по горячему водоснабжению;

2.2.3. Предоставлять ежемесячно показания индивидуального прибора учета за расчетный период;

2.2.4. Незамедлительно сообщать ИСПОЛНИТЕЛЮ об аварийных ситуациях, возникших в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения дома в целом;

2.2.5. Без оформленного в установленном порядке разрешения не производить перенос инженерных сетей, не устанавливать дополнительные приборы отопления, не использовать теплоноситель из системы отопления не по прямому назначению (использование сетевой воды из систем и приборов отопления на бытовые нужды);

2.2.6. Обеспечить готовность внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее — внутриквартирное оборудование) к безаварийному и качественному приему коммунальных услуг. ПОТРЕБИТЕЛЬ вправе возложить эти обязанности на привлекаемые управляющие организации или общества, которые ежегодно, не позднее 30 сентября месяца каждого года предъявляют ИСПОЛНИТЕЛЮ акт готовности внутридомовых инженерных сетей к отопительному периоду. (За состояние внутридомовых инженерных систем ИСПОЛНИТЕЛЬ ответственности не несет)

2.2.7. Обеспечивать беспрепятственный доступ ИСПОЛНИТЕЛЯ к внутридомовым инженерным сетям, а также при необходимости в жилые помещения.

3. ПОТРЕБИТЕЛЮ запрещается:

3.1. Производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения Теплоснабжающей организации.

3.2. Самовольно присоединяться к тепловым сетям Теплоснабжающей организации, вносить изменения во внутридомовые (внутриквартирные) инженерные систе­мы без согласования с Теплоснабжающей организацией Технических условий.

3.3 Самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения.

3.4 Самовольно нарушать пломбы на приборах учета потребления тепловой энергии и горячей воды, устанавливать не поверенные или с истекшим сроком поверки приборы учета и осуществлять иные действия, направленные на иска­жение их показаний или повреждение.

4. Порядок расчетов и оплата:

4.1. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным одному календарному месяцу

4.2.Отпущенную тепловую энергию и/или горячее водоснабжение «ПОТРЕБИТЕЛЬ» оплачивает «ИСПОЛНИТЕЛЮ» по утвержденным тарифам. Величина платежей за теплоснабжение и горячее водоснабжение для населения определяется согласно утвержденным нормативам или по имеющимся приборам коммерческого учета тепловой энергии и/ или горячей воды.

4.3. Расчет за тепловую энергию и горячее водоснабжение производится по государственным регулируемым тарифам, с возможными изменениями в связи с пересмотром тарифов в период действия договора;

4.4. Оплата за тепловую энергию, в случае отсутствия прибора коммерческого учета энергии, распределяется равномерно в течение года и вносится ПОТРЕБИТЕЛЕМ ежемесячно.

5. Ответственность сторон:

5.1. ИСПОЛНИТЕЛЬ несет ответственность за качество предоставляемых услуг в соответствии с действующим законодательством.

5.2. В случае претензий к качеству предоставляемых услуг ПОТРЕБИТЕЛЬ обязан обратиться с письменным заявлением в службу организации, управляющей многоквартирным домом и при обнаружении недостатков теплоснабжения или горячего водоснабжения принять меры по их устранению, а при необходимости с участием ИСПОЛНИТЕЛЯ.

5.3. ПОТРЕБИТЕЛЬ возмещает ИСПОЛНИТЕЛЮ понесенные убытки, связанные с возникновением по его вине аварийных ситуаций

5.4. ПОТРЕБИТЕЛЬ несет ответственность за самовольный слив химически очищенной воды во внутренних инженерных сетях теплоснабжения. ПОТРЕБИТЕЛЬ обязан возместить Теплоснабжающей организации расходы по заполнению химически очищенной водой внутренних инженерных сетей многоквартирного дома, как перед началом отопительного сезона, так и в случае слива воды в отопительный период.

5.5. При задержке оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение более чем на два расчетных периода, ПОТРЕБИТЕЛЬ обязан уплатить ИСПОЛНИТЕЛЮ пени от невыплаченных в срок сумм в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

5.6. В случае непредставления ПОТРЕБИТЕЛЕМ ИСПОЛНИТЕЛЮ показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные сроки, расчет производится согласно п.59 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

5.6.Возмещение предъявленных санкций не освобождает от выполнения договорных обязательств.

6. Права сторон:

6.1. ИСПОЛНИТЕЛЬ имеет право:

6.1. В случае изменения тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение в одностороннем порядке производить перерасчет.

6.1. Совместно с управляющей организацией принимать участие в обследовании теплового режима жилого помещения по заявлению ПОТРЕБИТЕЛЯ

6.2. ПОТРЕБИТЕЛЬ имеет право:

6.2.1. Контролировать количество и качество отпускаемой ему тепловой энергии и горячей воды;

6.2.2. Требовать участия представителя ИСПОЛНИТЕЛЯ в установлении факта и причин нарушения договорных обязательств

6.2.3. Прекратить действие настоящего Договора с уведомлением об этом ИСПОЛНИТЕЛЯ не позднее, чем за 15 календарных дней в случае освобождения жилого помещения в связи с переходом права собственности к другому лицу.

7. Прочие условия:

7.1. Данный Договор именуется публичным и считается заключенным с момента первого фактического подключения ПОТРЕБИТЕЛЯ в установленном порядке к присоединительной сети ИСПОЛНИТЕЛЯ и является Договором на неопределенный срок до момента обращения одной из сторон о его расторжении, изменении или перезаключении.

7.2. В случае продажи жилого помещения и (или) переходе права собственности другому лицу ПОТРЕБИТЕЛЬ обязан уведомить ИСПОЛНИТЕЛЯ о данном факте, в противном случае начисления будут производиться на его лицевой счет, и истребованы в судебном порядке.

7.3. В случае неисполнения сторонами обязательств по настоящему Договору споры разрешаются в соответствии с законодательством РФ.

7.4.Возникновение спора между Сторонами о причинах перерывов или некачественном теплоснабжении, а также определению виновной стороны, не может служить основанием для отказа от выполнения договорных обязательств.

7.5. По вопросам, не нашедшим отражения в договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ПОТРЕБИТЕЛЬ:

Муниципальное унитарное предприятие

ПКФ «МУПАРР»

Юридический адрес:
171400, Тверская область, п. Рамешки

ул. Новая, д. 1б

Тел. 8 (48-244) 2-12-67

Директор ________________

Договор теплоснабжения: объемы потребления

В прошлом номере мы рассмотрели условие об объеме потребления коммунальных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета применительно к договору на отпуск питьевой воды и прием стоков в отношении жилого фонда, находящегося в управлении ТСЖ или управляющей компании. Вывод — ресурсоснабжающая организация (РСО) должна применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные для населения. На очереди — договор поставки тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения жилфонда.

Как и к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, к договору теплоснабжения применяются правила § 6 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также законы и иные правовые акты об энергоснабжении и обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Договор теплоснабжения тоже является публичным.

Но если правоотношения с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства регулируются специальными Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, то в сфере теплоснабжения подобного комплексного документа нет: действует несколько подзаконных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Это означает, что стороны вправе установить в договоре способ определения количества потребленной энергии для целей расчета оплаты. Естественно, что он не должен противоречить правовым актам, которые являются обязательными для данного публичного договора (п. 1 ст. 422, п. 4 ст. 426 ГК РФ). При этом вопрос о применении сторонами при исполнении договора конкретных законов и иных нормативных актов (в частности, по определению количества потребленной энергии) не может быть урегулирован сторонами в договоре, так как закон либо иной нормативный акт, обязательный для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, подлежит применению независимо от того, имеется ли между сторонами соглашение о его применении.

Действующее законодательство предусматривает энергоснабжение жилых домов с определением количества энергии приборами учета, допуская расчетный способ определения энергопотребления как временный (Постановление ФАС СКО от 22.07.2009 N А01-1764/2008-5).

Расчетные методики

Традиционно теплоснабжающие организации указывают в договоре с абонентом, не имеющим теплосчетчика, на использование одной из расчетных методик определения количества потребленной тепловой энергии (и теплоносителя). Затем в рамках спора о взыскании задолженности по договору теплоснабжения применяются именно эти правила (Постановления ФАС ВВО от 09.07.2009 N N А43-22403/2008-28-470, А43-10619/2008-5-313, ФАС СЗО от 16.03.2009 N А05-7549/2008, ФАС СКО от 10.06.2009 N А53-11244/2008-С2-18). Предполагается, что стороны свободны в установлении условий договора. И абонент, не согласный с какими-либо пунктами контракта, вправе использовать процедуру преддоговорных споров. Возражения ТСЖ и управляющей организации по условиям действующего договора в рамках судебного разбирательства по взысканию задолженности не будут приняты судом.

Если же абонент передает на рассмотрение арбитров протокол разногласий по договору теплоснабжения либо обсуждается вопрос взыскания задолженности в отсутствие согласованных условий об объеме теплоэнергии (например, договор вовсе не был подписан), суду приходится определять правила, подлежащие применению к правоотношениям РСО и абонента. Нужно заметить, что до недавнего времени некоторые арбитры принимали сторону РСО, которые настаивали на использовании расчетных методик, и отказывали в поддержке исполнителям коммунальных услуг, просившим руководствоваться нормативами потребления, установленными для населения. Логика рассуждений проста — на правоотношения по договору ресурсоснабжения не распространяются положения Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг (Постановления ФАС УО от 05.02.2009 N Ф09-246/09-С5, от 15.12.2008 N Ф09-9497/08-С5, от 15.04.2008 N Ф09-2369/08-С5 <1>).

<1> Отказано в передаче на пересмотр Определением ВАС РФ от 21.07.2008 N 9188/08.

Традиционно применяются Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936, которые предусматривают определение количества энергии только на основании данных узла учета. Добавим, что согласно п. 9.9 этого документа при выходе узла учета из строя количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Инструктивным письмом от 20.12.1995 N 42-4-2/18 Минтопэнерго сообщило о введении Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и указало: до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разд. 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Еще один документ, который регламентирует порядок расчета объема поданной энергии, — это Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее — Методика N 105). Данная Методика представляет собой практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, утвержденным Приказом Госстроя России от 11.10.1999 N 73. Расчетному методу посвящен разд. 6 Методики N 105.

Кроме того, можно назвать Методику определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденную Госстроем России 12.08.2003. Некоторые организации включают в договоры теплоснабжения ссылку именно на этот документ. Однако в п. 1.2 самого документа указано, что он не применяется для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей), поэтому его использование следует поставить под сомнение (Постановление ФАС ВВО от 13.02.2009 N А11-2150/2008-К1-3/81).

Нормативы потребления коммунальных услуг

В то же время среди арбитров были и приверженцы подхода, пропагандируемого Минрегионом: условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг. Если говорить применительно к рассматриваемому вопросу, объем тепловой энергии, поданной в дом, в отсутствие общедомового прибора учета должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом местного самоуправления.

В качестве обоснования применения к отношениям теплоснабжения положений жилищного законодательства в целом и Правил предоставления коммунальных услуг в частности арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 16.01.2009 N А33-14655/07-Ф02-6927/08 <2> привели п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», согласно которому до приведения в соответствие Жилищному кодексу законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, ЖК РФ имеет приоритет над нормами § 6 гл. 30 ГК РФ.

<2> Коллегия ВАС РФ не усмотрела оснований для пересмотра дела (Определение ВАС РФ от 28.05.2009 N ВАС-2807/09).

Другие арбитры смотрят на проблематику глубже и приводят такие рассуждения (Постановления ФАС ПО от 23.12.2008 N А55-5372/2008, от 17.01.2008 N А55-6123/2007, ФАС ЗСО от 29.08.2008 N Ф04-5196/2008(10458-А45-12)). Управляющая компания, не являющаяся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло- и водоснабжения жилого дома действует в интересах граждан — жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, не могут быть установлены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению количества потребленной энергии в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и поставщиком энергии и, как следствие, к неосновательному обогащению либо к убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии, за исключением оплаты, получаемой от жильцов.

В свою очередь в Постановлении от 25.08.2008 N А72-4379/07 ФАС ПО отметил, что условия договора об определении объема тепловой энергии должны сохранять баланс интересов абонента и теплоснабжающей организации. Поэтому при рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения, следует руководствоваться как нормами ЖК РФ, так и положениями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, Методикой N 105, а также Письмом Минрегиона России от 02.04.2007 N 5709-РМ/07 <3>. При этом суд обоснованно отметил, что использование нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, при расчете объема тепловой энергии по договору теплоснабжения делает невозможным применение корректировки размера платы за горячее водоснабжение и отопление, так как не позволяет рассчитать и применить такую величину, как фактический объем потребленных тепловой энергии и горячей воды. Согласитесь, это вполне справедливое замечание, однако оно никак не повлияло на применение нормативов в отношении водопотребления (см. N 8, 2009, с. 28). Добавим, что в споре, по которому высказался ФАС ПО, стороны заключили мировое соглашение, предусматривающее использование как раз таки нормативов потребления коммунальных услуг и количества зарегистрированных в доме граждан. Однако при отсутствии у РСО сведений о нормативах и числе граждан она вправе производить расчет балансовым методом. Суд утвердил мировое соглашение на таких условиях (Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 N А72-4379/07-18/205).

<3> Этот документ был рассмотрен в статье «Договор водоснабжения и водоотведения: объемы потребления» (N 8, 2009, с. 29). В нем чиновники сообщают о необходимости определения количества поданного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии общедомового прибора учета. Также нужно помнить, что в данном случае в расчетах абонента и РСО не учитываются показания индивидуальных приборов учета граждан.

Позиция Президиума ВАС РФ

Как и в ситуации с договором на отпуск питьевой воды и прием стоков, условия договора теплоснабжения в части определения количества тепловой энергии при отсутствии общедомовых приборов учета попали на рассмотрение в надзорную инстанцию. Теплоснабжающая компания обратилась в суд с требованием о взыскании с управляющей организации стоимости тепловой энергии в горячей воде, отпущенной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении организации. Между РСО и абонентом не был заключен договор, следовательно, отсутствовало соглашение о порядке определения количества потребленной энергии (общедомовые приборы учета не установлены). РСО рассчитала объем тепловой энергии на основании методики, представленной в разд. 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Управляющая организация оспаривала этот подход и настаивала на использовании нормативов потребления (и кроме того, тарифов, установленных для населения <4>), поскольку выступала в имущественном обороте в интересах жильцов. Данные доводы не нашли поддержки у судов трех инстанций, которые посчитали, что спорные правоотношения не регулируются Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг (см. Постановление ФАС ВВО от 01.12.2008 N А31-333/2008-8). Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 вынес иной вердикт. Необходимость применения для урегулирования договора ресурсоснабжения Правил предоставления коммунальных услуг обусловлена особым статусом абонента — он приобретает коммунальные ресурсы не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, нужно руководствоваться п. 8 указанных Правил. Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете платы за коммунальные услуги.

<4> О тарифах, подлежащих применению в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем коммунальных услуг, мы поговорим в следующих номерах журнала.

Особо отметим, что формирование правовой позиции Высшим Арбитражным Судом РФ является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. На это указано в п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17. Кроме того, этим же документом судам апелляционной и кассационной инстанций предписано учитывать правовую позицию ВАС РФ при наличии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Уже в настоящее время арбитры руководствуются новым Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 и применяют его к отношениям не только теплоснабжения (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2009 N А60-12753/2009-С2), но и газоснабжения (Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2009 N А03-3291/2009). При рассмотрении аналогичного дела ФАС ВВО дождался принятия Постановления Президиума ВАС РФ и на его основании передал дело на пересмотр в суд первой инстанции (Постановление ФАС ВВО от 08.07.2009 N А31-418/2008-22) <5>.

<5> См. также Постановления ФАС ВВО от 29.06.2009 N А11-3204/2008-К1-6/136, ФАС ЗСО от 11.08.2009 N Ф04-4614/2009(12046-А03-12), Определение ВАС РФ от 10.07.2009 N ВАС-5694/09.

Как реализовать на практике?

Итак, в отсутствие общедомового прибора учета объем поданной тепловой энергии определяется по нормативам потребления для населения. При этом нужно учитывать, что согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели:

  • в отношении горячего водоснабжения — куб. м на одного человека;
  • в отношении отопления — Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений <6>.

<6> Добавим, что аналогичным образом общедомовые приборы учета ведут учет расхода тепловой энергии в Гкал, а горячее водоснабжение учитывается водомерами, измеряющими объем воды в куб. м.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тепловая энергия — это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления). Традиционно тепловая энергия, поставляемая по договору теплоснабжения, измеряется в Гкал <7>, тогда как норматив горячего водоснабжения — в куб. м. В Письме от 23.05.2008 N 12529-АД/07 Минрегион подчеркнул, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на одного человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении законодательством не предусмотрено <8>. Количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение (п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520). Это означает, что стороны договора должны перевести куб. м в Гкал, воспользовавшись данными о количестве тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м холодной воды, которое установлено органом местного самоуправления и РСО и учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение (см. Постановления ФАС ПО от 10.03.2009 N А72-464/2008, ФАС МО от 23.10.2008 N КГ-А40/9724-08 <9>).

<7> Если установлен тариф лишь на тепловую энергию, а на горячее водоснабжение нет.
<8> Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, в Постановлении от 24.03.2009 N А32-17172/2008-13/209 ФАС СКО признал недействительным муниципальный правовой акт об установлении норматива на горячее водоснабжение в Гкал на 1 чел.
<9> В передаче в надзорную инстанцию отказано Определением ВАС РФ от 10.04.2009 N 840/09.

Между тем, имея в виду необходимость применения теплоснабжающей организацией в расчетах с исполнителями коммунальных услуг не только нормативов потребления, утвержденных для населения (куб. м/1 чел.), но и тарифов, предусмотренных для населения (руб/куб. м), следует устанавливать в договорах поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения единицу измерения 1 куб. м (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 N 17АП-4529/2009-ГК).

Помимо этого, нужны также сведения о площади жилых помещений, находящихся в управлении у абонента, и количестве граждан, проживающих в них. Как правило, эти показатели включаются в договор по состоянию на момент его подписания. Следует помнить, что они не являются фиксированными: число граждан подтверждается данными регистрационного учета (Постановление ФАС СЗО от 26.12.2008 N А66-4607/2007 <10>), площадь жилых помещений фиксируется в договорах управления. В контракте на поставку тепловой энергии необходимо предусмотреть порядок передачи указанных сведений абонентом РСО при их изменении.

<10> Оставлено без пересмотра Определением ВАС РФ от 13.04.2009 N 3432/09.

Если в квартирах стоят счетчики на горячую воду

Вопрос применения в расчетах с РСО показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомовых также можно считать решенным. Абонентом по договору теплоснабжения является исполнитель коммунальных услуг, а не граждане, граница балансовой принадлежности сетей находится на вводе в жилые дома, при расчете полезного отпуска тепловой энергии по показаниям квартирных счетчиков не учитываются потери во внутридомовых сетях. Следовательно, использовать бытовые приборы учета потребителей в расчетах между РСО и исполнителем коммунальных услуг неправомерно. Такие выводы в отношении именно тепловой энергии изложены в Определениях ВАС РФ от 14.07.2009 N ВАС-8060/09, от 15.08.2009 N 10940/08 <11>.

<11> См. также Постановление ФАС ВВО от 13.02.2009 N А11-2150/2008-К1-3/81.

Кроме того, следует учитывать еще одно обстоятельство: у РСО отсутствует возможность контролировать показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, в силу предусмотренной договором границы раздела ответственности между РСО и абонентом (см. Постановление ФАС ПО от 06.02.2008 N А55-6127/2007).

Однако их показания учитываются при расчете управляющей организацией или ТСЖ платы собственников помещений за коммунальные услуги на основании п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг.

С.Л.Тюрин

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Обслуживание внутридомового газового оборудования
Границы эксплуатационной ответственности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *