Доходы бюджетных учреждений

Внебюджетная деятельность бюджетных и автономных учреждений

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет управления

(кафедра: Государственное и муниципальное управление)

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Управление муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями

тема: Внебюджетная деятельность бюджетных и автономных учреждений

Выполнил: Сойнова А.А.

Группа: УГ-403

Руководитель: Абрамова А.В.

Челябинск 2013

1. Понятие бюджетного учреждения

2. Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений

3. Автономные некоммерческие организации

4. Основные отличия бюджетных и автономных учреждений

Список литературы

Приложения

бюджетный внебюджетный бюджет учреждение

1. Понятие бюджетного учреждения

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Понятие бюджетного учреждения приведено в статье 161 БК РФ. Бюджетное учреждение, по определению статьи 161 БК РФ, это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетными учреждениями признаются так же, организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Исходя из этого определения, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:

· они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые (органы) и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;

· они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;

· они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;

· смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств.

Таким образом, для того чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта организация создана.

Так, например, унитарные предприятия (к ним относится большая часть служб коммунального хозяйства и муниципальных служб), несмотря на то, что созданы они для реализации социально-значимых функций и зачастую получают дотации из бюджета, являются коммерческими организациями. В статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) записано: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, основанную на государственном устройстве Российской Федерации, на экономических отношениях и регулируется нормами права.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со статьей 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе;

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

2. Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений

Одним из критериев, определяющих принадлежность организации к бюджетным учреждениям является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций являются социально значимыми и должны выполняться по фиксированным расценкам или безвозмездно. Все бюджетные организации имеют право заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью. Предпринимательская деятельность, по определению статьи 2 ГК РФ, представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности.

Таким образом, сложилась такая ситуация, когда предпринимательская деятельность бюджетных учреждений приобрела серьезную значимость и возникла необходимость организации четкого механизма бухгалтерского и налогового учета этой деятельности.

Но на практике, оказалось, довольно сложно разделить предпринимательскую и основную деятельность. Пунктом 1 статьи 50 ГК РФ установлено, что все юридические лица (организации) подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 3 статьей 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Так, например, оказание учреждениями услуг образования или медицинских услуг на договорной основе являются платными. Размер оплаты устанавливается учреждениями самостоятельно. Фактически происходит предпринимательская деятельность. Но с другой стороны, платные медицинские услуги оказывают поликлиники, больницы, госпитали — то есть специализированные медицинские учреждения, специально созданные для оказания названных услуг. То же самое можно сказать и в отношении услуг образования. То есть данные виды деятельности являются основными видами деятельности для данных учреждений.

Таким образом, четкого официального определения, является та или иная деятельность бюджетного учреждения предпринимательской или нет, пока не дано. Поэтому в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) было определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность. Льготы при налогообложении так же предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида операций или вида поступлений. Хотя часть местных законов о налогообложении применительно к льготам опирается на понятие характера деятельности бюджетных организаций.

В связи с этим назовем критерии, по которым можно определить, относится ли данный вид деятельности к основной или к предпринимательской. Эти критерии не являются обязательными и исчерпывающими. В каждом конкретном случае характер деятельности учреждения должен определяться с учетом всех факторов и особенностей деятельности.

К основной деятельности относятся:

· оказание услуг, определенных для данного учреждения законом или иным нормативным правовым актом;

· цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти;

· оказываемые услуги являются социально значимыми;

· доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иными нормативными правовыми актами или уставом учреждения;

· деятельность по оказанию услуг осуществляется на основании сметы.

На основании БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, законодательно утверждено положение о том, что при осуществлении бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход необходимо уплачивать налоги. По поводу порядка направления в бюджеты доходов от предпринимательской деятельности Министерство финансов Российской Федерации дало пояснения в Письме от 10 ноября 2002 года №03-01-01/12-403 «О доходах бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской деятельности». В нем указано, что в соответствии со статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который предоставляет право законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативное регулирование порядка отражения в бюджетном учете операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности постоянно совершенствуется, но, все-таки, еще недостаточно разработано.

В основе проблем учета платных услуг лежит противоречивость действующего законодательства Российской Федерации. Так, доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений в соответствии со статьями 41 и 42 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, но только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации сумм налогов и сборов (статья 321.1 НК РФ).

Начиная с 2005 года, все бюджетные учреждения используют в своей деятельности только лицевые счета, открытые финансовыми органами, осуществляющими кассовое обслуживание и исполнение бюджета. Полученные от предпринимательской деятельности денежные средства в полном объеме поступают на счет доходов бюджета и расходуются на основании принятых лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, получается, что все средства, полученные от предпринимательской деятельности, оставшиеся после уплаты соответствующих налогов, поступают на один лицевой счет учреждения в виде целевого финансирования по бюджетным средствам.

>Главной особенностью некоммерческих организаций, отличающей их от других хозяйствующих субъектов, является общественный характер деятельности. >Новым видом некоммерческих организаций являются ТСЖ, действующие в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

38. Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Согласно п. 1 ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально—культурных, научно—технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления за исключением казенных предприятий и автономных учреждений в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Признаки бюджетного учреждения:

1) бюджетное учреждение является некоммерческой организацией;

2) учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование;

3) основная деятельность бюджетного учреждения финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 8 ст. 161 БК РФ).

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 БК РФ). Собственник имущества бюджетного учреждения в соответствии с положениями ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований данного учреждения, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения установлен ст. 221 БК РФ.

После утверждения сводной бюджетной росписи ее показатели доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов. Методология составления и утверждения смет доходов и расходов учреждений, состоящих на бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, устанавливается Министерством финансов РФ, однако в настоящее время какого—либо общего нормативного документа, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен утвердить эту смету. При этом смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

В течение одного рабочего дня со дня утверждения смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается бюджетным учреждением в орган соответствующего уровня бюджетной системы РФ, исполняющий бюджет.

Необходимость составления сметы доходов и расходов бюджетных учреждений обусловлена тем, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Финансирование бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия либо отсутствия сметных назначений. В то же время у бюджетного учреждения в наличии имеются средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *