Доходы от субсидий

Содержание

(Как субъектам малого предпринимательства отражать полученную субсидию в доходах и расходах при разных режимах налогообложения)

Чтобы повысить эффективность госпрограмм поддержки субъектов малого бизнеса, в марте этого года были внесены поправки сразу в четыре главы НК РФ <1>:

  • по НДФЛ;
  • по налогу на прибыль;
  • по УСНО;
  • по ЕСХН.

Эти поправки действуют задним числом, они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 <2>.

Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства <3>. Полученные после 01.01.2011 субсидии учитываются в специальном порядке <4>:

  • в течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придется. Кстати, имейте в виду, что если субсидия получена в конце первого года (например, в декабре 2011 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только один (2012 г.);
  • если к окончанию второго налогового периода субсидия останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго года. Как нам разъяснил специалист ФНС России, для упрощенцев порядок учета будет такой.

Из авторитетных источников

Мельниченко Анатолий Николаевич, государственный советник РФ 1 класса

«Именно неизрасходованная часть субсидии (а не вся полученная сумма) включается упрощенцем в доходы по состоянию на конец второго года, то есть на 31 декабря. Что касается суммы израсходованной части субсидии, то она уже должна быть учтена в составе доходов с одновременным отражением ее в составе расходов, то есть налоговая база по этим операциям равна нулю <5>».

Точно так же включают неиспользованную субсидию в доходы и организации и предприниматели, применяющие другие режимы налогообложения.

Заметим, что двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества организациями и предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (подробнее см. ниже).

Раньше же субсидию, полученную из регионального или местного бюджета <6>, нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложения <7>. То есть получатель был вынужден часть субсидии сразу же вернуть в бюджет в виде налога в размере:

(или) 20%, если он платил налог на прибыль <8>;

(или) 6%, если он применял УСНО с объектом «доходы» <9> или уплачивал ЕСХН <10>;

(или) 15%, если он применял УСНО с объектом «доходы минус расходы» <11>;

(или) 13%, если он платил НДФЛ <12>.

Кстати, именно этот старый порядок нужно применять в том случае, если субсидия получена в конце 2010 г., а тратить ее начали лишь в 2011 г. <13>.

Обращаем внимание: получателю субсидии (независимо от того, какой режим налогообложения он применяет) надо завести отдельный регистр (в бухучете вести учет на отдельном счете), в котором отражать получение субсидии и ее расходование. Это нужно для того, чтобы:

  • во-первых, показать целевое использование субсидии;
  • во-вторых, правильно учесть доходы и расходы в целях налогообложения.

Хотя принцип учета доходов единый для всех налогов, порядок их отражения в налоговом учете будет разный в зависимости от применяемой системы налогообложения.

<1> Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ (далее — Закон N 23-ФЗ).
<2> Пункт 2 ст. 2 Закона N 23-ФЗ.
<3> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
<4> Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона N 23-ФЗ).
<5> Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ.
<6> Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
<7> Статьи 41, 250 НК РФ.
<8> Пункт 1 ст. 284 НК РФ.
<9> Пункт 1 ст. 346.20 НК РФ.
<10> Статья 346.8 НК РФ.
<11> Пункт 2 ст. 346.20 НК РФ.
<12> Пункт 1 ст. 224 НК РФ.
<13> Письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-11/263, от 22.07.2011 N 03-03-10/66, от 24.03.2011 N 03-11-11/67.

Получатель субсидии применяет общий режим налогообложения Учет субсидии при исчислении налога на прибыль и НДФЛ

Организации на общем режиме налогообложения в целях исчисления налога на прибыль могут применять как метод начисления, так и кассовый метод <14>.

Если организация применяет метод начисления, то доход в виде субсидии надо отражать на дату признания расходов независимо от того, когда они оплачены <15>.

Если же организация применяет кассовый метод, то доход надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходов <16>.

Предприниматель на общем режиме налогообложения в целях исчисления НДФЛ применяет кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому он, так же как и организации, применяющие кассовый метод, должен отражать доход в виде субсидии в сумме оплаченных расходов на дату их оплаты <17>. Делать это нужно в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций <18>.

Как мы уже сказали, рассмотренный порядок учета субсидии в доходах не распространяется на случаи, когда субсидия потрачена на покупку амортизируемого имущества <19>.

Если организация или предприниматель приобретает за счет субсидии основное средство, то потраченную на это сумму субсидии надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизации <20>.

При этом организация, применяющая кассовый метод учета, может начислять амортизацию только в том случае, если основное средство полностью оплачено <21>.

Предприниматель также может амортизировать только полностью оплаченное основное средство. К тому же он, в отличие от организаций, вправе применять только линейный метод начисления амортизации <22>.

Если приобретается дорогостоящее основное средство, на которое израсходованы не только субсидия, но и собственные средства организации или предпринимателя, то порядок учета в доходах и расходах суммы субсидии усложнится. Здесь возможны два варианта учета.

Вариант 1. Определить долю субсидии в стоимости приобретенного основного средства и в такой же доле от суммы амортизации ежемесячно признавать доход в виде субсидии.

Вариант 2. Ежемесячно признавать доход в виде субсидии в полной сумме амортизации за месяц до тех пор, пока сумма амортизации не сравняется с суммой субсидии, потраченной на приобретение основного средства. Для налоговиков этот вариант будет более предпочтительным. Ведь часть стоимости основного средства, на которую организация или предприниматель потратили свои деньги, будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в более поздних периодах.

Если организация или предприниматель потом решат продать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату продажи нужно включить в доходы и выручку от реализации основного средства, и сумму субсидии, равную остаточной стоимости. А в расходы можно включить остаточную стоимость основного средства <23>. В итоге налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства.

Если организация или предприниматель будет по каким-либо причинам ликвидировать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату ликвидации во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость этого основного средства <24> и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах <25>. В результате налог платить не придется.

<14> Пункт 1 ст. 271, п. 1 ст. 272, п. 1 ст. 273 НК РФ.
<15> Пункт 4.1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ.
<16> Пункты 1, 2, 2.3, 3 ст. 273 НК РФ.
<17> Пункт 1 ст. 221, п. 4 ст. 223 НК РФ.
<18> Пункт 13 Порядка, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
<19> Пункт 1 ст. 256, п. п. 1, 3 ст. 257 НК РФ.
<20> Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Закона N 23-ФЗ); п. п. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ.
<21> Подпункт 2 п. 3 ст. 273 НК РФ.
<22> Пункт 1 ст. 221 НК РФ; пп. 4 п. 15, п. п. 24, 30, 40 Порядка, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
<23> Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ.
<24> Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
<25> Статья 250 НК РФ.

Учет субсидии при исчислении НДС

Пока нет официальных разъяснений ни от Минфина, ни от ФНС о том, можно ли принять к вычету НДС по основным средствам, товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии. Хотя летом этого года финансовое ведомство и обещало высказать свое мнение по этому вопросу <26>. Поэтому мы обратились к специалисту Минфина России с вопросом, можно ли принять «входной» НДС к вычету, если источником покупки были бюджетные деньги. И вот что нам ответили.

Из авторитетных источников

Вихляева Елена Николаевна, советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Денежные средства в виде субсидий, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства из соответствующего бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых ими товаров (работ, услуг) <27>. В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.

В случае если предоставляемые соответствующим бюджетом РФ субсидии получены субъектами малого и среднего предпринимательства в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации указанных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядке <28>».

Субъекты малого предпринимательства, как правило, получают субсидии именно на возмещение затрат <29>. Так что безопаснее «входной» НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии на развитие бизнеса, полученной из регионального или местного бюджета, к вычету не принимать.

<26> Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/1/340.
<27> Пункт 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
<28> Статья 172 НК РФ.
<29> См., например, п. п. 1.1, 1.2, 2 Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП (ред. от 29.04.2011).

Получатель субсидии применяет УСНО с объектом «доходы минус расходы» или уплачивает ЕСХН

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку или уплачивающие ЕСХН, доходы и расходы определяют кассовым методом. Это значит, что доход в виде субсидии отражается на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходов <30>.

Например, в феврале 2011 г. получена субсидия в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2011 г. упрощенец оплатил за счет этой субсидии расходы только в сумме 60 000 руб. В этом случае в Книге учета доходов и расходов <31> надо отразить одновременно:

  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 60 000 руб.);
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 60 000 руб.).

В результате за полугодие налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Если упрощенец или плательщик ЕСХН приобретает за счет субсидии основное средство, то его стоимость учитывается в расходах до конца года равными долями <32>. То есть порядок учета такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных средств. Следовательно, на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать в Книге учета и в доходах, и в расходах. В результате в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия — в доходах.

А вот при продаже основного средства, приобретенного за счет субсидии, надо иметь в виду следующее. Упрощенцу или плательщику ЕСХН придется пересчитать налог, если он продаст купленное за счет субсидии основное средство <33>:

(или) до истечения 3 лет с момента учета его стоимости в составе расходов — при сроке полезного использования объекта 15 лет и меньше;

(или) до истечения 10 лет с момента приобретения — при сроке полезного использования объекта свыше 15 лет.

В этом случае нужно восстановить стоимость основного средства, ранее учтенную в расходах, и вместо нее включить в расходы амортизацию, рассчитанную по правилам гл. 25 НК РФ. В результате придется пересчитать налоговую базу по налогу при УСНО или ЕСХН за весь период с момента учета стоимости основного средства в составе расходов до даты его продажи, представить уточненные декларации за все отчетные (налоговые) периоды, в которых база пересчитывалась, уплатить пени за периоды просрочки.

Поясним на примере. В марте 2013 г. упрощенец продал основное средство, приобретенное за счет субсидии в январе 2011 г. В этом случае нужно сделать следующее.

Шаг 1. Учтенные в 2011 г. расходы на приобретение основного средства восстановить в полном объеме. А из доходов исключить субсидию, равную стоимости приобретения основного средства.

Шаг 2. Включить в расходы за 2011 и 2012 гг. сумму амортизации за январь — декабрь, исчисленную по правилам гл. 25 НК РФ. А в доходах отразить субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

Шаг 3. Представить уточненные декларации по УСНО за 2011 г. и за 2012 г. с правильными суммами доходов и расходов. Если в результате увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за эти годы, то нужно будет доплатить и налог, и пени.

Шаг 4. В марте 2013 г. на дату продажи основного средства нужно отразить в расходах сумму амортизации за январь — март 2013 г. А в доходы нужно включить:

  • выручку от продажи основного средства;
  • доход в виде субсидии, равный сумме начисленной за 2013 г. амортизации;
  • доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости основного средства (то есть несамортизированной части основного средства).

Учесть же остаточную стоимость основного средства в расходах налоговики вряд ли разрешат <34>.

В результате налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать в период применения УСНО или уплаты ЕСХН.

Если упрощенец ведет торговую деятельность и за счет субсидии закупает товары, а потом их продает, то учет будет такой. В момент получения от покупателя денег за проданные товары нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров <35>.

Поясним на примере. Предположим, упрощенец в феврале 2011 г. получил субсидию в сумме 300 000 руб. В марте он закупил на эту сумму товары. Они реализованы покупателям 4 апреля на сумму 350 000 руб.

В этом случае на дату продажи (04.04.2011) упрощенец должен в разд. I Книги учета доходов и расходов отразить:

  • в графе 5 — расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
  • в графе 4 — доходы:
  • в сумме 300 000 руб., то есть субсидию, израсходованную на приобретение товаров;
  • в сумме 350 000 руб., то есть выручку от продажи товаров.

В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.

При этом не нужно забывать, что и у упрощенцев, и у плательщиков ЕСХН закрытый перечень расходов, принимаемых при исчислении налога <36>. И если получатель субсидии приобретет какие-либо товары (работы, услуги), стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме, то в этом случае расхода для целей налогообложения не будет, а вот в доходы придется включить субсидию в сумме неучтенного расхода. Скорее всего, налоговики потребуют отразить доход на дату оплаты неучитываемых расходов.

Упрощенцам при получении субсидии надо учесть еще такой момент. ФНС России разъяснила, что субсидии на развитие бизнеса учитываются в доходах для целей исчисления минимального налога <37>. Ведь у упрощенца в доходы включаются не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидия <38>. Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только:

  • за первый налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам в первом году;
  • за второй налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам во втором году, а также неизрасходованная сумма субсидии.

<30> Пункт 5 ст. 346.5, п. п. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.
<31> Утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
<32> Подпункт 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
<33> Пункт 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
<34> Письма Минфина России от 07.07.2011 N 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 N 03-11-06/2/9, от 18.04.2007 N 03-11-04/2/106; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56403@.
<35> Письмо ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@.
<36> Пункт 2 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
<37> Пункт 6 ст. 346.18 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@.
<38> Статьи 250, 346.15 НК РФ.

Получатель субсидии применяет упрощенку с объектом «доходы»

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку с объектом «доходы», учитывают доходы в виде субсидии в льготном порядке только при условии ведения учета израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в поправках <39>.

ФНС России разъяснила, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны отражать субсидии на дату оплаты расходов в Книге учета доходов и расходов одновременно:

  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Причем так надо делать и в том случае, если полученная субсидия полностью истрачена за 1 год <40>.

Тем самым упрощенец показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, у него есть полное право не платить налог с полученной субсидии. Кстати, это, в общем-то, не противоречит Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов. Упрощенец с объектом «доходы» всегда при желании мог отражать в графе 5 Книги расходы, связанные с получением доходов <41>.

Хотя в Книге и показывается сумма субсидии в доходах и расходах, в декларацию по УСНО <42> эти суммы не попадут. Когда по окончании года упрощенец будет заполнять декларацию по УСНО, в строку 210 разд. 2 он перенесет сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги). По крайней мере, такие разъяснения давала ФНС России в отношении субсидий на открытие собственного дела, полученных от центра занятости <43>. Но и при получении субсидии на развитие бизнеса логично поступать так же. Ведь льготные порядки учета этих двух субсидий сходны <44>.

<39> Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона N 23-ФЗ).
<40> Письмо ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@.
<41> Пункт 2.5 Порядка заполнения Книги, утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
<42> Утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
<43> Пункт 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@.
<44> Пункт 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Получатель субсидии уплачивает ЕНВД

К сожалению, законодательно так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии на развитие бизнеса, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность.

Но ФНС и Минфин России уже сформировали свою позицию по этому вопросу. Они сказали, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам <45>.

Если же организация или предприниматель ведет только «вмененную» деятельность и получает субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО <46>. При этом доход в виде субсидии облагается этими налогами в особом порядке: в течение 2 лет по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах. И в итоге налог все равно платить не нужно. Обязанность заплатить его возникнет только в том случае, если субсидия за 2 календарных года не будет полностью израсходована.

Однако в этом случае, кроме декларации по ЕНВД, придется подавать еще и другую декларацию:

(или) по налогу на прибыль, если организация применяет общий режим;

(или) по НДФЛ, если предприниматель применяет общий режим;

(или) по налогу при УСНО, если организация или предприниматель применяет упрощенку.

И в этой декларации надо отразить потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате получается, что ЕНВД платится в обычном порядке, а другой налог (налог на прибыль, налог при УСНО или НДФЛ) не платится, так как налоговая база равна нулю.

Кстати, напомним, что организации, которые ведут «вмененную» деятельность, должны доходы и расходы по этой деятельности отражать в бухгалтерском учете <47>. Как мы уже сказали, для учета получения субсидии и ее расходования лучше завести отдельный счет.

А вот предприниматели, которые ведут только «вмененную» деятельность, не обязаны вести учет доходов, расходов и хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что записывать свои расходы, оплаченные за счет субсидии, они могут в любой удобной форме, например с использованием Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя <48>.

<45> Письма ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@, от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@; Письмо Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65.
<46> Письмо ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@.
<47> Статья 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Письма Минфина России от 29.09.2009 N 03-11-06/3/239, от 13.02.2009 N 03-11-09/51; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
<48> Утверждена Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Получатель субсидии применяет УСНО на патенте

Применять упрощенку на основе патента могут только предприниматели <49>. И если по другим режимам есть хоть какие-то разъяснения о порядке учета субсидии, то по «патентным» упрощенцам их нет. Поэтому вопрос о том, как предприниматели должны учитывать полученную субсидию, пока не решен.

По логике, если всю субсидию предприниматель израсходовал на «патентную» деятельность, то никаких дополнительных налогов, кроме стоимости патента, он платить не должен.

В то же время если посмотреть разъяснения Минфина и ФНС о порядке учета «патентным» упрощенцем субсидии на открытие своего дела от центра занятости, то увидим, что у ведомств разные позиции по этому вопросу.

ФНС считает, что выданная предпринимателю центром занятости субсидия на открытие своего дела не является доходом, полученным от ведения видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСНО на основе патента. Следовательно, налогообложение этой суммы регулируется гл. 23 НК РФ <50>. А по мнению Минфина, субсидия, полученная предпринимателем, применяющим УСНО на основе патента, не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ <51>.

То есть получается, что предприниматели, израсходовавшие субсидию на развитие бизнеса только на «патентную» деятельность, находятся в такой же ситуации, как и вмененщики, полностью истратившие субсидию на «вмененную» деятельность. Это нам подтвердил и специалист ФНС России.

Из авторитетных источников

Мельниченко А.Н., государственный советник РФ 1 класса

«Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств. В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложения <52>, и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ».

Так что «патентным» упрощенцам безопаснее применять тот же подход, что и вмененщикам. То есть по окончании года подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней субсидию и в доходах, и в расходах <53>. В результате НДФЛ платить не придется, если вся субсидия израсходована.

<49> Пункты 1, 2, 3 ст. 346.25.1 НК РФ.
<50> Пункт 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@.
<51> Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-04-05/3-556.
<52> Утверждена Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
<53> Письмо Минфина России от 20.02.2009 N 03-11-11/25; Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14719@; Письмо УФНС России по г. Москве от 15.11.2009 N 20-14/2/115839@.

Е.А.Шаронова

Экономист

Количество стартующих бизнесменов с каждым годом неуклонно повышается. Увеличение их числа положительно влияет на экономические показатели страны в целом и удовлетворяет постоянно растущие потребности населения.

Финансовая поддержка государства способствует появлению новых субъектов малого и среднего бизнеса. Власти отдельно взятого региона стараются внедрять способы помощи: различные льготы, субсидии, а также материальные выплаты. Как получить такую поддержку? Давайте разбираться.

Кто из предпринимателей может рассчитывать на помощь от государства?

Государство в основном предоставляет финансовую поддержку владельцам малого и среднего бизнеса. Чтобы узнать, относится ли ваша компания к этой категории, стоит обратить внимание на количество работников и величину годового оборота. На деньги от государства могут рассчитывать нижеуказанные форматы предприятий:

  • стартующий бизнес (до 15 человек в штате с годовым оборотом до 120 млн рублей);
  • малый бизнес (до 100 человек в штате с годовым оборотом до 800 млн рублей);
  • средний бизнес (до 250 человек в штате с годовым оборотом до 2 млрд рублей).

Получить помощь от государства не так сложно, как может показаться

Чтобы получить помощь, компании должны соответствовать следующим требованиям:

  • длительность существования с момента открытия — не более 2 лет;
  • фирма зарегистрирована в налоговой службе;
  • МСП не является должником по налоговым отчислениям.

Важно: шансы на финансирование гораздо выше у бизнесменов, которые имеют социальные льготы, а также владеют социальным или экспортоориентированным бизнесом.

Помните, что государство оказывает поддержку предпринимателям, чья сфера деятельности входит в число приоритетных. Чтобы оформить безвозмездную помощь, бизнесмен должен работать в одном из следующих направлений:

  • Изготовление товаров народного потребления.
  • Популярные направления народного творчества.
  • Предложения сельского и экологического туризма.
  • Услуги ЖКХ.
  • Агропромышленный отдел.
  • Сфера науки и техники, а также инновационная деятельность.

Как получить помощь от государства на развитие малого бизнеса в 2019 году?

Главным преимуществом получения такой субсидии является то, что она безвозмездна и ее не нужно возвращать через определенное время. Государство извлекает из этого пользу, так как на экономической карте появляется новое малое предприятие, предоставляющее гражданам рабочие места, и повышается конкуренция с уже существующими компаниями, что способствует улучшению качества и стабилизации цен.

Но вместе с заключением договора о субсидировании предприниматель соглашается выполнять и некоторые обязательства. Основное из них заключается в предоставлении детальной отчетности.

На протяжении 3 месяцев с момента получения финансовых средств от государства бизнесмен обязан подать в Центр занятости отчет с документами об использовании субсидии. Как подтверждение могут предоставляться товарные или фискальные чеки, квитанции, оплаченные платежные поручения и другие документы. Финансовый отчет должен согласовываться с пунктом бизнес-плана, где указана цель получения капитала.

Важно: если бизнес-деятель не может предоставить подтверждение, он обязан вернуть субсидиарные средства государству в полном объеме.

Также условия составленного договора предполагают, что деятельность финансируемого малого предприятия должна продлиться не менее одного года со времени открытия. Так исключается возможность сотрудничества с фирмами-однодневками.

Помощь можно получить во многих инстанциях и организациях, обладающих необходимыми полномочиями. Вот некоторые из них:

  • Администрация города. Отдел экономического развития предоставляет информацию о видах финансовой поддержки малого бизнеса.
  • Торгово-промышленная палата. В этом учреждении оказывают помощь в консультациях по вопросам бизнеса, маркетинга, юридического права, оно помогает принять участие в выставках.
  • Фонд поддержки предпринимательства. На основании результатов обязательной оценки представленного проекта организация выделяет финансы на деятельность малого предприятия.
  • Бизнес-инкубатор. Данная организация занимается инфраструктурной поддержкой идей предпринимателей на всех этапах развития начиная с момента открытия.
  • Венчурный фонд. Ориентируется в основном на инновационные проекты, в дальнейшем инвестирует деньги в их деятельность.
  • Центр занятости населения.

Интересно: если ваш бизнес-проект будет социально или экономически выгодным для государства, вы можете получить не только деньги на его внедрение, но и бесплатное обучение, право принимать участие в выставках и т.д.

После обращения в вышеуказанные инстанции вы получите перечень необходимых документов. Вот какие бумаги входят в этот список:

  1. Паспорт и ИНН предпринимателя.
  2. Страховое свидетельство (СНИЛС).
  3. Справка из бухгалтерии последнего места официальной занятости, в которой указаны сведения о зарплате за три месяца до завершения работы.
  4. Документ о наличии образования.
  5. Заявление участника программы для получения финансовой поддержки от государства (по специально утвержденной форме).
  6. Готовый бизнес-план.

Деньги от Центра занятости

Наиболее распространенный способ получения помощи среди предпринимателей – обращение в Центр занятости. Как проходит данная процедура?

Первый шаг – регистрация в Центре занятости и получение статуса безработного. Это является обязательным условием, так как государственное выделение средств положено только тем предпринимателям, которые зарегистрированы как безработные граждане. Для этого нужно иметь с собой следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ о семейном статусе;
  • документ об образовании.

Затем нужно составить бизнес-план с подробным описанием проекта, целевым распределением средств и указанием срока его окупаемости. Третий шаг – регистрация бизнеса в качестве ИП.

Рассмотрением пакета документов занимается региональная комиссия в течение 60 дней. В случае принятия положительного решения между заявителем и Центром занятости будет заключен договор, а средства – перечислены на счет получателя. Комиссия может решить компенсировать только некоторые расходы, например регистрацию и открытие малого предпринимательства. Если же заявитель получает уведомление об отказе, он может повторить попытку.

Гранты бизнесменам-новичкам

Данный вид выделения средств от государства предполагает помощь начинающим бизнесменам на открытие дела и тем, кто занимается предпринимательской деятельностью не более двух лет. Полномочия на распределение грантов имеют следующие организации:

  • Департамент экономического развития.
  • Фонды поддержки малого и среднего бизнеса.
  • Союзы, созданные предпринимателями.

Обязательным условием получения гранта является деятельность малого предприятия в одной из приоритетных отраслей, указанных выше.

Согласно государственному законодательству выплаты не получают компании, которые производят винно-водочную продукцию, табачные изделия, предметы роскоши, работают с недвижимостью или занимаются игровой деятельностью.

Помните, что выделенные деньги направляются, чтобы покрыть от 30 до 50% общей стоимости проекта. Оставшиеся финансы на развитие дела бизнесмену следует искать самостоятельно. Не бойтесь инвестиций, это может быть самое выгодное вложение денег на сегодняшний день.

Предпринимателю необходимо предоставить следующие бумаги:

  • Документы, подтверждающие отсутствие иных источников финансовой поддержки.
  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО и бизнес-план.
  • Выписка из банка о количестве собственных финансов.
  • Справка о положительной кредитной истории.

Затем Отраслевая комиссия принимает решение о предоставлении средств. Максимальный размер денежного гранта составляет 500 тыс. рублей (в Москве и области – до 5 млн рублей).

В приоритете у государства состоят безработные, молодые предприниматели, бывшие военнослужащие, семьи с малолетними детьми и т.д.

Программа субсидирования

Государственные планы субсидирования малых предприятий осуществляются на разных административных уровнях. Поэтому их можно систематизировать соответственно масштабам и количеству выделяемых средств:

  1. Федеральные программы. Их реализовывают в масштабах страны, также они характеризуются большим количеством выделенных денег на финансовую поддержку открытия и развития субъектов МСП. Отличительным признаком является и то, что такие программы работают в основном с масштабными бизнес-проектами, чьи владельцы уже ведут коммерческую деятельность.
  2. Региональные программы. Они работают на территориях административных регионов и распоряжаются областным или районным бюджетом. Предназначение таких программ – развитие инфраструктуры целого региона.
  3. Местные программы. Масштаб реализации – это работа с городскими или районными предпринимателями. Субсидии ограничиваются небольшими объемами финансирования.

От особенностей государственной программы зависит размер получаемой помощи, форма ее предоставления, а также список необходимых документов для оформления заявления. Чем больше масштаб программы, тем выше конкуренция и более жесткие правила отбора. Владельцу малого бизнеса следует это учесть.

Льготное кредитование

Категории малых и средних коммерческих предпринимателей, не имеющие возможности получить материальную поддержку от государства, могут оформить льготное кредитование. Многие банки предоставляют такие займы на упрощенных условиях. Как указывалось, вероятность открытия кредита с выгодной процентной ставкой выше у тех, кто занимается приоритетной для государства деятельностью.

Совет: по всем интересующим вас вопросам относительно помощи можно обращаться непосредственно в банковские учреждения или кредитные сообщества, так как у них тоже имеются программы кредитования для начинающих бизнесменов.

Заявитель получает кредит как единоразовую денежную выплату на сумму от 50 млн до 1 млрд рублей. После заключения договора льготная программа действительна на протяжении 3 лет. Обязательным условием также являются инвестиции и вложения в проект собственных средств бизнесмена. Их количество определяется следующим образом:

  • 20%, если сумма займа составляет больше 500 млн рублей или если погашение кредита планируется из будущего дохода, ожидаемого после начала работы бизнес-проекта.
  • Отсутствуют ограничения, если средства выделяются для иных инвестиционных планов.

Процентная ставка за использование колеблется в зависимости от формата предприятия. Это 10% годовых для средних предприятий и 11-11,8% для малых.

На что можно использовать деньги от государства?

Как упоминалось выше, процесс субсидирования является безвозмездной выдачей средств, способствующих открытию и благоприятному течению бизнеса. Льготное кредитование и другие программы помощи также имеют упрощенные условия и сниженную процентную ставку. Вместе с тем использование финансовой поддержки от государства сопровождается документальными отчетами для подтверждения целевого назначения. Выделенные деньги можно расходовать на следующее:

  • Оплата аренды места или участка земли (на покрытие этих расходов выделяется не более 20% от основной суммы).
  • Пополнение оборотных средств.
  • Оснащение рабочих мест.
  • Приобретение оборудования для производства (купленные машины нельзя продать или обменять в течение трех лет).
  • Покупка расходных материалов (действуют те же правила – не более 20% полученных средств).
  • Работы, связанные с ремонтом и открытием.
  • Нематериальные активы.

Предпринимателем составляется годовой отчет, в котором указывается, на что именно был потрачен полученный субсидиарный доход. Также в органы контроля необходимо подать справки и квитанции.

Нематериальные варианты поддержки малого бизнеса

В наше время государство готово помочь начинающим бизнесменам малых и средних предприятий не только увеличением капитала. Существует еще несколько форм поддержки:

  1. Возможность бесплатного обучения. Почему в первые годы деятельности многие предприниматели, столкнувшись с проблемами, уходят из бизнеса? Они попросту не имеют нужных знаний о ведении своего дела. Такие образовательные навыки (например, как вести бизнес по франшизе) помогают в развитии, но стоят дорого, поэтому не каждый может их получить. Государство предоставляет стартующим бизнесменам возможность бесплатно учиться на курсах, а также посещать различные семинары и лекции. Заявитель обязан подать в нужные инстанции соответствующие документы: оплаченные счета, сертификаты о прохождении обучения или заключенные договоры. Выплата распространится на половину расходов, но на сумму не больше 40 тысяч рублей в год.
  2. Уменьшение арендной платы. Другой вариант поддержки – это скидки на стоимость аренды помещений, где непосредственно размещаются офисы или производство. Помните, что получить такую скидку возможно только в том случае, если здание является муниципальной собственностью, а договор аренды заключен на срок более 5 лет. С каждым годом льготная ставка увеличивается (от 40 до 80% арендной платы), а за последующий период предприниматель платит по полному тарифу. Обязательным условием является конкурсный отбор для определения достойного кандидата. Победителю выделяется дополнительная помощь на оплату коммуникаций.
  3. Компенсация участия в выставках. Для популяризации и дальнейшего развития владельцы малых предприятий могут воспользоваться субсидиями для участия в национальных или международных выставках. На основании результатов отбора государство может помочь оплатить расходы на регистрацию, аренду места, перевозку экспонатов, проживание, организацию и услуги переводчиков. Если государственная сумма помощи не превышает 150 тысяч за год, можно оплатить до половины расходов. Обязательные условия для получения компенсации малому бизнесу: заявление, договор с организаторами и отчет о выполненных работах.

Подводим итоги

Преимуществом программ финансовой поддержки является возможность увеличения капитала небольших компаний. Так как государство заинтересовано в развитии небольших предприятий, вероятность получения денежной помощи постоянно растет. Это хороший шанс начать прибыльное дело с минимальными вложениями.

С другой стороны, заключение договора с соответствующими государственными органами обязывает предпринимателей подавать детальные отчеты и следить за целевым использованием средств. Поэтому каждый бизнесмен должен изучить особенности существующих программ поддержки и требования к ним. Тогда он сможет максимально эффективно использовать помощь и выполнить взятые обязательства.

Добавлено в закладки: 0

Прохождение процедуры получения социальной помощи в виде субсидии или какой-нибудь дотации, как обычным гражданам, так и индивидуальным предпринимателям занимает уйму времени. Заинтересованным лицам нужно пройти множество инстанций и собрать внушительный пакет документов. Поэтому следует разобраться как ИП доказать свой доход для субсидии и какие понадобятся бумаги в году?

ИП на УСН и ОСНО

как ИП доказать свой доход

Чтобы оформить субсидию на ИП необходимо собрать пакет документов установленных законом. Если обычному работнику для справки о доходах требуется справка 2-НДФЛ, то индивидуальному предпринимателю на общем налоговом режиме нужно получить справку 3-НДФЛ.

При этом иногда уполномоченные органы требуют дополнительную документацию за последний отчетный период. Для ИП находящихся на УСН процедура подтверждения доходов также включает наличие справки 3-НДФЛ. Однако отображенные в декларации цифры должны подтверждаться первичной документацией.

Как доказать доходы ИП при УСН? Каждый предприниматель на «упрощенке» обязан вести книгу доходов и расходов. Здесь отображаются все поступления и отчисления денег, которые позже указываются в налоговой отчетности. Поэтому для ИП при УСН в качестве документа на субсидию, подтверждающего доходы, достаточно иметь копию учетной книги, удостоверенной нотариально.

Важно! Информация, которая заносится в книгу, должна иметь подтверждение в виде договоров, чеков, платежек, банковских выписок. Поэтому, так как показать доходы ИП могут попросить в любой момент, документы нужно хранить не менее 5 лет.

Какие существуют варианты решения проблемы

Многих субъектов хозяйственной деятельности интересует, как ИП доказать свои доходы ЕНВД. Для этого нужно вести официальную документацию, вне зависимости от того, что этого не требует налоговая служба.

Обычно успешные предприниматели ведут постоянной учет своей деятельности, чтобы быть уверенным в ее рентабельности. Однако общий учет не является достаточным доказательством. Следовательно, получить субсидию на ИП можно в случае ведения учетной книги с прилагающимися к ней первичными документами.

Для законного ведения информации при патенте и ЕНВД реквизиты должны содержать следующую информацию:

  • название, число и место создания;
  • идентификационный номер ИП;
  • ФИО предпринимателя;
  • номер, под которым зарегистрирован ИП;
  • подпись и печать хозяйствующего субъекта.

Документ должен содержать наименование произведенной операции, а также потраченную сумму (доход-расход). Также при самостоятельном ведении учетной книги следует соблюдать хронологию выполняемых работ с полной фиксацией всех данных. Так как доказать доходы ИП на ЕНВД, можно только ведя официальную документацию, в соответствии с налоговой отчетностью, то и итоги расходов и доходов нужно подводить раз на квартал. Помимо этого в конце года следует выполнить годовой учет. Предприниматель должен быть готов обосновать полученную прибыль.

На видео: Интернет бухгалтерия, ведение учета расходов и доходов

Субсидии от ЦЗН

Чтобы получить помощь на развитие собственного бизнеса будущему бизнесмену предстоит вначале встать на учет в центре занятости. Для этого потребуется предъявить:

  • паспорт;
  • идентификационный код;
  • СНИЛС;
  • трудовую книжку;
  • документ, подтверждающий уровень образования (диплом, аттестат);
  • справку о доходах за 3 месяца из последнего места работы.

Став безработными многие задаются вопросом, как ИП доказать отсутствие дохода для постановки на учет в ЦЗН?» Предприниматели, которые не закрыли ИП, не могут встать на учет.

Если гражданин, который хочет оформить статус безработного, не работал на протяжении 5 лет без веских причин, то его могут не поставить на учет в ЦЗН. Поэтому нужно закрыть ИП, после чего встать на учет.

Большинство начинающих предпринимателей не знают, как оформить субсидию на ИП от ЦЗН.

Для этого нужно подготовить следующие документы:

  • заявление на получение помощи по безработице;
  • заявление о намерении открыть ИП;
  • бизнес-план.

Также понадобиться пройти тест. Образцы бизнес плана можно найти в интернете или заказать у специалиста. На рассмотрение документов ЦЗН отводится 10 дней. При положительном результате останется подписать договор о начислении помощи. Затем нужно зарегистрировать ИП и предъявить документы ЦЗН. Дополнительно ИП должен предоставить специалисту ЦЗН все расходные документы.

Так как получить субсидии на ИП от ЦЗН не очень легко, основной акцент нужно делать на бизнес-план.

Качественный документ должен содержать:

  • идею для бизнеса. Она должна быть уникальной и инновационной;
  • доходность проекта. Так как ИП доказывать доход будущего бизнеса придется в обязательном порядке, эту часть документа желательно составлять с квалифицированным бухгалтером;
  • наличие рабочих мест.

Совет! Бывают случаи, когда ИП планирует заниматься доставкой какой-нибудь продукции, но не указывает, что будет использовать труд наемных работников. У специалистов могут возникнуть сомнения в честности ведения бизнеса.

Как доказать скрываемые доходы предпринимателя

Получение помощи от государства

Как доказать скрываемые доходы ИП, грузоперевозки которого осуществляют нелегальные работники? Для этого достаточно одной внеплановой проверки или тщательной сверки документации с уплаченными налогами. Бизнесмену может грозить немалая сумма штрафа. Поэтому на стадии создания бизнес-плана следует указывать дополнительные рабочие места.

Дополнительно нужно отобразить:

  1. Капитал. Он должен состоять с личных активов и социальной помощи. Средств ИП нужно иметь в 2–3 раза больше, чем сумма субсидии.
  2. Основные расходы. Следует указать, на что пойдут деньги от помощи.

На видео: Как самостоятельно заполнить 3-НДФЛ в году, в Программе Декларация

Специалисты ЦЗН охотно помогают бизнесмену получить помощь на креативные предложения. Например, для предпринимателя при УСН, на услуги массажа, открытия кафе или ресторана, выращивание овощей или фруктов.

Чтобы получить от государства ту или иную помощь предприниматели должны знать, как посмотреть доходы ИП и доказать их в соответствующих инстанциях. Основным документом, подтверждающим прибыль, является форма 3-НДФЛ. Однако в зависимости от системы налогообложения ИП, сотрудники контролирующих органов могут потребовать дополнительные удостоверяющие бумаги. Поэтому каждому предпринимателю следует вести официальную учетную книгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *