Договор транспортная экспедиция

Особенности договора транспортной экспедиции



Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Значимость и востребованность данного договора отмечается тем, что перевозка грузов считается весьма необходимым элементом в экономической, торговой и международной сфере. Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное.

В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной экспедиции. Это связано с тем, что данные действия осуществляет организация, которая специализируется в соответствующей области предоставления услуг. Такую специализацию, в частности, можно отметить в наработанных и слаженных связях с представителями того или иного транспорта, подборке определенного, предназначенного для перевозок грузов, технических средств, включая транспортной средство.

Помимо ГК РФ, деятельность по предоставлению данной услуги регламентирована Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Следовательно, уже можно сделать вывод, что одной из особенностью договора транспортной экспедиции является его цель — предоставление посреднических услуг по договору перевозки. Немало важно, что не стоит приравнивать данный договор с договором перевозки, так как сам факт перевозки не является основой деятельности экспедитора. Если организация возложила на себя не только организацию перевозки, но и саму перевозку, то тогда ее отношения с грузоотправителем будет регулировать смешанный договор.

Следующий, и немало важный факт, стоит отметить, что договор транспортной экспедиции должен быть оформлен в письменной форме, иначе он будет признан недействительным. Закон не обязывает стороны в заключение договора в виде единого документа, однако это может обеспечить подробную проработку всех условий оказания данной услуги.

Законодатель, как особенность договора транспортной экспедиции, так же отметил возможность экспедитора не только самостоятельно выполнить возложенную на него обязанность, но и привлекать других лиц в оказании ими помощи в исполнении перевозки.

Экспедитор, в целом, наделен большой совокупностью прав и обязанностей, среди которой можно выделить право экспедитора приобрести себе в распоряжение перевозимый груз до получения вознаграждения и расходов, связанных с этим удержанием.

Особенностью также можно отметить то, что стороны предъявляют друг другу определенный перечень документов. Например, экспедитор предоставляет оригиналы договоров, а также экспедиторские документы (описание услуги, данный об экспедиторе или перевозчике). Клиент в данной ситуации обязан передать документы, которые содержали сведения о грузе, его свойствах, каковы особые условия перевозки.

Правилами транспортной экспедиции, утвержденные Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» в пункте 5 установлено, что экспедиторскими документами являются:

1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

2) экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

3) складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Говоря об информации, которую должен предоставить клиент о грузе, то к ней относятся:

– точное наименование;

– количество

– качественные характеристики, требующие особых условий перевозки;

– наименование и местонахождение грузоотправителя и грузополучателя.

Поскольку это договорные отношения, то стороны имеют право отказаться от реализации договора транспортной экспедиции, при этом, в обязательном порядке в определенный срок предупредить другую сторону. В таком случае, сторона, заявившая об отказе, должна обеспечить возмещение убытков, которые возникли в силу отказа.

Одним из условий договора является срок транспортной экспедиции, в который должна быть оказана услуга.

Еще одной особенностью можно выделить возможность осуществления экспедиторских услуг при перевозке грузов в международном сообщении.

За нарушение условий данного договора, у экспедитора есть определенная ответственность перед клиентом, возникающая в виде определенной денежной суммы, которая зависит от того, что именно произошло с грузом. В частности, ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» закрепляет следующие размеры:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В случае обнаружении недостаче или порче груза, необходимо незамедлительно сообщить об этом иным субъектам данных правоотношений. Лучше всего это сделать именно в момент приемки груза. Если такого уведомления от грузополучателя, с указанием на общий характер возникшей проблемы, то считается, что данный груз был получен в соответствующем качестве и сохранности. Также, стоит отметить, что если такие повреждения не могли быть замечены в момент приема груза, то грузополучатель должен уведомить экспедитора в течение 30 дней со дня принятия груза об этом.

Экспедитор, в свою очередь, может доказать, что если, возникшие проблемы и нарушения выполнения обязательства, являются последствиями ненадлежащего исполнения условий договора перевозки, то его ответственность перед клиентом регламентируется теми правилами, что и применимы при ответственности перевозчика перед экспедитором.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является необходимым элементов в сфере торгового оборота и развития экономической деятельности, как государства, так и частных лиц. Значимость также можно заметить в том, что правила предоставления услуг по данному договору определены законодателем в отдельном нормативно-правовом акте.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N14-ФЗ (часть 2). Глава 41.
  2. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности
  3. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 413 (авторы соответствующей главы Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов).
  4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2. Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 67–68 (автор соответствующей главы — Г. П. Савичев).
  5. Гражданское право: учебник / под ред. В. В. Залесского. М., 1998. Ч. 2. Обязательственное право. С. 333
  6. Витрянский В. В. Договор транспортной экспедиции. С. 33;
  7. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 438–439.

Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции

Москаленко Алина

Юрист

Транспортной компании

ТОО «Omega Stroy Group»

Термин «логистика» ранее был известен лишь небольшому кругу специалистов в этой области, но со временем это понятие приобрело более широкое распространение.

В наиболее развитых государствах логистика представляет собой достаточно прибыльный сегмент экономики. В среднем мировой транспортный рынок оценивается приблизительно в $3 триллиона, что составляет почти 7% от мирового ВВП. В Ирландии этот показатель составляет 14,2%, а в Германии 13%.

В целях развития и контроля дейтельности в сфере логистики, каждое государство регулирует логистику на законодательном уровне. В гражданском кодексе многих стран установлены основные нормы в сфере транспорта, и Казахстан не исключение.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее — «ГК РК») логистика контролируется двумя основными главами: главой 34 определены понятия, требования, права и обязанности сторон договора перевозки, а транспортная экспедиция была выделена законодателем в отдельную главу 35 вышеуказанного кодекса.

В данной статье будут рассмотрены основные отличия договора перевозки от транспортной экспедиции и их взаимосвязь.

ГК РК содержит определение договора перевозки груза, которое состоит в следующем: по договору перевозки груза, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иными документами на груз, предусмотренными законодательными актами о транспорте. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки.

В то же время, согласно статье 708 ГК РК, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Таким образом, одним из отличительных признаков вышеуказанных договоров являются заключающие их лица: правоотношения по договору перевозки, как правило, возникают между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией, которая будет перевозить груз в пункт назначения, в то время как договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и любым заинтересованным в услугах экспедитора лицом.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, страхование груза, а также выполнение иных операций и услуг. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки. По договору перевозки грузов такими широкими полномочиями перевозчик, как правило, не обладает, ибо в нем фиксируются вид транспорта и иные условия доставки, а сопутствующие перевозке формальности зачастую отнесены к бремени грузоотправителя.

В договоре перевозки стороны именуются, как «перевозчик» и «грузоотправитель» или «заказчик», а в договоре транспортной экспедиции — «экспедитор» и «клиент».

Представление услуг по перевозке опасных грузов, багажа, крупногабаритных грузов, речным, морским, автомобильным, железнодорожным видами транспорта подлежит лицензированию. При осуществлении экспедирования законодательством Казахстана лицензирование не предусмотрено.

Кроме того, статья 706 ГК РК устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в порядке, предусмотренном законодательными актами. При этом, необходимо отметить особый срок исковой давности по договорам перевозки: в отличие от общего срока давности в три года, по договорам перевозки данный срок составляет один год. В договоре транспортной экспедиции подобный особый срок исковой давности не установлен, и применяется общий трехлетний срок.

Многие правоведы и юристы высказывают свое мнение касательно договоров перевозки и транспортной экспедиции, их взаимосвязи и отличиях. Так, Г.П. Савичев о договоре транспортной экспедиции пишет: «Сам по себе договор транспортной экспедиции, лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств».

В современной юридической литературе также можно встретить мнение, о том, что перевозчик может исполнять обязанности экспедитора лишь в отношении другого перевозчика. В.Т. Смирнов считает, что отношения между перевозчиком и экспедитором могут складываться двумя способами: 1) когда перевозчик выступает в роли экспедитора по отношению к другому лицу; 2) когда перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке и в данном случае, экспедиция смешивается с перевозкой, имея одинаковый субъектный состав.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки можно проследить и в том, что порой обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

В Советском союзе экспедиционная деятельность не была регламентирована законодательно, за исключением гражданских кодексов нескольких республик. Так, Гражданский кодекс Казахской ССР (ст. 177) содержал перечень фактических действий, осуществляемых экспедитором. Однако, такой вид перевозки, как автоперевозка, в данном кодексе отсутствовал.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года также не упоминалось об автомобильных перевозках. Как отмечалось в литературе: «все это говорит об устойчивом непринятии законодателем автоперевозки в качестве фактической услуги в составе транспортной экспедиции. Единственное обоснование этого то, что включение в предмет договора транспортной экспедиции автомобильной перевозки ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности».

Сравнивая гражданское законодательство разных стран, М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев отмечали, во Франции при экспедиционном обслуживании применяется перевозка грузов от склада грузоотправителя до склада получателя (le transport de domicile а domicile), без участия посредников, путем расширения обязанностей железных дорог. В законодательстве Соединенных Штатов Америки договор экспедиции рассматривается как агентский договор, однако на практике, экспедитора рассматривают как «общего» или «генерального» перевозчика, следовательно, на него возлагают полную ответственность за груз.

В.В. Витрянский отмечает, что существует «исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом». И ведь действительно, в настоящее время экспедиционная деятельность не может быть связана исключительно с понятием вспомогательной деятельности на транспорте.

В заключение хотелось бы отметить, что транспортная экспедиция не может осуществляться без перевозки. Однако, это не означает, что договор транспортной экспедиции является вспомогательным (дополнительным) договором. Целью транспортной экспедиции является организация перевозки груза. С точки зрения экономики, перевозку можно представить как основное содержание процесса транспортировки, а транспортную экспедицию — как форму процесса транспортировки. С юридической же стороны, несмотря на наличие противоречивых мнений о природе и взаимосвязи рассматриваемых договоров, думается, что правильным будет считать договор перевозки и договор транспортной экспедиции двумя независимыми договорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *