Договор порядок заключения

Порядок разработки и заключения коллективного договора имеет большое значение в равной степени и для работника, и для работодателя. Он рассмотрен в предложенном материале, так как это важный элемент взаимодействия сторон трудовых отношений, который не только позволяет соблюсти их интересы, но и обеспечивает законность заключения коллективного договора.

Этапы (стадии) принятия коллективного договора: пошаговая процедура

Заключению коллективного договора и рассмотрению самого понятия такого договора посвящена не одна глава ТК РФ. Речь идет о гл. 6 и 7, также применяется и гл. 61 ТК — при невозможности достичь согласия между сторонами и необходимости применения примирительных процедур. Рассмотрим пошагово процесс работы над коллективным договором:

Скачать форму договора

  1. Проявление инициативы по разработке и заключению коллективного договора любой из сторон трудовых отношений. Такое предложение обязательно делается письменно. Желательно фиксировать факт передачи письма от сотрудников в канцелярии работодателя. По нормам ст. 36 ТК РФ, у стороны, получившей приглашение к коллективным переговорам, есть неделя на ответ, с указанием лиц, представительствующих с их стороны. Отказ от коллективных переговоров невозможен.
  2. Создание комиссии для разработки проекта договора.
  3. Проведение коллективных переговоров. Старт переговоров отсчитывается с первого дня после получения ответа их инициаторами. Стороны вольны самостоятельно назначать по соглашению дату и место их проведения. В ходе переговоров вырабатываются положения коллективного договора и выясняются разногласия. Ход переговоров обязательно фиксируется протоколом. При возникновении противоречий составляется протокол разногласий и передается каждой из сторон.
  4. Разрешение противоречий. В целях урегулирования противоречий стороны могут назначать новые заседания комиссии. Число таких заседаний не ограничено. Также могут применяться нормы гл. 61 ТК РФ о разрешении коллективных споров.
  5. Подписание коллективного договора. Независимо от того, согласились ли стороны по всем вопросам, по ст. 40 ТК РФ коллективный договор необходимо подписать не позднее 3 месяцев со дня начала переговоров хотя бы в согласованной части.

Какой порядок устанавливается для разработки проекта коллективного договора

ТК РФ недостаточно детально описывает порядок разработки коллективного договора. В ст. 42 ТК РФ законодатель указывает на дополнительное регулирование федеральными нормативными актами, в частности речь идет о законе «О профессиональных союзах» от 12.01.1996 № 10-ФЗ. В регионах страны разработаны и местные акты, регулирующие отношения работников и работодателей, например отраслевые соглашения между профсоюзными организациями и местной администрацией. Проведя анализ этих нормативных актов, можно сделать выводы относительно того, как разрабатывается коллективный договор в организации.

Участники разработки договора

В соответствии со ст. 31, 37 и 40 ТК РФ текст договора и его положения вырабатываются в ходе заседания комиссии, состоящей из представителей первичной профсоюзной организации, выступающей от имени коллектива. Комиссия создается на условиях равноправия. Первичной можно считать ту организацию, в которую объединились более 50% сотрудников работодателя. В ее отсутствие сотрудники вправе выбрать единый коллегиальный орган. В случае когда такой орган не был создан, интересы коллектива представляет организация, объединяющая большее число сотрудников. Работники, не состоящие в профсоюзах, вправе назначить своим представителем орган избранной первичной организации.

В соответствии со ст. 36 ТК РФ проявившая инициативу к заключению договора сторона в письменной форме направляет предложение второй стороне. После его получения у второй стороны есть календарная неделя на выбор своих представителей.

В разработке текста договора со стороны коллектива не могут принимать участие представители интересов работодателя, а также организации и органы, образованные или финансируемые:

  • работодателем;
  • органами исполнительной власти;
  • органами местного самоуправления;
  • политическими партиями.

От имени работодателя вправе представительствовать непосредственно руководитель организации или иные уполномоченные им лица. Такие функции может взять на себя какое-либо объединение работодателей.

Подпишитесь на рассылку

Заседание комиссии и урегулирование разногласий

Порядок ведения переговоров рассмотрен в ст. 37 ТК РФ. Участники переговоров вправе по согласию определять все условия их проведения. При этом представители каждой из сторон должны собрать предложения представляемой стороны, консолидировать их.

Для разработки предложений стороны могут запрашивать информацию у оппонента, которому, в свою очередь, дается 2 недели на предоставление затребованной информации. Весь ход заседания и предложения сторон фиксируются письменно.

Нередко сторонам не удается прийти к соглашению в ходе первого заседания. В таком случае составляется протокол разногласий. В дальнейшем стороны могут назначить новые коллективные переговоры или применить нормы гл. 61 ТК РФ об урегулировании разногласий.

Если стороны решили урегулировать разногласия в порядке разрешения трудового спора, они не могут подвергнуться примирительным процедурам в соответствии с нормами ст. 401 ТК РФ. Стороны могут также обратиться в орган по урегулированию трудовых споров, в том числе и с электронным обращением, равно как и прибегнуть к помощи посредника. Но даже отсутствие полного согласия не отменяет обязанности по подписанию договора. Если согласие не достигнуто, то, в соответствии со ст. 40 ТК РФ, коллективный договор должен быть подписан хотя бы в той части, в которой стороны пришли к соглашению. Остальные аспекты будут внесены в договор в дальнейшем по мере достижения консенсуса между сторонами.

Анализ коллективного договора

Прежде чем подписывать договор, стороны могут обратиться к специалистам для проведения его юридического анализа. Такой анализ проводится в интересах обеих сторон и служит защите их прав и законных интересов.

В ходе рассмотрения текста договора юрист обращает внимание на соответствие структуры и содержания договора нормам ст. 41 ТК РФ. Важно, чтобы содержание коллективного договора не противоречило нормам ТК РФ и иных нормативных актов и не ухудшало положения работников по сравнению с действующими нормами российского права. Обнаружение несоблюдения этих правил приведет к заблаговременному отказу сторон от подписания договора в предложенной версии. Если же проводится анализ уже заключенного договора, то положения, нарушающие нормы законодательства, могут быть оспорены в законном порядке.

Остается сделать вывод о том, что коллективный договор — это часть нормативного регулирования социально-трудовых аспектов отношений работодателя и коллектива сотрудников. Сторона, получившая приглашение к его разработке, не сможет отказаться от него. Соблюдение порядка разработки и заключения коллективного договора поможет избежать его оспаривания в будущем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок заключения гражданско-правовых и хозяйственных договоров: общие правила

Первым шагом к заключению договора обычно является оферта — предложение заключить договор. В таком предложении оферент (тот, кто предлагает заключить договор) должен изложить существенные условия договора и указать, что в случае принятия предложения он будет считать себя обязанным по договору.

Оферта может быть изложена в письме, телеграмме или проекте договора, которые направляются в адрес другой стороны или передаются ей лично. Также оферта может быть выражена устно. Если оферта содержит все существенные условия договора и намерение оферента его заключить, то для заключения договора достаточно согласия (акцепта) адресата.

Правовым последствием оферты, ее сутью является связанность оферента выраженным им предложением. Если оферта не может быть отозвана, то она обязывает оферента заключить договор в случае, если адресат акцептует (примет) предложение. Адресат оферты в свою очередь не обязан, а вправе ее принять (акцептовать).

Если оферта выражена в письменной форме, то она может быть отозвана оферентом до момента получения ее адресатом. Но если оферент в самой оферте указал, что она может быть отозвана или это следует из сути этой оферты или из обстоятельств, при которых она сделана, то оферта может быть отозвана и после получения ее адресатом.

Важно учитывать, что реклама или другое предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, является лишь приглашением делать предложения (оферты) заключить договор, если иное не указано в такой рекламе или предложении. То есть сама реклама офертой не является, а служит только приглашением делать оферту.

Если лицо, которому адресована оферта, полностью и безусловно принимает предложение, такое принятие предложения называется акцептом. Если в оферте указан срок для ответа, то лицо, принимающее предложение (акцептант), должно выразить свое согласие с предложением в указанный для ответа срок.

Акцепт может выражаться в совершении действия в соответствии с указанными в предложении условиями договора (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ, уплата денег).

Необходимо принять во внимание, что ответ адресата принять предложение (оферту) на других условиях, чем указано в оферте, не является акцептом, а считается встречной офертой.

Как и оферент, акцептант может отозвать свой акцепт. Для этого ему следует уведомить оферента до момента получения им ответа о принятии предложения или непосредственно в такой момент.

В зависимости от того, указан ли в оферте срок для ответа, различается и момент заключения договора. Если оферта совершена с указанием конкретного срока для ответа, то договор будет считаться заключенным в момент, когда оферент получил акцепт (ответ о принятии предложения) в течение такого срока. Поскольку с истечением срока для ответа оферта теряет силу, акцепт, совершенный за пределами такого срока, также не будет иметь юридической силы.

По общему правилу полученный с опозданием акцепт освобождает оферента от его обязательств. Но если такой акцепт хоть и получен с опозданием, но направлен был своевременно, освобождение оферента от своих обязательств уже не является безоговорочным. Оферент в таком случае освобождается от обязательств, только если он немедленно уведомил акцептанта о том, что акцепт получен с опозданием. В таком случае полученный с опозданием ответ становится новой офертой. Если оферент согласен, то опоздавший акцепт может и не повлечь указанных выше последствий, и тогда договор считается заключенным (ч. 3 ст. 645 ГКУ).

Статьей 649 ГКУ урегулирован вопрос о том, в каком порядке разрешаются преддоговорные споры. Как в ней предусмотрено, разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора на основании правового акта органа государственной власти, органа власти АР Крым, органа местного самоуправления и в других случаях, установленных законом, решаются судом. Разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора не на основании правового акта органа государственной власти, органа власти АР Крым, органа местного самоуправления, могут быть решены судом в случаях, установленных по договоренности сторон или законом.

При заключении хозяйственного договора следует также учитывать предусмотренный в ч. 4 — 7 ст. 181 ХКУ порядок согласования расхождений, которые возникают у сторон при заключении договора.

Так, согласно ст. 187 ХКУ судом рассматриваются споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров по государственному заказу или договоров, заключение которых является обязательным на основании закона и в других случаях, установленных законом. Другие преддоговорные споры могут быть предметом рассмотрения в суде в случае, если это предусмотрено соглашением сторон или если стороны обязаны заключить определенный хозяйственный договор на основании заключенного между ними предварительного договора. Следовательно, преддоговорные споры (т. е. споры о понуждении к заключению договора или споры по поводу несогласования условий договора) могут разрешаться судом в следующих случаях:

— если спор возник при заключении хозяйственного договора на основании государственного заказа;

— если спор возник при заключении договора, который является обязательным на основании закона и в других случаях, установленных законом (ч. 4 ст. 633 ГКУ);

— если соглашение сторон предусматривает право стороны обратиться в суд с такого рода иском;

— если стороны обязаны заключить хозяйственный договор на основании заключенного между ними предварительного договора.

День вступления в силу решения суда о преддоговорном споре считается днем заключения соответствующего хозяйственного договора, если решением суда не определено иное.

Определенные особенности имеет также процедура заключения договоров на биржах, аукционах, конкурсах. Актом гражданского законодательства, регламентирующим порядок заключения договора на биржах, аукционах, конкурсах, является, например, Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.91 г. № 1956-XII.

Правила определения момента заключения договоров установлены в ст. 640 ГКУ. Напомним, что договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям. Момент направления предложения заключить договор и принятия предложения могут не совпадать во времени. В таком случае договор считается заключенным с момента получения ответа о принятии предложения. Именно этот момент в таком случае является моментом достижения согласия сторон по всем существенным условиям договора. Договоры, которые заключаются с момента достижения согласия по всем существенным условиям, называются консенсуальными (от лат. консенсус — согласие) договорами. Но для заключения некоторых видов договоров, кроме достижения согласия по всем существенным условиям, требуется передать имущество или совершить другое действие. Такие договоры называют реальными, их особенность состоит в том, что они считаются заключенными с момента передачи имущества или совершения определенного действия. Примером реального договора является договор займа, который в соответствии со ст. 1046 ГКУ является заключенным с момента передачи денег или других вещей, определенных родовыми признаками. Реальными принято считать также договоры, предмет которых сформулирован в соответствующих нормах актов гражданского законодательства аналогично предмету договора займа — одна сторона передает, а другая принимает (товары, работы, услуги, имущество). В то время как конструкция консенсуального договора звучала бы по-другому — одна сторона обязуется передать, а другая принять. Исходя из указанного принципа реальными, например, считаются договоры ренты (ст. 731 ГКУ), пожизненного содержания (ст. 744 ГКУ), договор управления имуществом (ст. 1029 ГКУ). Реальными будут также договор перевозки (ст. 909 ГКУ) и договор хранения (ст. 936 ГКУ), поскольку права и обязанности сторон по ним возникают в отношении уже переданной для перевозки или на хранение вещи (не раньше передачи такой вещи).

Если договор (реальный или консенсуальный) подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации, то и заключенным он считается с момента его нотариального удостоверения или государственной регистрации, а договор, подлежащий и нотариальному удостоверению, и государственной регистрации, — с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 187 ХКУ договоры, которые заключаются по решению суда, считаются заключенными со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

2.2. Особенности заключения договоров присоединения и публичных договоров

Определенные особенности предусмотрены при заключении так называемых договоров присоединения и публичных договоров.

Следует сказать, что ни договор присоединения, ни публичный договор не выступают самостоятельным видом договора в отличие от договоров купли-продажи, мены, аренды, оказания услуг и т. д. Называя определенный договор публичным либо договором присоединения, мы лишь указываем на особенности процедуры его заключения. Поэтому любой из выделяемых в зависимости от предмета договоров (о передаче имущества, выполнении работ, предоставлении услуг) может быть договором присоединения либо публичным договором, если процедура его заключения имеет определенные, оговоренные ГКУ особенности. Коротко о них расскажем.

Так, согласно ст. 634 ГКУ договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах и который может быть заключен только путем присоединения другой стороны к предложенному договору в целом. Вторая сторона не может предложить свои условия договора.

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора. Такие ситуации встречаются, например, в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения, в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые бланки договорной документации (заявления об открытии банковского счета, страховые полисы и т. п.).

От такого варианта оформления отношений следует отличать ситуации, когда предложение одной из сторон использовать заранее растиражированный образец текста договора отнюдь не исключает возможности согласования и переформулирования сторонами изложенных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предпринимательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора поставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксированы им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает изменение любых предложенных одной из сторон условий. Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандартный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения заключить договор присоединения — речь идет о формальной невозможности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, недопускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такое право у нее появляется в таких случаях, если:

— она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам;

— другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;

— в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия.

Присоединившаяся сторона должна доказать, что она исходя из своих интересов не приняла бы эти условия при наличии у нее возможности принимать участие в определении условий договора.

Если требование об изменении или расторжении договора предъявлено стороной, присоединившейся к нему в связи с осуществлением ею предпринимательской деятельности, сторона, представившая договор для присоединения, может отказать в удовлетворении этих требований, если докажет, что присоединившаяся сторона знала или могла знать, на каких условиях она присоединилась к договору.

Как видим, условия договора присоединения определяются лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом. И поскольку при таком способе заключения договора интересы присоединяющейся стороны могут оказаться ущемленными, этой стороне предоставляется специальная дополнительная защита.

Особенности заключения публичного договора названы в ст. 633 ГКУ. В соответствии с ней публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т. п.). Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы. Предприниматель не имеет права отдавать приоритет одному потребителю перед другим в заключении публичного договора, если иное не установлено законом. Предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг).

При необоснованном отказе предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, причиненные потребителю таким отказом.

Условия публичного договора, противоречащие правилам, обязательным для сторон при заключении и выполнении публичного договора, являются ничтожными.

Цель закрепления в ГКУ особых правил по заключению публичных договоров и отнесения ряда гражданско-правовых договоров к категории публичных — защита слабой стороны. Такой более слабой стороной принято считать потребителя, который, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к субъекту предпринимательской деятельности. Уравнять положение обеих сторон можно только путем предоставления некоторых односторонних гарантий для потребителя, в том числе на стадии заключения договора.

К публичным договорам относится, например, розничная купля-продажа, бытовой подряд, прокат, перевозка транспортом общего пользования, при определенных условиях — договоры банковского вклада, хранения в ломбарде и другие договоры, которые соответствуют признакам, указанным в ст. 633 ГКУ.

Необходимо обязательно помнить о том, что один из основных признаков публичных договоров — его строго ограниченный субъектный состав: потребитель и субъект предпринимательской деятельности.

2.3. Внесение изменений в договор. Расторжение договора

По общему правилу, предусмотренному ст. 651 ГКУ, изменение или расторжение договора допускается только с согласия сторон, если иное не установлено договором или законом. Расторгая договор по взаимному согласию или изменяя по обоюдному согласию его условия, стороны действуют по своему усмотрению и вправе договариваться об изменении или расторжении договора на любом основании. Если согласие по изменению или расторжению договора не достигнуто, то такое изменение или расторжение может состояться только в прямо предусмотренных законом или договором случаях.

Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда на основании требования одной из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной и в других случаях, установленных договором или законом. При этом существенным является такое нарушение стороной договора, когда вследствие причиненного этим ущерба другая сторона в значительной мере лишается того, на что она рассчитывала при заключении договора.

При одностороннем отказе от договора в полном объеме или частично, если право на такой отказ установлено договором или законом, договор является соответственно расторгнутым или измененным.

Таким образом, законодательство допускает изменение или расторжение договора:

— по взаимному согласию сторон;

— по решению суда на основании требования одной из сторон;

— вследствие реализации одной из сторон предусмотренного договором или законом права на одностороннее изменение или расторжение договора.

Статьей 652 ГКУ оговорена особая ситуация, когда изменение или расторжение договора происходит в связи с существенным изменением обстоятельств. Как предусмотрено в ч. 1 ст. 652 ГКУ, в случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, договор может быть изменен или расторгнут с согласия сторон, если иное не установлено договором или не следует из сути обязательства.

Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что если бы стороны могли это предусмотреть, они не заключили бы договор или заключили бы его на иных условиях.

Если стороны не достигли согласия по приведению договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или по его расторжению, договор может быть расторгнут либо изменен по решению суда на основании требования заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит;

2) изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые заинтересованная сторона не могла устранить после их возникновения при всей добросовестности и осмотрительности, которые от нее требовались;

3) выполнение договора нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и лишило бы заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора;

4) из сути договора или обычаев делового оборота не следует, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В случае расторжения договора вследствие существенного изменения обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с выполнением этого договора.

Статья 653 ГКУ устанавливает общие последствия изменения или расторжения договора: следствием изменения договора является изменение обязательств сторон, а следствием расторжения договора — прекращение обязательств.

В случае если договор изменяется или расторгается по соглашению сторон, то обязательства по договору изменяются или прекращаются с момента достижения договоренности сторон, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения. Если согласие сторон не достигнуто и договор изменяется или расторгается в судебном порядке, то обязательство изменяется или прекращается с момента вступления в силу решения суда об изменении или расторжении договора.

Согласно ст. 654 ГКУ изменение или расторжение договора совершается в той же форме, что и договор, который изменяется или расторгается, если иное не установлено договором или законом или не следует из обычаев делового оборота.

Как предусмотрено в п. 48 Инструкции № 20/5, договор об изменении или расторжении нотариально удостоверенного договора оформляется путем составления отдельного договора, который прилагается к экземпляру основного договора. Такой договор подписывается сторонами и удостоверяется тем нотариусом, который заверил основной договор. Договор об изменении или расторжении договора может быть удостоверен другим нотариусом в том случае, если удостоверивший основной договор нотариус лишен возможности удостоверить договор (по причине смерти, замещения частного нотариуса в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей, приостановления деятельности частного нотариуса, передачи документов в государственный нотариальный архив и т. п.). Если основной договор прошел государственную регистрацию, то о его изменении или расторжении нотариус уведомляет орган, выполнивший его госрегистрацию.

Статьей 188 ХКУ предусмотрен порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров. Сторона договора, желающая изменить или расторгнуть договор, должна направить предложение об этом второй стороне. Вторая сторона в двадцатидневный срок после получения предложения сообщает о результатах его рассмотрения стороне, направившей предложение. Если стороны не достигли согласия по изменению (расторжению) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового оборота, заинтересованная сторона имеет право передать спор на разрешение суда.

Коллективные переговоры — это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения.

До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.

Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 Трудового кодекса РФ). В случаях, когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу, составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне

Основные принципы социального партнерства:

  1. соблюдение правовых норм, установленных законодательством;
  2. полномочность представителей сторон;
  3. равноправие сторон в коллективных переговорах, подписании коллективных договоров и соглашений;
  4. уважение и учет интересов сторон;
  5. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  6. добровольность принятия обязательств и их реальная исполнимость;
  7. систематичность контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
  8. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Понятие и стороны коллективного договора

Понятие, стороны, содержание коллективного договора и порядок его заключения установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон) и ст.7 КЗоТ РФ.

Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права.

В соответствии со ст. 2 Закона под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия, учреждения, организации либо их филиала и представительства.

Сторонами коллективного договора являются:

— работники в лице их представителей — органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;

— работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.

Принципы заключения коллективных договоров

Статьей 4 Закона предусмотрены следующие основные принципы заключения коллективных договоров:

— соблюдение законодательства;

— равноправие сторон;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора и обсуждение условий, являющихся содержанием договоров и соглашений;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Порядок заключения коллективного договора

Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.

Процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно подразделить на несколько этапов.

1 этап. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 10 Закона). Указанное решение принимается представителями работников или общим собранием (конференцией) работников организации. Исходя из равенства сторон коллективного договора, аналогичное решение вправе принимать и представители работодателя. Это решение может быть принято в любое время — при отсутствии действующего коллективного договора в организации, а при его наличии — в течение 3 месяцев до окончания срока его действия.

2 этап. Издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (ст. 12 Закона). Приказ издается в 7-дневный срок с момента получения уведомления, приведенного в 1 этапе (ст. 6 Закона). Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представителями работников (например, на заседании профкома профсоюза). Перечисленными документами определяются порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав названной комиссии.

Комиссия образуется на паритетной основе в составе полномочных представителей сторон (ст. 7 Закона). Если со стороны работников одновременно выступают несколько представителей, в течение 5 календарных дней ими формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки и заключения единого коллективного договора. Если единый орган не создан, представители работников самостоятельно ведут переговоры и заключают договор от имени представляемых работников. Они также вправе заключать единый договор с приложением к нему (являющимся неотъемлемой частью договора), защищающий специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку (ст. 12 Закона).

3 этап. Обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях предприятия, учреждения, организации и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (ст. 121 Закона). Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При этом неурегулированные в ходе коллективных переговоров разногласия сторон разрешаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

4 этап. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами. Утверждение проекта производится в сроки, установленные сторонами. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Подписанный коллективный договор действует от 1 до 3 лет. Изменения и дополнения в него в течение этого срока вносятся по договоренности сторон в порядке, предусмотренном в договоре (ст. 12,14 и 15 Закона).

По истечении определенного в нем срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят или дополнят действующий. При этом он сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации либо расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.

В случае реорганизации предприятия, учреждения, организации имеющийся коллективный договор сохраняет свое действие на весь ее период, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон. При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

При смене собственника организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев, после чего требуется принять совместное решение сторон о продлении его срока действия либо провести коллективные переговоры о заключении нового договора, изменении и дополнении действующего.

5 этап. Направление работодателем подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Коллективный договор должен быть направлен для регистрации в 7-дневный срок после его подписания сторонами (ст. 12 Закона).

Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. Кроме того, стороны договора в сроки, определенные им, или ежегодно отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

При рассмотрении вышеизложенного порядка утверждения коллективного договора необходимо, кроме того, обратить внимание на следующие обстоятельства. Начальным моментом коллективных переговоров является дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (см. указанный выше 2 этап). Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора.

На период ведения коллективных переговоров — на срок не более 3 месяцев в течение года — лицам, участвующим в них, а также привлекаемым специалистам предоставляются следующие гарантии: освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка; кроме того, представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, которые участвуют в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, перемещению или увольнению по инициативе администрации.

Содержание коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора в соответствии со ст. 13 Закона определяются сторонами, то есть строго законодательством не регламентируются. Содержание этого договора составляют определяемые его сторонами условия, регулирующие социально-трудовые отношения. Согласно этой же статье Закона все условия или положения коллективного договора можно подразделить на две группы, а именно:

1. Договорные условия с взаимными обязательствами сторон по вопросам:

— форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;

— механизм индексации оплаты труда;

— занятость и условия высвобождения работников;

— продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

— добровольное и обязательное медицинское и социальное страхования;

— контроль за выполнением коллективного договора;

— улучшение условий и охраны труда работников;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

— соблюдение интересов работников при приватизации предприятия и ведомственного жилья;

— льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

— отказ от забастовок при своевременном выполнении условий договора.

2. Нормативные условия (положения):

— условия, отнесенные законодательством к правовому регулированию в коллективном договоре и устанавливающие:

— виды и продолжительность дополнительных отпусков, помимо определенных законом (ст. 68 КЗоТ РФ);

— виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов) и других выплат (ст. 80 КЗоТ РФ);

— размеры доплат при отклонениях от нормальных условий труда (ст. 85, 90 и 94 КЗоТ РФ),

— права профорганов на предприятии, в учреждении, организации;

— дополнительные гарантии профсоюзным работникам (ст. 235 КЗоТ РФ);

— меры по обеспечению занятости работников (ст. 21 Закона РФ от 19 апреля 1991 г.);

— льготные трудовые и социально-экономические условия (положения), определяющие:

— досрочный выход на пенсию;

— надбавки к пенсиям;

— компенсацию транспортных и командировочных расходов;

— бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, их детей в школах и дошкольных учреждениях;

— иные дополнительные льготы и компенсации сверх установленных законодательством.

Вышеназванный перечень условий является примерным.

Будучи локальным нормативным правовым актом, коллективный договор не должен дублировать правовые нормы других источников права. Вместе с тем, как предусмотрено ст. 3 Закона, условия коллективного договора не должны ухудшать по сравнению с законодательством положение работников. Такие положения признаются недействительными.

Условия заключенного коллективного договора носят нормативный характер как для работодателя, так и для работников предприятия.

Помимо коллективных договоров, заключаемых на предприятии, в учреждении, организации, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соглашениями.

Что представляют собой заключаемые между работниками и работодателями соглашения, что объединяет и отличает их от коллективных договоров?

Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены вышеназванным Законом. В соответствии со ст. 2 этого Закона под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии.

К соглашениям применимы следующие положения Закона о:

— принципах заключения коллективного договора;

— процедуре работы комиссии по ведению коллективных переговоров;

— соотношении договора с законодательством и трудовыми договорами (контрактами) работников;

— порядке разрешения разногласий при коллективных переговорах;

— процедуре работы комиссии для ведения коллективных переговоров;

— представителях сторон и гарантиях их участия в коллективных переговорах;

— регистрации коллективных договоров;

— контроле и видах ответственности за невыполнение коллективного договора.

При этом основным различием коллективных договоров и соглашений, независимо от их видов, закон называет более высокий уровень правовой регламентации социально-трудовых отношений между работниками и работодателями (например, соглашение регулирует эти отношения начиная от уровня района, города до федерального уровня, в то время как действие коллективного договора ограничено пределами предприятия, учреждения, организации).

Виды соглашений и их участники

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:

— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;

— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;

— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;

— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:

— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;

— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;

— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Порядок разработки и заключения соглашений

Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *