Договор водоснабжения и водоотведения

Нормативное регулирование

Как известно, стороны свободны в установлении условий договора, но только в части, которая не урегулирована императивными нормами закона или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод является публичным, поэтому на основании п. 4 ст. 426 ГК РФ он должен соответствовать правилам, принимаемым уполномоченными органами. Об этом же сказано и в п. 3 ст. 539 ГК РФ: отношения по договору снабжения водой через присоединенную сеть регулируются нормами ст. 548 § 6 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также законами и иными правовыми актами об энергоснабжении и обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.

Так, отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами водоснабжения <1>, которые обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, и всех абонентов независимо от организационно-правовой формы.

<1> Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Согласно п. 33 Правил водоснабжения количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. Это правило соответствует п. 1 ст. 541 ГК РФ, на основании которого количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления. Оплачивать абонент обязан фактически принятое количество энергии также в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).

Как видим, нормы однозначные и никаких разногласий при наличии общедомовых приборов учета возникнуть не должно, так как согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Если нет приборов учета

Вопросы возникают, если общедомовые счетчики отсутствуют. Как в этом случае нужно определять количество потребленной воды? Согласно п. 77 Правил водоснабжения при отсутствии средств измерений количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод определяется в соответствии с п. 57: количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с, объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.

Руководствуясь данным положением, предприятия ВКХ нередко навязывают управляющим организациям и ТСЖ договор именно с таким условием. Однако исполнителю коммунальных услуг это невыгодно. Дело в том, что при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета размер платы за водоснабжение и водоотведение определяется исходя из норматива потребления, установленного органом местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, пп. 3 п. 1 Приложения 2 к данному документу). Поэтому объемы водопотребления, плату за которые предприятие ВКХ выставляет исполнителю коммунальных услуг согласно п. 77 Правил водоснабжения, существенно отличаются от тех сумм, которые исполнитель вправе предъявить к оплате собственникам помещений.

У исполнителя коммунальных услуг нет возможности отказаться от сотрудничества с конкретной РСО и выбрать другую, предлагающую более привлекательные условия, так как рынок ВКХ не конкурентный, что обусловлено инфраструктурным характером отрасли. При этом для РСО заключение договора на отпуск питьевой воды и прием стоков является обязательным, поскольку сам договор публичный (ст. 445 ГК РФ). Если РСО не принимает протокол разногласий исполнителя коммунальных услуг, последнему ничего не остается, кроме как передать разногласия на рассмотрение арбитров. И в этом случае спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ). Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.

Добавим, что нередко правовое регулирование ресурсоснабжения становится предметом обсуждения в спорах о взыскании РСО с абонента задолженности за поставленный коммунальный ресурс при отсутствии заключенного договора. Посмотрим, к каким выводам приходят арбитры.

Правила предоставления коммунальных услуг — тоже нормативный акт…

…и поэтому их нужно принимать во внимание при составлении договора ресурсоснабжения, то есть условия такого договора не должны противоречить данному документу. Об этом сказано в п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, который Минрегион прокомментировал в Письмах от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 и от 29.11.2007 N 21492-СК/07 <2>: условия договора ресурсоснабжения должны соответствовать условиям обязательств исполнителя коммунальных услуг перед собственниками помещений в доме, исполнитель вправе требовать этого в том числе в судебном порядке.

<2> Подробнее см. статью «Управляющая организация — исполнитель коммунальных услуг», N 3, 2008.

Не все арбитры прислушались к мнению министерства. Многие из них четко разделяли предмет регулирования: Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг и не распространяют свое действие на отношения между РСО и абонентом (исполнителем коммунальных услуг), поэтому к договору ресурсоснабжения их положения не применяются <3>. Однако находились и сторонники позиции Минрегиона <4>, к которым недавно присоединился Президиум ВАС РФ.

<3> Постановления ФАС ВВО от 16.10.2008 N А82-13606/2007-7, ФАС ЗСО от 05.03.2009 N Ф04-1257/2009(1632-А75-21), ФАС УО от 09.12.2008 N Ф09-9225/08-С5.
<4> См., например, Постановление ФАС ЦО от 17.02.2009 N Ф10-12/09.

Позиция Президиума ВАС РФ

Предметом судебного разбирательства (дело N А57-15740/07-21) между ТСЖ и предприятием ВКХ стало урегулирование разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В частности, Президиум ВАС РФ рассмотрел два момента.

Во-первых, предприятие ВКХ предлагало включить в контракт такую формулировку: количество сточных вод от горячего водоснабжения учитывается в общем объеме стоков в соответствии с данными учета фактического потребления горячей воды по показаниям средств измерений (теплосчетчик либо прибор учета ГВС) либо по счетам теплоснабжающей организации, которые абонент обязан представлять предприятию ВКХ. Суды первой и кассационной инстанций, руководствуясь п. 56 Правил водоснабжения, признали данное условие соответствующим закону. В то время как ТСЖ предлагало заменить сведения по счетам теплоснабжающей организации на нормативы потребления горячего водоснабжения для населения, утвержденные на местном уровне.

Во-вторых, при отсутствии или повреждении средств измерений, истечении их межповерочного срока количество израсходованной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод предлагалось определять по пропускной способности водопроводного ввода или выпуска канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с. Арбитры не усомнились в правомерности данного условия, поскольку оно предусмотрено п. 77 Правил водоснабжения. Добавим, что ТСЖ настаивало на определении объемов потребления и водоотведения при отсутствии счетчиков опять-таки на основании нормативов потребления.

Между тем эти спорные условия договора (в редакции судов первой и кассационной инстанций) подверглись критике со стороны ВАС РФ. Логика рассуждений Президиума ВАС РФ была такова. В рассматриваемом договоре абонент — ТСЖ, которое в силу пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ вправе заключать договоры в интересах членов товарищества. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ выступает исполнителем коммунальных услуг, следовательно, предприятие ВКХ для него является РСО. В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Таким образом, при заключении спорного договора помимо норм § 6 гл. 30 ГК РФ следует руководствоваться нормами как Правил водоснабжения, так и Правил предоставления коммунальных услуг. Отсюда следуют положительные для исполнителя услуг выводы.

Договор, заключенный товариществом собственников жилья и предприятием (ресурсоснабжающей организацией), должен соответствовать требованиям, применяемым к отношениям между товариществом и потребителями (населением) в части условий об определении объема сточных вод от горячего водоснабжения при отсутствии как индивидуальных, так и коллективных приборов учета, поскольку товарищество в данных отношениях представляет интересы населения (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 15791/08). Следовательно, при отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета количество сточных вод в силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленного для населения.

По второму спорному условию Президиум ВАС РФ признал, что арбитры необоснованно не приняли позицию ТСЖ, так как объем водопотребления и водоотведения в отсутствие средств измерений определяется по нормативам потребления коммунальной услуги, установленным для населения, что соответствует п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, Президиум ВАС РФ сформировал правовую позицию, согласно которой Правила предоставления коммунальных услуг применяются к отношениям не только между исполнителем и потребителем, но и между исполнителем и РСО. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг. Это означает, что теперь любой исполнитель коммунальных услуг может рассчитывать на судебную поддержку в преддоговорном споре с коммунальным монополистом.

Добавим, что выводы Президиума ВАС РФ распространяются не только на ТСЖ, которое в силу пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ вправе заключать договоры в интересах членов товарищества, но и на управляющую организацию. Ведь в п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг не конкретизируется, договоры ресурсоснабжения с чьим участием не должны противоречить названным Правилам, главное — чтобы они были заключены в целях обеспечения потребителей коммунальными услугами (см. также Определение ВАС РФ от 18.06.2009 N ВАС-5290/09).

Корректировка

Напомним, что при отсутствии в многоквартирном доме каких бы то ни было счетчиков (и общедомовых, и индивидуальных) исполнитель в силу пп. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг обязан ежеквартально (или согласно договору раз в год) проводить так называемую корректировку по формуле, указанной в пп. 4 п. 1 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. По смыслу корректировкой исполнитель «раскидывает» разницу между объемом потребления, предъявленным ему ресурсоснабжающей организацией, и объемом, выставленным собственникам по нормативам, пропорционально доле площади каждого помещения в общей площади помещений в многоквартирном доме. При этом в пп. 4 п. 1 Приложения 2 указано, что РСО определяет объем потребленного коммунального ресурса расчетным методом в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Минрегион разъяснил, что порядок исчисления размера платы за поданный в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован в договоре ресурсоснабжения, РСО не вправе устанавливать его в одностороннем порядке (Письмо от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07).

Исходя из того, что в отсутствие общедомового счетчика РСО выставляет абоненту счета с применением нормативов потребления и абонент (исполнитель коммунальных услуг) рассчитывает плату за коммунальные услуги для граждан также с учетом нормативов потребления, разницы, которую нужно распределять путем проведения корректировки, просто не образуется.

Если есть индивидуальные счетчики

О том, что при отсутствии учета полученной воды и сбрасываемых сточных вод объем поставленной воды определяется РСО в соответствии с нормативами, Минрегион сообщил еще в Письме от 02.04.2007 N 5709-РМ/07 (см. также Письмо от 08.08.2008 N 19624-СК/14). Такая возможность допускается п. 1 ст. 544 ГК РФ (оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон). В свою очередь, нормативы потребления устанавливаются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (п. 10, пп. «а» п. 5, пп. «в» п. 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). Иными словами, предприятие ВКХ должно рассчитать объем водопотребления исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления воды и числа жителей многоквартирного дома.

Минрегион подчеркнул, что при определении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются. Особое внимание было уделено данному моменту, поскольку абоненты, приобретающие коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета в доме, при отсутствии коллективного прибора учета исчисляют плату за коммунальные услуги по показаниям индивидуальных счетчиков (п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг) и рассчитываться с РСО хотят также исходя из этих цифр.

Однако при оплате поставленной воды по показаниям индивидуальных приборов учета абонент (исполнитель коммунальных услуг) не учитывает технически неизбежные потери и затраты со стороны предприятия ВКХ на общедомовые нужды, что противоречит действующему законодательству (Постановления ФАС ЗСО от 13.01.2009 N Ф04-8039/2008(18424-А27-30) <5>, ФАС ВВО от 22.08.2008 N А28-10591/2007-173/13). Поэтому при отсутствии общедомовых приборов учета стоимость потребленной воды должна рассчитываться исходя из нормативов потребления, установленных для населения (Постановления ФАС ПО от 26.01.2009 N А72-1953/2008, ФАС СКО от 09.07.2008 N Ф08-3426/2008).

<5> В передаче дела на пересмотр в надзорную инстанцию отказано Определением ВАС РФ от 13.04.2009 N 3271/09.

Заметим, что в подавляющем большинстве случаев расчеты с применением нормативов потребления — это временный вариант, который действует до момента установки общедомовых водомеров. Причем по договору водоснабжения абонент (исполнитель коммунальных услуг) берет на себя обязанность перед предприятием ВКХ установить узел учета и оплачивать водопотребление уже исходя из его показаний. Как отметил ВАС РФ в Определении от 29.12.2008 N 16412/08, расчеты с применением показаний только индивидуальных приборов учета лишают смысла установку общедомового прибора учета, по показаниям которого в соответствии с условиями договора должна рассчитываться компания. Нужно отметить, что РСО все же идут на такую меру, как расчет с управляющей организацией по показаниям индивидуальных счетчиков, но только по устной договоренности и только в целях стимулирования скорейшей установки общедомовых водомеров. Если же абонент не выполнит указанное условие в срок, РСО пересчитает ему оплату водопотребления.

Именно такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЗСО от 19.02.2009 N Ф04-1088/2009(1193-А45-17), но арбитры сделали противоположный вывод и отказали предприятию ВКХ во взыскании разницы между стоимостью воды, начисленной исходя из нормативов потребления, и оплаченной управляющей организацией стоимостью воды, определенной на основании показаний индивидуальных приборов учета граждан. Коллегия судей ВАС РФ усмотрела в этом нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и вынесла Определение от 18.06.2009 N ВАС-5290/09 о передаче дела в Президиум ВАС РФ (рассмотрение назначено на 08.09.2009).

Приведем некоторые выводы из названного Определения. Во-первых, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

Во-вторых, условия договора, заключаемого с РСО, не должны противоречить не только Правилам предоставления коммунальных услуг, но и Правилам водоснабжения, которые предусматривают, что абонент оборудует узел учета на своих сетях, как правило, на границе эксплуатационной ответственности. Применение к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и РСО п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг означало бы перемещение названной границы и возложение на РСО ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении абонента.

Итак, при отсутствии общедомового счетчика исполнитель коммунальных услуг должен рассчитываться с РСО исходя из нормативов потребления и числа потребителей в многоквартирном доме. Но если при этом у жильцов установлены индивидуальные приборы учета, взимать с них плату за коммунальные услуги можно только по их показаниям. Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают проведения корректировки в указанном случае: при отсутствии общедомового прибора учета корректировка осуществляется, только если в доме нет и индивидуальных счетчиков. Следовательно, если фактическое потребление коммунальных услуг по данным индивидуальных приборов учета отличается от установленных нормативов потребления, у исполнителя образуются разницы, не подлежащие возмещению (если фактически потребляется меньше норматива, то убытки, если больше, то доходы). Именно это должно стимулировать исполнителя коммунальных услуг к установке общедомового прибора учета, которая, в свою очередь, может быть невыгодна гражданам, имеющим квартирные счетчики, если фактическое потребление меньше норматива. Таким образом, особо остро встает вопрос обоснованности установления нормативов потребления коммунальных услуг.

Перерасчет

Правила предоставления коммунальных услуг возлагают на исполнителя обязанность:

  • проводить перерасчет платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) в связи с временным отсутствием потребителя (разд. VI), если в жилом помещении приборы учета не установлены;
  • уменьшать размер платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность (разд. VII).

Как эти обязанности исполнителя перед потребителями соотносятся с его правами как абонента? Можно ли уменьшить оплату по договору с РСО на суммы, на которые должна быть уменьшена плата за коммунальные услуги для потребителей?

Полагаем, что при наличии общедомового прибора учета подобных вопросов не должно возникнуть — экономия коммунального ресурса в связи с временным отсутствием какого-либо потребителя или общим отключением водоснабжения уменьшит показания коллективного счетчика и заплатить РСО придется меньше. Иная ситуация, если общедомового прибора учета нет и абонент рассчитывается с предприятием ВКХ по нормативам потребления.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов. В связи с этим перебои в водоснабжении, нарушение качества воды следует считать ненадлежащим исполнением обязательств РСО. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства прописывается в договоре ресурсоснабжения. По общему правилу должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. Другими словами, нормами гражданского законодательства прямо предусмотрено снижение платы за услуги, не соответствующие стандартам качества. Таким образом, в договоре с РСО следует закрепить порядок установления нарушения параметров количества, качества и режима предоставления услуг, а также порядок корректировки платы по договору.

Заметим, если абонент нарушит установленный договором порядок фиксации нарушения (например, ограничится только фиксацией нарушения по отношению к потребителю согласно разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг, без привлечения РСО, если это необходимо по договору), РСО взыщет с него задолженность, так как факт перебоев в водоснабжении считается недоказанным (Постановление ФАС УО от 18.12.2008 N Ф09-9648/08-С5). При этом исполнитель коммунальных услуг будет вынужден уменьшить размер платы для своих потребителей, следовательно, он понесет убытки. Именно такие выводы прозвучали в судебном разбирательстве по делу N А50-19236/2006 (Определение ВАС РФ от 30.04.2009 N 5062/09, Постановления ФАС УО от 12.01.2009, от 01.04.2008 N Ф09-6836/07-С5): телефонограммы об отключении водоснабжения, заявления жильцов и журнал регистрации отключений водоснабжения не являются доказательствами, подтверждающими факты отключений и их продолжительность, так как собраны с нарушением условий договора с предприятием ВКХ, предусматривающего необходимость составления двухстороннего акта РСО и абонентом.

Что касается перерасчета платы за коммунальные услуги по причине временного отсутствия потребителей, полагаем, что абонент и РСО вправе установить в договоре порядок учета изменений количества проживающих в многоквартирном доме при расчете платы по договору ресурсоснабжения (ведь при отсутствии общедомового счетчика объем отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод определяется исходя из нормативов потребления и количества проживающих).

С.Л.Тюрин

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Аренда общего имущества: избавляемся от ЕНВД
Дополнительные услуги управляющей организации и ТСЖ

Договор о холодном водоснабжении

ДОГОВОР N ____ о холодном водоснабжении

«___»__________ ____ г.

________________________________, именуем_ в дальнейшем «Энергоснабжающая организация», в лице ________________________, действующ___ на основании Устава, с одной стороны, и ____________________________________, именуем___ в дальнейшем «Потребитель», в лице _________________________, действующего на основании __________________________, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему Договору Энергоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю холодную воду в количестве, согласованном сторонами на объекты, указанные в Приложении N ____ к настоящему Договору, а Потребитель обязуется принимать ее и своевременно оплачивать.

1.2. Точкой поставки холодной воды является граница эксплуатационной ответственности, установленная Актом (Приложение N ____), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.3. При исполнении условий настоящего Договора Стороны обязуются руководствоваться нормами гражданского законодательства Российской Федерации, иными специальными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере энергоснабжения, решениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на холодную воду, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, другими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.

2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН

2.1. Потребитель обязан:

2.1.1. Соблюдать нормативно-технические требования, предъявляемые к устройству и эксплуатации приборов и оборудования, связанного с потреблением холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, энергоустановок, а также исправность используемых им приборов учета и оборудования, предназначенного для приема, передачи, накопления, распределения и потребления холодной воды.

2.1.2. Немедленно сообщить дежурному диспетчеру Энергоснабжающей организации (тел. _______________) об обнаружении утечки холодной воды, срочно принять меры к устранению повреждения. В аварийных ситуациях немедленно отключить вышедшее из строя оборудование, принадлежащее Потребителю, и своими силами и средствами обеспечить их срочный аварийный ремонт в любое время суток.

2.1.3. За _______ дней до выезда из занимаемого помещения или прекращения деятельности сообщить письменно Энергоснабжающей организации о расторжении договора и произвести полный расчет за холодную воду на день выезда, после чего представить Энергоснабжающей организации документы, свидетельствующие о прекращении пользования услугами Энергоснабжающей организации.

2.1.4. В течение действия Договора производить оплату в полном объеме и в установленные настоящим Договором сроки.

2.1.5. Подключение новых и реконструирование систем холодного водоснабжения производить после оформления и выполнения технических условий, выданных Энергоснабжающей организацией и внесения изменений в настоящий Договор.

2.2. Потребитель имеет право:

2.2.1. Контролировать количество и качество подаваемой Энергоснабжающей организацией холодной воды в соответствии с условиями настоящего Договора.

2.2.2. Заявлять Энергоснабжающей организации об ошибках, обнаруженных в платежном документе Потребителя. Подача заявления об ошибке в платежном документе не освобождает Потребителя от обязанности произвести оплату в соответствии с условиями настоящего Договора. Заявленная ошибка учитывается Энергоснабжающей организацией при перерасчете в следующем периоде платежа.

2.2.3. С письменного согласия и в присутствии представителя Энергоснабжающей организации, имеющего соответствующие надлежаще оформленные документы, производить замену приборов учета.

2.3. Энергоснабжающая организация обязуется:

2.3.1. Поддерживать на границе эксплуатационной ответственности сторон показатели качества и количества холодной воды в соответствии с требованиями нормативных актов и договоренностью Сторон.

2.3.2. При получении от Потребителя сообщения об отклонении показателей качества холодной воды в двухдневный срок организовать совместные измерения, анализ и оформление показателей качества двусторонним актом.

2.3.3. Производить подачу холодной воды круглосуточно, кроме перерыва на ____ день для проведения планово-предупредительного ремонта основного оборудования котельной и тепловых сетей.

2.3.4. Уведомлять Потребителя о начале и сроках перерывов в подаче холодной воды:

— за 10 дней при отключении на плановый ремонт;

— немедленно при принятии неотложных мер по предупреждению и ликвидации аварии.

2.4. Энергоснабжающая организация имеет право:

2.4.1. Беспрепятственного доступа в любое время суток к приборам учета Потребителя независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности с целью:

— контроля соблюдения установленных режимов потребления по приборам учета и контроля;

— проведения замеров по определению параметров носителя;

— контроля работы расчетных приборов учета.

2.4.2. Требовать от Потребителя выплаты реального ущерба, нанесенного действиями Потребителя, в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.

3. УЧЕТ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ

3.1. Потребитель обязан обеспечить учет поданной ему холодной воды. Учет поданной воды производится по приборам учета, установленным на вводе Потребителя. Расчеты Потребителя с Энергоснабжающей организацией за поданную холодную воду осуществляются на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве расчетных, и контроля параметров носителя у Потребителя.

Потребитель ежемесячно не позднее __________ числа текущего месяца представляет Энергоснабжающей организации показания приборов учета воды, подписанные уполномоченным лицом.

Начало расчетов по показаниям приборов учета, установленных у Потребителя, определяются с момента подписания Сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с Энергоснабжающей организацией.

3.2. При отсутствии средств измерения на объектах Потребителя, объем поданной холодной воды определяется как разница между объемом полученной Энергоснабжающей организацией холодной воды из разных источников и объемом холодной воды для собственных нужд, определяемых расчетным путем (Приложение N _____).

Учет принятой холодной воды для последующей подачи ее Потребителю в холодном виде осуществляется Энергоснабжающей организацией по показаниям средств измерения, установленных на границе эксплуатационной ответственности Энергоснабжающей организацией с Ресурсоснабжающей организацией из системы централизованного водоснабжения, а также по показаниям средства измерения, установленного на вводе Энергоснабжающей организации подающего трубопровода собственной воды Потребителя.

Объемы воды, полученной Энергоснабжающей организацией для собственных нужд, а также для исполнения своих обязательств по настоящему Договору перед Потребителем в расчетном месяце, определяются суммарно по показаниям обоих средств измерения.

3.3. Расчетное количество подаваемой воды (приложение N 3) и его стоимость составляют:

——————————————————————————- ¦ Наименование ¦ Цена 1 куб. м, ¦ Количество ¦ Цена договора ¦ ¦ ¦ рублей ¦ ¦ (рублей) ¦ +—————+——————+———————+———————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вода Холодная +——————+———————+———————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ —————-+——————+———————+———————-

С разбивкой по месяцам по приложенному графику (Приложение N _____).

4. ЦЕНА ДОГОВОРА И ТАРИФЫ.

4.1. Цена настоящего Договора на срок его действия на основании расчетных данных составляет __________ (___________________) рублей из расчета по тарифу, действующему с «___»___________ ____ г. в размере

— вода холодная — ______ (______________________) рублей за 1 м3.

В случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на холодную воду, цена настоящего Договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий Договор считаются внесенными и согласованными Сторонами с момента введения новых тарифов.

4.2. Фактическая цена настоящего Договора определяется исходя из объемов поданной Потребителю воды, рассчитанной в соответствии с п. 3.2 настоящего Договора и тарифами, установленных уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на холодную воду.

5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Расчетным периодом является календарный месяц.

5.2. Расчеты за тепловую энергию производятся денежными средствами по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. Оплата Абонентом тепловой энергии осуществляется в сроки:

— до ________ числа месяца, следующего за расчетным месяцем — 100% договорного объема, теплопотребления на основании выставленного счета.

— фактическое потребление холодной воды за расчетный период отражается в акте приема-передачи, получаемом Абонентом в абонентской службе «Энергоснабжающей организации» ____ числа месяца, следующего за расчетным, который он обязан в пятидневный срок подписать и возвратить Энергоснабжающей организации. При невозвращении в срок акт приема-передачи считается принятым Абонентом.

В случае превышения фактического потребления тепловой энергии в текущем месяце над договорным объемом теплопотребления «Абонент» включает оплату этого превышения в следующем расчетном периоде. При фактическом потреблении тепловой энергии в расчетном периоде менее договорного сумма переплаты переходит на следующий месяц.

При увеличении срока отопительного периода Абонент производит доплату Энергоснабжающей организации за тепловую энергию, поставленную за срок, превышающий нормативный отопительный период.

5.3. При изменении договорных величин, а также при изменении тарифов, Энергоснабжающая организация производит перерасчет суммы платежа.

5.4. Оплата по настоящему Договору считается произведенной только при поступлении денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации.

5.5. По инициативе любой из сторон проводится сверка расчетов.

Энергоснабжающая организация составляет и направляет в адрес Потребителя акт сверки расчетов в двух экземплярах. Потребитель в течение 3 дней с момента получения акта сверки расчетов подписывает и направляет Энергоснабжающей организации один экземпляр акта сверки либо письмо о невозможности подписания данного акта сверки с указанием причин.

Акт сверки подписывается Потребителем или лицом, надлежащим образом, уполномоченным на подписание данного акта, и главным бухгалтером организации.

При непоступлении от Потребителя ответа в течение более 5 дней после направления ему акта сверки расчетов акт считается признанным Потребителем.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. В случае самовольного, без разрешения Энергоснабжающей организацией, присоединения, подключения других объектов, срыва пломб, установленных представителем энергоснабжающей организации, и не согласованного с Энергоснабжающей организацией присоединения Субабонентов Потребитель помимо оплаты дополнительно потребленной воды, потребленной с нарушением настоящего Договора, уплачивает Энергоснабжающей организации неустойку в размере _____ кратной стоимости холодной воды, потребленной самовольно и (или) несогласованно присоединенными объектами. Если самовольно и (или) несогласованно присоединенные объекты были присоединены помимо прибора учета, или при отсутствии прибора учета, количество потребленной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением и три скорости движения воды _______ м/сек.

Если дату начала потребления воды с нарушением договора установить невозможно, то оплата производится с момента последней проверки.

Расчет стоимости потребленной Потребителем воды с нарушением условий настоящего Договора, а также неустойки производится по тарифам, действующим на момент составления акта. Количество воды, израсходованно с нарушением Договора, а также неустойка указываются в акте, составленном Энергоснабжающей организацией и подписанном Потребителем. При отказе Потребителя от подписания акта, он составляется Энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке.

6.2. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой стороне убытки.

6.3. За нарушение Потребителем сроков оплаты, установленных настоящим Договором, Потребителю начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России от суммы за каждый день просрочки платежа.

6.4. Стороны не несут ответственности в том случае, если надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), а также отсутствия воды в системе централизованного водоснабжения, поставляемой Энергоснабжающей организации Ресурсоснабжающей организацией.

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся природные явления стихийного характера (землетрясение, наводнение, иные природные условия, исключающие нормальную жизнедеятельность человека); мораторий органов власти и управления; забастовки, организованные в установленном законом порядке, и другие обстоятельства, которые могут быть определены как непреодолимая сила, препятствующая надлежащему исполнению обязательств.

Надлежащим подтверждением наличия обстоятельств непреодолимой силы будут служить решения (заявления) компетентных государственных органов или сообщения в официальных средствах массовой информации.

6.5. Оплата неустойки, процентов и возмещение убытков не освобождает Стороны от выполнения иных обязательств по настоящему Договору.

6.6. При отказе Потребителя от получения документов любого характера направленных Энергоснабжающей организацией, в том числе почтовыми отправлениями, Потребитель считается ознакомленным с содержащейся в них информацией.

6.7. При несвоевременной оплате Потребителем более двух периодов платежа Энергоснабжающая организация не несет ответственности перед Потребителем за последующий отпуск холодной воды в количестве меньшем, чем установлено Договором, или с пониженными параметрами качества, если вследствие нарушений Потребителем условий по оплате не будут надлежащим образом исполнены обязательства Энергоснабжающей организации перед третьими лицами, что повлечет изменение объемов поставок энергоносителей на ее энергоустановки.

7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

7.1. Споры сторон, связанные с заключением и исполнением настоящего Договора, разрешаются путем переговоров. В случае недостижения Сторонами согласия споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора, в том числе касающиеся его выполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

7.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, и иными нормативными актами.

7.3. Стороны обязуются в пятидневный срок письменно извести друг друга обо всех изменениях юридического адреса, банковских реквизитов, наименования, ведомственной принадлежности и фактического местонахождения.

7.4. Расторжение настоящего Договора не освобождает Стороны от взаимных расчетов.

7.5. Настоящий Договор вступает в силу с «___»_________ ____ г. и действует до «___»___________ ____ г.

7.6. Данный Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Стороны.

7.7. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются следующие приложения:

7.7.1. Перечень объектов Абонента и их адресов на которые подается холодная вода (Приложение N ______).

7.7.2. График количества и цена холодной воды (Приложение N ______).

7.7.3. Расчет количества подаваемой воды (Приложение N ______).

7.7.4. Расчет количества воды, необходимой для производства и передачи тепловой энергии (Приложение N ______).

7.7.5. Акт разграничения эксплуатационной ответственности Сторон (Приложение N ____).

8. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Энергоснабжающая организация: _________________________________________ __________________________________________________________________________. Потребитель:___________________________________________________________ __________________________________________________________________________. Энергоснабжающая организация: Потребитель: _______________/_____________ ______________/_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) М.П. М.П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *