Досудебный порядок урегулирования споров

Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования

Деятельность хозяйственных субъектов с необходимостью предполагает их взаимодействие, договорные и иные отношения между ними. Не всегда эти отношения складываются гладко. достаточно часто у участников хозяйственных правоотношений возникают разногласия по поводу их прав и обязанностей. В таких случаях можно констатировать наличие экономического спора.

Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Существуют различные классификации экономических споров. В частности, выделяют следующие их виды:

  • 1) договорные, т. е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров — ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений в условиях рыночной экономики возникает именно из договоров;
  • 2) преддоговорные, т. е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;
  • 3) вне договорные, т. е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т. п. Такого рода споры между различными хозяйствующими субъектами возникают довольно часто, хотя они и не столь многочисленны, как договорные споры.

В случаях, когда право или законные интересы хозяйствующего субъекта нарушаются или оспариваются, законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм защиты.

Во-первых, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими возникшие споры, являются арбитражные суды.

Во-вторых, возможна защита гражданских прав в административном порядке, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 11 ГК РФ).

Наконец, в-третьих, ГК РФ предусматривает возможность самозащиты гражданских прав (ст. 14). Но судебная форма защиты нарушенных или оспариваемых прав в настоящее время все же остается основной и наиболее эффективной, так как исполнение принятого судебного решения обеспечивается принудительной силой государства. Поэтому в данной главе основное внимание будет уделено разрешению экономических споров в арбитражных судах.

Однако следует иметь в виду, что по некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обязательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.

Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий экономических споров. Так, например, до предъявления к перевозчику (железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии письменного требования уплатить неустойку, возместить убытки и др. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополучатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.

Если для конкретного спора законом или договором установлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исковому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

Между хозяйствующими субъектами часто возникают различные споры, решать которые, как правило, стараются в суде. Вместе с тем, как минимум в половине случаев решить спор можно добровольно, не доводя дело до суда.

В юридической практике подобная процедура называется «претензионной перепиской». Ее суть заключается в направлении сторонами письменных мотивированных требований, по результатам рассмотрения которых предпринимаются действия, направленные на урегулирование разногласий. Если подобные меры не привели результату, то спор передается на рассмотрение суда.

Досудебный претензионный порядок разрешения споров

До 2016 года соблюдать претензионный порядок разрешения спора требовалось лишь в двух случаях:

  • если этого требовал закон;
  • если он был установлен сторонами в договоре.

В иных случаях обратиться в суд можно было без предварительной переписки.

Кардинально ситуация изменилась в 2016 году. Внесенные в закон поправки обязывают соблюдать досудебный претензионный порядок.

Пренебрежение этим правилом чревато, иск либо вернут, либо оставят без рассмотрения. Остались и исключения, но касаются они специфических производств, таких как банкротство, корпоративные споры, вопросы исполнения решений третейских судов и некоторые другие. Эти дела не требуют соблюдение претензионного порядка.Принятие подобных мер продиктовано стремлением снизить нагрузку на суды, сократив количество рассматриваемых дел, а также подтолкнуть хозяйствующих субъектов к применению альтернативных способов решения споров.

Теперь по порядку.

Сроки

По общему правилу срок ответа на претензию составляет 30 календарных дней, а направляется она в письменном виде по юридическому адресу контрагента. Но, законодатель предусмотрел и исключение из этого правила, предоставив сторонам самостоятельно решать вопросы сроков и порядка претензионной работы.

Проще говоря, на этапе заключения договора вы можете предусмотреть:

  • иной срок рассмотрения претензий, он может быть больше или, наоборот меньше указанного;
  • иной порядок направления претензий, например: по факсу, электронной почте и т.д.

Форма

По форме, претензия ничем не отличается от делового письма или искового заявления. Она состоит из:

  • вводной части;
  • описательно-мотивировочной;
  • просительной или заключительной.

Вводная часть. Оформление претензии начинается стандартно, с указания адресатов — от кого и кому она направляется. Указывать следует полные данные: наименование сторон, адреса, контактные телефоны, контактное лицо и т.д.

Описательно-мотивировочная. Самая важная часть – сердцевина претензии. Здесь вы должны четко и ясно указать следующие сведения: ссылку на обязательства, в чем выразилось нарушение, какие последствия повлекло, сумму задолженности и т.д. Информация излагается лаконично, не следует «лить воду» или ограничиваться одной простой фразой «вы нам должны — заплатите».

Начинаете с указания на обязательства. Например: такого-то числа между нашими организациями был заключен договор поставки (подряда, перевозки, ……), согласно условиям которого, ваша организация приняла обязанности принять и оплатить товар (выполнить работы, осуществить перевозку, …..), а наша организация поставить товар (принять результат работ, ……). Сразу будет видно о чем, идет речь.

Также четко и, по возможности кратко, указываете допущенные нарушения. Например, в нарушение условий договора (можно указать конкретные пункты) вами не произведена оплата за поставленный товар (не выполнены работы, …..). Указать необходимо все допущенные стороной нарушения, даже если из много (чаще всего такая ситуация складывается по договорам подряда).

После этого переходите непосредственно к мотивировке. Указываете ссылки на нормы закона, лучше использовать конкретные выдержки из статей законов. К этой части претензии нужно отнестись с особой ответственностью, если необходимо обратиться к специалистам. От качества мотивировки по большей части и будет зависеть результативность претензионной переписки. Прочитав эту часть, сторона должна осознать, что своими действиями действительно нарушает закон, ей придется нести за это меры ответственности и добровольное решение спора будет выгодней. Даже если сторона не отреагирует на претензию, у вас уже будет хорошая заготовка для иска.

Просительная часть. Здесь все просто, указываете свои требования. Например: прошу произвести оплату (устранить нарушения, выплатить неустойку, заменить товар, ………).

Если в вашей ситуации доводы подкрепляются какими-либо документами, то их обязательно нужно приложить к претензии. После просительной части включаете в претензию раздел «Приложения» и перечисляете прилагаемые документы.

Теперь остается произвести отправку претензии. Если иное не было установлено договором, то претензию и приложенные к ней документы, направляются по юридическому адресу стороны. При этом, направлять письмо лучше с описью вложения. Останется только выждать установленный срок.

В заключении отметим, что претензионный порядок является очень важной процедурой. Большинство проблемных ситуаций действительно можно решить миром и для этого достаточно простого обращения к контрагенту. Благодаря досудебному урегулированию спора можно существенно сократить сроки решения проблемы, решить ее альтернативным способом, который удовлетворит интересы обеих сторон, сэкономить на судебных расходах (пошлинах, услугах юристов и т.д.), да и просто сберечь собственные нервы.

Александр Пертулесов

ООО «ЮриКом»

Справочная информация: «Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕТЕНЗИОННЫЙ, ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела: — об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ); — о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ); — о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ); — по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ); — о защите прав и законных интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК РФ); — приказного производства (гл. 29.1 АПК РФ); — связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (гл. 30 АПК РФ); — о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ), а также при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52, ст. 53 АПК РФ). При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству — оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).

  • Споры с обязательным досудебным порядком
    • Споры о взыскании обязательных платежей и санкций
    • Споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц
    • Споры о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц (если внесудебный порядок не допускается)
    • Споры о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней
    • Споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа
    • Споры по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Споры при заключении договора в обязательном порядке
    • Споры при изменении, расторжении договора
    • Споры при расторжении договора аренды
    • Споры при расторжении договора найма, о выселении
    • Споры при изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов
    • Споры о расторжении договора банковского счета
    • Споры о защите прав потребителей финансовых услуг
    • Споры при заключении государственного или муниципального контракта
    • Споры при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд
    • Споры о выплатах по договору ОСАГО
    • Споры, вытекающие из грузоперевозок
    • Споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты
    • Споры, вытекающие из ж/д перевозок груза
    • Споры, вытекающие из перевозок пассажиров, груза автотранспортом
    • Споры, вытекающие из-за перевозок груза морским транспортом
    • Споры, вытекающие из перевозок внутренним водным транспортом
    • Споры, вытекающие из договора транспортной экспедиции (претензии экспедитору)
    • Споры, вытекающие из договора перевалки груза
    • Споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи
    • Споры о качестве туристского продукта (претензии туроператору)
    • Споры о нарушении исключительных прав
    • Споры в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *