Должностная инструкция директора 2018

Для чего нужно решение о продлении полномочий директора ООО

Решение как документ, регламентирующий деятельность ООО, всегда оформляется его единственным собственником. На основании решения учредителя затем оформляется приказ о пролонгации полномочий руководителя. Если владельцев фирмы хотя бы 2, то выполняющий аналогичную правовую функцию документ будет именоваться протоколом (принимаемым собранием собственников).

Цели принятия решений, как и протоколов в ООО, могут быть самыми разнообразными. Посредством издания решений единственный учредитель, в частности, назначает, а также пролонгирует полномочия главы своей организации.

Максимальный срок полномочий генерального директора ООО по Уставу — 5 лет. Это значит, что по его истечении или ввиду приближения этого срока соответствующие полномочия потребуется продлить.

При этом не имеет значения, на какой срок заключен трудовой договор с генеральным директором (или даже то, заключен ли он вообще, если учредитель назначает генеральным директором себя). Однако если у руководителя, имеющего действующий трудовой договор, нет полномочий, устанавливаемых решением собственника, то он не сможет осуществлять свои трудовые обязанности на практике: его подписи будут недействительными.

В свою очередь, без действующего трудового договора наемный директор вполне может выполнять свои полномочия (и, более того, обязан делать это), несмотря на то, что у фирмы в этом случае могут быть серьезные сложности при проверке Трудинспекцией.

Решение о продлении полномочий: структура документа

Таким образом, полномочия главы фирмы по решению учредителя первостепенны в сравнении с трудовыми обязанностями. Далее в статье мы рассмотрим специфику пролонгации трудового договора при увеличении срока полномочий. Но пока изучим подробно, как может составляться решение, о котором идет речь.

В рассматриваемом решении могут отражаться:

1. Сведения о номере документа, дате его принятия.

2. Наименование документа («Решение единственного участника»).

3. Формулировка о том, что единственный участник принимает решение пролонгировать полномочия директора ООО.

При этом указывается:

  • Ф. И. О., гражданство единственного учредителя;
  • серия и номер его паспорта;
  • адрес проживания;
  • тот факт, что учредитель владеет 100% уставного капитала ООО (указываются также ОГРН, ИНН, адрес организации);
  • Ф. И. О., гражданство, паспортные данные, адрес директора, чьи полномочия продлеваются (в рассматриваемом случае — единственного учредителя);
  • количество лет, в течение которых директор вправе осуществлять полномочия.

Документ заверяется подписью учредителя и печатью фирмы, если она используется.

Загрузить образец решения учредителя о пролонгации собственных полномочий на позиции генерального директора вы можете на нашем сайте по ссылке ниже.

После принятия решения о продлении полномочий руководителя уведомлять ФНС об этом не нужно: в данном случае не требуется осуществления корректировки записей в ЕГРЮЛ, как при назначении нового главы фирмы.

Продление трудовых полномочий директора: нюансы

При пролонгации трудовых полномочий директора одновременно с теми, которые устанавливаются решением учредителя, нужно иметь в виду, что:

1. Срочный трудовой договор с главой фирмы (как правило, он и заключается в ООО) прекращается по окончании срока его действия (ст. 79 ТК РФ). Поэтому по его истечении следует оформить новый.

2. Если учредитель не перезаключит срочный трудовой договор с наемным директором, который переназначен решением учредителя, в то время как директор продолжит свою работу, то трудовой договор трансформируется в бессрочный (ст. 58 ТК РФ).

В этом случае аннулирование трудового договора, если собственника не устроят последующие результаты работы директора, будет возможно (при отсутствии иных законных оснований для увольнения) только при условии выплаты увольняемому директору компенсации (ст. 278 и 279 ТК РФ).

3. Возможен вариант, при котором директор, который был переназначен на должность решением учредителя, не пожелает перезаключать с ООО трудовой договор (в силу того, что хочет уволиться из компании).

В этом случае рекомендуется издать решение об освобождении руководителя от занимаемой должности. Если этого не сделать, директор, вероятнее всего, сможет оспорить аннулирование своих полномочий в судебном порядке.

Узнать о том, как именно директор может уволиться без согласия собственников фирмы, вы можете в статье «Как уволиться директору без согласия учредителей?».

4. Если учредитель назначает директором себя, составление трудового договора необязательно. Но по желанию владельца бизнеса он может быть заключен.

Подробности см. .

Профессиональные стандарты и их взаимодействие с действующими справочниками

О профессиональных стандартах (далее — профстандарты, стандарты, ПС) и порядке их применения говорится в ст. 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Под профстандартом понимается утвержденный Минтрудом РФ документ, содержащий характеристики уровня знаний и умений (квалификации), который необходим работнику для выполнения его трудовых обязанностей (ст. 195.1 ТК РФ).

Параллельно с профстандартами действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник (далее — справочники). Каким правовым источником руководствоваться при разработке локальных актов, работодатель выбирает сам, даже если между нормами есть противоречия. Исключение составляют случаи, когда применение профстандартов обязательно (подробнее об этом будет сказано ниже).

И все же следует учесть, что со временем справочники будут отменяться. Например, в сфере государственных и муниципальных организаций переход к профессиональным стандартам практически начался. П. 2 постановления Правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов…» от 27.06.2016 № 584 установил, что приведение внутренней документации в соответствие с принятыми ПС должно быть реализовано до начала 2020 года.

Надо ли составлять должностные инструкции в соответствии с профессиональными стандартами в 2018 году?

Согласно ст. 195.3 ТК РФ и разъяснениям Минтруда РФ в письме «Ответы на типовые вопросы…» от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (далее — письмо Минтруда), при применении стандартов следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Использование профстандартов обязательно в случаях, когда:
  • трудовая деятельность связана с предоставлением льгот и компенсаций или наличием каких-либо ограничений;
  • в них установлены особые требования к квалификации (при этом профстандарты обязательны для применения только в части этих требований).
  1. Где прописывать положения профстандарта (в трудовом договоре или должностной инструкции), законодатель предоставляет работодателю право определять самостоятельно (при этом профстандарт может быть указан как рекомендательный методический сборник). Однако в случаях обязательного применения стандарта (п. 1) наименование штатной единицы и требования к ней прописываются в трудовом договоре. В должностной инструкции это производится по усмотрению предприятия.

Таким образом, требования к должностным инструкциям по профстандартам в 2018 году не изменились: как и раньше, стандарты носят рекомендательный характер и при составлении внутренней документации используются факультативно. Положения ПС могут быть взяты за основу инструкции.

В то же время в среде кадровых специалистов и юристов есть мнение, что формулировки ТК РФ и разъяснения Минтруда РФ носят неопределенный характер. В связи с этим специалисты настаивают при наличии утвержденного профстандарта по конкретной профессии на приведении содержания внутренней документации в соответствие с ним.

Как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту, какова ее форма?

Должностная инструкция — это локальный нормативный акт, включающий в себя требования к квалификации сотрудника и перечень его прав и обязанностей в рамках трудовой деятельности. Документ разрабатывают в кадровой службе с участием непосредственного руководителя того работника, для которого создается инструкция.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В целях соответствия рассматриваемого акта стандартам в его содержание включают следующие компоненты последнего:

  • информация о виде профессиональной деятельности и основные ее цели;
  • требования к уровню квалификации;
  • описание трудовых функций.

Форма должностной инструкции в соответствии с профстандартами, как и инструкции вообще, законодателем не регламентирована, поэтому устанавливается работодателем самостоятельно. При этом важно помнить, что если акт многостраничный, то он должен быть прошит и скреплен подписью уполномоченного лица, а также печатью организации. На титульном или первом листе обязательно указываются:

  • название организации;
  • местонахождения фирмы и иные идентифицирующие сведения (например, ОГРН или ИНН);
  • реквизит утверждения инструкции руководителем компании;
  • дата принятия документа.

Содержание и структура должностной инструкции по профстандарту

Должностная инструкция должна быть краткой и понятной. При ее составлении можно воспользоваться общепринятой структурой, включающей 5 разделов.

  1. Общие положения. Здесь указываются:
  • определение вида и целей профессиональной деятельности по профстандарту;
  • название профессии, должности в соответствии с ПС;
  • присвоенный по стандарту уровень квалификации;
  • требования к установленной квалификации, определенные ПС (уровень образования, профессиональный стаж, особые условия по допуску к работе, дополнительные характеристики);
  • лицо, которому непосредственно подчиняется работник;
  • нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности;
  • знания и навыки, которые необходимо иметь по профстандарту.
  1. Должностные функции и обязанности. В данном разделе перечисляются функции сотрудника и его действия по их реализации. При этом можно воспользоваться формулировками как ПС, так и справочников. Кроме того, работодатель имеет право добавлять категории по своему усмотрению.
  2. Права сотрудника. Эта часть полностью строится на основе опыта и сложившейся практики в организации. Однако следует различать и не дублировать правомочия в рамках профессиональной деятельности и права, которые прописаны в трудовом договоре.
  3. Ответственность. Данный раздел состоит из перечня нарушений, которые возможны в процессе выполнения обязанностей, а также предусмотренных за это дисциплинарных наказаний. Помимо этого можно включить ссылки на правовые нормы, содержащие описание видов ответственности административного и уголовного характера.
  4. Заключительные положения. В этом разделе необходимо прописать:
  • на основании чего разработана инструкция (указать наименование профстандарта, справочника и/или иного нормативного акта);
  • каков порядок ее изменения;
  • где или у кого документ хранится;
  • как происходит ознакомление с актом (например, до подписания трудового договора) и фиксация данного факта (путем подписи на листе ознакомления, в журнале, на экземпляре самой инструкции и т. п.).

Как обновить должностную инструкцию с учетом профстандартов, каковы последствия изменений?

Обновить инструкцию можно путем:

  • внесения в нее соответствующих изменений, оформленных отдельным документом, который является неотъемлемой частью основного текста (такой способ подходит, если изменений немного);
  • издания локального акта в новой редакции (если новшества коснутся большого количества статей старого документа).

Однако в любом случае разработка изменений или новой редакции производится в том же порядке, что и характерен для основного документа. Обновления также утверждает руководитель работодателя. Обязательно с прописанными новациями должен быть ознакомлен сотрудник.

Какие изменения необходимо внести, чтобы инструкция соответствовала профстандартам? В «Ответах на актуальные вопросы о профессиональных стандартах», приложенных к письму Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122, указывается, что должностные инструкции подлежат изменению в части требований к квалификации персонала. Для описания же обязанностей, по мнению профсоюза, использовать положения стандартов необязательно, так как права и обязанности не входят в понятие квалификации, касательно которой ПС и принимаются.

Повлияют ли изменения в должностной инструкции на положение сотрудника, уровень квалификации которого не соответствует профессиональным стандартам? Как уже говорилось, требования стандартов обязательны только для некоторых категорий работников. Правда, даже в этих случаях (а в остальных — тем более) несовпадение квалификаций не может стать основанием для увольнения сотрудника (п. 10 письма Минтруда).

***

Итак, с 01.07.2016 стали вводиться профессиональные стандарты, содержащие новые требования к квалификации сотрудников. В связи с этим перед организациями встал вопрос о приведении в соответствие с новыми нормами своих локальных документов, в том числе должностных инструкций. В одних случаях указанные мероприятия являются обязательными, в других следование положениям профстандартов считается диспозитивным, так как прерогатива решения вопроса о допуске сотрудника к работе по-прежнему остается за работодателем. Образец должностной инструкции по профстандарту для более наглядного примера можно скачать на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *